Научная статья на тему 'Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в педагогических реалиях современного образования'

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в педагогических реалиях современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1310
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE INDEPENDENCE / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / QUALITY OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стамкулова Шолпан Ануаровна, Каргапольцева Наталья Александровна

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся является одной из важных проблем современной педагогики и образования. В условиях происходящих в мире социально-экономических изменений повысился спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, владеющую необходимой информацией и знаниями, способную принимать решения и лично отвечать за их реализацию, что существенно повышает уровень конкурентоспособности специалиста-профессионала. Авторы статьи, резюмируя взгляды известных российских и казахстанских ученых на заявленную проблему, приходят к выводу, что феномен познавательной самостоятельности представляет собой интегративное качество личности обучающихся высшей школы, в основании которого выделяются интеллектуальные способности и компетенции, связанные с готовностью и стремлением будущих специалистов к инициативному добыванию знаний в ходе обработки информации с целью продуктивного решения профессионально-ориентированных образовательных заданий и задач. Определяющая роль в этом процессе отводится развивающим возможностям современных информационных средств, ресурсов и технологий, проектным формам и методам образовательного становления личности как действительного и действенного субъекта познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS IN THE PEDAGOGICAL REALITIES OF MODERN EDUCATION

Development of cognitive independence of students is one of the important problems of modern pedagogy and education. In the conditions of the social and economic changes taking place in the world, the demand for an independent, competent, creative person, who possesses the necessary information and knowledge, is able to make decisions and personally be responsible for their implementation, which significantly increases the competitiveness of a professional professional. The authors of the article, summing up the views of prominent Russian and Kazakh scientists on the stated problem, come to the conclusion that the phenomenon of cognitive independence is an integrative quality of the personality of students in higher education, which is based on intellectual abilities and competences related to the willingness and desire of future specialists for the initiative acquisition knowledge in the course of processing information for the purpose of a productive solution of professionally-oriented educational tasks s and objectives. A decisive role in this process is given to the developing capabilities of modern information tools, resources and technologies, to design forms and methods of the educational establishment of the personality as a real and effective subject of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в педагогических реалиях современного образования»

УДК 338:37.041-052

Стамкулова Ш.А., Каргапольцева Н.А.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Е-mail: [email protected]; [email protected]

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Stamkulova Sh.A., Kargapoltseva N.A.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS IN THE PEDAGOGICAL REALITIES OF MODERN EDUCATION

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся является одной из важных проблем современной педагогики и образования. В условиях происходящих в мире социально-экономических изменений повысился спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, владеющую необходимой информацией и знаниями, способную принимать решения и лично отвечать за их реализацию, что существенно повышает уровень конкурентоспособности специалиста-профессионала.

Авторы статьи, резюмируя взгляды известных российских и казахстанских ученых на заявленную проблему, приходят к выводу, что феномен познавательной самостоятельности представляет собой интегративное качество личности обучающихся высшей школы, в основании которого выделяются интеллектуальные способности и компетенции, связанные с готовностью и стремлением будущих специалистов к инициативному добыванию знаний в ходе обработки информации с целью продуктивного решения профессионально-ориентированных образовательных заданий и задач.

Определяющая роль в этом процессе отводится развивающим возможностям современных информационных средств, ресурсов и технологий, проектным формам и методам образовательного становления личности как действительного и действенного субъекта познавательной активности.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, деятельность, компетентность, качество личности.

Development of cognitive independence of students is one of the important problems of modern pedagogy and education. In the conditions of the social and economic changes taking place in the world, the demand for an independent, competent, creative person, who possesses the necessary information and knowledge, is able to make decisions and personally be responsible for their implementation, which significantly increases the competitiveness of a professional professional.

The authors of the article, summing up the views of prominent Russian and Kazakh scientists on the stated problem, come to the conclusion that the phenomenon of cognitive independence is an integrative quality of the personality of students in higher education, which is based on intellectual abilities and competences related to the willingness and desire of future specialists for the initiative acquisition knowledge in the course of processing information for the purpose of a productive solution of professionally-oriented educational tasks s and objectives.

A decisive role in this process is given to the developing capabilities of modern information tools, resources and technologies, to design forms and methods of the educational establishment of the personality as a real and effective subject of cognitive activity.

Key words: cognitive independence, activity, competence, quality of personality.

В динамичном формате социально-экономических изменений, происходящих в мире, существенно повышается спрос на инициативную, творческую личность, способную к деятельной адаптации к изменяющимся требованиям жизни и профессии, к приобретению и усвоению новых знаний.

