Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION / DIGITAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPETENCE / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова И. А., Хрисанова Е. Г., Тенюкова Г. Г.

Статья посвящена одному из аспектов проблемы модернизации профессионально-педагогического образования - проблеме формирования компетентности бакалавров педагогики в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности. Показана актуальность данного аспекта в условиях цифровизации всех сфер общества и введения Профессионального стандарта педагога. В связи с этим рассмотрены новые требования цифровой школы, опирающейся на новые образовательные стандарты, к подготовке компетентных педагогов, способных к использованию цифровых технологий в процессе обучения всем дисциплинам. Целью статьи является обоснование системы формирования компетентности в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности у будущих бакалавров педагогики по направлению подготовки «Технология». В статье раскрыты возможности использования цифровых технологий в деятельности учителя технологии, изложено авторское видение сущности исследуемой компетентности бакалавра по направлению подготовки «Технология». Представлены критерии, и дана характеристика уровней сформированности исследуемой компетенции у студентов-бакалавров. Предложена система формирования компетентности бакалавров педагогики в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности, включающая три этапа. Изложено содержание и результаты реализации системы в образовательном процессе ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Статья предназначена для преподавателей педагогических вузов и организаций, осуществляющих повышение квалификации педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова И. А., Хрисанова Е. Г., Тенюкова Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BACHELORS' PEDAGOGICAL COMPETENCE IN THE FIELD OF DIGITAL TECHNOLOGIES APPLICATION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

The article is devoted to one of the aspects of the problem of professional and pedagogical education modernization - the problem of future teachers' competence in the field of digital technologies in professional activities formation. The relevance of this aspect in the conditions of digitalization of all spheres of the society and the introduction of the professional standard for teachers is revealed. In this regard, the new requirements of a digital school based on new educational standards for the training of competent teachers who are able to use digital technologies in the process of teaching all disciplines are considered. The purpose of the article is to substantiate the system of competence formation in the field of digital technologies application in professional activity of future bachelors of pedagogy in the field of "Technology" training. The article reveals the possibilities of using digital technologies in the activities of technology teachers, the authors' vision of the essence of the studied competence of the bachelor in the field of training "Technology". The criteria and characteristics of the levels of the studied competence of undergraduate students are presented. The system of competence formation in the field of digital technologies application in professional activity for bachelors of pedagogical education, including three stages, is proposed. The article describes the content and results of the system implementation in the educational process of I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. The article is intended for teachers of pedagogical universities and organizations that provide teachers' professional development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.147

Формирование компетентности бакалавров педагогики в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности

Formation of bachelors' pedagogical competence in the field of digital technologies application in the professional activity

Федорова И.А., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.

Яковлева, [email protected]

Хрисанова Е.Г., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.

Яковлева, [email protected]

Тенюкова Г.Г., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.

Яковлева, [email protected]

Fjedorova I., I.Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, [email protected]

Khrisanova E., I.Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, [email protected]

Tenyukova G., I.Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, [email protected]

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.007

Ключевые слова: бакалавры педагогического образования, цифровые технологии, профессиональная деятельность, компетенции, формирование.

Keywords: bachelor of pedagogical education, digital technologies, professional activity, competence, formation.

Аннотация. Статья посвящена одному из аспектов проблемы модернизации профессионально-педагогического образования - проблеме формирования компетентности бакалавров педагогики в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности. Показана актуальность данного аспекта в условиях цифровизации всех сфер общества и введения Профессионального стандарта педагога. В связи с этим рассмотрены новые требования цифровой школы, опирающейся на новые образовательные стандарты, к подготовке компетентных педагогов, способных к использованию цифровых технологий в процессе обучения всем дисциплинам. Целью статьи является обоснование системы формирования компетентности в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности у будущих бакалавров педагогики по направлению подготовки «Технология». В статье раскрыты возможности использования цифровых технологий в деятельности учителя технологии, изложено авторское видение сущности исследуемой компетентности бакалавра по направлению подготовки «Технология». Представлены критерии, и дана характеристика уровней сформированности исследуемой компетенции у студентов-бакалавров. Предложена система формирования компетентности бакалавров педагогики в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности, включающая три этапа. Изложено содержание и результаты реализации системы в образовательном процессе ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Статья предназначена для преподавателей педагогических вузов и организаций, осуществляющих повышение квалификации педагогических работников.

