Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

551
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрынникова Нина Валерьевна, Оганесова Нелли Львовна

В статье описана проблема влияния детско-родительских отношений на профессиональное самоопределение подростков. Рассмотрено профессиональное самоопределение подростков как динамический и сложный процесс усвоения и формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде. Уделено внимание описанию характеристики стилей семейного воспитания, а также типов семейного воспитания, присущего семьям, воспитывающим детей подросткового возраста. Рассмотрен факт того, что родители своим поведением оказывают сильное влияние на формирование представления подростка о самом себе, что в дальнейшем влияет на его самоактуализацию, в том числе и через профессиональное самоопределение. Описано, что современная семья сильно отличается от той, которая была типична в начале двадцатого века. В заключение предложены диагностические методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрынникова Нина Валерьевна, Оганесова Нелли Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE FAMILY ON THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS

The article describes the problem of the influence of child-parent relations on the professional self-determination of adolescents. The professional self-determination of adolescents is considered as a dynamic and complex process of assimilation and formation of a system of their fundamental relations to the professional and labor environment by a person. Attention is also paid to the description of the characteristics of the styles of family education, as well as the types of family education inherent in families raising adolescent children. At the same time, the fact that parents have a strong influence on the formation of an adolescent's self-image by their behavior is considered, which further affects his self-actualization, including through professional self-determination. It is also described that the modern family is very different from the one that was typical at the beginning of the twentieth century. In conclusion, diagnostic methods are proposed to confirm the hypothesis of the study by assessing the relationship between the type of family education and the nature of professional self-determination of adolescents.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ»

Семья и школа Family and school

Научная статья

УДК 37.

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-27-34

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Нина Валерьевна Скрынникова

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-1501 -0805 ninascr@rambler.ru

Нелли Львовна Оганесова

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-1850-9334 ^Ш. oganesova60@mail. т

Аннотация. В статье описана проблема влияния детско-родительских отношений на профессиональное самоопределение подростков. Рассмотрено профессиональное самоопределение подростков как динамический и сложный процесс усвоения и формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде. Уделено внимание описанию характеристики стилей семейного воспитания, а также типов семейного воспитания, присущего семьям, воспитывающим детей подросткового возраста. Рассмотрен факт того, что родители своим поведением оказывают сильное влияние на формирование представления подростка о самом себе, что в дальнейшем влияет на его самоактуализацию, в том числе и через профессиональное самоопределение. Описано, что современная семья сильно отличается от той, которая была типична в начале двадцатого века. В заключение предложены диагностические методики.

Ключевые слова: семья, детско-родительские отношения, подростковый возраст, профессиональное самоопределение

Для цитирования: Скрынникова Н.В., Оганесова Н.Л. Семья как фактор профессионального самоопределения подростков // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 4. с. 27-34.

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-27-34

Благодарность: выражаем искреннюю благодарность за детальные и убедительные советы по совершенствованию данной статьи Светлане Сергеевне Игнатович, кандидату педагогических наук, доценту кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета.

Original article

THE INFLUENCE OF THE FAMILY ON THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS

Nina V. Skrynnikova

Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-1501 -0805 ninascr@rambler.ru

Nelly L. Oganesova

Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0003-1850-9334 nelli.oganesova60@mail .ru

Abstract. The article describes the problem of the influence of child-parent relations on the professional self-determination of adolescents. The professional self-determination of adolescents is considered as a dynamic and complex process of assimilation and formation of a system of their fundamental relations to the professional and labor environment by a person. Attention is also paid to the description of the characteristics of the styles of family education, as well as the types of family education inherent in families raising adolescent children. At the same time, the fact that parents have a strong influence on the formation of an adolescent's self-image by their behavior is considered, which further affects his self-actualization, including through professional self-determination. It is also described that the modern family is very different from the one that was typical at the beginning of the twentieth century. In conclusion, diagnostic methods are proposed to confirm the hypothesis of the study by assessing the relationship between the type of family education and the nature of professional self-determination of adolescents.

