Научная статья на тему 'Средства формирования правового сознания личности'

Средства формирования правового сознания личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
380
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ПРАВОВОЕ ЗНАНИЕ / LEGAL KNOWLEDGE / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / LEGAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жигулин Андрей Алексеевич

Статья посвящена средствам формирования правового сознания личности. В данной работе рассматриваются информационноправовые процессы, влияющие на формирование правосознания личности, и определяются как совокупность сведений о праве и всех процессах и явлениях, с ним связанных, информацию, содержащуюся в нормах права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE PERSON

The article is dedicated means of formation of legal consciousness of the individual. This paper deals with information and legal processes affecting the formation of justice personality, and is defined as a set of information about the law and all processes and phenomena associated with it, the information contained in the law.

Текст научной работы на тему «Средства формирования правового сознания личности»

9. Гагарин А.В., Фетисова А.С. Социально-психологическое исследование экологического сознания государственных служащих / А.В. Гагарин, А.С. Фетисова // Государственная служба. № 4. 2013. С. 27-30

10. Гагарин А.В., Фокин А.И. Экологоориентированное мировоззрение личности как акмеологический феномен // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010. № S1. С. 76-78.

11. Глазачев С.Н., Гагарин А.В. Экологическая культура специалиста-управленца: акмеологический аспект // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 3. С. 87-90.

12. Двойнев В.В. Экологическое сознание городского населения: состояние и перспективы развития. Текст: автореф. дис. канд. соц. наук: 13.00.08 /В.В. Двойнев. Смоленск, 2009. - 28 с.

13. Дейнека О.С. Экономическая психология для экологической политики (результаты эмпирических исследований) // Национальный психологический журнал. - 2007. - № 1 (2) - с. 81-87.

14. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. - СПб: Питер, 2003. -256с.

15. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.

16. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания в при-родоориентированной деятельности учащихся // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2004. № 2. С. 82-102.

17. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. - М: Изд-во РУДН, 2008.

18. Мудрак С.А. Развитие отношения человека к природе (о субъекти-вации и субъектификации) //Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Социально-экологические технологии. 2013. № 1. С. 36-40.

19. Мудрак С.А. Специфика проявления экологической компетентности личности российских и иностранных студентов: дисс. ... канд. пс. н.: 19.00.01 - М., 2014. - 190 с.

20. Мудрак С.А., Гагарин А.В. Эмпирическое изучение экологической компетентности личности студентов разных национальностей // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Социально-экологические технологии.

2012. Т. 2. № 2. С. 90-92.

21. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. - 197 с.

22. Фетисова А.С. Психолого-акмеологические факторы потребительского отношения личности к природной среде // Акмеология. - 2012 - № 3 (Спец. выпуск) - с. 137-140.

23. Фетисова А.С. Соотношение типа экологического сознания и уровня потребительского отношения человека к природе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. -

2013. - № 1, том 1. - с. 40-45.

24. Фокин А.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение государственного служащего и особенности его формирования в интересах устойчивого развития России // Вестник Международной академии наук (Русская секция) (Электронный ресурс). 2011. № 2 (3). С. 87-89.

25. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.

26. Gagarin, A.V. Features of Ecological Competence of Students Living in Conditions of Big City (by the Example of the Students of the Peoples' Friendship University of Russia) / Mudrak S.A., Gagarin A.V., Glebov V.V. // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series «Psychology and Pedagogics. 2012. N4. P. 78-84

SOCIO-PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF FACTORS TO OVERCOME CONSUMER ATTITUDE TO NATURE

Yermolin Artem Vitalevich - the undergraduate of the department of acmeology and psychology of professional activity, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84, Moscow, Russia, 119606.

Abstract

This study presents different approaches and points of view on the study of factors to overcome consumer attitudes to nature. Different cases of social and psychological interactions between man and nature, contributing to the development of individual and public environmental awareness, are discussed.

Keywords: natural resources, consumer attitudes, social and psychological factors, individual and public environmental awareness.

УДК 37.035

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Жигулин Андрей Алексеевич (Воронеж, Россия) - кандидат психологических наук, Воронежский экономико-правовой институт; Ленинский проспект 119А; [email protected].

Аннотация

Статья посвящена средствам формирования правового сознания личности. В данной работе рассматриваются информационно-правовые процессы, влияющие на формирование правосознания личности, и определяются как совокупность сведений о праве и всех процессах и явлениях, с ним связанных, информацию, содержащуюся в нормах права.

