Научная статья на тему 'Учебная самостоятельность студента неязыкового вуза: сущность и структура понятия'

Учебная самостоятельность студента неязыкового вуза: сущность и структура понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / INDEPENDENCE OF PERSONALITY / STRUCTURE OF EDUCATIONAL INDEPENDENCE / CRITERIA FOR EVALUATION OF EDUCATIONAL INDEPENDENCE FORMATION / FOREIGN LANGUAGE / NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парникова Галина Михайловна

В статье дается описание различных подходов отечественных исследователей к категории «самостоятельность». Установлено, что главным механизмом, способом и условием формирования самостоятельности личности выступает ее деятельность. В работе обосновывается актуальность проблемы теоретико-методологических основ развития учебной самостоятельности студента неязыкового вуза через изучение иностранного языка. Раскрывается суть понятия «учебная самостоятельность» студента высшей школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Детально рассматривается структура искомой категории, состоящая из эмоционально-волевого, когнитивного, содержательного, оценочно-рефлексивного компонентов. В качестве основных критериев сформированности учебной самостоятельности были выбраны мотивация студента, показатели его активности, осознание значимости самостоятельной учебной деятельности, степень самостоятельности и уровень рефлексии обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парникова Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INDEPENDENCE OF A STUDENT OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY: ESSENCE AND STRUCTURE OF CONCEPT

The article provides a description of various approaches of domestic researchers to the category of “independence”. It is established that the main mechanism, method and condition of formation of independence of the personality is his/her activity. The article defines the urgency of the problem of theoretical and methodological foundations of development of educational independence of a student of non-linguistic higher educational institution through learning a foreign language. The paper discloses the essence of the concept “educational independence” of the higher school student in the conditions of implementation of Federal State Educational Standards of New Generation. The structure of educational independence comprising emotional, cognitive, content and evaluative-reflexive components is considered in details. Student’s motivation, indicators of his/her activity, awareness of the significance of independent educational activity, the degree of independence and the level of development of reflection were chosen as the main criteria of evaluation of formation of educational independence.

Текст научной работы на тему «Учебная самостоятельность студента неязыкового вуза: сущность и структура понятия»

СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.016:811.1:378.147.88 ББК Ш12/18-9+Ч448.027

ГСНТИ 14.35.0

Код ВАК 13.00.02

Парникова Галина Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент, Институт зарубежной филологии и регионоведения, Северо-Восточный федеральный университет; 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58; e-mail: [email protected].

УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельность личности, структура учебной самостоятельности, критерии оценки сформированности учебной самостоятельности, иностранный язык, неязыковой вуз.

АННОТАЦИЯ. В статье дается описание различных подходов отечественных исследователей к категории «самостоятельность». Установлено, что главным механизмом, способом и условием формирования самостоятельности личности выступает ее деятельность. В работе обосновывается актуальность проблемы теоретико-методологических основ развития учебной самостоятельности студента неязыкового вуза через изучение иностранного языка. Раскрывается суть понятия «учебная самостоятельность» студента высшей школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Детально рассматривается структура искомой категории, состоящая из эмоционально-волевого, когнитивного, содержательного, оценочно-рефлексивного компонентов. В качестве основных критериев сформированности учебной самостоятельности были выбраны мотивация студента, показатели его активности, осознание значимости самостоятельной учебной деятельности, степень самостоятельности и уровень рефлексии обучающегося.

Parnikova Galina Mikhailovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Institute of Foreign Languages and Regional Studies, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

EDUCATIONAL INDEPENDENCE OF A STUDENT OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY: ESSENCE AND STRUCTURE OF CONCEPT

KEYWORDS: independence of personality, structure of educational independence, criteria for evaluation of educational independence formation, foreign language, non-linguistic university.