Keywords: family, parent-child relationship, adolescence, professional self-determination

For citation: Skrynnikova N.V., Oganesova N L. Family as a Factor of Professional Self-Determination of Adolescents. Pedagogy: History, Prospects. 2021. Vol. 4. No. 4. PP. 27-34. (In Russ.)

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-27-34

Acknowledgement: We express our sincere gratitude to Svetlana S. Ignatovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology at Kuban State University, for her detailed and convincing advice on improving this article.

На протяжении многих лет в зоне интересов психологической науки и практического применения в воспитании подрастающего поколения были и остаются актуальными вопросы профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте. Эта тема освещалась в работах таких отечественных педагогов и психологов, как И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Петрусевич,

Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Е.А. Климов, В.Ф. Сафин, С.Н. Чистякова и других.

Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков.

Предмет: влияние семьи и семейного воспитания на профессиональное самоопределение подростков.

Гипотеза исследования. Существует связь между семейным воспитанием и профессиональными предпочтениями подростков. Тип и стиль семейного воспитания могут способствовать профессиональному самоопределению подростков, основанному на личностных особенностях и предпочтениях, либо препятствовать выбору подростком личностно-привлекательной профессии.

Цель: исследовать влияние семейного воспитания на профессиональное самоопределение подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) рассмотреть понятие и сущность профессионального самоопределения как компонента профессионального становления личности;

2) определить специфику воздействия на профессиональное самоопределение современных подростков типа и стиля семейного воспитания.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: обобщение и систематизация имеющихся в педагогической и психологической литературе научных представлений по теме исследования.

Следует заметить, что проблема влияния детско-родительских отношений на профессиональное самоопределение детей и подростков остается изученной лишь фрагментарно. Исторически семейный уклад влиял на профессиональное самоопределение детей, как младших членов семьи. Существовали целые династии в определенных профессиях: краснодеревщиков, пекарей, моряков, полярников, летчиков, врачей, учителей и др. Это явление относится к проявлению и влиянию семейных традиций.

Традиции, которые присущи институту семьи на протяжении всего периода существования, определяются экономическими, технологическими, политическими факторами и реализуют нормы семейной культуры социального времени посредством воздействия факторов, способствовавших возникновению самого института семьи: необходимость передачи социальных навыков последующим поколениями, потребность в защите членов семьи, воспитании подрастающего поколения.

К сожалению, взаимосвязь между возникновением профессиональных династий и ценностями семейной культуры практически не освещалась в отечественной литературе, так как данные исследования являются довольно масштабными. При этом нельзя отрицать влияния семьи и типа родительского отношения на профессиональное самоопределение подрастающего поколения.

С.С. Игнатович и др. пишут, что «современная семья сильно отличается от той, которая была типична в начале двадцатого века. Она стала нуклеарной (состоящей из детей и родителей). Вследствие этого исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми членами семьи, взрослыми братьями и сестрами, тетками и дядьями. При сохранении традиционного разделения мужского и женского труда, первый в массе своей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи с ее «домашней» и «внедомашней» ролью в семье. Дети достаточно рано приобретают высокий внутрисемейный статус» [1, с.20].

Исследования в области профессионального самоопределения были обнаружены у таких авторов как: Е.В. Волобуев, С.В. Жолудева, Г.Н. Жулина, Е.Н. Рябухина и других. Исследователи единодушны в том, что желание родителей помочь подростку осуществить выбор в пользу той или иной профессии, достаточно часто выражается в

форме прямого давления и манипулирования, что препятствует выбору подростком личностно привлекательной профессии.

Д.А. Леонтьев рассматривает профессиональное самоопределение как динамический и сложный процесс усвоения и формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально -трудовой среде, развития и реализации духовных и физических возможностей, а также формирования человеком адекватных профессиональный намерений и планов, реалистичного образа себя как профессионала [2].

Профессиональное самоопределение, по мнению З.Р. Максимовой, это процесс и закономерный результат ценностно-психологического вживания личности в определенную профессиональную роль, ее самоидентификация с этой ролью [3].

Вместе с тем Д.И. Фельдштейн [4] при изучении закономерностей социального развития ребенка выделил два вида позиций ребенка по отношению к обществу: позиция «я и общество» и позиция «я в обществе», как закономерные в развитии личности. Позиция «я и общество» определяется осознанием себя как субъекта социальных отношений. Эта позиция представляет собой постоянный процесс и определяет состояние зрелости ребенка и уровень овладения им социальным опытом. Позиция «я в обществе» в предметно-практической стороне деятельности определяется осознанием своего «я» и своих возможностей, в ней происходит акцент на себя, происходит понимание своих навыков и умений.

Чередование данных позиций определяет одновременно процессы социализации и индивидуализации ребенка, а также особенности системы отношений между ребенком и обществом, обусловленные стремлением ребенка занять определенную, в том числе и социальную позицию. Это процесс составляет социальную ситуацию развития в подростковом возрасте и полностью реализуется в ходе профессионального самоопределения. Но, как справедливо подчеркивает В.П.Голованов, главное - перейти от стихийной работы к сознательной ориентации на формирование качеств современной личности растущего человека [5, с. 33].

Д.Г. Эйдемиллер [6, с. 18] на основании уровня родительского контроля и давления на ребенка при общении и взаимодействии родителей с детьми подросткового возраста выделяет семь стилей семейного воспитания.

Первый - автократичный стиль, который отличается полной властью родителей над детьми. Воспитание реализуется без необходимости обсуждать или объяснять детям свои решения, а также низким уровнем контроля над поведением детей. Родители при этом стиле могут навязывать свою волю и решения и подчеркивать некомпетентность детей в различных аспектах.

Авторитарный стиль предполагает, что за родителями остается власть и право принятия решений, но допускается возможность высказывания для подростка своего мнения и точки зрения, но без права голоса. Демократичный стиль предполагает совместное обсуждение важных решений в диалоге между родителями и детьми.

Эгалитарный стиль характеризуется полным равноправием родителей и ребенка. Использование этого стиля предполагает, что родители и дети участвуют в принятии решений в равной мере, но при этом обоюдно несут ответственность за них. Разрешающий стиль встречается у родителей, которые склонны предоставлять ребенку много свободы, требуя от него ответственности за дела и поступки.

Попустительский стиль характеризуется тем, что родители предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий и зачастую ведут себя непоследовательно, поощряя и наказывая ребенка иногда за одни и те же поступки.

Игнорирующий стиль, характеризуется отсутствием интереса родителей в отношении ребенка, его дел. При этом выглядит это так, как будто взрослых мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам.

Из описания и характеристики стилей воспитания, становится понятным, в каких условиях и при использовании, какого стиля становится возможным эффективное профессиональное самоопределение подростка. По нашему мнению, в большей степени этому может способствовать демократичный, эгалитарный и разрешающий стиль воспитания, при которых допускается обмен мнениями между членами семьи, высказанными при обсуждении профессий и учебных заведений.

При оценке воздействия семьи на выбор профессии подростком в исследовании, проведенным А.С. Савенковой в рамках совместного российско-германского проекта, посвященного анализу проблемы влияния родителей на профессиональный и образовательный выбор ребенка указано, что «первым по популярности стало утверждение об обмене мнениями с ее членами, высказанными при обсуждении профессий и вузов, -34,0 %. На втором месте находится ответ об абсолютном невмешательстве в последующий профессиональный выбор - 30,2 %. Многие респонденты указывали, что брали пример с профессиональной деятельности членов семьи (18,9 %) и следовали четким указаниям, куда идти работать или учиться (9,4 %). Наименее популярным у опрошенных был ответ о психологическом давлении семьи (3,8 %)» [7, с. 57] .

В свою очередь Е.А. Личко и Э.Г. Эйдемиллер[8] выделяют шесть типов семейного воспитания детей подросткового возраста.

