УДК 378
Потенциал цифровой образовательной среды вуза в формировании проектировочной компетентности бакалавров
Potential of a university digital educational environment in formation of bachelors-road constructors design competence
Иванова Е.Г., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, elena_d_86@mail.ru
Ivanova E., I. Yakovlev Chuvash state pedagogical University, elena_d_86@mail.ru
DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.019
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, потенциал, проектировочная компетентность, бакалавры автодорожного строительства.
Keywords: digital educational environment, potential, design competence, bachelors-road constructors.
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных на сегодняшний день проблем профессионального образования - формированию проектировочной компетентности у бакалавров автодорожного строительства в процессе обучения в техническом вузе. Целью статьи является обоснование потенциала цифровой образовательной среды в повышении продуктивности этого процесса. Автором проведен анализ научных исследований, посвященных подготовке бакалавров, опыта вузов по цифровизации образовательной среды. Раскрыта сущность, сформулирована авторская трактовка феномена цифровой образовательной среды технического вуза; показаны составляющие ее элементы. Изложены содержание цифровой образовательной среды Волжского филиала «Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)» (Волжский филиал МАДИ) и ее педагогический потенциал. Показано влияние применения информационно-цифровых технологий на повышение уровня проектировочной компетентности бакалавров автодорожного строительства.
Abstract. The article is devoted to one of the current problems of professional education - the formation of design competence of bachelors of road construction in the process of training at a technical University. The purpose of the article is to substantiate the potential of the digital educational environment in increasing the productivity of this process. The author analyzes scientific research on bachelor's training and the experience of higher education institutions in digitalizing the educational environment. The author reveals the essence and formulates the author's interpretation of the phenomenon of the digital educational environment of a technical University, shows its constituent elements. The content of the digital educational environment of the Volga branch of the Moscow automobile and road state technical University (MADI) (the Volga branch of MADI) and its pedagogical potential are described. The article shows the impact of information and digital technologies on improving the level of design competence of bachelors of road construction.
Введение. В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности российского общества происходит ряд изменений, в частности, цифровизация производства и экономики, послужившая основанием для пересмотра требований к содержанию подготовки будущих профессионалов. Перед вузами встает необходимость решения одной из основных задач приоритетного правительственного проекта «Современная образовательная среда в «Российской Федерации» на период до 2024 года - создание безопасной современной цифровой
образовательной среды для обеспечения высокого качества и доступности образования [16]. Сказанное относится ко всем аспектам образовательного процесса и, в первую очередь, его содержательному и результативному компонентам. Как известно, результат обучения студентов в вузе заключается в овладении ими профессиональной компетентностью, одной из важнейших составляющих которой является проектировочная компетентность. В
формировании проектировочной составляющей профессиональной компетентности обучающихся
по техническим направлениям подготовки цифровая образовательная среда (ЦОС) должна играть особую роль, выступая и средством обучения, и компонентом содержания профессиональной подготовки.
Вместе с тем изучение практики функционирования вузов, выступлений ректора Томского государственного университета Э. Галажинского [15], ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Я. И Кузьминова [15], анализ результатов исследований С.Д. Каракозова [5], НШ. Козловой [6], И.В. Авадаевой [10], Н.Б. Кущевой [8], М.В. Емельяновой [4], Е.Г. Хрисановой [18] и др. позволяет сделать вывод, что слабая цифровая грамотность преподавателей, незнание ими возможностей электронных, информационных и компьютерных ресурсов не позволяют равномерно и успешно перейти к цифровому преобразованию образовательной подготовки студентов. Данное обстоятельство определяет актуальность проблемы выявления и обоснования педагогического потенциала цифровой образовательной среды.
Материалы и методы исследования. Материалом для исследования послужили федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство», профессиональный стандарт «Специалист в области проектирования автомобильных дорог», проект Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды образования разного уровня», научные исследования посвященным проблемам подготовки будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды вуза. В исследовательской работе применены методы: прямой анализ, элементарно-теоретический анализ и синтез полученной информации, позволившие сделать вывод об отсутствии в педагогической теории определенного мнения относительно феномена цифровой
образовательной среды, его сущности и содержания; изучение опыта функционирования в Волжском филиале МАДИ цифровой образовательной среды в целях выявления ее потенциала для формирования проектировочной компетентности бакалавров автодорожного строительства; педагогическая рефлексия, необходимая для оценки роли цифровой образовательной среды в процессе обучения студентов; метод индукции.
