Научная статья на тему 'Структура, формирование и развитие мотивации достижения успехов у сотрудников организации'

Структура, формирование и развитие мотивации достижения успехов у сотрудников организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1611
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ / МОТИВАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ / MOTIVATIONAL TRAINING / МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MOTIVATION OF LABOR ACTIVITY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ACHIEVEMENT MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панина Ирина Николаевна

Целью исследования явилось изучение структуры мотивации, формирование и развитие мотива достижения успехов, особенностей людей, мотивированных на достижение успеха, изучение связи мотива достижения успехов с мотивацией трудовой деятельности у сотрудников организаций. А также таких характеристик мотивационно-волевой сферы личности, как ответственность за результаты своего труда, потребность в признании и самовыражении и сотрудничестве с помощью разработанного нами социально-психологического тренинга. Долгосрочный мотивационный тренинг был разработан на основании исследований Д. МакКлелланда и Х. Хекхаузена. Тренинг направлен на формирование и развитие мотива достижения успехов. Установлено положительное изменение мотивационно-волевых характеристик личности сотрудников организации, связанных со стремлением к достижению успехов, в результате прохождения данного тренинга. Мотивационный тренинг был организован и проведен в форме прикладного, практически ориентированного формирующего эксперимента, направленного на развитие у его участников умений и навыков, связанных с достижением успехов и избеганием неудач в различных жизненных ситуациях как трудовых, так и бытовых. Кроме того, предполагалось, что тренинг положительно повлияет на другие личностные особенности и межличностные отношения его участников, в том числе на самооценку, уровень притязаний, уровень субъективного контроля, мотивацию достижения успехов и избегания неудач, мотивацию к работе, мотивацию трудовой деятельности в соответствующей организации, ее социально-психологический климат, стиль поведения работников в конфликтной ситуации, а также снизит у них общий уровень эмоционального (профессионального, мотивационного) выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE, FORMATION AND DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF ACHIEVEMENT OF SUCCESS AT THE ORGANIZATION

The aim of the research was to study the structure of motivation, the formation and development of the motive to achieve success, features of people who are motivated to achieve success, to study connection between motive to achieve success and company workers’ labor activity motivation. Such characteristics of motivational-volitional personality traits as responsibility for the results of their work, the need for recognition, self-expression, and collaboration with the help of social and psychological training that was developed by us were also subject of this study. Long-term motivational training was developed based on research D. McClelland and H. Heckhausen. The training is aimed at the formation and development of the motive to achieve success. A positive change in company workers’ motivational-volitional personality traits as a result of passing this training has been established. Motivational training was organized and held in the form of an applied, practically oriented forming experiment aimed at developing the participants’ skills related to achieving success and avoiding failure in various life situations, such as during employment and in own household. In addition, it was assumed that the training will positively affect other personality traits and interpersonal relationships of its members, including self-esteem, level of aspiration, the level of subjective control, motivation to achieve success and avoid failure, motivation to work and motivation of work in the respective organizations, its socio-psychological climate, style of behavior of workers in conflict situations, as well as reduce their overall level of emotional (professional, motivational) burnout.

Текст научной работы на тему «Структура, формирование и развитие мотивации достижения успехов у сотрудников организации»

Панина Ирина Николаевна СТРУКТУРА, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ...

УДК 316.6

СТРУКТУРА, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2016

Панина Ирина Николаевна, аспирант кафедры социальной психологии Московский институт психоанализа (121170, Россия, Москва, Кутузовский проспект, д.34, стр.14, e-mail: irina.n.panina@gmail.com)

Аннотация. Целью исследования явилось изучение структуры мотивации, формирование и развитие мотива достижения успехов, особенностей людей, мотивированных на достижение успеха, изучение связи мотива достижения успехов с мотивацией трудовой деятельности у сотрудников организаций. А также таких характеристик мотиваци-онно-волевой сферы личности, как ответственность за результаты своего труда, потребность в признании и самовыражении и сотрудничестве с помощью разработанного нами социально-психологического тренинга. Долгосрочный мотивационный тренинг был разработан на основании исследований Д. МакКлелланда и Х. Хекхаузена. Тренинг направлен на формирование и развитие мотива достижения успехов. Установлено положительное изменение мо-тивационно-волевых характеристик личности сотрудников организации, связанных со стремлением к достижению успехов, в результате прохождения данного тренинга. Мотивационный тренинг был организован и проведен в форме прикладного, практически ориентированного формирующего эксперимента, направленного на развитие у его участников умений и навыков, связанных с достижением успехов и избеганием неудач в различных жизненных ситуациях как трудовых, так и бытовых. Кроме того, предполагалось, что тренинг положительно повлияет на другие личностные особенности и межличностные отношения его участников, в том числе на самооценку, уровень притязаний, уровень субъективного контроля, мотивацию достижения успехов и избегания неудач, мотивацию к работе, мотивацию трудовой деятельности в соответствующей организации, ее социально-психологический климат, стиль поведения работников в конфликтной ситуации, а также снизит у них общий уровень эмоционального (профессионального, мотивационного) выгорания.

