Научная статья на тему 'Мотивационные компоненты личности студентов как фактор будущей профессиональной успешности'

Мотивационные компоненты личности студентов как фактор будущей профессиональной успешности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1201
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивационная готовность / мотивация успеха / мотивация из-бегания неудач / локус контроля / уровень притязаний / психологическая ригидность / motivational readiness / motivation success / motivation failure avoidance / locus of control / level of aspiration / psychological rigidity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кустова Елена Ивановна

В статье рассматриваются задачи высшей школы по подготовке высокоадап-тивного и высококвалифицированного персонала, имеющего такие профессиональ-но-важные качества будущих специалистов, которые гарантируют им успешность на рынке труда. Указывается, что для успеха в достижении поставленных целей чело-веку необходим определенный уровень мотивационной готовности. Определяется терминологическое поле: мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, локус контроля, уровень притязаний. Показано, что каждый отдельный человек имеет до-минирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо моти-вом избегания неудачи. Мотив достижения связан с продуктивным выполнением де-ятельности, а мотив избегания неудачи с тревожностью и защитным поведением. Проведен анализ исследований личности студентов по определению мотивации успеха и избегания неудач, также показана необходимость исследования психологи-ческой ригидности, как дополняющего компонента. Показано, что для профессио-нальной успешности человека важна степень психологической ригидности, опреде-ляющая поведенческую модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the tasks of the higher school for training highly adaptive and highly qualified staff with such professionally important qualities of future specialists who guarantee their success in the labour market. It is argued that success in achieving goals person needs a certain level of motivational readiness. Defined terminological field: the motive to achieve success motive to avoid failure, locus of control, level of aspiration. It is shown that every single person has a dominant tendency to be guided either by the achievement motive, or the motive of failure avoidance. The motive of achievement is as-sociated with productive performance, and the motive of failure avoidance anxiety and defensive behavior. The analysis of the studies of individual students to determine the mo-tivation of success and failure avoidance, also shows the need to study the psychological rigidity, as a complementary component. It is shown that for the professional success of a person important degree of psychological rigidity that defines the behavioral model.

Текст научной работы на тему «Мотивационные компоненты личности студентов как фактор будущей профессиональной успешности»

УДК 37.015.3

Е. И. Кустова

Мотивационные компоненты личности студентов как фактор будущей профессиональной успешности

В статье рассматриваются задачи высшей школы по подготовке высокоадаптивного и высококвалифицированного персонала, имеющего такие профессионально-важные качества будущих специалистов, которые гарантируют им успешность на рынке труда. Указывается, что для успеха в достижении поставленных целей человеку необходим определенный уровень мотивационной готовности. Определяется терминологическое поле: мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, локус контроля, уровень притязаний. Показано, что каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. Мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением. Проведен анализ исследований личности студентов по определению мотивации успеха и избегания неудач, также показана необходимость исследования психологической ригидности, как дополняющего компонента. Показано, что для профессиональной успешности человека важна степень психологической ригидности, определяющая поведенческую модель.

Ключевые слова: мотивационная готовность, мотивация успеха, мотивация избегания неудач, локус контроля, уровень притязаний, психологическая ригидность.

The article discusses the tasks of the higher school for training highly adaptive and highly qualified staff with such professionally important qualities of future specialists who guarantee their success in the labour market. It is argued that success in achieving goals person needs a certain level of motivational readiness. Defined terminological field: the motive to achieve success motive to avoid failure, locus of control, level of aspiration. It is shown that every single person has a dominant tendency to be guided either by the achievement motive, or the motive of failure avoidance. The motive of achievement is associated with productive performance, and the motive of failure avoidance - anxiety and defensive behavior. The analysis of the studies of individual students to determine the motivation of success and failure avoidance, also shows the need to study the psychological rigidity, as a complementary component. It is shown that for the professional success of a person important degree of psychological rigidity that defines the behavioral model.

Key words: motivational readiness, motivation success, motivation failure avoidance, locus of control, level of aspiration, psychological rigidity.

© Кустова Е.И., 2015

140

Текущая действительность стремительно меняющегося мира требует от взрослеющего поколения молодых людей наличия внутренних личностных конструктов, которые способны помочь им достойно и осознанно пройти по собственной жизни. Подготовка к профессиональной деятельности, осуществляемая в высших учебных заведениях, предполагает не только усвоение студентами системы знаний, умений и навыков инструментального набора компетенций, но и развитие и формирование индивидуально-личностных свойств и образований.

