УДК 378.147:001.891
К. С. Лебедева
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Рассматривается понятие «образовательная самостоятельность» с точки зрения применения компетентностного подхода при ее исследовании. На основе изучения законодательных документов в сфере образования, а также обобщения научных исследований в области компетентностного подхода в педагогическом процессе автором раскрываются содержание, критерии и уровни образовательной самостоятельности, дается характеристика проведенного диагностического исследования сформированно-сти образовательной самостоятельности студентов. Проводится анализ современных диссертационных работ, посвященных изучению компетенций в различных сферах знаний, написанных за последние пять лет.
Ключевые слова: образовательная самостоятельность, компетентностный подход, компетенция, компетентность, исследование.
В современной системе высшего образования все большую актуальность приобретает применение компетентностного подхода в педагогическом процессе. Такая тенденция связана прежде всего с изменением требований к специалистам на рынке труда с позиции владения ими профессиональными компетенциями и, как следствие, с переориентацией «зна-ниевой» модели подготовки выпускников вузов на компетентностную модель.
В Государственной программе развития образования Российской Федерации на 20132020 гг. подчеркивается потребность общества в компетентных специалистах во всех сферах жизнедеятельности, а одной из стратегических задач заявлено создание открытой к внешним запросам системы образования, обеспечивающей условия для формирования у граждан компетенций «инновационного человека». К таковым компетенциям авторы программы относят профессиональные, социальные и культурные компетенции [1].
Сравнительный анализ федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлениям «Психолого-педагогическое образование» и «Педагогическое образование» позволил выявить, что результатом образования по данным специальностям также рассматриваются вышеперечисленные компетенции, раскрываемые посредством профессиональных, коммуникативных, социальных, культурных способностей, умений, знаний, способов деятельности [2, 3].
Большинство работодателей также акцентируют внимание на овладении выпускниками не только общими теоретическими знаниями и практическими навыками, но и профессиональными компетенциями. Показателен и тот факт, что для работодателей основным критерием при отборе молодых специалистов стали личностные качества, такие как ответственность, коммуникабельность, инициативность, самостоятельность, исполнительность и прочее [4].
Потребность в изменении качества подготовки специалиста с точки зрения компетент-ностного подхода послужила причиной возросшего количества исследований, посвященных формированию различного вида компетентностей и компетенций в организации образовательной деятельности.
Так, за последние пять лет нами было выявлено 28 работ, объектом изучения которых являлись компетентности, притом наибольшее количество диссертаций написано по следу-
ющим направлениям: профессиональная (21 %), коммуникативная (18 %), правовая (11 %), социальная (7 %) компетентности. Большое количество исследований, рассматривающих профессиональную компетентность в различных отраслях знаний (педагогика, психология, юриспруденция и пр.), связано, на наш взгляд, во-первых, с потребностями общества в подготовке конкурентоспособных компетентных специалистов, о чем было сказано выше, а во-вторых, с необходимостью разработки специальных концепций и технологий для формирования профессиональной компетентности, так как при знаниево-ориентированной парадигме обучения не уделялось внимание становлению компетенций. В связи с этим возрос интерес к исследованиям в области формирования профессиональной компетентности.
Не меньшее количество исследователей рассматривают в своих диссертациях понятие «компетенция». Сравнивая количество диссертационных работ, объектом исследования которых являлись различные виды компетентностей, и исследований, посвященных изучению компетенций, можно убедиться, что первых меньше, чем вторых: за анализируемый промежуток времени диссертаций с ключевым понятием «компетентность» написано только 28, в то время как по компетенциям - 237.
