Научная статья на тему 'Тестирование как способ стимулирования студентов с разными типами мотивации достижения к занятиям физическими упражнениями'

Тестирование как способ стимулирования студентов с разными типами мотивации достижения к занятиям физическими упражнениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕСТ-ОПРОСНИК / МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PHYSICAL GROWTH AND DEVELOPMENT / TESTING / QUESTIONNAIRE / MOTIVATIONAL SETS / MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS / MOTIVATION TO AVOID FAILURE / SELF-COGNITION / SELF-IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелов Александр Александрович, Гавришова Елена Владимировна

В статье разъясняется необходимость формирования мотивационных установок студентов при тестировании физических и психических качеств. Представлен тест-опросник для определения уровня мотивации студентов к тестированию, анализируется отношение студентов с мотивацией достижения успеха и с мотивацией избегания неудач к прохождению тестирования. Раскрываются методы формирования положительных мотивов к тестированию у студентов с разными типами мотивации достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Testing as stimulation way to physical exercises for the students with different achievement motivation types

The article touches upon the need in forming the motivational attitudes of students at testing the physical and mental qualities. There has been presented a questionnaire to determine the level of motivation of students towards testing. The author analyzes the attitudes of the students with the motivation to achieve success and those with the motivation to avoid failure in testing. The ways of forming positive motivation towards the testing among the students with different types of achievement motivation are described.

Текст научной работы на тему «Тестирование как способ стимулирования студентов с разными типами мотивации достижения к занятиям физическими упражнениями»

нальном и когнитивных уровнях» [7, с. 232].

Приведенные рассуждения авторов, изучающих вопросы телесности человека, могут быть весьма интересны для теории физической культуры, переименовавшейся в таковую из теории физического воспитания, именно как несущие в себе смысловой потенциал преобразования человеком своего тела.

Таким образом, рассмотрение физической культуры вне традиционных констант, интерпретация ее с точки зрения философии и психологии позволяет расширить ее проблемное поле, делая данный вид культуры поистине частью культуры каждой личности, что сегодня только декларируется.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - 2-е изд. - М. : Худож. лит., 1990. - 543 с.

2. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. - М. : Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 430 с.

3. Зинченко, В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии / В.П. Зинченко. - М. : Новая школа, 1997. - 336 с.

4. История физической культуры и спорта / под ред. В.В. Столбова. - 3-е изд., перераб и доп. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 423 с.

5. Каган, М. С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб. : ТОО «Петрополис», 1996. - 416 с.

6. Марков, Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. -СПб. : Алетейя, 1999. - 296 с.

7. Никитин, В.Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент / В.Н. Никитин. - М. : Алетейя, 2000. - 624 с.

8. Подорога, В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию / В. А. Подорога. - М. : Ad Marginem, 1995. - 339 с.

9. Пономарев, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н.И. Пономарев. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 248 с.

10. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга ; пер. с ни-дерланд. В. Ошиса. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. - 539 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796:338.28; 796.078

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С

РАЗНЫМИ ТИПАМИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Елена Владимировна Гавришова, аспирант,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

В статье разъясняется необходимость формирования мотивационных установок студентов при тестировании физических и психических качеств. Представлен тест-опросник для определения уровня мотивации студентов к тестированию, анализируется отношение студентов с мотивацией достижения успеха и с мотивацией избегания неудач к прохождению тестирования. Раскрываются методы формирования положительных мотивов к тестированию у студентов с разными типами мотивации достижения.

Ключевые слова: физическое развитие, тестирование, тест-опросник, мотивационные установки, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, самопознание, самосовершенствование.

TESTING AS STIMULATION WAY TO PHYSICAL EXERCISES FOR THE

STUDENTS WITH DIFFERENT ACHIEVEMENT MOTIVATION TYPES

Aleksandr Aleksandrovich Gorelov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Elena Vladimirovna Gavrishova, the post-graduate student,

Belgorod State University

Annotation

The article touches upon the need in forming the motivational attitudes of students at testing the physical and mental qualities. There has been presented a questionnaire to determine the level of motivation of students towards testing. The author analyzes the attitudes of the students with the motivation to achieve success and those with the motivation to avoid failure in testing. The ways of forming positive motivation towards the testing among the students with different types of achievement motivation are described.

Keywords: physical growth and development, testing, questionnaire, motivational sets, motivation to achieve success, motivation to avoid failure, self-cognition, self-improvement.

Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, направление «Гуманитарные науки», мероприятие 1.1 «Проведение научных исследований коллективами научнообразовательных центров в области психологических и педагогических наук» по теме: «Разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, способствующих повышению функциональных возможностей организма и обеспечению высокой эффективности образовательной деятельности студентов»

В практике тестирования различных (в том числе и физических) качеств человека исследователь часто встречается с таким явлением, как необходимость создания у испытуемого мотивационных установок на максимальный результат в упражнениях и пробах, которые характеризуются необходимостью длительно претерпевать: максимальные физические нагрузки (бег и плавание на время); воздействие экстремальных факторов профессиональной деятельности (пилотажные перегрузки, гипоксия, гиперкапния) и природой среды (высокие и низкие температуры); волевых усилий (задержки дыхания на вдохе и выдохе).