ABSTRACT. The article provides a description of various approaches of domestic researchers to the category of "independence". It is established that the main mechanism, method and condition of formation of independence of the personality is his/her activity. The article defines the urgency of the problem of theoretical and methodological foundations of development of educational independence of a student of non-linguistic higher educational institution through learning a foreign language. The paper discloses the essence of the concept "educational independence" of the higher school student in the conditions of implementation of Federal State Educational Standards of New Generation. The structure of educational independence comprising emotional, cognitive, content and evaluative-reflexive components is considered in details. Student's motivation, indicators of his/her activity, awareness of the significance of independent educational activity, the degree of independence and the level of development of reflection were chosen as the main criteria of evaluation of formation of educational independence.

Об

обновление российской системы 'высшего образования имеет значительный потенциал для подготовки студента к самостоятельному расширению практики иноязычного общения, осуществлению эффективной устной и письменной коммуникации, использованию его личностных ресурсов. В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшей школы и основных образовательных программ нового поколения принципиально изменилась организация учебного процесса в неязыковом вузе.

Структура обучения предполагает трансформацию соотношения аудиторной/ внеаудиторной (самостоятельной) работы в сторону увеличения последней, и количество учебных часов, отводимых на изучение ино-

странного языка в неязыковом вузе, является явно недостаточным. Кроме того, изучение указанной учебной дисциплины предполагает только практические часы, отсутствие же лекционных занятий вынуждает преподавателя иностранного языка компенсировать объяснение теоретического материала в отведенное время без потери качества.

Согласно номенклатурным документам образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования и условий их реализации, при этом объем, содержание, планируемые результаты, формы аттестации зависят от вуза. Таким образом, высшим учебным заведениям предоставляется больше академической свободы при наполнении содержания ООП с учетом развития научно-

© Парникова Г. М., 2016

технического прогресса. В отношении иностранного языка это выражается также в выборе дисциплин в зависимости от потребностей региона в кадрах.

Структурной единицей учебного плана ООП стал модуль, однако подходы к нему в области иноязычного образования различаются. Образовательная практика свидетельствует, что модуль классифицируется как содержательный (курс иностранного языка в неязыковом вузе), тематический (рассмотрение темы занимает один модуль), аспект-ный (обучение лексике, грамматике или фонетике), уровневый (уровень студента знания иностранного языка находится в прямой корреляции с уровнем сложности учебного/языкового материала), по видам иноязычной речевой деятельности (модуль ориентирован на обучение письму, аудированию, чтению или говорению).

Балльно-рейтинговая система, принятая в вузе, используется как средство контроля качества иноязычного образования. К достоинствам БРС мы относим развитие интереса к учебе, активное формирование навыков, умений, а также личностных качеств студентов; обеспечение равномерной, целенаправленной самостоятельной работы бакалавров/магистров на протяжении всего периода обучения; стимулирование внеаудиторной работы по иностранному языку.

В связи с вышесказанным, актуальной становится проблема теоретико-методологических основ развития учебной самостоятельности студента неязыкового вуза через изучение иностранного языка. Самостоятельность - это хорошо изученное качество личности обучающегося: оно достаточно разработано и представлено в большом массиве научных исследований и педагогической практике. Являясь одним из ведущих качеств личности человека, в современных условиях она наполняется новым содержанием, поскольку современное российское общество актуализирует перед высшей школой задачу подготовки специалиста, способного самостоятельно приобретать знания и готового применять их на практике.

В целом, научное сообщество и педагогическая практика признают факт необходимости воспитания самостоятельности, и сложившуюся ситуацию в современном образовании можно охарактеризовать словами П. Ф. Каптерева, который утверждал, что на протяжении всей истории педагогики высказывались, в принципе, те же самые воспитательные постулаты: поддержание активности обучающегося, траектории его развития, учета его индивидуальных способностей и возможностей [8].

Отметим, что отечественные исследователи по-разному трактуют интересующее

нас понятие и рассматривают его как инте-гративное качество личности (В. И. Андреев [1]), обобщенное свойство человека (Л. В. Жарова [7]), умение и стремление ученика к познанию (И. Я. Лернер [10]), интеллектуальную способность (М. И. Мах-мутов [12]), активную умственную деятельность (П. И. Пидкасистый [15]), учебную автономию обучающегося (Н. Ф. Ко-ряковцева [9]) и др.

