Научная статья на тему 'Влияние деструктивных сообществ на школьников: постановка проблемы'

Влияние деструктивных сообществ на школьников: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дети и подростки / аксиологический кризис / информационная эпоха / риски / социальная адаптация / деструктивные сообщества / children and adolescents / axiological crisis / information age / risks / social adaptation / destructive communities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Вениаминовна Иванова, Жанна Витальевна Садовникова

Статья посвящена постановке проблемы и краткому представлению контуров будущего научно-педагогического исследования по изучению вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества и профилактике этого негативного явления. Авторами показываются те задачи, которые необходимо решить на предварительном этапе, обозначаются методологические основы, пути и механизмы достижения положительных результатов. В статье показано, что будут учтены характеристики современной эпохи и условия, в которых существует система общего образования, что планируется выявить значение информатизации образования, взрывного развития информационно-коммуникационных технологий, показаны риски этого явления и наличие «грязных» технологий и растлевающих игр. В статье намечены некоторые обязательные этапы исследования, которые позволят прийти к решению проблемы на теоретическом уровне и дать рекомендации по практическим действиям в общеобразовательных организациях и в семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Вениаминовна Иванова, Жанна Витальевна Садовникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DESTRUCTIVE COMMUNITIES ON SCHOOLCHILDREN: PROBLEM STATEMENT

The article is devoted to the statement of the problem and a brief presentation of the contours of the future scientific and pedagogical research on the involvement of children and adolescents in destructive communities and the prevention of this negative phenomenon. The authors show the tasks that need to be solved at the preliminary stage, identify the methodological foundations, ways and mechanisms to achieve positive results. The article shows that the characteristics of the modern era and the conditions in which the general education system exists will be considered, that it is planned to identify the importance of informatization of education, the explosive development of information and communication technologies, the risks of this phenomenon and the presence of “dirty” technologies and corrupting games. The article outlines some mandatory stages of research that will allow solving of the problem at the theoretical level and offering recommendations on practical actions in general education organizations and in families.

Текст научной работы на тему «Влияние деструктивных сообществ на школьников: постановка проблемы»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Ценности и смыслы. 2022. № 5 (81). С. 83-92 Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No. 5 (81). P. 83-92 (In Rus)

Научная статья УДК 371

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-5-83-92

Влияние деструктивных сообществ на школьников: постановка проблемы

Светлана Вениаминовна Иванова1

Жанна Витальевна Садовникова2

:ФГБНУ «Институт стратегии развития образования

РАО», ФГБУ «Российская академия образования», Москва,

Россия

2ГБОУ Школа № 56 имени академика В. А. Легасова, Москва, Россия

1Е-шаИ: sv_ivanova@instrao.ru https://orcid.org/0000-0002-9101-6213 2Е-шаП: sadzanna@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена постановке проблемы и краткому представлению контуров будущего научно-педагогического исследования по изучению вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества и профилактике этого негативного явления. Авторами показываются те задачи, которые необходимо решить на предварительном этапе, обозначаются методологические основы, пути и механизмы достижения положительных результатов. В статье показано, что будут учтены характеристики современной эпохи и условия, в которых существует система общего образования, что планируется выявить значение информатизации образования, взрывного развития информационно-коммуникационных технологий, показаны риски этого явления и наличие «грязных» технологий и растлевающих игр. В статье намечены некоторые обязательные этапы исследования,

С. В. Иванова

Ж. В. Садовникова

© Иванова С.В., Садовникова Ж.В., 2022

83

которые позволят прийти к решению проблемы на теоретическом уровне и дать рекомендации по практическим действиям в общеобразовательных организациях и в семьях.

Ключевые слова: дети и подростки, аксиологический кризис, информационная эпоха, риски, социальная адаптация, деструктивные сообщества.

