Научная статья на тему 'Формирование познавательной самостоятельности у студентов колледжа в образовательном процессе'

Формирование познавательной самостоятельности у студентов колледжа в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITION / COGNITIVE ACTIVITY / DEVELOPMENT / FORMATION / METHODS OF FORMATION / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабаданова А.А.

Несмотря на то что проблема формирования познавательной самостоятельности стояла в центре внимания на всём протяжении истории педагогической науки и практики, она и сегодня не потеряла своей актуальности. Формирование познавательной активности студентов колледжа, обусловлено заказом современного общества на подготовку специалистов с высокой интеллектуальной эрудицией, быстро реагирующих на изменения, происходящие в обществе, стремящихся к непрерывному существованию. Автор приходит к выводу, что познавательная самостоятельность это способность студента к приобретению новых знаний и умений для создания индивидуального пространства профессионально-личностного саморазвития с последующим применением приобретенных умений и знаний в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рабаданова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING COGNITIVE INDEPENDENCE OF COLLEGE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Despite the fact that the problem of forming cognitive independence has been in the center of attention throughout the history of pedagogical science and practice, it has not lost its relevance. Forming cognitive activity in college students, due to the modern order of the society for training of specialists with high intellectual erudition, responsive to changes in society, striving for continuous existence. The author comes to a conclusion that educational autonomy is a student's ability to acquire new knowledge and skills to create an individual space of professional and personal self-development with the subsequent application of acquired skills and knowledge in the professional activity. The ultimate goal of forming cognitive activity of students is achieving a certain level of development, at which they are able to independently set objectives in the sphere of a particular profession and purposefully without any help achieve it.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной самостоятельности у студентов колледжа в образовательном процессе»

УДК 37

Rabadanova A.A., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: rabanova80@mail.ru

DEVELOPING COGNITIVE INDEPENDENCE OF COLLEGE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS. Despite the fact that the problem of forming cognitive independence has been in the center of attention throughout the history of pedagogical science and practice, it has not lost its relevance. Forming cognitive activity in college students, due to the modern order of the society for training of specialists with high intellectual erudition, responsive to changes in society, striving for continuous existence. The author comes to a conclusion that educational autonomy is a student's ability to acquire new knowledge and skills to create an individual space of professional and personal self-development with the subsequent application of acquired skills and knowledge in the professional activity. The ultimate goal of forming cognitive activity of students is achieving a certain level of development, at which they are able to independently set objectives in the sphere of a particular profession and purposefully without any help achieve it.

Key words: cognition, cognitive activity, development, formation, methods of formation, independence.

А.А. Рабаданова, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, тьютор Бизнес-колледжа

ДГУНХ, г. Махачкала, E-mail: rabanova80@mail.ru_

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Несмотря на то что проблема формирования познавательной самостоятельности стояла в центре внимания на всём протяжении истории педагогической науки и практики, она и сегодня не потеряла своей актуальности. Формирование познавательной активности студентов колледжа, обусловлено заказом современного общества на подготовку специалистов с высокой интеллектуальной эрудицией, быстро реагирующих на изменения, происходящие в обществе, стремящихся к непрерывному существованию. Автор приходит к выводу, что познавательная самостоятельность - это способность студента к приобретению новых знаний и умений для создания индивидуального пространства профессионально-личностного саморазвития с последующим применением приобретенных умений и знаний в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: познание, познавательная активность, развитие, формирование, методы формирования, самостоятельность.

Развитие познавательной самостоятельности у студентов колледжа является одной из актуальных проблем, как методической науки, так и всего учебного процесса в средних специальных учебных заведениях. У студентов важно сформировать познавательный интерес и развить самостоятельность, привить умение учиться. Самостоятельность - принципиально важная, стержневая черта студента. Как отмечают учёные, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых учебным трудом, отличаются наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [1].