Так, С. Л. Рубинштейн указывал на большую дистанцию между самостоятельностью-свойством и самостоятельностью-качеством: «Развитие у личности самосознания совершается в процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности» [13, с. 636]. Формирование личности может проходить в разных директориях и напрямую зависит от инициативы и внутреннего настроя человека к воздействиям внешней среды.

Согласно В. И. Андрееву, самостоятельность как качество индивида характеризуется совокупностью когнитивных умений, навыков и отношением самой личности не только к учебному процессу, но и его результатам [1]. Таким образом, в задачи формирования самостоятельности входит также развитие соответствующих мотивов. В ходе реализации самостоятельной работы применяются различные методы и приемы обучения, в связи с чем понятия «метод» и «средство» не являются корректными, по мнению автора, для определения понятия «самостоятельность».

Л. В. Жарова, формулируя интересующую нас категорию как «замечательное свойство человека», в своей классификации выделяет три ее «кита»: умение - мотив -воля [7]. Все они тесно связаны и взаимообусловлены. По ее мнению, потребность действовать самостоятельно чаще появляется у тех, кто владеет определенным набором сформированных умений и навыков. В свою очередь, мотивация мобилизует волевую сферу, а при проявлении воли и упорства обучающегося обязательно повышается качество его деятельности. Именно взаимосвязь умений, мотива и воли обуславливает отношение человека к самому себе, своему труду, окружающим его людям, духовным ценностям.

И. Я. Лернер рассматривал самостоятельность как организацию творческой деятельности обучающихся, применяя активные методы обучения и организацию исследовательской деятельности ученика. [10]. Он также выступал за самостоятельное усвоение обучающимся опыта творческой деятельности, при этом задача педагога сводится к конструированию соответствующих заданий.

Подводя итоги анализа о значимости самостоятельности личности, сформулируем определение интересующего нас понятия.

Самостоятельность - это качество личности, характеризующееся стремлением человека осознанно достигать поставленных целей собственными усилиями, активным отношением к осуществляемой им деятельности, условиям и результатам ее реализации.

В настоящее время в отечественной педагогике и методике не существует четко обрисованной, то есть признанной большинством научного сообщества классификации самостоятельности, равно как и ее структуры, показателей сформированности и критериев ее оценки. Однако выделяют следующие виды данной дидактической категории: творческая самостоятельность, характеризующаяся единством волевых и интеллектуальных факторов познавательной деятельности с принципиально новым подходом к проблеме (М. Г. Гарунов [4]); познавательная самостоятельность, подразумевающая способность к самоорганизованной деятельности для решения новой задачи (И. Я. Лернер [10]); умственная самостоятельность, отличающаяся интеллектуальными и операционными умениями (В. В. Давыдов [5]); учебная самостоятельность, акцентирующая внимание на обучающем как на инициаторе учебного взаимодействия (Г. А. Цукерман [20]); образовательная самостоятельность, проявляющаяся в способности к самоуправляемой деятельности при внутреннем побуждении и инициативе (Е. А. Таранчук [18]), и др.

В методике преподавания иностранных языков самостоятельность рассматривается в трудах И. Л. Бим [2], А. А. Вербицкого [3], Н. Ф. Коряковцевой [9], Е. Н. Солововой [17] и др. Методисты зачастую связывают вопросы формирования самостоятельности с организацией самостоятельной работы обучающихся и во многих случаях отождествляют данные понятия. Интересующая нас категория «учебная самостоятельность» обучающихся не является предметом пристального рассмотрения ученых. Тем не менее, она является темой исследования Л. В. Денисовой [6], Т. В. Лефтеревой [11], О. С. Островерх [14], С. Ю. Прохоровой [16], Т. В. Хрусталевой [19], Г. А. Цукерман [20] и др. При этом большая часть работ связана с изучением вопросов организации самостоятельной учебной деятельности на уровне средней школы (младших школьников), отсутствуют четко разработанные механизмы и технологии воспитания данного феномена на уровне высшей школы и в условиях реализации новых федеральных государственных стандартов.

