К. С. Лебедева. Организационно-деятелъностная игра «Сам себе журналист»...
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
УДК 378.147
DOI 10.23951/2307-6127-2017-3-9-15
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА «САМ СЕБЕ ЖУРНАЛИСТ» В ПРАКТИКЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
К. С. Лебедева
Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул
Рассматривается проблема становления образовательной самостоятельности бакалавров педагогического направления в вузе. Обосновывается необходимость создания условий для становления данного качества в учебном процессе. Одним из таких условий становится проектирование различных форм и методов совместной работы обучающихся. Наиболее эффективной формой совместной образовательной деятельности студентов выступает организационно-деятельностная игра «Сам себе журналист», в основе которой создание студентами собственных проектов газет. В результате совместной деятельности в ходе игры будущие педагоги развивают умения самоорганизовывать образовательные действия, понимать их смысл; приобретают навыки совместной работы с другими; начинают проявлять инициативу и субъектную позицию. Полученные опытным путем данные подтверждают эффективность применения организаци-онно-деятельностной игры для становления образовательной самостоятельности.
Ключевые слова: образовательная самостоятельность, организационно-дея-тельностная игра, совместная деятельность, самоорганизация, высшее образование.
На современном этапе основной целью подготовки специалистов в вузе становится развитие таких профессиональных качеств и компетенций, которые позволят выпускникам в дальнейшем самостоятельно овладевать необходимыми знаниями и умениями в профессии. Подобная образовательная тенденция прослеживается как в мировых проектах ЮНЕСКО, TUNING, STELLAR, так и в отечественных законодательных документах. Так, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. одной из основных задач определяется создание условий для формирования способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремлению к новому [1].
Если обратиться к списку предъявляемых требований к подготовке будущих педагогов, то можно увидеть, что в числе необходимых для выпускников педвузов компетенций выделяются профессиональные умения и навыки, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность, способность к профессиональной саморефлексии, самоактуализации, постоянному обучению в течение всей жизни в условиях уровневого образования [2]. В то же время педагог должен владеть методологией научного поиска, системным анализом, умением адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной ситуации, опираться не столько на готовую технологию, сколько на умение оценивать ситуацию, осуществлять выбор технологии и даже конструировать ее [3].
Учитывая все вышесказанное, особую значимость приобретает становление образовательной самостоятельности бакалавров педагогического направления, рассматриваемое авторами как качество личности, которое проявляется в инициативе, способности эффективно самоорганизовывать собственную образовательную деятельность, определять образовательную позицию и смысл образовательных действий.
В свою очередь, проведенное авторами анкетирование среди студентов и преподавателей вузов показало, что большинство студентов (68%) не рассматривают образовательную деятельность (ОД) и образовательную самостоятельность (ОС) как необходимые условия для достижения успешности в образовании1. Со стороны преподавателей приоритетная роль также отводится учебно-познавательной деятельности, несмотря на понимание ими важности ОД студентов. Такая позиция отразилась и на полученных результатах контрольного эксперимента, где исследовался уровень развития ОС студентов педагогических специальностей ГУ имени Шакарима г. Семей. Согласно проведенному исследованию, более 50 % студентов обладают репродуктивным (низким) уровнем овладения ОС, что проявляется в ориентации на удовлетворение личных мотивов, не связанных с будущей профессиональной сферой, в отсутствии заинтересованности в самостоятельной ОД и умений самостоятельно ставить цели своей образовательной деятельности, анализировать и рефлексировать ОД, умений работать совместно. При этом установлено, что студенты не проявляют инициативы в осуществлении ОД и, как следствие, не обозначают свою образовательную позицию.
Одним из средств, позволяющих создать условия для становления ОД, в данном исследовании выступило обращение к проектированию различных форм и методов совместной работы обучающихся (кейс-стади, решение образовательных ситуаций, заполнение дневника самонаблюдений), способствующих повышению уровня становления ОС. Наиболее эффективной формой стала организационно-деятельностная игра «Сам себе журналист», которая разрабатывалась в ходе формирующего эксперимента по становлению ОС бакалавров педагогического направления.
Выбор именно этой формы для становления ОС будущих педагогов был обусловлен самой структурой и содержанием организационно-деятельностной игры (ОДИ). Так, по мнению их создателя П. Г. Щедровицкого, сущность таких игр заключается в понимании необходимости развивать свою мыследеятельность. В ходе ОДИ на всех этапах стимулируется проявление самостоятельности и инициативы участников, а «исходными рабочими процессами, без которых не может быть и самой ОДИ, являются процессы целеобразова-ния и проблематизации» [4].
Вместе с тем взаимодействие с другими обучающимися, «явление соотнесенности, со-организованности, связи моего Я и Я-другого (других)» [5, с. 19] в игровом процессе способствует нахождению собственных образовательных смыслов участников игры, что составляет важный аспект в становлении ОС студентов. Совместная деятельность игры «создает условия для появления инициатив, ответственности и личной заинтересованности» [6].