Ключевые слова: мотивация достижения успехов, мотивационный тренинг, мотивация трудовой деятельности, формирование, развитие.

STRUCTURE, FORMATION AND DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF ACHIEVEMENT

OF SUCCESS AT THE ORGANIZATION

© 2016

Panina Irina Nikolaevna, a graduate student of the department of social psychology at Moscow Institute of Psychoanalysis (121170, Russia, Moscow, Kutuzovprospect, 34, p.14, e-mail: irina.n.panina@gmail.com)

Abstract. The aim of the research was to study the structure of motivation, the formation and development of the motive to achieve success, features of people who are motivated to achieve success, to study connection between motive to achieve success and company workers' labor activity motivation. Such characteristics of motivational-volitional personality traits as responsibility for the results of their work, the need for recognition, self-expression, and collaboration with the help of social and psychological training that was developed by us were also subject of this study. Long-term motivational training was developed based on research D. McClelland and H. Heckhausen. The training is aimed at the formation and development of the motive to achieve success. A positive change in company workers' motivational-volitional personality traits as a result of passing this training has been established. Motivational training was organized and held in the form of an applied, practically oriented forming experiment aimed at developing the participants' skills related to achieving success and avoiding failure in various life situations, such as during employment and in own household. In addition, it was assumed that the training will positively affect other personality traits and interpersonal relationships of its members, including self-esteem, level of aspiration, the level of subjective control, motivation to achieve success and avoid failure, motivation to work and motivation of work in the respective organizations, its socio-psychological climate, style of behavior of workers in conflict situations, as well as reduce their overall level of emotional (professional, motivational) burnout.

Keywords: Achievement motivation, motivational training, motivation of labor activity, formation and development.

Постановка проблемы. Инициатором исследования мотивации достижения успехов на теоретическом уровне явился Г. Меррей, создатель самого полного перечня человеческих потребностей и тематического апперцептивного теста (ТАТ) - проективной методики, которую Д. МакКлелланд переработал и использовал для измерения данного мотива [4]. В 1938 году Г. Меррей впервые включил мотив достижения успехов в перечень человеческих потребностей, характеризуя ее как стремление справляться с чем-то трудным, с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их, делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно» [8, с. 367].

Исследования мотивации достижения успехов проводились в различных направлениях. Среди них теория каузальной атрибуции Б. Вайнера [2], теория самоэффективности А. Бандуры [2], теория ожидаемой ценности Дж. Аткинсона [2], социокогнитивная теория Л. Дуэк [2,3], теория внутренней мотивации достижения Э. Дцси и Р.Райана [2]. Изучению мотива достижения успехов посвятили свои исследования такие ученые, как Д. МакКлелланд [4] и Х. Хекхаузен [8], связав его с успехами человека в трудовой деятельности.

Д. МакКлелланд охарактеризовал мотив достижения успехов как «ключевой фактор в экономическом

росте», а поведение людей, мотивированных на успех, по его мнению, «должно при определенных условиях приводить к большей успешности в реальном мире» [4, с.285,286]. Х. Хекхаузен относит мотивацию достижения к так называемой интринсивной (внутренней) мотивации [8]. К ней обращаются многие современные теории мотивации трудовой деятельности, называя ее наиболее эффективной движущей силой, управляющей поведением человека, основной побуждающей силой его деятельности.

Как основные мотивационные силы Д. МакКлелланд определил потребность в достижении успехов и потребность в аффилиации, отдав приоритет мотивации достижения успехов [4]. Соответственно, люди, мотивированные на достижение успехов, предрасположены получать внутреннее удовлетворение, достигая поставленной цели. Для них успешное решение поставленной задачи само по себе является вознаграждением.

