Научная статья на тему 'Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики'

Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна

В статье определяется сущность карьерной компетентности; требования ФГОС ВПО, предъявляемые к подготовке бакалавров по направлению подготовки «Экономика». Предлагается механизм формирования карьерной компетентности в процессе подготовки будущих бакалавров в сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OFCAREER COMPETENCY OF BACHELORS OF ECONOMICS

The article defines the essence of a career competency. requirements of the GEF VPO for preparation of Bachelors in economics. Рroposed mechanism of career competence in the preparation of future bachelors in economics.

Текст научной работы на тему «Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики»

УДК 37

И.Б. БИЧЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина, email :[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ

I.B. Bicheva

FORMATION OFCAREER COMPETENCY OF BACHELORS OF ECONOMICS

В статье определяется сущность карьерной компетентности; требования ФГОС ВПО, предъявляемые к подготовке бакалавров по направлению подготовки «Экономика». Предлагается механизм формирования карьерной компетентности в процессе подготовки будущих бакалавров в сфере экономики.

Ключевые слова: карьерная компетентность, активные методы обучения.

The article defines the essence of a career competency. requirements of the GEF VPO for preparation of Bachelors in economics. Proposed mechanism of career competence in the preparation of future bachelors in economics. Keywords: career competence, active learning methods.

Профессионально-личностное развитие и саморазвитие человека, его мобильность, ответственность, ценностные ориентации, самоактуализация определяются сегодня как важные условия для эффективного построения карьеры. В современном обществе карьера является одним из значимых показателей успешности жизнедеятельности человека, достижения определенного статуса, повышения уровня и качества жизни в целом и связывается с реализацией личностного потенциала в профессиональной, социальной, административной деятельности и повышением эффективности деятельности той компании или организации, в которой он осуществляет эту деятельность.

Современные исследования понятия карьеры и карьерной компетентности проводятся в основном в рамках психологии управления, психологии личности, акмеологии, социологических и экономических наук. Прежде всего, следует отметить такие направления исследований, как изучение мотивации карьеры и карьерных целей (Д. МакКлелланд, А.Я. Кибанов, Е.А. Могилевкин); возможности управления карьерой персонала в организации (Д.Т. Холл, Э. Шэйн, А.Я. Кибанов, И.Д. Ладанов); факторов, способствующих успешному развитию индивидуальной карьеры, становлению и развитию личности в ходе карьерного продвижения (А.А. Деркач, А.К. Маркова, Е.А. Могилевкин, Е.Г. Молл, Д.Е. Сьюпер); психологии профессиональной деятельности (А.К. Маркова, Г.С. Никифоров).

Карьерная компетентность рассматривается в качестве элемента профессиональной компетентности, характеризующего ее стремление, готовность и способность к профессиональной самореализации, сопровождающегося рефлексивным видением себя, адекватной самооценкой и определяющего целенаправленный процесс и результат развития профессиональной карьеры (Е.А. Могилевкин, Е.В. Садон, С.И. Осипова, И.В. Янченко, др.).

Карьерная компетентность специалиста представлена в двух основных аспектах: как набор метаумений, позволяющий свободно оперировать знаниями и инструментами для решения карьерных задач и реализации карьерных целей, и как способность четко осознавать собственный карьерный потенциал, выстраивая карьерный путь и преодолевая все возможные препятствия и затруднения в соответствии с ним (Е.А. Могилевкин, С.В. Клинников).

В структуре карьерной компетентности выделяют следующие ее компоненты: аксиологический (карьерные ориентации, система жизненных ценностей); мотивационно-

деятельностный (самоэффективность, мотивация к карьере, способность решать карьерные проблемы); личностный (ответственность и адаптивность); когнитивный (карьерное целеполагание и планирование); процессуальный (карьерные стратегии, тактики, темпы, этапы, периоды, фазы) [6].