В основу представленной ОДИ было положено создание студенческой газеты, посвященной теоретическим и практическим вопросам педагогики. Бакалавры самостоятельно формировали содержание своих выпусков газет, назначали руководство, обсуждали и корректировали статьи.
1 Данное исследование проводилось в 2012-2014 гг. среди студентов и преподавателей Семипалатинского государственного университета имени Шакарима, Семипалатинского государственного педагогического института, университета «Кайнар».
Если обратиться к истории, проектирование газеты студентами применялось в педагогической практике достаточно давно. Особенно распространено данное явление было в зарубежных педагогических школах, и связано оно с именем Джона Дьюи и методом проектов. В своей книге «Школы будущего» он подробно описывает работу учащихся Интерла-кенской школы по созданию газеты: «Мальчики собирают новости, пишут, правят, печатают, также ведут и деловую часть: собирают объявления, подписчиков и т. п. Учителя из „английского отделения" школы помогают, где нужно» [7].
На современном этапе актуальность исследований, посвященных проектированию газет учащимися за рубежом, не снижается (Bard, 1992; Osborn, 1998; Schaffer, 1997 и др.). На сегодняшний день существует большое количество практических рекомендаций и методических пособий, посвященных методике проектирования газет («Как управлять студенческой газетой» (1989), «Книга юного журналиста» (1998), «Вперед! Справочник учителя по созданию студенческих газет» (2006) и др.).
Однако, несмотря на распространенность школьных и студенческих газет, организаторы проектирования газет, как преподаватели, так и студенты, не ставят своей целью развитие профессиональных качеств в ходе создания своих проектов. Исключение составляют лишь те студенты, которые обучаются по журналистским специальностям и будущая деятельность которых непосредственно связана с написанием статей.
Так, Ассоциация газет Америки America Foundation (NAAF) раскрывает следующие задачи использования студенческих газет в обучении: развивает умение критически мыслить и определяет круг интересов обучающихся; готовит студентов быть активными гражданами демократического общества; усиливает интерес учителей к новым обучающим методам; улучшает отношения с семьями студентов и помогает наладить сотрудничество между педагогами, студентами и родителями; помогает подготовить студентов к государственным и национальным стандартизированным тестам; способствует преобразованию студентов в заинтересованных, активных граждан [8].
Как видим, среди перечисленных задач не названо развитие образовательной самостоятельности и другие компетенции, связанные с приобретением профессионального опыта и коммуникаций. Основной образовательной целью выступает формирование гражданской позиции.
В отечественных исследованиях также существует немало педагогических разработок, связанных с использованием метода проектов (С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер, Е. С. Полат). При этом создание газеты рассматривается исследователями как одна из форм проектов наряду с видеопрезентациями, творческими отчетами, репортажами и пр. [9]. Анализ литературных источников по данной теме показал, что сама методика проектирования газеты студентами с точки зрения становления ОС недостаточно исследована.
Вместе с тем предлагаемая методика «Сам себе журналист» хотя и имеет ряд особенностей, характерных для метода проектов (опора на личностный опыт обучающегося, проблемность, развитие образовательных потребностей, результативность, самостоятельность [10]), представляет собой организационно-деятельностную игру по ряду причин. Во-первых, все создание газеты происходит поэтапно в игровой форме; во-вторых, вся работа выполняется в соответствии с ролями и организуется самими участниками игры самостоятельно. В-третьих, личный опыт и продукт, получаемый в итоге (газета), изначально не известен, и обязательным условием для его получения становится изменение своей «мыследеятельности», способа мыслить, анализировать информацию и принимать соответствующие решения. И, наконец, каждый пройденный этап сопровождается обязательной рефлексией и корректировкой действий обучающихся.
Так, весь процесс предлагаемой игры состоит из трех этапов: подготовительного, игрового и рефлексивного. На подготовительном этапе студентами и педагогом проводится совместное обсуждение тематики, целей и содержания их предстоящей работы. В ходе обсуждения формируются рабочие группы для создания проектов газет. Кроме этого, в каждой группе самими студентами выбираются роли редактора, журналиста, дизайнера, делегируются их полномочия:
редактор (1 человек) - контролирует весь процесс, дает темы для газеты, отвечает за весь результат работы;
журналисты (2-3 человека) - готовят материал по рубрикам, собирают информацию, подготавливают статьи;
дизайнеры (1-2 человека) - отвечают за художественное оформление газеты, оформляют подготовленные журналистами материалы газеты, подбирают фотографии, рисунки и пр.
