Научная статья на тему 'Особенности мотивации осужденных с различным уровнем самооценки, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции'

Особенности мотивации осужденных с различным уровнем самооценки, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
590
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ / МОТИВАЦИЯ К УСПЕХУ / САМООЦЕНКА / ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маришин С. В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей мотивации обладающих различной самооценкой осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Исследование проводилось на базе ФКУ УИИ УФСИН России по Ярославской области, для получения эмпирических результатов использовались методика исследования самооценки личности С. А. Будасси, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач т. Элерса, методика диагностики личности на мотивацию к успеху т. Элерса, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. Результаты исследования могут быть использованы пенитенциарными психологами при осуществлении психологического сопровождения осужденных. так, например, было установлено, что лица, проявившие низкий уровень самооценки, обладают высоким и очень высоким уровнем мотивации избегания неудач, низким уровнем мотивации достижения успеха и, соответственно, низким уровнем готовности к риску. В группе осужденных с высокой самооценкой выявлен преимущественно низкий уровень мотивации избегания неудач, высокий уровень мотивации достижения успеха, средний и высокий уровни готовности к риску. Данные результаты свидетельствуют о том, что избегание неудач и риска, нежелание менять свой привычный образ жизни могут способствовать совершению повторных преступлений. Велика вероятность такого исхода и у лиц, стремящихся к достижению высокого результата в короткий срок, переоценивающих свои возможности, готовых к неоправданному риску.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of motivation convicts with different level of self-esteem, registered in the penal inspections

The article presents the results of an empirical study of the features of motivation of convicts who are registered with a penal inspections and who have different level of selfesteem. The basis for the study was the PKU UII FPS of Russia in the Yaroslavl region. To obtain empirical results the following methods were used: «Methods of investigating the self-esteem of S.A. Budassi», «Methods of diagnosing an individual for motivating to avoid failures of T. Ehlers», «Methods of diagnosing an individual for motivating success of T. Ehlers», «Diagnostic technique degree of readiness for the risk of Schubert». In the course of the empirical study results were obtained that can be used by penal psychologists in the conduct of psychological support for this category of convicts. thus, those who have a low level of self-esteem have a high and very high level of motivation to avoid failures, low level of motivation to achieve success and accordingly a low level of readiness for risk... The article presents the results of an empirical study of the features of motivation of convicts who are registered with a penal inspections and who have different level of selfesteem. The basis for the study was the PKU UII FPS of Russia in the Yaroslavl region. To obtain empirical results the following methods were used: «Methods of investigating the self-esteem of S.A. Budassi», «Methods of diagnosing an individual for motivating to avoid failures of T. Ehlers», «Methods of diagnosing an individual for motivating success of T. Ehlers», «Diagnostic technique degree of readiness for the risk of Schubert». In the course of the empirical study results were obtained that can be used by penal psychologists in the conduct of psychological support for this category of convicts. thus, those who have a low level of self-esteem have a high and very high level of motivation to avoid failures, low level of motivation to achieve success and accordingly a low level of readiness for risk. In the group of convicts with high self-esteem, the predominantly low level of motivation for avoiding failures, a high level of motivation for achieving success, an average and high level of risk readiness are revealed. these results indicate that avoidance of failures and risks, unwillingness to change their habitual way of life can facilitate the commission of repeated crimes. there is a great likelihood of such an outcome for individuals seeking to achieve a high result in a short time, overestimating their capabilities, ready for unjustified risk. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации осужденных с различным уровнем самооценки, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции»

УДК 159.99

Особенности мотивации осужденных с различным уровнем самооценки, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции

С. В. МАРИШИН - начальник кафедры организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук

Реферат

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей мотивации обладающих различной самооценкой осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Исследование проводилось на базе ФКУ УИИ УфСИН России по Ярославской области, для получения эмпирических результатов использовались методика исследования самооценки личности С. А. Будасси, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.

