Научная статья на тему 'Роль семьи в профессиональном самоопределении студентов-психологов'

Роль семьи в профессиональном самоопределении студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1703
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / СЕМЬЯ / PERSON / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL PLANS / CHOICE OF PROFESSION / FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вагапова Альфия Равилевна, Трусковская Анастасия Игоревна

Изложены данные пилотажного эмпирического исследования роли семьи в профессиональном самоопределении студентов-психологов, выполненного на студенческой выборке (n = 28, в возрасте 19-21 года) с применением психодиагностического инструментария: анкеты «Ориентация» И. Л. Соломина; опросника «Мотивация учения студентов» С. А. Пакулиной, С. М. Кетько; анкетирования с применением ретроспективного анализа мотивов выбора будущей профессии (анкета разработана авторами). Показано, что профессиональное самоопределение абитуриентов во многом обусловлено родительской позицией; установлена согласованность профессиональных предпочтений студентов и их родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вагапова Альфия Равилевна, Трусковская Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Family in Professional Self-Determination of Psychology Students

The article presents pilot empirical research data regarding the role of family in professional self-determination of psychology students. The study was carried out on a sample of students (n = 28, 19-21 years old) with application of psychological and diagnostic toolset: I. L. Solomin' «Orientation»questionnaire; S. A. Pakulina and S. M. Ketko's questionnaire called «Motivation of students' learning»; questionnaire with retrospective analysis of motives for choosing future profession. Professional self-determination of applicants is mostly caused by parental position; coherence of professional preferences of students and their parents is determined.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в профессиональном самоопределении студентов-психологов»

Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10)

УДК 316.6

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

А. Р. Вагапова, А. И. Трусковская

Вагапова Альфия Равилевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет E-mail: Al_fiya@bk.ru

Трусковская Анастасия Игоревна - студентка бакалавриата, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет E-mail: truskovskaya93@mail.ru

Изложены данные пилотажного эмпирического исследования роли семьи в профессиональном самоопределении студентов-психологов, выполненного на студенческой выборке (n = 28, в возрасте 19-21 года) с применением психодиагностического инструментария: анкеты «Ориентация» И. Л. Соломина; опросника «Мотивация учения студентов» С. А. Пакулиной, С. М. Кетько; анкетирования с применением ретроспективного анализа мотивов выбора будущей профессии (анкета разработана авторами). Показано, что профессиональное самоопределение абитуриентов во многом обусловлено родительской позицией; установлена согласованность профессиональных предпочтений студентов и их родителей.

Ключевые слова: личность, профессиональное самоопределение, профессиональные планы, выбор профессии, семья.

Введение

Обращение к проблеме изучения роли семьи в профессиональном самоопределении подрастающего поколения вызвано сложной современной ситуацией, связанной с выбором профессии. С одной стороны, учебные заведения, в которых осуществляется профессиональная подготовка, проявляют повышенную активность в привлечении абитуриентов, с другой стороны, сохраняет актуальность проблема выработки субъектной позиции в принятии решения о выборе профессии. Несомненно, что родители задействованы в обозначенных нами направлениях изучаемой проблемы, т. е. они откликаются на призывы вузов обучать детей престижным и востребованным профессиям (ведь зачастую именно родители оплачивают обучение), а также с большей или меньшей степенью уважения и доверия принимают профессиональный выбор детей.

Самоопределение (профессиональное, семейное и т. д.) студентов происходит в условиях активно протекающего процесса социально-психологической адаптации. Современная социокультурная ситуация ориентирует молодежь на духовное взросление, конкурентоспособность и успешность в реализации смыслообразующих идеалов и ценностей. Очевидно, что от мировоззренческих взглядов и установок на моральные и духовные

ценности во многом зависят выбор той или иной стратегии поведения и направленность адаптационного процесса [1, а 56]. Поскольку адаптационные процессы сопровождаются активизацией когнитивных, личностных, поведенческих качеств и свойств человека, то можно предположить, что в юности этот процесс происходит активно, молодой человек находится в процессе постоянного взаимодействия со средой [2, с. 80] В результате подобного взаимодействия формируются жизненные и профессиональные планы, которые претворяются в жизнь после окончания вуза.

Ученые отмечают, что выбор профессии связан с таким сложным и длительным процессом, как профессиональное самоопределение. Опираясь на известные определения, мы понимаем под ним отношение человека к ряду профессий, а главное - к выбранной профессии. В данной статье нами сделана попытка изучить в теоретическом и практическом планах вопросы: каким образом складывается отношение к выбору профессии, какую роль играют родители в этом процессе.

Теоретический анализ проблемы

Профессиональное самоопределение начинается с самого детства и продолжается до глубокой старости. Находясь в социуме, человеку необходимо ощущать себя частью общества, понимать, что он осуществляет ряд значимых функций, поэтому задумываться о профессиональном будущем в современной ситуации начинают довольно рано, для активизации этого процесса используются очень многие механизмы, львиная доля которых приходится на школу (занятия по программе «Мой профессиональный выбор», подготовка к ЕГЭ, беседы с родителями и т. д.).

Отечественные исследователи подробно исследовали некоторые вопросы, связанные с профессиональным самоопределением: М. Р. Гинзбург, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, Л. А. Головей изучали психологические факторы профессионального самоопределения молодежи, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, Н. В. Комусова, И. С. Кон, Н. Л. Мо-сквичева - психологические основы становления личности профессионала, а также влияния семьи на выбор будущей профессиональной деятельности, например, Т. В. Андреева исследовала семьи творческой интеллигенции и др.

Исследователи обращают внимание на то, что в современных условиях довольно сложно

© Вагапова А. Р., Трусковская А. И., 2014

конструировать свое профессиональное будущее, отчасти это связано с такими механизмами, как идентификация и идентичность. Так, Е. Е. Бочарова подчеркивает, что «образ будущего конструируется на основе рефлексии реальных жизненных событий и связан с переструктурированием совокупности идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других. Вместе с тем в представлениях молодых людей проецируется меньшее количество идентификационных характеристик "возможных Я", что свидетельствует о некоторой "смутности" и неопределенности представлений о своем будущем, обусловленных, на наш взгляд, достаточно выраженной динамичностью, противоречивостью социальных процессов, создающих сложности социального самоопределения в будущем» [3, с. 73]. Таким образом, процесс профессионального самоопределения необходимо рассматривать в комплексе с другими, актуальными для данного возраста. Вместе с тем важно отметить, что профессиональная идентификация учащихся с родителями играет важную роль при выборе профессии и построении образа профессионально успешного будущего, который разделяется всеми членами семьи.

Изучая вопрос профессионального будущего, важно помнить, что «.профессиональное развитие личности является многосторонним процессом и включает в себя: непосредственное психическое развитие человека (его перцептивных, интеллектуальных, мотивационных возможностей); выработку профессионального самосознания; формирование профессиональной компетентности и приобретение профессионального опыта; возникновение и развитие отношений человека в профессиональной среде и с социумом в целом. Результатом данного процесса является личность профессионала, как высшая интеграция всех его характеристик: индивидных, личностных и субъектных» [4, с. 22]. Таким образом, процесс профессионального самоопределения, выбор профессии на пороге школы, обучение и овладение профессией являются важными этапами профессионального развития, определяют принятие человеком меры ответственности за свое будущее, поэтому всестороннее изучение процесса профессионального самоопределения с каждым годом приобретает все большую актуальность и высокую значимость.

Анализируя определения данного процесса в литературе, мы обратились к таким его сторонам, как смысл, а также значимой группе факторов. Так, Н. С. Пряжников отмечает, что «.применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, то есть в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество)» [5, с. 32]. О. В. Виштак подчеркивает: «.на профессиональное самоопределение современной молодежи влияет три группы факторов:

это факторы макросреды (общество, экономика, государственная власть, культура и др.), факторы микросреды (семья, друзья, ближайшее окружение, СМИ и т. д.) и индивидуальные особенности личности (возраст, пол, личные профессиональные планы, информированность и т. п.). Так же на профессиональные планы молодежи большое влияние оказывает социально-экономическое положение страны. Во-первых, молодым людям при выборе профессии приходится соизмерять субъективную ценность будущей профессии и ее доступность. Во-вторых, попытка совмещения высокооплачи-ваемости и престижности формирует у человека представление о "несовершенных" профессиях. В-третьих, трансформация перспективности выбранной профессии, работы, специальности» [6, с. 135]. Нужно отметить, что факторы микросреды относят к наиболее важным, так как это ближайшее окружение личности, где на первом плане находится семья.

Наибольший интерес для нас представляет высказывание С. А. Котовой о том, что «.социализирующее влияние семьи на ребенка осуществляется непосредственно и постоянно в многообразном диапазоне: от прямых до косвенных воздействий. Для семьи проблема профессионального самоопределения ребенка является достаточно значимой, в том числе и для дальнейшего её развития как структуры. Взрослые могут занимать разнообразные позиции в отношении профессионального определения ребенка: от полного безразличия к этой проблеме, от предоставления полной свободы выбора до жесткого навязывания выбора. Степень осознания семьей значимости проблемы профессионального выбора, путей и форм ее развития также может быть различной. Несмотря на вариативность характеристик понятно, что семья в решении данной проблемы опирается на свой ранее приобретенный опыт» [7, с. 7]. Соглашаясь с тем, что семья играет ведущую роль, можно добавить, что родительская позиция может оказать разное влияние на выбор будущей профессии.

Подтверждая вышесказанное, А. А. Вайсбург пишет: «.процесс социально-профессионального становления личности начинается в семье и проходит через все этапы жизнедеятельности человека. Поэтому для профессионального самоопределения так важно семейное трудовое воспитание» [8, с. 34]. Родительская позиция играет важную роль, однако необходимо подчеркнуть неоднозначность этого воздействия. С нашей точки зрения, родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях и выбрать профессию, которая приносит чувство удовлетворения, радость и т. д.

Выборка, методики и методы исследования

Эмпирическую базу пилотажного исследования составили 28 студентов в возрасте 19-21 года. Нами были использованы следующие методы сбо-

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10)

ра эмпирических данных: анкета «Ориентация» И. Л. Соломина, «Мотивация учения студентов» С. А. Пакулина, С. М. Кетько, авторская анкета, включающая восемь позиций, необходимых для получения точных данных.

Для того чтобы определить ведущие мотивы обучения в вузе, нами была использована методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза». Были получены следующие результаты: 64,28% испытуемых имеют внутреннюю мотивацию, 35,72% - внешнюю. Можно сказать, что у большинства студентов в процессе учения заложены учебно-познавательные мотивы, им присущ осознанный выбор данной профессии.

Учитывая этот факт, мы предложили испытуемым ответить на вопросы: кем они хотели быть в 9-м классе, в 11-м классе и сейчас, на 3-м курсе, для того чтобы проследить стабильность выбора (предпочтение профессии из одной сферы на протяжении с 9-го класса по 3-й курс), а также выявить, какова роль родителей в этом выборе. По результатам, большая часть испытуемых выбирают профессии «человек-человек» (Ч-Ч), ведь это свойственно их специальности, однако необходимо отметить, что не у всех сохраняется этот выбор начиная с 9-го класса. Стабильность в выборе у 64,30% опрошенных, нестабильность (изменение выбора с 9-го класса по 3-й курс) - у 35,70%. Нестабильность выбора свойственна каждому из нас, так как самоопределение - это динамический процесс, при котором меняются профессиональные интересы, мировоззрение личности. Необходимо отметить, что на протяжении длительного промежутка времени, в течение шести лет, респонденты испытывали разную степень родительского влияния в вопросе выбора профессии.

Результаты исследования и их обсуждение

Мы изучили связь между выбором профессии родителей и их детей (испытуемых): 57,20% опрошенных выбрали ту же профессиональную направленность (т. е. человек-человек, человек-техника и т. д.), что и их родители. Можно предположить, что предпочтение профессий детей зачастую строится на основе примера выбора родителей. Вероятно, это связано с тем, что с детства они наблюдают за их профессиональной деятельностью, бывают на рабочем месте и во многом хотят подражать родителям.

Также нами изучен вопрос о совпадении профессиональной сферы деятельности родителей с профессиональными предпочтениями детей; получены следующие результаты: для 43,75% респондентов, по их словам, мнение семьи оказалось достаточно значимым, т. е. для них мнение родителей было ведущим фактором в выборе специальности и профессии.

Для того чтобы установить меру согласованности профессиональных интересов и возможностей респондентов, мы использовали анкету

«Ориентация». Так, у 39,29% испытуемых совпадают склонности и способности, у остальных, желающих работать в определенной области, их возможности не соответствуют желаниям, т. е. при выборе профессии они не учли все внутренние факторы.

Корреляционный анализ (по Пирсону) позволил выявить связь между выбором профессии родителей «человек-человек» с профессиональным выбором студентов (г = 0,769 прир < 0,001). Вероятно, это значит, что испытуемые, идя по стопам родителей, предпочитают профессии из той же области, что и они. Также была обнаружена значимая связь по такому параметру, как выбор профессии в 9-м классе по направлению «человек-человек» с внутренней стабильностью (г = 0,529 прир < 0,01). Возможно, респонденты могут поменять саму профессию, но она останется в той же области. Это можно объяснить тем, что подобные профессии всегда будут пользоваться спросом, так как они связаны с взаимодействием с человеком. Нужно отметить, что у этих респондентов присутствует внутренняя стабильность: это первый выбор, который они делают осознанно, поэтому подход к нему является основательным.

Для получения более полной картины о роли семьи в профессиональном самоопределении мы разделили испытуемых на две группы. В первую вошли респонденты, у которых, по их мнению, родительская позиция сыграла ведущую роль при выборе специальности. При подсчете корреляции была получена положительная значимая связь между выбором профессии родителей «человек-техника» и профессиональным несовпадением студентов с родителями (прир < 0,05). Это можно объяснить тем, что раньше не было такого выбора профессий, как сейчас, и родители учились по специальностям, востребованным на производстве (слесарей, механиков, техников). В современном мире немногие стремятся обучаться этим специальностям, выбирая более новые, престижные и высокооплачиваемые, хотя именно технические профессии более востребованы на рынке труда.