В условиях современной экономики, определяющей главным и основным своим ресурсом высокоадаптивный и высококвалифицированный персонал, задачи высшей школы сформировать такие профессионально-важные качества будущих специалистов, которые гарантируют им успешность на рынке труда.

Для успеха в достижении поставленных целей человеку необходим определенный уровень мотивационной готовности. Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, уровень самооценки и притязаний, эмоциональные реакции, целеустремленность.

Многочисленные исследования (Д. Аткинсон, Д. Макклеланд, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, Х. Хекхаузен и др.) говорят о том, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важными видами структуры личности.

Определяя терминологическое поле, следует выделить следующие дефиниции. Мотив достижения успеха необходимо рассматривать как стремление человека добиваться положительных результатов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи - как относительно устойчивое стремление человека избегать отрицательных результатов в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми, неудачах в его деятельности и общении.

Неразрывно связан с этими понятиями локус контроля - характеристика локализации причин, которыми человек объясняет свое поведение и ответственность, и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля, или локус контроля «Я», представляет собой поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, а экстернальный (внешний) локус контроля, или локус контроля «жизнь», заключается в объяснении причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка понимается как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

Уровень притязаний, как желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), представляет собой максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

141

Эмоциональные переживания, по мнению В. К. Вилюнаса, являются единственным представителем мотивационных процессов на уровне психического отражения в виде системы сигналов притязаний, которой потребности открываются человеку, указывая на соответствующие им предметы и воздействия. Благодаря им человек переосмысливает прошлое, планирует будущее.

В поведении человека эмоции успеха - неуспеха служат в качестве «универсального механизма, который подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта оповещает индивида о достижимости целей и оправданности активности» [1].

Е. П. Ильин считает, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Можно говорить о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи, при наличии того и другого. Причем, это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений [2].

В процессе работы, каждый, в той или иной степени, хочет и достигнуть положительного эффекта и свести к минимуму возможные негативные последствия невыполнения задачи. Разница между людьми состоит лишь в степени выраженности этих мотивов, а значит, и их влияния на выполнение различной деятельности.

По В. Вайнеру, все возможные причины успехов и неудач можно оценивать по лоуксу контроля. Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:

1. Сложность выполняемого задания (внешний, локус контроля «жизнь»).

2. Старание (внутренний, локус контроля «Я»).

3. Случайное стечение обстоятельств (внешний, локус контроля «жизнь»).

4. Способности (внутренний, локус контроля «Я») [3].

Каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. Мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением.

Люди с высокой мотивацией на успех в своей деятельности предпочитают выполнять задачи средней степени трудности. Их привлекает непредсказуемость итогов деятельности. В этом случае у них появляется возможность продемонстрировать уровень личных достижений. Легкие цели их не привлекают, так как у них отсутствует интерес к предсказуемому выигрышу. По этой же причине им неинтересно соревноваться с заведомо более слабым противником. В том случае, когда им приходится выполнять рутинные или слишком легкие задачи, они теряют ин-

142

терес к работе, что может привести к снижению результативности их деятельности. Людей с преобладанием мотивации достижения успеха больше мобилизуют неудачи, чем успех, т.к. это дает им возможность проявить свои способности.

Люди с преобладанием мотива избегания неудачи обычно предпочитают выбирать задачи либо очень легкие для себя, с высокой вероятностью успеха, либо заведомо слишком сложные, где вероятность успеха мала.

Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успеха и избегания неудачи. В то время, как, стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям, избегающие неудач обращаются к анализу способностей как раз в противоположном случае. Опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу.

В проводимом нами исследовании принимали участие студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям очной формы обучения - 75 человек; студенты, обучающиеся по специальностям экономического и сервисного профиля очной формы обучения - 107 человек; студенты заочной формы обучения - 96 человек; студенты отделения профессиональной переподготовки - 54 человека.

Для данной части исследования не учитывались гендерные и возрастные особенности, главной задачей определялось выяснение мотивационной направленности студентов в зависимости от формы обучения и специальности.

С целью реализации задачи применялись методики, диагностирующие типы мотивации личности. Мотивы деятельности и поведения образуют ядро личности и составляют зону, сознательно или подсознательно оберегаемую самой личностью от постороннего проникновения. Мотивационная сфера личности в связи с этим изучается с помощью сложных методик проективного типа или тестовых опросников, являющихся субъективными. Для диагностики МДУ (мотивации достижения успеха) и МИН (мотивации избегания неудач) применялись тестовые опросники:

1. Опросник ТМД А. Мехрабиона (в т.ч. в модификации М.Ш. Маго-мед-Эминова);

2. Опросник МУН А. Реана (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000; М.К. Акимова, К.М. Гуревич, 2005).

