УДК 37.015.3
Е. И. Кустова
Социально-психологические качества личности студентов, влияющие на будущую профессиональную успешность
В статье рассматривается психический феномен ригидности-флексибильности, определяемая через категорию индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Определяется терминологическое поле: когнитивная, аффективная, мотивационная, динамическая, праксическая и психосоциальная ригидность. Проведен анализ исследований ригидности-флексибильности в научной литературе. Приводятся данные исследований личности студентов по определению психической ригидности. Показано, что для профессиональной успешности человека важна степень психической ригидности-флексибильности, определяющая поведенческую модель.
The article discusses the mental phenomenon of rigidity-flexibility defined through the category of individual psychological characteristics of personality, which is a prerequisite for the successful implementation of any productive activity. Defined terminological field: cognitive, affective, motivational, dynamic, prakticheskaya and psychosocial rigidity. An analysis of research rigidity-flexibility in the scientific literature. There are the research data of individual students, by definition, mental rigidity. It is shown that for the professional success of a person important degree mental rigidity-flexibility defining behavioral model.
Ключевые слова: социально-психологические качества, психическая ригидность, флексибильность, профессиональная успешность, подструктуры личности.
Key words: Socio-psychological qualities, mental rigidity, flexibility, professional success, the substructures of personality.
В условиях современной экономики, определяющей главным и основным своим ресурсом высокоадаптивный и высококвалифицированный персонал, задачи высшей школы - сформировать такие профессионально-важные качества будущих специалистов, которые гарантируют им успешность на рынке труда [3]. Несомненно, что данная задача стоит перед образовательными структурами, в том числе и высшей школой, не только в текущей действительности, но и на протяжении всей истории образования. Изменяются только средства и цели.
В настоящее время рынок труда предъявляет к потенциальным сотрудникам повышенные требования, связанные не только с профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и с развитием у них личностных качеств и свойств, дающих возможность оперативно и качественно обучаться и переобучаться, работать в команде, обладать
57
высокой адаптивностью и стрессоустойчивостью, творческим потенциалом и креативным мышлением.
Для построения эффективной образовательной модели обучения студентов, в рамках вышеобозначенной задачи, как заказа общества и государства, с 2008 г. по настоящее время в ЛГУ им. А.С. Пушкина нами проводятся констатирующие эксперименты по исследованию личностных особенностей студентов, получающих образование на разных ступенях высшей школы.
Основными векторами изучения являются жизненные ценности, жизненные сферы внутри каждой ценности (методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова - Л.В. Карпушиной), осмысленность жизни (методика «Смысложизненные ориентации Д.А. Леонтьев и др.), мотивационная направленность на достижение успеха или боязнь неудач (методика «МУН» А.А. Реана), а также ригидность личности (методика «Томский опросник ригидности» Г.В. Залев-ского).
В данной статье коснемся только последнего вектора. Для определения предметного поля исследования необходимо обратиться к дефинициям объекта исследования.
Ригидность [от лат. rigidus - жесткий, твердый] - неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений. При этом понятно, что степень, мера или уровень демонстрируемой личностью ригидности напрямую связаны не только с индивидуально-психологическими характеристиками конкретного индивида, но и со спецификой сложившейся ситуации, в рамках которой реализуется деятельность (степень экстремальности и опасности условий, уровень сложности задачи и мотивированности субъекта в ее решении, монотонность или аритмичность стимуляции и т. д.) [4].
Ригидность проявляется в значимых сферах личности:
• когнитивной - как неспособность воспринимать объекты и жизненные условия в изменившихся ситуациях и адекватно на это реагировать;
•аффективной - в неизменности эмоциональной значимости объектов и ситуаций в новых условиях, изменении отношений к нему, оценке привлекательности и т.п.;
•мотивационной - в негибкости изменения потребностей и мотивов, отсутствии коррекции целевых установок, привычных способов удовлетворения потребностей, стиле поведения и реакций с изменением условий жизни, интропсихическая вязкость на одних и тех же мыслях и переживаниях;
•динамической - в случае объективной необходимости изменить темп и ритм жизнедеятельности, переключаться от одной деятельности к другой, переходить от покоя к активности, отказываться от привычных
58
способов действия, навыков, уже не выполняющих своей функции средства в достижении каких-либо целей, привычных условий выполнения тех или иных действий;
• праксической, проявляющейся в стойкости и неизменности умений и навыков, прежде всего в профессиональной сфере;
• психосоциальной, проявляющейся в трудности установления межличностных отношений, изменений этих отношений, установлении новых контактов, расширении круга знакомств, при необходимости изменения ролевого поведения
Под влиянием ригидности у личности усиливаются такие черты, как застреваемость, консервативность, шаблонность поведенческих реакций. Ригидность несовместима с творчеством, так как ограничивает возможности «видения объекта» с разных сторон, с разных точек зрения, а концентрирует психику только на отдельных его аспектах. Ригидность оказывает существенное влияние на гибкость поведения, если условия и ситуации меняются слишком быстро и неожиданно. Так, в процессе перехода российского общества на рыночные отношения в экономике многие люди не смогли должным образом адаптироваться, найти и определить свою роль и место в них. Причина подобного явления может заключаться в ригидности.