Тем самым объективно возрастает значимость процесса формирования профессиональных компетенций личности обучающихся высшей школы, содействующих повышению их конкурентоспособности, направленному развитию познавательных способностей, которые

наиболее успешно формируются при эффективной организации процесса познавательной самостоятельной деятельности студентов.

По вопросам, связанным с развитием познавательной самостоятельности обучающихся, накоплен определенный фонд теоретико-методологических и прикладных знаний.

Российские и казахстанские ученые рассматривают проблему развития познавательной самостоятельности личности в образовательном процессе высшей школы как социально важную и гуманитарно значимую, предлагая различные пути ее решения.

Прежде всего это касается рассмотрения содержательно-сущностных характеристик исследуемого феномена в развивающей плоскости образовательно-педагогического опосредования.

Известные российские педагоги-дидакты

[1]-[3] считали, что познавательная самостоятельность обучающегося проявляется в умении быстро и эффективно решать учебные задачи и в своем развитии тесно связана с совершенствованием учебной деятельности, желанием заниматься самостоятельно и формированием соответствующих навыков, а также с развитием самостоятельности как важнейшей характеристики подлинного субъекта учения, проявляемой в способности к произвольной напряженности усилий по достижению познавательных целей.

Как отмечал Б.П. Есипов [1, с. 15], «включаемая в процесс обучения» самостоятельная работа учащихся, выполняемая «без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время» и побуждающая их к «сознательному достижению поставленной в задании цели», является важнейшим педагогическим средством развития познавательной самостоятельности школьников. Направленное развитие познавательной самостоятельности, по мнению М.Н. Скаткина

[2], оказывает позитивное влияние на развитие познавательных интересов обучающихся, более глубокое усвоение ими программного материала, обретение умений и навыков решения нестандартных задач практического характера, становление готовности к самообразованию и творческой деятельности. Согласно точке зрения Е.Я. Голанта [3], познавательная самостоятельность как структурный компонент учения способствует развитию самостоятельного мышления обучающихся.

В этой связи для нашего исследования является значимой теоретическая позиция М.И. Махмутова, который рассматривал познавательную самостоятельность как «совокупность интеллектуальных способностей учащегося и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться» [4, с.18], добывать знания, а также точка зрения Н.А. Половниковой [5], определяющей исследуемый феномен как готовность школьника к быстрому овладению знаниями. Характерно, что степень сформиро-

ванность у обучающихся такого качества личности, как самостоятельность, проявляемую в «умении и потребности учиться», «самостоятельно использовать различные источники знаний», П.И. Пидкасистый обосновывал в статусе важнейшего показателя профессионального мастерства учителя [6, с. 9].

Как отмечает Т.В. Минакова [7], подлинная познавательная самостоятельность студента, существенно повышающая уровень его образовательной деятельности, опирается на развитые интеллектуальные умения и компетенции, связанные с воспроизводством, созиданием и творческим применение знаний.

Некоторые российские исследователи рассматривают познавательную самостоятельность как вид деятельности, другие - как качество личности.

Анализируя обозначенную точку зрения Т.И. Шамова [8] отмечает, что выделенные стороны нельзя рассматривать отдельно друг от друга, поскольку развитие познавательной самостоятельности личности возможно только в активном стремлении обучаемого самому овладеть знаниями и одновременно способами деятельности, адекватной этому процессу.

Деятельностную природу познавательной самостоятельности учащихся, осуществляемую на основе интеграции знаний и действий в личностно-ориентированном обучении, обосновывает, в частности, Г.Я. Шишмаренкова [9].

Тем самым познавательная самостоятельность личности, с одной стороны, реализуется через познавательную активность субъекта учения, которая в другом отношении выступает педагогически значимым фактором ее деятельного становления и развития.

В интегративном ракурсе понимания, актуализирующем временные и личностные атрибуции деятельного субъекта познания, познавательная активность рассматривается Т.И. Шамовой как «качество деятельности» ученика, проявляемое в самостоятельности его отношения к «содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [8, с. 5]. Ученый считает, что наиболее важными, «магистральными» средствами пе-

дагогической инструментовки этого процесса являются «проблемное обучение» и «самостоятельная работа», поскольку «проблемность лежит в основе познавательной активности», тогда как самостоятельная работа выступает «формой реализации проблемного обучения» [8, с. 79]. Именно в продуктивной плоскости проблемного обучения обретаются «обобщенные знания», играющие важную роль в становлении когнитивных ориентиров самостоятельной познавательной деятельности учащихся (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) [10], [11].

