Научная статья на тему 'Процесс формирования карьерной компетентности студентов в период обучения в вузе'

Процесс формирования карьерной компетентности студентов в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КАРЬЕРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CAREER COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / КАРЬЕРА / CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казарян Ирина Рафаэльевна, Вотинцева Анна Викторовна

Дана трактовка понятий «профессиональная компетенция», «карьерная компетенция». Карьерная компетенция представлена как совокупность когнитивного, мотивационно-деятельностного, личностного, аксиологического, процессуального элементов. Проанализирован Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования на наличие в нем карьерных компетенций. Представлено влияние образовательных технологий и интерактивных методов обучения, таких как компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, проблемные лекции, лекции-консультации, лекции-визуализации, психологические и иные тренинги и т. д., на развитие у студентов навыков автономного принятия решений, умения действовать самостоятельно, моделируя рабочую ситуацию, просчитывать возможные трудности. Доказано, что прохождение ознакомительной, производственнопреддипломной практик способствует развитию необходимых компетенций. Выделены основные задачи развития карьерной компетенции у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process of career competence formation of students in the period of study at the University

The treatment of the concepts "professional competence", "career competence" is grounded. The career competence is represented as a set of cognitive, motivational and active, personal, axiological, procedural elements. The Federal state educational standard of higher professional education is analyzed for its containing the career competences. The impact of educational technologies and interactive teaching methods is presented, such as computer simulation, business and role-playing games, analyzing the specific situations, problem solving lectures, lectures-consultations, lectures-visualization, psychological and other trainings, etc. to develop students' skills of autonomous decision-making, ability to act independently by means of simulating a work situation, predict possible difficulties. It is proved that introductory, productive and prediploma forms of practice contribute to the development of the necessary competencies. The basic objectives for the development of career competences in students are determined.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования карьерной компетентности студентов в период обучения в вузе»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 323

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Казарян Ирина Рафаэльевна, кандидат политических наук, доцент, зав. кафедрой «Управление персоналом» Забайкальского государственного университета, г. Чита Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30. E-mail: 1ка7агуап@уаМех.ги © Вотинцева Анна Викторовна, ассистент кафедры «Управление персоналом», аспирант Забайкальского государственного университета, г. Чита

Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30. E-mail: уойП5еуа201 1@уаМех.ги

Дана трактовка понятий «профессиональная компетенция», «карьерная компетенция». Карьерная компетенция представлена как совокупность когнитивного, мотивационно-деятельностного, личностного, аксиологического, процессуального элементов. Проанализирован Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования на наличие в нем карьерных компетенций. Представлено влияние образовательных технологий и интерактивных методов обучения, таких как компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, проблемные лекции, лекции-консультации, лекции-визуализации, психологические и иные тренинги и т. д., на развитие у студентов навыков автономного принятия решений, умения действовать самостоятельно, моделируя рабочую ситуацию, просчитывать возможные трудности. Доказано, что прохождение ознакомительной, производственно-преддипломной практик способствует развитию необходимых компетенций. Выделены основные задачи развития карьерной компетенции у студентов.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, карьерная компетенция, компетентностный подход, студенты, карьера.

PROCESS OF CÂREER COMPETENCE FORMATION OF STUDENTS IN THE PERIOD OF STUDY ÂT THE UNIVERSITY

Kazaryan Irina R., PhD in Ро1Шса1 Science, A/Professor, heаd of the personnel mаnаgement depаrtment,

Transbaikal SMe University, Chto

30, Aleksandro-Zavodskaya, Chita, 672039, Russia

Votintseva Anna V., аssistаnt, personnel mаnаgement depаrtment, Research Assistant, Transbaikal Stаte University, Chto

30, Aleksandro-Zavodskaya, Chita, 672039, Russia

The treatment of the concepts "professional competence", "career competence" is grounded. The career competence is represented as a set of cognitive, motivational and active, personal, axiological, procedural elements. The Federal state educational standard of higher professional education is analyzed for its containing the career competences. The impact of educational technologies and interactive teaching methods is presented, such as computer simulation, business and role-playing games, analyzing the specific situations, problem solving lectures, lectures-consultations, lectures-visualization, psychological and other trainings, etc. to develop students' skills of autonomous decision-making, ability to act independently by means of simulating a work situation, predict possible difficulties. It is proved that introductory, productive and prediploma forms of practice contribute to the development of the necessary competencies. The basic objectives for the development of career competences in students are determined. Keywords: professional competence, career competence, competence-based approach, students, career.