Результаты исследования. На сегодняшний день в отечественной научно-педагогической литературе накоплен значительный пласт информации об использовании цифровой образовательной среды в целях эффективной профессиональной подготовки бакалавров. Всеми учеными, как утверждает Е.С. Мироненко, признается, что создание цифровой образовательной среды необходимо, так как миссией высших учебных заведений является подготовка выпускника, владеющего комплексом компетенций и профессиональной
компетентностью в целом, обеспечивающих их способность и готовность к профессионально-трудовой деятельности [11].
В то же время единого определения «цифровая образовательная среда» не существует. Например, А.В. Морозов понимает под цифровой образовательной средой «совокупность цифровых образовательных ресурсов, средств и технологий, обеспечивающих образовательный процесс в условиях цифровизации» [13]. По мнению М. Куршнир, открытая цифровая образовательная среда — это совокупность информационных систем, обеспечивающих решение различных задач образовательного процесса. Автор также считает, что понятие открытости предполагает возможность вариативности в конструировании структуры ЦОС, когда преподаватели могут применять имеющиеся в вузе информационные системы, заменять их или включать в образовательный процесс новые [7].
С точки зрения В.Г. Лапиной, ЦОС представляет собой комплекс ресурсов, обслуживающих учебный и управленческий процессы вуза [9].
По мнению М.Д. Гочияевой, ЦОС выступает частью комплекса ИТ-инструментов обеспечения образовательной деятельности вуза
(информационные ресурсы, система
телекоммуникаций и управления и др.). Она будет способствовать повышению
продуктивности образовательного процесса, если все структурные подразделения и субъекты образовательного процесса действуют слаженно и скоординированно. Автор считает, что эффективность функционирования ЦОС вуза определяется уровнем профессиональной компетентности педагогических кадров в области цифровых технологий [3].
Мы полностью согласны с О.В. Михалевой, утверждающей, что ЦОС вуза является важнейшим фактором формирования
профессиональной компетентности
обучающихся. Включение в нее образовательных
онлайн платформ (Moodle, OmegaT9) создает возможность для проведения вебинаров, онлайн-конференций, работы с гипертекстами и цифровым контентом [12].
Для большинства авторов характерна трактовка понятия «цифровая образовательная среда», включающая представление об образовательной среде как условии формирования и развития личности студента. По мнению исследователей, применение средств ИКТ в образовательной среде позволяет комбинировать разные формы и направления освоения необходимых знаний и умений, конструируя определенную системную среду. Позиции авторов аргументируются положениями средового подхода (Н.Б. Стрекалова [17], О.С. Газман [2], В.А Ясвин [19] и др.).
Исходя из основных положений средового подхода, представим наше видение феномена цифровой образовательной среды следующим образом: цифровая образовательная среда вуза представляет собой совокупность имеющихся для эффективной профессиональной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов условий и возможностей, обеспечиваемых наличием информационно-коммуникационных и цифровых технологий и профессионально владеющих этими
технологиями педагогических кадров.
Представим компоненты цифровой образовательной среды вуза, опираясь на исследования С.Д. Каракозова [5], А.И. Даниловой [1], Е.А. Барахсановой [1], И.И. Никифорова [14] и др., и анализ практического опыта высших учебных заведениях РФ (Томского политехнического университета, Казанского национального исследовательского
технологического университета, СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова и др.) в подготовке студентов в условиях современной цифровой
образовательной среды:
- технический компонент направлен на создание бесперебойного высокоскоростного интернета, обогащение образовательного процесса новейшими информационными технологиями и ресурсами хранения и своевременного представления информации, создание службы информационной безопасности;
- содержательный компонент дает возможность педагогу моделировать процесс обучения в цифровой образовательной среде, а обучающимся использовать ИКТ при выполнении лабораторных и практических работ, курсовых работ и проектов и пр.;
- учебно-методический компонент направлен на обогащение информационно-методической поддержки образовательного процесса, модернизацию методики преподавания с применением цифровых технологий, использование асинхронных и синхронных средств дистанционного обучения; использование социальных сетей и цифровых баз данных в процессе обучения; мониторинг образовательного процесса;
- организационный компонент включает технологии, позволяющие управлять образовательным процессом.
