Научная статья на тему 'Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения'

Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4453
588
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ГЕНДЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А. Л.

Целью исследования является изучение мотивации достижения как фактора, детерминирующего стрессоустойчивость юношей и девушек. У 107 студентов были исследованы взаимосвязи между мотивацией достижения и их стрессоустойчивости, а также влияние на эти взаимосвязи гендерного фактора. Выявлено преобладание мотивации достижения успеха при среднем уровне стрессоусточивости. При этом данный вид мотивации доминирует у юношей. Преобладание мотивации достижения успеха в сочетании со средним уровнем стрессоустойчивости рассматривается нами как благоприятный фактор успешного обучения в вузе. Результаты проведенного исследования необходимы для создания психологической модели стрессоустойчивости, на основе которой можно будет осуществлять работу со студентами по осмыслению и преобразованию структуры стрессоустойчивости и факторов, обуславливающих ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Церковский А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения»

© ЦЕРКОВСКИЙ А.Л., 2012

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ И МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ

ЦЕРКОВСКИЙ А.Л.

УО ««Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,

кафедра психологии и педагогики

Резюме. Целью исследования является изучение мотивации достижения как фактора, детерминирующего стрессоустойчивость юношей и девушек. У 107 студентов были исследованы взаимосвязи между мотивацией достижения и их стрессоустойчивости, а также влияние на эти взаимосвязи гендерного фактора. Выявлено преобладание мотивации достижения успеха при среднем уровне стрессоустойчивости. При этом данный вид мотивации доминирует у юношей. Преобладание мотивации достижения успеха в сочетании со средним уровнем стрессоустойчивости рассматривается нами как благоприятный фактор успешного обучения в вузе. Результаты проведенного исследования необходимы для создания психологической модели стрессоустойчивости, на основе которой можно будет осуществлять работу со студентами по осмыслению и преобразованию структуры стрессоустойчивости и факторов, обуславливающих ее.

Ключевые слова: мотивация достижения, стрессоустойчивость, гендер.

Abstract. The aim of this investigation is to study the achievement motivation as a factor that determines stress tolerance of boys and girls. The relationships between achievement motivation and stress tolerance, and the impact of gender factor on these relationships were studied in 107 students.

The predominance of success achievement motivation with an average level of stress tolerance was revealed. However, this kind of motivation is prevalent in boys. The predominance of motivation to succeed, coupled with an average level of stress tolerance is considered by us as a favourable factor of successful studying at a higher school. The results of the conducted study are necessary in order to create a psychological model of stress tolerance, on the basis of which it will be possible to carry out the work with students aimed at understanding and transformation of the structure of stress tolerance and the factors conditioning it.

Исследование мотивации достижения как потребностно-мотиваци-онной составляющей личности студента является частью НИР кафедры психологии и педагогики.

Мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает ведущее место в

Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр-т Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра психологии и педагогики. Тел. раб.: 8 (0121) 27-06-50

- Церковский А.Л.

структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы.

Мотивация - это внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая, конечно же, может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация - процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение.

Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, обусловлено той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения обеспечивает мотивация достижения успеха, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности [1].

Мотивация достижения успеха - это стремление к высоким результатам в деятельности. Человек, стремящийся достичь успеха, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних достижение успехов в деятельности более важно, для других

- менее. От того, какое значение человек приписывает достижениям в определенной области, зависит выбор той деятельности, которой он стремится заниматься.

Мотивацию достижения успеха определяют следующие факторы: стремление достигать высоких результатов (успехов), стремление делать все как можно лучше, выбор сложных заданий и желание их выполнить, стремление совершенствовать свое мастерство.

Человек с мотивацией достижения успеха настойчив в достижении целей; не довольствуется полученным результатом; что бы ни делал, пытается это выполнить лучше, чем раньше; для него главное в жизни - это переживание радости успеха вследствие достижения высоких результатов; склонен преследовать отдаленные цели; не довольствуется несложным заданием и легко доступными целями; склонен увлекаться работой, достигая все новых и новых целей (ощущая радость успеха). Таким образом, мотивацию на успех можно отнести к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности личности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека является

потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха [5].