Abstract. The article is devoted to one of the aspects of the problem of professional and pedagogical education modernization — the problem of future teachers' competence in the field of digital technologies in professional activities formation. The relevance of this aspect in the conditions of digitalization of all spheres of the society and the introduction of the professional standard for teachers is revealed. In this regard, the new requirements of a digital school based on new educational standards for the training of competent teachers who are able to use digital technologies in the process of teaching all disciplines are considered. The purpose of the article is to substantiate the system of competence formation in the field of digital technologies application in professional activity offuture bachelors ofpedagogy in the field of "Technology" training. The article reveals the possibilities of using digital technologies in the activities of technology teachers, the authors' vision of the essence of the studied competence of the bachelor in the field of training "Technology". The criteria and characteristics of the levels of the studied competence of undergraduate students are presented. The system of competence formation in the field of digital technologies application in professional activity for bachelors of pedagogical education, including three stages, is proposed. The article describes the content and results of the system implementation in the educational process ofI. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. The article is intended for teachers ofpedagogical universities and organizations that provide teachers' professional development.

Введение. Стартовавший в конце прошлого века процесс трансформации технологий привел к значительным изменениям не только образовательной среды, но и всех сфер нашего общества. В настоящее время этот процесс набирает обороты, что проявляется в постоянном совершенствовании цифровых технологий и их внедрении во все области народного хозяйства для решения множества производственных задач. Благодаря универсальности и быстродействию, обеспечивающему сокращение сроков исполнения задач, ГГ-технологии приобрели популярность и востребованность во всех сферах, в том числе и в сфере образования.

Диджитализация способствовала

формированию в системе образования полноформатной виртуальной среды открытых знаний, электронных образовательных систем и порталов, созданию условий для дистанционного взаимодействия обучающих и обучающихся как субъектов онлайн-курсов, обеспечила доступность образовательных материалов ведущих мировых университетов [4].

Правительством РФ 29.09.2018 утверждены «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», направленные на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В качестве приоритетной в названных документах ставится задача осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития. Одним из важных ресурсов такого развития объявлена национальная образовательная система, что неизбежно повлекло за собой трансформации в перечне профессиональных обязанностей педагогических работников, в требованиях к их квалификации и компетентности, среди которых на первое место вышла компетентность в области применения цифровых образовательных ресурсов, цифрового учебного оборудования для решения задач обучения и воспитания, внедрения онлайн образования и др.). Перечисленные изменения нашли место в Профессиональном стандарте педагога.

Согласно положениям Профессионального стандарта, реализация трудовых функций учителя требует от него владения ИКТ-компетенциями в таких сферах деятельности, как владение информационными технологиями и применение ИК-технологий в образовательном процессе. Следует отметить, что такие требования предъявляются не только к педагогическим

работникам российской школы. Так, в документах ЮНЕСКО называются компоненты ИКТ-компетенций педагога, среди которых осознание значения и места информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании, навыки применения технических и программных средств ИКТ при разработке учебных программ и средств оценивания результатов обучения, в организации и управлении образовательным процессом и собственным профессиональным развитием.

Учителя, владеющие перечисленными компетенциями, необходимы цифровой школе как особому виду образовательного учреждения, которое осознанно и эффективно использует цифровое оборудование, программное обеспечение в образовательном процессе и тем самым повышает конкурентоспособность каждого обучающегося [5]. Школы, которые перешли на цифровые технологии обучения, в отличие от «традиционных», имеют более современное техническое и информационное оснащение и уровень управления образовательной средой. Однако с точки зрения обеспеченности квалифицированными

педагогическими кадрами наблюдается нехватка учителей, владеющих, в полной мере, как цифровой компетенцией, так и способных к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс.

