Научная статья на тему 'Влияние детскородительских отношений на профессиональное самоопределение старшеклассников при выборе обучения естественнонаучным специальностям'

Влияние детскородительских отношений на профессиональное самоопределение старшеклассников при выборе обучения естественнонаучным специальностям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / детскородительские отношения / выбор профессии / семья / профессия / professional self-determination / childparent relationships / choice of profession

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Львова Елена Николаевна, Львова Полина Павловна

В статье рассмотрена проблема влияния фактора семьи на процесс профессионального самоопределения личности юношеского возраста, поскольку именно семья и детскородительские отношения остаются для ребенка зачастую определяющим источником информации, связанным с выбором профессионального жизненного пути и предпочтений. Результаты исследования, полученные на основе анкетного опроса молодежи, позволили выявить некоторые особенности влияния семьи на профессиональное самоопределение в детском и подростковом возрасте в аспекте выбора естественнонаучных специальностей и направлений. Анализ результатов дает основание для ряда выводов, согласно которым семья, в первую очередь, должна способствовать осознанию молодым человеком себя как неповторимой личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. Руководствуясь только таким подходом, семья в процессе влияния на профессиональное самоопределение может содействовать в дальнейшем правильному выбору молодым человеком своего профессионального пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PARENTCHILD RELATIONSHIPS ON THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS WHEN CHOOSING TO STUDY NATURAL SCIENCES

The article examines the problem of the influence of the family factor on the process of professional self-determination of the personality of adolescence, since it is the family and childparent relationships that often remain for the child the determining source of information related to the choice of professional life path and preferences. The results of the study, obtained on the basis of a questionnaire survey of young people, made it possible to identify some features of the influence of the family on professional self-determination in childhood and adolescence in terms of the choice of natural science specialties and areas. Analysis of the results provides the basis for a number of conclusions, according to which the family, first of all, should promote a young person’s awareness of himself as a unique individual, with his own world of thoughts, feelings and experiences, with his own views and assessments. Guided only by this approach, the family, in the process of influencing professional self-determination, can further contribute to the young person’s correct choice of his professional path.

Текст научной работы на тему «Влияние детскородительских отношений на профессиональное самоопределение старшеклассников при выборе обучения естественнонаучным специальностям»

Влияние детско-родительских отношений на профессиональное самоопределение старшеклассников при выборе обучения естественнонаучным специальностям

Львова Елена Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета E-mail: el1503@mail.ru

Львова Полина Павловна,

студент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный

университет»,

E-mail: el1503@mail.ru

В статье рассмотрена проблема влияния фактора семьи на процесс профессионального самоопределения личности юношеского возраста, поскольку именно семья и детско-родительские отношения остаются для ребенка зачастую определяющим источником информации, связанным с выбором профессионального жизненного пути и предпочтений. Результаты исследования, полученные на основе анкетного опроса молодежи, позволили выявить некоторые особенности влияния семьи на профессиональное самоопределение в детском и подростковом возрасте в аспекте выбора естественнонаучных специальностей и направлений. Анализ результатов дает основание для ряда выводов, согласно которым семья, в первую очередь, должна способствовать осознанию молодым человеком себя как неповторимой личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. Руководствуясь только таким подходом, семья в процессе влияния на профессиональное самоопределение может содействовать в дальнейшем правильному выбору молодым человеком своего профессионального пути.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, детско-родительские отношения, выбор профессии, семья, профессия.

Введение

Вопросы выбора будущей профессиональной деятельности, признания социального авторитета профессии и возможности карьерного роста для личности в юношеском возрасте в последние десятилетия становятся наиболее актуальными, особенно в аспекте возрастающей сложности социально-профессиональной структуры. В результате профессионального самоопределения детей и подростков предполагается формирование новой позиции взрослости, предусматривающей развитую самостоятельность, осознание своей роли и места в обществе. С такой ситуацией сталкивается практически каждый подросток, однако ряд факторов, таких как отсутствие самостоятельности, излишняя привязанность, зависимость от мнения семьи, может препятствовать развитию значимой профессионально-личностной перспективы. Безусловно, семья в контексте детско-родительских отношений во многом предопределяет жизненный путь и профессиональные предпочтения ребенка, выступая в качестве своеобразного ориентира и важного источника информации.

