В механизме формирования правосознания личности правовая информация выполняет ряд функций: первоначально ориентирующую функцию; обеспечивая выбор направленности поведения, затем она становится собственно программой поведения, предопределяя выбор соответствующих праву поступков; и, наконец, она носит прогностическую функцию, позволяя предвосхитить поступки личности в дальнейшем. Правосознание личности, включающее систему взглядов на природу и назначение правовых норм, институтов и учреждений, аккумулирует правовую информацию, в которой важную роль играют знания правовых процессов, сообщения, сведения, которые используются или могут быть использованы в практической деятельности.
Правовая информация раскрывает обусловленность права социально-экономическими условиями жизни общества, выявляет закономерность обеспечения выполнения правовых предписаний в необходимых случаях принудительной силой государства, указывает на тесную связь права, политики, морали [2].
Мы понимаем, правовую информацию как информацию, несущую в себе сведения о правовых предписаниях, установленных или санкционируемых, охраняемых государственными органами. В современных условиях такая информация нуждается в систематизации путем упорядочения деятельности информационных каналов через компьютеры, интернет и средства автоматизации поиска правовой информации для их использования в правовом поведении личности. Ведь правовая информация используется в обществе для целей социального управления, в том числе и правового воздействия на формирование правомерного поведения личности [3].
Механизм формирования правосознания целесообразно рассматривать применительно к основным источникам правовой информации для данной социально-демографической группы. При этом целесообразно говорить о системе ее воздействия на подростков, предусматривающей вертикальную и горизонтальную плоскость. В первой поток сведений о праве исходит от государства, других правотворческих субъектов либо контролируется государственной властью, во второй плоскости - в процессе межличностного общения индивиды, как субъекты формируют определенные сведения правового характера. Правовое информирование в процессе образовательной деятельности связано с учебной информацией, исходящей от педагогов. Она, наш взгляд, несет двойственный характер: с одной стороны, эта правовая информация регламентирована государством (ее объем и содержание устанавливается в образовательных отношениях государством либо санкционируется, формализуясь в стандарте), с другой стороны: ее ведущим каналом передачи является межличностное общение, разные формы образовательной деятельности.
Таким образом, правовое сознание личности рассматривается как некая социальная информационная система, но с определенными границами правовой информированности, обусловленными психолого-физиологическими особенностями возраста, которые влияют на процесс восприятия правовой информации, что должно учитываться в содержании правового воспитания и обучения.
Литература
[1]. Венгеров А.Б. Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки // Советское государство и право. № 10. 1977. С. 70-72.
[2]. Копылов В.А. Информация как объект правового регулирования // НТИ. № 8. 1996. С. 15.
[3]. Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. № 5. 2000. С. 67.
MEANS FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE PERSON
Zhigulin Andrey Alekseevich (Voronezh, Russia) - candidate of psychology, Voronezh Institute of Economies and Law; Leninskiy pr., 119A; [email protected].
Abstract
The article is dedicated means of formation of legal consciousness of the individual. This paper deals with information and legal processes affecting the formation ofjustice personality, and is defined as a set of
information about the law and all processes and phenomena associated with it, the information contained in the law.
Key words: consciousness, legal knowledge, legal consciousness, legal information.
УДК 159.9.07
ДИАГНОСТИКА КАРЬЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА
Жуина Диана Валериевна (Саранск, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева; ул. Студенческая,
11а; [email protected]
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования карьерной направленности личности студентов-психологов Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, сформулированы выводы об особенностях развития карьерной направленности личности будущих психологов. Ключевые слова: будущий психолог, карьерная направленность личности, психолого-акмеологическая диагностика.
В условиях развивающегося рынка труда во всех сферах деятельности отмечается тенденция повышения требований к современной молодежи, которая должна обладать определенным набором качеств, таких как: гибкость мышления, активность, инициативность, склонность к риску, профессионализм, четкое представление о будущей карьере, планирование карьерной траектории, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности и успешность в построении карьеры [1, с. 52; 2, с. 22; 3, с. 260].
