Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БРЕНДА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БРЕНДА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТИКА / ОЛИМПИАДА / ЦЕННОСТИ / БРЕНД / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустыльник Юлия Юрьевна, Пустыльник Михаил Лазаревич, Вержбицкая София Владимировна

Цель публикации - рассмотрение педагогических условий и способов формирования у участников Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту ценностного отношения к этическим правилам и нормам, установленным профессиональным сообществом в отношении границ развития и применения искусственного интеллекта. В этой связи исследован воспитательный потенциал бренда олимпиады как дополнительного инструментария для установления воспитывающих отношений между участниками олимпиады, их педагогами (тренерами, наставниками), экспертами и организаторами олимпиады. Показаны предпосылки формирования бренда олимпиады. На первом этапе становления бренда олимпиады в 2021 году проведен нейминг и разработка визуального сти ля в сочетании с мерами информационной поддержки и продвижения. Результатом первого этапа брендирования стало привлечение к участию в олимпиаде свыше 10 000 школьников из 77 субъектов Российской Федерации. Для обеспечения всесторонней поддержки и воспитания школьников, мотивированных к углублённому изучению информатики, в том числе языков программирования и технологий машинного обучения, предложено шире использовать технологии маркетинговых коммуникаций. Охарактеризованы аксиологический, телеологический, концептуальный, методический, интерактивный компоненты воспитательного потенциала бренда олимпиады. Показано, что бренд олимпиады обладает существенным воспитательным потенциалом, способностью транслировать школьникам ценности профессионального сообщества. Дальнейшее развитие бренда олимпиады связывается с созданием и развитием виртуального сетевого сообщества участников олимпиады. Исследование особенно актуально для заочной формы образовательного взаимодействия, при которой установление эмоциональных субъект-субъектных связей затруднено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пустыльник Юлия Юрьевна, Пустыльник Михаил Лазаревич, Вержбицкая София Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIVE POTENTIAL OF THE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD ON ARTIFICIAL INTELLIGENCE BRAND

The purpose of the publication is to study the ways of forming a value attitude to ethical rules and norms among the participants of the All-Russian Olympiad in artificial intelligence. Such rules and norms are established by the professional community regarding the boundaries of the development and application of artificial intelligence. The authors studied the educational potential of the Olympiad brand to establish educational relationships between the participants of the Olympiad, their teachers (coaches, mentors), experts and organizers of the Olympiad. The article shows the prerequisites for the formation of the brand of the Olympiad. At the first stage of branding the Olympiad in 2021, naming, visual style development, information support and promotion were carried out. The result was the involvement of over 10,000 schoolchildren from 77 regions of Russia to participate in the Olympiad. The authors propose to make wider use of marketing communications technologies for the comprehensive support of gifted schoolchildren motivated for in-depth study of computer science, including programming languages and machine learning. The article includes characteristics of the structure of the educative potential of the brand of the Olympiad - axiological, teleological, conceptual, methodical, interactive components. It is shown that the brand of the Olympiad has a significant educative potential and is able to convey to schoolchildren the values of the professional community. The authors associate the further development of this brand with the creation and development of a network community of participants in the Olympiad. The study is especially relevant for distance education, which makes it difficult to establish emotional subject-subject relationships.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БРЕНДА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ»

ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Ценности и смыслы. 2022. № 1 (77). С.82-97 Values and Meanings. 2022. No.1 (77). P. 82-97 (In Rus)

Научная статья УДК 371.89

doi: 10.24412/2071-6427-2022-1-82-97

Воспитательный потенциал бренда Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту*

Ю. Ю. Пустыльник

М. Л. Пустыльник

С. В. Вержбицкая

Юлия Юрьевна Пустыльник 1 Михаил Лазаревич Пустыльник 2 София Владимировна Вержбицкая 3

1 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Москва, Россия E-mail: [email protected]

2 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Москва, Росотя E-mail: [email protected]

3 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

E-mail: [email protected]

Аннотация. Цель публикации — рассмотрение педагогических условий и способов формирования у участников Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту ценностного отношения к этическим правилам и нормам, установленным профессиональным сообществом в отношении границ развития и применения искусственного интеллекта. В этой связи исследован воспитательный потенциал бренда олимпиады как дополнительного инструментария для установления воспитывающих отношений между участниками олимпиады, их педагогами (тренерами, наставниками), экспертами и организаторами олимпиады. Показаны предпосылки формирования бренда олимпиады. На первом этапе становления бренда олимпиады в 2021 году проведен нейминг и разработка визуального сти-

© Пустыльник Ю. Ю., 2022 © Пустыльник М. Л., 2022 © Вержбицкая С. В., 2022

ля в сочетании с мерами информационной поддержки и продвижения. Результатом первого этапа брендирования стало привлечение к участию в олимпиаде свыше 10 000 школьников из 77 субъектов Российской Федерации. Для обеспечения всесторонней поддержки и воспитания школьников, мотивированных к углублённому изучению информатики, в том числе языков программирования и технологий машинного обучения, предложено шире использовать технологии маркетинговых коммуникаций. Охарактеризованы аксиологический, телеологический, концептуальный, методический, интерактивный компоненты воспитательного потенциала бренда олимпиады. Показано, что бренд олимпиады обладает существенным воспитательным потенциалом, способностью транслировать школьникам ценности профессионального сообщества. Дальнейшее развитие бренда олимпиады связывается с созданием и развитием виртуального сетевого сообщества участников олимпиады. Исследование особенно актуально для заочной формы образовательного взаимодействия, при которой установление эмоциональных субъект-субъектных связей затруднено.

Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, этика, олимпиада, ценности, бренд, воспитательный потенциал

Для цитирования: Пустыльник Ю. Ю., Пустыльник М. Л., Вержбиц-кая С. В. Воспитательный потенциал бренда Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту // Ценности и смыслы. 2022. № 1 (77). С. 82-97. doi: 10.24412/2071-6427-2022-1-82-97

Original article

EDUCATIVE POTENTIAL OF THE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD ON ARTIFICIAL INTELLIGENCE BRAND

Yulia Yu. Pustylnik 1 Mikhail L. Pustylnik 2 Sofiya V. Verzhbitskaya 3

1 Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education", Moscow, Russia E-mail: [email protected]

2 Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education", Moscow, Russia E-mail: [email protected]

3National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of the publication is to study the ways of forming a value attitude to ethical rules and norms among the participants of the All-Russian Olympiad in artificial intelligence. Such rules and norms are established by the professional community regarding the boundaries of the development and application of artificial intelligence. The authors studied the educational

potential of the Olympiad brand to establish educational relationships between the participants of the Olympiad, their teachers (coaches, mentors), experts and organizers of the Olympiad. The article shows the prerequisites for the formation of the brand of the Olympiad. At the first stage of branding the Olympiad in 2021, naming, visual style development, information support and promotion were carried out. The result was the involvement of over 10,000 schoolchildren from 77 regions of Russia to participate in the Olympiad. The authors propose to make wider use of marketing communications technologies for the comprehensive support of gifted schoolchildren motivated for in-depth study of computer science, including programming languages and machine learning. The article includes characteristics of the structure of the educative potential of the brand of the Olympiad — axiological, teleological, conceptual, methodical, interactive components. It is shown that the brand of the Olympiad has a significant educative potential and is able to convey to schoolchildren the values of the professional community. The authors associate the further development of this brand with the creation and development of a network community of participants in the Olympiad. The study is especially relevant for distance education, which makes it difficult to establish emotional subject-subject relationships.

Keywords: artificial intelligence, education, ethics, olympiad, values, branding, educative potential.

For citation: Pustylnik Yu. Yu., Pustylnik М. L., Verzhbitskaya S. V. Educative potential of the of the all-russian olympiad on artificial intelligence brand. Values and Meanings. 2022 (77). No.6 P. 82-97(In Rus). doi: 10.24412/2071-6427-2022-1-82-97

Введение

В мировой педагогике существуют различные взгляды на пути интеграции тематики искусственного интеллекта в образование детей и подростков [11; 19]. Сторонники компетентностного подхода в STEM-образовании приоритетно ориентируются на когнитивное развитие одаренных детей, сторонники гуманистического подхода считают необходимым в общем образовании делать акценты на этических вопросах использования искусственного интеллекта [17, С. 5], например, на недопустимости нарушения границ конфиденциальности [1]. Амбивалентность указанных позиций не препятствует расширению спектра образовательных программ и ресурсов для общего и дополнительного образования, в практической реализации всё чаще наблюдается их сближение [15; 18].

Работа по профилактике рисков неэтичного использования возможностей, связанных с экспоненциальным технологическим развитием, должна быть последовательной, многоуровневой и основанной на

результатах научных исследований в сфере педагогики и психологии. Системные основы этой работы важно заложить именно сейчас, когда в Российской Федерации создаются программы по формированию навыков анализа данных и искусственному интеллекту для всех уровней образования. Ценностное отношение к этическим правилам и нормам, установленным профессиональным сообществом в отношении границ развития и применения искусственного интеллекта, особенно важно формировать у одаренных школьников, ориентированных на получение профессионального образования в ИТ-сфере.

Актуальность нашего исследования определяется противоречием между задачей трансляции подрастающему поколению гуманистических ценностей в вопросах развития технологий искусственного интеллекта — и соревновательным характером профильных интеллектуальных состязаний, организуемых для выявления и поддержки одаренных детей.

