Научная статья на тему 'Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых'

Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26446
2250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / ПОТРЕБНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVE / ACHIEVEMENT MOTIVATION / MOTIVATION OF AVOIDING FAILURE / REQUIREMENT / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рожков Е.М.

Представлен обзор исследований в области мотивации достижения успеха и избегания неудач. Показаны особенности поведения людей с преобладанием мотива достижения успеха и преобладанием избегания неудач. Интерес к определенной задаче после неудачных действий в ее решении увеличивается у индивида, который стремится к успеху в какой-либо деятельности. А человек, который ориентирован на неудачу, будет относиться к такой задаче с гораздо меньшим интересом, сам интерес может пропасть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation to achieve success and avoid failure in the work of national and international scientists

The article presents an overview of research in the field of motivation for success and avoid failure. The features of the behavior of people with a predominance of the motive to achieve success and avoid failure prevalence. Interest in a specific task after an unsuccessful action in solving it increases an individual who is committed to success in any activity. A person who is focused on the failure to treat this problem with much less interest, the interest itself may disappear.

Текст научной работы на тему «Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых»

44

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 327

I МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

Е.М. Рожков*

Аннотация. Представлен обзор исследований в области мотивации достижения успеха и избегания неудач. Показаны особенности поведения людей с преобладанием мотива достижения успеха и преобладанием избегания неудач. Интерес к определенной задаче после неудачных действий в ее решении увеличивается у индивида, который стремится к успеху в какой-либо деятельности. А человек, который ориентирован на неудачу, будет относиться к такой задаче с гораздо меньшим интересом, сам интерес может пропасть.

Ключевые слова: мотив, мотивация достижения, мотивация избегания неудач, потребность, деятельность.

MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS AND AVOID FAILURE IN THE WORK OF NATIONAL AND INTERNATIONAL SCIENTISTS

E.M. Rozhkov

Abstract. The article presents an overview of research in the field of motivation for success and avoid failure. The features of the behavior of people with a predominance of the motive to achieve success and avoid failure prevalence. Interest in a specific task after an unsuccessful action in solving it increases an individual who is committed to success in any activity. A person who is focused on the failure to treat this problem with much less interest, the interest itself may disappear. Keywords: motive, achievement motivation, the motivation of avoiding failure, requirement, activity.

Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии

Мотивация достижения успеха имеет немаловажную роль в деятельности человека. Изучение ее закономерностей и проблем является значимым направлением в психологии. Это обусловлено достаточно высокими темпами развития современного общества. Для того чтобы осуществить деятельность, необходим достаточный уровень мотивации. Однако если мотивация оказывается слишком сильной, увеличивается уровень активности и напряжения, что приводит к определенным разладам в деятельности и поведении и эффективность работы ухудшается. Таким образом, слишком высокий уровень мотивации может вызывать негативные эмоциональные реакции — стресс, волнение, напряжение, что приводит к ухудшению деятельности. Следовательно, очень высокий уровень мотивации далеко не всегда является наилучшим [9, с. 119—125].

В подсознании человека существуют различные потребности. Эти потребности преобразуются в мотивацию, которая формирует поведение человека, его внешне наблюдаемую форму активности [4].

Мотивационная сфера человека — это развивающаяся в течение жизни целостная система, которая имеет иерархию, является подвижной и отражает предмет потребности и состояния самого индивида. Соответственно, главные отношения, описывающие мотивационную сферу личности — это иерархия мотивов или побуждений. Имеет большое значение степень их осознания, интенсивность и способность управлять нижележащими побуждениями [5].

Мотивация к достижению успеха — это стремление к успеху, высоким результатам в деятельности. Г. Мюр-рей первым выделил подобный вид мотивации [10] и дал этому термину следующее определение: «справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» [10].

© Рожков Е.М., 2014

* РОЖКОВ ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ,

аспирант кафедры психологии

Московский институт экономики, политики и права

Адрес: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: eugenrozhkov@gmail.com

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В дальнейшем разработка проблем мотивации достижения продолжалась многими другими психологами. Так, американский ученый Д. Макклелланд считает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». Он выделяет отличительные черты людей с ярко выраженной мотивацией достижения:

а) приоритет работы в условиях максимального побуждения мотива достижения, т.е. решать задачи средней степени сложности;

б) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким результатам по сравнению с другими, а высокие результаты не всегда являются следствием актуализированного мотива достижения;

в) принятие на себя личной ответственности за выполнение какой-либо деятельности. Есть условие: ситуации низкого или умеренного риска, а так же, если успех не зависит от случайности;

г) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своей деятельности;

д) стремление к поиску более эффективных новых способов выполнения задач, т.е. такие люди более склонны к новаторству [7].

Другие представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х. Хекхаузеном [8]. По его мнению, мотивация достижения — это «попытка увеличить или сохранить максимально высоки-ми способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче». Он также выделяет отличительные признаки мотивации достижения. Сама идея достижения чего-либо предполагает две возможности: достигнуть успеха или потерпеть неудачу. У людей с высокой мотивацией более выражена ориентация на достижение успеха. Мотивация достижения проявляется в тех случаях, когда какая-либо деятельность предполагает возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени сложности. Также, мотивация достижения всегда ориентирована на цель, на определенный конечный результат. При этом для мотивации достижения присущ постоянный пересмотр целей. Для субъектов с высокой мотивацией достижения характерным является возвращение к прерванным ранее делам и доведение их до конца [8].