Подготовка квалифицированных и компетентных бакалавров и магистров, способных эффективно выполнять
профессиональную деятельность в условиях цифровых сообществ составляет приоритетную задачу современных вузов [12]. Применение цифровых технологий и ресурсов в комплексе с традиционными дидактическими средствами может существенно повысить эффективность профессиональной подготовки обучающихся вуза. В связи с этим мы рассмотрели потенциал цифровой образовательной среды вуза для продуктивного формирования проектировочной компетентности бакалавров автодорожного строительства.
В процессе исследования мы исходили из предположения о том, что ЦОС обладает возможностями для повышения эффективности усвоения обучающимися проектировочных и инженерных знаний и умений в области дорожного строительства; для сокращения времени обучения, обеспечения
многовариантного и интерактивного характера образовательного процесса; автоматизации процессов управления обучением, оперативности и объективности контроля овладения обучающимися проектировочными знаниями и умениями, развития творческого, креативного, логического мышления и коммуникативных способностей будущих бакалавров
автодорожного строительства.
Применительно к бакалавру автодорожного строительства требования к владению проектировочной компетентностью в условиях цифровизации отражены в образовательных и профессиональных стандартах:
- в ФГОС ВО по направлению подготовки строительство 08.03.01 выделена общепрофессиональная компетенция ОПК 6 -Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов,
участвовать в проектной подготовке, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных средств;
- в проекте профессионального стандарта во многих трудовых действиях специалиста проектирования автомобильных дорог обозначены знания профессиональных компьютерных программных средств для контроля сроков подготовки проектной продукции по автомобильным дорогам; технологии информационного моделирования при подготовке проектной продукции по автомобильным дорогам; профессиональных компьютерных программных средств для выполнения работ при подготовке проектной продукции по автомобильным дорогам; средств
Цифровая образовательная среда Волжского филиала МАДИ функционирует в рамках законодательства РФ. У всех участников образовательного процесса имеется
неограниченный доступ к высокоскоростному проводному и беспроводному интернету, к информационным каналам локальной внутренней сети, официальному веб-сайту головного вуза ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» (http://
http://www.vf.madi.ru). В целях систематизации и автоматического управления процессом подготовки бакалавров автодорожного строительства учебно-методический отдел вуза и
коммуникации и автоматизированной обработки информации, применяемых при подготовке проектной продукции по автомобильным дорогам, а также умения применять информационно-коммуникационные технологии при подготовке проектной продукции по автомобильным дорогам; применять профессиональные компьютерные программные средства для подготовки проектной продукции по автомобильным дорогам; применять профессиональные компьютерные программные средства для контроля сроков подготовки проектной продукции по автомобильным дорогам.
С учетом обозначенных требований в Волжском филиале МАДИ создана высоко насыщенная цифровая образовательная среда, см. рисунок 1.
деканаты пользуются современным комплексом программ по ускорению электронного документооборота, повышению оперативного контроля выполнения работ, автоматизации расчета учебной нагрузки, составлению расписания, проведению различных видов тестирования как в электронном, так и в бумажном виде, мониторингу и анализу успеваемости, учету и ведению личных дел студентов, обеспечению доступной информацией каждого сотрудника и т.д.
В рамках реализации основной образовательной программы по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» себя зарекомендовала система электронного обучения
Рисунок 1. - Цифровая образовательная среда Волжского филиала МАДИ
Moodle, размещенная на веб-сайте Волжского филиала МАДИ. В рамках теоретической подготовки студенты в данной системе могут самостоятельно изучить авторские рабочие программы, учебно-методические пособия по всем видам занятий и практик, видеозаписи, аудиозаписи и дополнительные материалы по всем дисциплинам направления подготовки строительства автомобильных дорог, а также пройти онлайн курсы по дополнительным дисциплинам. В завершение обучения студенты проходят интернет тестирование, что позволяет определить уровень освоения учебного материала. В процессе обучения в системе Moodle происходит углубленное изучение теоретического материала, развитие самостоятельности обучающихся, их познавательных навыков, усидчивости и обучаемости.