Автор данной концепции считал, что сила потребности в достижении успехов может изменяться, и она нуждается в своеобразной тренировке. По мнению Д. МакКлелланда, основанному на историческом анализе экономического развития различных стран в разные периоды времени, увеличение в стране числа людей, мотивированных на успех, усиливает экономическую мощь

Панина Ирина Николаевна социологические

СТРУКТУРА, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ... науки

страны [8].

Д. МакКлелландом также были выявлены особенности людей, мотивированных на достижение успехов. Среди них - такие качества личности, как стремление к успеху, выбор заданий средней степени сложности, потребность в конструктивной и быстрой обратной связи, рассмотрение денежного вознаграждения своей деятельности как меру успеха, склонность к соревнованию, потребность в признании. Эвристический, творческий характер труда, склонность к предпринимательству, принятие на себя ответственности за результаты своего труда [8].

Можно установить корреляцию между факторами, отвечающими за мотивацию трудовой деятельности, которые были названы авторами различных теорий, и качествами личности человека, мотивированного на достижение успехов.

Согласно теории Ф.Херцберга [10], сотрудников организации мотивируют на работу факторы роста и развития, наличие ответственности. Стремление к самостоятельности и ответственности рассмотрено также в теории Х и Y Д. МакГрегора. Эти качества характеризуют человека типа как более мотивированного к трудовой деятельности. Такие качества, как самостоятельность, ответственность за результаты своего труда, присущи людям с развитым мотивом достижения успехов. Людям, мотивированным на достижение успехов, необходима конструктивная и быстрая обратная связь. Самодетерминация, компетентность и причастность к тому, что происходит в организации, обуславливают внутреннюю мотивацию личности. Самодетерминация подразумевает самостоятельность, принятие ответственности за результаты своего труда, и именно эти характеристики мотивационной сферы свойственны людям с высокоразвитым мотивом достижения успехов. Компетентность, как внутреннее знание человека о своем мастерстве также корреспондирует с потребностью в достижении успехов.

Объект и методы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет с 2014 по 2016 гг. В нем приняли участие 207 руководителей среднего звена московских торгово-промышленных и других организаций в возрасте от 24 до 56 лет, 42 мужчины и 165 женщин.

Участники эксперимента были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальной группе приняли участие 85 человек, из которых 14 испытуемых - мужчины, 71 испытуемый - женщина. В контрольной группе приняли участие - 122 испытуемых, из них 30 мужчин и 92 женщины. Статистическая обработка данных, полученных в исследовании выполнялась с применением ^критерия Стьюдента.

Для проведения психодиагностики испытуемых в числе использованных находится следующая методика: Тест мотивации достижения успехов и избегания неудач А. Мехрабиана.

Тренинг включал в себя серию специальных тренировочных занятий с его участниками, рассчитанных на достижение поставленной цели. До начала и после окончания тренинга были проведены, соответственно, входная и выходная контрольные психодиагностики уровня развития у участников тренинга всех перечисленных выше индивидуальных, профессиональных и личностных качеств, а также межличностных отношений с использованием психодиагностических тестов (методик).

Перед началом тренинговых занятий с участниками были проведены кратковременные вводные информационно-теоретические встречи, направленные на разъяснение того, что и с какой целью будет далее делаться в ходе проведения соответствующего тренировочного занятия (упражнения).

В тех случаях, когда для выполнения тренингового упражнения от участников требовалось наметить для себя какие-либо конкретные цели, связанные с достижением успехов, эти цели рекомендовалось выбирать 478

(определять), исходя из следующих соображений:

1. Соответствующие цели должны быть реальными, значимыми для участников тренинга, взятыми из жизни, а не выдуманными.

2. Желательно, чтобы это были такие цели, которые достижимы за сравнительно короткие сроки, как правило, не выходящие за пределы одного - двух дней. В противном случае с ними трудно будет работать в ограниченных по времени тренинговых упражнениях.

3. Эти цели должны выбираться участниками тренинга из двух сфер их жизнедеятельности: профессиональной и личной.

4. Желательно, чтобы обе указанные выше сферы деятельности были представлены в выбираемых участниками тренинга целях примерно в одинаковой пропорции. Такое пожелание объясняется тем, что полноценную мотивацию достижения успехов необходимо параллельно формировать и развивать в разных видах деятельности.

5. Идеальным является случай, когда при определении для себя какой-либо конкретной тренировочной цели участники тренинга будут выбирать сразу две разные цели: профессиональную и личную. Однако если в силу обстоятельств это невозможно, то можно ограничиться поочередным выбором одной из двух указанных выше целей: на одном занятии - профессиональной, на другом - личной.