Для цитирования: Иванова С. В., Садовникова Ж. В. Влияние деструктивных сообществ на школьников: постановка проблемы // Ценности и смыслы. 2022. № 5 (81). С. 83-92. кир$://<1о1. о^/10.24412/2071-6427-2022-5-83-92

Original article

THE IMPACT OF DESTRUCTIVE COMMUNITIES ON SCHOOLCHILDREN: PROBLEM STATEMENT

Svetlana V. Ivanova1 Jeanne V. Sadovnikova2

1Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education", Moscow, Russia 2School No. 56 named after Academician V. A. Legasov, Moscow, Russia 1E-mail: sv_ivanova@instrao.ru 2E-mail: sadzanna@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the statement of the problem and a brief presentation of the contours of the future scientific and pedagogical research on the involvement of children and adolescents in destructive communities and the prevention of this negative phenomenon. The authors show the tasks that need to be solved at the preliminary stage, identify the methodological foundations, ways and mechanisms to achieve positive results. The article shows that the characteristics of the modern era and the conditions in which the general education system exists will be considered, that it is planned to identify the importance of informatization of education, the explosive development of information and communication technologies, the risks of this phenomenon and the presence of "dirty" technologies and corrupting games. The article outlines some mandatory stages of research that will allow solving of the problem at the theoretical level and offering recommendations on practical actions in general education organizations and in families.

Keywords: children and adolescents, axiological crisis, information age, risks, social adaptation, destructive communities.

For citation: Ivanova S. V., Sadovnikova J. V The impact of destruc-

tive communities on schoolchildren: problem statement // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No. 5 (81) P. 83-92 (In Rus). https://doi. org/10.24412/2071-6427-2022-5-83-92

Введение

Представим самые яркие приметы нашего времени и условия, в которых в настоящее время растут, развиваются, обучаются дети и подростки, формируется их мировоззрение, нравственные качества и жизненные установки. Разговоры о том, что мир изменился, стали общим местом, и этих изменений множество. Мы кратко охарактеризуем только те, которые выделяем как значимо влияющие на обучение и воспитание современных школьников. Мы живем в постиндустриальном обществе, эпоху свершившейся четвертой промышленной революции [8; 3], в информационную эпоху, на стыке времен, наблюдая уходящие признаки модернистского мироосмысления, классического типа научной рациональности, с трудом определяя признаки постмодернистского мира, неклассической и постнеклассической методологии и прозревая наступление эпохи постчеловечества [1]. Такого «уплотнения» времён, такой скорости перемен человечеству наблюдать еще не приходилось. Это порождает условия бушующего аксиологического кризиса [2], системные трансформации в образовании и обществе при внедрении цифровых технологий [4; 6], вынуждает нас задумываться о скорых перспективах развития образования [3], а главное — о том, как предупредить возникающие риски. В целом о рисках образования детей и подростков в информационную эпоху написано уже много, развивается тема применения в образовательном процессе метода (приема) геймификации и предупреждения рисков, порожденных геймификацией как приемом и вызывающих геймификацию как аддикцию, болезненную зависимость. В данной статье мы хотим обратиться к проблеме еще одного риска, порожденного эпохой и связанного с информационно-коммуникационными технологиями,— проблеме вовлечения детей и подростков в сетевые деструктивные сообщества. В педагогической науке и образовательной практике эта проблема пока не выявляется как острая, в обществе периодически вспыхивает обсуждение по какому-нибудь конкретному случаю (деструктивное поведение детей в отношении себя или своих сверстников, состоящих в «группах смерти» в социальных сетях) и затухает, сменяясь новыми новостями, не становясь предметом пристального изучения педагогов. Психологи

также недавно, но всерьез обратились к этой теме. Уже в процессе подготовки данной статьи авторам была представлена новая книга [5]. Это серьезное исследование, к которому мы не раз обратимся. Также надо понимать специфику сетевых сообществ в целом, их умение применять манипулятивные практики, быть «инструментом внедрения в сознание людей искаженной и фейковой информации, специфическим средством управления личностью, сообществами и обществом» [3].

Методы

В силу того, что статья заявлена как вводная к изучению проблемы, как очерчивающая контур будущего научно-педагогического исследования, авторам не потребовалось значительного числа методов, кроме анализа научных публикаций и изучения имеющегося массива данных по проблеме вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества.

