Научная статья на тему 'Психологические особенности трансформаций специфических феноменов профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий)'

Психологические особенности трансформаций специфических феноменов профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
242
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ТИПЫ ТРАНСФОРМАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL SELF / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL CONTINUITY / TRANSFORMATION TYPES / PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаманин Н. В.

Работа посвящена изучению психологических особенностей трансформаций специфических феноменов профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий). В работе дается описание психологических особенностей профессионального самоопределения в подростковом возрасте, детерминированных типом социальной направленности семьи, особенностями детско-родительских отношений, смысложизненными ориентациями, структурой ценностных ориентаций, особенностями потребностно-мотивационной сферы. Однако в различных типах семей данные особенности могут трансформироваться по типам «усиление», «редукция», «искажение» (деформация), «инверсия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SPECIFIC PHENOMENA OF TRANSFORMATION PROFESSIONAL SELF IN DIFFERENT TYPES OF FAMILIES (ON THE BASIS OF DYNASTIES)

Рaper is devoted the study of the psychological characteristics transformations speci c phenomena of professional self in different types of families (on the basis of dynasties). A description of the psychological characteristics professional self in adolescence, determined the type of social orientation of the family, especially the child-parent relationship, purpose orientation, structure, value orientations, features need-motivational sphere, but in different types of families these features can be transformed by type of «strengthening», «reduction», «distortion» (strain), «inversion».

Текст научной работы на тему «Психологические особенности трансформаций специфических феноменов профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий)»

УДК 159.923

Шаманин Н. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИЙ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СЕМЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИНАСТИЙ)

Работа посвящена изучению психологических особенностей трансформаций специфических феноменов профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий). В работе дается описание психологических особенностей профессионального самоопределения в подростковом возрасте, детерминированных типом социальной направленности семьи, особенностями детско-родительских отношений, смысложизненными ориентациями, структурой ценностных ориентаций, особенностями потребностно-мотивационной сферы. Однако в различных типах семей данные особенности могут трансформироваться по типам «усиление», «редукция», «искажение» (деформация), «инверсия».

Кл юче вые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное становление, профессиональная преемственность, типы трансформаций, профессиональная направленность.

Труд в жизни человека занимает важное место — он является не только способом обеспечения жизнедеятельности, но и средством познания, общения и преобразования окружающего мира, условием развития человека, формирования и проявления его психической активности. Становление человека как личности и профессионала происходит в процессе достаточно напряженной, систематической и разнообразной деятельности. Она требует от человека определенных способностей, заинтересованности и функциональных возможностей по обеспечению необходимого уровня активности в достижении профессиональных целей. В то же время сама трудовая деятельность должна быть организована, обеспечена, спроектирована таким образом, чтобы характер трудовых задач, орудия и условия труда наиболее полно соответствовали особенностям человека, функциональным возможностям его психологических и физиологических систем [4, с. 5-6]. Именно поэтому исследование психологических особенностей профессионального самоопределения является одним из перспективных направлений профориентационной деятельности. Исключительное значение для выявления причин, приводящих к снижению эффективности профессионального самоопределения, имеет изучение социально-психологических факторов начального этапа профессионального самоопределения. Понятие профессиональное становление личности в психологии еще не закрепилось. Мы будем понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении. Движение личности в пространстве и времени профессионального труда

получило название профессионального становления субъекта деятельности. Таким образом, профессиональное становление субъекта - это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности.

Концептуальным понятием нашего исследования является профессиональное самоопределение, которое трактуется как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Е. А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. При рассмотрении проблемы становления личности мы основываемся на методологическом положении Б. Г. Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция - образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности. С другой стороны, развитие личности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерная прогрессирующей интеграции».

А. В. Карпов выделяет следующие основные типы трансформации эталонных закономерностей.