В связи с этим возникает острая необходимость подготовки в педагогических вузах бакалавров педагогики с высоким уровнем сформированности компетентности в области применения цифровых технологий в будущей профессиональной деятельности. Данная задача поставлена перед системой профессионально-педагогического образования приоритетным проектом в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который также предусматривает модернизацию образовательных программ и внедрение инновационных цифровых технологий в учебный процесс. Цель исследования: разработать систему эффективного

формирования у будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» компетенции в области применения цифровых технологий в образовательной деятельности.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужили нормативные документы в области образования (ФГОС ВО, ФГОС ООО, Целевые программы в области образования и т.д.), научные исследования в области подготовки бакалавров

педагогического образования (профиль «Технология»), а также исследования, посвященные проблемам, возникающим в ситуации цифровизации образования.

В процессе исследования были использованы результаты реализованного в 2019 году в Казанском федеральном университете проекта «Совершенствование профессиональных

компетенций педагогических работников в условиях цифровизации образования», направленного на создание и реализацию программ повышения квалификации

педагогических работников всех уровней образования в области цифровых технологий [https://kpfu.ru].

Методами исследования послужили анализ перечисленных материалов, синтез полученной информации, моделирование феномена компетентноти бакалавра педагогического образования в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности и системы ее формирования у будущих бакалавров профиля «Технология» в педагогическом вузе.

Результаты исследования. По данным атласа новых профессий, в ближайшие десятилетия рынок труда изменится кардинально: около 35% рабочих мест в промышленно-развитых странах будут заменены роботами, компьютерными программами и другими цифровыми технологиями [1]. В связи с социальными и технологическими трансформациями в последующие годы одним из базовых процессов, влияющих на изменение окружающего мира, будет автоматизация [4]. С учетом названных процессов были разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения, определившие в качестве результатов профессиональной подготовки будущих педагогов их способность и готовность к реализации образовательных программ различных уровней при помощи современных методик и технологий, в том числе цифровых [5]. Это относится к будущим педагогам всех профилей подготовки. Особое значение данная способность имеет для учителей технологии общеобразовательной школы.

Применительно к будущему учителю технологии его компетентность в области применения цифровых технологий в образовательной деятельности можно определить следующим образом: это способность эффективно осуществлять обучение и воспитание школьников в электронной информационно-образовательной среде общеобразовательной школы; применять цифровые технологии в

качестве базовых и вспомогательных средств управления индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельностью обучающихся в форме онлайн и оффлайн обучения; применять сетевые технологии как инструмент взаимодействия с обучающимися в школе и за ее пределами; применять современное учебное цифровое оборудование и программное обеспечение для организации совместных с обучающимися экспериментальных

исследований (технологии «Виртуальная реальность»; технология «Панорамных изображений»; «3D моделирование»;

«Образовательная робототехника»; технология использования малых средств информатизации, мультимедийный учебный контент и т.д.).

Нами были разработаны критерии оценки компетентности будущих учителей технологии в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности, в соответствии с которыми даны следующие характеристики уровней ее сформированности.

Высокий уровень: будущий учитель технологии способен на продвинутом уровне пользоваться электронной информационно-образовательной средой (ЭИОС) и информационно-коммуникационными технологиями как базовыми и вспомогательными средствами для управления индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельностью обучающихся в условиях онлайн и оффлайн обучения; эффективно использовать средства ИКТ для повышения производительности своего труда; применять сетевые материалы и сеть как средство организации взаимодействия с обучающимися в школе и за ее пределами; является продвинутым пользователем учебного цифрового оборудования и программного обеспечения.

Средний уровень: будущий учитель технологии способен на достаточном уровне пользоваться электронной информационно-образовательной средой образовательной организации, цифровыми технологиями в качестве средств обучения и управления различными формами учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях оффлайн и онлайн обучения, сетевыми приложениями для взаимодействия с обучающимися, однако применяет на практике учебное цифровое оборудование и программное обеспечение не в полном объеме.