Материалы и методы

С целью выявления особенностей влияния семьи и детско-родительских отношений на процесс профессионального самоопределения личности юношеского возраста был проведен анкетный опрос. В фокусе нашего исследовательского интереса: удовлетворенность выбором вуза и профессии, ценности, которые мотивируют на выбор места будущей работы и профессиональные планы. В качестве респондентов выступили студенты 1 курса естественно-научных специальностей университета в количестве 102 человека, из них 29,4%- юноши, 70,6% - девушки. Опрос проводился в 2023 году.

Литературный обзор

Проблема профессионального самоопределения рассмотрена в работах Волобуева Е.В., Жолудевой С.В., Жули-ной Г.Н., Рябухиной Е.Н. и других. Вопросы влияния семьи на профессиональное самоопределение изучены в трудах Александровой Н.А., Галимовой Р. Ф., Лапшина В. Е., Савенковой А.С., Скрынниковой Н. В., Оганесовой Н. Л., Шаманина Н.В., Широковой Е.Ю.

Анализ современных исследований по проблеме самоопределения личности показывает, что это многогранный, сложный и активный процесс, который протекает в течение всей жизни. При этом профессиональное самоопределение связано с выбором профессионального направления. Так, Широкова Е.Ю. отмечает, что применительно к подростковому возрасту профессиональное самоопределения является начальным этапом профессионального и одним из наиболее значимых аспектов общего личностного развития подростка. Важнейшим фактором, влияющим на структуру профессионального самоопределения, интересы и профессиональные наклонности подростков, является характер внутри-

семейных отношений. Семейные отношения как система чувств, представлений, особенностей восприятия родителей и детей по отношению друг к другу играют немаловажную роль и, выступая в качестве института социализации, оказывают непосредственное влияние на выбор детьми и подростками своего профессионального пути [3,7].

Александрова Н.А. считает, что в период взросления ребенка родители и семья как источники знаний и эмоциональной поддержки предлагают ему модель взаимоотношений с другими людьми и подсказывают варианты выхода и решения сложных жизненных ситуаций. Результаты исследований говорят о зависимости показателей интеллектуальности детей от характеристик семейной среды (уровня образования, статуса, профессиональной компетентности родителей и т.д.)/ Чем более активно родители транслируют свой личностный, профессиональный опыт и убежденность в профессиональных предпочтениях, чем ярче выражены понимание родителями собственных жизненных целей и удовлетворенность результатами деятельности, тем более гармонично развивается интеллектуальная сфера детей. При этом профессиональное самоопределение происходит более уверено [1].

По мнению Волобуевой Е.В., на профессиональный выбор ребенка оказывают влияние такие индивидуальные особенности родителей, как самоактуализация и предпочитаемый стиль детско-родительских отношений [2].

Сложность ситуации профессионального самоопределения для подростков связана с ее неопределенностью и слабым знакомством с современными профессиональными направлениями. Дубровин Д.Н. также отмечает наличие низкого уровня психологических знаний у школьников, который не позволяют уверенно и самостоятельно ориентироваться во внутреннем мире личностных свойств и качеств. А без этого выбор будущей профессии как сознательный процесс может быть весьма затруднительным [4].

Шаманин Н.В., Лапшин В.Е. в своем исследовании подчеркивают, что выбор профессии, представляющий конечный этап профессионального самоопределения, является очень ценным, ведь от этого в дальнейшем зависит успешность личности. Рассматривая вопрос профессионального самоопределения в династийных семьях, авторы отмечают этот процесс как особо ценный, так как от поколения к поколению происходит передача профессиональных навыков, опыта, традиций [6].

К значимым традициям при этом в зависимости от экономических, технологических и политических факторов, по мнению Скрынниковой Н.В., относятся потребность в поддержке членов семьи, воспитательные функции, передача последующим поколениям социальных навыков [5].

Результаты

Краткая характеристика положения семей респондентов показала, что 88,2% воспитывались в полной семье. У 14,7% опрошенных родители имеют отношения к профессиям естественно-научного направления, в частности, к медицинским специальностям, а 94,1% родителей высоко оценивают собственную избранную профессию. ^ Кроме того, молодым людям (79,4%) нравится профес-О сия своих родителей, а 91,2% - посещали в детстве их «г рабочее место. Однако, по мнению опрошенной моло-сэ дежи, только 23,5% родителей хотели бы, чтобы дети ю продолжили их дело. Респонденты также указали на наг личие братьев и сестер (76,5%), некоторые из которых

работают (38,2%), в том числе по естественно-научному направлению (19,04%).