Результаты исследования могут быть использованы пенитенциарными психологами при осуществлении психологического сопровождения осужденных. Так, например, было установлено, что лица, проявившие низкий уровень самооценки, обладают высоким и очень высоким уровнем мотивации избегания неудач, низким уровнем мотивации достижения успеха и, соответственно, низким уровнем готовности к риску. В группе осужденных с высокой самооценкой выявлен преимущественно низкий уровень мотивации избегания неудач, высокий уровень мотивации достижения успеха, средний и высокий уровни готовности к риску. Данные результаты свидетельствуют о том, что избегание неудач и риска, нежелание менять свой привычный образ жизни могут способствовать совершению повторных преступлений. Велика вероятность такого исхода и у лиц, стремящихся к достижению высокого результата в короткий срок, переоценивающих свои возможности, готовых к неоправданному риску.

Ключевые слова: мотивация к избеганию неудач; мотивация к успеху; самооценка; готовность к риску.

Peculiarities of motivation convicts with different level of self-esteem, registered in the penal inspections

S. V. MARISHIN - Head of the Department of Organization of Psychological Service in the Penal System of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Psychology

Abstract

The article presents the results of an empirical study of the features of motivation of convicts who are registered with a penal inspections and who have different level of self-esteem. The basis for the study was the PKU UII FPS of Russia in the Yaroslavl region. To obtain empirical results the following methods were used: «Methods of investigating the self-esteem of S.A. Budassi», «Methods of diagnosing an individual for motivating to

avoid failures of T. Ehlers», «Methods of diagnosing an individual for motivating success of T. Ehlers», «Diagnostic technique degree of readiness for the risk of Schubert».

In the course of the empirical study results were obtained that can be used by penal psychologists in the conduct of psychological support for this category of convicts. Thus, those who have a low level of self-esteem have a high and very high level of motivation to avoid failures, low level of motivation to achieve success and accordingly a low level of readiness for risk. In the group of convicts with high self-esteem, the predominantly low level of motivation for avoiding failures, a high level of motivation for achieving success, an average and high level of risk readiness are revealed. These results indicate that avoidance of failures and risks, unwillingness to change their habitual way of life can facilitate the commission of repeated crimes. There is a great likelihood of such an outcome for individuals seeking to achieve a high result in a short time, overestimating their capabilities, ready for unjustified risk.

Key words: motivation to avoid failures; motivation for success; self-esteem; readiness for risk.

В настоящее время остро встает вопрос эффективности ресоциализации и исправления осужденных. При этом большое значение имеет мотивация исправляемых лиц, а также влияние на особенности мотивации осужденного различных факторов, где одним из главных, на наш взгляд, является самооценка.

Мотивация - это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность. Достижение целей возможно при выполнении намеченных задач, именно поэтому под мотивацией можно также понимать ряд факторов, способствующих достижению этих целей, а также сам процесс побуждения себя и других к деятельности [2, с. 64].

Традиционно выделяется внутренняя и внешняя мотивация. Первая направлена на удовлетворение чувства собственного достоинства, повышение уверенности в своих силах и намерениях, удовлетворение трудовой деятельностью, самореализацию. Внешняя же мотивация отражает отношения человека со средой (желание получать вознаграждения, избегать наказаний) и может регулироваться внешними условиями деятельности, как психологическими, так и материальными.

Любая мотивация основана на потребностях человека, определяющих его связь с окружающей средой и являющихся неотъемлемым условием его существования.

А. Н. Леонтьев считает, что мотив - это предмет потребности, который может быть материальным или идеальным, чувственно воспринимаемым или возникающим в представлениях [3, с. 124].

С. Адамс является основателем теории справедливости, в основе которой лежит предположение о связи уровня мотивации с субъективной оценкой справедливости воз-

награждения за те или иные действия. Иными словами, человеку свойственно субъективно вычислять взаимосвязь полученных вознаграждений и затраченных усилий и после этого соотносить их с вознаграждениями других людей, которые выполняют аналогичную работу. При этом в случае, если человек посчитает свое «вознаграждение» недостаточным, он будет стремиться уменьшить интенсивность затрат. Однако если он поймет, что его личная награда выше, чем у других за такой же труд, то, как правило, это не повлияет стимулирующе на повышение интенсивности его работы.