Проблема исследования заключается в нахождении нового научного знания о способах трансляции гуманистических ценностей участникам профильных интеллектуальных состязаний. Пути решения проблемы мы рассматриваем на примере всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту. В своем исследовании мы исходим из того, что олимпиада как «дидактическая форма организации и активизации интеллектуально-познавательной деятельности школьников» [8, С. 5] «предполагает наивысшее напряжение духовных и физических сил, наибольшее раскрытие возможностей человека» [6, С. 4] и, следовательно, может иметь воспитательный потенциал.

Традиционно олимпиады школьников в основном нацелены на выявление и развитие способностей обучающихся, на углубление знаний и развитие навыков в соответствующих предметных областях. Для олимпиад характерно создание ситуаций соперничества и ограничения во времени, требующих «развития воли, навыков эмоциональной саморегуляции и организации интеллектуального труда» [6, С. 11]. В связи с этим в период непосредственного проведения этапов (туров) олимпиады возможности воспитания как управления процессом развития личности ограничены. Значительно большие возможности для этого предоставляет педагогам период подготовки участников к олимпиаде.

При этом предметная специфика всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту определяет необходимость коррекции традиционных форм работы педагогов с одаренными школьниками, применяемых,

к примеру, при подготовке к олимпиадам по информатике [9; 13].

Дефицит необходимых специалистов и образовательных ресурсов в сфере ИИ, адаптированных к возрастным особенностям школьников, требует создания особых условий педагогической поддержки одаренных детей, разработки форм субъект-субъектного взаимодействия обучающихся с педагогами (тренерами, наставниками, экспертами) посредством средств синхронной и асинхронной интернет-коммуникации.

Подходы к решению отмеченных выше проблем и противоречий были реализованы 2021 году в ходе проведения первой Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту Минпросвещения России; организационно-техническое и научно-методическое сопровождение обеспечил Институт стратегии развития образования РАО, стратегическим партнером олимпиады стала организация «Цифровая экономика». В состав Организационного комитета олимпиады вошли представители федеральных органов исполнительной власти и организаций-партнеров, в том числе компаний Ассоциации «Альянс в сфере искусственного интеллекта». Три этапа олимпиады проведены в октябре-ноябре 2021 года с участием более 10 000 обучающихся 8-11 классов из 77 субъектов Российской Федерации.

Для коммуникации между организаторами олимпиады и ее участниками разработаны официальный сайт олимпиады, айдентика, информационные и образовательные ресурсы, информационные и образовательные ресурсы, которые составили основу для развития платформы бренда, для коммуникации между организаторами олимпиады и ее участниками. Олимпиада сразу переросла рамки разового мероприятия; под ее брендом регулярно проводятся мероприятия, направленные на популяризацию технологий искусственного интеллекта, к их проведению привлечены ведущие специалисты в ИТ-сфере; организована круглогодичная информационная, консультационная, методическая поддержка школьников.

В современных междисциплинарных исследованиях, изучающих закономерности создания ценностных оснований развития организаций, продуктов, услуг, событий, в том числе в социальной сфере, функции их носителя и транслятора устойчиво связываются с феноменом бренда [2]. Разработанный авторами статьи подход к анализу воспитательного потенциала бренда ранее был продемонстрирован на примере сильного («зрелого») бренда образовательной организации МДЦ «Артек» [3]. Этот подход представляется нам продуктивным и в отношении брендов образовательных мероприятий, в том числе не имеющих многолетней истории и традиций.

Результаты

Воспитательный потенциал бренда олимпиады рассматривается нами в контексте возможностей установления воспитывающих отношений между участниками олимпиады и их педагогами (тренерами, наставниками, экспертами), в том числе в заочной форме с использованием средств синхронной и асинхронной коммуникации, которые ограничивают возможности установления эмоциональных субъект-субъектных связей.

В ходе исследования нами выявлены социально-экономические и социокультурные детерминанты формирования бренда олимпиады и выделены его основные атрибуты.

Социально-экономические детерминанты формирования бренда олимпиады:

- экспоненциальное развитие технологий искусственного интеллекта, их широкое применение в промышленности, в экономике, в социальной сфере; вызванный этим высокий спрос на ИТ-специалистов на международном рынке труда, появление новых профессий и специальностей в этой сфере;

- применение административно-управленческих механизмов воздействия в процессе продвижения олимпиады и привлечения участников;

- финансирование олимпиады из средств федерального проекта «Искусственный интеллект», что, в частности, позволило сформировать привлекательный призовой фонд и провести мероприятия по продвижению олимпиады;

- доступность участия: олимпиада бесплатная, проведена в заочной форме, без предъявления высоких требований к технической оснащенности на отборочном этапе;

- относительная доступность образовательных программно-методических ресурсов для подготовки школьников к олимпиаде (наличие во многих регионах специализированных образовательных организаций и профильных классов, реализующих программы обучения информатике на углубленном уровне; тематических программ в организациях дополнительного образования и в организациях высшего образования; электронных образовательных интернет-ресурсов).

