Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / система профессионального педагогического образования / современный педагог / педагогическое мастерство / профилактика эмоционального выгорания педагогов / повышение качества педагогического образования / emotional intelligence / system of professional teacher education / modern teacher / pedagogical skills / prevention of emotional burnout of teachers / improving the quality of teacher training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гукаленко О. В.

На основе исследований эмоционального интеллекта в отечественной научно-педагогической и психологической литературе обосновываются методы формирования эмоционального интеллекта в системе высшего педагогического образования. Эмоциональный интеллект учителя рассматривается как фактор совершенствования системы подготовки учителей, как условие социальной адаптации студентов педагогического вуза, как средство повышения качества образования в высшей школе, как инструмент профилактики синдрома эмоционального выгорания учителей. Анализируются позитивные практики формирования эмоционального интеллекта в условиях вуза, раскрываются пути и особенности развития эмоционального интеллекта будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF FUTURE TEACHERS AS A TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

Based on studies of emotional intelligence in the domestic scientific, pedagogical and psychological literature, the methods of forming emotional intelligence in the system of higher pedagogical education are substantiated. The emotional intelligence of a teacher is considered as a factor in improving the system of teacher training, as a condition for social adaptation of students of a pedagogical university, as a means of improving the quality of education in higher education, as a tool for preventing the syndrome of emotional burnout of teachers. The positive practices of the formation of emotional intelligence in the conditions of the university are analyzed, the ways and features of the development of the emotional intelligence of future teachers are revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 6 (88). С. 33-42. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 6 (88). P. 33-42.

Научная статья УДК 378

doi: 10.24412/2224-0772-2022-88-33-42

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Гукаленко

Ольга Владимировна Гукаленко

Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия, olga_gukalenko@ mail.ru

Аннотация. На основе исследований эмоционального интеллекта в отечественной научно-педагогической и психологической литературе обосновываются методы формирования эмоционального интеллекта в системе высшего педагогического образования. Эмоциональный интеллект учителя рассматривается как фактор совершенствования системы подготовки учителей, как условие социальной адаптации студентов педагогического вуза, как средство повышения качества образования в высшей школе, как инструмент профилактики синдрома эмоционального выгорания учителей. Анализируются позитивные практики формирования эмоционального интеллекта в условиях вуза, раскрываются пути и особенности развития эмоционального интеллекта будущих педагогов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, система профессионального педагогического образования, современный педагог, педагогическое мастерство, профилактика эмоционального выгорания педагогов, повышение качества педагогиче-

© Гукаленко О. В., 2022

ского образования

Финансирование: статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00058-22-04 от 08.04.2022 на 2022 год по теме «Теоретико-методологические подходы и научно-методическое обеспечение формирования эмоционального интеллекта обучающихся на уровнях начального общего и основного общего образования».

Для цитирования: Гукаленко О. В. Развитие эмоционального интеллекта будущих учителей как инструмент повышения качества высшего педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 6 (88). С. 33-42. doi: 10.24412/2224-0772-2022-88-33-42.

Original article

DEVELOPING OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF FUTURE TEACHERS AS A TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

Olga V. Gukalenko

Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, olga_gukalenko@mail.ru

Abstract. Based on studies of emotional intelligence in the domestic scientific, pedagogical and psychological literature, the methods of forming emotional intelligence in the system of higher pedagogical education are substantiated. The emotional intelligence of a teacher is considered as a factor in improving the system of teacher training, as a condition for social adaptation of students of a pedagogical university, as a means of improving the quality of education in higher education, as a tool for preventing the syndrome of emotional burnout of teachers. The positive practices of the formation of emotional intelligence in the conditions of the university are analyzed, the ways and features of the development of the emotional intelligence of future teachers are revealed.

Keywords: emotional intelligence, system of professional teacher education, modern teacher, pedagogical skills, prevention of emotional burnout of teachers, improving the quality of teacher training

Funding: the article is prepared within the state task № 073-00058-22-04 from 08.04.2022 for the year 2022 on "Theoretical and methodological approaches and scientific and methodological support for the formation of emotional intelligence of students at the levels of primary general and basic general education".

For citation: Gukalenko O. V. Developing of emotional intelligence of future teachers as a tool for improving the quality of higher pedagogical education.

Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;l(6):33-42. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2022-88-33-42.

В современных условиях глобальных трансформаций стратегической задачей государства является всестороннее развитие человеческого потенциала. Подготовка высококвалифицированных специалистов, в том числе педагогических кадров, предполагает формирование целой системы профессиональных компетенций, универсальных навыков, а также личностных качеств, необходимых гражданину XXI века. Одним из важнейших ресурсов личности является эмоциональный интеллект, высокий уровень развития которого обеспечивает социальную успешность индивида, способствует становлению гражданско-патриотической позиции, общей и управленческой культуры.