1. Гипоопека. Тип воспитания, который характеризуется отсутствием необходимого, базового уровня заботы о ребенке со стороны родителей. При этом типе отношений ребенок предоставлен самому себе, он чувствует себя брошенным и одиноким.

2. Тип воспитания «доминирующая гиперопека» характеризуется окружением ребенка излишней заботой, блокирующей его инициативу и самостоятельность. Гиперопека проявляется в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над детским поведением. Одним из вариантов такого типа воспитания является потворствующая гиперопека, которая проявляется в устремлении родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка - кумира семьи.

3. Тип воспитания «эмоциональное отвержение» проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях и может проявляться по-разному: явно и скрыто, в виде иронии или насмешек. В этом случае причиной серьезных искажений в формировании личности подростка является воспитание в условиях эмоционального отвержения ребенка одним или же обоими родителями. «Эмоциональное отвержение» вызывает у ребенка склонность к реакциям активного и пассивного протеста, проявляющимся во всех сферах социального взаимодействия подростка, в том числе, не исключено, что это отразится на области профессионального самоопределения.

4. «Жестокие взаимоотношения» как тип воспитания также могут проявляться явно (в виде физического насилия) или скрыто в виде психологического насилия, выраженного в эмоциональной враждебности, холодности и игнорировании.

5. Условия повышенной моральной ответственности. При таком типе воспитания родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, а также его успехов, его способностей и талантов. Такие родители зачастую реализуют и перекладывают на ребенка свои собственные несбывшиеся мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются в ситуации, когда на малолетнего подростка полностью или в большей степени возлагаются заботы о младших и беспомощных членах семьи.

6. Противоречивое воспитание. Этот тип воспитания проявляется, когда в одной семье каждый из взрослых может придерживаться неодинаковых воспитательных стилей и сочетать несовместимые воспитательские подходы, осуществлять разные виды неправильного воспитания. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Так, например, «доминирующая гиперопека» со стороны одного члена семьи может сочетаться с «эмоциональным отвержением» со стороны другого. Такие ситуации негативно сказываются на ребенке, создавая большой удар по слабым сторонам его характера, и оказывают негативное влияние на социализацию подростка, включая профессиональное самоопределение.

По результатам исследования, проведенного О.У. Гогицаевой и др. «родители своим поведением оказывают сильное влияние на формирование представления подростка о самом себе. При этом, неблагоприятными факторами развития подростка станут такие формы взаимодействия, при которых родитель будет демонстрировать отчужденность, чрезмерную требовательность, эмоциональное отвержение» [9, с. 185] .

Методы. В целях дальнейшего исследования чтобы подтвердить гипотезу исследования для оценки взаимосвязи между типом семейного воспитания и характером профессионального самоопределения подростков мы можем предложить использовать следующие методики:

1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) вариант для родителей подростков [10, с. 52];

2. Методика «Профессиональная готовность» [11], автор которой А.П. Чернявская, придерживается точки зрения, согласно которой профессиональная готовность приравнивается к профессиональной зрелости личности.

Выводы. Информация после анализа данных, полученных при помощи указанных методик, позволит оценить взаимосвязи между семейными отношениями и профессиональной готовностью подростков, как показателем их профессионального самоопределения, так как произведенное в данной статье теоретическое исследование указывает на характерное наличие зависимости профессионального самоопределения подростков и типа семейного воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Игнатович С.С., Игнатович В.К., Игнатович А.В. Взаимодействие семьи и школы как основного воспитательного института в обществе. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 4. С. 18-24. Б01: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-18-24

2. Леонтьев, Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов будущего//Вопросы психологии. 2001. - № 1. - с. 57-66.

3. Максимова З.Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: Автореф. дис. к.п.н. -М.: 2008. - 24с.

4. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования, СПб.: СПбГУП, 2011., 36 с., (Избранные лекции Университета; вып. 119)

5. Голованов В.П. Реализация воспитательного потенциала современного дополнительного образования детей. Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 2. С. 28-35. БОТ: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-28-35

6. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация Т.Л. Кузьмишина и др. Современная зарубежная психология. № 1. 2014. С. 16-25.