Ключевые слова: сознание, правовое знание, правовое сознание, правовая информация.

Формирование правосознания личности органически связано с содержанием, качеством и доступностью правовой информации. Беспрепятственная циркуляция правовой информации между молодыми людьми, а также между ними и педагогами, родителями, государственными органами и другими субъектами различных правоотношений является непременной характеристикой процесса формирования правосознания. Именно благодаря информационно-правовым процессам подростки имеют возможность получить необходимые для их жизни правовые сведения, выражать к ним свое отношение, а также взаимодействовать в социальной среде. Похожее значение может передаваться разными носителями, вещественная форма которых не существенная для информации. Одна информация может быть передана посредством языка, другая только через реализацию в действиях, в поведении и т.д. Во всех случаях различные системы информации формируются в деятельности, общении. Для каждого вступающего в социальную жизнь индивида система социальной деятельности, формы общественных отношений, а, следовательно, и совокупность различных знаковых систем информации существуют как нечто объективное, как совокупность тех социальных условий, в которых должна протекать его деятельность.

Правовую информацию люди могут получать стихийно или целенаправленно, включаясь в образовательные правоотношения. И в том и в другом случае, воздействие правовой информации на правосознание личности представляет собой сложный процесс, который может быть рассмотрен в зависимости от того, как понимается сама правовая информация, и каковы каналы ее распространения. Если исходить из того, что правовая информация охватывает не только действующее право, но и включает в себя все, что связано с практикой осуществления права, его изучением и теоретической разработкой, то следует признать, что правовая информация воздействует на личности постоянно, даже тогда, когда они не выступают в роли субъектов правоотношений. В этом случае правовая информация отождествляется с правом, носит государственно-организованный характер, выполняя, как и право, воспитательную функцию и передается через различные каналы коммуникации.

Правовая информация непосредственно коррелирует с правосознанием, а ее функционирование определяет движение информации по каналам управляющей правовой системы, в результате чего и осуществляется процесс правового управления, регулирования поведением людей. В таком понимании усвоенная правовая информация является составной частью правосознания подростков, воздействуя на их поступки через формируемые установки и мотивы поведения. Такое понимание правовой информации согласуется, с одной стороны, с разработанной в общей теории права трактовкой правосознания как одной из форм общественного сознания, выступающей как система взглядов, чувств, убеждений, оценок, представлений о правовых явлениях; с другой стороны, оно учитывает определенные понятия социальной информации как отражения, знания. Определяя правовую информацию как совокупность сведений о праве и всех процессах и явлениях, с ним связанных или как информацию, содержащуюся в нормах права, опять-таки нельзя не увидеть ее уникальные возможности для формирования логико-нормативной составляющей правосознания личности в процессе образовательной деятельности [1].

В механизме формирования правосознания личности правовая информация выполняет ряд функций: первоначально ориентирующую функцию; обеспечивая выбор направленности поведения, затем она становится собственно программой поведения, предопределяя выбор соответствующих праву поступков; и, наконец, она носит прогностическую функцию, позволяя предвосхитить поступки личности в дальнейшем. Правосознание личности, включающее систему взглядов на природу и назначение правовых норм, институтов и учреждений, аккумулирует правовую информацию, в которой важную роль играют знания правовых процессов, сообщения, сведения, которые используются или могут быть использованы в практической деятельности.

Правовая информация раскрывает обусловленность права социально-экономическими условиями жизни общества, выявляет закономерность обеспечения выполнения правовых предписаний в необходимых случаях принудительной силой государства, указывает на тесную связь права, политики, морали [2].

Мы понимаем, правовую информацию как информацию, несущую в себе сведения о правовых предписаниях, установленных или санкционируемых, охраняемых государственными органами. В современных условиях такая информация нуждается в систематизации путем упорядочения деятельности информационных каналов через компьютеры, интернет и средства автоматизации поиска правовой информации для их использования в правовом поведении личности. Ведь правовая информация используется в обществе для целей социального управления, в том числе и правового воздействия на формирование правомерного поведения личности [3].

Механизм формирования правосознания целесообразно рассматривать применительно к основным источникам правовой информации для данной социально-демографической группы. При этом целесообразно говорить о системе ее воздействия на подростков, предусматривающей вертикальную и горизонтальную плоскость. В первой поток сведений о праве исходит от государства, других правотворческих субъектов либо контролируется государственной властью, во второй плоскости - в процессе межличностного общения индивиды, как субъекты формируют определенные сведения правового характера. Правовое информирование в процессе образовательной деятельности связано с учебной информацией, исходящей от педагогов. Она, наш взгляд, несет двойственный характер: с одной стороны, эта правовая информация регламентирована государством (ее объем и содержание устанавливается в образовательных отношениях государством либо санкционируется, формализуясь в стандарте), с другой стороны: ее ведущим каналом передачи является межличностное общение, разные формы образовательной деятельности.

