Результаты теста «Диагностика мотивации» показали, что доминирующими мотивами у студентов-первокурсников являются «сотрудничество» (23,3%), «содержание работы» (20%) и «признание и вознаграждение» (16,6%). Для студентов второго курса характерно доминирование мотивов «сотрудничество» (23,3%), «содержание работы» (20%) и «отношение с руководителем» (16,6%). Студентам старших курсов свойственны мотивы «достижения» (20% студентов 3-го курса и 23,3% студентов 4-го курса), «продвижение по службе» (16,6% студентов 3-го курса и 20% студентов 4-го курса) и «финансовые мотивы» (13,3% студентов 3-го курса и 16,6% студентов 4-го курса).
По данным методики Ш. Ричи и П. Мартина «Изучение мотивационного профиля личности» (адаптация Е.А. Климова) было выявлено, что у студентов начальных курсов наиболее значимым мотивационным профилем является «потребность в социальных контактах» (23,3% студентов 1-го курса и 20% студентов 2-го курса), «потребность быть креативным» (20% студентов 2-го курса и 16,6% студентов 1-го курса) и «потребность в совершенствовании» (20% студентов 1-го курса и 16,6% - студентов 2-го курса). К третьему курсу доминирующим мотивационным профилем выступают «потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении», «потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке», «потребность в наличии большего свободного времени, гибкости графика» и «потребность в ощущении востребованности в интересной общественно-полезной работе» (по 16,6% студентов 3-го курса соответственно). На четвертном курсе на первый план выходит мотив «потребность во влиятельности и власти» (20% студентов 4-го курса) и «потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении» (20% обследуемых). По прежнему остаются значимыми мотивы «потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке» (16,6% испытуемых) и «потребность в ощущении востребованности в интересной общественно-полезной работе» (16,6% студентов-психологов).
В ходе анализа полученных данных по методике Е.А. Мо-гилевкина «Факторы карьерного продвижения» мы выявили, что у студентов 1-го курса доминирующими факторами выступают «хорошее образование» (20%) и «связи» (16,6%), для студентов 2-го курса такими факторами являются также «хорошее образование» (23,3%) и «упорство» (16,6%). У студентов 3-го курса к наиболее значимым факторам карьерного продвижения можно отнести «профессионализм» (20%), «опыт» (16,6%), «ум» (16,6%) и «хорошее образование» (16,6%). Aналогичная тенденция сохраняется и у студентов 4-го курса, для которых значимыми выступают факторы «профессионализм» (26,6%), «опыт» (20%) и «ум» (20%), и чуть менее значимыми факторами являются «хорошее образование» (16,6%) и «упорство» (16,6%).
Таким образом, анализ результатов психолого-акмеоло-гической диагностики позволяет нам говорить о том, что у большинства будущих психологов в процессе обучения в вузе карьерная направленность личности оказывается недостаточно сформирована.
Литература
[1]. Верниенко Л.В., Суховеева Н.Д. Aкмеологический аспект развития конкурентоспособной личности в системе высшего образования // Aкмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 52-53.
[2]. Деркач A.A. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Aкмеология (специальный выпуск). № 3. 2013. С. 22-23.
[3]. Жуина Д.В. Диагностика профессиональной карьеры студентов педагогического вуза // Aкмеология. № 3. 2011. С. 260-262.
[4] Zhuina D.V. Diagnostics of career orientation peculiar for the personality of pedagogy students // Life Sci J. No 11(8). 2014. P. 586589
DIAGNOSIS OF CAREER ORIENTATIONOF THE INDIVIDUALFUTURE PSYCHOLOGISTS
Zhuina Diana Valerievna (Saransk, Russia) - Ph.D., Associate Professor, Mordovia State Pedagogical Institute named after ME Evseveva; st. Student, 11; dianazhuina@yandex.ru
Abstract
The article gives a detailed description of the psycho-diagnostic akmeologicheskoj career orientation of the individual psychology students Mordovia State Pedagogical Institute named after ME Evseveva, presents the results of an empirical study of career orientation of the individual future psychologist, formulate conclusions about the features of the career orientation of the individual subjects of the educational environment of pedagogical university. Key words: future psychologist, career orientation of the individual, psychology-akmeology diagnosis.