Понятие эмоционального интеллекта, введенное в научный оборот Дж. Мэйером и П. Сэловеем в 1990 году [16], нашло отражение в последующих исследованиях различных типов интеллекта (общего, социального, познавательного, вербального и невербального и т.д.).

Традиционно эмоциональный интеллект является предметом анализа психологических дисциплин. Однако по мере того как понятие «эмоциональный интеллект» было теоретически обосновано и укоренилось в сфере психологических исследований, оно стало предметом изучения и других научных дисциплин — гуманитарных, социальных, педагогических. Первые фундаментальные педагогические исследования, связанные с тематикой формирования эмоционального интеллекта обучающихся, в российской науке появились в первое десятилетие XXI века [8; 14].

Исследователи отмечают, что в условиях цифровой трансформации общества происходит снижение числа межличностных контактов, возникают затруднения в общении, в том числе профессиональном и профессионально-педагогическом [3]. Перед образованием и педагогической наукой в целом встает задача обновления системы подготовки учителя, отвечающей запросам информационного общества и требованиям рынка труда. Одним из направлений повышения качества подготовки современных педагогов является развитие у них эмоционального интеллекта, выступающего как средство расширения сферы социальной коммуникации, фактор здоровьесбережения, показатель педагогического мастерства [13], инструмент для профилактики синдрома профессионального выгорания [10]. В этой связи возникает необходимость

координации усилий ученых, педагогов-исследователей, психологов и педагогов-практиков по выработке современных подходов к развитию эмоционального интеллекта учителей. В отечественных научно-педагогических и психологических источниках данная тематика пока только начинает освещаться [1; 6; 7]. Объектом исследования педагогов становится как чисто психологическая проблематика (например, взаимосвязь социального и эмоционального интеллекта, влияние эмоционального интеллекта на копинг-стратегии пользователей социальных сетей, эмоциональный интеллект и межпоколенческие отношения и т.п.), так и сугубо педагогические аспекты проблемы, в том числе методики формирования эмоционального интеллекта у одаренных детей, школьников с ОВЗ, особенности развития эмоционального интеллекта обучающихся, проживающих в приемных семьях, влияние стиля воспитания в семье на эмоциональный интеллект детей и т.д.

По мнению исследователей, развитие эмоционального интеллекта педагогов требует решения следующих задач:

- выявление проблем и способов дифференциации педагогических и психологических подходов к проблеме развития эмоционального интеллекта обучающихся [4];

- определение путей, условий и средств повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей на основе развития у них эмоционального интеллекта [12].

Сегодня, в условиях социальной, экономической и политической нестабильности, особенно важно выделить проблемное поле совершенствования профессиональной подготовки педагогов, а именно найти ответы на следующие вопросы:

1. С какого рода рисками сталкиваются учителя и управленцы, осуществляющие реформирование сферы образования?

2. Каким образом должна строиться профессиональная подготовка будущих учителей, для того чтобы педагогическое образование стало ресурсом, способствующим уменьшению социальных рисков, межличностных и межэтнических конфликтов, социальной агрессии и нетерпимости?

3. Каким образом можно через педагогическое образование, в том числе обновление его содержания, образовательных и профессиональных стандартов, достичь высокого качества подготовки педагогических кадров?

В современной ситуации, на наш взгляд, эффективным инструментом межличностного и профессионального взаимодействия призвана выступить категория «эмоциональный интеллект», особенно важная для педагога, который всегда прямо или опосредованно работает с людьми, излагает свои мысли, ставит и решает педагогические задачи.

В настоящее время отечественная система образования, включая педагогическое образование, переживает эпоху нестабильности. Осознание недостаточной эффективности традиционных и инновационных практик в образовании определяет необходимость включения программ развития эмоционального интеллекта в систему педагогического образования. Повышение уровня сформированности эмоционального интеллекта будущего и уже работающего учителя будет способствовать диалогу, взаимодействию, формированию новых культурных сообществ, объединяющих людей.