В системе Moodle студенты формируют свои веб-портфолио, в которых хранятся учебные, творческие и научно-исследовательские работы и проекты студента, его достижения в учебной, социальной и профессиональной деятельности в виде грамот, дипломов, сертификатов и т.д. Веб-портфолио студента позволяет отслеживать индивидуальные достижения, проводить мониторинг динамики формирования профессионально-значимых качеств личности, компетенций и компетентностей, опыта проектировочной деятельности. Итоговым результатом веб-портфолио бакалавра автодорожного строительства является составление резюме или характеристики для трудоустройства студента, получения различных стипендий, участия в конкурсах и дальнейшего продолжения образования.
Преподаватели Волжского филиала МАДИ ежегодно повышают уровень цифровой грамотности, совершенствуют педагогическое и инженерное мастерство в системе Moodle на базе Волжского филиала МАДИ с приглашением сторонних организаций и в других учебных учреждениях. В данной системе созданы онлайн-курсы по повышению квалификации и профессиональной переподготовке
преподавателей.
Однако, у системы Moodle, как и у многих других программ, есть свои недостатки (из-за скудных функциональных возможностей приходится дополнительно платно устанавливать и настраивать модули, процесс загрузки тестов является излишне трудоемким, даже при регистрации на данной системе студенты сталкиваются с затруднениями при просмотре и выборе подходящих им онлайн-курсов, ограничение объема загружаемых материалов и
т.д.), поэтому при дистанционном обучении в практике вуза себя зарекомендовали синхронные программы электронного обучения: Zoom, Microsoft Teams. Для тесного взаимодействия между студентами и преподавателями используются различные мессенджеры и электронная почта.
Подготовке бакалавров автодорожного строительства к проектной деятельности способствуют компьютерные классы,
обеспеченные высокоскоростным интернетом, новейшей компьютерной техникой,
программным обеспечением общего пользования (Windows, Linux, Kaspersky, MS Office Professional, MyTestXPro и др.) и системами автоматизированного инженерного расчета и проектирования (AutoCAD, AutoCAD Civil 3D, КОМПАСА, ЛИРА-САПР Сметару, «ГРАНД-Смета» и др.). Введение инженерных компьютерных программ в учебный процесс позволяет найти решение ряда проблем в формировании проектировочной компетентности у бакалавров автодорожного строительства:
- уменьшить трудоемкость процесса выполнения графической части проекта автомобильных дорог, технико-экономических показателей проектных решений;
- раннее внедрение инженерных программ в процесс изучения учебных дисциплин позволяет совершенствовать и закреплять у бакалавров автодорожного строительства навыки 2d и 3d моделирования, навыки работы с инженерной библиотекой программ;
- ускорить учебный процесс проектирования.
Студенты имеют возможность
самостоятельно изучать дополнительный материал в электронно-библиотечной системе как удаленно вне института, так и в компьютерных классах и электронном читальном зале. Электронно-библиотечная система представляет собой полнотекстовые методические и учебные пособия, учебники и др., электронный каталог полнотекстовой электронной библиотеки вуза. В настоящее время Волжский филиал МАДИ сотрудничает с электронно-библиотечными системами «Лань», «ZNANIUM.COM», «Университетская библиотека онлайн», BOOK.ru и др.
Большое внимание при подготовке бакалавров автодорожного строительства уделяется традиционным занятиям с применением презентаций с использованием проекционного оборудования, а также интерактивных досок, что позволяет увеличить скорость подачи наглядного материала, повысить уровень восприятия студентами лекционного и
практического материалов дисциплин; повышается мотивация и активность студентов.