В отечественной психологии одним из наиболее значимых авторов по проблематике мотивации является представитель деятельностного подхода А.Н. Леонтьев. Он пишет, что «в современной психологии в целом мотивом называют все, что составляет так называемые внут-

ренние силы поведения, что актуализирует деятельность человека». Сам же мотиву дает такое определение: «это объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или, естественно, удовлетворяя потребности» [5]. Мотивы, которые выполняют смыслообразующую функцию, являются ведущими в многообразной деятельности человека. Они занимают центральное положение, наиболее часто проявляются в поведении и имеют наибольшее значение для развития личности. Функцией побуждения в данном случае обладают второстепенные или подчиненные мотивы [4].

Т.О. Гордеева под мотивацией достижения понимает мотивацию достиженческой деятельности. Достиженчес-кая деятельность — это такая деятельность, которая связанна с целенаправленным преобразованием себя, других людей, отношений, субъектов окружающего мира. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» [1].

В отечественной психологии мотивация достижения также исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым [6]. Он определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, которые регулируют процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу ее осуществления. Можно указать особые структурные компоненты, которые выполняют специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности. Это мотивация: актуализации, т.е. инициация и побуждение деятельности; селекции, — процессы выбора цели и определение соответствующих ей действий; реализации—регуляция выполнения действия и контроль по реализации какого-либо намерения; постреализации, т.е. речь идет о процессах, направленных на прекращение действия или смену одного определенного действия на другое [6].

Мотив избегания неудачи подразумевает потребность человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно в тех случаях, когда результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми [2].

Субъекты, мотивация и деятельность которых ориентирована на избегание неудачи, ведут себя по-другому. Их ярко выраженная цель в деятельности состоит не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия по большей части подчинены именно этой цели. Субъект, изначально мотивированный на неудачу, чаще всего проявляет неуверенность в себе, также не верит в возможность добиться успеха и боится критики. При решении определенных задач, в особенности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

таких, где присутствует возможность неудачи, у такого человека обычно имеются отрицательные эмоциональные переживания. Он не получает удовольствие от такой деятельности и тяготится ей. Субъекты, сконцентрированные на достижении успеха, способны более правильно оценивать свои возможности, успехи, неудачи. Обычно они выбирают для себя специальности, которые соответствуют их знаниям, навыкам и умениям. Люди, которые ориентируются на неудачи, наоборот, часто определяются неадекватностью профессионального самоопределения. Они предпочтительно выбирают для себя либо очень легкие, либо очень сложные виды профессий. При этом они зачастую не обращают внимания на объективную информацию о своих способностях, также имеют заниженную или завышенную самооценку и нереалистичный уровень притязаний. Люди, имеющие мотивацию и деятельность, ориентированную на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. Когда мотивация достижения успеха преобладает, человек предпочитает задачи средней или чуть более высокой степени сложности. В тех случаях, когда преобладает мотивация избегания неудач, человеком выбираются задачи, которые являются наиболее легкими или наиболее трудными. У индивида, который стремится к успеху в какой-либо деятельности, привлекательность и интерес в решении определенной задачи после неудачных действий только увеличивается. А человек, который ориентирован на неудачу, будет относиться к такой задаче с гораздо меньшим интересом, сам интерес может пропасть. Изначально настроенные на достижение успеха люди после неудачной попытки чаще всего добиваются более лучших результатов. Но те субъекты, которые были с начала настроены на неудачу, наоборот, более высоких результатов добиваются только после успеха. Цель, которая является отдаленной во времени, во многом больше может стимулировать деятельность человека, у которого развит мотив достижения успеха, в отличие от людей с выраженной мотивацией к избеганию неудачи.

Помимо этого, существуют определенные различия в интерпретации своих личных успехов и неудач лицами с выраженной мотивацией к достижению успеха и избегания неудач. Люди, которые стремятся к успеху, свои достижения и заслуги приписывают внутриличностным факторам, т.е. своим стараниям, упорству, способностям, а неудачные дела обычно склонны объяснять каким-либо случайным стечением обстоятельств, невезением. Люди, которые избегают неудачи, свои успешные дела чаще всего склонны определять внешними факторами, т.е. везением, трудностью или легкостью определенной задачи, а вот в случае неудачного завершения дела они приходят к анализу своих собственных способностей. Также субъекты, у которых имеется довольно сильно выраженный мотив к избеганию неудачи, обычно склонны недооценивать свой потенциал — они могут быстро расстраиваться при неудачах и понижают самооценку. Напротив, субъекты, ориентированные на успех, зачастую ведут себя совершенно по-другому — они обычно правильно, адекватно оценивают свои возможности, способности, концентрируются при неудачах и не унывают, не расстраиваются [3].

Подводя итоги, можно сказать, что мотивация достижения успеха понимается как сила, вызывающая у человека определенные действия, которые, исходя из его ожиданий, могут привести к успеху. Это проявляется в определенной направленности, интенсивности и настойчивости деятельности. Под мотивацией избегания неудач понимают выработанный механизм избегания различных ошибок и неудач; т.е. для личности, мотивированной на неудачи, самым главным является не допускать ошибок, иногда даже ценой преобразования изначальной значимой цели, ее полного или частичного недостижения. Стремление к успеху говорит о наличии у человека сильных волевых качеств, в то время как преобладание мотива избегания неудач определяет индивида как малоактивного. Таким образом, мотивация к достижению успеха является положительной и способствует личностному развитию человека.

Литература

1. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения М., 2006

2. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ, 2005.

3. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций. Ростов н/Д., 2002.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.

5. Леонтьев. А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

6. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дисс. ... канд. пси-хол. наук. М., 1987.

7. МакклелландД. Мотивация человека. СПб., 2007.

8. ХекхаузенХ. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.

9. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975.

10. Murray H.A. Explorations in personality New York; Oxford Press, 1938.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.