На наш взгляд, при определении условий эффективности труда важно учитывать не только мотивы деятельности, но и мотивы выбора данной деятельности [6, с. 100-103].

Е. Торндайк объяснил в так называемом законе эффекта механизм влияния удовольствия и боли на особенности поведения человека [4, с. 147]. В соответствии с этим законом поведенческие реакции, возникающие за приятными переживаниями, закрепляются и с большой долей вероятности повторяются в подобных ситуациях. В случае возникновения неприятных переживаний следующие за ними реакции угасают и могут повторяться в похожих ситуациях с меньшей долей вероятности.

Д. Макклелландом и его коллегами была разработана модель мотивации, основанная только на потребностях высших уровней, которые были объединены в три категории:

1. Потребность присоединения (причастности) - потребность устанавливать и поддерживать межличностные отношения. Для таких людей привлекателен вид деятельности, который дает возможность общения. Как правило, такие люди открыты и социально активны.

2. Потребность власти - потребность в установлении контроля над другими людьми, влиянии на события. Люди с доминированием такой потребности обладают высокой дисциплинированностью и стремятся к самовыражению.

3. Потребность достижения (успеха) - потребность принятия на себя личной ответственности и успеха в выполнении заданий [5, с. 205].

В рамках нашей работы наибольший интерес представляет потребность в успехе. Такие люди добиваются гораздо большего эффекта в своей деятельности при условии оценки окружающими их достоинств. Как правило, они решаются на совершение умеренного риска, ждут поощрения. Наибольшей мотивацией для них является общественное признание и уважение окружающих.

Стремление к достижению успеха - это устойчивая потребность индивида в успехе при реализации различных видов деятельности.

Удовлетворение потребности в успехе может быть реализовано только при завершении работы. Человек, стремящийся к успеху, может создавать для себя более сложные задачи, желая получить отзывы о своей деятельности.

Большинство людей испытывают потребность в успехе, но степень выраженности данной потребности различна. От выраженности этой потребности зависит эффективность профессиональной и любой другой значимой деятельности.

Дж. Аткинсон внес важное дополнение в концепцию Д. Макклелланда, указав, что потребность в успехе необходимо рассматривать одновременно с потребностью в избегании неудач.

Выявлено, что люди с высокой мотивацией достижений обладают стремлением к успеху, а люди с низкой мотивацией достижений стремятся избегать неудачи.

Это дополнение лежит в основе предложенной Дж. Аткинсоном и Д. Макклеллан-дом теории субъективно предпочитаемого риска. Эта теория утверждает, что мотивация достижения и мотивация избегания неудач определяют приемлемый для человека допустимый уровень риска в поведении. Люди с высокой мотивацией достижения предпочитают умеренный риск, где успех приносят собственные усилия человека.

X. Хекхаузен утверждает, что мотивация достижения направлена на получение определенного конечного результата с ис-

пользованием собственных способностей человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи [7, с. 24]. Таким образом, мотивация достижения ориентирована на определенную цель. Она подводит человека к «естественному» результату ряда последовательных действий, связанных друг с другом. Следует отметить существование специфических форм активности, не связанных напрямую с целью. Таким образом, деятельность, направленная на достижение, может выполняться сама по себе и не завершаться при реализации цели или по какой-то другой внешней причине.

Поведение людей, которые стремятся к достижению успеха, и людей, которые стараются избегать неудачи, имеет существенные различия. Первые в большинстве своем ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых расценивается как успех. Стараясь добиться успеха, человек, выбирая соответствующие способы и средства, активизирует деятельность, направленную на достижение цели кратчайшим путем.

Люди, мотивированные на избегание неудач, занимают противоположную позицию: цель их деятельности состоит не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все свои действия они направляют именно на реализацию данной цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность добиться успеха, боязнь критики. Работа, при выполнении которой возможна неудача, вызывает у них отрицательные эмоции. Поэтому человек не испытывает удовлетворения своей деятельностью, тяготится ею, старается избегать ее выполнения.