На наш взгляд, для того, чтобы будущий психолого-профессионал стал конкурентоспособным на рынке образовательных, социальных и других услуг, он должен иметь хорошо сформированную «карьерную направленность личности», под которой мы понимаем сложный структурный компонент общей направленности личности, представляющий собой многоаспектный процесс ориентации и побуждений человека к деятельности в профессиональной сфере, интегративную характеристику, включающую устойчивый карьерный образ, сформированные карьерные ориентации и карьерный потенциал, стойкую мотивацию к карьере, опосредованные процессом профессионализации [4, с. 587].
Для выявления уровня сформированности карьерной направленности личности у студентов-психологов Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, мы провели психолого-акмеологическую диагностику [4, с. 588], в ходе которой были получены следующие результаты.
Анализ результатов исследования по опроснику «Якоря карьеры» Э. Шейна позволил выявить, что для большинства студентов 1-го (23,3%) и 2-го (16,6%) курсов ведущей карьерной ориентацией выступает «автономия (независимость)», студентам 3-го курса присущи такие карьерные ориентации, как «стабильность работы» (20%) и «менеджмент» (16,6%). У значительной части студентов 4-го курса (по 20%) проявляются такие карьерные ориентации, как «профессиональная компетентность», «менеджмент» и «предпринимательство».
По данным анкеты Е.Г. Молл «Карьерные цели» можно говорить о преобладании у студентов 1-го курса целей: «получение хорошего образования» (30%), «саморазвитие и самосовершенствование» (26,6%). Менее значимой целью выступает «опыт» (10%), «профессионализм и карьерный рост» (10%). На втором курсе по-прежнему значимыми целями выступают «получение хорошего образования» (26,6%), «саморазвитие и самосовершенствование» (26,6%), менее значимой целью выступают «профессионализм и карьерный рост» (13,3%), «опыт» (10%). У студентов старших курсов приоритетными карьерными целями становятся «хороший заработок» (на 3-ем курсе - у 30% испытуемых, на 4-ем курсе - у 33,3% респондентов), а также «профессионализм и карьерный рост» (по 30%). Наименее значимыми карьерными целями у старшекурсников выступают «хорошее образование» (по 6,6%).
Результаты теста «Диагностика мотивации» показали, что доминирующими мотивами у студентов-первокурсников являются «сотрудничество» (23,3%), «содержание работы» (20%) и «признание и вознаграждение» (16,6%). Для студентов второго курса характерно доминирование мотивов «сотрудничество» (23,3%), «содержание работы» (20%) и «отношение с руководителем» (16,6%). Студентам старших курсов свойственны мотивы «достижения» (20% студентов 3-го курса и 23,3% студентов 4-го курса), «продвижение по службе» (16,6% студентов 3-го курса и 20% студентов 4-го курса) и «финансовые мотивы» (13,3% студентов 3-го курса и 16,6% студентов 4-го курса).
По данным методики Ш. Ричи и П. Мартина «Изучение мотивационного профиля личности» (адаптация Е.А. Климова) было выявлено, что у студентов начальных курсов наиболее значимым мотивационным профилем является «потребность в социальных контактах» (23,3% студентов 1-го курса и 20% студентов 2-го курса), «потребность быть креативным» (20% студентов 2-го курса и 16,6% студентов 1-го курса) и «потребность в совершенствовании» (20% студентов 1-го курса и 16,6% - студентов 2-го курса). К третьему курсу доминирующим мотивационным профилем выступают «потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении», «потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке», «потребность в наличии большего свободного времени, гибкости графика» и «потребность в ощущении востребованности в интересной общественно-полезной работе» (по 16,6% студентов 3-го курса соответственно). На четвертном курсе на первый план выходит мотив «потребность во влиятельности и власти» (20% студентов 4-го курса) и «потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении» (20% обследуемых). По прежнему остаются значимыми мотивы «потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке» (16,6% испытуемых) и «потребность в ощущении востребованности в интересной общественно-полезной работе» (16,6% студентов-психологов).
