Научная статья на тему 'Психологическая диагностика карьерной направленности личности студентов вуза'

Психологическая диагностика карьерной направленности личности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
932
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / КАРЬЕРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / КОМПОНЕНТЫ КАРЬЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / CAREER / PERSONAL ORIENTATION / CAREER ORIENTATION OF STUDENTS / PSYCHOLOGICAL EXAMINATION / COMPONENTS OF CAREER ORIENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жуина Диана Валериевна

В статье представлен теоретический анализ проблемы карьерной направленности личности в отечественной и зарубежной науке; подробно описана процедура и результаты психологической диагностики, сосредоточенной на изучении карьерной направленности личности студентов-психологов; сформулирован вывод о необходимости проведения целенаправленной и планомерной работы по созданию адекватных условий для развития карьерной направленности личности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological examination of the career orientation of higher school students

The article reviews a theoretic analysis of the problem of career orientation in the national and foreign researches. The author describes in details the algorithm and results of the psychological examination aimed at the scrutiny of the career orientation of students with major in psychology. It is deduced the necessity for carrying out the committed and systematic work on creation of the appropriate conditions for development of the students’ career aspirations.

Текст научной работы на тему «Психологическая диагностика карьерной направленности личности студентов вуза»

УДК 378.015.323-057.875 (045)

Жуина Диана Валериевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии

Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева dom-hors@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАРЬЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА [1]

Zhun Diana Valerievna

PhD in Psychology, Assistant Professor of the Special and Applied Psychology Department, Mordvinian State Pedagogical Institute dom-hors@mail.ru

PSYCHOLOGICAL EXAMINATION OF THE CAREER ORIENTATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS [1]

Аннотация:

В статье представлен теоретический анализ проблемы карьерной направленности личности в отечественной и зарубежной науке; подробно описана процедура и результаты психологической диагностики, сосредоточенной на изучении карьерной направленности личности студентов-психологов; сформулирован вывод о необходимости проведения целенаправленной и планомерной работы по созданию адекватных условий для развития карьерной направленности личности студентов.

Ключевые слова:

карьера, направленность личности, карьерная направленность личности студентов, психологическая диагностика, компоненты карьерной направленности личности.

Summary:

The article reviews a theoretic analysis of the problem of career orientation in the national and foreign researches. The author describes in details the algorithm and results of the psychological examination aimed at the scrutiny of the career orientation of students with major in psychology. It is deduced the necessity for carrying out the committed and systematic work on creation of the appropriate conditions for development of the students’ career aspirations.

Keywords:

career, personal orientation, career orientation of students, psychological examination, components of career orientation.

В последнее время в России повысился интерес к изучению современной молодежи. Проводятся комплексные исследования становления личности молодого специалиста; изучаются факторы, влияющие на данный процесс; разрабатываются технологии развития субъекта профессиональной деятельности. В результате данных процессов появилась новая наука - ак-меология, которая исследует развитие индивида как субъекта деятельности. Особое ее внимание обращено на изучение особенностей становления и развития конкурентоспособного специалиста. В частности, одной из задач акмеологии выступает пересмотр всей системы обучения в вузе, использование в учебно-воспитательном процессе новых технологий, формирующих профессиональные компетенции, необходимые высококвалифицированному специалисту, конкурентоспособному на рынке труда. Данная задача находит решение в создании эффективных технологий, способствующих развитию у студентов профессиональных и личностных качеств, необходимых для достижения карьерных целей.

К одному из сложных личностных образований, определяющих все поведение личности, отношение к себе и окружающим, относят направленность личности, представляющую систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов человека. Одним из условий успешного построения карьеры является сформированная карьерная направленность личности, как вид профессионального стремления, выступающая побуждающей силой активности человека, его целенаправленного карьерного развития.

Карьерные устремления субъекта рассматриваются как побудители его активности в карьерной сфере, стимулирующие его деятельность в направлении карьерного продвижения, карьерного роста, достижения высокой профессиональной успешности. Обладая ценностным началом, карьерные устремления выстраиваются в направлении ориентиров, получающих в обществе достаточно высокое признание. Выделяют следующие компоненты карьерной направленности личности: карьерные ориентации; отношения субъекта к своей карьере; карьерная компетентность; карьерная готовность [2, с. 76].

Проведенный анализ отечественных и зарубежных теоретико-методологических концепций показывает, что за последнее время проведены исследования по изучению психологических аспектов профессиональной карьеры (Ю.А. Бурмакова, С.Т. Джанерьян, А.А. Жданович,

Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.С. Миронова-Тихомирова, Е.А. Могилевкин, Е.Г. Молл, Н.С. Пряжников, О.П. Терновская и другие) [3, с. 67].

Вместе с тем, остается открытой проблема определения и психологической диагностики карьерной направленности личности студентов, организации эффективной деятельности по выработке у современной молодежи карьерной направленности личности; формирования готовности выпускников вуза в полной мере реализовать свой потенциал в сфере профессиональной деятельности; способности компетентно достигать успеха в своей карьерной деятельности.

Высокие запросы практики в сочетании с отсутствием достаточной теоретической разработки обусловили актуальность постановки проблемы психологической диагностики карьерной направленности личности студентов вуза [4, с. 88].

Учитывая актуальность обозначенной проблемы, было проведено эмпирическое исследование карьерной направленности личности, в котором приняло участие100 студентов (1-4 курс) направления подготовки 030300 «Психология» МордГПИ. Исследование проводилось в феврале 2013 г. с применением следующих методик: опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн), опросник «Мотивации к карьере» (А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптация Е.А. Могилевкина) [5, с. 84].