Среди особенностей отмеченных нами - то, что большинство компетенций носят более «частный» характер, т. е. они могут проявляться только в определенных видах специальностей; например, военно-профессиональные, графические, химико-технологические и ряд других компетенций присущи таким профессиям, как военные, химики, технологи, и вряд ли могут рассматриваться в контексте других профессий. Хотя существуют и те группы компетенций, которые являются общими для всех специальностей. Так, наибольшее количество диссертаций посвящено таким видам компетенций, как профессиональные (22,4 %), коммуникативные (10,5 %), информационные (10,1 %), социальные (4,6 %) и педагогические (4,2 %) компетенции. Данные виды компетенций сгруппированы нами, следуя правилу от общего к частному, т. е. вначале представлена общая компетенция, например профессиональная, а потом частные компетенции, рассматриваемые в рамках профессиональной - профессионально-творческая, лингвопрофессиональная и т. д. (см. таблицу). Интерес именно к этим группам компетенций среди исследователей объясняется возросшими требованиями к специалистам с точки зрения их профессиональных, коммуникативных способностей, умений пользоваться информационными источниками, устанавливать контакты с другими людьми.
Соотношение количества диссертационных работ по компетенциям за 5 лет (по педагогическим специальностям)
Название компетенции Количество работ по годам Всего
2009 2010 2011 2012 2013
1 2 3 4 5 6 7
Профессиональная 9 6 8 11 11 45
Профессиональная творческая - - 1 - - 1
Профессиональная дискурсивная - - - - - -
Лингвопрофессиональная 1 - - - - 1
Профессиональная инженерно-графическая 1 - - 1 - 2
Профессиональная иноязычная - - - 1 - 1
Профессиональная химико-технологическая - - - 1 - 1
Метапрофессиональная - - - 1 - 1
Профессионально-логистическая - - - 1 - 1
П р о д о л ж е н и е т а б л и ц ы
1 2 3 4 5 6 7
Коммуникативная 3 1 7 4 2 17
Регионально-ориентированная коммуникативная - - - - 1 1
Билингвальная коммуникативная - - - 1 - 1
Профессионально-коммуникативная 1 - 1 1 - 3
Иноязычная коммуникативная - 2 - - - 2
Коммуникативно-воспитательная - - 1 - - 1
Информационная 3 1 - 3 - 7
Информационно -технологиче ская 1 2 1 - - 4
Информационно -коммуникативная - 2 3 1 2 8
Информационно-аналитическая - - - 1 - 1
Информационно-исследовательская - - - - 1 1
Иноязычная информационная - - - 1 1
ИКТ-компетенции - - - 1 1 2
Социальная - 2 2 - 4
Социально - лично стная 1 2 - - 1 4
Социально-профессиональная - - - 1 1
Социально -этиче ская - - - - 1 1
Социально-информационная - - - - 1 1
Педагогическая 1 2 2 - - 5
Педагогико-правовая 1 - - - - 1
Общепедагогическая системообразующая 1 - - - - 1
Психолого-педагогическая - 1 - - - 1
Педагогическая мобилизационно-функциональная - 1 - - - 1
Многомерная педагогическая - - 1 - - 1
Исследовательская 2 - 2 2 1 7
Проектно-исследовательская - - - - 1 1
Межкультурная 1 2 1 1 1 6
Межкультурная коммуникативно-профессиональная 1 - - - - 1
Управленческая - 3 1 - - 4
Управленческо-профессиональная 1 - - - - 1
Организационно-управленческие - - - - 1 1
Социокультурная 2 - 1 - 2 5
Технологическая - 1 - 1 - 2
Специально-технологические - - - 1 - 1
Производственно-технологическая - 1 - - - 1
Компетенции профессионального саморазвития 1 - - - - 1
Компетенции саморазвития - - - 1 - 1
Компетенции самообучения - - - 1 - 1
Самообразовательная - - 1 - - 1
Общие - - 1 1 2 4
Методическая - 1 - 1 - 2
Научно-методическая - 1 - - - 1
Лингвометодическая - 1 - - - 1
Языковая 2 - - - - 2
Языковая когнитивная 1 - - - - 1
Предметные - - - 1 - 1
Межпредметные - - 1 - - 1
Метапредметная 1 - - - - 1
Личностная 1 1 - 1 - 3
Здоровьесберегающая 2 1 - - - 3
Образовательная 2 1 - - - 3
О к о н ч а н и е т а б л и ц ы
1 2 3 4 5 6 7
Правовая - 1 - - 2 3
Художественно-проектная Художественно-эстетическая 1 1 - - - 1 2 1
Интегративные Интегрированные - - 1 1 1 2 1
