УДК 378.147.88 В01 10.37972/сЬдри.2021.111.2.017
Л. Г. Васильева1, Г. А. Александрова1, Е. М. Литвинова
К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Чувашский государственный университет гшениИ. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В основе деятельностной парадигмы образования, в отличие от знаниевой, лежат такие ключевые понятия, как «компетенция», «компетентность». При этом акцент делается не только на фундаментальности образования, но и прежде всего на развитии личности, ее способности ориентироваться в потоке информации и самостоятельно приобретать ее. Соответственно, основным направлением в реализации образовательных программ вузов является формирование способности выпускников эффективно действовать в различных жизненных ситуациях, опираясь на полученные знания, навыки и умения.
В условиях интеграции образования это находит прямое отражение в изменении требований к подготовке специалистов. Система подготовки переходит на прогностически опережающую основу, соответственно, традиционные подходы, когда в качестве основной цели рассматривалось приобретение знаний, в нынешних условиях претерпевают значительные изменения.
Если перевести это в плоскость сегодняшних требований к подготовке специалиста, то предполагается, что в современной образовательной организации процесс обучения должен приобретать характер инициативной деятельности обучающихся, без совокупности черт самостоятельности нельзя подготовить активную личность, специалиста, необходимого современной рыночной экономике. В этой связи значимость самостоятельной работы в профессиональном образовании, несомненно, значительно повышается.
Ключевые слова: самостоятельная работа, мотивация, самообразование, личностное и профессиональное развитие, инициативная деятельность обучающихся.
L. G. Vasilyeva1, G. A. Aleksandrova1, E. M. Litvinova2
ON THE ISSUE OF STUDENTS' READINESS TO CARRY OUT INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITIES
'i. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia 2I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia
Abstract. The activity-based paradigm of education, in contrast to the knowledge-based one, is based on such key concepts as "competence" and "expertise". At the same time, the emphasis is not only on the fundamental nature of education, but primarily on the development of the individual, ability to navigate the flow of information and independently acquire it. Accordingly, the main direction in the implementation of educational programs of universities is the formation of the ability of graduates to effectively act in various life situations basing on the acquired knowledge, skills and abilities.
In the context of the integration of education, this is directly reflected in the changing requirements for the training of specialists. The training system is moving to a prognostically advanced basis, respectively, the traditional approaches (when the main goal was the acquisition of knowledge) are undergoing significant changes in the current conditions.
If one translates this into the plane of today's requirements for the training of a specialist, it suggests that in a modern educational organization, the learning process should acquire the character of an initiative activity of students, without a set of features of independence, it is impossible to prepare an active person, a specialist necessary for a modern market economy. In this regard, the importance of independent work in professional education undoubtedly significantly increases.
Keywords: independent work, motivation, self-education, personal and professional development, initiative activity of students.
Введение. В статье рассматривается вопрос о готовности студентов первого курса к осуществлению самостоятельной деятельности как неотъемлемого компонента учебного процесса.
В соответствии с деятельностным подходом в образовательном процессе центральным элементом выступает студент как субъект. При этом определяющая роль в субъект-ности связана с активной позицией студента, с его способностью к самопознанию, самоконтролю и самооценке, то есть к наличию навыков и умений самоорганизации в учебной деятельности [2].
Более того, активная позиция выпускника вуза выступает одним из определяющих требований со стороны работодателей. Так, в исследовании, проведенном Е. В. Литвиновой, Е. М. Литвиновой, выявлено, что преобладающее большинство работодателей Чувашской Республики отдают предпочтение молодым специалистам, готовым и способным к дальнейшему обучению, способным воспринимать новую информацию и развивать новые идеи [4].
Вместе с тем значительная роль в достижении успеха в профессиональной деятельности определяется эмоциональным и социальным интеллектами как способностью эффективного взаимодействия с другими людьми.
На современном этапе важным условием становится не передача большого количества конкретных предметных знаний в рамках отдельных дисциплин, а формирование таких универсальных способов действий, которые помогут обучающимся развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1].
В целом данной теме посвящен ряд работ [9], [5], [6], [10]. Таким образом, активная позиция студента, способность к самоорганизации в учебном процессе не только лежат в основе успешной учебной деятельности и овладения необходимыми компетенциями, но и во многом определяют результативность трудоустройства и дальнейшего профессионального роста.