Социокультурные детерминанты формирования бренда олимпиады:

- возросший интерес населения к развитию технологий искусственного

интеллекта, обусловленный распространением роботизированных бытовых устройств и сервисов, построенных на технологиях компьютерного зрения, распознавания и синтеза речи, обработки текстов на естественных языках, анализа предпочтений и поддержки принятия решений;

- распространение информации об искусственном интеллекте в формах, адаптированных к возрастным возможностям школьников (например, «Урок цифры»);

- рост количества и качества тематических профориентационных программ для абитуриентов в организациях высшего образования, в организациях реального сектора экономики.

Выявлено, что восприятие бренда олимпиады целевыми аудиториями коррелирует с силой «родительского» бренда "искусственный интеллект", продвижению которого способствует реализация одноименного федерального проекта. Перечисленные детерминанты определили общее смысловое поле, основные визуальные, имиджевые и маркетинговые атрибуты бренда олимпиады.

Ключевым атрибутом бренда олимпиады является ее название «всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту». Название закреплено в тексте федерального проекта «Искусственный интеллект», в документах Минпросвещения России, в Положении об олимпиаде. Для проведения олимпиады разработан визуальный стиль бренда, включающий следующие элементы:

- логотип олимпиады, основанный на художественном воплощении образа нейросети;

- технологичный фирменный стиль, основанный на сочетании глубоких тёмных цветов фона (черный и фиолетовый) с контрастным светлым шрифтом, вызывающий ассоциации с полем редакторов программного кода;

- дизайн веб-страниц официального сайта;

- сочетание заголовочного и основного шрифтов, фирменные образы (гротескное изображение программиста), брендбук.

Разработанная атрибутика бренда с успехом выполнила функцию идентификации олимпиады, выделения ее из ряда других мероприятий и интеллектуальных состязаний. Повышению узнаваемости олимпиады способствовали многочисленные публикации в СМИ и в социальных сетях, красочная торжественная церемония награждения победителей,

чествование победителей в регионах с участием представителей местных органов исполнительной власти в сфере образования.

Уже в первый год проведения олимпиада приобрела уникальные отличительные свойства. Осуществление методической поддержки участников через официальный веб-сайт Ы1р8://оНтр^80о.ги,_организация открытых онлайн-занятий с разбором решений типовых и реальных олимпиадных задач на языке программирования Python, проведение тематических онлайн-лекций о направлениях российских и международных исследований на стыке машинного обучения и математической статистики, о перспективах развития ИТ-сферы и ключевых направлениях развития технологий искусственного интеллекта стали каналами эффективной коммуникации со школьниками и способствовали росту лояльности участников олимпиады. Отметим, что в первый год проведения олимпиады организаторы не ставили задачи формирования неформального сообщества участников.

Структурный анализ воспитательного потенциала бренда олимпиады проведен на основе предложенной Д. В. Григорьевым модели, включающей аксиологический, телеологический, концептуальный, методический, интерактивный компоненты [10, С. 10-11].

Аксиологический компонент (ядро бренда) составляют ценности (этические нормы и правила поведения), отраженные в национальном кодексе этики искусственного интеллекта: «Главный приоритет развития технологий искусственного интеллекта в защите интересов и прав людей и отдельного человека. Необходимо осознавать ответственность при создании и использовании искусственного интеллекта. Ответственность за последствия применения систем искусственного интеллекта всегда несет человек. Технологии искусственного интеллекта нужно применять по назначению и внедрять там, где это принесёт пользу людям. Интересы развития технологий искусственного интеллекта выше интересов конкуренции. Важна максимальная прозрачность и правдивость в информировании об уровне развития технологий искусственного интеллекта, их возможностях и рисках» [5]. Эти ценности, разделяемые ведущими российскими компаниями в сфере искусственного интеллекта, транслируются участникам олимпиады — будущим профессионалам ИТ-сферы. Кроме того, аксиологическое ядро бренда олимпиады включает ценностно-целевые ориентиры развития технологий искусственного интеллекта в России, закрепленные Национальной стратегией развития

искусственного интеллекта на период до 2030 года и составляющие содержательную основу патриотического воспитания школьников: «Российская Федерация обладает существенным потенциалом для того, чтобы стать одним из международных лидеров в развитии и использовании технологий искусственного интеллекта. Технологические решения, разработанные в Российской Федерации на основе искусственного интеллекта (например, компьютерное зрение и обработка естественного языка), уже сейчас обладают значительной коммерческой привлекательностью и высоким экспортным потенциалом на мировом рынке» [7].

Телеологический компонент, т.е. цели и задачи в области воспитания, лежащие в основе бренда олимпиады, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» заключаются в создании условий для самоопределения одаренных детей и подростков на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, в формировании у обучающихся чувства патриотизма, готовности к саморазвитию, мотивации к познанию и обучению.