Проектная Проектно-конструкторские - - - 1 2 2 1
Учебная Учебно-познавательная - 1 1 1 - 1 2
Экономико-математическая Математическая 1 - - 1 - 1 1
Проектировочная - 1 - - 1 2
Военно-профессиональные - - 1 - 1 2
Общекультурные - - - 1 1 2
Когнитивная Когнитивно-коммуникативная - - 1 1 - 1 1
Компенсаторная - - 1 - - 1
Общенаучная - - - 1 - 1
Квалиметрическая - - - 1 - 1
Оценочная Компетенции экспертной оценки - - - 1 1 1 1
Рискологическая - - - 1 - 1
РЯ-компетенции - - - 1 - 1
Пренатальная - - - 1 - 1
Природоохранная - - - 1 - 1
Рефлексивная - - - - 1 1
Ценностно-ориентированные - - - - 1 1
Защитная - - - - 1 1
Иноязычные - - - - 1 1
Преемственные - - - - 1 1
Экологическая 1 - - - - 1
Специальная - 1 - - - 1
Экономическая и бизнес 1 - - - - 1
Эвристиче ская 1 - - - - 1
Риторическая 1 - - - - 1
Культурологическая 1 - - - - 1
Историко -культурная 1 - - - - 1
Общенаучная иноязычная лексическая 1 - - - - 1
Краеведческая - - 1 - - 1
Графическая - - 1 - - 1
Презентационная - - 1 - - 1
Интеллектуально-творческая - - 1 - 1
Корпоративная 1 - - - - 1
Переводческая - 1 - - - 1
Организаторская - 1 - - - 1
Графическая - 1 - - - 1
Конфликтологическая - 1 - - - 1
Литературно-музыкальная - 1 - - - 1
Лидерская - 1 - - - 1
Всего 51 44 44 54 44 237
Между тем, несмотря на множество исследований компетентностей и компетенций, нами был обнаружен относительно малый объем работ, посвященных изучению образовательной самостоятельности с позиции компетентностного подхода.
Проблема формирования образовательной самостоятельности впервые была рассмотрена в работах С. М. Абрамова, Е. А. Таранчук, О. Н. Ермаковой, Л. В. Мезенцевой [5-8], хотя, безусловно, и до вышеперечисленных исследований были работы, рассматривающие такие понятия, как «профессиональное саморазвитие», «самообучение», «самообразование», а также «учебно-познавательная самостоятельность». Образовательная самостоятельность у этих авторов раскрывается как «деятельность», «способность личности», «свойство личности», «самоорганизация познавательной деятельности», но не как компетенция.
На наш взгляд, изучение образовательной самостоятельности только с перечисленных позиций недостаточно отражает содержательный аспект этой категории. Применение ком-петентностного похода при рассмотрении данного понятия позволяет расширить рамки понимания образовательной самостоятельности.
Внутри компетентностного подхода исследователи (О. Е. Лебедев, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, А. Г. Каспржак, Б. Д. Эльконин и др.) выделяют два базовых понятия - «компетенция» и «компетентность», притом оба эти понятия имеют различные толкования у разных авторов. Одни ученые сближают понимание компетенции и компетентности, другие -дифференцируют. Так, Б. И. Хасан рассматривает компетенции как цели, а компетентности как результаты (поставленные перед человеком цели или пределы), мера же их достижения и есть показатель компетентности [9]. А. В. Хуторской понимает под компетенцией совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а компетентность рассматривает как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Он также выделяет понятие «образовательная компетенция», которая понимается как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности [10]. И. А. Зимняя рассматривает понятия «компетенция» и «компетентность» как общее и частное: «первое входит во второе, но не исчерпывается им» [11].
Однако, несмотря на разноплановость в понимании компетенции и компетентостей, авторы сходятся во мнении, что компетентностный подход подразумевает качественное изменение подготовки учащихся в сторону развития их способностей использовать полученные знания в условиях, отличных от тех, в которых эта компетентность изначально возникла, притом отличие компетентного специалиста от квалифицированного они видят в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе [12].