Обсуждение, вопросы, результаты

Эта статья является своего рода заявкой на глубокое изучение данной проблемы со стороны педагогической науки, на исследование по достаточно широкому кругу задач, которые видятся актуальными в современных условиях. В данной статье с опорой на психологические знания, на предыдущие исследования авторов определены некоторые педагогические пути и механизмы, которые позволят близко подойти к решению проблемы вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества. Мы полагаем, что назрела необходимость в выявлении и описании признаков деструктивного поведения детей и подростков, которые должны определять педагоги в практической деятельности. Это очень важно, если вспомнить, что до настоящего времени педагоги и родители не умеют определить наркоманию у ребенка, и это приводит к тому, что достаточно продолжительное время ребенок подвержен этому страшному заболеванию и не получает помощи от взрослых. Существенным в этом ряду оказывается и определение социально-педагогических причин деструктивного поведения детей и подростков. С позиций задач воспитания нам важно показать взаимосвязь деструктивного поведения детей и подростков с проблемой их социальной адаптации. Педагогическому коллективу школ постоянно приходится решать задачу социальной адаптации. При этом изучение рекомендуемой тематики педагогических советов на более чем 20-ти специализированных сайтах показывает, что социальная

адаптация не является предметом обсуждения, эта тема встретилась лишь однажды среди трехсот выявленных тем. А это важнейшая проблема — как протекает социальная адаптация? Какой социум, сообщество и как влияют на ребенка? Каким образом, в какой мере в этом процессе участвует семья? И так далее... Вопросов множество, ответы на них также даются педагогической наукой, однако это тема отдельной статьи. Мы же сейчас обращаемся к социальной адаптации (понимая ее важность, необходимость и возможности) только в одном аспекте: позитивной или негативной она является для ребенка, в какой среде протекает, не приводит ли к обращению ребенка к деструктивным сообществам?

Мир живет в условиях повсеместной и нарастающей компьютеризации и информатизации, в том числе в образовании и в частной жизни. При всех плюсах новых форм коммуникации, современных технологиях обучения и организации производственных процессов, существуют и немалые риски. Так, возрастает опасность вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества. И подчас оказывается, что помощь со стороны взрослых (и педагогов, и родителей) приходит слишком поздно или не успевает прийти до наступления трагических, необратимых последствий такого вовлечения. В связи с этим профилактика вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества особенно актуальна.

Мы уже назвали проблему незнания признаков вовлеченности ребенка в деструктивное сообщество (а иногда даже и не одно!) ни педагогами, ни родителями, семьей. Важно изучить эти признаки с педагогической позиции, обобщить и представить для применения на практике. Во-первых, это заставит учителей и родителей понимать специфику поведения вовлеченного в деструктивное сообщество ребенка. Во-вторых, исключить излишнюю подозрительность в отношении ребенка, помочь, точнее понять, что происходит с ребенком. В-третьих,— и это главное — помочь ребенку своевременно и эффективно.

Поставленной проблеме предшествует еще одна — незнание причин вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества. Эти причины нужно четко сформулировать и довести до педагогов и родителей, чтобы на основе этого психолого-педагогического знания предупреждать, предотвращать появление таких причин. Это очень сложная задача для практического использования, однако само знание позволяет задуматься, и если уже невозможно предотвратить причину, то усилить внимание к ребенку, находящему в критических обстоятельствах, стремиться

максимально уменьшить возможности его вовлечения в деструктивные сообщества.

В период обучения в школе дети переживают пубертатный период, который характеризируется не только физиологическим изменениями, но и психологическими (повышенная утомляемость, нервная возбудимость, желание нравиться сверстникам, подчеркнуть свою индивидуальность). В этот период подросток особенно уязвим и подвержен влиянию извне: социальных сетей, онлайн-игр и симуляторов, мнению других людей. Нередко по разным причинам у подростков возникают ситуации, когда они отчуждаются от школьных товарищей, от родителей, замыкаются в себе. И в этот период может найтись мнимая поддержка в онлайн-пространстве.

Также важно педагогам и родителям знать, что такое деструктивные сообщества, каким образом и какое влияние они могут оказывать на детей и подростков. Рассмотрение этой проблемы осуществляется в современных исследованиях. Задача общества и государства состоит в том, чтобы вооружить молодых людей необходимыми знаниями, приемами психологической самозащиты. Особое внимание в данном вопросе следует уделить подготовке специалистов образовательных организаций к работе по профилактике вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества. К сожалению, многие педагоги имеют смутное представление о влиянии таких сообществ на детей, не подготовлены к работе с детьми, в лучшем случае могут ограничиться единичными лекциями и беседами назидательного характера [7].

Общеизвестно, что существуют группы в социальных сетях, которые призывают детей к деструктивному поведению. Именно в сетевом сообществе легко попасть под влияние человека, который находится по ту сторону монитора и, являясь хорошим психологом, пишет то, что так хочет услышать подросток: слова одобрения, признания, принятие его таким, какой он есть. Заручившись доверием, такой человек может начать манипулировать ребенком для достижения только ему понятной цели.