Так, С. Ю. Прохорова рассматривает учебную самостоятельность школьника как одну из сторон его личностного развития и показатель определенной зрелости. По мнению исследователя, учебная самостоятельность - это «умение учить себя, то есть расширять свои знания, умения, навыки и способности по собственной инициативе» [16, с. 5].

Т. В. Лефтерева полагает, что учебная самостоятельность школьников выступает фактором повышения роста самообразовательной деятельности. Автор трактует ее как «способность, которая проявляется в умении своими силами решать задачи, желании и стремлении активно участвовать в учебной работе» [11, с. 61]. В определении компонентов исследователь настаивает на обязательном включении эмоционально-волевого компонента в структуру учебной самостоятельности.

Особое значение имеют для нас труды, в которых рассматриваются идеи формирования учебной самостоятельности студентов высшей школы. Так, по мнению Т. В. Хру-сталевой, учебная самостоятельность студентов представлена как «взаимодействие систем обучения и воспитания с системой управления» [19, с. 78]. Исследователь четко выделяет информационный, мотиваци-онный, операционный компонента в ее структуре. Самостоятельная работа студентов описывается автором как форма организации учебной деятельности, которой нужно специально обучать.

Л. В. Денисова [6] пишет, что становление данного качества личности представляет собой результат согласованности воли, рефлексии и активной позиции личности и в качестве структуры учебной самостоятельности подробно описывает мотиваци-онный, когнитивный и регулятивный компоненты. При построении теоретической модели формирования учебной самостоятельности она отдельно выделяет эволюционный критерий ее сформированности.

Таким образом, изучив различные подходы к вопросу развития учебной самостоятельности обучающихся и ориентируясь на нормативные требования ФГОС ВО, сформулируем важное для нас понятие «учебная самостоятельность».

Учебная самостоятельность - это качество личности, которое проявляется в готовности, способности и устойчивой потребности студента к самостоятельной учебной деятельности, длительном положительном отношении к процессу и результатам ее реализации.

В результате изучения рассматриваемой проблемы была конкретизирована следующая структура учебной самостоятельности студентов:

- эмоционально-волевой компонент включает в себя положительное отношение к изучаемой дисциплине, проявлению самостоятельности и содержанию самостоятельной учебной деятельности; мотивацию и активную позицию студента, его заинтересованность в получении знаний, умений и навыков самостоятельной работы в процессе изучения иностранного языка; ответственность за осуществляемую учебную деятельность; регулирование собственных волевых установок; позитивный настрой; стремление к росту и самосовершенствованию;

- содержательный компонент подразумевает владение действиями по отбору содержания учебной деятельности и самостоятельное определение ее способов и видов средствами изучаемой дисциплины; владение умениями практического применения полученных знаний в незнакомой ситуации во время аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку; осознание значимости самостоятельной учебной деятельности и потребность в ее осуществлении;

- когнитивный компонент свидетельствует об уровне знаний и умений СРС, практической готовности к осуществлению самостоятельной учебной деятельности; умении выстраивать на иностранном языке алгоритм самостоятельных учебных действий: целеполагание, планирование, выбор стратегии действий, реагирование на изменение условий и корректирование ситуации, прогнозирование конечного результата;

- оценочно-рефлексивный компонент включает в себя знание и самоанализ своих психолого-индивидуальных особенностей и возможностей; критичность; умение выбрать адекватные формы и методы оценки и самооценки самостоятельной учебной деятельности; готовность и способность соотносить ее ожидаемые и реальные результаты средствами иностранного языка.

Совокупность и устойчивость обозначенных компонентов учебной самостоятельности студентов являются основанием для выявления критериев ее сформированности.

Вопрос развития познавательной активности студента связан с содержанием и процессами организуемой учебной деятельности на занятии по иностранному языку. Реализацию познавательной деятельности нельзя представить без знаний и умений их самостоятельного применения на основе личностного опыта. В этой связи показателями активности обучающегося мы выбрали уровень сформированности у него специальных и метаумений. Описание активности традиционно соотносят с мотивацией, к показателям которой мы отнесли наличие внешней/внутренней мотивации как к изучению

учебной дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе, так и самостоятельной учебной деятельности; наличие потребностей в ее реализации, а также уровень настойчивости в преодолении различного рода трудностей в ее осуществлении.

