УДК 159.922; 316.477
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАРЬЕРЕ СТУДЕНТОВ С МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ
Тимофеева Ольга Валерьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Воронежского государственного университета (ВГУ); Университетская пл., 1, г. Воронеж, Россия, 394018; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ
В части статьи, отражающей теоретическое исследование, дано определение представлениям о карьере, содержательно раскрыты компоненты представлений о карьере: эмоциональный, когнитивный, поведенческий и ценностно-моти-вационный. В основной части статьи освещены данные эмпирического исследования отличий в представлениях о карьере студентов с мотивацией достижения успеха и избегания неудачи. Исследование осуществлялось на студенческой выборке в Воронежском государственном университете с помощью методов стандартизированного самоотчёта, праксиметрического, проективного. В результате эмпирического исследования было установлено, что у студентов с мотивацией достижения успеха в представлениях более выражены положительные оценки карьеры (эмоциональный компонент) и имеется более чёткий план построения карьеры (поведенческий компонент). В содержании когнитивного компонента установлено, что студенты с мотивацией избегания неудач интересуются карьерой из-за возможных выгод и реже полагаются на собственные силы в её реализации. В ценност-но-мотивационном компоненте представлений о карьере имеются различия в блоке ценностей и отсутствуют в мотивационной составляющей. Студенты с мотивацией достижения успеха признают ценность карьеры и считают её одной из главных целей жизни, чем отличаются от студентов с мотивацией избегания неудачи.
Ключевые слова: представления, карьера, представления о карьере студентов, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ научных источников показывает, что психологические особенности студенчества [3; 8; 9], в частности мотивационная сфера [4; 6; 7], активно изучаются современными психологами. В данной
статье уделяется внимание представлениям о карьере студентов с разными мотивационными тенденциями. Представление — наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путём воспроизведения его в памяти или в воображении [1, с. 406].
Карьера — успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности; род занятий, профессия [5, с. 407].
Представления о карьере понимаются нами как наглядный образ успешного продвижения личности в области общественной, служебной, научной деятельности, возникающий на основе прошлого опыта путём воспроизведения его в памяти или воображении.
Эти представления включают в себя четыре компонента: когнитивный, эмоциональный, ценност-но-мотивационный и поведенческий. Относительно представлений студентов о карьере содержание когнитивного компонента репрезентировано знаниями о возможных этапах, типах карьеры, условиях её успешной реализации и т.п. Эмоциональный компонент представлений студентов о карьере отражает аффективную окраску отношения к ней. Сущность ценностно-мотивационного компонента заключается в определении места карьеры в индивидуальной иерархии ценностей и особенностей мотивации в отношении построения карьеры. Поведенческий компонент знаменует собой степень активного стремления изменить имеющуюся ситуацию относительно своей карьеры.
Содержание всех четырёх компонентов представлений студентов о карьере базируется в целом на имеющихся у них ресурсах в соответствующих сферах личности: когнитивной, эмоциональной, цен-ностно-мотивационной и поведенческой. В данной статье описаны результаты исследования представлений о карьере у студентов Воронежского государственного университета с двумя мотивационными тенденциями: мотивацией достижения и мотивацией избегания неудачи, т.е. составляющими ценност-но-мотивационной сферы. Мы считаем, что преобладающие мотивы выступают своеобразной основой в формировании представлений о карьере. Однако,
с другой стороны, можно предположить, что студенты изначально ориентированы на построение карьеры и их представления о ней обусловлены прежде всего общевузовской средой и возрастными особенностями, что, в свою очередь, предполагает отсутствие различий в представлениях о карьере у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудачи. Это противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования: существуют ли различия в представлениях о карьере у студентов с названными выше мотивациями. Цель исследования — изучение представлений о карьере у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудачи.
Гипотеза исследования — существование различий в компонентах представлений о карьере у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудачи. Мы предположили, что:
— у студентов с мотивацией достижения успеха в эмоциональном компоненте преобладают положительные оценки карьеры, в когнитивном компоненте карьера представляется как «интересная сама по себе», в ценностно-мотивационном компоненте карьера связывается с внутренними мотивами, поведенческий компонент отражает спланированность построения карьеры;
— у студентов с мотивацией избегания неудачи в эмоциональном компоненте преобладают отрицательные оценки карьеры, в когнитивном компоненте карьера представляется как «неинтересная», в ценностно-мотивационном компоненте карьера связывается с внешними мотивами, поведенческий компонент характеризуется отсутствием планов построения карьеры.