Учитывая достаточно широкую распространенность деструктивных сообществ, стремящихся к привлечению подростков, сложность контроля за информацией, которую получает школьник из интернета, контроля за его общением и связями в социальных группах, рост числа вовлеченных подростков в деструктивные сообщества, особую актуальность приобретает проблема профилактики широкого распространения

деструктивных сообществ среди школьников, профилактики вовлечения детей и подростков в опасные сетевые группы. Важнейшая роль в профилактике вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества отводится первичной профилактике, в содержании которой наиболее актуальными являются следующие направления:

— диагностика факторов, с одной стороны, затрудняющих процесс социальной адаптации личности, а с другой — создающих предпосылки для вовлечения молодого человека в деструктивные сообщества;

— нейтрализация и компенсация влияния неблагоприятных факторов социализации, обусловливающих вовлечение детей и подростков в деструктивные сообщества;

— предупреждение и устранение обстоятельств, способствующих вовлечению детей и подростков в деструктивные сообщества;

— выработка приемов психологической самозащиты к воздействию людей из социальных сетей и различных интернет-сообществ;

работа с родителями, направленная, во-первых, на осознание взрослыми членами семьи опасности вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества, а во-вторых, на освоение родителями приемов семейной профилактики [7].

В настоящее время эта проблема не изучена на должном уровне в России и за рубежом, педагогической наукой не созданы теоретические основы профилактики вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества, не имеется научно-методического обоснования такой профилактики, не представлен имеющийся в нашей стране практический опыт в данной сфере.

Существует и целый ряд неспецифических задач, связанных с основной проблемой. Например, остро стоит задача обучения школьников во всем массиве информации уметь отличить полезную информацию от вредной, а порой и опасной, которая может представлять опасность не только для здоровья, но и жизни. Целесообразно учитывать такой вызов для педагогов как игровая субкультура, погружение в гейминг. Очевидно, что нередко вовлечение в деструктивные сообщества происходят в том числе и через игру, и в ходе самой игры. Достаточно только упомянуть, что игровая субкультура располагает серьезным терминологическим «аппаратом» [4] и разработанными целевыми установками. А если обратиться к названиям тысяч этих игр, то мы увидим, что абсолютное большинство из них деструктивны по своей сути [4].

Еще одним вызовом, связанным с проблемой вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества, является «аномальное погружение в виртуальную реальность, в которую субъект уходит настолько глубоко, что «выпадает» из реального мира, теряет свой внутренний мир как личность, как индивид, оставаясь в мире информации или игры, познавая реальность через смоделированный и измененный мир, подвергнувшийся информационному воздействию и психологическим корректировкам» [2].

Информационная эпоха и информатизация напрямую влияют на процесс воспитания школьников, это легко доказывается наличием «грязных» интернет-технологий. Одно небольшое перечисление этих технологий — треш-стриминг, буллинг, троллинг, флейминг, моббинг, хейтинг и другие виды виртуальной коммуникации остро негативного характера — показывает их количество и существенное влияние на детей и подростков. В исследовании планируется раскрыть это влияние через представление сущности и целей «грязных» технологий», в первую очередь, в связи с проблемой вовлечения школьников в деструктивные сообщества.

Нам не удалось найти исследований по поводу информированности педагогов о проблеме вовлечения детей в деструктивные сообщества. Однако учитывая отсутствие такой проблематики на педагогических советах общеобразовательных организаций (на основании просмотра сайтов сотни школ), учителя не видят такой проблемы или, возможно, видят тогда, когда возникает конкретная ситуация (чаще всего — трагическая) в их местности. Мы планируем получить данные об информированности учителей, проведя анкетирование, однако это будущие результаты, которые позволят сделать точные выводы и выработать шаги в нужном направлении.

Заключение

На основе комплексной работы по определению признаков вовлеченности детей и подростков в деструктивные сообщества, выявлению причин вовлечения детей и подростков планируется создать научно-методические материалы, которые помогут педагогам в профилактической работе с детьми и подростками, которые вовлечены или могут быть вовлечены в деструктивные сообщества. На основании исследования информированности педагогов по этой проблеме планируется разрабо-

тать конкретные шаги с целью повышения этой информированности. Таким образом, предстоит решить ряд задач, которые позволят достичь цели — предупреждать вовлечение детей и подростков в деструктивные сообщества, направить усилия на создание педагогических условий, способствующих их занятости, увлечениям социально значимыми и интересными делами, воспитанию нравственных качеств и умению сопротивляться манипулятивным действиям деструктивного характера. Надо отметить, что многие нормативно-правовые документы, методические материалы, созданные на федеральном уровне (например, «Разговор о важном», https://razgovor.edsoo.ru), позволяют говорить о том, что работа уже начата, но не систематизирована и не осмыслена в направлении решения проблемы вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества.