В словаре С.И. Ожегова, слово формирование означает -придавать определённую форму, законченность; т. е. порождать что-то новое. Создавать, составлять, организовывать. Познание, рассматривается как приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира, а также совокупность знаний в определенной области. В этом же источнике познавательная активность рассматривается как деятельность, направленная на оживление действий, мыслей в определенной области. С активностью непосредственно сопрягается ещё одна важная сторона мотивации обучения студентов - самостоятельность, в свою очередь, приобретаемое качество личности, оно складывается по мере взросления личности при присутствии целого ряда условий, наиболее существенным, из которых является расширение круга видов деятельности и сфер общения, где человек может обходиться без посторонней помощи [2].

Ряд учёных анализируют познавательную активность как естественную склонность студентов к познанию. Так, автор книги по педагогике П.И. Пидкасистый понимает «познавательную активность» как качество личности, которое заключает влечение личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их представлению, при устойчивом проявлении усердия к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы означают содержательную характеристику, а воля представляет форму [3].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что качество образовательного процесса во многом должно определяться от того, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность. Это относится и к системе среднего профессионального образования, решающей задачей, которой является подготовка современных специалистов, умеющих самостоятельно решать возникающие проблемы. Однако

формирование познавательной активности у студентов колледжа, в процессе изучения специальных дисциплин пока уделяется недостаточно внимания, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Как показывает анализ литературы, конечной целью формирования познавательной активности у студентов является становление его как субъекта, достижение такого уровня развития при котором они оказываются в силах самостоятельно ставить перед собой цель в области какой - то определенной профессии и целенаправленно идти к ней; когда они могут планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, т. е. самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

О необходимости развития познавательной активности в процессе обучения, как у школьников, так и у студентов писал ещё К.Д. Ушинский. Он говорил, что педагогам следует передавать студентам не только готовую информацию, но и развивать в них желание и способность самостоятельно приобретать новые познания ... дать средство извлекать нужные знания не только из книг, но из предметов их окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души, т.е. как он сумеет пропустить через себя полученную информацию.

Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду все полезное, человек будет постигать всю жизнь, это и является основной задачей образования, так как под познавательной активностью понимается наличие у человека своего понятия, суждения, оценок на окружающую действительность, а также свобода в действиях, поступках, в принимаемых решениях, независимость своего мнения от мнения окружающих [3]. Отношение студентов к учению обычно характеризуется активностью, которая определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень.

Познавательная самостоятельность - это самое центральное понятие, соединяющее ряд подчиненных понятий, которые выявляются в связи с процессом поиска точной цели активизации студентов в обучении и оптимального пути её достижения. Это категория, характеризующая творческую ступень самостоятельности в познании. В ней есть процессуальная сторона -умение познавать в процессе поиска, и мотивационная сторона - стремление к такому познанию.

Можно выделить и реализовать следующие этапы формирования познавательной самостоятельности студентов колледжа в процессе изучения специальных дисциплин - экономическая теория, менеджмент и аудит, необходимых в будущей профессиональной деятельности:

- выделение в учебном материале основных понятий;

- субординация понятийного аппарата специальных дисциплин, использование своих знаний и умений по назначению;

- поэтапная разработка алгоритма самостоятельной познавательной деятельности;

- реализация плана; проверка полученных данных и их коррекция [4; 5].

Для формирования познавательной самостоятельности студентов мы используем различные методы, игры, мозговой штурм, решение ситуаций, тренинги.

В Бизнес-колледже ДГУ НХ, в процессе изучения дисциплин - экономическая теория, менеджмент и аудит (Профиль «Экономика и бухгалтерский учёт»), для активизации познавательной самостоятельности используют организационно-де-ятельностную игру (ОДИ) и тренинги. Особенность игры основана на построении системы моделей профессиональной деятельности.