Низкий уровень: будущий учитель технологии способен лишь на низком уровне работать в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС); применяет лишь

наиболее простые цифровые технологии как средства организации учебно-познавательной деятельности школьников в условиях онлайн и оффлайн обучения; использует сеть как инструмент для совместной работы с обучающимися только частично.

Анализ проведенного констатирующего эксперимента в рамках формирования у обучающихся компетенции в области применения цифровых технологий показал, что только 22% обучающихся имеют высокий уровень сформированности данной компетенции, 36% респондентов показали средний уровень, а остальные 42% продемонстрировали низкий уровень.

Как показывает опыт проведения курсов повышения квалификации и переподготовки учителей технологии, семинаров и мастер-классов, учителя технологии

общеобразовательных школ г. Чебоксары и Чувашской Республики (2016-2019 гг.) недостаточно эффективно реализуют образовательный потенциал цифровых технологий в своей профессиональной деятельности [2]. Низкий уровень сформированности компетентности в области применения цифровых технологий в педагогической деятельности демонстрируют 78% учителей, средний уровень - 10%, высокий уровень - 12%). Вместе с тем 70% американских педагогов, как свидетельствуют данные, полученные Независимой лабораторией исследования цифровых медиа в образовании (Joan Ganz Cooney Center), применяют цифровые технологии в обучающих целях [3].

С учетом вышесказанного мы разработали систему формирования у будущих учителей компетентности в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности, которая включает три этапа:

- формирование у студентов компьютерной грамотности и умений использовать современные цифровые технологии;

- формирование у будущих учителей умений и навыков использования технологического оборудования на основе цифровых технологий;

- становление у будущих бакалавров компетентности в области применения цифровых технологий.

Названные этапы системы формирования компетенции в области применения цифровых технологий в процессе обучения будущих учителей были реализованы в образовательном процессе ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Подготовка бакалавров педагогического образования по профилю «Технология», способных на высоком

уровне формировать знания, умения и навыки обучающихся с использованием современных цифровых технологий на занятиях по технологии, осуществляется в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Успешность формирования у будущих учителей технологии компетенции в области применения цифровых технологий зависит от уровня цифровой грамотности студентов, а также их подготовленности к применению данных технологий в будущей практической профессиональной деятельности.

По нашему мнению, компьютерную грамотность обучающихся следует развивать в процессе решения общих задач высшего образования. В настоящее время использование современных цифровых технологий является базовым навыком для овладения всеми другими компетенциями (универсальными,

общепрофессиональными, профессиональными и обязательными) [4;5]. В связи с этим в учебный план основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование» профиль «Технология» (прием 2019 года) включены такие дисциплины как: «Информатика и информационно-

коммуникационные технологии» (2 семестр), «Технологии обработки информации» (5 семестр), «Компьютерная графика» (5 семестр), «Робототехника» (4 семестр), «3^ моделирование изделий» (5 семестр). Компетенции, которыми овладевают

обучающиеся на занятиях по этим дисциплинам, обеспечивают более эффективное обучение студентов благодаря навыкам поиска и использования информации из цифровых хранилищ, а также катализируют формирование других компетенций будущих бакалавров педагогики.

В качестве составляющей исследуемой компетентности выступает управленческая компетенция будущих бакалавров, реализуемая в онлайн сообществах или в работе с сетевыми приложениями, когда они выступают как эксперты по оценке информации, показывая обучающимся различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами, интерпретируя и репрезентируя информацию с использованием инструментов цифровых технологий. Наиболее сложная задача для учителя - сформировать у обучающихся умения анализировать, сравнивать и выявлять противоречия в получаемой из различных источников информации [9;10]. Таким образом, навыки оценки, создания и обмена информацией в процессе совместной или индивидуальной

работы в сети, применение компьютерных технологий и веб-среды для учебной деятельности и досуга являются базовыми компонентами цифровой компетенции учителя. Следовательно, цифровая грамотность, предполагающая наличие навыков

идентификации информационных источников, поиска информации в цифровой среде и управления информацией, так же необходима любому педагогу, как и грамотность в ее традиционном понимании, включающем навыки чтения и письма, математические навыки.