Концептуальный компонент воспитательного потенциала бренда олимпиады составляет концепция социально-педагогической обусловленности становления и развития социокультурной идентичности школьников (М. В. Шакурова) [14]. Бренд олимпиады объединяет представителей ведущих российских компаний в сфере ИТ-индустрии, промышленности, науки и бизнеса; он сокращает социальную дистанцию между ребенком и профессиональным сообществом; лидеры цифровой экономики России уважительно обращаются напрямую к участникам олимпиады, создавая возможность диалога. Таким образом организаторы олимпиады создают условия для появления в жизни участников олимпиады новых значимых взрослых, для возникновения у школьников ощущения причастности к профессиональному сообществу, для роста доверия и лояльности к бренду. Субъективное переживание идентификации с брендом олимпиады особенно важно для одаренных детей: так преодолевается чувство непонимания и одиночества, присваиваются принятые в данном сообществе ценности и нормы, создаются «продуктивные детско-учительские отношения» [20, С. 20] со значимыми взрослыми.

Методический компонент воспитательного потенциала бренда олим-

пиады развивается за счет разнообразных форм взаимодействия участников олимпиады с референтными представителями профессионального сообщества. В 2021 году востребованными стали открытые открытые онлайн-занятия, стримы с решением типовых и реальных олимпиадных задач до и после каждого этапа олимпиады, тематические видеолекции, профориентационные онлайн-встречи с представителями «цифровых» профессий. Выбор методических приемов, позволивших вызвать у участников интерес и доверие к бренду олимпиады и оказывать воспитательное воздействие, изначально был спонтанным и определялся профессиональными и личностными качествами специалистов, в числе которых как педагоги, так и представители ИТ-сферы, не имеющие специальной подготовки в области воспитания — в их привлечении к взаимодействию со школьниками бренд олимпиады играет ключевую роль. Эксперты, выступающие на площадке олимпиады, референтны для ее участников и потому имеют возможность деликатно транслировать свои ценности и убеждения. К примеру, известно, что некоторые старшеклассники подвергают критическому пересмотру ценность высшего образования в связи с тем, что в ИТ-сфере даже школьники могут иметь заказы и постоянный заработок. Для профессионального самоопределения, для выбора образовательной траектории подросткам важно иметь возможность узнать мнения значимых взрослых — специалистов, добившихся успехов в данной отрасли. Технологии бренд-коммуникаций позволяют выявлять темы, интересующие участников олимпиады, подбирать оптимальные формы их обсуждения, развивать смысловой диалог (полилог). Отметим при этом, что методический компонент требует дополнительной разработки и инструментализации.

Интерактивный компонент воспитательного потенциала бренда олимпиады обеспечен гибкостью организационных форм взаимодействия через интернет. Организации-партнеры олимпиады активно используют площадку бренда олимпиады для контакта с аудиторией, которая им интересна в долгосрочной перспективе. К примеру, в 2021 году финалисты олимпиады получили возможность попасть на онлайн-экскурсию в одну из российских Б^есЬ-компаний, задать вопросы разработчикам, дизайнерам, аналитикам и другим экспертам компании, погрузиться в типичный рабочий день специалиста, получить рекомендации по развитию в цифровых профессиях. Неформальное общение с лидерами ИТ-отрасли, знакомство с достижениями отечественных исследователей

и разработчиков позволяют решать задачи патриотического воспитания, повышения самооценки, профориентации одаренных подростков.

Таким образом, бренд олимпиады характеризуется весьма существенным воспитательным потенциалом и использует разнообразные ресурсы для его реализации.

Обсуждение

На обсуждение выносится возможность включения субъектов интеллектуальных состязаний в воспитывающие отношения. Задачи воспитания не вполне характерны для традиций олимпиадного движения школьников. Так, классическая подготовка к олимпиаде по искусственному интеллекту направлено преимущественно на углубление знаний и развитие компетенций участников в области алгоритмизации, программирования, машинного обучения, математической статистики, математического анализа, теории вероятностей, линейной алгебры и т.д. Мы предлагаем более широкую трактовку понятия поддержки одаренных детей, включающую не только удовлетворение их образовательных интересов, но и предоставление им возможностей личностного развития, самореализации, социализации, возможностей для уточнения социально-ролевой идентичности. Жизненный цикл олимпиады равен календарному году, поэтому весьма желательной формой поддержки одаренных детей является включение участников олимпиады, их педагогов (наставников, тренеров), экспертов из числа специалистов ИТ-сферы, в неформальное виртуальное сетевое сообщество.

Неформальное виртуальное сетевое сообщество не может полностью реализовать функции детско-взрослой общности, коллектива, однако в современных условиях нельзя недооценивать его педагогические возможности [20]. Создание и развитие неформального виртуального сетевого сообщества под брендом олимпиады предоставит одаренным школьникам возможность пройти путь от эмоционального переживания причастности к сообществу до формирования социально-ролевой (профессиональной) идентичности, ответственности перед сообществом за результаты своей деятельности.