Для проверки этой гипотезы нужно было решить следующие задачи: дать сущностную характеристику феномену «представления о карьере», его компонентов; после выбора соответствующих методов провести эмпирическое исследование представлений о карьере у студентов с разной мотивационной тенденцией; на основе анализа результатов составить психологические портреты представлений о карьере у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудачи.
МЕТОДЫ И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «ВГУ». В нем приняли участие 229 студентов 1-4-го курсов пяти факультетов ВГУ: факультета философии и психологии; исторического, фармацевтического, филологического и юридического факультетов.
Для сбора информации были использованы: стандартизированный самоотчёт; праксиметриче-ский и проективный методы. Метод стандартизированного самоотчёта реализован тест-опросником А. Мехрабиана «Измерение мотивации достижения» [10]. Праксиметрический метод реализован с помощью методики мини-сочинения на тему «Карьера для меня... «. Обработка проводилась с помощью метода контент-анализа. Проективный метод представлен
методикой незаконченных предложений Сакса-Ле-ви в модификации Л.М. Карамушки [2].
Для обработки полученных результатов применялись качественные и количественные, в том числе статистические, методы. Качественный анализ результатов заключался в их дифференциации по двум группам студентов: 1) с доминированием мотивации достижения успеха, 2) с доминированием мотивации избегания неудачи, и предполагал психологическую интерпретацию их представлений о карьере. Для выявления статистических различий в представлениях о карьере у студентов с разными мотивационными тенденциями применялся критерий согласия Пирсона — х2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Мотивация достижения успеха была выявлена у 24,5 % студентов, мотивация избегания неудач присуща 23,1 % студентов, доминирование какой-либо из этих мотиваций не было выявлено у 52,4 % студентов. Различий в выраженности мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи у юношей и девушек, студентов разных курсов, выявлено не было. Отметим, что студенты без доминирующей мотивации в представлениях о карьере сходны по всем параметрам со студентами с мотивацией достижения успеха. Ниже мы подробнее опишем результаты по двум крайним мотивационным тенденциям.
К эмоциональному компоненту представлений о карьере нами была отнесена категория «Источник удовольствия». Карьеру как источник удовольствия представляют 39,0 % студентов с мотивацией достижения успеха и 9,5 % студентов с мотивацией избегания неудачи.
Поскольку при использовании критерия согласия Пирсона х2 эмпирические показатели попали в область критических значений (х2 = 7,41, при р < 0,05), можно утверждать, что представления о карьере в эмоциональном компоненте у студентов с мотивацией достижения успеха отличаются от таковых у студентов с мотивацией избегания неудачи преобладанием положительных оценок. Полученные данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
Результаты изучения когнитивного компонента представлений студентов о карьере приведены в табл. 1.
Из табл. 1 видно, у студентов с разными моти-вационными тенденциями чаще других встречаются три категории когнитивного компонента представлений о карьере — «Карьера руководителя», «Помеха для других сфер жизни», «Препятствия в построении карьеры».
87,5 % студентов с мотивацией достижения успеха рассматривают карьеру руководителя как желанную перспективу, в группе же студентов с мотивацией избегания неудачи данную категорию выделяют только 32,0 % студентов. Карьера как помеха для других сфер жизни представляется чаще студентам с мотивацией избегания неудачи (в 46,2 % случаев). Реже таким образом её видят студенты с мотивацией до-
Таблица 1
Статистическая значимость различий по когнитивному компоненту представлений о карьере у студентов с разными мотивационными тенденциями
Категории когнитивного компонента представлений о карьере Значение х2
Источник выгодных знакомств 2,04
Источник заработка 0,41
Карьера руководителя 35,02**
Показатель успешности 1,42
Помеха для других сфер жизни 9,18*
Препятствия в построении карьеры 6,72*
Приверженность к честным путям построения карьеры 5,31
Средство саморазвития 1,04
Средство самореализации 1,144
Факторы, способствующие построению карьеры 1,44
* p < 0,05 ** p < 0,01
стижения успеха (в 3,1 % случаев). У 60,7 % студентов с мотивацией достижения успеха в представлениях о препятствиях в построении карьеры акцентируются внутренние причины (личностные качества, недостаток профессионализма и др.), а у 64,2 % студентов с мотивацией избегания неудачи — внешние причины (начальство, коллектив, отсутствие связей и т.п.).