Результаты исследования по опроснику «Якоря карьеры» Э. Шейна позволили изучить карьерную направленность студентов-психологов [6]. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Карьерные ориентации студентов-психологов, %

Карьерная ориентация Год обучения

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Профессиональная компетентность - 1 (4%) 3 (12 %) 5 (20 %)

Менеджмент 3 (12 %) 3 (12 %) 4 (16 %) 5 (20 %)

Автономия (независимость) 8 (32 %) 5 (20 %) 1 (4 %) 1 (4 %)

Стабильность работы 6 (24 %) 5 (20 %) 4 (16 %) 3 (12 %)

Стабильность места жительства 4 (16 %) 3 (12 %) 1 (4 %) 1 (4 %)

Служение 1 (4 %) 2 (8 %) 3 (12 %) 3 (12 %)

Вызов 1 (4 %) 2 (8 %) 3 (12 %) 1 (4 %)

Интеграция стилей жизни 1 (4 %) 2 (8 %) 3 (12 %) 1 (4 %)

Предпринимательство 1 (4 %) 2 (8 %) 3 (12 %) 5 (20 %)

Анализ результатов позволил нам выявить ведущие ценностные ориентации при построении карьеры у студентов-психологов с 1-го по 4-й курс, вследствие чего было установлено, что для большинства студентов 1-го (8 чел. - 32 %) и 2-го (5 чел. - 20 %) курсов ведущей карьерной ориентацией выступает «автономия (независимость)», которая свидетельствует о желании освободиться от организационных правил, предписаний и ограничений; потребности все делать по-своему; самому решать, когда, над чем и сколько работать.

Студентам 3-го курса присущи такие карьерные ориентации, как «стабильность работы» (4 чел. - 16 %) и «менеджмент» (4 чел. - 16 %). Это говорит о более осознанном подходе студентов к планированию своей карьеры, желании работать в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работни-ках-пенсионерах и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Для студентов, ориентированных на «менеджмент», первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат. Тем не менее, небольшой процент студентов, имеющих данную карьерную ориентацию, связан, на мой взгляд, с тем, что ее понимание приходит с возрастом и опытом работы, поскольку требует не только аналитических навыков, но и опыта межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности.

У 5 студентов (20 %) 4-го курса проявляется такая карьерная ориентация, как «профессиональная компетентность», свидетельствующая о наличии способностей и талантов в определенной области (научные исследования, спортивные достижения и т.д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере. Одновременно эти люди ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, подобающем их мастерству.

Также к концу обучения в вузе начинает доминировать карьерная ориентация «предпринимательство» (5 чел. - 20 %). Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску, он не желает работать на других, а хочет иметь свое дело, финансовое богатство.

Анализ результатов опросника «Мотивации к карьере» (А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптация Е.А. Могилевкина) позволил выделить основные уровни развития карьерной интуиции, карьерной причастности и устойчивости студентов-психологов, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Уровни развития мотивации к карьере студентов-психологов, %

Год обучения Уровни развития

Карьерная интуиция Карьерная причастность Карьерная устойчивость

1 курс 1 (4 %) 7 (28 %) 17 (68 %)

2 курс 1 (4 %) 6 (24 %) 18 (72 %)

3 курс 2 (8 %) 14 (56 %) 9 (36 %)

4 курс 2 (8 %) 15 (60 %) 8 (32 %)

В ходе проведения исследования было выявлено, что у студентов-психологов начальных годов обучения преобладает высокая степень карьерной устойчивости: 17 чел. (68 %) студен-тов-первокурсников и 18 чел. (72 %) студентов-второкурсников, что означает их легкую адаптацию к меняющимся обстоятельствам, способность эффективно справляться с проблемами и трудностями, возникающими в ходе осуществления профессиональной деятельности.

У студентов старших курсов преобладает высокая степень карьерной причастности: 14 чел. (56 %) студентов 3-го курса и 15 чел. (60 %) студентов 4-го курса, что свойственно для тех, кто готов работать с максимальной отдачей ради достижения, прежде всего целей организации и способен достаточно длительный период времени работать сверхурочно.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что сложившаяся в педагогическом вузе система обучения формирует некоторые компоненты карьерной направленности личности (в частности - карьерные ориентации). Тем не менее, данный процесс носит стихийный характер, а длительность обучения сама по себе не делает представления о карьере более правильными, профессиональные намерения - устойчивыми, а отношение к профессии - положительным.

Таким образом, без специальной работы у студентов педагогического вуза не складывается целостное отношение к своей карьере, не сформирована система представлений о ней, возможностях и путях карьерного роста; отсутствует карьерная готовность. Поэтому следует отметить, что стихийному во многих своих частях процессу развития и формирования конкурентоспособного специалиста необходимо противопоставить целенаправленное, согласованное во всех звеньях обучение и воспитание будущего профессионала.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена за счет средств проекта 2.1.1. Решение комплексных проблем по разработке и внедрению гуманитарных технологий в образовательную практику на базе научно-образовательных центров и научноисследовательских лабораторий Программы стратегического развития МордГПИ.

2. Щелокова Е.Г. Особенности карьерных направленностей у студентов университета // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 22.

3. Канаматова А.К. Межличностные отношения студентов вуза как детерминанта развития карьерных устремлений: дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2010.

4. Кадакин В.В., Кутняк С.В. Исследование представлений о карьерном росте студентов - выпускников педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 4 (12).

5. Жуина Д.В. Планирование развития карьеры студентов педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2 (6).

6. Там же. С. 84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.