УДК 37
И.Б. БИЧЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина, email :[email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ
I.B. Bicheva
FORMATION OFCAREER COMPETENCY OF BACHELORS OF ECONOMICS
В статье определяется сущность карьерной компетентности; требования ФГОС ВПО, предъявляемые к подготовке бакалавров по направлению подготовки «Экономика». Предлагается механизм формирования карьерной компетентности в процессе подготовки будущих бакалавров в сфере экономики.
Ключевые слова: карьерная компетентность, активные методы обучения.
The article defines the essence of a career competency. requirements of the GEF VPO for preparation of Bachelors in economics. Proposed mechanism of career competence in the preparation of future bachelors in economics. Keywords: career competence, active learning methods.
Профессионально-личностное развитие и саморазвитие человека, его мобильность, ответственность, ценностные ориентации, самоактуализация определяются сегодня как важные условия для эффективного построения карьеры. В современном обществе карьера является одним из значимых показателей успешности жизнедеятельности человека, достижения определенного статуса, повышения уровня и качества жизни в целом и связывается с реализацией личностного потенциала в профессиональной, социальной, административной деятельности и повышением эффективности деятельности той компании или организации, в которой он осуществляет эту деятельность.
Современные исследования понятия карьеры и карьерной компетентности проводятся в основном в рамках психологии управления, психологии личности, акмеологии, социологических и экономических наук. Прежде всего, следует отметить такие направления исследований, как изучение мотивации карьеры и карьерных целей (Д. МакКлелланд, А.Я. Кибанов, Е.А. Могилевкин); возможности управления карьерой персонала в организации (Д.Т. Холл, Э. Шэйн, А.Я. Кибанов, И.Д. Ладанов); факторов, способствующих успешному развитию индивидуальной карьеры, становлению и развитию личности в ходе карьерного продвижения (А.А. Деркач, А.К. Маркова, Е.А. Могилевкин, Е.Г. Молл, Д.Е. Сьюпер); психологии профессиональной деятельности (А.К. Маркова, Г.С. Никифоров).
Карьерная компетентность рассматривается в качестве элемента профессиональной компетентности, характеризующего ее стремление, готовность и способность к профессиональной самореализации, сопровождающегося рефлексивным видением себя, адекватной самооценкой и определяющего целенаправленный процесс и результат развития профессиональной карьеры (Е.А. Могилевкин, Е.В. Садон, С.И. Осипова, И.В. Янченко, др.).
Карьерная компетентность специалиста представлена в двух основных аспектах: как набор метаумений, позволяющий свободно оперировать знаниями и инструментами для решения карьерных задач и реализации карьерных целей, и как способность четко осознавать собственный карьерный потенциал, выстраивая карьерный путь и преодолевая все возможные препятствия и затруднения в соответствии с ним (Е.А. Могилевкин, С.В. Клинников).
В структуре карьерной компетентности выделяют следующие ее компоненты: аксиологический (карьерные ориентации, система жизненных ценностей); мотивационно-
деятельностный (самоэффективность, мотивация к карьере, способность решать карьерные проблемы); личностный (ответственность и адаптивность); когнитивный (карьерное целеполагание и планирование); процессуальный (карьерные стратегии, тактики, темпы, этапы, периоды, фазы) [6].
Исследования, проводимые учеными, показывают достаточно низкий уровень сформированности карьерных компетенций студентов, особенно первокурсников, что, по мнению Е.А. Могилевкина, ведет к изначальному несоответствию между требованиями определенной специальности (направления подготовки) и возможностями конкретного студента успешно строить свою будущую профессиональную карьеру. В качестве основных причин несформированности карьерной компетентности выпускников вузов исследователи выделяют: неосознанность выбора будущей профессии, недостаточное знание особенностей проявления своих личностных качеств, неумение планировать карьеру и ставить реалистичные карьерные цели, излишнюю амбициозность, отсутствие целеустремленности, незнание делового этикета, неумение работать в команде, наличие явных прагматических ориентаций в профессиональной деятельности, готовность покинуть рабочее место при возникновении незначительных трудностей [1, 3, 8].