Не имеют значимых различий представления у студентов с разной мотивационной тенденцией по таким категориям, как «Факторы, способствующие построению карьеры», «Источник заработка», «Источник выгодных знакомств», «Показатель успешности», «Средство саморазвития» и «Средство самореализации». Эмпирические показатели попали в область допустимых значений.
Понимание карьеры как того, чего следует добиваться собственными усилиями, продемонстрировали 12,8 % студентов с мотивацией достижения успеха и 2,5 % студентов с мотивацией избегания неудачи. Вероятно, современная молодёжь убеждена в невозможности построения карьеры без посторонней помощи. Хотя среди причин, способствующих карьере, были описаны не только внешние, но и внутренние причины. Высказывания, подразумевающие профессиональное саморазвитие, совершенствование знаний и навыков, были зафиксированы у 67,8 % студентов с мотивацией достижения успеха и у 56,6 % студентов с мотивацией избегания неудачи; это означает, что студентам вне зависимости от преобладающей мотивационной тенденции несвойственно расценивать карьеру как источник заработка и саморазвития, как показатель успешности, как источник выгодных знакомств. При этом студенты акцентируют свои внутренние возможности, способствующие построению карьеры.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о различиях в когнитивном компоненте представлений о карьере у студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудачи частично
подтвердилась. Студенты с мотивацией достижения успеха чаще, чем студенты с мотивацией избегания неудачи, представляют карьеру нужной, не видят в ней помехи для других сфер жизни, задумываются о карьере руководителя и видят причину препятствий построения карьеры в собственных недостатках. Вместе с тем студенты обеих групп с одинаковой частотой склонны представлять карьеру в качестве источника заработка, выгодных знакомств, средства саморазвития и самореализации, показателя успешности.
Перейдём к данным, полученным относительно поведенческого компонента представлений о карьере. Этот компонент был выражен в нашем исследовании тремя категориями: «Действия по построению карьеры», «Наличие планов построения карьеры» и «Ближайшие планы». Результаты изучения поведенческого компонента представлений студентов о карьере приведены в табл. 2.
Из табл. 2 видно, что различия по всем категориям поведенческого компонента представлений студентов о карьере статистически значимы. В представлениях о действиях по построению карьеры субъектная позиция характерна для 62,5 % студентов с мотивацией достижения успеха и 39,6 % студентов с мотивацией избегания неудачи.
Наличие планов построения карьеры было выявлено у 48,2 % студентов с мотивацией достижения успеха и лишь у 2,5 % студентов с мотивацией избегания неудачи.
Ближайшие планы больше половины студентов с мотивацией достижения успеха (62,5 %) связывают с карьерой. 54,8 % студентов с мотивацией избегания неудачи в ближайшее время не планируют действий, направленных на построение карьеры.
В целом относительно поведенческого компонента представлений о карьере наша гипотеза нашла подтверждение, так как студенты с мотивацией избегания неудачи чаще, чем студенты с мотивацией достижения успеха, представляли себе карьеру в пас-
Таблица 2
Статистическая значимость различии по поведенческому компоненту представлении о карьере у студентов с разными мотивационными тенденциями
Категории поведенческого компонента представлений о карьере Значение х2
Ближайшие планы 8,23*
Действия по построению карьеры 6,73*
Наличие планов построения карьеры 14,15**
* p < 0,05 ** p < 0,01
Таблица 3
Статистическая значимость различий по ценностно-мотивационному компоненту представлений о карьере у студентов с разными мотивационными тенденциями
Категории ценностно-мотивационного компонента представлений о карьере Значение х2
Главная цель в жизни 12,94**
Источник независимости 1,52
Служение обществу 1,25
Способ выживания 6,83*
Ценность карьеры 48,59**
* p < 0,05 ** p < 0,01
сивном ключе, говорили о нежелании прикладывать усилия к её построению.
Перейдём к описанию данных, относящихся к ценностно-мотивационному компоненту представлений студентов о карьере. Ценностный аспект представлений охарактеризован через категории «Ценность карьеры», «Главная цель жизни», в то время как мотивационные особенности отражены в категориях «Служение обществу», «Способ выживания» и «Источник независимости» (табл. 3).