1. Сохранение закономерностей в том виде, в каком они и были изначально установлены. 2. Усиление (гипертрофия) эталонных, нормативных закономерностей и феноменов. Оно также имеет место,

© Шаманин Н. В., 2012

Экономика образования ♦ № 4, 2012

181

принимая часто неоправданные формы. 3. Полная редукция (непредставленность) эталонных закономерностей и явлений, их «выпадение». 4. Искажение (деформация) закономерностей, т.е. сохранение их общей направленности при изменении меры выраженности. 5. Инверсия закономерностей как наиболее демонстративный и крайний тип трансформаций.

Однако при осуществлении теоретического анализа литературы по проблеме исследования становится очевидным, что профессиональное самоопределение, зачастую, зависит от множества специфических факторов, одним из важнейших, которым, является фактор профессиональной преемственности. По данным института социологии РАН, значительная часть будущих абитуриентов (около 23%) собираются выбрать ту же сферу профессиональной деятельности, в которой и работают их родители (или один родитель). Именно поэтому актуальность исследования сомнений не вызывает.

Цель исследования - выявить и описать психологические особенности трансформаций специфических феноменов профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий). Данная цель конкретизировалась в следующих задачах: осуществить теоретический анализ научно-практической литературы по проблеме изучения феномена профессионального самоопределения; выявить и описать специфические особенности профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий); изучить типы трансформаций специфических феноменов профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий). Объект исследования -психологические особенности профессионального самоопределения подростков. Предмет исследования -типы трансформации специфических феноменов профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий). Гипотеза исследования: профессиональное самоопределение

в подростковом возрасте имеет ряд существенных психологических особенностей, детерминированных типом социальной направленности семьи, особенностями детско-родительских отношений, смысложизненными ориентациями, структурой ценностных ориентаций, особенностями потребностно-мотива-ционной сферы и обуславливающих профессиональную преемственность поколений, однако в различных типах семей данные особенности могут трансформироваться по типам «усиление», «редукция», «искажение» (деформация), «инверсия». Выборка: в данном исследовании приняли участие 60 семей (30 семей с профессиональной преемственностью и 30 семей без профессиональной преемственности). Необходимо также отметить, что нами были отобраны семьи с профессиональной преемственностью в третьем поколении, однако из-за объективных трудностей иссле-

дование проводилось на двух последних поколениях. Общая выборка исследования составила 120 человек.

Проведя качественный анализ полученных результатов, мы выявили, что для подростков в семьях с профессиональной преемственностью важное значение имеет ценность «духовное удовлетворение» (опросник терминальных ценностей «ОТеЦ»). Таким образом, для данной выборки характерно руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными. В нашей выборке, где в основном преобладают профессиональные отношения системы «человек-человек» данная ценность является наиболее значимой. Наименее значимыми ценностями для подростков в семьях с профессиональной преемственностью являются ценности «Креативность» и «Сохранение собственной индивидуальности». Выявлены следующие типы межличностного поведения (опросник межличностных отношений ОМО). В области включения: социально чрезмерный; социально выровненный; социально дефицитный. В области контроля: автократический; демократический; абдикратический. В области аффекта: чувственно чрезмерный; чувственно уравновешенный; чувственно дефицитный. Таким образом, наиболее распространен среди подростков в семьях с профессиональной преемственностью поколений социально выровненный тип, автократический и чувственно уравновешенный типы межличностного поведения, что свидетельствует об адекватно удовлетворении потребностей во включении и аффекте. Социальная ситуация развития подростка и возрастные особенности («чувство взрослости») обусловливают потребность чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. При изучении стиля родительского отношения с помощью методики (опросник родительского отношения ОРО А. Я. Варга и В. В. Столина) установлено, что у каждого испытуемого стили родительских отношений представлены в той или иной мере. У большинства родителей в семьях с профессиональной преемственностью преобладают высокие показатели по шкале «симбиоз», а, значит, большинство из них не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности и оградить от неприятностей. Установлено, что доминирующим типом социальной ориентации подростков в семьях с профессиональной преемственностью является социальный тип (методика определения типов личности Д. Холланда). Следовательно, большинство подростков в семьях с профессиональной преемственностью поколений обладают социальными умениями, нуждаются в контактах. Также значительное количество подростков в семьях с профессиональной преемственностью обладают конвенциональным типом социальной направленности. У подростков в семьях с