Данная характеристика позволяет сделать некоторые выводы: в частности, говорить о возможном влиянии обоих родителей на профессиональное самоопределение ребенка. При этом значительный процент родителей у опрошенной молодежи не имеет отношения к естественно-научной сфере, в том числе медицинской. Высоко оценивая собственную избранную профессию, родители не хотят, чтобы дети продолжили их дело.

Далее были определены некоторые особенности влияния детско-родительских отношений на выбор профессии. Надо отметить, что детско-родительские отношения, предполагающие совместную деятельность, взаимодействие и общение в диаде «родитель-ребенок», по результатам опроса включали обмен мнениями и обсуждение с членами семьи проблемы выбора профессии и вуза. В итоге, 50% опрошенных определились с выбором профессии и вуза уже в 9 классе, а некоторые (8,8%) - даже в 1 классе. При этом 88,2% родителей принимали очень активное участие в данном самоопределении, развивая способности своих детей в этом направлении (выбор специальной школы или класса, занятия в кружках, секциях, с репетиторами), а 64,7% родителей были уверены в наличии у ребенка способностей к изучению биологии. Регулярно обсуждали с ребенком будущий профессиональный выбор 97,1% родителей.

75% респондентов с уверенностью ответили, что родители оказали самое прямое влияние на их профессиональное самоопределение, а 82,4% респондентов отметили, что были едины во мнении со своими родителями в выборе профессии и вуза. К окончанию 1 курса семьи у 98% опрошенных остались весьма довольны выбором своих детей. Также было установлено, что на момент опроса 38,9% родителей контролирует учебную и трудовую деятельность своих детей, а 23,5% - особо требовательны к выполнению учебных обязанностей.

Интересно, что на вопрос «Хотели ли бы вы, чтобы ваши родители выбрали за вас профессию?» 100% опрошенных ответили отрицательно, и только 2% опрошенной молодежи в ответе уже на другой вопрос считает, что мнение родителей можно учитывать при выборе профессии, однако в целом самими значимыми являются «интерес к профессии» (97,1%), «материальное благополучие» (73,5%) и «возможность профессионального роста» (64,7%). В то же время у большинства опрошенных молодых людей в момент профессионального самоопределения наиболее важными стали не «зарплата» (26,5%) и не «возможность сделать карьеру» (11,8%). «Социальная престижность профессии (врача)» (73,5%) была названа в качестве особо привлекательной в избранной сфере деятельности.

На вопрос о том, изменили ли бы респонденты мнение, если бы оно не совпадало с мнением семьи, 50% ответили, что стали бы настаивать на своем мнении, остальные опрошенные были готовы поменять свое решение.

Выводы

Анализ полученных результатов показал, что, безусловно, большинство родителей оказывает непосредственное влияние на профессиональное самоопределение своих детей в детском и подростковом возрасте. Многие из них в силу зрелости и опыта, а, возможно, и руководствуясь собственной нереализованной мечтой, осознают значимость и полезность профессии, которую они хотели бы выбрать для своих детей, и, возможно, сами когда-то в силу различных обстоятельств не смогли освоить. С од-

ной стороны, это положительный факт, так как родители, как правило, имеют возможность постоянно наблюдать за своими детьми и, заметив определенные способности и наклонности, сразу начать их развивать. Вместе с тем, по результатам опроса, многие родители, уверенные в правильности собственного мнения, могут просто не замечать мнение своего взрослеющего ребенка, а это мнение может отличаться. Опрос показал, что более 80% опрошенных были согласны с мнением родителей по вопросу выбранной профессии, возможно, это касается именно рассмотренного нами естественно-научного направления, в частности, медицинского, популярность которого в данный момент очень высока среди абитуриентов и их родителей. Хотя в ответах молодых людей можно выявить и противоречия: согласны с мнением своей семьи в выборе профессии и вуза, в то же время не хотят, чтобы за них выбирали; считают, что в современном мире важны карьера и деньги, в то же время выбирают социальную престижность профессии как наиболее значимый и определяющий для себя фактор. Безусловно, исследование может быть продолжено, а перспективной может стать сравнительный аспект в профессиональном самоопределении подростков при выборе математического, гуманитарного или естественно-научного профиля и роль семьи в этом процессе.