Уровень ригидности, проявляемой субъектом, обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности стоящей перед ним задачи, ее привлекательности для него, наличие опасности, монотонность стимуляции и т. д.
В большинстве встречаемых в литературе исследований касающихся ригидности, она определяется преимущественно через категорию индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Отсюда ригидность понимается, как (относительная) неспособность личности в случае требований объективной ситуации: «изменить свою психическую установку» (Х. Уоррен), «реагировать на новую ситуацию» (В. Вандт), «поставить себя на место другого человека» (Боннер), «изменить поведение» (Ковиль), «реорганизовать проблемный материал» (Гилфорд), «переструктурировать способы поведения» (Кэттелл), «усвоить новые средства приспособления», «корректировать программу деятельности» (Д.Б. Давыдов), «неспособность изменить установку или структуру поля, хотя этого требуют объективные условия» (Рокич). Некоторые авторы в своих определениях психической ригидности делают упор на том, что лежит в основе «неспособности к изменению». Они определяют ее как: «приверженность к неадекватному способу выполнения задания» (К. Гольдштейн).
В ряде определений психической ригидности указывается на то, что личность не реагирует на требования объективной ситуации не просто в силу (относительной) неспособности или приверженности к неадекват-
59
ному способу поведения (т. е. не может иначе), но и в силу своего нежелания (т. е. не хочет иначе, даже если может) упорствует в определенных формах поведения, проявляет недоброжелательность к новому, к изменениям и даже «сопротивляется изменению».
Успешность адаптации личности к постоянно меняющейся внешней среде зависит от ее своевременного реагирования на происходящие изменения. Хорошо приспособленная личность имеет в своем поведении равновесное сочетание динамичных и консервативных форм.
Для более подробного расширения изучаемого психического феномена необходимо ввести понятие «флексибильность», антонимичное ригидности.
Исходя из приведенного выше определения понятия ригидности, флексибильностью мы можем называть способность личности изменить элемент или всю программу поведения в случае требований объективной ситуации.
Как синонимы ригидности или флексибильности употребляются такие термины, как инертность, тугоподвижность, неповоротливость, стереотипия, персеверация, торпидность, вязкость, косность, фик-сированность, фиксация, персистенция, догматизм, консерватизм, этноцентризм, упрямство, подвижность, динамичность, лабильность, пластичность, эластичность, гибкость, вариативность, пе-реключаемость, беглость, адаптивность, механизированность, функциональная фиксированность, тормозимость, фиксированная установка и др.
Наиболее содержательно и экспериментально значимо представляется исследование психической ригидности Г.В.Залевского [1], в котором изучалась природа психической ригидности, особенности ее проявления. Исходя из положения о динамической структуре личности, исследователь характеризует психическую ригидность в каждом конкретном случае «вкладом» в суммарную оценку личностных подструктур: когнитивной, аффективной, эмотивной, динамической и психосоциальной. Соответственно подструктуре оценивается степень трудности изменения темпа и ритма жизнедеятельности, навыков и умений, принципов классификаций и гипотез, эмоций и аффектов, отношений и ролей и т. д. Для оценки проявлений психической ригидности предлагаются не только критерии интенсивности (степень выраженности, глубина), но и экстенсивности (широта охвата структуры личности по вертикали и горизонтали вдоль ее подструктур), модальности (конкретные сферы личности) и консистентности (согласованность проявления в похожих ситуациях, измеряемая уровнем корреляций данных используемых методик).
Свойства личности следует рассматривать не столько сами по себе, но и как деятельностно-центрированные, любое свойство как устойчивое индивидуально-психологическое образование человека должно быть связано с элементами деятельности, действия, поведения.
60
Психическая ригидность может поражать сферы личности неравномерно и своеобразно с учетом индивидуальных особенностей.
