УДК 378.147
К. С. Лебедева
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ
Рассматривается проблема изучения и развития образовательной самостоятельности студентов в контексте образовательной деятельности в вузе. Анализируются диссертационные исследования за последние 10 лет по данной тематике, приводятся результаты экспериментальной работы. На основе полученных данных автором раскрывается содержание понятий «образовательная самостоятельность» и «образовательная деятельность», а в качестве эффективной технологии формирования образовательной самостоятельности предлагается работа с образовательными ситуациями.
Ключевые слова: образовательная самостоятельность, образовательная деятельность, образовательные ситуации, технология, совместная деятельность.
На современном этапе общество претерпевает значительные перемены во всех сферах жизни. Не является исключением и сфера образования, которая является, по утверждению известного философа У Дюрана, «трансляцией цивилизации» [1]. Вместе с переходом в информационную эру стали меняться требования к подготовке специалистов как со стороны его профессиональных компетенций, так и личностных характеристик, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Особый интерес вызывает вопрос формирования самостоятельности личности в образовании. При огромном количестве информации и необходимости скорейшей ее обработки в арсенале современного человека должны быть, как минимум, умения самостоятельно находить, обрабатывать, критически переосмысливать информацию и пользоваться полученными знаниями, руководствуясь собственными мотивами и целями.
Для специалиста в сфере образования список требований возрастает. Наряду с вышеизложенными умениями педагог должен обладать навыками и опытом самостоятельной деятельности; личной ответственностью, способностью к профессиональной саморефлексии и самоактуализации, постоянному обучению в течение всей жизни в условиях уровневого образования [2], уметь находить смыслы, самостоятельно изыскивать решения в сложных ситуациях [3]. В связи с этим актуализируется проблема качества подготовки будущих учителей, необходимость пересмотра технологий обучения с точки зрения развития потребности в самостоятельной образовательной деятельности и умений осуществлять эффективно такой вид работы.
В образовательной деятельности студент сталкивается сразу с несколькими проблемами. Во-первых, как бакалавр, обучающийся по кредитной технологии, где большая часть времени отводится на самостоятельную подготовку, он должен уметь
самостоятельно выполнять задания, которые дает преподаватель. Во-вторых, как будущий педагог, студент входит в педагогическую сферу, в которой важнейшую роль играет самообразование, стремление к самообучению, саморефлексия после каждого урока, на основании чего учитель выстраивает свою деятельность. В обоих случаях от студента требуется наличие образовательной самостоятельности.
Значительное количество исследований посвящено проблемам изучения самостоятельности учащихся. Можно выделить несколько направлений в работах, рассматривающих данный аспект: во-первых, это исследования, объектом изучения которых выступает учебно-познавательная самостоятельность учащихся (Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. Г. Казакова, В. Ф. Шаталов, П. И. Пидкасистый и др.), во-вторых, работы, основным пунктом изучения которых является самообразовательная деятельность (А. К. Громцева, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.), и, в-третьих, непосредственное исследование различных аспектов формирования образовательной самостоятельности (Л. В. Мезенцева, С. М. Абрамов, О. Н. Ермакова, Е. А. Таранчук).
Если сравнивать количественные показатели исследований по этим направлениям, то можно сделать следующий вывод: научных работ по изучению учебно-познавательной самостоятельности учащихся и организации самостоятельной работы для развития компетентностей на всех ступенях образования гораздо больше, нежели исследований в области самообразования и образовательной самостоятельности. Так, анализ диссертационных исследований за последние 10 лет показал, что большая часть работ (23 исследования) рассматривают усовершенствование форм самостоятельной работы и их развитие (формирование учебной самостоятельности студентов); 14 работ посвящено рассмотрению самообразовательной деятельности и факторов ее формирования (из них только три нацелены на изучение самообразовательного
компонента учителя) и только четыре диссертационных исследования раскрывают понятие «образовательная самостоятельность». Все это указывает на недостаточную разработанность теоретического и практического аспекта изучения образовательной самостоятельности и необходимость их исследования. Подтверждение этого находим и в практической деятельности.