Таким образом, правовое сознание личности рассматривается как некая социальная информационная система, но с определенными границами правовой информированности, обусловленными психолого-физиологическими особенностями возраста, которые влияют на процесс восприятия правовой информации, что должно учитываться в содержании правового воспитания и обучения.

Литература

[1]. Венгеров А.Б. Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки // Советское государство и право. № 10. 1977. С. 70-72.

[2]. Копылов В.А. Информация как объект правового регулирования // НТИ. № 8. 1996. С. 15.

[3]. Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. № 5. 2000. С. 67.

MEANS FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE PERSON

Zhigulin Andrey Alekseevich (Voronezh, Russia) - candidate of psychology, Voronezh Institute of Economies and Law; Leninskiy pr., 119A; [email protected].

Abstract

The article is dedicated means of formation of legal consciousness of the individual. This paper deals with information and legal processes affecting the formation ofjustice personality, and is defined as a set of

information about the law and all processes and phenomena associated with it, the information contained in the law.

Key words: consciousness, legal knowledge, legal consciousness, legal information.

УДК 159.9.07

ДИАГНОСТИКА КАРЬЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА

Жуина Диана Валериевна (Саранск, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева; ул. Студенческая,

11а; [email protected]

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования карьерной направленности личности студентов-психологов Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, сформулированы выводы об особенностях развития карьерной направленности личности будущих психологов. Ключевые слова: будущий психолог, карьерная направленность личности, психолого-акмеологическая диагностика.

В условиях развивающегося рынка труда во всех сферах деятельности отмечается тенденция повышения требований к современной молодежи, которая должна обладать определенным набором качеств, таких как: гибкость мышления, активность, инициативность, склонность к риску, профессионализм, четкое представление о будущей карьере, планирование карьерной траектории, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности и успешность в построении карьеры [1, с. 52; 2, с. 22; 3, с. 260].

На наш взгляд, для того, чтобы будущий психолого-профессионал стал конкурентоспособным на рынке образовательных, социальных и других услуг, он должен иметь хорошо сформированную «карьерную направленность личности», под которой мы понимаем сложный структурный компонент общей направленности личности, представляющий собой многоаспектный процесс ориентации и побуждений человека к деятельности в профессиональной сфере, интегративную характеристику, включающую устойчивый карьерный образ, сформированные карьерные ориентации и карьерный потенциал, стойкую мотивацию к карьере, опосредованные процессом профессионализации [4, с. 587].

Для выявления уровня сформированности карьерной направленности личности у студентов-психологов Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, мы провели психолого-акмеологическую диагностику [4, с. 588], в ходе которой были получены следующие результаты.

Анализ результатов исследования по опроснику «Якоря карьеры» Э. Шейна позволил выявить, что для большинства студентов 1-го (23,3%) и 2-го (16,6%) курсов ведущей карьерной ориентацией выступает «автономия (независимость)», студентам 3-го курса присущи такие карьерные ориентации, как «стабильность работы» (20%) и «менеджмент» (16,6%). У значительной части студентов 4-го курса (по 20%) проявляются такие карьерные ориентации, как «профессиональная компетентность», «менеджмент» и «предпринимательство».

По данным анкеты Е.Г. Молл «Карьерные цели» можно говорить о преобладании у студентов 1-го курса целей: «получение хорошего образования» (30%), «саморазвитие и самосовершенствование» (26,6%). Менее значимой целью выступает «опыт» (10%), «профессионализм и карьерный рост» (10%). На втором курсе по-прежнему значимыми целями выступают «получение хорошего образования» (26,6%), «саморазвитие и самосовершенствование» (26,6%), менее значимой целью выступают «профессионализм и карьерный рост» (13,3%), «опыт» (10%). У студентов старших курсов приоритетными карьерными целями становятся «хороший заработок» (на 3-ем курсе - у 30% испытуемых, на 4-ем курсе - у 33,3% респондентов), а также «профессионализм и карьерный рост» (по 30%). Наименее значимыми карьерными целями у старшекурсников выступают «хорошее образование» (по 6,6%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.