Все испытуемые были разделены на группы в зависимости от преобладания у людей мотивации достижения успеха или избегания неудачи, либо сбалансированности обеих мотиваций (табл. 1):

143

Таблица 1

Групповое распределение в зависимости от преобладания у людей мотивации достижения успеха или избегания неудачи

Наступающие Сильно развита мотивация достижения успеха. Экстраверсия. Склонность к риску. В общении с другими людьми склонны доминировать. Вспыльчивы. Отсутствует выраженная склонность к партнерским отношениям, часто конфликтуют с окружающими. Перцептивные способности и эмоциональный интеллект обычно на среднем уровне.

Защищающиеся Высокий уровень мотивации избегания неудач и низкий уровень мотивации успеха. Отличаются эмоциональной нестабильностью, тревожностью. Коммуникативные способности развиты недостаточно. Более склонны к рефлексии, чем к активным действиям. Интроверсия. Конформизм. Высокий уровень эмпатии. Из-за высокой эмоциональной включенности неспособны адекватно оценивать ситуацию.

Ответственные Сильно развиты и мотивация успеха, и мотивация избегания неудач. Высокий самоконтроль, повышенная ответственность. Признания других людей добиваются через успехи в важной для них деятельности. Коммуникативные способности развиты слабо, но чувство одиночества отсутствует. Застенчивы, не уверены в себе. Эмоционально неустойчивы. Свои переживания предпочитают держать внутри, стремясь избежать конфликта. Трудности в общении преодолевают манипулированием.

Инертные Оба мотива находятся на низком уровне. В трудовой деятельности ориентированы не на деловую сферу, а на сферу общения, установления доверительных отношений. Уровень ответственность низкий. Слабая саморегуляция. Конфликтность, высокая тревожность, импульсивность. В конфликтной ситуации агрессивны. Уровень моральных установок слабый.

Осторожные Оба мотива находятся на среднем уровне с преобладанием мотивации избегания неудач. Демонстрируют партнерский стиль общения с акцентом на практическую деятельность. Средний уровень ответственности. Консерватизм.

Гармоничные Оба мотива находятся на среднем уровне с преобладанием мотивации на успех. Высокий уровень коммуникативных способностей. Эмоционально стабильны. Бесконфликтны. Хорошая саморегуляция. Низкий уровень тревожности. Ответственность. Удовлетворенность жизнью.

Процентное распределение испытуемых на выделенные группы отражены и рисунке 1.

144

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

наступающие защищающиеся ответственные инертные

осторожные гармоничные

■ студентры-очники педагогического профиля

■ студенты-очники экономического профиля

■ студентиы-заочники

■ студенты отделения профессиональной переподготовки

Рис.1. Процентное распределение испытуемых по группам, в зависимости от преобладающего вида мотивации

Так, группа «наступающие» показала следующее: самый высокий процент испытуемых выявлен среди студентов отделения профессиональной переподготовки - 49%. Второе место занимают студенты, обучающиеся по специальностям экономического и сервисного профиля очной формы обучения - 11%. Третье и четвертое, с одинаковой выраженность - студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям очной формы обучения и студенты заочной формы обучения - 8%.

Группа «защищающиеся» включила в себя: студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям очной формы обучения - 47%, студенты заочной формы обучения - 27%, студенты, обучающиеся по специальностям экономического и сервисного профиля очной формы обучения - 21%, студенты отделения профессиональной переподготовки -6%.

Группа «ответственные» представлена так: студенты отделения профессиональной переподготовки - 29%, студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям очной формы обучения - 17%, студенты, обучающиеся по специальностям экономического и сервисного профиля очной формы обучения - 16%, студенты заочной формы обучения - 11%.

Группа «инертные» показала следующее: студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям очной формы обучения - 9%, студенты, обучающиеся по специальностям экономического и сервисного

145

профиля очной формы обучения - 6%, студенты заочной формы обучения - 4%, студенты отделения профессиональной переподготовки - 2%.

Группа «осторожные» включила в себя: студенты, обучающиеся по специальностям экономического и сервисного профиля очной формы обучения - 37%, студенты заочной формы обучения - 34%, студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям очной формы обучения - 6%, студенты отделения профессиональной переподготовки - 3%.