Одним из ключевых компонентов эмоционального интеллекта является «эмпатия», понимаемая как эмоциональный отклик на события и ситуации, способность идентифицировать себя с другим человеком, поставить себя на его место и понять его чувства. Умение осознавать собственные эмоции и управлять ими, а также способность к пониманию эмоций окружающих, проявляющихся как в вербальной, так и в невербальной формах, являются необходимым аспектом построения бесконфликтных взаимоотношений индивида в группе, основой его успешной социализации и адаптации в обществе, средством профилактики девиантного поведения, а также фактором профессионального мастерства для представителей всех социальных и профессиональных групп. Эмоциональный интеллект чрезвычайно важен для педагогов, так как он во многом предопределяет умение учителя найти контакт с ребенком, с родителями школьников, с администрацией школы и представителями академического сообщества.

В настоящее время в системе непрерывного педагогического образования накопился немалый опыт позитивных практик подготовки будущих учителей в контексте развития их эмоционального интеллекта. Так, в ряде российских вузов (МГУ им. М. В. Ломоносова, ЮФУ, Казанский, Уральский, Брянский, Ярославский, Нижегородский и другие университеты) реализуются поликультурные программы работы со студенческой молодежью, способствующие тренингу эмоционального интеллекта обучающихся. Это программы «диалог культур», «межкультурное общение»,

«педагогическое моделирование», «кадры для цифровой экономики», «навыки будущего» и др.

Целенаправленная работа в данном направлении предполагает осознание студентами — будущими педагогами важности развития у них эмоционального интеллекта, способствует позитивному межкультурному диалогу и успешной поликультурной коммуникации представителей разных народов, этносов, национальностей [15]. Целенаправленное развитие различных компонентов эмоционального интеллекта студентов педагогических вузов обеспечивает индивидуальную рефлексию, создание оптимальных условий для постижения предметных, метапредметных и общекультурных компетенций и навыков, т.е. тех личностных качеств и навыков, которые выступают составляющими эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта выступает необходимым условием достижения жизненного успеха как у детей, так и у взрослых [11]. В качестве инструмента для формирования эмоционального интеллекта у детей применяются различные психолого-педагогические методики, а именно: стимулирование положительных эмоций; проведение социально-психологических тренингов; интерактивные методики и практико-ориентированные методы обучения; психогимнастика, коллективные проекты; методы арт-терапии или применение средств живописи, музыки, пантомимы, танца, визуальных образов, кино, театра для понимания и управления своими и чужими эмоциями, выражения ощущений и чувств и т.д. Очевидно, что перечисленные методы могут быть успешно применены и в практике подготовки будущих педагогов. В высшей школе уже накоплен определенный опыт развития эмоционального интеллекта студентов по различным направлениям подготовки, включая психолого-педагогическое [2; 9].

Особое место в формировании эмоционального интеллекта будущих педагогов и психологов отводится применению проектных технологий в учебной и внеучебной деятельности. Это различные формы социально-образовательной деятельности, тематические праздники, фестивали, встречи, культурно-досуговые мероприятия и программы, различные творческие состязания, социальные и пиар-акции и др.

Отметим, что формирование эмоционального интеллекта у будущих педагогов наиболее эффективно в условиях персонифицированного, личностно-ориентированного подхода. Более того, эмоциональный

интеллект может стать одним из параметров психолого-педагогической диагностики будущего учителя [5]. Согласно результатам анкетирования студентов педагогических направлений большинство (86%) опрошенных рассматривают коммуникацию в виртуальной среде, в том числе в процессе дистанционного и смешанного обучения, как инструмент для расширения круга общения, получения новой актуальной информации о культурных и национальных различиях и традициях, что, на наш взгляд, оказывает непосредственное влияние на развитие эмоционального интеллекта индивида. Расширение тематики и сферы применения проектных технологий социально-образовательной деятельности позволяет не только повысить уровень развития межкультурного взаимодействия в студенческой среде, но и расширить возможности досуга студентов, повысить имидж вуза как центра значимых молодежных акций, создать и реализовать социально-образовательные проекты, способствующие формированию эмоционального интеллекта.

В этой связи, соответственно, обучающая и воспитательная деятельность в вузе должна осуществляться под углом зрения достаточно обширной и глубокой социальной и гуманитарной подготовки студентов. При этом формирование эмоционального интеллекта будущих специалистов способствует развитию и других духовных категорий, которые будут востребованы в профессиональных сферах деятельности, а именно: духовности, коммуникабельности, критичности, толерантности, эмпатии и т.д.

Таким образом, перед системой педагогического образования сегодня стоит актуальная задача — выявить и реализовать на практике наиболее эффективные стратегии и методы формирования эмоционального интеллекта у будущих учителей.