Тем самым отношении познавательная активность определяется в статусе качественной характеристики обучаемого, проявляемой в умении действовать самостоятельно, целеустремленно, находить адекватные пути достижения поставленных целей (В.И. Лозовая) [12] и, будучи соотнесенной с «внутренним волеизъявлением» личности как подлинного субъекта интеллектуальных усилий, выступает определяющим признаком становящейся познавательной самостоятельности студента (А.А. Рабаданова) [13, с. 23].

В этой связи Я.Н. Носикова [14] выделяет в становящейся динамике содержания понятия «познавательная самостоятельность» такие значимые для нашего исследования интегративные ракурсы субъективной интерпретации, как «потребность», «способность», «стремление», «направленность», «интеллектуальные умения», «стабильный познавательный интерес».

Таким образом, познавательная самостоятельность рассматривается многими российскими учеными, во-первых, как качество личности, которое выражается в способности обучаемого организовывать свою деятельность для решения новых познавательных задач и, во-вторых, как особая компетенция, связанная с процессом овладения знаниями и способами деятельности познания, с готовностью самому решать соответствующие задачи, определяя цели, способы, стратегии исследовательского поиска в когнитивных реалиях и ценностных ориентирах продуктивной рефлексии.

В педагогическом отношении здесь особая значимость принадлежит личностно развивающим возможностям современных информационных технологий (В.А. Садова) [15], выступающих неотъемлемой составляющей многогранного

процесса гуманитарной трансформации образовательной среды (Н.А. Каргапольцева) [16] и представляющих критически важное условие эпистемического развития личности современного студента в проектно-образовательной парадигме российской высшей школы (И.Н. Чарикова, С М. Каргапольцев) [17], [18].

В исследовательском рассмотрении обозначенной тематики казахстанские ученые-педагоги исходят из того, что познавательная самостоятельность как важная интеллектуальная способность обучающихся реализуется и развивается в деятельности, обращенной к постижению окружающего мира и самого себя. Анализ приведенных работ показывает значимость и актуальность данной проблемы в педагогической науке Республики Казахстан.

Так, например, Ж.А. Караев предлагает с целью повышения уровня самостоятельности познавательной деятельности обучающихся опираться на информационные возможности компьютерных технологий и ресурсов [19].

Значимую роль самостоятельности как интегративного качества личности в формировании познавательной активности и поисково-познавательной деятельности студентов обосновывает Р.С. Омарова [20, с. 12], предлагая использовать в образовательном процессе технологии проблемного обучения, элементы научно-исследовательского поиска, современные технические и информационные средства обучения, творческие задания, игры, задачи. Дидактические возможности активного обучения в развитии самостоятельности как базовой мыслительной способности студента «ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу, находить подход к ее решению» раскрывает А.Б. Мырзабаев [21].

Процесс совершенствования познавательной деятельности студентов основывается на эффективном использовании дидактической системы методов и форм обучения. Обобщая способы совершенствования познавательной самостоятельности студентов при подготовке будущих учителей физики, М. Курманов считает, что «вовлечение студентов в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность на занятиях обеспечивает формирование у них самостоятельной позиции в обучении» [22, с. 9]. Наиболее эффективные методы развития позна-

вательной самостоятельности студентов на лекционных, практических занятиях, а также в ходе самостоятельной работы по дисциплине «Математика» анализирует А.Е. Абылкасымова [23].

Тем самым казахстанские ученые рассматривают развитие познавательной самостоятельности обучающихся - школьников и студентов - прежде всего в образовательно-педагогической плоскости формирования готовности и способности обучающихся к самостоятельному, критическому мышлению, к непрерывной интенсивного общего интеллектуального становления личности.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, феномен познавательной самостоятельно-

сти следует рассматривать в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристику деятельности обучающихся в конкретной учебно-образовательной ситуации и как черту личности. На основе анализа научных взглядов российских и казахстанских на проблему развития познавательной самостоятельности обучающихся можно констатировать, что познавательная самостоятельность - это продуктивное, деятельное качество личности, в основании которого выделяются интеллектуальные способности и компетенции, связанные с готовностью и стремлением к инициативному получению знаний для решении различных учебно-образовательных заданий и задач.

19.11.2017

Список литературы:

1. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.

2. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1980. - 344 с.

3. Голант, Е.Я. Методы обучения в советской школе / Е.Я. Голант. - М.: ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1957. -207 с.

4. Махмутов, М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии / М.И. Махмутов // Советская педагогика. - 1963. - №5. - С. 10-19.

5. Половникова, Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении / Н.А. Половникова. - Казань: Таткнигоиздат, 1968. - 199 с.

6. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 112 с.

7. Минакова, Т.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка: монография [Электронный ресурс] / Т.В. Минакова. - Оренбург: ГОУ ОГУ 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

8. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

9. Шишмаренкова, Г.Я. Теория и практика формирования познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Личностно-ориентированный аспект: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01/ Г.Я. Шишмаренкова. - Челябинск, 1997. - 38 с.

10. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин // Психологич. наука в СССР. - М., 1959. - Т. 1. - С. 441-470.

11. Талызина, Н.Ф. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Н.Ф. Талызина; под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1975. - 352 с.

12. Лозовая, В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / В.И. Лозовая. - Тбилиси, 2000. - 47 с.

13. Рабаданова, А. А. Познавательная самостоятельность как педагогическая проблема / А. А. Рабаданова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 21-23.

14. Носикова, Я.Н. Понятие «познавательная самостоятельность»: историко-педагогический анализ / Я.Н. Носикова // Наука и школа. - 2015. - №3. - С. 19-24.

15. Садова, В.А. Современные информационные технологии как фактор развития познавательной самостоятельности студентов университета / В. А. Садова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - №9 (115). - С. 196-202.

16. Каргапольцева, Н.А. Педагогические аспекты гуманитарной трансформации социализирующей среды / Н.А. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - №2 (138). - С. 66-71.

17. Чарикова, И.Н. Реализация гуманитарного потенциала проектирования в образовании как педагогическая проблема / И.Н. Ча-рикова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: ОГУ, 2017. - С. 3002-3005.

18. Каргапольцев, С.М. Эпистемологические ракурсы проектной деятельности студентов университета / С.М. Каргапольцев, И.Н. Чарикова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - №9 (197). - С. 15-19.

19. Караев, Ж.А. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях применения компьютерной технологии обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ж.А. Караев. - Алматы, 1994. - 48 с.

20. Омарова, Р.С. Формирование когнитивной мотивации студентов высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Р.С. Омарова. - Алматы, 2001. - 21 с.

21. Мырзабаев, А.Б. Дидактические возможности активного обучения в развитии творчества студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Б. Мырзабаев. - Алматы, 2004. - 22 с.

22. Курманов, М. Подготовка будущих учителей физики в университете к формированию познавательной активности учащихся : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / М. Курманов. - Бишкек, 2000. - 44 с.

23. Абылкасымова, А.Е. Формирование познавательной самостоятельности слушателей подготовительных отделений в процессе изучения курса математики : (На примере подготовительных отделений университетов) : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 / А.Е. Абылкасымова. - Алма-Ата, 1991. - 29 с.

References:

1. Esipov B.P. Samostoyatel'naya rabota uchashchihsya na uroke [Independent work of students in the lesson]. M.: Uchpedgiz, 1961, 239 p.

2. Skatkin M.N. Problemy sovremennoj didaktiki [Problems of modern didactics]. M.: Pedagogika, 1980, 344 p.

3. Golant E.YA. Metody obucheniya v sovetskoj shkole [Methods of teaching in the Soviet school]. M.: GUPI Ministerstva prosveshcheniya RSFSR, 1957, 207 p.

4. Mahmutov M.I. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti i samostoyatel'nosti uchashchihsya v shkolah Tatarii. Sovetskaya pedagogika [Soviet pedagogy], 1963, no. 5, pp. 10-19.

5. Polovnikova N.A. O teoreticheskih osnovah vospitaniya poznavatel'noj samostoyatel'nosti shkol'nikov v obuchenii [About the theoretical bases of education of cognitive independence of schoolboys in training]. Kazan': Tatknigoizdat, 1968, 199 p.

6. Pidkasistyj P.I. Samostoyatel'naya deyatel'nost' uchashchihsya. Didakticheskij analiz processa i struktury vosproizvedeniya i tvorchestva [Independent activity of students. Didactic analysis of the process and structure of reproduction and creativity]. M.: Pedagogika, 1980, 112 p.