В то же время осознание себя в профессии и мире в целом, своего отношения к этому миру, личностные взгляды и убеждения, нравственность, культура - те категории, которые обеспечивают профессиональное развитие и продвижение личности, ее успешную карьеру.
Именно в процессе обучения в вузе у студентов интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к поиску оригинальных, нестереотипных решений, достижению жизненных целей, происходит самооценка ценностей, интересов, способностей, возможностей, реализуется первый профессиональный выбор, овладение профессией, возникает необходимость планирования профессионального пути в соответствии с субъективными представлениями о карьерном росте и жизнью в целом.
Требования, предъявляемые к результатам образования ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров-экономистов, а также работодателей к выпускникам, позволяют выделить среди общекультурных и профессиональных компетенций те, которые необходимы для формирования карьерной компетентности студентов-экономистов: готовность к социальному взаимодействию, способность находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии, способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, критически оценивать свои достоинства и недостатки [7].
Развитие, обучение студентов - разворачивающийся во времени процесс, в результате которого происходят качественные личностно-профессиональные изменения каждого студента. Этот процесс характеризуется как основополагающими преобразованиями в целом, так и проявлением новых свойств и характеристик развития в частности. Но первое изменение в процессе обучения должно состоять в проявлении у студентов потребности в саморазвитии и готовности непрерывно профессионально изменяться. Реализация потребности обучаемых в профессиональном развитии стимулируется созданием нестандартных условий деятельности, творческой активностью и достигается творческими, исследовательскими, самостоятельными заданиями; изучением научной, научно-методической литературы, определением своей позиции по изучаемой теме; систематизацией практического опыта.
Обеспечивая развитие карьерной компетентности студентов - будущих экономистов, необходимо ориентироваться на творческую образовательную деятельность, которая организуется таким образом, что студент находит решение проблемных ситуаций, отстаивает свою позицию и собственное видение возможных подходов к решению нестандартных жизненных и профессиональных задач, овладевает нетрадиционными способами самореализации в профессиональной сфере.
Готовность к осуществлению успешной карьеры в профессиональной деятельности требует, прежде всего, активного участия самой личности в поиске новых профессиональных знаний и методов их обработки, открытости новым идеям и ценностям в профессиональной действительности, что связано со стремительным увеличением информационного потока, обновлением знаний, технологий, возникновением новых проблем и ситуаций.
Учебно-воспитательный процесс основывается на применении современных психолого-педагогических теорий обучения, воспитания и развития личности. Он опирается на принципы деятельностного и индивидуально-личностного подходов, заключающихся в том, что студент овладевает доступными ему способами использования богатств, накопленных человечеством в области профессиональных, технических и гуманитарных знаний. Эти подходы предполагают включение в образовательный процесс эффективной деятельности обучающихся, диктуют использование методов активного обучения и воспитания, учета личностных особенностей каждого студента на всем протяжении его профессионального обучения.
Активному усвоению учебного материала способствуют обучающие ситуации и упражнения («Самопрезентация»,«Моё профессиональное Я»,«Цели карьеры»,«Метафора карьеры»,«Вселенная моего Я», «События моей жизни»), профессионально-управленческие задачи, ситуационно-ролевые и деловые игры («Интервью», «Ярмарка вакансий»), тренинги («Успешное трудоустройство», «Технология карьеры»).
Связь обучения с жизнью, теории с практикой обеспечивается проектной технологией, в процессе которой обучающиеся осваивают способы выявления и формулирования проблем целеполагания, постановки задач, выбора средств деятельности, ее информационного, материально-технического и организационного обеспечения, добиваются практических результатов и анализируют их. Создавая проекты, направленные на формирование карьерных достижений, обучающиеся используют различные источники познания для построения собственного карьерного пути, взаимодействуют с участниками проекта, осознают социальную значимость своей будущей профессии.