В процессе подготовки будущих учителей технологии на первый план выходит владение цифровыми технологиями как технический навык, способный поддерживать процесс творческой деятельности как одного из основных видов будущей профессиональной деятельности. Умения и навыки использования технологического оборудования на основе цифровых технологий стимулируют освоение новых средств творческой деятельности (швейные и вышивальные машины с встроенными компьютерными программами, различные станки с числовым программным управлением и т.д.).

Так, применение цифровых технологий на занятиях по дисциплине «Технология швейных изделий» открывает возможности ознакомления с реальными технологическими процессами в швейной промышленности. Обязательным является применение инновационных средств демонстрации трудовых приемов - учебных фильмов или видеоуроков. Преподаватели обеспечивают возможность просмотра учебного видео по теме лабораторного занятия как на интерактивной доске, так и на цифровых носителях (ноутбуках, планшетах, смартфонах и т.д.). Педагогический потенциал видеофильма заключается в возможности неоднократного просмотра, а также в воздействии на разнообразные органы восприятия информации, что обеспечивает прочное усвоение студентами технологии выполнения машинных швов, узлов швейных изделий. Практика показывает, что использование компьютерных технологий является эффективным именно на тех дисциплинах, которые предполагают овладение трудовыми приемами и действиями по изготовлению изделий из различных материалов

[7;8].

Важным и значимым в процессе формирования у будущих учителей технологии компетентности в области применения цифровых технологий является готовность самих

преподавателей к осуществлению данной деятельности. Педагогические работники должны быть уверенными пользователями цифровых технологий [6]. Цифровая грамотность преподавателя педагогического вуза предполагает его способность применять цифровые технологии как средство обучения, профессионального развития и саморазвития, управления учебно-познавательной деятельностью студентов, а также наличие знаний в области образовательной политики, этики применения цифровых технологий в цифровом образовании. В связи с этим преподаватели вуза систематически повышают квалификацию. Например, один из авторов данного исследования освоил дополнительную образовательную программу повышения квалификации в ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» (г. Санкт-Петербург) на тему «Современный урок технологии в контексте реализации ФГОС ООО, ФГОС СОО» (рег. номер 46105/2020 от 27 января 2020 года).

Заключение. В процессе реализации разработанной системы осуществлялся мониторинг сформированности у будущих бакалавров компетенции в области применения цифровых технологий. Диагностические срезы, включавшие тесты на определение уровня знаний в области цифровых технологий, тестовые задания, направленные на выявление способности эффективно применять электронную

информационно-образовательную среду (ЭИОС), средства цифровых технологий, сетевые материалы и сеть, учебное цифровое оборудование и программное обеспечение и т.д. Результаты, полученные на каждом этапе в соответствии с разработанной системой, свидетельствовали об эффективности

проводимой работы: осуществлялось

последовательное овладение студентами всеми компонентами исследуемой компетенции. К моменту завершения обучения в вузе все студенты экспериментальной группы

демонстрировали высокий или средний уровни сформированности компетенции в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности.

Таким образом, практика показывает, что организованная в вузе системная целенаправленная работа позволяет

сформировать у будущих учителей технологии компетенции в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atlas1G0.ru/

2. Бородина Т.Л., Афанасьева И.В. Применение инновационных технологий в учебном процессе: сборник научных статей / Т.Л. Бородина, И.В. Афанасьева // Приоритетные направления развития технологического образования. - ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2018. - С. 50-53.