Исследования, проводимые учеными, показывают достаточно низкий уровень сформированности карьерных компетенций студентов, особенно первокурсников, что, по мнению Е.А. Могилевкина, ведет к изначальному несоответствию между требованиями определенной специальности (направления подготовки) и возможностями конкретного студента успешно строить свою будущую профессиональную карьеру. В качестве основных причин несформированности карьерной компетентности выпускников вузов исследователи выделяют: неосознанность выбора будущей профессии, недостаточное знание особенностей проявления своих личностных качеств, неумение планировать карьеру и ставить реалистичные карьерные цели, излишнюю амбициозность, отсутствие целеустремленности, незнание делового этикета, неумение работать в команде, наличие явных прагматических ориентаций в профессиональной деятельности, готовность покинуть рабочее место при возникновении незначительных трудностей [1, 3, 8].

В то же время осознание себя в профессии и мире в целом, своего отношения к этому миру, личностные взгляды и убеждения, нравственность, культура - те категории, которые обеспечивают профессиональное развитие и продвижение личности, ее успешную карьеру.

Именно в процессе обучения в вузе у студентов интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к поиску оригинальных, нестереотипных решений, достижению жизненных целей, происходит самооценка ценностей, интересов, способностей, возможностей, реализуется первый профессиональный выбор, овладение профессией, возникает необходимость планирования профессионального пути в соответствии с субъективными представлениями о карьерном росте и жизнью в целом.

Требования, предъявляемые к результатам образования ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров-экономистов, а также работодателей к выпускникам, позволяют выделить среди общекультурных и профессиональных компетенций те, которые необходимы для формирования карьерной компетентности студентов-экономистов: готовность к социальному взаимодействию, способность находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии, способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, критически оценивать свои достоинства и недостатки [7].

Развитие, обучение студентов - разворачивающийся во времени процесс, в результате которого происходят качественные личностно-профессиональные изменения каждого студента. Этот процесс характеризуется как основополагающими преобразованиями в целом, так и проявлением новых свойств и характеристик развития в частности. Но первое изменение в процессе обучения должно состоять в проявлении у студентов потребности в саморазвитии и готовности непрерывно профессионально изменяться. Реализация потребности обучаемых в профессиональном развитии стимулируется созданием нестандартных условий деятельности, творческой активностью и достигается творческими, исследовательскими, самостоятельными заданиями; изучением научной, научно-методической литературы, определением своей позиции по изучаемой теме; систематизацией практического опыта.

Обеспечивая развитие карьерной компетентности студентов - будущих экономистов, необходимо ориентироваться на творческую образовательную деятельность, которая организуется таким образом, что студент находит решение проблемных ситуаций, отстаивает свою позицию и собственное видение возможных подходов к решению нестандартных жизненных и профессиональных задач, овладевает нетрадиционными способами самореализации в профессиональной сфере.

Готовность к осуществлению успешной карьеры в профессиональной деятельности требует, прежде всего, активного участия самой личности в поиске новых профессиональных знаний и методов их обработки, открытости новым идеям и ценностям в профессиональной действительности, что связано со стремительным увеличением информационного потока, обновлением знаний, технологий, возникновением новых проблем и ситуаций.

Учебно-воспитательный процесс основывается на применении современных психолого-педагогических теорий обучения, воспитания и развития личности. Он опирается на принципы деятельностного и индивидуально-личностного подходов, заключающихся в том, что студент овладевает доступными ему способами использования богатств, накопленных человечеством в области профессиональных, технических и гуманитарных знаний. Эти подходы предполагают включение в образовательный процесс эффективной деятельности обучающихся, диктуют использование методов активного обучения и воспитания, учета личностных особенностей каждого студента на всем протяжении его профессионального обучения.

Активному усвоению учебного материала способствуют обучающие ситуации и упражнения («Самопрезентация»,«Моё профессиональное Я»,«Цели карьеры»,«Метафора карьеры»,«Вселенная моего Я», «События моей жизни»), профессионально-управленческие задачи, ситуационно-ролевые и деловые игры («Интервью», «Ярмарка вакансий»), тренинги («Успешное трудоустройство», «Технология карьеры»).

Связь обучения с жизнью, теории с практикой обеспечивается проектной технологией, в процессе которой обучающиеся осваивают способы выявления и формулирования проблем целеполагания, постановки задач, выбора средств деятельности, ее информационного, материально-технического и организационного обеспечения, добиваются практических результатов и анализируют их. Создавая проекты, направленные на формирование карьерных достижений, обучающиеся используют различные источники познания для построения собственного карьерного пути, взаимодействуют с участниками проекта, осознают социальную значимость своей будущей профессии.