7. Minakova T.V. Razvitie poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov universiteta v processe izucheniya inostrannogo yazyka: monografiya [Development of cognitive independence of university students in the process of studying a foreign language: a monograph]. Orenburg: GOU OGU, 2008, 1 ehlektron. opt. disk (CD-ROM).

8. SHamova T.I. Aktivizaciya ucheniya shkol'nikov [Activation of the teaching of schoolchildren]. M.: Pedagogika, 1982, 208 p.

9. SHishmarenkova G.YA. Teoriya i praktika formirovaniya poznavatel'noj samostoyatel'nosti starsheklassnikov v processe izucheniya gumanitarnyh disciplin: Lichnostno-orientirovannyj aspekt. Extended abstract of Doctor's thesis. CHelyabinsk, 1997, 38 p.

10. Gal'perin P.YA. Razvitie issledovanij po formirovaniyu umstvennyh dejstvij. Psihologich. nauka v SSSR [Psychological science in the USSR], M., 1959, vol. 1, pp. 441-470.

11. Talyzina N.F., V.V. Kraevskii (ed.), I.YA. Lerner (ed.) Teoreticheskie osnovy soderzhaniya obshchego srednego obrazovaniya [Theoretical foundations of the content of general secondary education]. M.: Pedagogika, 1975, 352 p.

12. Lozovaya, V.I. Celostnyj podhod k formirovaniyu poznavatel'noj aktivnosti shkol'nikov. Extended abstract of Doctor's thesis. Tbilisi, 2000, 47 p.

13. Rabadanova A.A. Poznavatel'naya samostoyatel'nost' kak pedagogicheskaya problema. Vospitanie i obuchenie: teoriya, metodika ipraktika: materialy VIIIMezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Education and training: theory, methodology and practice: materials VIII Intern. scientific-practical. Conf.]. CHeboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2016, pp. 21-23.

14. Nosikova YA.N. Ponyatie «poznavatel'naya samostoyatel'nost'»: istoriko-pedagogicheskij analiz. Nauka i shkola [Science and school], 2015, no. 3, pp. 19-24.

15. Sadova V. A. Sovremennye informacionnye tekhnologii kak faktor razvitiya poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov universiteta. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Orenburg stse university Vestnik], 2010, no. 9(115), pp. 196-202.

16. Kargapol'ceva N.A. Pedagogicheskie aspekty gumanitarnoj transformacii socializiruyushchej sredy. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Orenburg stse university Vestnik], 2012, no. 2(138), pp. 66-71.

17. CHarikova I.N. Realizaciya gumanitarnogo potenciala proektirovaniya v obrazovanii kak pedagogicheskaya problema. Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [University complex as a regional center of education, science and culture: materials of the All-Russian scientific-methodical conference]. Orenburg: OGU, 2017, pp. 3002-3005.

18. Kargapol'cev S.M., CHarikova I.N. EHpistemologicheskie rakursy proektnoj deyatel'nosti studentov universiteta. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Orenburg stse university Vestnik], 2016, no. 9(197), pp. 15-19.

19. Karaev ZH.A. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti uchashchihsya v usloviyah primeneniya komp'yuternoj tekhnologii obucheniya. Extended abstract of Doctor's thesis. Almaty, 1994, 48 p.

20. Omarova R.S. Formirovanie kognitivnoj motivacii studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Extended abstract of candidate's thesis. Almaty, 2001, 21 p.

21. Myrzabaev A.B. Didakticheskie vozmozhnosti aktivnogo obucheniya v razvitii tvorchestva studentov. Extended abstract of candidate's thesis. Almaty, 2004, 22 p.

22. Kurmanov M. Podgotovka budushchih uchitelej fiziki v universitete k formirovaniyu poznavatel'noj aktivnosti uchashchihsya. Extended abstract of Doctor's thesis. Bishkek, 2000, 44 p.

23. Abylkasymova A.E. Formirovanie poznavatel'noj samostoyatel'nosti slushatelej podgotovitel'nyh otdelenij v processe izucheniya kursa matematiki:(Na primere podgotovitel'nyh otdelenij universitetov). Extended abstract of candidate's thesis. Alma-Ata, 1991, 29 p.

Сведения об авторах:

Стамкулова Шолпан Ануаровна, методист отдела послевузовского образования Кызылординского государственного университета имени КоркытАта, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета

Е-шаИ: [email protected] 120000, Республика Казахстан, г. Кызылорда, ул. Айтеке би, 29 А

Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук Е-шаП: [email protected] 460018, Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.