Согласно материалам нашего исследования и наблюдениям из реальной практики, можно сформулировать следующие предложения по использованию методов и методик развития эмоционального интеллекта при подготовке педагогов:

- формированию эмоционального интеллекта будущих педагогов в учебном процессе вуза должно способствовать психолого-педагогическое сопровождение как результат совместной деятельности педагогов и психологов, расширения их профессионального кругозора и универсальных компетенций;

- педагогов необходимо обучать методам диагностики эмоционально-

го интеллекта детей и подростков, техникам и приемам управления чувствами и эмоциями, пониманию иррационального в человеке применительно к сфере своей профессионально-преподавательской деятельности;

- в системе педагогического профессионального образования должны быть введены новые предметы, связанные с формированием педагогического мастерства, эмоционального интеллекта, творчества педагогов, важно внедрять в процесс подготовки традиционные и инновационные методики и технологии с учетом цифровой трансформации современного образования;

- ученые, психологи и педагоги-исследователи должны выявить степень знакомства учителей с концепциями развития эмоционального интеллекта, возрастными и психологическими особенностями становления и развития эмоционального интеллекта ребенка на разных ступенях общего образования, а также проанализировать и обосновать проблемы, риски и ограничения применения различных психотехник и методов психологической диагностики в рамках реализации стратегий психолого-педагогического сопровождения и поддержки обучающихся, а также в контексте требований ФГОС общего образования;

- необходима централизованная разработка программ развития эмоционального интеллекта обучающихся для всех уровней в системе непрерывного образования, начиная с дошкольного уровня и заканчивая подготовкой кадров высшей квалификации в условиях аспирантуры, а также переподготовкой учителей в системе повышения квалификации.

Таким образом, российский опыт образовательной деятельности в системе профессионально-педагогического образования свидетельствует о том, что формирование высокого уровня эмоционального интеллекта будущих специалистов является действенным фактором развития человеческого капитала, повышения конкурентоспособности специалистов и управленцев и в конечном итоге одним из эффективных образовательных рычагов, способствующих повышению качества высшего профессионально-педагогического образования.

Список источников

1. Аширова Е. П., Денисова А. А. Развитие эмоционального интеллекта педагогов как фактор готовности к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 44-48.

2. Белобородов А. М., Любякин А. А., Оконечникова Л. В. Активные методы формирования эмоционального интеллекта студентов-психологов // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 55-60.

3. Бермус А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. № 1. С. 1-10. DOI: 10.30853/ped20220003.

4. Гукаленко О. В., Борисенков В. П. Дифференциация педагогических и психологических аспектов исследования эмоционального интеллекта школьников // Педагогика. 2022. Т. 86, № 9. С. 19-29.

5. Гукаленко О. В., Шавалеева Г. М. Педагогическая диагностика как условие повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей в системе СПО // Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С. 145-161.

6. Денисова А. А., Аширова Е. П. Развитие эмоционального интеллекта педагога как необходимое условие работы с одаренными младшими школьниками // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего. 4-я Всерос. научно-практич. конференция «Художественное образование ребенка: стратегии будущего». 02.03.2018. Т. 4, № 1. СПб.: Изд-во ВВМ, 2018. С. 189-202.

7. Иваненко К. Эмоциональный интеллект учителя. Решение задач в плоскости человеческой коммуникации // Учительская газета. 2020. № 48 от 01.12.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://ug.ru/emoczionalnyj-intellekt-uchitelya/ (дата обращения: 11.10.2022).

8. Кузнецова К. С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2012. 25 с.

9. Мещерякова И. Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 157-161.

10. Ракицкая А. В. Эмоциональный интеллект педагогов с синдромом эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/95394/1/Untitled77.pdf (дата обращения: 11.10.2022).

11. Савенков А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей: монография. М.: НКЦ, 2015. 128 с.

12. Симонова Л. Б. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога // Психология образования в XXI веке: мат-лы Межд. науч.-практ. конф. 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/education21/issue/54867_full.shtml (дата обращения: 11.10.2022).

13. Ситдикова И. Эмоциональный интеллект педагога как показатель профессионального мастерства [Электронный ресурс]. URL: https://dereksiz.org/emocionalenij-intellekt-pedagoga-kak-pokazatele-professionalen.html (дата обращения: 11.10.2022).

14. Хлупина О. В. Эмоциональный фактор процесса обучения школьников (на материале современных зарубежных исследований): дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2005. 156 с.

15. Blyth C. Exploring the complex nature of language and culture through intercultural dialogue: The Case of Cultura // Dialogue in multilingual and multimodal communities / Edited by D. Koike and C. S. Blyth. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins, 2015. P. 139-165.

16. Mayer J. D., Salovey P. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. 1990. No. 9. P. 185-211.

References

1. Ashirova E. P., Denisova A. A. Razvitie emocional'nogo intellekta pedagogov kak faktor gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 59-3. S. 44-48. [In Rus].