УДК 159.9
РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МОДИФИЦИРОВАННОГО ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА «ГОМУНКУЛУС» В ПРАКТИКЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ
Захарова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХ и ГС, г. Москва zaharova.vip@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена описанию модифицированного автором проективного теста «Гомункулус» и его применения в практике акмеологического изучения личности, психологического консультирования и психотерапии. В работе приводится подробное описание данного теста, результаты апробации, а также представлены некоторые примеры из практики.
Ключевые слова: акмеологическое изучение личности, психологическое консультирование и психотерапия, психологическая диагностика, проективные тесты, модифицированный проективный тест «Гомункулус».
В данной статье нами будет рассмотрен вопрос применения в практике акмеологического изучения личности, психологического консультирования и психотерапии модифицированного нами проективного теста «Гомункулус», разработанного А.В.Семенович (4) и Б.А.Архиповым для нейроп-сихологической диагностики детей. Модифицированный нами тест Гомункулус прошел апробацию и использовался нами в психологическом и акмеологическом консультировании, а также в психологическом консультировании и психотерапии, как детей, так и взрослых, включая и клинические случаи .
В теоретическом плане настоящее исследование строилось на следующих утверждениях:
- Проективный метод ориентирован на изучение как осознаваемых, так и неосознаваемых, или частично осознаваемых, форм психической деятельности индивидуума.
- Проективные методики позволяют выявить личностно значимые субъективные интерпретации, которые в дальнейшем требуют дальнейшего объективного анализа.
Отличительными признаками проективных методик являются:
1) неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе, формы изображения, ответа или тактики поведения;
2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора, что в целом характерно для процесса консультирования;
3)испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, что в свою очередь позволяет проявиться максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными стандартами, нормами и оценками;
4) проективные методики позволяют выявить наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования, особенности взаимоотношений с социальным окружением и «личностное отношение»;
5)стимульный материал, используемый в проективных методиках, личностный смысл, обращен к тем или иным индивидуально значимым переживаниям, а для проективного рисуночного теста «Гомункулус», в котором представлено первичное контурное изображение, является опосредованным
стимульным материалом для проявления личностно значимых проекций.
6)проективные тесты в некоторой степени позволяют обойти ПЗМ и получить информацию, вытесненную в подсознание;
7)информация, полученная посредством проективных тестов, может дополняться объективной информацией, полученной из психологического анамнеза, а также анализом актуальных проблем личности.
Целью нашего исследования являлась разработка и апробация модифицированного нами проективного теста «Гомункулус».
В исследовании принимали участие 750 человек от 18 до 72 лет, из них 315 мужчин и 435 женщи, из них 57 человек -студенты и слушатели РАНХиГС.
Полученные изображения анализировались нами с точек зрения качественных особенностей и количественных составляющих, причем данные параметры оценки графических изображений Гомункулуса сопоставимы с параметрами психодиагностических проективных методик таких как «Дом, Дерево, Человек, Несуществующее животное». Кроме того, данное комплексное исследование включало в себя, в том числе, и такие проективные тесты, как « Я-реальное, Я-идеальное», «Клоун», «Руки», «Мандала» и др., результаты анализа интерпретаций которых также оказались сопоставимыми.
На основе опросника к проективному тесту Гомункулус для детей (А.В.Семенович, Б.А.Архипов) нами был разработан модифицированный опросник к данному изображению для психологического, акмеологического консультирования и психотерапии взрослых. Опросник включает в себя вопросы, ответы на которые предоставляли достаточно широкий спектр психологической информации не только о личностных особенностях, специфики жизнедеятельности, но и о наличии психологических проблем, внутриличностных конфликтах индивидуума, актуальных психологических стрессов, в том числе, острых стрессовых состояний и ПТСР.