Цель нашего исследования - изучить готовность студентов-первокурсников к осуществлению самостоятельной деятельности в ходе учебного процесса.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что современные реалии развития общества предъявляют высокие требования к наличию у личности активной жизненной позиции, самостоятельности, способности к самоорганизации, способности работать с большим объемом быстро меняющейся информации и оперативно решать различные проблемы как профессионального, так и социального спектра [8].
Воплощение данного стратегического вектора в современные реалии предполагает, что в современной образовательной организации процесс обучения должен приобретать характер инициативной деятельности обучающихся, поскольку без совокупности черт самостоятельности нельзя подготовить активную личность, специалиста, необходимого современной рыночной экономике. В этой связи роль самостоятельной работы в профессиональном образовании, несомненно, значительно повышается.
Значимость исследования обусловлена тем, что доля самостоятельной учебной деятельности студентов в образовательном процессе неуклонно растет и на первый план выходит личностно ориентированная технология обучения и образования в целом, т. е. осуществляется переход от парадигмы обучения к парадигме образования.
«Таким образом, способность к самостоятельной учебной деятельности выступает в качестве одного из важнейших аспектов субъектности студента, а также условия успешности будущего специалиста на рынке труда. Следовательно, готовность к самостоятельной учебной деятельности следует рассматривать как важнейшую составляющую современного образовательного процесса» [3, с. 2].
Самостоятельная работа студентов в соответствии с ФГОС представляет обязательный компонент образовательного процесса. Именно в результате самостоятельной работы у студентов формируются навыки анализа, осмысления и углубленного изучения учебного материала. Самостоятельная работа позволяет формировать необходимые как общекультурные, так и профессиональные компетенции, развивает способность к исследовательской деятельности. Самостоятельная работа выступает в качестве основы обучения в вузе [4].
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» внеаудиторный объем работы определяется организацией [7]. Так, удельный вес самостоятельной работы студента очной формы обучения обычно составляет до 50 % от количества аудиторных часов, отведенных на изучение дисциплины, а в заочной форме количество часов, отведенных на освоение дисциплины, увеличивается до 90 %. В связи с увеличением доли часов на самостоятельную работу при реализации образовательных программ существенно возрастает роль самостоятельной работы студентов.
Исходя из этого, готовность, способность, мотивация самого студента к самостоятельной работе является значимым аспектом, поскольку позволяет наполнить учебную деятельность профессиональным смыслом, а также является фактором, определяющим его саморазвитие.
Материал и методы исследования. Изучение научной литературы в области исследуемой проблемы, анализ опыта отечественных вузов по данному вопросу, сравнительный анализ.
В исследовании приняли участие студенты первого курса физико-математического и технолого-экономического факультетов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, обучающиеся по педагогическим направлениям подготовки в количестве 66 человек. Анкетирование проводилось в период с 22 марта по 02 апреля 2021 года.
Цель анкетирования - изучить готовность студентов-первокурсников к осуществлению самостоятельной деятельности.
Задачи исследования:
- выявить мотивационную готовность студентов к выполнению самостоятельной работы;
- выявить готовность студентов к выполнению самостоятельной работы;
- определить, какие формы работы используют студенты при организации самостоятельной работы.
Результаты исследования и их обсуждение. Самостоятельная работа студентов выступает основой учебного процесса в вузе, эффективное выполнение которой требует от студентов определенных умений и навыков: планирования, постановки цели, выбора методов для решения задач и т. п. Однако самообразование во многом зависит от восприятия студента своей будущей профессии и готовности к самостоятельному обучению для последующей профессиональной самореализации. В связи с этим при проведении данного исследования мы предприняли попытку изучить как стремление обучающихся к осуществлению самостоятельной учебной деятельности, так и использование различных форм организации самостоятельной работы и самоорганизации учебной деятельности студентов.
На вопрос, воспринимаете ли вы свою будущую профессию как ценность, которая является возможностью обеспечить вам достойную жизнь, достаточно большой процент студентов (56 %) ответили отрицательно, при этом отметили значимость получения высшего образования как такового.