Игровые процедуры на ОДИ: установка на игру, группо-образование, групповые решения задач, пленарная дискуссия, групповая рефлексия, обобщение итогов рабочего дня. Например, при изучении темы: «Менеджмент как вид деятельности»,

Библиографический список

со студентами первого курса. Целью игры мы определили формирование знаний об управлении, организации и планировании своей собственной деятельности, а задачами: формирование алгоритма принятия управленческого решения, обучение способам и приемам разрешения конфликтов, обучение приемам организации межличностной и межгрупповой коммуникации, ознакомление с характером и содержанием труда менеджера. Игра проводится в форме интенсивной работы всех участников, направленной на достижение общей цели. В активизации самостоятельности студентов очень эффективна работа с ситуациями. В решении ситуаций студенты колледжа учатся: отстаивать своё мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и учителям; оценивать ответы сокурсников; помогать отстающим; самостоятельно выбирать посильные задания; находить несколько вариантов решения тех или иных ситуаций; создавать ситуации самопроверки, анализа своих познавательных и практических действий. Решение ситуаций можно организовать в малых группах, используя метод «мозгового штурма». Данный метод, используемый на практических занятиях со студентами, предполагает обращение преподавателя к возможностям обучаемых мыслить на конкретных примерах.

Таким образом, познавательная самостоятельность - это способность студента к приобретению новых знаний и умений для создания индивидуального пространства профессионально-личностного саморазвития с последующим применением приобретенных умений и знаний в профессиональной деятельности.

1. Петунин О., Трифонова Л. Диагностика учебных интересов. Учитель. Москва, 2006; 1.

2. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е издание, Москва, 1999.

3. Педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва, 2008.

4. Казначеева С.Н. Студенческий возраст и организация познавательной активности студентов. Высшее образование сегодня. 2006; 4.

5. Макарова Е.С., Вильгаук О.А. Активизация познавательной самостоятельности. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2006: 71 - 74.

References

1. Petunin O., Trifonova L. Diagnostika uchebnyh interesov. Uchitel'. Moskva, 2006; 1.

2. Tolkovyjslovar'. S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. 4-e izdanie, Moskva, 1999.

3. Pedagogika. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva, 2008.

4. Kaznacheeva S.N. Studencheskij vozrast i organizaciya poznavatel'noj aktivnosti studentov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2006; 4.

5. Makarova E.S., Vil'gauk O.A. Aktivizaciya poznavatel'noj samostoyatel'nosti. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2006: 71 - 74.

Статья поступила в редакцию 06.02.16

УДК 374.1

Tarasov D.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Theory and History of State and Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n. a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), Е-mail: parus77777@yandex.ru

Buryakov V.N., teacher, Department of Constitutional and Administrative Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n. a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), Е-mail:vnb00000@ya.ru Herman E.S., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Constitutional and Administrative Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n. a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), Е-mail: vnb00000@ya.ru

Aseev A.G., Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n. a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), Е-mail: vnb00000@ya.ru

CONCEPTUALIZATION OF PROFESSIONAL MILITARY EDUCATION IN THE CHANGING EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA. The article investigates an issue of influence of destructive information on the Russian educational space on part of unfriendly countries for global reorientation, undermining the educational level of the national security. The work contains a brief analysis of trends of negative impact on the national education and cultural values. Special attention is paid to problems of use of tasks of the new military doctrine and national security strategy of the Russian Federation, due to lower educational capacity of institutions preparing specialists in various fields. The authors suggest that in the scientific and educational sphere of higher military educational institutions the Bologna innovations can be applied only not to all military researchers. The authors come to a conclusion that teachers need immediate initialization process of norm-setting activities in the conceptualization of the structure and the semantic component of the development of military education. The article is intended for military institutes of internal troops; it promotes the efficient and effective performance of teachers and students during training.

Key words: world educational space, reforms in education, destructive impact on cultural values, national educational interests, Bologna process, professional military education, system of national safety of Russia.

Д.Ю. Тарасов, канд. пед. наук, ст. преп. каф. теории и истории государства и права, Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, Е-mail: parus77777@yandex.ru

В.Н. Буряков, преп. каф. конституционного и административного права, Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, Е-mail: vnb00000@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.