Перед началом тестирования испытуемому даётся инструкция: внимательно рассмотри эти изображения, дорисуй и раскрась их сначала одной, затем другой рукой, затем ответьте на вопросы по каждому изображению в отдельности.
Проективный рисунок выполняется цветными карандашами (фломастерами). Для этого используется набор не менее 12 цветов (чёрный, серый, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, голубой, фиолетовый, салатовый, розовый). В их число обязательно должны входить восемь базовых цвета, используемых в цветовом тесте Люшера. Также испытуемым для рисования предлагается простой карандаш, ластик и ручка. Тест выполняется не только ведущей рукой, как было предложено А.В.Семенович и Б.ААрхиповым в ней-ропсихологическом исследовании ребенка, но и другой рукой также. На каждое изображение заполнялся опросник с однотипными вопросами к каждому из двух изображений. Важно отметить, что опросник даётся строго только после того, как будет закончен рисунок как одной, так и другой рукой, т.к. полученные изображения могут относиться не только к изображению человека.
На основе проведенного исследования нами были выделены типичные изображения, составлен диагностический альбом, в котором дана классификация, представлены образцы выполненных работ и дано описание соответствующих базовых психологических и психофизических характеристик.
В целом, все полученные в ходе исследования проективные рисунки по характеру изображения можно условно систематизировать и распределить по группам (изображения человека, мистического персонажа, инопланетянина, героя фильма, животного, комического персонажа и др.).
Кроме того, необходимо особо выделить группу изображений, отражающих наличие острых стрессовых состояний и ПТСР. Среди них могут встречаться такие изображения, отражающие сложные психологические состояния, как, например: раздавленная лягушка, мумия, труп человека (в том числе и препарированный), скелет, агрессивные персонажи (маньяк, Фредди Крюгер и др.), вампиры, человек-кукла, робот-трансформер, перечёркнутое изображение, полностью закрашенное чёрным цветом, а также изображение человека, на теле которого порезы, раны, либо тело в осколках стекла, иголках, пронизанное стрелами, копьями, обвитое колючей
проволокой, раненное шипами, истекающее кровью, разорванное пополам и т.д.
Необходимо также отметить, что в проективном рисунке Гомункулус достаточно ярко выделяется интровертируемость и аутизация (например, изображение, повернутое спиной к зрителю, либо спрятанное за каким-то предметом, находящимся за стеклом, в коробке, аквариуме, под водой, в стогу сена и др.), также могут быть представлены и акцентуации.
Наличие психотравмирующих факторов возникновения острых стрессовых состояний и ПТСР наглядно выявляется как непосредственно при анализе самих изображений, так и посредством получения ответов на вопросы к данному изображению.
В целом само изображение может быть, как ярко раскрашенным, так и схематично представленным. Анализируется не только выбор цвета, но и характер раскрашивания, наличие цветовых акцентов. Часть изображений может не иметь деталей и быть раскрашенным либо каким-то одним цветом, либо по - фрагментарно разным цветом. Внимание следует обратить, как на не раскрашенные участки, так и на раскрашенные с чрезмерным нажимом.