Наши собственные исследования, проведённые на студентах факультета физической культуры Белгородского государственного национального исследовательского университета (БелГУ) показали, что даже пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генча) требуют высокого уровня мотивации испытуемых для того, чтобы объективно оценить физиологические резервы организма. Суть проведённого нами лабораторного эксперимента заключалась в следующем. На одном из лабораторных практикумов учебной дисциплины «Основы научно-методической деятельности» студенты делились на две подгруппы. В течение первого часа занятий после подробного инструктажа испытуемым предлагалось определить объективный уровень своих физиологических резервов с помощью задержки дыхания на вдохе и выдохе. Тестирование проводилось попарно. Вначале первые номера задерживали дыхание, а вторые с помощью секундомера фиксировали время задержки, а затем роли менялись. Результаты фиксировались в специальных бланках. В процессе второй половины учебной пары занятия всем испытуемым давалась новая мотивационная установка: кто из студентов покажет, наивысший результат в каждой пробе, получает оценку по итоговому экзамену на один бал выше. Данный эксперимент проводился в течение четырёх лет. В общей сложности в нём приняло участие 189 человек (116 юношей и 73 девушки). Результаты превзошли все

ожидания. После второй установки в 96% случаев, как среди студентов, так и среди студенток время задержки дыхания увеличилось и в некоторых случаях достигало 14 секунд. В среднем достоверность различий по 1-критерию Стьюдента между исходными и конечными результатами достигала 99,9% уровня (р<0,001).

Данное обстоятельство позволяет утверждать, что при тестировании индивидуума

и, в особенности с помощью упражнений или проб, предполагающих проявление волевых усилий, необходимо формировать такие мотивационные установки у испытуемых, которые бы нивелировали бы случаи искусственного улучшения конечных результатов экспериментальных исследований.

Следующим шагом наших исследований заключался в поиске возможности объективной оценки отношения студентов к тестированию своих физических и психофизиологических качеств, показателей функционального состояния организма. С этой целью нами был разработан приведённый ниже специальный «Тест-опросник», прошедший проверку на надёжность, валидность и дифференцированность с помощью общепринятых методов и позволяющий определить уровень мотивации студентов к прохождению процедуры тестирования.

Тест-опросник мотивации студентов к тестированию физических и психофизиологических качеств

Инструкция. Оцените в баллах (зачеркните или обведите кружком) каждое высказывание по отношению к себе, где

-3 балла - «совершенно не согласен»;

-2 балла - «не согласен»;

-1 балла - «не совсем согласен»;

0 баллов - «не знаю»;

+1 балл - «практически согласен»;

+2 балла - «согласен»

_______+3 балла - «совершенно согласен».______________________________________________

№ Вопросы теста Баллы

1 Я думаю, что тестирование поможет мне узнать резервы собственного организма -3 -2 -1 0 1 2 3

2 Я с удовольствием прохожу тестирование, чтобы утвердить свой статус в коллективе -3 -2 -1 0 1 2 3

3 Тестирование вводит меня в стрессовую ситуацию -3 -2 -1 0 1 2 3

4 Я избегаю тестирования из-за боязни не справиться со своим эмоциональным возбуждением -3 -2 -1 0 1 2 3

5 Мне жаль тратить свое время на тестирование -3 -2 -1 0 1 2 3

6 Тестирование помогает мне выявить личные перспективы в занятиях физической культурой -3 -2 -1 0 1 2 3

7 Я не люблю проходить тесты, потому что боюсь быть хуже других -3 -2 -1 0 1 2 3

8 Тестирование обогащает мой опыт самопознания -3 -2 -1 0 1 2 3

9 Тестирование укрепляет мою уверенность в себе -3 -2 -1 0 1 2 3

10 Тестирование помогает адекватно оценить свои притязания в области физической культуры -3 -2 -1 0 1 2 3

11 Тестирование помогает мне узнать причины своих успехов и неудач в физической культуре -3 -2 -1 0 1 2 3

12 Тестирование помогает мне акцентировать внимание на актуальных проблемах собственного физического развития -3 -2 -1 0 1 2 3

13 Тестирование помогает изменить отношение к занятиям физической культурой -3 -2 -1 0 1 2 3

14 Я избегаю тестирования из-за боязни насмешек со стороны однокурсников -3 -2 -1 0 1 2 3

15 Я стараюсь проходить тестирование регулярно, чтобы контролировать -3 -2 -1 0 1 2 3

рост собственных достижений

16 Я опасаюсь проходить тестирование из-за боязни неправильно выполнить задание -3 -2 -1 0 1 2 3