На вопрос, что являлось для вас мотивирующим фактором при поступлении в вуз, студенты факультета ТЭФ (53 %) отметили большую выраженность внутренней мотивации, когда как студенты факультета ФМФ (41 %) - наличие внешней мотивации. Данные по опросу о мотивирующих факторах приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты, полученные в ходе изучения мотивации
Факультет Преобладает внутренняя Преобладает внешняя Отсутствует
мотивация поступления мотивация поступления доминирующии мотив
в вуз в вуз учебной деятельности
Абс. % Абс. % Абс. %
ФМФ 20 39 21 41 10 20
ТЭФ 8 53 3 20 4 27
Данные таблицы 1 иллюстрируются графиками (рис. 1, 2, 3).
Рис. 1. Результаты, полученные в ходе изучения мотивации получения образования у бакалавров
Рис. 2. Результаты, полученные в ходе изучения мотивации учения у бакалавров
Рис. 3. Результант, полученные в ходе изучения мотивации у бакалавров
Несмотря на одно УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), выявлена более выраженная внутренняя мотивация учебной деятельности. Такие студенты более активны не только на учебных занятиях, но и в самостоятельном приобретении научных знаний, выполнении творческих работ, создании проектов. Вместе с тем, доминирование внутренней мотивации учения влияет на сознательное отношение к общеобразовательным и профильным учебным предметам.
Следующий вопрос был направлен на изучение отношения студентов к самостоятельной работе как возможности личностного и профессионального роста.
На вопрос, является ли для вас самостоятельная работа дополнительной возможностью овладения профессиональными знаниями, преобладающее большинство студентов (59 %) отметили высокий потенциал самостоятельной работы как возможности профессионального обогащения (рис. 4).
Далее был предложен вопрос на определение готовности студентов к самостоятельной работе в процессе учебной деятельности.
■ Да
■ Нет
Рис. 4. Результаты, полученные в ходе изучения самостоятельной работы как возможности личностного и профессионального роста
■ не готов заниматься внеуадиторной самостоятельной работой(перечислить причины)
■ готов выполнять самостоятельную работу, поскольку это способствует углублению знаний
Рис. 5. Результаты, полученные в ходе изучения готовности к самостоятельной работе
На вопрос, готовы ли студенты к выполнению самостоятельной работы в процессе учебной деятельности, преобладающее большинство (62 %) ответили отрицательно (рисунок 5).
Таким образом, несмотря на то что студенты видят потенциал самостоятельной работы как возможности профессионального обогащения в процессе обучения, при этом большинство из них не готовы заниматься данным видом учебной деятельности. Это противоречие позволяет сделать вывод о том, что студенты не имеют достаточного опыта самостоятельной работы, не владеют методиками работы, навыками самоорганизации и т. п.
На вопрос, какие формы внеаудиторной самостоятельной работы вы используете (реферат, эссе, курсовой проект, конспектирование, составление глоссария, кейс-задание, составление тематического портфолио работ, информационный поиск, использование инфографики, разработка мультимедийной презентации, построение сводной обобщающей таблицы, использование граф-схем), преобладающее большинство студентов обоих факультетов отметило такие традиционные формы, как: реферат ФМФ (98 %), ТЭФ (100 %); конспектирование ФМФ (73 %), ТЭФ (93 %); составление глоссария ФМФ (57 %), ТЭФ (73 %); информационный поиск ФМФ (98 %), ТЭФ (100 %); разработку мультимедийной презентации ФМФ (100 %), ТЭФ (100 %).
В то же время студенты недостаточно владеют такими формами самостоятельной работы, как: эссе ФМФ (6 %), ТЭФ (13 %); курсовой проект ФМФ (6 %), ТЭФ (7 %); кейс-задание ФМФ (25 %), ТЭФ (13 %); составление тематического портфолио работ ФМФ (6 %), ТЭФ (27 %); использование инфографики ФМФ (18 %), ТЭФ (7 %); построение сводной обобщающей таблицы ФМФ (37 %), ТЭФ (13 %); использование граф-схем ФМФ (14 %), ТЭФ (20 %).