В современных социально-экономических условиях вузы должны стремительно реагировать на те запросы, которые диктует динамично развивающийся рынок труда, т. к. эффективность получения высшего образования определяется количеством успешно трудоустроившихся студентов (выпускников), т. е. тех молодых специалистов, которые сегодня заняли определенную нишу на рынке труда, реализуют свою профессиональную компетентность и при этом уже на ранних стадиях трудовой деятельности задумываются о своем карьерном пути. Вопросы развития определенных представлений о

трудовой деятельности, о проблемах трудоустройства, а также карьерные планы студентов необходимо рассматривать в период обучения в вузе. Карьера — это важный индикатор социального благополучия человека, статустности, материального достатка, уровня и качества жизни, а также реализации личностного и трудового потенциала в профессиональной деятельности.

Исходя из практики развития университетского образования и современных запросов рынка труда, первоочередная задача высшей школы состоит в том, чтобы многообразие видов учебных и воспитательных занятий было ориентировано на повышение личных конкурентных преимуществ студента на рынке труда, что достигается путем формирования и накопления профессиональной компетентности, включающей знания и эрудицию, позволяющей человеку профессионально решать вопросы в конкретной области трудовой деятельности, дающей возможность молодому специалисту действовать ответственно и самостоятельно. Профессиональная компетентность выражается в квалифицированном решении определенного уровня задач в сфере трудовой деятельности, что в перспективе отражается на карьерном развитии.

Важным структурным элементом профессиональной компетентности является карьерная компетентность, поскольку успешность трудоустройства после окончания вуза студенту — молодому специалисту — соискателю могут гарантировать не просто набор знаний, умений и профессионального инструментария по конкретной специальности, но и наработанные определенные способности и качества, называемые компетентностью [1].

В период формирования профессиональных компетенций в вузе происходит активный процесс постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность профессионального становления в целом. Для данной ступени характерно приобретение представлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, предъявляемыми конкретной уже выбранной профессией. Создаваемая в вузе профессиональная платформа должна обеспечивать развитие способности «четко осознавать собственный карьерный потенциал и в соответствии с ним эффективно выстраивать карьерный путь, преодолевая все возможные препятствия и затруднения» [2].

Термин «карьерная компетентность» можно определить как актуализованную систему карьерных компетенций, направленную на реализацию карьерных достижений, а также на самореализацию, саморазвитие, самоактуализацию в профессиональной деятельности, т. е. удовлетворение высших потребностей, согласно теории мотивации А. Маслоу (Пирамида А. Маслоу). Поэтому считаем, что карьерная компетентность является важным социальным феноменом для каждого человека, достижение карьерной компетентности может помочь адаптироваться в профессиональном социуме и является твердым фундаментом становления социально успешной личности. При этом процесс профессиональной подготовки носит характер первостепенной важности для формирования и развития карьерных компетенций, которые в дальнейшем трансформируются в карьерную компетентность при трудоустройстве и получении первого опыта профессиональной деятельности. Таким образом, под термином «карьерные компетенции» мы понимаем совокупность социально-профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых человеку для успешной реализации своего трудового потенциала, планирования карьерного пути, реализации карьерной стратегии.

Карьерная компетентность дает возможность молодому специалисту качественно оценить выработанные карьерные навыки, а затем четко сконцентрировать свои возможности и сделать правильный карьерный шаг, который является поступательным движением по карьерной лестнице. Правильность принятых карьерных решений влияет на успешность профессиональной деятельности и задает молодому специалисту четкий вектор личной и профессиональной траектории [7].