Низкая и умеренная выраженность психической ригидности, наиболее типичная для здорового человека, не влияет на фоне сохранности психики и в структуре преимущественно гармоничной личности на ее адаптацию.
Высокая же выраженность психической ригидности, создающая уже определенные трудности адаптации для здорового человека, чаще всего характеризует людей, относящихся к «верхней границе нормы» - акцентуациям.
Сущность ригидности как общесистемного свойства заключается в том, что она являет собой интегральный, наиболее общий показатель степени открытости психологической системы. Другими словами, чем выше ригидность, тем сильнее блокируются каналы выхода во внешнюю среду, тем сильнее игнорируются возможности самореализации, которые открываются во взаимодействии человека со средой, тем вероятнее появление поведенческих и других стереотипов в неадекватных для них условиях.
Личность, структура которой в той или иной мере поражена психической ригидностью, вне зависимости от временных ее характеристик (состояние, свойство), реализует свои отношения со средой с помощью преимущественно ригидного действия (фиксированной нормы поведения).
В одном из своих исследований Г.В. Залевский [2] разделяет людей по степени проявления ригидности/флексибильности на следующие типы: ригидный, фексибильный, гипоригидный, флексибильно-пластичный, модификаторный, флексибильно-эластичны, субъективистский.
Для более наглядного объяснения представим это в виде табл. 1
Таблица 1
Ригидные Не хочу ^ не делаю
Гипоригидные Хочу ^ не могу
Г ипофликсибильные Не хочу ^ делаю
Фликсибильные Хочу ^ делаю
Гипоригидные типы находят иной способ решения только после неадекватно прорешенной задачи с новыми условиями (так называемые «тугодумы»).
Модификаторы решают задачу с новыми условиями правильно, но не простым или прямым способом, а модифицированным привычным способом (предлагаются громоздкие и иррациональные решения). Ис-
61
пытуемые, возможно, находятся под давлением такого элемента установочного способа решения, как «решать сложным способом».
Субъективисты применяют к решению задачи с новыми условиями способ, который на самом деле не приводит к правильному решению, но они его применяют и записывают требуемый ответ, искренне убежденные, что правильно решили задачу. Налицо иллюзия правильного решения задачи.
Флексибильно-пластичные - после решения задачи с новыми условиями (требующей нового способа решения) новым способом продолжают также решать и последующие задачи, т. е. осознают его рациональность;
Флексибильно-эластичные - после решения задачи с новыми условиями возвращаются к старому способу. Возникает своеобразная конкуренция способов решения (или установок на разные решения), и все же старый способ персеверирует, т. е. спонтанно выходит на первый план.
Проводимые нами исследования психического феномена ригидности изучались с помощью «Томского опросника ригидности» Г.В. Залев-ского. Данная методика структурно имеет восемь шкал, в основу критериев которых легло предположение, что психическая ригидность, вплетаясь в структуру личности, характеризуется следующими параметрами: интенсивностью (силой, глубиной) и экстенсивностью (широтой или спектром охвата структуры личности по вертикали и по горизонтали - вдоль ее подструктур), устойчивостью или стойкостью (реакция - состояние - черта), генерализованностью и доминированием (черта -симптомокомплекс - тип) и мотивированностью (принятием - непринятием необходимости изменения). Вопросы относятся к различным проявлениям психической ригидности. Содержание вопросов достаточно объемно отражает те ситуации (проявления ПР), в которых от человека требуется изменить отдельные элементы программы поведения или ее в целом.
В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям очной формы обучения - 150 чел.; студенты, обучающиеся по специальностям экономического и сервисного профиля очной формы обучения - 170 чел.; студенты заочной формы обучения - 196 чел.; студенты отделения профессиональной переподготовки - 104 чел.
Для данной части исследования не учитывались гендерные и возрастные особенности, главной задачей определялось выяснение мотивационной направленности студентов в зависимости от формы обучения и специальности.
Результаты исследования. Сравним обобщенные выборки студентов очной и заочной форм обучения разных специальностей по всем шкалам методики.
62
Таблица 2
Однофакторный дисперсионный анализ методики ТОРЗ
Шкалы ТОРЗ F Значение
общая ригидность 21,145 ,000
актуальная ригидность 21,687 ,000
установочная ригидность 9,789 ,002
сенситивная ригидность 6,738 ,010
ригидность как состояние 28,019 ,000
преморбидная ригидность 5,029 ,025
По всем компонентам ригидности выявлены статистически значимые различия.