Сравнение двух изображений, полученных как правой, так и левой рукой, а также анализ проекций и ответов на вопросы, представленных в опроснике, позволяют выявить:
-особенности психо - эмоционального состояния индивидуума на момент исследования;
- степень гармоничности или конфликтности аффективной сферы
- состояние эмоционально - волевой, мотивационной сферы;
- ее ведущие мотивы и пути их реализации; - характерные особенности самоиндентификации;
-специфику социального взаимодействия, межличностных отношений, коммуникативного взаимодействия, а также причины возникновения межличностных конфликтов;
- стиль взаимоотношения личности с другими людьми (конформность, лидерство, авторитарность, демократизм и т. д.);
- наличие внутриличностных конфликтов и противоречий, глубинно-личностных проблем;
-средства разрешения внутренних и внешних конфликтов;
- актуальные психологические кризисы;
- психологические комплексы;
- психозащитные механизмы и способы компенсации;
- самооценку, в том числе неадекватную, меру ее осознанности, адекватности, гибкости
-психологические установки, стойкие убеждения, систему ценностей;
- аутизацию, наличие депрессивных состояний и неврозов; -наличие стрессовых состояний, психологических травм,
в том числе ПТСР; -страхи и фобии;
-представление о семье, удовлетворённость семейной жизнью, специфику детско-родительского программирования, семейных отношений, наличие детских психологических травм, проблем в семейной и личной жизни, специфику взаимоотношений со своими детьми и членами семьи;
-наличие профессиональных проблем и недостаточную удовлетворенность профессиональной реализацией;
-состояние здоровья, наличие острых и хронических заболеваний, физических травм, психосоматические проявления;
-наличие аутодеструкций, девиаций, аутодеструктивного поведения;
-суицидальную направленность;
-пограничные состояния и психическую нестабильность;
- акцентуированность личности; -предрасположенность к асоциальному поведению.
В тоже время при выполнении теста раскрываются и такие представления личности о том, что является для неё смыслом жизни, какие цели она ставит перед собой, в чем видит своё предназначение, каковы мотивы её деятельности и ценностные ориентиры. Более того, в ряде работ нами были выявлены способы актуализации личности, выбираемые пути разрешения имеющихся проблем и стратегии выхода из психологических кризисов.
Кроме того, в процессе выполнения данного проективного теста у испытуемого может наблюдаться проявление катарсиса и рефлексии, осознания вытесненного в подсо-
знание актуального психологического материала, связанного с травматическим опытом и являющимся часто причиной возникновения проблем и личностных кризисов. В этом случае работа психолога может строиться на совместном с клиентом анализе проявившихся проекций.
Однако необходимо отметить и тот факт, что выполнение данного теста несёт определённую психоэмоциональную нагрузку для испытуемого. Поэтому рекомендуется выбирать для конкретного исследования лишь необходимые тематические вопросы, выбранные из базового опросника, либо предложенные самостоятельно. К данному изображению можно вернуться позже, получив необходимую дополнительную информацию. Психологу при выполнении данного теста также следует фиксировать как реакции сопротивления, так и эмоционально окрашиваемые высказывания, что может нести в себе необходимую дополнительную информацию.
Таким образом, модифицированный нами проективный тест Гомункулус позволяет проводить объемное и всестороннее исследование личности, т.к. в опросник могут быть включены вопросы разнообразной направленности, касающихся различных сфер деятельности человека. Более того, тест можно использовать и в коррекционных целях в психологическом консультировании с клиентами, имеющими высокий уровень рефлексии, а также при повторной диагностике с целью анализа эффективности психологической коррекции, консультативной и психотерапевтической работы.
Литература:
[1]. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. -288 с.
[2]. Беллак Л., Эбт Л. и др. Проективная психология: Пер. с англ. -2-е изд., сокр., испр. - М.: Психотерапия, 2010. - 416 с.
[3]. Колосницына М.Ю.Психологическая диагностика типа личности по рисунку: монография/ М.Ю. Колосницына, Алифанова Л.Г., Лабу-тина В.Е. - М.: «Печатный дом», 2012. -200с.
[4]. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232 с.: ил., - С. 19-20
DEVELOPMENT AND TESTING OF THE MODIFIED PROJECTIVE TEST «HOMUNCULUS» IN PRACTICE ACMEOLOGY STUDU OF PERSONALITY, PSYCHOLOGY COUNSELING AND PSYCHOTHERAPY
Zakharova Olga Yurievna (Moscow) Candidate of Pedagogical sciences /Ph.D., Associate Professor of the Department Acmeology and psychology professional activities RANEPA /Russian Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
Abstract
the article describes the author modified projective test «Homuncu-lus» and its use in the practice of Acmeology studu of personality, psychology counseling and psychotherapy. The paper is a detailed description of this test, results of testing, as well as provides some practical examples.