В федеральном государственном образовательном стандарте определены основные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов тех или иных специальностей (направлений), в частности общекультурные и профессиональные. Если детально проанализировать профессиональные компетенции, то четко прослеживается линия формирования компетентности в построении успешной карьеры через осознание и овладение умениями и навыками, моделями поведения, определяющими развитие студента в профессиональном направлении через осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, саморазвитие, саморегулирование, самоорганизацию, самоконтроль, расширение границ профессионально-практических познаний. Такая компетентность определяется как карьерная. Формирование этих компетенций является необходимым для студентов, т. к. все они направлены на ак-меологическое развитие личности в профессиональной сфере.

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2(2)/2015

Немаловажным фактором развития карьерной компетентности студентов в рамках компетент-ностного подхода является применение указанных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) образовательных технологий и интерактивных методов обучения (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, проблемная лекция, лекция-консультация, лекция-визуализация, психологические и иные тренинги). Это развивает у студентов навыки автономного принятия решений, умения действовать самостоятельно, моделируя рабочую ситуацию, просчитывать возможные трудности. Интерактивные методы являются мощным импульсом для развития карьерных компетенций, т. к. есть возможность «побыть в роли руководителя», «генерального директора», «менеджера по управлению персоналом» и понять, насколько важно достижение карьерного успеха для удовлетворения потребностей саморазвития и самосовершенствования, и сформировать детальное и желаемое представление карьерного пути, определиться с карьерными ориентациями и выработать карьерную стратегию [4].

Мы также согласны с высказыванием И. В. Янченко, которая определяет требования к образованию в высшей школе для развития карьерной компетентности «быть ориентированным на мотивы, ценностные ориентации, личностно значимые смыслы образования и их субъективный опыт; создавать условия для развития потребности в планировании карьеры через знакомство с особенностями, требованиями выбранной профессиональной среды к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям, профессионально важным качествам, востребованными вакансиями на региональном рынке труда, перспективными направлениями развития региона, возможными путями развития карьеры, в том числе и академической карьеры; предоставлять возможность для осознания и диагностики своих мотивов, ценностей, ориентаций, интересов, способностей, потребностей, качеств личности, и на основе этого способствовать адекватной самооценке и дальнейшей самоактуализации; создавать студентам возможности попробовать себя в различных видах выбранной профессиональной деятельности» [4].

Для определения сущности карьерной компетентности необходимо детально рассмотреть структуру данного феномена. Наиболее четко и полно компоненты структуры представлены в работах Е. А. Могилевкина, Е. В. Садон. Структурно карьерную компетентность можно представить как совокупность когнитивного (карьерное целеполагание и планирование); мотивационно-деятельностного (самоэффективность, мотивация к карьере, умение решать карьерные проблемы); личностного (ответственность и адаптивность); аксиологического (карьерные ориентации); процессуального (карьерные стратегии, тактики, темпы, этапы, периоды, фазы) элементов [5].

Проблемным аспектом современного образования часто становится обособленность высшего образования от реальных условий профессиональной деятельности, поскольку учебный процесс студентов вуза осуществляется при активном воздействии образовательной среды и ограниченном влиянии профессиональной среды, в то время как карьерная компетентность предполагает наличие профессиональной среды [4].

Таким образом мы предполагаем, что наиболее эффективно оценить сформированность карьерной компетентности можно только у тех студентов, которые начали свое профессиональную деятельность в процессе получения высшего образования. Однако отметим, что студенты задумываются о своем трудоустройстве на последних курсах обучения, когда уже сформированы определенные профессиональные и карьерные компетенции. Профессиональная среда дает возможность реализации наколенных компетенций, а сочетание теоретических знаний, умений и навыков с опытом работы приносит желаемый результат в качестве сформированной карьерной компетентности. Безусловно, можно также утверждать, что прохождение всевозможных видов практик (ознакомительной, производственной, преддипломной) способствует развитию необходимых компетенций, т. к. студент «погружается» рабочую среду [9, 10]. Поэтому уделяется большое внимание прохождению практики и дальнейшему трудоустройству студентов, выпускников. Это подтверждается созданием на базе вузов центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников. Направления деятельности таких центров, предлагаемые ими тренинги и мастер-классы личностного роста позволяют рассматривать ее как актуальную и способствующую решению проблемы формирования карьерной компетентности студентов, но активность действий таких центров, безусловно, можно наблюдать не во всех высших учебных заведениях.