Группа «гармоничные» включила в себя: студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям очной формы обучения - 13%, студенты отделения профессиональной переподготовки - 11 %, студенты, обучающиеся по специальностям экономического и сервисного профиля очной формы обучения - 9%, студенты заочной формы обучения - 6%.

В целом, выборка показала, что наибольший процент относится к группам «наступающие» - 49%, «защищающиеся» - 47% и «осторожные» - 37%. Что могло бы говорить о преобладании мотивации избегания неудач. Но, данный показатель не может быть определяющим, он требует дополнительного разъяснения и интерпретационной коррекции.

С этой целью было проведено исследование ригидности в исследуемой группе испытуемых.

Ригидность [от лат. rigidus - жесткий, твердый] - неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений. При этом понятно, что степень, мера или уровень демонстрируемой личностью ригидности напрямую связаны не только с индивидуально-психологическими характеристиками конкретного индивида, но и со спецификой сложившейся ситуации, в рамках которой реализуется деятельность (степень экстремальности и опасности условий, уровень сложности задачи и мотивированности субъекта в ее решении, монотонность или аритмичность стимуляции и т. д.) [4].

Ригидность проявляется значимых сферах личности:

- когнитивной, проявляющейся как неспособность воспринимать объекты и жизненные условия в изменившихся ситуациях и адекватно на это реагировать;

- аффективной, проявляющейся в неизменности эмоциональной значимости объектов и ситуаций в новых условиях, изменении отношений к нему, оценке привлекательности и т.п.;

- мотивационной, проявляющейся в негибкости изменения потребностей и мотивов, отсутствии коррекции целевых установок, привычных способов удовлетворения потребностей, стиле поведения и реакций с изменением условий жизни, интропсихическая вязкость на одних и тех же мыслях и переживаниях.

Под влиянием ригидности у личности усиливаются такие черты как застреваемость, консервативность, шаблонность поведенческих реакций. Ригидность несовместима с творчеством, так как ограничивает воз-

146

можности «видения объекта» с разных сторон, с разных точек зрения, а концентрирует психику только на отдельных его аспектах. Ригидность оказывает существенное влияние на гибкость поведения, если условия и ситуации меняются слишком быстро и неожиданно. Так, в процессе перехода российского общества на рыночные отношения в экономике, многие люди не смогли должным образом адаптироваться, найти и определить свою роль и место в них. Причина подобного явления может заключаться в ригидности.

Характеристика поведенческих реакций личности может быть представлена в виде таблицы:

Таблица 2

Поведенческие реакции психологической ригидности

Поведенческие реакции Характеристика

Избегание человек отказывается от участия в сложных мероприятиях и проектах, создавая тем самым для себя зону комфорта («я не буду ничего делать и смогу избежать возможного провала»)

Самосаботаж человек на подсознательном уровне подрывает все свои усилия, часто затягивает выполнения поручения

Иммобилизация (в пер. с лат. immobilis - неподвижный) полный покой, бездействие (человек ничего не делает и соответственно не развивается, ни к чему не стремиться)

Занижение самооценки человек постоянно себя уверяет в том, что он ничего не знает, ничего не умеет, у него нет никаких способностей и т.д.

Перфекционизм (в пер. с фр. perfection - совершенствование) патологическое желание быть лучшим во всем (это может быть также желание выполнять только ту деятельность, в успехе которой человек полностью уверен

Проблема для человека и его профессиональной успешности возникает, когда та или иная поведенческая модель приобретает отчетливо выраженный ригидный характер. В этом случае даже те виды личностной активности, которые традиционно рассматриваются как просоциальные и альтруистичные (например, готовность оказывать помощь или проявлять заботу о младших), приобретают признаки компульсивной навязчивости и нередко вызывают у окружающих раздражение и отвержение. Люди с высокой степенью ригидности в подобной ситуации настойчиво продолжают реализовывать неэффективную поведенческую модель, стремясь добиться одобрения, вместо того, чтобы изменить ее.

147

Все вышесказанное объясняет необходимость дополнения проведенного исследования мотивации успеха и избегания неудач исследованием психологической ригидности. Результаты, полученные после математико-статистической обработки данных и их интерпретация будут приведены в следующей статье.

Список литературы

1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Мотивы, эмоции и личность. - М.: Смысл; Изд. центр "Академия", 2004.

4. Психологический словарь:http://glossword.info/index.php/term/9-psihologicheskiij-slovar,169-rigidnost-.xhtml

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.