Отсутствие ценности карьеры в представлениях было отмечено у 69,9 % студентов с мотивацией избегания неудачи и лишь у 5,4 % студентов с мотивацией достижения успеха.
Карьеру как главную цель жизни позиционируют для себя 24,2 % студентов с мотивацией достижения успеха и 9,1 % студентов с мотивацией избегания неудачи.
Реализация карьерного потенциала как способа выживания присуща 16,8 % студентов с мотивацией избегания неудачи и редко встречается у студентов с мотивацией достижения успеха (1,7 %). Вероятно, незначительная частота встречаемости этой категории может означать, что в представлениях студентов выживание в мире реализуется без построения полноценной карьеры.
Одинаково небольшое количество испытуемых всех групп указали для себя значимость независимости, которую несёт с собой карьера. Так, упоминание категории «Источник независимости» встречается у 17,3 % студентов с мотивацией избегания неудачи и у 12,0 % студентов с мотивацией дости-
жения успеха. Почти одинаково низкие результаты, полученные по данной категории, могут быть связаны либо с тем, что наличие независимости неактуально для студентов, либо с тем, что основной источник независимости они видят не в реализации карьеры.
Построение карьеры ради служения обществу поддерживается небольшим числом студентов с разными видами мотивации: 7,4 % студентов с мотивацией достижения успеха, 7,1 % студентов с мотивацией избегания неудачи.
В целом по ценностно-мотивационному компоненту можно сделать вывод о частичном подтверждении нашей содержательной гипотезы. В рамках ценностного аспекта полученные результаты согласуются с ней. В рамках мотивационного аспекта гипотеза не нашла своего подтверждения — представления всех групп студентов с разными мотива-ционными тенденциями оказались сходными.
ВЫВОДЫ
1. Проведённый нами теоретический анализ позволил определить представления студентов о карьере как образ успешного продвижения личности в области общественной, служебной, научной деятельности, возникающий на основе прошлого опыта путём воспроизведения его в памяти или воображении. Кроме этого, нами была дана характеристика когнитивного, эмоционального, ценностно-мотива-ционного и поведенческого компонентов представлений студентов о карьере.
2. В рамках эмпирического исследования были подобраны методы сбора данных, позволившие изучить компоненты представлений студентов о карьере, а также их преобладающую мотивационную тенденцию.
3. Опираясь на статистически значимые отличия, мы разработали психологические портреты представлений студентов с разными мотивационны-ми тенденциями о карьере.
У студентов с мотивацией достижения успеха в эмоциональном компоненте представлений о карьере содержатся её позитивные оценки; в поведенческом компоненте представлений о карьере есть место планам построения профессионального продвижения; когнитивный компонент отражает образы карьеры руководителя и внутренние причины успехов и неудач в карьерном росте; в ценностно-мотивационном компоненте карьера представлена как ценность. У студентов с мотивацией избегания неудачи в эмоциональном компоненте представлений о карьере преобладают отрицательные оценки; поведенческий компонент представлен отсутствием чётких планов построения карьеры; в когнитивном компоненте им присуща концентрация не на её сути, а на возможных выгодах карьеры, в качестве причин успехов в карьерном продвижении они выделяют внешние; в ценностно-мотивационном компоненте карьера для них не представляется одной из главных ценностей.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Выражаем благодарность студентке факультета философии и психологии ФГБОУ ВО «ВГУ» А. Абрамовой за помощь в сборе и обработке эмпирических данных.
ССЫЛКИ
[1]. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Евро-знак, 2007.— 672 с.
[2]. Карамушка Л.М. Технологии работы организационных психологов. — Киев: Инкос, 2005.— 366 с.
[3]. Макушина О.П. Склонность к виктимному поведению у студентов вуза разных направлений подготовки // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2016. № 2. — С. 59-62.
[4]. Меркушева Ю.С., Казаков Ю.Н. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов // Акме-ология. 2016. № 1. — С. 103-106.
[5]. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2004.— 639 с.
[6]. Селезнева Е.В. Взаимосвязь между самоотношением и процессуально-причинной мотивацией у студентов // Акмеология. 2015. № 4. — С. 35-45.
[7]. Тенькова В.А. Мотивация учебной деятельности студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2015. № 4. — С. 87-90.