Если рассматривать процесс получения высшего образования как важнейший этап формирования профессиональных компетенций, следовательно, и карьерной компетентности, то можно обозначить основные составляющие деятельности вуза в этом направлении:

1) определение у студентов младших курсов «сильных» и «слабых» сторон их карьерной компетентности;

2) развитие у студентов компетенций, обеспечивающих их дальнейшее карьерное становление;

3) формирование у студентов и выпускников четких карьерных траекторий и карьерной стратегии;

4) построение системы карьерной супервизии [6], карьерного консалтинга и карьерного сопровождения специалиста после окончания вуза.

Развитие карьерной компетентности с точки зрения учебного процесса необходимо рассматривать как комплекс мер, направленных на формирование восприятия у студентов своего карьерного сценария в трудовой деятельности на протяжении всего процесса обучения в вузе, особенно на последних курсах, и для тех студентов, которые реализует свои компетенции в профессиональной деятельности, совмещая работу и обучение, поскольку они уже получили опыт трудоустройства, прошли практику решения профессиональных задач, поняли сложность и важность достижения карьерных успехов, а также осознали важность получения навыка профессионального и карьерного развития [1].

Успешность профессиональной деятельности для многих молодых людей рассматривается через призму карьерной лестницы, карьерных установок и карьерных достижений. Правильность выбора первого места работы, умение составлять резюме, преодоление карьерных кризисов, карьерных задач невозможно при условии несформированности карьерной компетентности, поскольку правильный на первый взгляд карьерный путь ведет к профессиональному и карьерному тупику. Безусловно, учебный процесс в целом, дополнительные факультативные занятия, тренинги должны иметь карьерную направленность. Для реализации этой задачи развитие карьерной компетентности у студентов должно войти в цели и задачи процесса обучения.

Безусловно, важным аспектом является управление формированием карьерной компетентности студентов уже на начальных этапах обучения в вузе, который представляет собой комплексный психолого-педагогический процесс воздействия преподавателей на процесс формирования компетентности студентов через призму современных социально-педагогических технологий. Карьерная компетентность студентов как феномен имеет определенный уровень сложности, а ее формирование является непрерывно меняющимся под влиянием макро- и микро-, объективных и субъективных факторов социальным процессом. И поэтому технологизация данного процесса актуальна, востребована и представляет собой инновационный подход к совершенствованию системы управления карьерной компетентностью студентов.

Литература

1. Могилевкин Е. А., Щербина М. В., Кленина А. Н., Бажин А. С. Карьера молодого специалиста: теория и практика управления // Акмеология карьеры. — Владивосток, 2007.

2. Янченко И. В. Педагогический смысл понятия «карьера» // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — Т. 2. — 154 с.

3. Закон от 1 декабря 2007 г. № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

4. Янченко И. В. Формирование карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Красноярск, 2013.

5. Садон Е. В. Профессиональные компетенции как фактор становления профессиональной карьеры будущего специалиста: автореф. дис. . канд. пед. наук. — Владивосток, 2010.

6. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. — СПб.: Речь, 2007. — 336 с.

7. Казарян И. Р., Вотинцева А. В. Критерии деловой оценки персонала на примере государственной гражданской службы // Вестник ЗабГУ. — 2013. — № 5(96). — С. 52-59.

8. Мазуренко И. В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-философский анализ: автореф. дис ... канд. филос. наук. — М., 2009.

9. Романова Н. П. Управление профессиональным ресурсным потенциалом муниципальных служащих. — Чита: Изд-во ЗабГУ, 2013. — 181 с.

10. Романова Н. П. Гендерные особенности исполнения лидерских ролей и функций управления персоналом // Вестник ЧитГУ. — 2012. — № 6(85). — С. 64-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.