2. Beloborodov A. M., Lyubyakin A. A., Okonechnikova L. V. Aktivnye metody formirovaniya emocion-al'nogo intellekta studentov-psihologov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 11. S. 55-60. [In Rus].

3. Bermus A. G. Aktual'nye problemy pedagogicheskogo obrazovaniya v epohu cifrovoj transformacii: teoreticheskij obzor // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2022. № 1. S. 1-10. DOI: 10.30853/ ped20220003. [In Rus].

4. Gukalenko O. V., Borisenkov V. P. Differenciaciya pedagogicheskih i psihologicheskih aspektov issle-dovaniya emocional'nogo intellekta shkol'nikov // Pedagogika. 2022. T. 86, № 9. S. 19-29. [In Rus].

5. Gukalenko O. V., Shavaleeva G. M. Pedagogicheskaya diagnostika kak uslovie povysheniya effek-tivnosti professional'noj podgotovki budushchih uchitelej v sisteme SPO // Cennosti i smysly. 2022. № 3 (79). S. 145-161. [In Rus].

6. Denisova A. A., AshirovaE. P. Razvitie emocional'nogo intellekta pedagoga kak neobhodimoe uslovie raboty s odarennymi mladshimi shkol'nikami // Gercenovskie chteniya. Hudozhestvennoe obrazovanie rebenka: strategii budushchego. 4-ya Vseros. nauchno-praktich. konferenciya «Hudozhestvennoe obrazovanie rebenka: strategii budushchego». 02.03.2018. T. 4, № 1. SPb.: Izd-vo VVM, 2018. S. 189-202. [In Rus].

7. Ivanenko K. Emocional'nyj intellekt uchitelya. Reshenie zadach v ploskosti chelovecheskoj kommu-nikacii // Uchitel'skaya gazeta. 2020. № 48 ot 01.12.2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https://ug.ru/ emoczionalnyj-intellekt-uchitelya/ (data obrashcheniya: 11.10.2022). [In Rus].

8. KuznecovaK. S. Pedagogicheskoe soprovozhdenie mladshih shkol'nikov v processe formirovaniya emocional'nogo intellekta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Saratov, 2012. 25 s. [In Rus].

9. MeshcheryakovaI. N. Formirovanie emocional'nogo intellekta studentov-psihologov v processe obucheniya v vuze // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2010. № 1. S. 157-161. [In Rus].

10. Rakickaya A. V. Emocional'nyj intellekt pedagogov s sindromom emocional'nogo vygoraniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/95394/1/Untitled77.pdf (data obrashcheniya: 11.10.2022). [In Rus].

11. SavenkovA.I. Razvitie emocional'nogo intellekta i social'noj kompetentnosti u detej: monografiya. M.: NKC, 2015. 128 s. [In Rus].

12. SimonovaL. B. Razvitie emocional'nogo intellekta budushchego pedagoga // Psihologiya obrazovaniya v XXI veke: mat-ly Mezhd. nauch.-prakt. konf. 2011 [Elektronnyj resurs]. URL: https://psyjournals. ru/education21/issue/54867_full.shtml (data obrashcheniya: 11.10.2022). [In Rus].

13. Sitdikova I. Emocional'nyj intellekt pedagoga kak pokazatel' professional'nogo masterstva [Elektronnyj resurs]. URL: https://dereksiz.org/emocionalenij-intellekt-pedagoga-kak-pokazate-le-professionalen.html (data obrashcheniya: 11.10.2022). [In Rus].

14. Hlupina O. V. Emocional'nyj faktor processa obucheniya shkol'nikov (na materiale sovremennyh zarubezhnyh issledovanij): dis. ... kand. ped. nauk. Kirov, 2005. 156 s. [In Rus].

15. Blyth C. Exploring the complex nature of language and culture through intercultural dialogue: The Case of Cultura // Dialogue in multilingual and multimodal communities / Edited by D. Koike and C. S. Blyth. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins, 2015. P. 139-165.

16. Mayer J. D., Salovey P. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. 1990. No. 9. P. 185-211.

Информация об авторе

О. В. Гукаленко — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Information about the author

O. V. Gukalenko—Dr. Sc. (Education), Professor, corresponding member of the Russian Academy of Education, Chief researcher

Статья поступила в редакцию 20.10.2022; одобрена после рецензирования 31.10.2022; принята к публикации 03.11.2022. The article was submitted 20.10.2022; approved after reviewing 31.10.2022; accepted for publication 03.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.