При достаточно хорошо разработанном вопросе мотивации достижения проблема взаимосвязи мотивации достижения и стрессоустойчивости (СУ) остается актуальной. Как правило, акцентируется внимание на влиянии тревоги на успешность той или иной деятельности (в том числе учебной). Согласно исследованиям Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. МакКлелланда, существует связь между высоким уровнем личностной тревожности и тенденцией мотивации избегания неудачи, то есть избегание неудачи характерно для высокотревожных индивидов. Стремления к мотивации достижения при высоком уровне тревожности могут быть объяснены тем, что лицам, имеющим высокую тревожность, необходимы значимые результаты достижений в деятельности для уменьшения уровня личностной тревожности [6].

В нашем предыдущем исследовании мы установили, что студенты с высокой и средней СУ обладают умеренной ситуационной и личностной тревожностью, что указывает на важность и необходимость оптимального уровня тревожности при организации учебной деятельности самими студентами. У студентов с низкой СУ был выявлен высокий уровень ситуационной и личностной тревожности, что ещё раз подтверждает детерминирующий характер тревожности по отношению к СУ [7].

Целью настоящего исследования является изучение мотивации достижения как фактора, детерминирующего СУ юношей и девушек.

Методы

Нами было обследовано 107 студентов ВГМУ, из них 24 юноши (22,4%) и 83 девушки (77,6%); средний возраст на мо-

мент исследования составил 19,2±1,3 года.

Для выявления СУ и её уровня использована «Методика для определения вероятности развития стресса» Дж.Тейлора в модификации Т.А. Немчина [3]. Тест содержит 50 утверждений с одним вариантом ответа: либо «да», либо «нет». Необходимо отметить только те утверждения, с которыми студент согласен. Если количество таких утверждений достигает 5-15, то прогнозируется высокая СУ; если число утверждений не превышают 25 - прогнозируется средний уровень СУ; если их число выше 25. У студента прогнозируется низкая СУ. Продолжительность тестирования

- 15-30 минут.

Для исследования мотивации достижения использован опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» [2]. Методика содержит 20 вопросов. Отвечая на вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». При затруднении необходимо вспомнить, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9 - есть определенная тенденция мотивации на неудачу. Если количество баллов 12, 13 - имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Результаты

Результаты исследования свидетельствуют о наличии определённой взаимосвязи, с одной стороны, между

показателями мотивации достижения и уровнем стрессоустойчивости; с другой стороны - между ними и гендерными показателями.

При анализе уровней стрессоустой-чивости и показателей мотивации достижения (табл. І) отмечается преобладание мотивации достижения успеха среди студентов со средним уровнем СУ. Так, низкий уровень СУ отмечается у 28,9% студентов (p<0,05), высокий - у 52,8%, а средний уровень СУ - у б0,б%.

У студентов с низким уровнем СУ отмечается преобладание средней мотивации (57,9% против 39,4% - при средней СУ и 44,4% - при высоком уровне СУ) и мотивации избегания неудачи, при которой І3,2% студентов имеют низкую СУ (p<0,05), 2,8%

- высокую, а средний уровень СУ у исследуемых студентов вообще отсутствует.

При исследовании гендерных особенностей взаимосвязи уровней СУ и мотивации достижения (табл. 2) необходимо выделить преобладание мотивации достижения успеха у юношей с высоким уровнем СУ. Так, мотивация достижения успеха выявлена у б0% юношей и у 47,б% девушек, средняя СУ - у 57,І% юношей и бІ,5% девушек, а низкий уровень СУ - у 50% студентов и 27,8% студенток.

Средняя мотивация наиболее выражена у юношей с низким уровнем СУ (50%) и наименее представлен в группе с высокой СУ (40%). У девушек, как и у юношей, средняя мотивация доминирует в группе с низкой СУ (58,3%). При этом, наиболее низкие показатели средней мотивации (38,5%) выявлено у девушек со средним уровнем СУ.

Что касается мотивации избегания неудач, то она не была выявлена среди юношей, а у девушек данная мотивация наиболее представлена в группе с низким уровнем СУ (І3,9%, p<0,05) и наименее - у девушек с высокой СУ.

Обсуждение

В основе обсуждения полученных результатов лежат представления о том, что

Таблица 1

Уровни СУ и показатели мотивации достижения (%)

Мотивация достижения Уровни СУ Мотивация достижения успеха Средняя мотивация Мотивация избегания неудачи

Высокий 52,8 44,4 2,8

Средний 60,6 39,4 -

Низкий 28,9* 57,9 13,2*

Примечание: * - р<0,05.