В связи с тем, что для виртуального сетевого сообщества характерны «1) независимость членов сети, 2) множественность лидеров, 3) наличие объединяющей цели, 4) добровольность связей, 5) множественность уровней взаимодействия», для его создания и развития недостаточно тра-

диционных педагогических средств, необходимо привлечение технологий маркетинговых коммуникаций, которые используются для повышения лояльности потребителей к бренду. Процесс вовлечения потребителей в виртуальное бренд-сообщество современные маркетологи рассматривают как систему интерактивных коммуникаций, выделяя привлекающие пользователей «суб-процессы»: обучение, обмен информацией и опытом, рекомендации друзей, общение, совместное создание ценностей (разработка новых продуктов или совершенствование имеющихся) [16]. При проектировании виртуального сетевого сообщества, помимо уже используемых технологий продвижения бренда олимпиады, следует предусмотреть сетевые события, в рамках которых участники могли бы не только получать новые знания и навыки, но и свободно обмениваться мнениями, совместно получать и переживать эмоции, получать опыт продуктивной деятельности через реализацию сетевых проектов, вносить свой вклад в развитие сообщества. Желательно включение в циклограмму олимпиады увлекательных образовательных событий современного формата (стримы, хакатоны, квесты), расширение применяемых форм социальной коммуникации между участниками и амбассадорами бренда, выступающими в роли экспертов, лекторов, тренеров.

Подчеркнем, что педагогические условия трансляции участникам олимпиады ценностей, этических правил и норм подразумевают следование принципам гуманистического подхода, в числе которых субъ-ектно-субъектные отношения, диалогическое общение, дифференцированный подход, вариативность, учет опыта ученика и конкретной ситуации развития и др. [4]. В этой связи к числу дискуссионных вопросов, требующих в дальнейшем углубленного изучения, относятся границы и меры открытости, правила и нормы самопрезентации лич-ностно-профессиональной позиции взрослых, принимающих участие в подготовке школьников к олимпиаде.

Заключение

Проведенное исследование показало, что бренд Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту можно рассматривать как площадку для решения задач развития и самоопределения личности, патриотического воспитания, профориентации одаренных подростков, для формирования у школьников ценностного отношения к этическим правилам и нормам, установленным профессиональным сообществом в отношении

границ развития и применения новых информационных технологий.

При этом еще раз подчеркнем, что внешние признаки (название, логотип, иные атрибуты и уникальные характеристики) мероприятия выделяют его в ряду подобных, но сами по себе не создают бренд и не наделяют его воспитательным потенциалом. Бренд олимпиады или иного интеллектуального состязания приобретает интегративные свойства лишь при условии существования аксиологического ядра; организаторам необходимо определить, «что должно остаться с потребителем после завершения мероприятия и вписаться в его картину мира, становясь частью самой личности участника, взаимодействовавшего с брендом» [12]. Эффективная трансляция ценностей бренда происходит с использованием адекватных каналов коммуникации, т.е. при условии выбора подходящих традиционных или новаторских форм, методов и средств педагогического взаимодействия.

В условиях вынужденного увеличения доли виртуального общения взрослых и детей при реализации основных и дополнительных программ общего образования планомерное развитие брендов образовательных мероприятий может помочь педагогам превратить виртуальное пространство в пространство воспитывающих отношений.

* Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по проекту «Организация и проведение Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту»

Литература

1. Босова Л. Л., Самылкина Н. Н. Формирование цифровых компетенций в области информационной этики и права в курсе школьной информатики // Информационные технологии в образовании. 2020. № 3. С. 33-38.

2. Брендинг как коммуникативная технология XXI века: Материалы VI Международной научно-практической конференции / Под ред. А. Д. Кривоносова. СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. Ч. 1. 203 с.

3. Власова Ю. Ю., ПустыльникМ.Л., Вержбицкая С. В. Воспитательный потенциал бренда образовательной организации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 1(74). С. 125-142.

4. Иванова С. В., Иванов О. Б. Устойчивое развитие в неустойчивом мире: образовательный аспект // Ценности и смыслы. 2021. № 3 (73). С. 6-26.

5. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта // Альянс в сфере искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. URL: https://a-ai.ru/wp-content/ uploads/2021/10/Кодекс_этики_в_сфере_ИИ_финальный.pdf (дата обращения 06.01.2022).

6. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. Автореф. ... дис. кан. пед. наук. М.: ИТИП РАО, 2013. 24 с.

7. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года / О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 // Президент России (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/44731 (дата обращения 06.01.2022).

8. ОгурэЛ. Б. Многопредметная образовательная олимпиада как дидактическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 28 с.

9. Проблемы и методы их решения при подготовке школьников к участию в олимпиадах по информатике / О. А. Авдеюк, Л. В. Дружинина, И. Г. Лемешкина, Е. С. Павлова, И. В. Приходькова, И. Ю. Королева // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 4. С. 60-64.