17 Проведение тестирования на занятиях физической культурой делает их эмоционально насыщенными и результативными -3 -2 -1 0 1 2 3

18 Тестирование необходимо проводить систематически: • один раз в год • два раза в семестр • чаще

Ключ к опроснику. Ответы на вопросы под номером: 1,2,6,8,9,10,11,12,13,15,17 пересчитываются в баллы по следующей таблице:________________________________________________________

ответ -3 -2 -1 0 1 2 3

баллы 1 2 3 4 5 6 7

Набранные баллы за вопросы под номером: 3, 4, 5, 7, 14, 16 определяются по пред-

ответ -3 -2 -1 0 1 2 3

баллы 7 6 5 4 3 2 1

Интерпретация теста. Если испытуемый набрал от 119-107 баллов (100%-90%) его мотивация к тестированию физических и психофизиологических качеств оценивается как высокая. Сумма баллов 106-89 (89%-75%) соответствует среднему (достаточному) уровню мотивации. Сумма баллов 88-59 (74%-50%) - допустимый уровень мотивации. Менее 58 баллов (менее 50%) - низкий уровень.

По данной методике в начале учебного года было протестировано 572 студента БелГУ не физкультурных специальностей. Результаты его представлены на рис. 1.

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

высокий средний низкий уровень

уровень уровень мотивации

мотивации мотивации

□ студенты (МУ)

□ студенты (БН)

Рис. 1. Отношение студентов, мотивированных на успех (МУ) и студентов, мотивированных на избегание неудачи (БН) к тестированию физических и психофизиологических

качеств на диагностическом этапе

Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты с мотивацией успеха (МУ) и студенты, избегающие неудач (БН) по-разному относятся к процедуре тестирования. Как видно из диаграммы, студенты с мотивацией успеха с большим интересом включаются в процесс тестирования, им интересны результаты, они обращаются к преподавателю за разъяснениями, ищут пути улучшения результатов. Половина респондентов из этой подгруппы понимает ценность тестирования как метода изучения личных физических и психических возможностей для повышения собственных результатов в области физического культуры; понимает значение тестирования для улучшения качества занятий физической культурой.

Показатели в группе студентов, мотивированных на избегание неудач, заметно ниже. Только треть из них считают тестирование значимым для себя. Очень часто в ответах этих студентов повторялись фразы: «Я опасаюсь проходить тестирование из-за боязни неправильно выполнить задание» или «Я избегаю тестирования из-за боязни насмешек со стороны однокурсников».

Дальнейшие наши исследования показали, что для студентов, мотивированных на

успех, эффективными оказались методы, учитывающие их познавательную активность, коммуникабельность, достаточно сильную волю. Это - беседа, дискуссия, работа с книгой, упражнения, тестирование при помощи специального оборудования, педагогическое требование. Соревнование, как метод мотивации при проведении тестирования, строилось с учетом особенностей студентов, ориентированных на достижение успеха. Для них свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение студентов в борьбу за получение наивысших результатов в процессе тестирования стимулировало развитие их активности, ответственности. Соревнование связано с ситуацией переживания успеха, положительными эмоциями, поэтому способствует повышению мотивации к тестированию физических и психофизиологических качеств.

Поощрение - важный метод в формировании положительной мотивации студентов в тестировании. Студенты, ориентированные на успех, нуждаются в поощрении, как и всякий талант, нуждается в аплодисментах.

Для студентов, мотивированных на избегание неудач, использовались другие методы формирования мотивационных установок при тестировании физических и психофизиологических качеств.

Наиболее значимы для них - объяснение и показ, метод примера, упражнения. Как и в первой подгруппе, использовалось тестирование при помощи специального оборудования, педагогическое требование, соревнование, поощрение.

Следующим этапом наших исследований явилось изучение эффективности выявленных параметров на исходное и итоговое тестирование студентов, а также результативность занятий по физическому воспитанию в семестровом цикле образовательной деятельности.

Первое и последние занятия семестра посвящались тестированию физических качеств студентов с учётом полученных нами предварительных данных. Результаты их представлены на рис. 2.

высокии уровень среднии уровень низкии уровень мотивации мотивации мотивации

□ студенты МУ начало эксперимента

□ студенты МУ конец

эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ студенты БН начало эксперимента

□ студенты БН конец

эксперимента

Рис.2. Отношение студентов, мотивированных на успех (МУ) и студентов, мотивированных на избегание неудачи (БН) к тестированию физических и психофизиологических

качеств на контрольном этапе

Достижения студентов, мотивированных на успех, выше, чем у студентов из подгруппы с мотивацией избегания неудач: в первом случае в категорию с высокими показателями перешли почти 12% студентов, тогда как во втором случае их только 8%.

Таким образом, можно констатировать, что специальная работа по разъяснению значимости тестирования физических и психических качеств для самопознания и совершенствования физического развития с использованием адекватных задаче методов, способствует повышению интереса студентов к данной работе.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.