Литература

1. Брайдотти Р. Постчеловек. М.: Изд-во Института Гайдара. 2021.

2. Иванов О. Б., Иванова С. В. Нравственно-гуманистический кризис в информационную эпоху // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 6-22.

3. Иванова С. В., Иванов О. Б. Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 6. С. 7-30.

4. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 6-27.

5. Реан А. А., Коновалов И. А., Новикова М. А.и др. Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта; под ред. акад. РАО А. А. Реана. СПб: Коста, 2021. 296 с.

6. Роберт И. В. Психолого-педагогические основания информационной безопасности личности: содержательно-методический аспект / Монография по материалам научн.-практ. конференции «Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в современном обществе». Авт.-сост. В. Г. Мартынов, И. В. Роберт, И. Г. Алехина. Москва. 2020. С. 99-112.

7. СадовниковаЖ. В. Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/podgotovka-budushchikh-sotsialnykh-pedagogov-k-profilaktike-vovlecheniya-molodezhi-v-religio (дата обращения 20.10.2022).

8. Шваб К. Четвертая промышленная революция / М.: Эксмо. 2019. 209 с.

References

• Brajdotti R. Postchelovek. M.: Izd-vo Instituta Gajdara. 2021.

• Ivanov O. B., Ivanova S. V. Nravstvenno-gumanisticheskij krizis v informacionnuyu epo-hu // Cennosti i smysly. 2020. № 3 (67). S.6-22.

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Perspektivy razvitiya obrazovaniya v usloviyah chetvertoj pro-

myshlennoj revolyucii // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika. 2019. № 6. S. 7-30.

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Sistemnye transformacii v sfere obrazovaniya v usloviyah vne-dreniya cifrovyh tekhnologij // Cennosti i smysly. 2020. № 5 (69). S.6-27.

• Rean A. A., KonovalovI. A., Novikova M. A. i dr. Profilaktika agressii i destruktivnogo povedeniya molodezhi: analiz mirovogo opyta; pod red. akad. RAO A. A. Reana. SPb: Kosta, 2021. 296 s.

• Robert I. V. Psihologo-pedagogicheskie osnovaniya informacionnoj bezopasnosti li-chnosti: soderzhatel'no-metodicheskij aspekt / Monografiya po materialam nauchn.-prakt. konferencii «Informacionnaya bezopasnost' lichnosti sub"ektov obrazovatel'nogo processa v sovremennom obshchestve». Avt.-sost. V. G. Martynov, I. V. Robert, I. G. Alekhina. Moskva. 2020. S.99-112.

• Sadovnikova Zh. V. Podgotovka budushchih social'nyh pedagogov k profilaktike vov-lecheniya molodezhi v religioznye sekty. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.disser-cat.com/content/podgotovka-budushchikh-sotsialnykh-pedagogov-k-profilaktike-vov-lecheniya-molodezhi-v-religio (data obrashcheniya: 20.10.2022).

• Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya / M.: Eksmo. 2019. 209 s.

Информация об авторах

С. B. Иванова — член-корреспондент Российской академии образования, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Института стратегии развития образования РАО, главный ученый секретарь Президиума Российской академия образования.

Ж. В. Садовникова — кандидат педагогических наук, директор Школы № 56 имени академика В. А. Легасова. Information about the authors

Svetlana V. Ivanova—Corresponding member of the Russian Academy of Education, Dr. Sc. (Philosophy), Professor, Scientific leader of the "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education", Chief Scientific Secretary of the Presidium of the "Russian Academy of Education".

Jeanne V. Sadovnikova — PhD (Pedagogical Sciences), Director of School No. 56 named after Academician V. A. Legasov.

Статья поступила в редакцию 14.10.2022; одобрена после рецензирования 20.10.2022; принята к публикации 21.10.2022. The article was submitted 14.10.2022; approved after reviewing 20.10.2022; accepted for publication 21.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.