Key words: Acmeology studu of personality, psychology counseling and psychotherapy, psychological diagnosis, projective tests, modified projective test «Homunculus».
УДК 159.9
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТОВ
Захарова Саргылана Егоровна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; S.E.Zakharova@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена теоретико-аналитическому анализу проблемы личностно-профессионального развития профессионализма космонавтов. В данной статье рассматриваются вопросы личностно-профессионального развития профессионализма космонавтов в психолого-акмеологическом аспекте, модель акмеологического
обеспечения профессионального развития космонавтов и программа личностно-профессионального развития. Ключевые слова: акме, профессионализм, акмеологическая модель, личностно-профессиональное развитие.
В результате анализа современных акмеологических исследований [1, 2, 3, 4, 5] в сфере изучения личностно-профес-сионального развития человека в процессе профессиональной деятельности актуализируются вопросы личностно-профес-сионального развития и совершенствования профессионализма космонавтов в психолого-акмеологическом аспекте.
Для это в интересах разработки программы и перечня методик личностно-профессионального совершенствования космонавтов проведен совместно с Л.И. Ворониным теоретико-методологический анализ проблемы изучения профессионализма, определены и описаны акмеологические инварианты профессионализма, исследованы методологические и методические основы изучения профессионализма, разработаны модель акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов, программа личностно-профессиональ-ного совершенствования космонавтов, перечень методик лич-ностно-профессионального совершенствования космонавтов.
В результате теоретико-методологического анализа выявлены два основных подхода к проблеме изучения профессионализма: преимущественно психологический (психология труда) и преимущественно акмеологический. Применительно к профессии космонавта на этапах отбора предпочтителен преимущественно психологический подход, а на этапах подготовки и осуществления космических полётов - психолого-акмеологический.
Как свидетельствуют акмеологические исследования, развитие профессионализма у специалистов различных профессий осуществляется по сходным закономерностям, которые связаны с формированием акмеологических инвариант профессионализма [3].
Акмеологические инварианты профессионализма - это основные качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности, независимо от её содержания и специфики (развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, устойчивая образная сфера, умение принимать решения).
Анализ методологических и методических подходов к изучению профессионализма показал, что методология изучения профессионализма, с одной стороны, является общей для наук, входящих в комплекс наук о человеке, с другой стороны, имеет конкретное акмеологическое содержание. Она позволяет определить акмеологическую специфику её объекта - непрерывно развивающуюся личность, субъектный характер этого развития, достигающего высшего уровня. Интегрирующую роль в акмеологических исследованиях играет собственно акмеологический подход. Акмеологический подход предполагает, что акме и самоосуществление - это не идеальные образы, а постоянное движение к ним через соотношение реальных характеристик развития человека с оптимальной моделью саморазвития.
В силу интегративного характера акмеологии в акмеологических исследованиях профессионализма широко применяются методы других смежных наук и, прежде всего, психологических. В то же время в их применении существует одна особенность: анализ полученных данных в значительной степени осуществляется с акмеологических позиций. Собственно акмеологический методический арсенал базируется на акмеоцентрическом и акмеографическом подходах.
В психологии и акмеологии под личностно-професси-ональным развитием понимается формирование личности и её профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях [5]. Личност-но-профессиональное развитие кандидатов в космонавты и космонавтов осуществляется как непосредственно в процессе профессиональной деятельности, так и в системе самостоятельной подготовки, саморазвития, переподготовки и повышения квалификации.
С целью оптимизации профессионального развития в системе профессиональной подготовки разработана акмеоло-гическая модель психолого-акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов.
Разработанная модель акмеологического обеспечения профессионального развития космонавтов определяет цели,