В ходе анализа полученных данных по методике Е.А. Мо-гилевкина «Факторы карьерного продвижения» мы выявили, что у студентов 1-го курса доминирующими факторами выступают «хорошее образование» (20%) и «связи» (16,6%), для студентов 2-го курса такими факторами являются также «хорошее образование» (23,3%) и «упорство» (16,6%). У студентов 3-го курса к наиболее значимым факторам карьерного продвижения можно отнести «профессионализм» (20%), «опыт» (16,6%), «ум» (16,6%) и «хорошее образование» (16,6%). Aналогичная тенденция сохраняется и у студентов 4-го курса, для которых значимыми выступают факторы «профессионализм» (26,6%), «опыт» (20%) и «ум» (20%), и чуть менее значимыми факторами являются «хорошее образование» (16,6%) и «упорство» (16,6%).
Таким образом, анализ результатов психолого-акмеоло-гической диагностики позволяет нам говорить о том, что у большинства будущих психологов в процессе обучения в вузе карьерная направленность личности оказывается недостаточно сформирована.
Литература
[1]. Верниенко Л.В., Суховеева Н.Д. Aкмеологический аспект развития конкурентоспособной личности в системе высшего образования // Aкмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 52-53.
[2]. Деркач A.A. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Aкмеология (специальный выпуск). № 3. 2013. С. 22-23.
[3]. Жуина Д.В. Диагностика профессиональной карьеры студентов педагогического вуза // Aкмеология. № 3. 2011. С. 260-262.
[4] Zhuina D.V. Diagnostics of career orientation peculiar for the personality of pedagogy students // Life Sci J. No 11(8). 2014. P. 586589
DIAGNOSIS OF CAREER ORIENTATIONOF THE INDIVIDUALFUTURE PSYCHOLOGISTS
Zhuina Diana Valerievna (Saransk, Russia) - Ph.D., Associate Professor, Mordovia State Pedagogical Institute named after ME Evseveva; st. Student, 11; [email protected]
Abstract
The article gives a detailed description of the psycho-diagnostic akmeologicheskoj career orientation of the individual psychology students Mordovia State Pedagogical Institute named after ME Evseveva, presents the results of an empirical study of career orientation of the individual future psychologist, formulate conclusions about the features of the career orientation of the individual subjects of the educational environment of pedagogical university. Key words: future psychologist, career orientation of the individual, psychology-akmeology diagnosis.
УДК 159.9
РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МОДИФИЦИРОВАННОГО ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА «ГОМУНКУЛУС» В ПРАКТИКЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ
Захарова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХ и ГС, г. Москва [email protected]
Аннотация
Статья посвящена описанию модифицированного автором проективного теста «Гомункулус» и его применения в практике акмеологического изучения личности, психологического консультирования и психотерапии. В работе приводится подробное описание данного теста, результаты апробации, а также представлены некоторые примеры из практики.
Ключевые слова: акмеологическое изучение личности, психологическое консультирование и психотерапия, психологическая диагностика, проективные тесты, модифицированный проективный тест «Гомункулус».
В данной статье нами будет рассмотрен вопрос применения в практике акмеологического изучения личности, психологического консультирования и психотерапии модифицированного нами проективного теста «Гомункулус», разработанного А.В.Семенович (4) и Б.А.Архиповым для нейроп-сихологической диагностики детей. Модифицированный нами тест Гомункулус прошел апробацию и использовался нами в психологическом и акмеологическом консультировании, а также в психологическом консультировании и психотерапии, как детей, так и взрослых, включая и клинические случаи .
В теоретическом плане настоящее исследование строилось на следующих утверждениях:
- Проективный метод ориентирован на изучение как осознаваемых, так и неосознаваемых, или частично осознаваемых, форм психической деятельности индивидуума.
- Проективные методики позволяют выявить личностно значимые субъективные интерпретации, которые в дальнейшем требуют дальнейшего объективного анализа.
Отличительными признаками проективных методик являются:
1) неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе, формы изображения, ответа или тактики поведения;
2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора, что в целом характерно для процесса консультирования;
3)испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, что в свою очередь позволяет проявиться максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными стандартами, нормами и оценками;
4) проективные методики позволяют выявить наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования, особенности взаимоотношений с социальным окружением и «личностное отношение»;
5)стимульный материал, используемый в проективных методиках, личностный смысл, обращен к тем или иным индивидуально значимым переживаниям, а для проективного рисуночного теста «Гомункулус», в котором представлено первичное контурное изображение, является опосредованным