Одной из центральных проблем формирования личности является возникновение и развитие самооценки, которая является важным компонентом самосознания, предоставляющим возможность человеку осознавать самого себя, свои физические силы, умственные способности, поступки, мотивы и цели поведения, отношения к окружающим и к самому себе.

Адекватная самооценка - реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет человеку не только отнестись к себе критически, но и правильно соотнести свои возможности с поставленными задачами, обладающими различной трудностью [1, с. 30-38]. Благодаря адекватной самооценке человек приобретает уверенность в себе,

получает возможность ставить и успешно достигать цели в карьере, личной жизни, творчестве, развивает полезные для себя качества: предприимчивость, инициативность, способность адаптироваться в различных условиях.

Высокая самооценка приводит к формированию таких качеств личности, как высокомерие, самоуверенность, некритичность и т. п. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим - неиссякаемый источник негативизма окружающих. При высокой самооценке возможно появление такой черты характера, как высокая обидчивость. Обида возникает, как правило, в случаях несправедливого к человеку отношения окружающих. Человек с завышенной самооценкой является потенциально конфликтным в ситуациях, затрагивающих вознаграждение и поощрение за труд. В случае несовпадения ожидаемого и реального вознаграждения закономерно возникает обида и зависть, которые при накоплении перерастают в обвинения в чей-либо адрес.

Низкая оценка человеком самого себя способствует формированию в нем робости, несамостоятельности, неуверенности в своих силах, замкнутости, стеснительности, чрезмерной зависимости от других, искаженного восприятия окружающих. Заниженная самооценка проявляется жалостью к себе и агрессией к окружающим, более успешным сверстникам.

Применение методики исследования самооценки личности С. А. Будасси в ФКУ УИИ УФСИН России по Ярославской области позволило сформировать три экспериментальные группы осужденных. В состав первой группы вошли осужденные, обладающие низким уровнем самооценки, вторую группу составили осужденные со средним уровнем самооценки, в третью группу были включены осужденные с высоким уровнем самооценки. В общей сложности в эмпирическом исследовании приняло участие 60 осужденных.

Обследование испытуемых трех сформированных экспериментальных групп при помощи методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса позволило получить следующие результаты: у половины осужденных с низким уровнем самооценки наблюдалась высокая мотивация избегания неудач, 32 % показали средний уровень мотивации избегания неудач, а у 18 % была выявлена очень высокая мотивация к избеганию неудач.

В поведении осужденных, мотивированных на избегание неудач, прослеживаются определенные тенденции. Данные осужденные ставят перед собой цели, которые трудно реализовать или, напротив, очень легкие, которые не требуют больших трудовых затрат; выбирают задачи, которые являются нереально заниженными или нереально завышенными. В ситуациях, связанных с низкой мотивационной значимостью, осужденные, мотивированные на избегание неудач, предпочитают трудные задачи, а в ситуациях высокой мотивационной значимости склонны к выбору легких задач. Эта особенность находит объяснение в предпочитаемом уровне риска: либо выбирается совсем незначительный риск, то есть решаются очень легкие задачи, где успешность гарантирована, либо очень высокий, при котором решаются трудные задачи, где низкий результат не воспринимается как личное недостижение успеха.

В группе испытуемых со средним уровнем самооценки мы получили следующие результаты: у 82 % осужденных со средним уровнем самооценки средняя мотивация избегания неудач, у 9 % низкий уровень мотивации избегания неудач и такое же количество осужденных данной группы показало высокую мотивацию к избеганию неудач.

В группе испытуемых с высоким уровнем самооценки выявлено, что у 73 % осужденных с высоким уровнем самооценки низкая мотивация избегания неудач, у 18 % испытуемых средний уровень мотивации избегания неудач, и только у 9 % осужденных данной группы высокая мотивация к избеганию неудач.