Таблица 2

Гендерные особенности взаимосвязи уровней СУ и мотивации достижения (%)

Мотивация достижения Мотивация достижения успеха Средняя мотивация Мотивация избегания неудачи

Уровни СУ Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

Высокий 60,0 47,6 40,0 47,6 - 4,8

Средний 57,1 61,5 42,9 38,5 - -

Низкий 50,0 27,8 50,0 58,3 - 13,9*

Примечание: * - р<0,05.

мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности [1], а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением [9].

По мнению Луцковой Л.Н. и Руси-ной Н.А., высокая успеваемость студентов медицинского вуза связана с мотивацией достижения успеха. При этом данная мотивация преобладает у юношей [4].

В нашем исследовании преобладание мотивации достижения успеха отмечается у студентов со средним уровнем стрессо-устойчивости (табл. 1). Это может свидетельствовать о том, что одним из важных условий для продуктивной учебной деятельности студентов является средний уровень СУ. Данное условие успешного обучения может быть результатом сбалансированного межполушарного, корково-подкоркового, межанализаторного

взаимодействия на биологическом («физиологическая канва» по И.П. Павлову) уровне организации организма студента. Это, в свою очередь, может найти в ряде случаев свое отражение в «психологическом узоре» (И.П. Павлов). Так, в предыдущих наших исследованиях были получены статистически значимые показатели среднего уровня СУ у студентов-экстра-вертов, а также у студентов с умеренной ситуативной и личностной тревожностью [7, 8].

Преобладание мотивации избегания неудачи у студентов с низким уровнем СУ также согласуется с представлениями о ее связи с тревожностью, защитным поведением и их негативном влиянии на успешность учебной деятельности [7, 9].

Анализ гендерных особенностей взаимосвязи уровней СУ и мотивации дости-

жения выявил преобладание мотивации достижения успеха у юношей с высоким уровнем СУ. У девушек мотивация достижения успеха связана со средней СУ. При этом наиболее ярко выражена тенденция снижения мотивации достижения (от мотивации достижения успеха к мотивации избегания неудачи) у студенток с низким уровнем СУ.

Данные закономерности позволяют предположить, что студенты-юноши располагают большими возможностями для успешной реализации себя в учебной деятельности. Это касается как «физиологической цены», так и психологических затрат на достижение положительного результата учебной деятельности.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.

1. Мотивация достижения успеха у студентов-медиков преобладает при среднем уровне СУ. Её можно рассматривать как благоприятный фактор успешного обучения в вузе. Мотивация избегания неудачи значимо связана с низким уровнем СУ.

2. У студентов-юношей мотивация достижения успеха связана с высоким уровнем СУ, а у студенток - со средней СУ. У девушек наиболее ярко выражена связь между снижением мотивации достижения (от мотивации достижения успеха к мотивации избегания неудачи) и низким уровнем СУ. Студенты-юноши располагают большими возможностями для успешной реализации себя в учебной деятельности

3. Результаты исследования можно использовать в работе психологической службы, а также в учебном и воспитательном процессе ВГМУ.

Литература

1. Зверева, Р.Г. Психологические детерминанты развития мотивации достижения успеха у студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Р.Г. Зверева. - Пятигорск, 2010. - 200 с.

2. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2004 - 701 с.

3. Каменюкин, А.Г. Антистресс-тренинг / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. - СПб.: Питер, 2008.

- 224 с.

4. Луцкова, Л.Н., Русина, Н.А. Исследование факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов медицинского вуза / Л.Н. Луцко-ва, Н.А. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. [Электронный ресурс]. -2012. - N 1. - Режим доступа: http:// medpsy.ru.

- Дата доступа: 13.09.2012.

5. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 288 с.

6. Хеккхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хеккхаузен. - СПб: Питер; М.: Смысл, 2003. -860 с.

7. Церковский, А.Л. Личностные детерминанты стрессоустойчивости студентов / А.Л. Церков-ский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2011. - Т. 10. - № 4. - С. 180-185.

8. Церковский, А.Л. Особенности темпераментных свойств личности как факторов стрессо-устойчивости студентов медицинского вуза / А.Л. Церковский // Вестник фармации. - 2012.

- № 1. - С. 89-93.

9. Якуб, А. С. Связь тревожности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач / А.С. Якуб // Молодой ученый. - 2011. - №9. - С. 174180.

Поступила 15.11.2012 г. Принята в печать 03.12.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.