[8]. Тимофеева О.В. Самоотношение студентов в период кризиса ревизии профессии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2016. № 2. — С. 88-91.
[9]. Тимофеева О.В. Условия преодоления кризиса ревизии и коррекции профессионального выбора у студентов вуза // Проблемы здоровьесбережения дошкольников, учащихся и студентов. Новые здоровьесберегающие тенденции в фармации и медицине: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2011. — С. 157-160.
[10]. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.— 496 с.
INSIGHTS INTO CAREER OF STUDENTS WHO ASPIRE FOR SUCCESS AND WANT TO AVOID FAILURE
Olga V. Timofeeva, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of General and Social Psychology Department of Voronezh State University, 1, Universitetskaya pl. 1, Voronezh, 394018 Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
In the part of the article reflecting the theoretical study, the definition of the notions of career is given, the components of the notions of career are explained: emotional, cognitive, behavioral and value-motivational. In the main part of the article the author describes the data of empirical study of differences in views on career in students who are aspiring for success and want to avoid failure. The study was conducted on the student sample in Voronezh State University using the methods of standardized self-report, praximetric and projective methods. The results of the empirical study show that students who want to be successful have the positive career assessment (emotional component), and there is a clear plan of career development (behavioral component). It was found in the contents of the cognitive component that students who do want to avoid failures are interested in career because of potential benefits, and they less frequently rely on their own strength in its implementation. In the value-motivational component of ideas of career there are differences in the unit values, there are no discrepancies in the motivational component. Students who are inclined to being successful recognize the value of career and consider it to be one of the main goals in life, so they differ from the students who just want to avoid failure.
Key words: notions, career, students' insights into career, aspiration for success, aspiration for avoidance of failure.
REFERENCES
[1]. Bol'shoj psihologicheskij slovar' [Large psychological dictionary] / pod red. B.G. Meshherjakova, V.P. Zinchen-ko. Saint-Petersburg, 2007.— 672 s.
[2]. Karamushka L.M. Tehnologii raboty organizacion-nyh psihologov [Technologies of work of organizational psychologists]. Kiev, 2005.— 366 s.
[3]. Makushina O.P. Sklonnost' k viktimnomu poveden-iju u studentov vuza raznyh napravlenij podgotovki [The propensity for victimization behavior of university students of different educational programs] // Vestnik Voronezhskogo go-sudarstvennogo universiteta. Serija: Problemy vysshego obra-zovanija [Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of higher education]. 2016. № 2. S. 59-62.
[4]. Merkusheva Ju.S., Kazakov Ju.N. Razvitie profes-sional'noj motivacii studentov-psihologov [The development of professional motivation of students-psychologists] // Akme-ologija [Acmeology]. 2016. № 1. S. 103-106.
[5]. Psihologija menedzhmenta [The psychology of management] / pod red. G.S. Nikiforova. Saint-Petersburg, 2004.— 639 s.
[6]. Selezneva E.V. Vzaimosvjaz' mezhdu samootnosh-eniem i processual'no-prichinnoj motivaciej u studentov [The correlation between the self-attitude and procedural-causal motivation of the students] // Akmeologija [Acmeology]. 2015. № 4. S. 35-45.
[7]. Ten'kova V.A. Motivacija uchebnoj dejatel'nosti studentov [Motivation of educational activity of students] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Problemy vysshego obrazovanija [Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of higher education]. 2015. № 4. S. 87-90.
[8]. Timofeeva O.V. Samootnoshenie studentov v period krizisa revizii professii [Self-attitude of the students during the crisis of the revision of profession] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Problemy vysshego obrazovanija [Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of higher education]. 2016. № 2. S. 88-91.
[9]. Timofeeva O.V. Uslovija preodolenija krizisa revizii i korrekcii professional'nogo vybora u studentov vuza [Conditions of overcoming of the crisis of revision and correction of professional choice of students] // Problemy zdorov'es-berezhenija doshkol'nikov, uchashhihsja i studentov. Novye zdorov'esberegajushhie tendencii v farmacii i medicine: Ma-terialy Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauch-no-prakticheskoj konferencii. The problems of health saving of preschoolers, pupils and students. [New health saving trends in pharmacy and medicine: Materials of Russian with international participation scientific and practical conference]. — Voronezh, 2011. — S. 157-160.
[10]. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. So-cial'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i ma-lyh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. — Moscow, 2005.— 496 s.