Проведение мотивационного тренинга не ограничивалось только упражнениями, которые участники тренинговой группы выполняли вместе в присутствии тренера. Оно базировалось и на систематической индивидуальной работе, которую проводил каждый из них в перерывах между встречами в составе тренинго-вой группы. Эта работа организовывалась и проводилась в двух формах: в форме регулярного выполнения членами тренинговой группы домашних заданий, и в форме систематического ведения дневников, в которые участники тренинга заносили результаты своих личных размышлений над вопросами, которые ставились и обсуждались в процессе тренинга. Предполагалось, что дневники в дальнейшем помогут участникам тренинга закрепить и развить у себя умения и навыки, связанные с мотивацией профессиональной деятельности и личной сферы, основы которых были заложены во время проведения тренинга.

Тренинг включал в себя следующие виды тренировочных занятий:

1. Занятия, направленные на формирование мотива достижения успехов, включающие в себя формирование у участников тренинга «синдрома достижения успехов», проведение ими самоанализа, выявление собственных, не использованных ранее ресурсов для достижения успехов, выработку оптимальной стратегии и тактики в постановке и достижении жизненных целей.

2. Занятия, направленные на формирование у участников тренинга умения адекватно оценивать вероятность достижения или не достижения поставленных целей, а также на нахождение эффективных путей повышения вероятности успеха и снижение вероятности неудач.

3. Выработку навыков самоподдержки и планирования с использованием адекватных оценок своей деятельности в ситуациях достижения успехов и избегания неудач.

4. Занятия, направленные на формирование внутреннего локуса контроля по Дж. Роттеру.

5. Самоанализ поведения, направленного на достижение успехов и избегание неудач.

6. Выявление собственных ценностей и их места, а также степени реализации в профессиональной и бытовой жизни участников тренинга.

7. Занятия, направленные на определение возможности достижения поставленных целей за счет старания и приложения усилий, включающие в себя поиск и на-

Панина Ирина Николаевна СТРУКТУРА, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ...

хождение критериев собственного успеха или неудачи, способов личного влияния на результаты своего труда.

8. Упражнения, направленные на поиск внутренних ресурсов и на выявление недостающих на данный момент знаний, умений и навыков для достижения успехов.

9. Упражнения, направленные на освобождение от неэффективных стратегий поведения в условиях достижения успехов и избегания неудач.

10. Освоение практики целеполагания и получение навыка грамотной постановки цели.

11. Упражнения, направленные на создание в жизни участников тренинга условий, необходимых для формирования мотива достижения успехов.

12. Формирование мотива ассертивного поведения, включающего в себя формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, выработку умения точно оценивать свои возможности в зависимости от ситуации, навык установления валентности цели и определение альтернативных путей ее достижения.

13. Выработка способов адекватного реагирования на неудачи с их оценкой и поиском причин.

14. Получение навыка разделения причин неудач на личные и объективные, а также навыка примирения с неудачами, которых избежать невозможно.

Результаты исследования и их обсуждение. Данные, полученные в процессе исследования мотивации достижения успехов у испытуемых экспериментальной и контрольной групп, представлено в таблице 1. В ней сравниваются средние показатели развития мотива достижения успехов в каждой группе до начала эксперимента и после него. Указаны значения ^критерия Стьюдента, полученные при сравнении средних баллов мотива достижения успехов в каждой группе до и после эксперимента. Указаны различия, полученные при сравнении между собой средних баллов, набранных испытуемыми экспериментальной и контрольной групп, до начала эксперимента и после него.

Таблица 1 - Мотивация достижения успехов у испытуемых экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента.

Показатели Показатели б экспериментальной труппе испытуемых. Показатели в группе испытуемых.

Средний балл оценки мотивации достиженияуспехов до эксперимента 139,35 136

Средний балл оценки мотивации достиженияуспехов после эксперимента 165,25 133,16

Величина икритерня Стьюдента,полученная при сравнении ср едних баллов до н после эксперимента. 1=2,29; р<0,05 1=0,45; р>0,05

Величина ^критерия Стьюдента. полученная при ср авнении ср едних баллов, набр а иных испытуемыми экспериментальной н контрольной групп до эксперимента. М),37; рХ),05

Величина икритерня Стьюдента,полученная при ср авненнн ср едних баллов, набр анных испытуемыми экспериментальной иконтрольной групп после эксперимента. 1=4,5; р<0,05

участников. Различия в степени развития мотива достижения успехов между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп после мотивационного тренинга являются статистически достоверными: ^критерий Стьюдента t=4,5 ; р<0,05. Таким образом, нашла подтверждение гипотеза о том, что в результате мотиваци-онного тренинга повысится уровень мотивации достижения у его участников.