10. Степанов П. В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. 48 с.

11. Трансформации в зарубежном образовании: Монография / О. И. Долгая, И. М. Курдюмова, А. А. Мамченко, В. А. Мясников, И. С. Найденова, Н. Н. Найденова, И. Г. Сухин, И. А. Тагунова. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2021. 224 с.

12. Формирование брендов интеллектоемких событий / Д. В. Соловьева, А. Н. Булыгина, Е. Д. Старокошко, Д. Д. Шатохина // Практический маркетинг. 2018. № 7 (257). С. 36-44.

13. Харламова И. О проблеме подготовки школьников к олимпиадам по информатике // Столица Науки. 2020. № 1(18). С. 207-216.

14. Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 2 (41). С. 15-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Akgun S., Greenhow C. Artificial intelligence in education: Addressing ethical challenges in K-12 settings // Nature Public Health Emergency Collection. AI Ethics. 2021 Sep 22: 1-10. [Epub ahead of print]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/arti-cles/PMC8455229/ (дата обращения 06.01.2022).D0I: 10.1007/s43681-021-00096-7.

16. BrodieR. J., Ilic A., Juric B., Hollebeek L. Consumer engagement in a virtual brand community: An exploratory analysis. Journal of Business Research. 2013. No. 66(1). P. 105-114. D0I:10.1016/j.jbusres.2011.07.029.

17. Creation and Evaluation of a Pretertiary Artificial Intelligence (AI) Curriculum / Th. K. F. Chiu, H. Meng, Ch.-S. Chai, I. King, S. Wong, Y. Yam: The Chinese University of Hong Kong, Hong Kong // IEEE Transactions on Education [Электронный ресурс]. 2021. P. 1-10. DOI: 10.1109/TE.2021.3085878. URL: https://ieeexplore.ieee.org/ document/9455898 (дата обращения 06.01.2022).

18. Karampelas A. Developing and Delivering a High School Artificial Intelligence Course in Blended and 0nline Learning Environments // Human and Artificial Intelligence for the Society of the Future European Distance and E-Learning Network (EDEN) Proceedings 2020 Annual Conference [Электронный ресурс]. Timisoara, 2020. P. 255-261. DOI: 10.38069/edenconf-2020-ac0024

19. Ryu M., Han S. The Educational Perception on Artificial Intelligence by

Elementary School Teachers //Journal of The Korean Association of Information Education. 2018. Vol. 22. No. 3. P. 317-324. DOI: 10.14352/jkaie.2018.22.3.317.

20. Selivanova N. L., StepanovP. V., Kruglov V. V., Parfyonova I. S. Risks of modern digital environment hindering the implementation of upbringing programs // TSNI 2021 — Textbook: Focus on Students' National Identity. Moscow: Moscow City University, 2021. 1150 pp. P. 766-779. DOI: 10.3897/ap.e4.e0766.

References

• Akgun S., Greenhow C. Artificial intelligence in education: Addressing ethical challenges in K-12 settings // Nature Public Health Emergency Collection. AI Ethics. 2021 Sep 22: 1-10. [Epub ahead of print]. DOI: 10.1007/s43681-021-00096-7. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8455229/ (data obrashcheniya 06.01.2022).

• Bosova L. L., Samylkina N. N. Formirovanie tsifrovykh kompetentsiy v oblasti in-formatsionnoy etiki i prava v kurse shkol'noy informatiki // Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. 2020. № 3. S. 33-38. [In Rus].

• Brending kak kommunikativnaya tekhnologiya XXI veka: Materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Pod red. A. D. Krivonosova. SPb: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet, 2020. Ch. 1. 203 s. [In Rus].

• BrodieR. J., Ilic A., Juric B., Hollebeek L. Consumer engagement in a virtual brand community: An exploratory analysis. Journal of Business Research. 2013. No. 66(1). P. 105-114. D0I:10.1016/j.jbusres.2011.07.029

• Creation and Evaluation of a Pretertiary Artificial Intelligence (AI) Curriculum / Th. K. F. Chiu, H. Meng, Ch.-S. Chai, I. King, S. Wong, Y. Yam: The Chinese University of Hong Kong, Hong Kong // IEEE Transactions on Education [Elektronnyj resurs]. 2021. P. 1-10. DOI: 10.1109/TE.2021.3085878. URL: https://ieeexplore.ieee.org/docu-ment/9455898 (data obrashcheniya 06.01.2022).

• Formirovanie brendov intellektoemkikh sobytiy / D. V. Solov'eva, A. N. Bulygina, E. D. Starokoshko, D. D. Shatokhina // Prakticheskiy marketing. 2018. № 7 (257). S. 3644. [In Rus].

• Ivanova S. V., IvanovO. B. Ustoychivoe razvitie v neustoychivom mire: obrazovatel'nyy aspekt // Tsennosti i smysly. 2021. № 3 (73). S. 6-26. [In Rus].