7. Савенкова А.С. Влияние семье на выбор образования и профессии в России и Германии // Общество: социология, психология, педагогика. 2019.- №10, - с. 55-60.

8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.

9. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018., Т.7., №3 (24).

10. Макушина О.П., Тенькова В.А. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей. Учебное пособие для вузов. Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2018., - 78 с.

11. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2004.

REFERENCES

1. Ignatovich S.S., Ignatovich V.K., Ignatovich A.V. Interaction between family and school as the main educational institution in society. Pedagogy: history, perspectives. 2020, vol. 3.No. 4.P. 18-24. DOI: 10.17748 / 2686-9969-2020-3-4-18-24(In Russ.)

2. Leontiev, D.A., Shelobanova E.V. Professional self-determination as the construction of images of the future. Questions of psychology. 2001. No. 1. P. 57-66. (In Russ.)

3. Maksimova ZR Pedagogical support of professional self-determination of students of secondary specialized educational institutions: Author's abstract. dis. Ph.D. M .: 2008 .-24p. (In Russ.)

4. Feldstein D.I. Profound changes in childhood and actualization of psychological and pedagogical problems of education development. St. Petersburg: SPbGUP, 2011, 36 p. (Selected lectures of the University; issue 119) (In Russ.)

5. Golovanov V. P. Realization of the educational potential of modern additional education of children. Pedagogy: history, prospects. 2021.Volume. 4. No. 2. P. 28-35. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-28-35. (In Russ.)

6. Styles of family education: domestic and foreign classification T.L. Kuzmishina et al., Modern foreign psychology. 2014. No. 1. P. 16-25. (In Russ.)

7. Savenkova A.S. Influence of family on the choice of education and pro-profession in Russia and Germany. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 2019. №10. P. 55-60. (In Russ.)

8. Eidemiller E.G., Yustitsky V.V. Family psychology and psychotherapy. SPb .: Peter, 1999. (In Russ.)

9. Gogitsaeva OU, Nebezheva A.V., Shibzukhova D.A. Child-parent relations and self-esteem of a teenager. Baltic Humanitarian Journal. 2018., Vol.7., No. 3 (24). (In Russ.)

10. Makushina O.P., Tenkova V.A. Methods of psychodiagnostic and psychotherapeutic work with the family. Textbook for universities. Voronezh State University Publishing and Printing Center. 2018., 78 p. (In Russ.)

11. Chernyavskaya A.P. Psychological counseling for vocational guidance. M.: Vlados-Press, 2004. (In Russ.)

Информация об авторах: Скрынникова Нина Валерьевна, магистрант, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет. г. Краснодар, Россия

ORCIDiD: https://orcid.org/0000-0002-1501-0805 e-mail: ninascr@rambler.ru

Оганесова Нелли Львовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики,

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

ORCIDiD: https://orcid.org/0000-0003-1850-9334 e-mail: nelli.oganesova60@mail.ru Заявленный вклад соавторов:

Скрынникова Н.В. - формулировка темы, подбор литературы, сбор информации, обобщение результатов исследования.

Оганесова Н.Л. - формулировка методологического аппарата. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the co-authors: Nina V. Skrynnikova, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies. Kuban State University.

Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0002-1501-0805 ninascr@rambler.ru

Nelly L. Oganesova, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Kuban State University Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0003-1850-9334 nelli.oganesova60@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contribution of the co-authors:

Skrynnikova N.V. - the formulation of the topic, the selection of literature, the collection of information, the generalization of the research results. Oganesova N.L. - the formulation of the methodological apparatus.

The co-authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / Received: 14.07.2021

Одобрена после рецензирования и доработки / Revised: 16.08.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.08.2021

Авторы заявляет об отсутствии конфликта интересов / The co-authors declare no conflicts of interests.

© Скрынникова Н.В. 2021 © Оганесова Н.Л. 2021

© «Педагогика: история, перспективы». 2021 - 34 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.