Графически результаты эксперимента представлены на рисунке 1. Указан, уровень мотива достижения испытуемых, согласно их средним баллам, в экспериментальной и контрольной группе до начала эксперимента и после него.

Данные таблицы 1 указывают на отсутствие значимых различий между испытуемыми экспериментальной и контрольной группами до начала эксперимента по мотиву достижения успехов (1=0,37; р>0,05). Среднее значение мотива достижения успехов у испытуемых экспериментальной группы до начала эксперимента составило 139,85 баллов и после эксперимента увеличилось до средней оценки 165,28 баллов. Достоверность различий подтверждает 1-критерий Стьюдента 1=2,29 при р<0,05. Показатели уровня мотивации достижения успехов у испытуемых контрольной группы составили 136,00 и 133,16, соответственно, до и после эксперимента. Уровень мотивации достижения в контрольной группе практически не изменился 1=0,45; р >0,05.

Таким образом, можно констатировать наличие достоверных изменения в строну увеличения мотива достижения успехов у испытуемых в экспериментальной группе при существовании недостоверных различий двух групп до начала эксперимента.

Полученные данные позволяют утверждать, что проведенный тренинг существенно и положительно повлиял на увеличение мотива достижения успехов у его

Рисунок 1- Средние показатели мотива достижения успехов испытуемых экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента.

Примечания:

Ряд 1 - средний балл мотива достижения успехов испытуемых экспериментальной и контрольной группы до эксперимента.

Ряд 2 - средний балл мотива достижения успехов испытуемых экспериментальной и контрольной группы после эксперимента.

1 - положение дел по мотиву достижения успехов в экспериментальной группе до и после эксперимента.

2 - положение дел по мотиву достижения успехов и контрольной группе до и после эксперимента.

Выводы. В процессе мотивационного тренинга получил развитие мотив достижения успехов, а также другие характеристики личности, соотносимые с присутствием в мотивационном профиле испытуемых этого мотива.

Таким образом, в результате мотивационного тренинга у испытуемых экспериментальной группы были сформированы качества личности, положительно влияющие на их мотивацию трудовой деятельности в соответствующей организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алтунина И.Р. , Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения // Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук.

2. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы //Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002 - 343 с. Стр. 47-102

3. Дуэк Кэрол. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей / Кэрол Дуэк: Манн, Иванов и Фебер; Москва, 2013.

4. Макклелланд Д. Мотвация человека. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.: ил

5. Маслоу А. Мотивация и личность 3-е изд.\Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с. - (Серия «Мастера психологии»).

6. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Т.Ш. Психология личности: учебник / Р.С.Немов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 739 с.

7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 КН. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.

Панина Ирина Николаевна

СТРУКТУРА, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ .

8. Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - 2-е изд. - СПБ.: Питер; М.: Смысл, 2003.

- 860 с: ил.

9. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. /Михай Чиксентмихайи; Пер. с англ.

- Альпина нон-фикшн, 2011. - 464 с.

10. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер с англ. Под ред. В.А. Спивака.

- СПб.: Питер, 2001. - 352 с.: ил.

11. Mc Clelland et al. Motives in Fantasy, Actions and Society. - N. Y. - 1968. Mc Clelland D. C. Power: The Inner Experience. - N. Y. - 1975.

12. Mc Clelland D. C. The two faces of power. - Journal of International Affairs.-1970.-24.

13. Mc Clelland D. C. Toward a theory of motive acquisition. - American Psychologist. - 1965.-20.

14. Mc Clelland D. C., Winter D. G. Motivating Economic Achievement. - N. Y. -1969.

15. Mehrabian A., Ksionzky S. Theory of Affiliation.

- Lexington, Mass. - 1974. Murray H. A. Explorations in Personality. - N. Y. - 1938. Nelson E. S., Harris M. The relationships between birth order and need affiliation and group orientation. - Individual Psychology, 1996, vol. 51, pp. 282-292.

16. Taylor J. A. A personality scale of manifest anxiety.

- Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1953. - 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.