При разработке проекта каждый студент постоянно пребывает на грани открытия чего-то нового (смысла, позиции), что способствует непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления, активности и восприимчивости к новой информации, обеспечивая тем самым индивидуально-творческое развитие через сопоставление, сравнение личностных позиций, взглядов, убеждений с культурными нормами и ценностями.

Активные методы обучения позволяют в полной мере учитывать познавательные мотивы обучающихся, их интересы, преобразовывать личный опыт студентов в систему научных представлений и знаний. В результате усиливается интерес к познанию и изучению учебной дисциплины, мотивация к самостоятельному добыванию знаний, повышается степень включенности студентов в образовательный процесс, уверенность, уважительное отношение в себе и другому человеку.

Включение в образовательный процесс диагностических методик («Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации»» К. Томаса, «Определение направленности личности» Р. Басса, «Якоря карьеры» Э. Шейна, опросник мотивации к карьере (методика А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптация Е.А. Могилёвкина), оценка лидерских качеств и др. ) обеспечивает изучение студентами ценностей, личностно-профессиональных качеств, способностей. В результате студенты осознают степень соответствия собственных возможностей с требованиями будущей профессии, своевременно определяют те качества, которые способствуют успешному освоению профессии либо, наоборот, могут помешать будущему профессиональному продвижению.

В процессе изучения отдельных тем, модулей целесообразно проводить рефлексию, которая позволяет каждому обучающемуся систематизировать исследуемое содержание, осознать личностную позицию, сравнить собственные выводы с выводами одногруппников, при необходимости скорректировать свое понимание. Тем самым обеспечивается взаимодействие в системе «педагог - студент», «студент - студент» в конкретной ситуации,

которая наполняется не только научными, образовательными, но и жизненными смыслами, которые становятся личным достоянием каждого.

Использование активных форм и методов работы обеспечивает целостность, общность и единство педагогического процесса, оптимальные условия организации педагогического пространства и взаимодействия преподавателя с обучающимися, ориентацию на перспективные цели развития личности: мобильность, индивидуализацию образовательной деятельности, активную позицию и роль как преподавателя, так и студента.

Активность обучающихся в образовательном процессе обеспечивает личностное и профессиональное продвижение каждого студента, что является показателем формирования карьерной компетентности, результат которой выражается в том, что у студентов отмечается:

- положительное отношение к изучаемому материалу, интерес к будущей профессии, внутреннее побуждение иметь успех - успевать - достигать желаемого;

- готовность брать на себя ответственность за построение собственной карьеры;

- развитие творческого мышления к самостоятельной поисковой, познавательной деятельности;

- развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, отбирать и обобщать информацию, объяснять, обосновывать, доказывать причинно-следственные связи;

- развитие умений прогнозировать, проектировать;

- развитие личностных качеств (прежде всего, целеустремленности, ответственности, мобильности, организованности, уверенности, коммуникативности, креативности);

- проявление уважения, взаимопонимания, доброжелательности друг к другу в соответствии с нормами культурного взаимодействия;

- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- стремление к непрерывному саморазвитию и профессиональному совершенствованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клинников, С.В., Могилевкин Е.А. Преодоление кризисов в карьере молодого специалиста: революция или эволюция / С.В.Клинников, Е.А.Могилевкин // Трудоустройство и карьера выпускников вузов: актуальность и перспективы / науч. ред. Е.А.Могилевкин. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. - С. 182-194.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.

3. Могилевкин, Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: монография / Е.А.Могилевкин. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.

4. Осипова, С.И. Карьерная компетентность как предмет педагогического исследования / С.И.Осипова, И.В.Янченко // Вестник КемГУ. - 2012. - №3 (51).

5. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

6. Садон, Е.В. Карьерные компетенции будущего специалиста в период профессиональной подготовки в вузе / Е.В.Садон, Е.А.Могилевкин // Социальная психология труда: теория и практика. Т. 1 / отв. ред. Л.Г.Дикая, А.Л.Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 428-449.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. №747 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного

стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»).

8. Янченко, И.В. Формирование карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.08 / И.В.Янченко. - Красноярск, 2013. -23 с.

© Бичева И.Б., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.