Заключение

Для каждого из нас на определенном жизненном этапе важным является выбрать тот профессиональный путь, который позволит решить целый ряд задач: развиваться, строить карьеру, действовать независимо, формировать и развивать связи с обществом и окружающей средой, стремится к профессиональному самосовершенствованию, формируя отношение к себе как к значимому субъекту деятельности. Разные факторы и обстоятельства, в особенности семья, могут способствовать этому выбору, прежде всего пониманию того что, чтобы быть успешным в своем деле, нужно уважать профессию, четко осознавать профессиональные цели и свою роль в этой профессии, а также преодолению сложного противоречия между потребностью в определении своего профессионального предназначения и неуверенностью в способности сделать правильный выбор. Важно, чтобы в этом аспекте семья как фактор влияния на профессиональное самоопределение не навязывала выбор молодому человеку, а, в первую очередь, позволила осознать себя как неповторимую личность, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками, и, руководствуясь только таким подходом, способствовала выбору будущего профессионального направления.

Литература

1. Александрова, Н.А. Профессиональное самоопределение подростков и юношества с позиции родительской семьи / Н.А. Александрова// Вестник СПб-ГУ. Сер.12.2011.Вып.4.

2. Волобуева, Е.В. Влияние родителей на профессиональный выбор старшеклассников: автореф. дисс... канд. псих. наук/ Е.В. Волобуева/. - Ставрополь, 2007.

3. Галимова, Р.Ф. Роль семьи в профессиональном самоопределении в юношеском возрасте / Р.Ф. Галимова //Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 135-141.

4. Дубровин, Д.Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-

педагогическая проблема/Д.Н.Дубровин // Журнал прикладной психологии. 2004. № 4. С. 17-24.

5. Скрынникова, Н.В. Влияние семьи на профессиональное самоопределение подростков/Скрыннико-ва Н.В., Оганесова Н.Л.// Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4. № 4. С. 27-34.

6. Шаманин, Н.В. Особенности профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий) / Н.В. Шаманин, В.Е. Лапшин// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинети-ка. 2019. Т. 25. № 2. С. 52-56.

7. Широкова, Е.Ю. Влияние семьи на профессиональное самоопределение подростков / Е.Ю. Широкова. // Молодой ученый. 2020. № 50 (340). С. 448-449. URL: https://moluch.ru/archive/340/76406/ (дата обращения: 24.04.2024).

THE INFLUENCE OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS ON THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS WHEN CHOOSING TO STUDY NATURAL SCIENCES

Lvova E. N., Lvova P. P.

Ulyanovsk State University

The article examines the problem of the influence of the family factor on the process of professional self-determination of the personality of adolescence, since it is the family and child-parent relationships that often remain for the child the determining source of information related to the choice of professional life path and preferences. The results of the study, obtained on the basis of a questionnaire survey of young people, made it possible to identify some features of the influence of the family on professional self-determination in childhood and adolescence in terms of the choice of natural science specialties and areas. Analysis of the results provides the basis for a number of conclusions, according to which the family, first of all, should promote a young person's awareness of himself as a unique individual, with his own world of thoughts, feelings and experiences, with his own views and assessments. Guided only by this approach, the family, in the process of influencing professional self-determination, can further contribute to the young person's correct choice of his professional path.

Keywords: professional self-determination, child-parent relationships, choice of profession.

References

1. Alexandrova, N.A. Professional self-determination of adolescents and youth from the position of the parental family / N.A. Alexandrova // Bulletin of St. Petersburg State University. Ser.12.2011.Issue.4

2. Volobueva, E.V. The influence of parents on the professional choice of high school students: abstract. diss... cand. psycho. Sciences/E.V.Volobueva/. - Stavropol, 2007.

3. Galimova, R.F. The role of the family in professional self-determination in adolescence [Text] / R.F. Galimova // Human factor: Social psychologist. 2019. No. 1 (37). pp. 135-141.

4. Dubrovin D.N. Professional self-determination in adolescence and early adolescence as a psychological phenomenon and psychological and pedagogical problem / D.N. Dubrovin // Journal of Applied Psychology. 2004. No. 4. P. 17-24

5. Skrynnikova, N.V. The influence of family on the professional self-determination of adolescents / Skrynnikova N.V., Oganeso-va N.L. Pedagogy: history, prospects. 2021. T. 4. No. 4. P. 2734.

6. Shamanin, N.V. Features of professional self-determination in various types of families (based on dynasties) [Text] / N.V. Shamanin, V.E. Lapshin // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2019. T. 25. No. 2. pp. 52-56.

7. Shirokova, E. Yu. The influence of the family on the professional self-determination of adolescents / E. Yu. Shirokova. - Text: immediate // Young scientist. 2020. No. 50 (340). pp. 448449. URL: https://moluch.ru/archive/340/76406/ (access date: 04/24/2024).

C3

о

er

IE

0

1

-1 У

IE U~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.