Учитывая содержательную основу компетентностного подхода, образовательная самостоятельность предстает как компетенция, проявляющаяся в совокупности качеств личности, способов деятельности, способностей и умений, выявляемых при эффективной организации самостоятельной образовательной деятельности, причем образовательная деятельность не рассматривается нами как тождественная учебно-познавательной или исследовательской. Руководствуясь позицией С. И. Поздеевой [13], в качестве предмета образовательной деятельности мы рассматриваем не только открытие новых знаний с помощью исследовательских процедур, но и опыт решения личностных образовательных задач, включающий деятельностные характеристики - мотивацию, целеполагание, планирование, постановку
и решение задач, рефлексию хода и результатов деятельности. Таким образом, образовательная самостоятельность как компетенция, формируемая в процессе образовательной деятельности, раскрывается через ряд критериев: мотивационный, когнитивный и деятельно-стный. В качестве основания для мотивационного критерия выступает определение ведущего мотива образовательной деятельности, стремление или отсутствие к самостоятельной деятельности. Показателем когнитивного критерия служит наличие или отсутствие таких качеств, проявляемых в процессе образовательной деятельности, как самостоятельность, критичность, гибкость мышления, способность решать поставленные цели и задачи образовательной деятельности как по образцу, так и используя оригинальные решения. Деятельно-стный критерий раскрывается через наличие умений самоорганизовывать собственную деятельность, самостоятельно ставить цели образовательной деятельности, выбирать оптимальные учебные стратегии, самостоятельно работать с источниками информации и добывать необходимые знания без руководства со стороны преподавателя, проявлять инициативу.
С целью определения сформированности образовательной самостоятельности студентов на данном этапе нами было проведено исследование, в ходе которого в соответствии с вышеперечисленными критериями были выявлены уровни развития названной компетенции - репродуктивный (воспроизводящий), эвристический (воспроизводяще-творческий) и творческий, где на репродуктивном уровне деятельность осуществляется по образцу, алгоритму; на эвристическом - деятельность реализовывается по самостоятельно выбранному варианту алгоритма, наиболее соответствующему заданию и условиям, а на творческом происходит самостоятельное планирование и свободное выполнение деятельности.
Базой исследования являлся государственный университет им. Шакарима города Семей (Казахстан). Опытная работа проводилась в четырех академических группах студентов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Иностранная филология». Были выбраны группы с однородным составом, т. е. во время проведения эксперимента обучающиеся имели одинаковый возраст, уровень подготовки по предметам психолого-педагогического цикла, а также обучение в группах проходило под руководством постоянного состава преподавателей. Всего было выделено 2 контрольные группы и 2 экспериментальные.
Для выявления уровней развития мотивационного критерия применялись такие методики, как модифицированный опросник Л. В. Байбородовой на определение ведущего мотива деятельности и разработанная нами анкета на выявление ведущего мотива учения по Е. Ю. Патяевой. Определение уровней развития когнитивного критерия осуществлялось благодаря предъявлению студентам определенного набора педагогических проблемных ситуаций, а деятельностный критерий образовательной самостоятельности исследовался посредством применения методики «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) и экспертного мнения преподавателей в контрольных и экспериментальных группах.
Сравнение всех критериев по группам (см. рисунок) показало, что во всех группах по мотивационному и когнитивному критериям преобладает репродуктивный (низкий) уровень сформированности образовательной самостоятельности, что проявляется в отсутствии стремления к самостоятельной образовательной деятельности, умений самостоятельно ставить образовательные цели и решать их, превалировании личностных мотивов учащихся над учебно-познавательными. По деятельностному критерию показатели отличаются незначительно (3 %), хотя есть и положительные стороны; так, больший процент студентов по названному критерию имеет эвристический уровень развития, что связано, на наш взгляд, с внедрением кредитной системы обучения в вузе, где больше внимания уделяется самостоятельной работе студента с источниками и поиском информации, однако небольшой разрыв между количеством учащихся с репродуктивным и эвристическим
уровнями сформированности образовательной самостоятельности по деятельностному критерию указывают на то, что отнюдь не все студенты могут компетентно осуществлять поиск необходимой информации и выбирать методы работы с ней самостоятельно. По всем критериям также отмечен небольшой процент (8,3 %) студентов, обладающих творческим уровнем развития образовательной самостоятельности, что указывает на наличие проблем в этой сфере.
Деятельностный критерий
Когнитивный критерий
Мотивационный критерий
J %
I творческии уровень
\эвристическии уровень
репродуктивный уровень
Процентное соотношение критериев образовательной самостоятельности
Причинами такой ситуации, на наш взгляд, является отсутствие эффективных психолого-педагогических условий и технологий для формирования умений самостоятельно осуществлять образовательную деятельность, выстраивая собственную траекторию развития без помощи других учащихся и преподавателей.
Таким образом, полученные диагностические данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего исследования образовательной самостоятельности с позиции компетент-ностного подхода, а также разработки комплекса психолого-педагогических условий и образовательных технологий, направленных на повышение уровня образовательной самостоятельности бакалавров.
Список литературы
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http: //минобрнауки.рф (дата обращения: 10.09.2014).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46 // Федеральный государственный образовательный стандарт «Российское образование» (федеральный портал). URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 10.09.2014).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200 // Федеральный государственный образовательный стандарт «Российское образование» (федеральный портал). URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 10.09.2014).
4. Кириллов Н. П., Леонтьева Е. Г. Конкурентоспособность выпускников вузов: проблемы и решения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 9-13.
5. Таранчук Е. А. Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 212 с.
6. Абрамов С. М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения (на примере негосударственного гуманитарного вуза): дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 250 с.
7. Ермакова О. Н. Воспитание образовательной самостоятельности будущего учителя средствами предметно-дидактического комплекса педагогических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 180 с.
8. Мезенцева Л. В. Развитие образовательной самостоятельности студентов колледжа средствами научно-исследовательского комплекса: дис. ... канд. пед. наук. Шадринск, 2009. 209 с.
9. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 2003. 149 с.
10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос». С. 13.
11. Зимняя И. А. Личностная и деятельностная направленность компетентностей как результат современного образования // Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование): материалы XVI науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 2-17.
12. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012.
13. Поздеева С. И. Проблемы реализации образовательной деятельности в подготовке и повышении квалификации современного педагога // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 64-69.
Лебедева К. С., аспирант.
Алтайская государственная педагогическая академия.
Ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031. E-mail: skk86@mail.ru
Материал поступил в редакцию 09.10.2014.
K. S. Lebedeva
PROBLEM OF RESEARCH OF EDUCATIONAL INDEPENDENCE FROM THE POINT OF COMPETENCE-BASED APPROACH
The article considers the concept "educational independence" from the point of view of application of competence-based approach. Based on the analysis and synthesis of the data contained in the legislative documents in education, and scientific research in the field of competence-based approach in pedagogical process the author shows the content of educational independence. The author carried out the analysis of the modern dissertations devoted to the studying of competences of various spheres of the knowledge written over the last 5 years. Much attention is given to competences of education. Tells in detail about diagnostic testing of educational independence of students. The article is intended for public reading and for those, who are interested in educational research.
Key words: educational independence, competence-based approach, competence, research.
References
1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gody: Utverzhdena rasporya-zheniem Pravitel'stva RF ot 15 maya 2013 goda № 792-r [The State Program of Russian Federation "Development of Education" for 2012-2020 from 15 May 2013 № 792-r]. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva obrazovaniya i nauki RF - Official website of Ministry of Education and Science. URL: http: //минобрнауки.рф/ (accessed 10 September 2014) (in Russian).
2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 "Pedagogicheskoe obrazovanie" (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr"): prikaz Ministerstva obrazovanoya i nauki Rossiy-skoy Federatsii ot 17 yanvariya 2011 g. № 46 [Federal state educational standard of higher professional education on a direction of preparation "Pedagogical education": the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 17 January 2011 № 46]. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart "Rossiyskoe obrazovanie" (federal'nyy portal) - Federal State Educational Standard"Russian Education" (Federalportal). URL: http://standart.edu.ru (accessed 10 September 2014) (in Russian).
3. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 "Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie" (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr"): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 22 marta 2010 g. № 200 [Federal state educational standard of higher professional education on a direction of preparation "Psychology and pedagogical education": the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 22 March 2010 № 200]. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart"Rossiyskoe obrazovanie" (federal'nyy portal) - Federal State Educational Standard "Russian Education" (Federal portal). URL: http:// standart.edu.ru (accessed 10 September 2014) (in Russian).
4. Kirillov N. P., Leont'eva E. G. Konkurentosposobnost' vypusknikov vuzov: problemy i resheniya [The competitiveness of graduates: problems and solutions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 6 (147), pp. 9-13 (in Russian).
5. Taranchuk E. A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya obrazovatel'noy samostoyatel'nosti studentovpedagogicheskogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of formation of educational independence of students of pedagogical higher education institution. Dis. cand. of ped. sci.]. Krasnoyarsk, 2008. 212 p. (in Russian).
6. Abramov S. M. Genezis obrazovatel'noy samostoyatel'nosti studentov v protsesse distantsionnogo obucheniya (na primere negosudarstvennogo gumanitarnogo vuza): dis. ... kand. ped. nauk [Genesis of educational independence of students in the course of distance learning (on the example of non-state liberal arts college). Dis. cand. of ped. sci.]. Ekaterinburg, 2003. 250 p. (in Russian).
7. Ermakova O. N. Vospitanie obrazovatel'noy samostoyatel'nosti budushchego uchitelya sredstvami predmetno-didakticheskogo kompleksa pedagogicheskikh distsiplin: dis. ... kand. ped. nauk [Education of educational independence of future teacher means of a subject and didactic complex of pedagogical disciplines. Dis. cand. of ped. sci.]. Magnitogorsk, 2007. 180 p. (in Russian).
8. Mezentseva L. V. Razvitie obrazovatel'noy samostoyatel'nosti studentov kolledzha sredstvami nauchno-issledovatel'skogo kompleksa: dis. ... kand. ped. nauk [Development of educational independence of students of college by means of a research complex. Dis. cand. of ped. sci.]. Shadrinsk, 2007. 180 p. (in Russian).
9. Kompetentnostnyy podkhod kak sposob dostizheniya novogo kachestva obrazovaniya [Competence-based approach as way of achievement of new quality of education]: materialy dlya opytno-eksperimental'noy raboty v ramkakh Kontseptsii moderni-zatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda [Materials for skilled and experimental work within the Concept of modernization of Russian education for the period till 2010]. Moscow, 2003. 149 p. (in Russian).
10. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsiii obrazovatel'nye standarty: doklad na otdelenii filosofii obrazovaniya i teoreticheskoy pedagogiki RAO 23 aprelya 2002 goda [Key competences and educational standards: report on office of philosophy of education and theoretical pedagogics of Russian joint stock company on April 23, 2002]. Tsentr "Eydos" Publ. P. 13 (in Russian).
11. Zimnyaya I. A. Lichnostnaya i deyatel'nostnaya napravlennost' kompetentnostey kak rezul'tat sovremennogo obrazovaniya [Personal and activity orientation of competencies as a result of modern education]. Kompetentnost' i problemy ee formirovaniya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya (shkola - vuz - poslevuzovskoe obrazovanie): materialy XVI nauchno-metodicheskoy kon-ferentsii "Aktual'nye problemy kachestva obrazovaniya i puti ikh resheniya" [Competence and problems of its formation in system of continuous education (school - higher education institution - postgraduate education): Materials XVI scientific and methodical conference "Actual Problems of Quality of Education and Way of Their Decision"]. Moscow, 2006. Pp. 2-17 (in Russian).
12. Medintseva I. P. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [Competence-based approach in education]. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, dekabr' 2012 g.) [Pedagogical skill: Materials of the II scientific and methodical conference (Moscow, December, 2012)]. Moscow, 2012 (in Russian).
13. Pozdeeva S. I. Problemy realizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti v podgotovke i povyshenii kvalifikatsii sovremennogo peda-goga [Problems of realization of educational activities in training and professional development of the modern teacher]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Pedagogical Review, 2014, no. 3 (5), pp. 64-69 (in Russian).
Altai State Pedagogical Academy.
Ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Russia, 656031.
E-mail: skk86@mail.ru