Исходя из проведенного исследования можно констатировать, что среди студентов первого курса физико-математического и технолого-экономического факультетов, обучающихся на педагогических направлениях, достаточно значителен процент обучающихся, владеющих традиционными формами организации внеаудиторной самостоятельной работы (см. таблицу 2), однако этих форм недостаточно для эффективной самостоятельной работы.
Таблица 2
Результаты, полученные в ходе изучения форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Формы внеаудиторной самостоятельной работы ФМФ ТЭФ
Абс. % Абс. %
Реферат 50 98 15 100
Эссе 3 6 2 13
Курсовой проект 3 6 1 7
Конспектирование 37 73 14 93
Составление глоссария 29 57 11 73
Кейс-задание 13 25 2 13
Составление тематического портфолио работ 3 6 4 27
Информационный поиск 50 98 15 100
Использование инфографики 9 18 1 7
Разработка мультимедийной презентации 51 100 15 100
Построение сводной обобщающей таблицы 19 37 2 13
Использование граф-схем 7 14 3 20
На вопрос, какие формы самоорганизации и самоконтроля вы используете при выполнении самостоятельной работы, преобладающее большинство студентов выделили планирование ФМФ (53 %), ТЭФ (60 %); самоанализ ФМФ (59 %), ТЭФ (60 %); сравнение ФМФ (47 %), ТЭФ (67 %).
В то же время студентами недостаточно используются такие формы самоорганизации, имеющие отношение к самопознанию, как самохарактеристика ФМФ (20 %), ТЭФ (13 %) и самонаблюдение ФМФ (20 %), ТЭФ (40 %); самоконтроль - самокоррекция ФМФ (20 %), ТЭФ (33 %); самооценка - самоотчет ФМФ (35 %), ТЭФ (20 %).
Таблица 3
Результаты, полученные в ходе изучения форм самоорганизации выполнения студентами самостоятельной работы
Формы самоорганизации выполнения самостоятельной работы ФМФ ТЭФ
Абс. % Абс. %
Самохарактеристика 10 20 2 13
Самонаблюдение 10 20 6 40
Планирование 27 53 9 60
Самокоррекция 10 20 5 33
Самоанализ 30 59 9 60
Сравнение 24 47 10 67
Самоотчет 18 35 3 20
При изучении составляющих компонентов самоорганизации выполнения самостоятельной работы можно отметить, что у студентов недостаточно развиты умения и навыки самопознания и самоконтроля при самоорганизации учебной деятельности.
Выводы. Отсутствие понимания того, что выбор профессии напрямую связан с качеством жизни и является источником дальнейшего благополучия, недостаточность мотивации, а также незнание форм самоорганизации самостоятельной работы позволяют нам сказать, что студенты-первокурсники не в полной мере готовы к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.
Обучающиеся в основном знакомы с традиционными формами внеаудиторной самостоятельной работы (реферат, информационный поиск, разработка презентации), но в недостаточной мере владеют современными формами организации и самоорганизации при осуществлении самостоятельной работы. При этом у них присутствует осознание значимости самостоятельной работы как компонента, способствующего повышению качества подготовки.
В этой связи значительно меняется роль преподавателя, поскольку акценты смещаются и он становится не просто звеном, передающим определенные знания, но и стимулятором для развития самостоятельной познавательной активности студентов. Активизация самостоятельной работы должна осуществляться посредством организации учебного процесса от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.
Однако при всем этом эффективность организации самостоятельной работы в первую очередь зависит от самого студента, насколько он осознает ее значимость в процессе формирования необходимых компетенций, в процессе формирования мотивации к активной жизненной позиции, самореализации в жизни и профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабакова Т. А. Готовность обучающихся к самостоятельной учебной деятельности в высшей школе // Вестник высшей школы (Альма-матер). - 2019. - № 1. - С. 47-54.
2. ДахинД. В., Шилова О. И. Использование технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза при подготовке студентов профиля «Технология» // Перспективы науки и образования. - 2018. -№2(32).-С. 87-91.
3. Косьмин Д. В. Готовность студентов колледжа к самостоятельной учебной деятельности // Непрерывное образование: XXI век. - 2020. - № 1(29). - С. 1-14.