При подсчете уровня корреляции у испытуемых, на которых не повлияло мнение родителей (вторая группа), была получена положительная значимая связь между стабильностью профессионального выбора и совпадением сферы профессиональной занятости с родителями (при р < 0,05). Можно предположить, что дети идут работать, руководствуясь родительским примером, даже тогда, когда они отрицают значимость родительского слова.

Выводы

На основании результатов пилотажного исследования можно сделать предварительный вывод, что в двух группах родительская позиция играет значимую роль в выборе профессии: в первом случае у студентов присутствует внешняя мотивация

154 Научный отдел

выбора специальности, что говорит о большем воздействии родителей, а во втором - стабильность в выборе специальности именно у тех, у которых отмечено профессиональное совпадение (т. е. выбор профессии из одной области) с родителями.

В ходе проведенного исследования было установлено, что семья является ведущим фактором при выборе профессии. Многие выпускники повторяют профессиональный путь родителей, некоторые, слушая рассказы о работе или бывая на рабочем месте родителей, формируют свой выбор. Так или иначе родительская позиция играет ведущую роль в предпочтении специальности, профессии.

Библиографический список

1. Акименко А. К. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения современной молодежи в процессе социально-психологической адаптации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 56-61.

2. КленоваМ. А. Социально-психологическая адаптация молодежи и склонность к риску // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 79-82.

3. Бочарова Е. Е. Конструирование образа будущего учащейся молодежью как аспект ее социального самоопределения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 68-73.

4. Арендачук И. В. Проблема психологического анализа профессионального развития личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2009. Т. 2, вып. 2. С. 22-27.

5. ПряжниковаЕ. Ю. Профориентация. М., 2010. 493 с.

6. Виштак О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социс. 2003. № 2. С. 135-138.

7. Котова С. А. Методы изучения онтогенеза профессиональной идентичности статья // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 68. С. 7-18.

8. Вайсбург А. А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия. М., 2006. 128с.

The Role of Family in Professional Self-Determination of Psychology Students

Alfiya R. Vagapova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia

E-mail: Al_fiya@bk.ru

Anastasiya I. Truskovskaya

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia

E-mail: truskovskaya93@mail.ru

The article presents pilot empirical research data regarding the role of family in professional self-determination of psychology stu-

dents. The study was carried out on a sample of students (n = 28, 19-21 years old) with application of psychological and diagnostic toolset: I. L. Solomin' «Orientation» questionnaire; S. A. Pakulina and S. M. Ketko's questionnaire called «Motivation of students' learning»; questionnaire with retrospective analysis of motives for choosing future profession. Professional self-determination of applicants is mostly caused by parental position; coherence of professional preferences of students and their parents is determined. Key words: person, professional self-determination, professional plans, choice of profession, family.

References

1. Akimenko A. K. Vzaimosvyaz'predstavleniy o lzhi i strategiy povedeniya sovremennoy molodezhi v protsesse sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii (The interrelation between imagination of falsehood and modern youth's behavior strategies at the process of social-psychological adaptation). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2010, vol. 10, iss. 3, pp. 56-61 (in Russian).

2. Klenova M. A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya molodezhi i sklonnost'k risku (Youth's social-psychological adaptation and risk appetite). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2010, vol. 10, iss. 3, pp. 79-82 (in Russian).

3. Bocharova E. E. Konstruirovanie obraza budushchego uchashcheysya molodezh'yu kak aspekt ee sotsial'nogo samoopredeleniya (Constructing of future's image by Russian youth as an aspect of social self-determination). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2010, vol. 10, iss. 3, pp. 68-73 (in Russian).

4. Arendachuk I. V. Problema psikhologicheskogo analiza professional'nogo razvitiya lichnosti (The problem of psychological analysis of personality's professional development). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2009, vol. 2, iss 2, pp. 22-27 (in Russian).

5. Pryazhnikova E. Yu., Pryazhnikov N. S. Proforientatsiya: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy, obuchayushchikhsya po napravleniyu i spetsial'nostyam psikhologii (Career - guidance : the study guide for students of universities learning psychology). Moscow, 2010. 493 p. (in Russian).

6. Vishtak O. V. Motivatsionnyepredpochteniya abiturientov i studentov (Enrollees' and students' motive preferences). Sotsis (Socis). 2003, no. 2, p. 135-138 (in Russian).

7. Kotova S. AMetodyizucheniyaontogenezaprofessional'noy identichnosti (Methods of studying professional identity's ontogeny). Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena (Izvestia: Herzen university jornal of Humanities and Sciences). 2008, no. 68, pp. 7-18 (in Russian).

8. Vaysburg A. A. Organizatsiya proforientatsionnoy raboty shkoly, PTU, predpriyatiya (Organization of career-guidance work of school, professional lyceum, company). Moscow, 2006. 128 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.