• Karampelas A. Developing and Delivering a High School Artificial Intelligence Course in Blended and Online Learning Environments // Human and Artificial Intelligence for the Society of the Future European Distance and E-Learning Network (EDEN) Proceedings 2020 Annual Conference [Elektronnyj resurs]. Timisoara, 2020. P. 255-261. DOI: 10.38069/edenconf-2020-ac0024

• Kharlamova I. O probleme podgotovki shkol'nikov k olimpiadam po informatike // Stolitsa Nauki. 2020. № 1(18). S. 207-216. [In Rus].

• Kodeks etiki v sfere iskusstvennogo intellekta // Al'yans v sfere iskusstvenno-go intellekta [Elektronnyj resurs]. URL: https://a-ai.ru/wp-content/uploads/2021/10/ Kodeks_etiki_v_sfere_II_finarnyy.pdf (data obrashcheniya 06.01.2022). [In Rus].

• Korsunova O. Yu. Pedagogicheskie usloviya organizatsii intellektual'no-tvorcheskikh uchenicheskikh olimpiad. Avtoref. ... dis. kan. ped. nauk. M.: ITIP RAO, 2013. 24 s. [In Rus].

• Natsional'naya strategiya razvitiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030

goda / O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 10.10.2019 g. № 490 // Prezident Rossii (ofitsial'nyj sayt). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (data obrashcheniya 06.01.2022). [In Rus].

• Ogure L. B. Mnogopredmetnaya obrazovatel'naya olimpiada kak didaktiches-kaya forma organizatsii i aktivizatsii intellektual'noy deyatel'nosti shkol'nikov. M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004. 28 s. [In Rus].

• Problemy i metody ikh resheniya pri podgotovke shkol'nikov k uchastiyu v olimpiadakh po informatike / O. A. Avdeyuk, L. V. Druzhinina, I. G. Lemeshkina, E. S. Pavlova, I. V. Prikhod'kova, I. Yu. Koroleva // Sovremennye naukoemkie tekhnolo-gii. 2017. № 4. S. 60-64. [In Rus].

• Ryu M., Han S. The Educational Perception on Artificial Intelligence by Elementary School Teachers // Journal of The Korean Association of Information Education. 2018. Vol. 22. No. 3. P. 317-324. DOI: 10.14352/jkaie.2018.22.3.317.

• Selivanova N. L., StepanovP. V., Kruglov V. V., Parfyonova I. S. Risks of modern digital environment hindering the implementation of upbringing programs // TSNI 2021 — Textbook: Focus on Students' National Identity. Moscow: Moscow City University, 2021. 1150 pp. P. 766-779. DOI: 10.3897/ap.e4.e0766.

• Shakurova M. V. Formirovanie identichnosti sovremennogo rebenka v kontekste sotsiokul'turnoy situatsii ego razvitiya // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya. 2016. № 2 (41). S. 1526. [In Rus.]

• Stepanov P. V. Sovremennaya teoriya vospitaniya: slovar'-spravochnik / Pod red. N. L. Selivanovoy. M.: Izd-vo: ANO Izdatel'skiy Dom «Pedagogicheskiy poisk», 2016. 48 s. [In Rus].

• Transformatsii v zarubezhnom obrazovanii: Monografiya / O. I. Dolgaya, I. M. Kurdyumova, A. A. Mamchenko, V. A. Myasnikov, I. S. Naydenova, N. N. Naydenova, I. G. Sukhin, I. A. Tagunova. M.: FGBNU «ISRO RAO», 2021. 224 s. [In Rus].

• Vlasova Yu. Yu., Pustyl'nik M. L., Verzhbitskaya S. V. Vospitatel'nyy potentsial brenda obrazovatel'noy organizatsii // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2021. T. 1, № 1(74). S. 125-142. [In Rus.]

Информация об авторах

Ю. Ю. Пустыльник — кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью Института стратегии развития образования РАО, Москва, Россия М. Л. Пустыльник — кандидат химических наук, советник директора по инновационной деятельности Института стратегии развития образования РАО, Москва, Россия

С. В. Вержбицкая — студент факультета «Реклама и связи с общественностью» НИУ «Высшая школа экономики» Information about the authors

Yulia Yu. Pustylnik — PhD (Education), Head of the Laboratory of Innovative Project Management and Intellectual Property of the Institute of Educational Development Strategy RAO, Moscow, Russia

Mikhail L. Pustylnik — PhD (Chemistry), Advisor to the Director for Innovation Activities of the Institute of Educational Development Strategy RAO, Moscow, Russia

Sofiya V. Verzhbitskaya — student, HSE University, The Faculty of Communication, Media and Design

Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 07.02.2022; принята к публикации 08.02.2022. The article was submitted 02.02.2022; approved after reviewing 07.02.2022; accepted for publication 08.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.