4. Литвинова Е. В., Литвинова Е. М. Отношение работодателей к профессиональной подготовке выпускников Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова // Высшее образование в условиях глобализации: тренды и перспективы развития : материалы XII Международной учебно-методической онлайн-конференции / под ред. А. Ю. Александрова, Е. JI. Николаева. - Чебоксары, 2020. - С. 238-243.
5. Литвинова Е. М, Максимова П. Л. Самостоятельная работа студентов как основа учебного процесса в вузе // Совершенствование системы высшего образования: опыт и перспективы : материалы VIII Международной учебно-методической конференции / под ред. А. Ю. Александрова, Е. JI. Николаева. - Чебоксары, 2016.-С. 48-51.
6. Маренго А. К. Реализация непрерывного профессионального образования в формировании культуры безопасности // Вестник РМАТ. - 2016. - № 2. - С. 66-70.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/ (дата обращения: 20.05.2021).
8. Прохорова О. П. Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. -Нижний Новгород, 2010. - 45 с.
9. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2016. - 80 с.
10. Фролова П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов // Вестник СибАДИ. - 2014. - № 1 (35). - С. 182-186.
Статья поступила в редакцию 31.05.2021
REFERENCES
1. Babakova Т. A. Gotovnost' obuchayushchihsya k samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti v vysshej shkole // Vestnik vysshej shkoly (Al'ma-mater). - 2019. - № 1. - S. 47-54.
2. Dahin D. V., Shilova О. I. Ispol'zovanie tekhnologij distancionnogo obucheniya v uchebnom processe vuza pri podgotovke studentov profilya «Tekhnologiya» // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2018. - № 2(32). - S. 87-91.
3. Kos'min D. V. Gotovnost' studentov kolledzha k samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. -2020. -№ 1(29). - S. 1-14.
4. Litvinova E. V., Litvinova E. M. Otnoshenie rabotodatelej k professional'noj podgotovke vypusknikov Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I. N. Ul'yanova // Vysshee obrazovanie v usloviyah globalizacii: trendy i perspektivy razvitiya : materialy XII Mezhdunarodnoj uchebno-metodicheskoj onlajn-konferencii / pod red. A. Yu. Aleksandrova, E. L. Nikolaeva. - Cheboksary, 2020. - S. 238-243.
5. Litvinova E. M., Maksimova N. L. Samostoyatel'naya rabota studentov kak osnova uchebnogo processa vvuze // Sovershenstvovanie sistemy vysshego obrazovaniya: opyt i perspektivy : materialy VIII Mezhdunarodnoj uchebno-metodicheskoj konferencii / pod red. A. Yu. Aleksandrova, E. L. Nikolaeva. - Cheboksary, 2016. - S. 48-51.
6. Marengo A. K. Realizaciya nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v formirovanii kul'tury bezopas-nosti // Vestnik RMAT. - 2016. - № 2. - S. 66-70.
7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 05.04.2017 № 301 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury» [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/ (data obrashcheniya: 20.05.2021).
8. Prohorova O. N. Samostoyatel'naya rabota kak faktor povysheniya kachestva professional'noj podgotovki budushchih uchitelej tekhnologii i predprinimaterstva : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Nizhnij Novgorod, 2010-45 s.
9. Samostoyatel'naya rabota studentov: vidy, formy, kriterii ocenki : uchebno-metodicheskoe posobie / pod obshch. red. T. I. Grechuhinoj, A. V. Merenkova. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural, un-ta, 2016. - 80 s.
10. Frolova P. I. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti kak osnova razvitiya uchebno-poznavatel'noj kom-petentnosti studentov // Vestnik SibADI. - 2014. - № 1 (35). - S. 182-186.
The article was contributed on May 31, 2021
Сведения об авторах
Васильева Лариса Геннадьевна - кандидат философских наук, доцент кафедры экономики, управления и права Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Александрова Галина Александровна - кандидат технических наук, доцент кафедры машиноведения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Литвинова Елена Михайловна - кандидат философских наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail:[email protected]
Author Information
Vasilyeva, Larisa Gennadyevna - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Aleksandrova, Galina Aleksandrovna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Mechanical Engineering, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Liivinova, Elena Mikhaylovna - Candidate Philosophy, Associate Professor of the Department of Social and Clinical Psychology, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]