Осужденных с высоким уровнем самооценки и низким уровнем мотивации избегания неудач можно охарактеризовать как людей, направленных на достижение успеха, проявляющих активность, инициативность, ответственность и добросовестность. Они настойчиво достигают цели и стремятся добиваться в своей деятельности только успеха. Они не пытаются действовать по шаблону, постоянно искать способы решения задач и преодоления препятствий, проявляют находчивость и способность мобилизоваться в ситуации соревнования. При получении высокого результата испытывают удовольствие и гордость.

Эмпирическое исследование с использованием методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса выявило у большинства осужденных с низким уровнем самооценки низкий уровень мотивации до-

стижения (83 %). У оставшихся 17 % респондентов уровень мотивации достижения соответствует среднему.

У большинства осужденных со средним уровнем самооценки (75 %) выявлен средний уровень мотивации достижения; у 11 % уровень мотивации достижения соответствует низкому уровню; 14 % обследованных обладают высоким уровнем мотивации достижения.

64 % осужденных с высоким уровнем самооценки имеют высокий уровень мотивации достижения, у 27 % респондентов уровень мотивации достижения соответствует среднему, а оставшиеся 9 % обладают очень высоким уровнем мотивации достижения. Ни у кого из осужденных данной группы не выявлено низкого уровня мотивации достижения.

Осужденные с высокой самооценкой, обладающие мотивацией достижения успеха, ставят для себя реальные положительные цели, достижение которых является успехом. Они не исключают разумный риск, выбирая задачи средней трудности, где вероятность успеха и неудачи во многом зависит от собственных усилий человека. При этом более привлекательными становятся задачи, обладающие высокой сложностью. Решая проблемные задания, требующие продуктивного мышления в условиях ограничения времени, осужденные показывают более высокую результативность работы. Легкие задачи не вызывают интереса, так как не способны вызвать чувство удовлетворения настоящим успехом, а при выборе слишком трудных увеличивается вероятность неуспеха.

Осужденные, обладающие мотивацией достижения успеха, приписывают свои высокие результаты внутриличностным факторам, а объяснение неудачам находят в стечении обстоятельств. Они твердо уверены в том, что многое зависит от их собственных способностей, предпочитают низкий или средний уровень риска.

Высокая мотивация достижения успеха обусловливается стремлением осужденных брать на себя ответственность, осуществлять контроль над своим поведением. Данная категория лиц совершает рискованные поступки, проявляя инициативу, решает проблемы, выбирая при этом сложные пути достижения цели и предъявляя к себе повышенные требования.

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта позволила выявить следующие результаты: в экспериментальной

группе респондентов с низким уровнем самооценки подавляющее большинство осужденных (76 %) обладают низким уровнем готовности к риску, у 18 % выявлен средний и у 6 % высокий уровень готовности к риску.

Готовность к риску необходимо понимать как свойство саморегуляции личности, которое позволяет человеку приходить к принятию решения и выполнять действия в ситуации неопределенности. Это не столько личностная позиция, сколько достаточно значимая характеристика способа выхода субъекта из ситуации неопределенности. В личностном плане готовность к риску осужденного предполагает оценку своего прошлого опыта. Готовность к риску может быть связана с различными видами активности неадаптивного характера. Критерии принятия риска включают элемент субъективной оценки: риск с позиции субъекта есть там, где им обнаружено несоответствие требуемых и потенциальных возможностей в конкретной ситуации, а также там, где оценка потенциала своих возможностей является неопределенной.

Риск является ситуативной характеристикой деятельности, состоящей в случае неуспеха в неопределенном исходе и возможной неблагоприятности последствий. В различных ситуациях склонность к риску может иметь различную степень проявления.

Осужденные, обладающие низким уровнем склонности к риску, стараются избегать действий в опасной зоне, стремясь выбрать наименее опасное место, часто могут преувеличивать опасность. Они стремятся избежать воздействия стресс-факторов, используя при этом различные способы, не исключая отказ выполнить задание.

88 % осужденных со средним уровнем самооценки показали средний уровень готовности к риску. У 9 % выявлена низкая готовность к риску, и только у 3 % осужденных со средней самооценкой выявлен высокий уровень готовности к риску.