Работа, проводимая на игровом этапе, включает:
- подготовку группами проекта газеты, при этом каждая группа определяет содержание рубрик, название газеты, объем в соответствии с определенной темой;
- презентацию газеты всеми участниками группы;
- рефлексию проведенной работы, оценку студентами достоинств и недостатков своих газет и газет соратников.
Игровой этап подразделяется на несколько фаз по мере усложнения заданий и становления ОС. На первой фазе студенты пытаются готовить собственные статьи по заданной педагогом тематике, определяются с выбором рубрик своей газеты совместно с преподавателем. В дальнейшем они презентуют полученные результаты, анализируют и рефлексируют свою работу и работу других групп. После этого на второй фазе обучающиеся уже корректируют свои газеты, выбирают собственную тематику и заново представляют усовершенствованные проекты без помощи педагога. Таким образом, первая фаза способствует включению в совместную деятельность, активизации самостоятельных поисковых форм работы и формированию рефлексивных умений. Задачей второй фазы становится освоение субъектной позиции, развитие аналитических умений, переосмысление собственного образовательного опыта, самостоятельное видение проблемы.
По окончании игрового этапа каждая группа студентов представляет завершенные проекты газет, которые вывешиваются на стенд, чтобы студенты других специальностей могли посмотреть и оценить их труд. Такая форма работы позволяет получить участникам игры обратную связь не только от преподавателя и друг друга, но и от независимых экспертов -студентов.
На рефлексивном этапе ОДИ подводятся итоги игры, сопоставляются цели, заявленные студентам в ее начале и в конце, обсуждаются положительные и негативные стороны проведения такой формы работы.
Важным моментом игры является то, что рефлексия проводится не только на заключительном этапе ОДИ. Это связано с тем, что она становится «не только особым образовательным действием по восстановлению опыта совместного действия, но и особой формой коммуникации как обсуждения того, что случилось со всеми нами и с каждым из нас здесь и сейчас» [11, с. 200].
В результате применения организационно-деятельностной игры «Сам себе журналист» были отмечены положительные изменения в образовательном плане: студенты самостоятельно ставили цели своей образовательной деятельности, планировали работу, анализировали и рефлексировали ее. Для того чтобы подготовить очередной выпуск газеты, будущие
педагоги каждый раз самостоятельно искали информацию по профессиональной тематике и перерабатывали ее, выбирая самое интересное, что требовало умений синтезировать, сопоставлять и обобщать теоретические знания.
Важным моментом стало изменение установок студентов и мотивов их образовательной деятельности. Бакалавры стали проявлять большую заинтересованность в своей будущей профессии, стали затрагивать не изученные пока еще ими на учебных занятиях области педагогической деятельности.
Вместе с тем проведенный контрольный эксперимент позволил отметить положительную тенденцию в становлении ОС обучающихся. Количество студентов с репродуктивным (низким) уровнем развития ОС уменьшилось до 27 %. В свою очередь, возрос процент обучающихся с творческим (высоким) уровнем становления ОС (с 7 до 24 %). Все это свидетельствует об эффективности использования этой формы организации образовательной деятельности для становления ОС будущих педагогов.
Таким образом, организационно-деятельностная игра «Сам себе журналист» представляет эффективную форму совместной работы обучающихся и педагогов в практике становления образовательной самостоятельности будущих педагогов. Ее применение в учебном процессе позволяет не только развивать способности студентов эффективно самоорганизовывать собственную образовательную деятельность, но и создает благоприятные условия для проявления инициативы, смыслов образовательных действий и становления активной образовательной позиции обучающегося.
По мнению авторов, представляется необходимым также в дальнейшем исследовать влияние данной методики и ее использование для специальностей непедагогического профиля.
Список литературы
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 1227-р. URL: httpV/минобрнауки.рф (дата обращения: 21.01.2017).
2. Концепция поддержки развития педагогического образования: проект. URL: http://www.mpgu.edu/documents/concepciya-podderzhki-ped-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 23.01.2017).
3. Саранцев Г. И. Исследование влияния гармонизации профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» на процесс обучения бакалавров // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 342-351. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.342-351.
4. Щедровицкий Г. П. Игра и игровые формы организации мыследеятельности с системомыследеятельностной точки зрения // Организационно-деятельностная игра: сборник текстов. Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 9 (1). М., 2004.
5. Школа совместной деятельности: изменение содержания образования в развивающей школе / под ред. Г. Н. Прозу-ментовой, Е. Н. Ковалевской. Томск: UFO-press, 2001. Кн. 3. 136 с.
6. Никитина Л. А. Деятельностные игры в подготовке студентов к методической организации совместной деятельности на уроках в начальной школе // Наука и школа. 2014. № 5. С. 99-105.
7. Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего // Народное образование. 2000. № 8. С. 244-269.
8. Abbott J. NIE: Getting Started. A guide for newspaper in education programs. NAA Foundation. Vienna, 2005. 125 p.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2008. 272 с.