профессиональной преемственностью показатели ло-кус контроля жизни находятся выше нормы (методика определения смысложизненных ориентаций СЖО в адаптации Д. А. Леонтьева). Они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Ниже нормы находятся показатели по шкале «Цели в жизни». Показатели же по ОЖ в целом находятся в пределах статистической нормы. Доминирующей во всем профиле является ориентация на свободу (методика изучения социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной). Однако, на наш взгляд, данная ориентация не отражает специфики базовой детерминации (в которой выступает профессиональная преемственность), а характеризует лишь возрастные особенности подросткового возраста. Тем не менее, установлено, что именно свобода является главной ценностью для подростков в семьях с профессиональной преемственностью. Они не терпят никаких ограничений и готовы идти на жертвы ради отстаивания своей независимости (иногда от кажущейся опасности). Также высокие значения отмечаются по шкале «Ориентация на альтруизм». В нашей выборке, в которой, в основном, представлены типы профессиональной преемственности в системе «человек-человек» ориентация на альтруизм является наиболее ценной общественной ориентацией. В целом, все ориентации подростков в семьях с профессиональной преемственностью отличаются достаточно гармоничным развитием, выражены сильно и примерно в равной степени. Наименее значимыми являются ориентация на власть и ориентация на деньги. Необходимо отметить, что исследование установок, поведения и методов воспитания родителей подростков происходило по отношению к тому родителю, по линии которого произошла профессиональная преемственность. Доминирующей установкой является шкала директивности (методика ПОР Е. Шафер). Обнаружена тенденция родителей к лидерству путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Также высокое значение имеет позитивный интерес в отношениях с детьми, который рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Наименьшее выражение отмечается по шкалам «Непоследовательность» и «Автономность». Подростки в семьях с профессиональной преемственностью стремятся к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми (методика САМОАЛ А. В. Лазу-кина в адаптации Н.Ф. Калина). Также высокими являются показатели по шкале «Взгляд на природу человека», что позволяет нам сделать вывод о формировании потребности в искренних и гармоничных межличностных отношений, естественной симпатии и доверии к людям, честности, непредвзятости и доброжелательности.

Для подростков в семьях без профессиональной преемственности важное значение имеет ценность «материальное положение». Также для данных подростков значимой является ценность «Креативности». Установлено, что социальная ситуация развития подростка и возрастные особенности («чувство взрослости») обусловливают потребность чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Доминирующим типом социальной ориентации подростков в семьях без профессиональной преемственности является предприимчивый тип. Большинство подростков в семьях без профессиональной преемственности поколений избирают цели, ценности и задачи, позволяющие им проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Наименее выражены социальный и реалистический типы личности. У данных испытуемых показатели процесса жизни находятся выше нормы. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Можно предположить, что подростки в семьях без профессиональной преемственности стремятся жить сегодняшним днем, мало задумываясь о своем будущем. Также высокие значения наблюдаются по субшкале локус контроля-жизни, или управляемость жизни. Доминирующей во всем профиле является ориентация на свободу. Установлено, что доминирующими установками являются шкала автономности, шкала директивности и шкала позитивного интереса. В результате проведенного исследования результаты можно считать достоверными по всем изучаемым параметрам, за исключением ценностей «Престиж» и «Развитие себя» методики ОТеЦ И. Г. Сенина, реалистического и интеллектуального типов социальной направленности методики Дж. Холланда, ориентации на эгоизм и ориентации на власть методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере

О. Ф. Потемкиной, а также шкалы ориентации во времени методики САМОАЛ А. В. Лазу кина в адаптации Н. Ф. Калина.