У 55 % осужденных с высоким уровнем самооценки средний уровень готовности к риску. У 45 % выявлен высокий уровень готовности к риску, и никто из осужденных с высоким уровнем самооценки не показал низкого уровня готовности к риску.

Таким образом, анализируя результаты данного исследования, мы можем сделать ряд выводов.

Наиболее проблемными в плане исправления, ресоциализации и адаптации к новым условиям являются осужденные с низким и

высоким уровнями самооценки. Пенитенциарным психологам важно акцентировать свое внимание на данных категориях осужденных при планировании и проведении психокоррекционных мероприятий, исходя из того, что осужденные с низким уровнем самооценки обладают высоким и очень высоким уровнем мотивации избегания неудач, низким уровнем мотивации достижения успеха и, соответственно, низким уровнем готовности к риску. Выявленные особенности свидетельствуют о том, что для данных лиц характерно возникновение трудностей при адаптации к новой профессии, новому социуму. Избегание неудач и риска может

привести их к отказу от перемен и возврату к прежнему образу жизни, который неминуемо приведет их к повторному совершению преступлений.

Осужденные с высокой самооценкой обладают преимущественно низким уровнем мотивации избегания неудач, высоким уровнем мотивации достижения успеха, средним и высоким уровнями готовности к риску. Для данных лиц характерно стремление к быстрому достижению высоких результатов. Переоценка своих возможностей и желание рисковать может подтолкнуть их к совершению преступления ради выбранной цели.

Щ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бороздина Л. В. Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2012. № 3. С. 30-38.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002. 512 с.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. 2-е изд. М., 2005. 352 с.

4. Македошин А. А. Организация труда персонала : учеб. пособие. СПб., 2011. 188 с.

5. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007. 672 с.

6. Маришин С. В. Особенности представлений выпускников ведомственного вуза ФСИН России о своей будущей профессиональной деятельности // Вестн. ин-та: преступление, наказание, исправление. 2017. № 3 (39). С. 100103.

7. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. 860 с.

■ REFERENCES

1. Borozdina L. V. Samoocenka i psihometricheskij intellekt v prognoze ehffektivnosti uchebnoj deyatel'nosti [Self-esteem and psychometric intelligence in predicting the effectiveness of learning activities]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 14, Psihologiya - Bulletin of Moscow University. Series 14, Psychology. 2012. Iss. 3. P. 30-38. (In Russ.).

2. Il'in E. P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, 2002. 512 p. (In Russ.).

3. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' : ucheb. 2-e izd. [Activity. Consciousness. Personality : textbook : second ed.]. Moscow, 2005. 352 p. (In Russ.).

4. Makedoshin A. A. Organizaciya truda personala : ucheb. posobie [Organization of staff work : tutorial]. St. Petersburg, 2011. 188 p. (In Russ.).

5. Makklelland D. Motivaciya cheloveka [Motivation of a person]. St. Petersburg, 2007. 672 p. (In Russ.).

6. Marishin S. V. Osobennosti predstavlenij vypusknikov vedomstvennogo vuza FSIN Rossii o svoej budushchej professional'noj deyatel'nosti [Peculiarities of the representations of the graduates of the departmental institution of the Federal Penal Service of Russia about their future professional activity]. Vestn. in-ta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie -Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2017. Iss. 3 (39). P. 100-103. (In Russ.).

7. Hekkhauzen H. Motivaciya i deyatel'nost' [Motivation and activities]. St. Petersburg, 2003. 860 p. (In Russ.).

УДК 316.624

Разработка базового подхода к формализации делинквентного поведения

■ Т. В. ОГОРОДНИКОВА - декан факультета экономики предприятий, отраслей и управления бизнесом Байкальского государственного университета (г. Иркутск), доктор экономических наук, доцент, заслуженный экономист Российской Федерации;

А. П. ОГОРОДНИКОВ - помощник министра сельского хозяйства Иркутской области, магистр юриспруденции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.