3. Исследование цифровых игр в школе: глаза боятся, руки делают [Электронный ресурс] // Образовательный портал Newtonew. - 2017. - Режим доступа: https://newtonew.com/school/issledovanie-cifrovyh-igr-vshkole-gaza-bojatsja-ruki-delajut

4. Лапенок М.В. Научно-педагогические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения (на примере подготовки учителей): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Лапенок Марина Вадимовна. - М., 2014. - 43 с.

5. Новоселова К.В. Проект «Цифровая школа» [Электронный ресурс] / К.В. Новоселова. - Режим доступа: http://journal.kuzspa.rU/journals/2/

6. Сэкулич Н.Б. Формирование ИКТ-компетенций студентов университета в условиях цифровой революции / Н.Б. Сэкулич // Педагогический журнал. -2017. - Т. 7. - № 2А. - С. 302-314.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по

направлению подготовки бакалавров 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 № 121 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/440301

8. Федорова И.А. Особенности использования организационных форм обучения на занятиях по дисциплине «Начальная обработка швейных изделий» / И.А. Федорова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2019. - № 4(104). - С. 234-241.

9. Федорова И.А. Метод проектов как способ формирования умений и навыков учащихся на занятиях по технологии (научная статья): сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / И.А. Федорова // Приоритетные направления развития технологического образования; отв. ред. Т.Л. Бородина. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. -С. 292-296.

10. Федорова И.А., Смирнова А.А. К вопросу о формировании компетенций у будущих учителей технологии (научная статья): сб. науч. ст. / И.А. Федорова, А.А. Смирнова, А.Н. Кудрявцева, С.Ю. Тукмакова // Актуальные вопросы реализации инженерно-педагогического образования молодежи; отв. ред. Т.Л. Бородина. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 173-179.

References:

1. Atlas of new professions [Electronic resource]. -Access mode: http://atlas100.ru/

2. Borodina T.L., Afanasyeva I.V. The use of innovative technologies in the educational process: a collection of scientific articles / T.L. Borodina, I.V. Afanasyeva // Priority areas for the development of technological education. - ChSPU them. AND I. Yakovleva, 2018. - P. 50-53.

3. The study of digital games at school: eyes are afraid, hands are made [Electronic resource] // Educational portal Newtonew. - 2017. - Access mode: https://newtonew.com/school/issledovanie-cifrovyh-igr-vshkole-glaza-bojatsja-ruki-delajut

4. Lapenok M.V. Scientific and pedagogical foundations for the creation and use of electronic educational resources of the information environment of distance learning (for example, the training of teachers): author. dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.02 / Lapenok Marina Vadimovna. - M., 2014. - 43 p.

5. Novoselova K.V. Project "Digital School" [Electronic resource] / K.V. Novoselova. - Access mode: http://journal.kuzspa.ru/journals/2/

6. Sekulich NB The formation of ICT competencies of university students in the digital revolution / NB. Sekulich // Pedagogical journal. - 2017. - T. 7. - № 2A. - S. 302-314.

7. Federal state educational standard of higher education in the direction of bachelor training 44.03.01 Pedagogical education, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated February 22, 2018 № 121 [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/440301

8. Fedorova I.A. Features of the use of organizational forms of training in the classroom discipline "Initial processing of garments" / I.A. Fedorov // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. I. Ya. Yakovleva. -2019. - № 4 (104). - S. 234-241.

9. Fedorova I.A. The project method as a way of forming the skills of students in technology classes (scientific article): Sat. scientific Art. [Electronic resource] / I.A. Fedorova // Priority areas for the development of technological education; open ed. T.L. Borodin. -Cheboksary: Chuvash. state ped. Univ., 2018. - S. 292-296.

10. Fedorova I.A., Smirnova A.A. To the question of the formation of competencies among future technology teachers (scientific article): Sat. scientific Art. / I.A. Fedorova A.A. Smirnova, A.N. Kudryavtseva, S.Yu. Tukmakova // Actual issues of the implementation of engineering and pedagogical education of youth; open ed. T.L. Borodin. - Cheboksary: Chuvash. state ped Univ., 2017. - pp. 173-179.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.