В результате проведенного исследования выявлены психологические особенности трансформаций специфических феноменов профессионального самоопределения в различных типах семей. Установлено, что между психологическими особенностями профессионального самоопределения подростков и профессиональной преемственностью существует устойчивая закономерная связь, а именно: профессиональное самоопределение зависит от типа социальной направленности семьи, особенностей детско-родительских отношений, смысложизненных ориентаций, структуры ценностных ориентаций, особенностей потребностно-мотивационной сферы.

Экономика образования ♦ № 4, 2012

183

Семьи с различным типом профессиональной преемственности поколений обуславливают различные психологические особенности профессионального самоопределения. В семьях без профессиональной преемственности особенности профессионального самоопределения могут трансформироваться по типу искажение (деформация), т.е. сохранение их общей направленности при изменении меры выраженности. В семьях с деструктивными стилями родительских отношений может наблюдаться трансформация феномена профессиональной преемственности по типу «инверсия». Трансформация закономерностей профессионального самоопределения в семьях с профессиональной преемственностью может проходить по типу «гипертрофия» (усиление). На наш взгляд это связано с гипертрофированным желанием ребенка оправдать возложенные на него надежды, ожидания родителей.

Таким образом, в результате проведенного исследования достигнуты заявленные цели, решены

поставленные задачи, исходная гипотеза подтвердилась. Осуществленный в работе комплексный теоретический анализ проблемы профессиональной преемственности способствует решению фундаментальной психологической проблемы детерминации профессионального самоопределения. Обнаружена новая в теоретическом плане закономерность влияния семьи на профессиональное самоопределение подростков.

Библиографический список

1. Карпов А. В. Психология менеджмента: учеб. пособие для вузов. - М., 2007.

2. Климов Е. А. Психология профессионального определения. - Ростов н/Д, 1996.

3. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. -М., 2001.

4. Филатова О. В. Методологические основы психологии труда: учебное пособие / О. В. Филатова, Н. В. Шама-нин. - ВлГУ, 2007.

Shamanin N. V.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SPECIFIC PHENOMENA OF TRANSFORMATION PROFESSIONAL SELF IN DIFFERENT TYPES OF FAMILIES (ON THE BASIS OF DYNASTIES)

Paper is devoted the study of the psychological characteristics transformations specific phenomena of professional self in different types offamilies (on the basis of dynasties). A description of the psychological characteristics professional self in adolescence, determined the type of social orientation of the family, especially the child-parent relationship, purpose orientation, structure, value orientations, features need-motivational sphere, but in different types of families these features can be transformed by type of «strengthening», «reduction», «distortion» (strain), «inversion».

Keywords: professional self, professional development, professional continuity, transformation types, professional orientation.

УДК 334.735

Чернов М. В. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТОВАРОВ: ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Политэкономический подход позволяет найти основы и движущие силы дифференциации товаров. При помощи анализа основ дифференциации товаров как элементов экономической системы выводится экономический закон дифференциации товаров, а также описывается механизм его действия.

Кл юче вые слова: дифференциация товаров (продуктов), экономический закон, сегментация рынка, конкуренция, возвышение потребностей, общественное разделение труда.

Теоретическую проблему дифференциации товаров можно описать следующим образом: много отраслей производят большое число похожих, но отличающихся продуктов. Рынку предлагается много наименований похожих и взаимозаменяемых товаров. Потребители воспринимают различия между продуктами как реальные, но не могут четко представлять себе, являются ли продукты близкими заменителями. Вкусы потребителей ва-

рьируются. Заметим также, что выбор потребителями наборов разных продуктов не может быть полностью обоснован различиями в их доходах.

Выбор темы исследования определяется ее актуальностью, а также недостаточной научной разработанностью. Рост благосостояния потребителей, постоянные изменения в уровне и качестве жизни способствуют развитию общества потребления, что предопределяет большую дифферен-

184

© Чернов М. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.