Заключение. Проведенная исследовательская работа позволяет заключить, что создание цифровой образовательной среды в Волжском филиале МАДИ на всех этапах подготовки бакалавров автодорожного строительства способствует формированию умственных, творческих, коммуникационных способностей и проектировочной компетентности. Как показало наблюдение за образовательным процессом, эффективной составляющей цифровой образовательной среды, используемой в Волжском филиале МАДИ, являются инженерные продукты системы
автоматизированного проектирования,
электронные учебно-методические материалы преподавателей, в том числе рабочие программы дисциплин для дистанционной формы обучения, оборудованные компьютерные классы с высокоскоростным интернетом и другими
коммуникационными ресурсами, программы мониторинга успеваемости студентов дорожного строительства. Использование в учебном процессе цифровых технологий и ресурсов позволяет скорректировать учебный процесс, мотивировать бакалавров автодорожного строительства к изучению дисциплин, активизировать проектную деятельность студентов в учебных, учебно-профессиональных и социальных проектах, проводить дистанционное обучение студентов и различные конференция, контролировать и оценивать качество процесса формирования знаний, умений, навыков и способностей у бакалавров автодорожного строительства. Дальнейшее направление исследований видится нам в выявлении педагогических условий реализации потенциала цифровой образовательной среды вуза как фактора формирования проектировочной компетентности у бакалавров автодорожного строительства.
1. Барахсанова Е.А Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде / Е.А. Барахсанова, А.И. Данилова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т.7. -№4 (25). - С. 38-40.
2. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: Инноватор, 1995. - 58 с.
3. Гочияева М.Д. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 09.03.03 - «Прикладная информатика» / М.Д. Гочияева, Т.Г. Везиров // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №2 (81). - С. 318-320.
4. Ельцова О.В. К вопросу о понятии цифровой грамотности / О.В. Ельцова, М.В. Емельянова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2020. - №1 (106). - С. 155 -160
5. Каракозов С.Д. Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного университета / С.Д. Каракозов, Р.С. Сулейманов, А.Ю. Уваров // Наука и школа. J 2014. 1_' С. 69-83.
6. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании [Электронный ресурс] / Н.Ш Козлова // Вестник Майкопского технологического университета. - 2019. - Режим доступа: https://cyberlemnka.rUartide/n/tsifrovye-tehnologи-v-obrazovanii/viewer
7. Кушнир М. По следам манифеста о цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] / М. Кушнир. - 2017. - Режим доступа: http://www.edutainme.ru/post/manifesto-upd/.
8. Кущев Н.Б. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России / Н.Б. Кущев, В.И. Терехова // Проблемы современной экономики. - 2018. - С. 194.
9. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании /
B.Г. Лапин // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - №1 (21). -
C. 55-59.
10. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды -Коллективная монография [Электронный ресурс]: И.В. Авадаева [и др.]. - Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018. - Режим доступа: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf.
11. Мироненко Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура [Электронный ресурс] / Е.С. Мироненко // Социальное пространство. - 2019. -№ 4 (21). - Режим доступа: Ы1р://8оаа1а1еа-journal.ru/artide/28318.
12. Михалева О.В. Формирование компетентности в области межкультурной коммуникации у будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ольга Владимировна Михалева. -Москва. - 2019. - 187 с.
13. Морозов А.В. Современные тенденции развития цифрового образования: «За» и «Против» / А.В. Морозов // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. - 2020. - С. 673-674.
14. Никифоров И.И. Информационная активность будущего инженера в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] / И.И. Никифоров // Образовательный вестник «Сознание». - 2019. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/informatsionnaya-
aktivnost-buduschego-inzhenera-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede/viewer
15. Общественный совет при Минобрнауке России обсудил уроки пандемии [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4= 2777
16. Пономарева М.Н. Доступность профессионального образования и рынок трудовых ресурсов / М.Н. Пономарева // Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - № 3(19). - С. 63-69.
17. Стрекалова Н.Б. Средовой подход как фактор формирования информационно-коммуникационной
Referen
1. Barakhsanova E.A. Implementation of e-learning in the digital educational environment / E.A. Barakhsanova, A.I. Danilova // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2018. - T. 7. - № 4(25). - S. 38-40.