В рамках проведения констатирующего эксперимента изучались уровни сформированности образовательной самостоятельности студентов педагогических специальностей Государственного университета имени Шакарима г. Семей (Казахстан) [4], в результате чего выявили ряд проблем, возникающих у бакалавров в образовательной деятельности.
Во-первых, студенты испытывают трудности при самостоятельном формулировании целей, планировании образовательной деятельности, раскрытии и анализе причинно-следственных связей, систематизации данных, и, как следствие, не в состоянии решать образовательные проблемы без сторонней помощи. Во-вторых, учащиеся в большинстве случаев (77 %) не способны объективно оценивать собственную деятельность и ее результаты, осуществлять саморефлексию собственной деятельности, аргументировать свою точку зрения. При этом мы отмечаем, что у большей части студентов (87 %), как правило, есть собственная позиция, но обосновать ее могут далеко не все респонденты (48 %). В-третьих, отмечается средний уровень владения процедурами поиска и нахождения образовательной информации, методами научного познания, техническими средствами при решении конкретных профессиональных задач. Большинство учащихся (75 %) знают и умеют пользоваться основными источниками информации, слышали о способах исследования и современных информационных ресурсах. Однако из них лишь 25 % студентов при этом вникают в суть проблемы, а найденный ими материал детально проработан и проанализирован. Методы, используемые значительной частью студентов (63 %) для решения образовательных задач, стереотипны, отсутствует собственное видение проблемы и «вживание» ее в собственный опыт. И, наконец, у большинства респондентов (62 %) нет четко выраженного стремления к самостоятельной образовательной деятельности, личностные мотивы превалируют над учебными.
Таким образом, результаты опытной работы позволили обнаружить наличие определенного круга проблем, связанных с недостаточной сформиро-ванностью образовательной самостоятельности студентов. Следует обозначить, что авторы вкладывают в это понятие.
Ключевыми для обоснования образовательной самостоятельности служат понятия «самостоятельность» и «образовательная деятельность». Самостоятельность в психолого-педагогической литературе рассматривается как одно из ведущих качеств, свойств личности, проявляемых в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, инициативности, критичности, саморегуляции, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [5, 6]. Как и любое другое личностное качество человека, самостоятельность формируется в процессе деятельности, так как мы говорим об образовательной самостоятельности (ОС), то и ведущая деятельность, влияющая на развитие этого качества, будет образовательной. Рассматривая образовательную деятельность (ОД), авторы придерживаются позиции Г. Н. Прозументовой [7], которая наделяет ОД такими характеристиками, как наличие совместных субъект-субъектных отношений между преподавателем и учеником, построение личностных смыслов и личностного действия всеми участниками педагогического процесса, самооценочная и саморефлексивная деятельность, способствующая выстраиванию собственной образовательной позиции как на текущий момент, так и в перспективе.
Принимая во внимание содержательный аспект самостоятельности и образовательной деятельности, образовательная самостоятельность предстает как формируемое качество личности, которое проявляется в стремлении к самостоятельной образовательной деятельности и проявлении инициативы, а также способности эффективно самоорганизовывать собственную образовательную деятельность, определять образовательную позицию и смысл самостоятельных образовательных действий.
Как уже было сказано выше, анализ исследовательских работ и результаты собственного исследования позволили выявить проблему формирования ОС, которая определяется необходимостью уточнения понятия ОС и поиском технологий, дающих возможность включать студентов в образовательную деятельность, присваивать способы ее построения.
Анализ литературы позволил выявить следующие технологии формирования ОС.
Л. В. Мезенцева [8] в диссертационном исследовании предлагает модель развития образовательной самостоятельности студентов колледжа средствами научно-исследовательского комплекса, в основе которой лежит уровневое использование исследовательских процедур.
Исследование С. М. Абрамова [9] посвящено развитию ОС студентов в контексте дистанционного
обучения. Его главной идеей стало создание соответствующей развивающей техносреды, непрерывной, систематической, планомерной самодеятельности студентов, а также использование активных методов обучения (компьютерные тренинги, активные семинары, диспуты, проблемно-диалогический метод и др.).
О. Н. Ермакова [10] рассматривает зависимость процесса воспитания образовательной самостоятельности студентов педвузов от использования предметно-дидактического комплекса педагогических дисциплин. В ходе изучения специализированных дисциплин учащиеся включались в разнообразные виды учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности в зависимости от курса обучения.
Основным положением исследования Е. А. Та-ранчук [11] является приоритетность организационно-педагогических условий, благодаря созданию которых образовательная самостоятельность студентов педвуза будет сформирована. К ним она относит актуализацию образовательного потенциала студентов в процессе работы над предметным содержанием учебной дисциплины, организацию ситуационного обучения и включение студентов в автономную образовательную деятельность, обеспечивающую освоение умений управления самообразованием.
Таким образом, в исследованиях рассматриваются технологии, которые обеспечивают поэтапное развитие образовательной самостоятельности студентов в контексте учебной и образовательной деятельности.
Предлагаемая авторами технология формирования ОС основана на понимании образовательной самостоятельности как качества личности, которое формируется в процессе образовательной деятельности, и главным для такого развития является изменение субъекта деятельности от учебной работы к образовательной и вместе с тем построение личностных смыслов образовательных действий и собственной образовательной позиции. Процесс формирования этих неотъемлемых составляющих ОС заключается в изменении целей, норм и форм образовательной деятельности за счет развития форм инновационной деятельности. Одной из эффективных инновационных технологий, которая способна отвечать вышеперечисленным требованиям, является работа с образовательными ситуациями.
В одной из диссертационных работ (Е. А. Та-ранчук) с целью формирования ОС студентов внедрялась кейс-технология, однако ее ядром являлось выполнение готовых учебных заданий или же самостоятельное конструирование учебных заданий по предлагаемой теме. Такой вид деятельности хотя и является эффективным, но нацелен, скорее, на повышение качества учебной работы,
в то время как мы ставим задачу улучшить организацию образовательной деятельности и качества подготовки бакалавров.
Образовательная деятельность предполагает отдельный вид деятельности, в основе которой «создание ситуаций смыслообразования и целеобразо-вания в совместной деятельности участников образовательного процесса, ситуаций рефлексии образованных целей и процесса их реализации» (Г. Н. Прозументова) [7]. При этом важным качеством организации образовательной деятельности является построение, «проектирование» ситуаций самими учащимися с учетом их образовательного уровня и опыта, что наделяет сам процесс работы с образовательными ситуациями личностным смыслом и мотивирует на поиск самостоятельных решений. Для будущих педагогов «смыслообразу-ющие» ситуации - это те, которые возникают или могут возникнуть в ходе их профессиональной педагогической деятельности.
Отражение таких ситуаций имеется в классификации, предложенной Л. А. Никитиной [12]. Автором предлагается разделение образовательных ситуаций, которые могут возникнуть в профессиональной методической деятельности, на ситуации «вхождения» в новый вид деятельности; ситуации «пробы наработанной схемы средства» в собственной деятельности; ситуации «ответа на запрос» практики; ситуации «поиска», «открытия» методического знания в ответ на разрешение собственных затруднений; ситуации «преобразования», «совершенствования» собственной методической деятельности. В процессе разрешения подобных ситуаций происходят как изменения в деятельности, которую совершает субъект, так и личностные изменения, такие как развитие инициативности, поисковой активности, ответственности. Все перечисленные качества входят в состав образовательной самостоятельности, что еще раз актуализирует необходимость построения образовательных ситуаций подобного типа для формирования заявленного качества.
Опираясь на данную классификацию и собственные исследования, авторами была разработана технология формирования образовательной самостоятельности, в основе которой находится совместная образовательная деятельность студентов по проектированию образовательных ситуаций.
В исследовании использованы несколько видов образовательных ситуаций: ситуации «вхождения» в новый вид деятельности; ситуации «пробы наработанной схемы средства» в собственной деятельности; ситуации «поиска», «открытия» знания в ответ на разрешение собственных затруднений.
Выбор именно этих видов ситуаций был обусловлен тем, что студенты только начали осваивать педагогическую деятельность, однако уже побыва-
ли в школе, видели, как учитель взаимодействует с детьми, выстраивает свою стратегию поведения на уроке; некоторые из студентов имели опыт проведения внеклассных мероприятий с учащимися.
Ситуации «вхождения» в новый вид деятельности, а для студентов таким видом деятельности является педагогическая деятельность, предусматривают переход от теоретического рассуждения к практическому действию, от позиции студента к позиции учителя, от пассивного созерцания рассказа преподавателя к самостоятельному включению в образовательную деятельность. При организации таких видов ситуаций студентам вначале давались видеофрагменты с образовательной ситуацией, продолжение которой они должны были проиграть, выступая в роли учителя, и предложить свои варианты развития событий. В основном тематика касалась стратегии поведения молодого учителя на уроке, первые уроки начинающего педагога. Затем учащимися индивидуально выбиралась тема урока, которая самостоятельно разрабатывалась ими с учетом проблем, обнаруженных при обсуждении видеофрагментов. На последующих занятиях происходило моделирование образовательной ситуации, где каждый учащийся мог попробовать себя в роли учителя и ученика. Итогом деятельности становилось совместное обсуждение, фиксирование затруднений, возникших при построении образовательной ситуации, корректировка данных. Таким образом, использование ситуаций «вхождения» в новый вид деятельности способствовало постепенному формированию образовательной самостоятельности, в частности изменению образовательной субъектной позиции от пассивного слушателя к активному участнику процесса. Кроме того, такой вид деятельности являлся мощным стимулом для развития инициативы и самостоятельного поиска решений, основанного на собственном опыте.
Ситуации «пробы наработанной схемы средства» в собственной деятельности позволяют перейти на новый уровень, способствующий формированию образовательной самостоятельности будущих учителей. Если при знакомстве с ситуациями вхождения в новый вид деятельности студенты чаще всего рассматривали себя в роли учащегося, которому предлагают определенный вид задания, то при этой разновидности образовательных ситуаций происходит упрочение позиции специалиста и дальнейшая наработка умений самоорганизовывать собственную образовательную деятельность. Работа с этими ситуациями заключалась в том, что студентам после изучения определенных форм и методов обучения предлагалось смоделировать образовательную ситуацию, используя освоенное. Например, на одном из занятий будущие педагоги
моделировали схему построения семинара по пройденной теме, притом каждый из них выбирал свои методы его проведения, опираясь на собственный опыт, личностные и профессиональные характеристики. То есть на всех этапах осуществления образовательного действия студенты должны самостоятельно работать с источниками информации и добывать необходимые знания, выбирать и проектировать собственные пути решения, а после реализации на практике созданной схемы уметь самостоятельно оценить свою деятельность, определить достоинства и недостатки работы, что требует достаточно высокого уровня развития образовательной самостоятельности.
Ситуации «поиска», «открытия» знания в ответ на разрешение собственных затруднений представляют следующий шаг для формирования способности самоорганизовывать собственную образовательную деятельность. Если при выполнении ситуаций «пробы наработанной схемы средства» в собственной деятельности все-таки даются основные схемы, формы, методы, которые студент должен наполнить собственным смыслом и содержанием, то при этом виде образовательных ситуаций подразумевается, что учащийся уже провел вышеназванную работу и столкнулся с определенными трудностями. Так, после проведенного пробного «наполнения» схемы семинара студент задается вопросами: «Какие методы работы приемлемы именно для меня?», «Что мне нужно сделать для того, чтобы деятельность была эффективна?» и т. д. В следующий раз он преобразует схему в соответствии с теми ответами, которые он получил в ходе саморефлексии.