При разработке проекта каждый студент постоянно пребывает на грани открытия чего-то нового (смысла, позиции), что способствует непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления, активности и восприимчивости к новой информации, обеспечивая тем самым индивидуально-творческое развитие через сопоставление, сравнение личностных позиций, взглядов, убеждений с культурными нормами и ценностями.
Активные методы обучения позволяют в полной мере учитывать познавательные мотивы обучающихся, их интересы, преобразовывать личный опыт студентов в систему научных представлений и знаний. В результате усиливается интерес к познанию и изучению учебной дисциплины, мотивация к самостоятельному добыванию знаний, повышается степень включенности студентов в образовательный процесс, уверенность, уважительное отношение в себе и другому человеку.
Включение в образовательный процесс диагностических методик («Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации»» К. Томаса, «Определение направленности личности» Р. Басса, «Якоря карьеры» Э. Шейна, опросник мотивации к карьере (методика А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптация Е.А. Могилёвкина), оценка лидерских качеств и др. ) обеспечивает изучение студентами ценностей, личностно-профессиональных качеств, способностей. В результате студенты осознают степень соответствия собственных возможностей с требованиями будущей профессии, своевременно определяют те качества, которые способствуют успешному освоению профессии либо, наоборот, могут помешать будущему профессиональному продвижению.
В процессе изучения отдельных тем, модулей целесообразно проводить рефлексию, которая позволяет каждому обучающемуся систематизировать исследуемое содержание, осознать личностную позицию, сравнить собственные выводы с выводами одногруппников, при необходимости скорректировать свое понимание. Тем самым обеспечивается взаимодействие в системе «педагог - студент», «студент - студент» в конкретной ситуации,
которая наполняется не только научными, образовательными, но и жизненными смыслами, которые становятся личным достоянием каждого.
Использование активных форм и методов работы обеспечивает целостность, общность и единство педагогического процесса, оптимальные условия организации педагогического пространства и взаимодействия преподавателя с обучающимися, ориентацию на перспективные цели развития личности: мобильность, индивидуализацию образовательной деятельности, активную позицию и роль как преподавателя, так и студента.
Активность обучающихся в образовательном процессе обеспечивает личностное и профессиональное продвижение каждого студента, что является показателем формирования карьерной компетентности, результат которой выражается в том, что у студентов отмечается:
- положительное отношение к изучаемому материалу, интерес к будущей профессии, внутреннее побуждение иметь успех - успевать - достигать желаемого;
- готовность брать на себя ответственность за построение собственной карьеры;
- развитие творческого мышления к самостоятельной поисковой, познавательной деятельности;
- развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, отбирать и обобщать информацию, объяснять, обосновывать, доказывать причинно-следственные связи;
- развитие умений прогнозировать, проектировать;
- развитие личностных качеств (прежде всего, целеустремленности, ответственности, мобильности, организованности, уверенности, коммуникативности, креативности);
- проявление уважения, взаимопонимания, доброжелательности друг к другу в соответствии с нормами культурного взаимодействия;
- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;
- стремление к непрерывному саморазвитию и профессиональному совершенствованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клинников, С.В., Могилевкин Е.А. Преодоление кризисов в карьере молодого специалиста: революция или эволюция / С.В.Клинников, Е.А.Могилевкин // Трудоустройство и карьера выпускников вузов: актуальность и перспективы / науч. ред. Е.А.Могилевкин. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. - С. 182-194.
2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
3. Могилевкин, Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: монография / Е.А.Могилевкин. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.
4. Осипова, С.И. Карьерная компетентность как предмет педагогического исследования / С.И.Осипова, И.В.Янченко // Вестник КемГУ. - 2012. - №3 (51).
5. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
6. Садон, Е.В. Карьерные компетенции будущего специалиста в период профессиональной подготовки в вузе / Е.В.Садон, Е.А.Могилевкин // Социальная психология труда: теория и практика. Т. 1 / отв. ред. Л.Г.Дикая, А.Л.Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 428-449.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. №747 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»).
8. Янченко, И.В. Формирование карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.08 / И.В.Янченко. - Красноярск, 2013. -23 с.
© Бичева И.Б., 2014