Понимание важности учебной самостоятельности, осознание смысла изучаемых процессов для последующих самостоятельных действий служат предпосылками развития мотивации обучающегося. В свою очередь, глубокое осознание значимости СРС для построения студентом своей будущей профессиональной траектории обуславливают активность индивида, то есть воспитание самостоятельности как важного личностного и профессионального качества человека должно рассматриваться в рамках преобразующей роли человека в процессах его жизнетворчества. Учебная деятельность студентов является главным способом воспитания указанного качества, при этом активность является внутренним источником развития личности, его основной потребностью.

Избирательность действий по отбору содержания самостоятельной учебной деятельности, выбора ее способов и видов, осмысление промежуточных и конечных результатов, наличие потребности в демонстрации творческой составляющей являются свидетельством позиции студента в осуществлении им самостоятельной учебной деятельности. Рефлексия предполагает осознание ситуации и учебной задачи, переход от шаблонного способа действия к выработке нового, нестандартного способа реализации своих действий для получения результата и удовлетворенности процессом. Таким образом, в качестве основных критериев сфор-мированности учебной самостоятельности нами были выбраны: мотивация студента, показатели его активности, осознание значимости самостоятельной учебной деятельности, степень самостоятельности и уровень рефлексии обучающегося.

Анализ рассмотрения проблемы воспитания самостоятельности позволил нам определить следующие теоретические позиции, относящиеся к теме нашего исследования. Значение самостоятельности как неразрывной части единого педагогического процесса воспитания личности осознавалось всегда. Опираясь на теорию познания, констатируем, что анализируемое качество человека зависит как от его индивидуальности, так и от социума, в котором он существует, и не является врожденным или биологически наследуемым от родителей.

Самостоятельность характеризуется как совокупность собственных интересов человека, его глубоких личностных мотивов, эмоционально-волевых установок, индиви-

дуальных способностей и потребностей. Самостоятельность личности представлена способностью индивида к осознанному достижению своих целей собственными усилиями и инициативным отношением человека к процессу своей жизнедеятельности, результатам и условиям ее реализации.

Главным механизмом, способом и условием формирования самостоятельности личности является его деятельность, и личность выступает ее активным субъектом. Самостоятельная деятельность предусматривает серьезное, ответственное отношение индивида к своему поведению, способность действовать сознательно как в знакомых, так и незнакомых (новых) условиях, в том числе там, где требуется принятие нестандартных (творческих) решений.

Центром воспитательно-образователь-

ного процесса в вузе является личность студента. Модернизация системы высшего образования акцентирует внимание на высокие требования к содержанию и организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в неязыковом вузе. Студенчество как отдельный возрастной этап развития человека имеет свои отличительные особенности, которые будут учитываться при выборе форм, методов и приемов работы с данной категорией обучающихся для формирования их учебной самостоятельности средствами изучаемой дисциплины, чей статус в неязыковом вузе сегодня изменился. Иностранный язык стал средством устной и письменной коммуникации в глобальном сообществе, поэтому обучение студентов иностранному языку необходимо рассматривать в поле прагматических аспектов его изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.

2. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: Опыт системно-структурного описания. М. : Русский язык, 1977. 288 с.

3. Вербицкий А. А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 137-145.

4. Гарунов М. Г. Исследование по проблемам активизации самостоятельной работы студентов в вузах страны. М. : НИИВШ, 1976. 52 с.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.

6. Денисова Л. В. Становление самостоятельности студента в образовательном процессе : дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2006. 192 с.

7. Жарова Л. В. Учить самостоятельности : книга для учителя. М. : Просвещение, 1993. 205 с.

8. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М. : Педагогика, 1982. 704 с.

9. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы учащихся изучающих иностранный язык. М. : АРКТИ, 2002. 176 с.

10. Лернер И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1971. 38 с.

11. Лефтерева Т. В. Учебная самостоятельность школьников как фактор повышения эффективности самообразовательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2000. 175 с.

12. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М. : Педагогика, 1975. 367 с.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2006. 713 с.

14. Островерх О. С. Этапы становления учебной самостоятельности у младших школьников // Психология обучения. 2007. № 12. С. 25-38.

15. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. : Педагогика, 1980. 240 с.

16. Прохорова С. Ю. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие : практическое пособие. М. : АРКТИ, 2008. 80 с.

17. Соловова Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе. 2004. № 2. С. 11-17.

18. Таранчук Е. А. Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 23 с.

19. Хрусталева Т. В. Организационно-педагогические условия развития учебной самостоятельности студентов при обучении в вузе (на примере начертательной графики и геометрии): дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2002. 216 с.

20. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 77-90.

LITERATURA

1. Andreev V. I. Pedagogika : uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. 3-e izd. Kazan' : Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 2003. 608 s.

2. Bim I. L. Metodika obucheniya inostrannym yazykam kak nauka i problemy shkol'nogo uchebnika: Opyt sistemno-strukturnogo opisaniya. M. : Russkiy yazyk, 1977. 288 s.

3. Verbitskiy A. A. Samostoyatel'naya rabota studentov: problemy i opyt // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 2. S. 137-145.

4. Garunov M. G. Issledovanie po problemam aktivizatsii samostoyatel'noy raboty studentov v vuzakh strany. M. : NlIVSh, 1976. 52 s.

nEflAromHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2016. № 5

11

5. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya. M. : INTOR, 1996. 544 s.

6. Denisova L. V. Stanovlenie samostoyatel'nosti studenta v obrazovatel'nom protsesse : dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2006. 192 s.

7. Zharova L. V. Uchit' samostoyatel'nosti : kniga dlya uchitelya. M. : Prosveshchenie, 1993. 205 s.

8. Kapterev P. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya / pod red. A. M. Arsen'eva. M. : Pedagogika, 1982. 704 s.

9. Koryakovtseva N. F. Sovremennaya metodika organizatsii samostoyatel'noy raboty uchashchikhsya izuchayushchikh inostrannyy yazyk. M. : ARKTI, 2002. 176 s.

10. Lerner I. Ya. Didakticheskie osnovy formirovaniya poznavatel'noy samostoyatel'nosti uchashchikhsya pri izuchenii gumanitarnykh distsiplin : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1971. 38 s.

11. Leftereva T. V. Uchebnaya samostoyatel'nost' shkol'nikov kak faktor povysheniya effektivnosti samoobrazovatel'noy deyatel'nosti : dis. ... kand. ped. nauk. Surgut, 2000. 175 s.

12. Makhmutov M. I. Problemnoe obuchenie. M. : Pedagogika, 1975. 367 s.

13. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb. : Piter, 2006. 713 s.

14. Ostroverkh O. S. Etapy stanovleniya uchebnoy samostoyatel'nosti u mladshikh shkol'nikov // Psikhologiya obucheniya. 2007. № 12. S. 25-38.

15. Pidkasistyy P. I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost' shkol'nikov v obuchenii. M. : Pedagogika, 1980. 240 s.

16. Prokhorova S. Yu. Uchebnaya samostoyatel'nost' mladshego shkol'nika: diagnostika i razvitie : prakticheskoe posobie. M. : ARKTI, 2008. 80 s.

17. Solovova E. N. Avtonomiya uchashchikhsya kak osnova razvitiya sovremennogo nepreryvnogo obrazovaniya lichnosti // Inostrannye yazyki v shkole. 2004. № 2. S. 11-17.

18. Taranchuk E. A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya obrazovatel'noy samostoyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk, 2008. 23 s.

19. Khrustaleva T. V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya uchebnoy samostoyatel'nosti studentov pri obuchenii v vuze (na primere nachertatel'noy grafiki i geometrii): dis. ... kand. ped. nauk. Khabarovsk, 2002. 216 s.

20. Tsukerman G. A., Venger A. L. Razvitie uchebnoy samostoyatel'nosti sredstvami shkol'nogo obrazovaniya // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2010. № 4. S. 77-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.