Итак, предлагаемая технология работы с образовательными ситуациями хотя и включает элементы кейс-технологии, однако и имеет ряд особенностей. Так, образовательные ситуации создаются и преобразуются самими учащимися, основываясь на их личностный смысл. Преподаватель же играет роль проводника, который регулирует процесс обсуждения, наталкивает на пути решения, используя более сократический метод, чем авторитарный. Новым при использовании данной технологии является и работа с видеофрагментами как материалом для поиска образовательных ситуаций. Хотя подобная методика и предлагалась некоторыми авторами, однако в контексте использования их для развития образовательной самостоятельности не упоминалась. Самооценка и взаимооценка собственной образовательной деятельности также являются неотъемлемыми компонентами технологии, так как способствуют формированию способностей к саморефлексии и самоорганизации студентов.
После использования на практике данной технологии были обнаружены положительные
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 12 (165)
изменения: значительная часть студентов (86 %) стала применять приемы саморефлексии в образовательной деятельности, увеличилось количество учащихся, способных аргументировать свою точку зрения и проводить анализ содержания проблемы (60 %), возросло число студентов (с 63 до 72 %), использующих нестереотипные методы решения образовательных задач, которые основываются на собственном опыте.
Таким образом, работа с образовательными ситуациями является эффективной технологией формирования образовательной самостоятельности будущих педагогов, а важным условием для достижения заявленной цели является включение студентов в самостоятельную образовательную деятельность, которая будет способствовать их вовлечению в процесс самообразования, самоорганизации и саморефлексии.
Список литературы
1. Цитаты об образовании // Викицитатник. URL: https://ru.wikiquote.org/wiki/%CE%E1 %F0 %E0 %E7 %EE%E2 %E0 %ED%E8 %E5 (дата обращения: 06.04.2015).
2. Концепция поддержки развития педагогического образования. URL: http://www.mpgu.edu/documents/concepciya-podderzhki-ped-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 28.01.2014).
3. Камалеева А. Р. О необходимости формирования основных компетенций выпускников вузов в условиях создания единого европейского пространства высшего образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 103-108.
4. Лебедева К. С. Проблема исследования образовательной самостоятельности с позиции компетентностного подхода // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 21-29.
5. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 937 с.
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест, 2001. 976 с.
7. Прозументова Г. Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к открытому образовательному пространству. Феноменология образовательных инноваций. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 15-138.
8. Мезенцева Л. В. Развитие образовательной самостоятельности студентов колледжа средствами научно-исследовательского комплекса: дис. ... канд. пед. наук. Шадринск, 2009. 209 с.
9. Абрамов С. М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения (на примере негосударственного гуманитарного вуза): дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 250 с.
10. Ермакова О. Н. Воспитание образовательной самостоятельности будущего учителя средствами предметно-дидактического комплекса педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 180 с.
11. Таранчук Е. А. Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 212 с.
12. Никитина Л. А. Образовательные ситуации в методической подготовке как средство становления исследовательской компетентности педагога // Образование и наука. 2010. Вып. 5 (73). С. 15-25.
Лебедева К. С., аспирант.
Алтайская государственная педагогическая академия.
Ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.04.2015.
K. S. Lebedeva
THE WORK WITH EDUCATIONAL SITUATIONS - EFFECTIVE TECHNOLOGY OF FORMATION OF EDUCATIONAL
INDEPENDENCE FOR FUTURE TEACHERS
The article considers the problem of studying and development of educational independence of students in the context of educational activity in higher education institution. Based on the analysis and synthesis of dissertation researches over the last ten years on this aspect and results of experimental work the author shows the content of educational independence. Much attention is given to active methods of training and technologies of formation of educational independence of students. The researcher offers that the work with educational situations is an effective technology of formation of educational independence. The article is intended for public reading and for those, who are interested in educational research.
Key words: educational independence, educational activity, educational situations, technology, joint activity.
References
1. Tsitaty ob obrazovanii [Quotes about education]. Vikitsitatnik - Wikiquote. URL: https://ru.wikiquote.org/wiki/%CE%E1 %F0 %E0 %E7 %EE%E2 %E0 %ED%E8 %E5 (accessed 6 April 2015).
2. Kontseptsiya podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Concept of support of development of pedagogical education]. URL: http:// www.mpgu.edu/documents/concepciya-podderzhki-ped-obrazovaniya.pdf (accessed 28 January 2014) (in Russian).
3. Kamaleeva A. R. O neobkhodimosti formirovaniya osnovnykh kompetentsiy vypusknikov vuzov v usloviyakh sozdaniya edinogo evropeyskogo prostranstva vysshego obrazovaniya [About necessity of formation of the basic competences of graduates of high schools in the conditions of creation of uniform European space of higher education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 1 (103), pp. 103-108 (in Russian).
4. Lebedeva K. S. Problema issledovaniya obrazovatel'noy samostoyatel'nosti s pozitsii kompetentnostnogo podkhoda [Problem of research of educational independence from a position of competence-based approach]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, no. 1 (7), pp. 21-29 (in Russian).
5. Bezrukova V. S. Osnovy dukhovnoy kul'tury. Entsiklopedicheskiy slovar' pedagoga [Bases of spiritual culture. Encyclopedic dictionary of the teacher]. Ekaterinburg, 2000. 937 p. (in Russian).
6. Golovin S. Yu. Slovar'prakticheskogo psikhologa [Dictionary of the practical psychologist]. Moscow, AST Publ., 2001.976 p. (in Russian).
7. Prozumentova G. N. Strategiya i programma gumanitarnogo issledovaniya obrazovatel'nykh innovatsiy [Strategy and program of humanitarian research of educational innovations]. Perekhod k otkrytomu obrazovatel'nomu prostranstvu. Fenomenologiya obrazovatel'nykh innovatsiy [Ttransition to open educational space. Phenomenology of educational innovations]. Tomsk, 2005. Pp. 15-138 (in Russian).
8. Mezentseva L. V. Razvitiye obrazovatel'noy samostoyatel'nosti studentov kolledzha sredstvami nauchno-issledovatel'skogo kompleksa. Diss. kand. ped. nauk [Development of educational independence of students of college by means of a research complex. Diss. cand. ped. sci.]. Shadrinsk, 2007. 180 p. (in Russian).
9. Abramov S. M. Genezis obrazovatel'noy samostoyatel'nosti studentov v protsesse distantsionnogo obucheniya (na primere negosudarstvennogo gumanitarnogo vuza). Diss. kand. ped. nauk [Genesis of educational independence of students in the course of distance learning (on the example of non-state liberal arts college. Diss. cand. ped. sci.]. Ekaterinburg, 2003. 250 p. (in Russian).
10. Ermakova O. N. Vospitaniye obrazovatel'noy samostoyatel'nosti budushchego uchitelya sredstvami predmetno-didakticheskogo kompleksa pedagogicheskikh distsiplin. Diss. kand. ped. nauk [Formation of educational independence of future teacher by means of a subject and didactic complex of pedagogical disciplines. Diss. cand. ped. sci.]. Magnitogorsk, 2007. 180 p. (in Russian).
11. Taranchuk E. A. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya formirovaniya obrazovatel'noy samostoyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza. Diss. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of formation of educational independence of students of pedagogical higher educational institution. Diss. cand. ped. sci.]. Krasnoyarsk, 2008. 212 p. (in Russian).
12. Nikitina L. A. Obrazovatel'nye situatsii v metodicheskoy podgotovke kak sredstvo stanovleniya issledovatel'skoy kompetentnosti pedagoga [Educational situations in methodical preparation as means of formation of research competence of the teacher]. Obrazovaniye i nauka - The Education and science journal, 2010, no. 5 (73), pp. 15-25 (in Russian).
LebedevaK. S.
Altai State Pedagogical Academy.
Ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Altay region, Russia, 656031.
E-mail: [email protected]