10. Цыгулева М. В. Опыт реализации проектной методики для формирования профессиональной компетентности специалиста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 10 (100). С. 56-62.
11. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 198-202.
Лебедева Ксения Сергеевна, аспирант, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.03.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2017-3-9-15
THE ORGANIZATIONAL AND ACTIVITY GAME "I AM A JOURNALIST" IN PRACTICE OF FORMATION OF EDUCATIONAL INDEPENDENCE OF FUTURE TEACHERS
K. S. Lebedeva
Altai State Pedagogical University, Barnaul, Altay Region, Russian Federation
The article considers the problem of studying and development of educational independence of students in the context of educational activity in higher education institution. The most effective form of educational activities of students is the organizational and activity game "I am a journalist", which is based on the creation of students' own projects of newspapers. This game consists of several parts - preparatory, game and reflexive. During the game the students play the roles of the editor, journalists and designers. "Editor" controls the whole process, gives subjects for the newspaper, is responsible for the entire result of the work; "journalists" prepare material on headings, collect information, prepare articles; "designers" are responsible for decorating of the newspaper, make out the newspaper materials prepared by journalists, select photos, drawings and so forth.
As a result of joint activities during the game future teachers develop abilities for educational actions, understanding of their meaning; acquire the skills ofjoint operation with others; begin to take initiative and display subjective position. The data obtained by practical consideration confirm efficiency of application of an organizational and activity game "I am a journalist" for formation of educational independence. The article is of interest to teachers of higher education institutions and students of pedagogical specialties.
Key words: educational independence, organizational and activity game, self-organization, higher education.
References
1. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020] (in Russian). URL: http://minobrnauki.rf (accessed 21 January 2017).
2. Kontseptsiyapodderzhkirazvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya: proekt [Concept of support of development of pedagogical education] (in Russian). URL: http://www.mpgu.edu/documents/concepciya-podderzhki-ped-obrazovaniya.pdf (accessed 23 January 2017).
3. Sarantsev G. I. Issledovaniye vliyaniya garmonizatsii professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu "Pedagogicheskoye obrazovaniye" na protsess obucheniya bakalavrov [Research into influence of harmonisation of higher education on bachelor degree students specialising in "Pedagogical education"]. Integratsiya obrazovaniya - Integration of education, 2016, vol. 20, no. 3, pp. 342-351. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.342-351 (in Russian).
4. Shchedrovitskiy G. P. Igra i igrovye formy organizatsii mysledeyatel'nosti s sistemomysledeyatel'nostnoy tochki zreniya [The game and game forms of organization of thinking activity from the system thinking activity point of view]. Organizatsionno-deyatel'nostnaya igra: sbornik tekstov. Iz arkhiva G. P. Shchedrovitskogo. T. 9 (1) [Organizational and activity game: collection of texts. From G. P. Schedrovitsky's archive. Vol. 9 (1)]. Moscow, 2004. 288 p. (in Russian).
5. Shkola sovmestnoy deyatel'nosti: izmeneniye soderzhaniya obrazovaniya v razvivayushchey shkole [Collaborative activity school: the change in education content in developmental school]. Edited by G. N. Prozumentova, E. N. Kovalevskaya. Tomsk, UFO-press Publ., 2001. Vol. 3. 136 p. (in Russian).
6. Nikitina L. A. Deyatel'nostnye igry v podgotovke studentov k metodicheskoy organizatsii sovmestnoy deyatel'nosti na urokakh v nachal'noy shkole [Simulation exercise in preparing students for the methodical organization of joint activities in lessons in elementary school]. Nauka i shkola - Science and School, 2014, no. 5, pp. 99-105 (in Russian).
7. Dewey J., Dewey E. Schools of tomorrow. New York, The Knickerbocker Press, 1915. 316 p. (Russ. ed.: D'yui D., D'yui E. Shkoly budushchego: per. s angl. Berlin: Gosizdat, 1922. 179 р.).
8. Abbott J. NIE: Getting Started. A guide for newspaper in education programs. NAA Foundation, Vienna, 2005. 125 p.
9. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Novye pedagogicheskiye i informatsionnye tekhnologii vsisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in an education system]. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 272 p. (in Russian).
10. Tsyguleva M. V. Opyt realizatsii proektnoy metodiki dlya formirovaniya professional'noy kompetentnosti spetsialista [An experience of project methodic for developing professional competency of a specialist]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol. 10 (100), pp. 56-62 (in Russian).
11. Pozdeeva S. I. Otkrytoye sovmestnoye deystviye pedagoga i rebyonka: soderzhaniye, priznaki, rezul'taty [Open joint programme of teacher and a child: content, evidence, results]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 4 (119), pp. 198-202 (in Russian).
Lebedeva K. S., Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Altay Region, Russian Federation, 656031). E-mail: [email protected]