Шкала общей ригидности отражает склонности к широкому спектру фиксированных форм поведения, СКР (симптомокомплекс ригидности), персеверациям, навязчивостям, стереотипиям, упрямству, педантизму и собственно ригидности. Если высокий уровень ригидности в группе студентов очной формы обучения проявляется у 45,4%, то студентов-заочников и слушателей курсов профессиональной переподготовки с этим уровнем ригидности, примерно, в полтора раза больше - 62,6%.
Более половины студентов-заочников и слушателей курсов профессиональной переподготовки показывают высокий уровень ригидности, что должно являться тревожным знаком при анализе профессиональной успешности. Учитывая динамику развития современного мира в виде введения новых стандартов, требований к организации деятельности, а также информационно-технические новшества и т. д., высокая ригидность может стать определенной преградой для инновационных процессов.
Субшкала актуальной ригидности (АР) показывает неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания и т. п. У студентов-очников высокий уровень актуальной ригидности проявляют 20,3% выборки, у заочников и слушателей курсов профессиональной переподготовки - 44,9%.
Субшкала сенситивной ригидности (СР) отражает эмоциональную реакцию человека на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, возможно, страх перед новым, своего рода неофобия. Это, несомненно, личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в эмоциональном отношении к соответствующим требованиям объективной действительности.
В выборке студентов-очников высокий уровень СР проявили 35,4% человек, в выборке заочников и слушателей курсов профессиональной переподготовки - 49,7%.
63
Как следствие высоких показателей по предыдущим компонентам ригидности, проявляется ригидность как состояние у заочников и слушателей курсов профессиональной переподготовки: «высокий уровень» -55,1% и «очень высокий» - 12,9%. У студентов-очников: 37,5 и 10,8% соответственно. В ТОРЗ высокие показатели по этой шкале (РСО) свидетельствуют о том, что в состоянии страха, стресса (дистресса), плохого настроения, утомления или какого-либо болезненного состояния человек в высокой степени склонен к ригидному (шире - к фиксированному) поведению. В обычных условиях подобное поведение он может не проявлять. В соотнесении с предыдущими показателями можно отметить, что в стрессогенных ситуациях проявление ригидности может усиливаться.
При этом необходимо обратить внимание и на показатели студентов-очников. Так как очное обучение в вузе требует постоянного напряжения, полученные результаты по шкале «ригидность как состояние» свидетельствуют о том, что в ситуациях стресса, например экзаменационного, могут проявляться симптомы фиксированных форм поведения. Учитывая, что экзаменационные испытания лимитированы, нужно проводить профилактическую, коррекционную работу по снижению ригидности, в частности в стрессовых ситуациях.
Как было отмечено, дисперсионный анализ выявил значимое преобладание ригидности в выборке студентов-очников, по сравнению с заочниками и слушателями курсов профессиональной переподготовки, по компонентам ТОРЗ: «установочная ригидность» (,002); преморбидная ригидность (,025). Данная шкала установочной ригидности (УР) отражает личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в позиции, отношении или установке на принятие-непринятие нового, необходимости изменений самого себя - самооценки, уровня притязаний, системы ценностей, привычек и т. п. За такой позицией могут быть самые разные мотивы осознанного уровня.
Выявленное статистическое доминирование показателя «установочная ригидность» в выборке студентов-очников является тревожным фактом. Учитывая, что данная выборка сформирована из студентов первых курсов вузовского обучения, доминирование установки на неприятие нового (66,8% - умеренный, 28,6% - высокий уровень) может негативно сказаться на успешности вхождения в новый жизненный этап. При этом отметим, что средний балл по данной шкале для студентов-очников находится в квартиле «умеренный уровень» (18-34 балла) и позволяет менее категорично характеризовать полученный результат.
Подводя итог, необходимо отметить, что психическая ригидность-флексибильность в довольно значительной мере отражает отдельные компоненты личностной структуры, позволяет сделать прогноз на будущую профессиональную успешность студентов и, при необходимости, своевременно провести коррекцию профессионального пути.
64
Список литературы
1. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, норме и патологии). - М.: Томск: Томский гос. ун-т, 2004.
2. Кустова Е.И. Индивидуально-личностные свойства студентов как фактор развития профессиональных компетенций// Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина - 2014. - № 4. - Т. 3. Педагогика. - С. 113-121.
3. Психологический словарь. - URL: http://glossword.info/index.php/term/9-
psihologicheskiij-slovar, 169-rigidnost-.xhtml.
65