2. Gazman O.S. Pedagogical support of children in education as an innovative problem / O.S. Gazman // New values of education: ten concepts and essays. - M.: Innovator, 1995. - 58 p.
3. Gochiyaeva M.D. The digital educational environment of the university as a condition for the formation of research competencies of future bachelors in the field of training 03/09/03 - "Applied Informatics" / M.D. Gochiyaeva, T.G. Vezirov // World of Science, Culture, Education. - 2020. - № 2(81). - S. 318-320.
4. Yeltsova O.V. On the question of the concept of digital literacy / O.V. Eltsova, M.V. Emelyanova // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. I. Ya. Yakovleva. - 2020. - № 1(106). - S. 155-160.
5. Karakozov S.D. Guidelines for the development of the digital educational environment of the Moscow Pedagogical State University / S.D. Karakozov, R.S. Suleimanov, A.Yu. Uvarov // Science and school. - 2014. -S. 69-83.
6. Kozlova N.Sh. Digital technologies in education [Electronic resource] / N.Sh Kozlova // Bulletin of the Maikop Technological University. - 2019. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii/viewer
7. Kushnir M. In the footsteps of the manifesto on the digital educational environment [Electronic resource] / M. Kushnir. - 2017. - Access mode: http://www.edutainme.ru/post/manifesto-upd/
8. Kushchev N.B. Modern digital educational environment in higher education in Russia / N.B. Kushchev, V.I. Terekhova // Problems of modern economics. - 2018. - P. 194.
9. Lapin V.G. Digital educational environment as a condition for ensuring the quality of student training in secondary vocational education / V.G. Lapin // Innovative development of vocational education. - 2019. - № 1(21). -S. 55-59.
10. Methodological foundations for the formation of a modern digital educational environment - Collective monograph [Electronic resource]: I.V. Avadaev [and others]. - Nizhny Novgorod: NOO "Professional Science",
компетентности студентов гуманитарных
специальностей: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Наталья Борисовна Стрекалова. - Самара. - 2009. - 24 с.
18. Федорова И.А. Формирование компетентности бакалавров педагогики в области применения цифровых технологий в профессиональной деятельности / И.А. Федорова, Е.Г. Хрисанова, Г.Г. Тенюкова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - №3 (140). - С. 58-63.
19. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
ces:
2018. - Access mode: http://scipro.ru/ confmonographeeducation-1.pdf
11. Mironenko E.S. Digital educational environment: concept and structure [Electronic resource] / E.S. Mironenko // Social space. - 2019. - № 4(21). - Access mode: http://socialarea-journal.ru/article/28318
12. Mikhaleva O.V. Formation of competence in the field of intercultural communication among future bachelors in a digital educational environment: dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Olga Vladimirovna Mikhaleva. - Moscow. -
2019. - 187 p.
13. Morozov A.V. Modern trends in the development of digital education: "For" and "Against" / A.V. Morozov // Greater Eurasia: Development, Security, Cooperation. -
2020. - S. 673-674.
14. Nikiforov I.I. Information activity of the future engineer in the digital educational environment [Electronic resource] / I.I. Nikiforov // Educational bulletin "Consciousness". - 2019. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-aktivnost-buduschego-inzhenera-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede/viewer
15. Public Council under the Ministry of Education and Science of Russia discussed the lessons of the pandemic [Electronic resource]. - 2020. - Access mode: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2777
16. Ponomareva M.N. Availability of vocational education and the labor market / M.N. Ponomareva // Innovative development of vocational education. - 2018. -№ 3(19). - S. 63-69.
17. Strekalova N.B. The environmental approach as a factor in the formation of information and communication competence of students of humanitarian specialties: dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Natalya Borisovna Strekalova. -Samara. - 2009. - 24 p.
18. Fedorova I.A. Formation of competence of bachelors of pedagogy in the field of application of digital technologies in professional activity / I.A. Fedorova, E.G. Khrisanova, G.G. Tenyukova // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. - № 3(140). - S. 58-63.
19. Yasvin V.A Educational environment: from modeling to design / V.A. Yasvin. - M.: Smysl, 2001. - 365 p.
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования