Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЕКТЕ "ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ"'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЕКТЕ "ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОЛИМПИАДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыхликова Марина Евгеньевна

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова совместно с Федеральной службой исполнения наказаний с 2011 года проводит уникальный образовательный проект «Путевка в жизнь», в рамках которого несовершеннолетние школьники из воспитательных колоний пробуют свои силы в решении олимпиадных заданий по ряду дисциплин. Участие в олимпиаде по экологии способствует углублению знаний, формированию ответственной позиции у подростков, что является необходимым условием их социализации и трудоустройства в свободной жизни и снижает вероятность рецидива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENVIRONMENTAL LITERACY AND SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN THE "VOUCHER TO LIFE" PROJECT

Since 2011, Moscow Lomonosov State University, together with the Federal Penitentiary Service, has been conducting a unique educational project «Voucher to Life», in which underage students from educational colonies try their hand at solving Olympiad tasks in a number of disciplines. Participation in the Olympiad on ecology contributes to the deepening of knowledge, the formation of a responsible position among adolescents, which is a necessary condition for their socialization and employment in a free life and reduces the likelihood of a recurrence of crime.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЕКТЕ "ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ"»

для одаренных учеников в Малом химическом институте.

На старших курсах (3-4 курсы) студенты объединяются в кружковые группы (студенческий научный кружок), позволяющие совершенствовать приобретенные практические и метапредметные компетенции для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, подготовка студентов, будущих учителей химии, к организации и проведению исследовательской работы обучающихся с применением химического эксперимента достаточно актуальна. Полученные результаты по рассматриваемой тематике не являются окончательными и требуют дальнейшего исследования.

Литература:

1. Гуламова М.Б. Роль химического эксперимента в решении познавательных и учебно-воспитательных задач / М.Б. Гуламова, Б.Б. Рахимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 782-783. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/117/32003/ (дата

обращения: 19.08.2020).

2. Дарземанова Д.Л. Применение QR-кода для формирования навыков техники безопасности и охраны труда во внеурочной деятельности по химии / Д.Л. Дарземанова, Н.В. Ташева, С.С. Космодемьянская // Вестник ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности». - 2020. - № 2 (44). - С. 25-33

3. Журкина, М.И. Различные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская деятельность учащихся». — Молодой ученый. —

2019. — № 19 (257). — С. 348-351.

4. Перескокова Т.А. О личностном развитии студентов профессионального образования / Национальная ассоциация ученых (НАУ) №59,

2020. - с. 17-20.

5. Плуженко Е.В. Роль химического эксперимента в формировании универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/rol-himicheskogo-eksperimenta-v-formiшvami-unrversalnih-uchebnih-deystviy-1880585.html (дата обращения: 19.08.2020).

6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Просвещение, 2006. - 434 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

В ПРОЕКТЕ «ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ»

Рыхликова Марина Евгеньевна

кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

г. Москва

FORMATION OF ENVIRONMENTAL LITERACY AND SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN

THE «VOUCHER TO LIFE» PROJECT

Rykhlikova Marina

Candidate of Biological Science, Senior Researcher of Moscow Lomonosov State University,

Moscow

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.4.61.336

АННОТАЦИЯ

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова совместно с Федеральной службой исполнения наказаний с 2011 года проводит уникальный образовательный проект «Путевка в жизнь», в рамках которого несовершеннолетние школьники из воспитательных колоний пробуют свои силы в решении олимпиадных заданий по ряду дисциплин. Участие в олимпиаде по экологии способствует углублению знаний, формированию ответственной позиции у подростков, что является необходимым условием их социализации и трудоустройства в свободной жизни и снижает вероятность рецидива.

ABSTRACT

Since 2011, Moscow Lomonosov State University, together with the Federal Penitentiary Service, has been conducting a unique educational project «Voucher to Life», in which underage students from educational colonies try their hand at solving Olympiad tasks in a number of disciplines. Participation in the Olympiad on ecology contributes to the deepening of knowledge, the formation of a responsible position among adolescents, which is a necessary condition for their socialization and employment in a free life and reduces the likelihood of a recurrence of crime.

Ключевые слова: экологическое образование; школьники; подростки; социализация, олимпиада

Keywords: environmental education; schoolchildren; adolescents; socialization; olympiad

В 2011 году по инициативе Московского Ломоносова совместно с Федеральной службой государственного университета имени М.В. исполнения наказаний (ФСИН) был организован

проект «Путевка в жизнь», главной целью которого явилось вовлечение несовершеннолетних школьников, осужденных к лишению свободы, в олимпиадное движение. В задачи проекта входило проведение в дистанционном режиме олимпиад по нескольким дисциплинам, что способствовало бы развитию познавательной активности, нацеливало подростков на получение достойного образования, и, в свою очередь ориентировало на выбор профессии и трудоустройство в свободной жизни.

Проведя в 2011/2012 учебном году проект в тестовом режиме, руководство МГУ обратилось в ФСИН с предложением продолжить его реализацию и расширить географию участников. Была создана совместная рабочая группа, в которую вошли как сотрудники Московского университета, так и представители ФСИН. Уже в следующем учебном году возможность участвовать в дистанционных олимпиадах МГУ получили

несовершеннолетние школьники из всех колоний Российской Федерации. Проект широко освещался в СМИ и получил высокую оценку общественности [1].

Число дисциплин, по которым проводились олимпиады, выросло с первоначальных пяти до двенадцати. Так, в 2018/2019 учебном году в проекте «Путевка в жизнь» факультеты Московского университета провели олимпиады по математике, русскому языку, литературе, физике, географии, экологии, психологии, истории, обществознанию, праву, английскому и французскому языкам. В этих олимпиадах приняли участие 460 школьников 5-11 классов из 22 регионов России. Наибольшую активность проявили учащиеся 9 и 10 класса. Победителями и призерами олимпиад стали 143 школьника (31% от общего числа участников) (Рис. 1).

■ Количество учебных заведений ■ Количество участников Количество победителей и призёров

460

382

310

I 7 3

99

259

31

45

22

144

172

56

■ 3

30

62

27

143

367

24

113

2011/2012 2012/2013 2014/2015 2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019 2019/2020

Рисунок 1. Статистические показатели реализации проекта «Путевка в жизнь»: приведены материалы с сайта Управления по работе с талантливой молодежью МГУ имени М.В. Ломоносова [1].

Организатором олимпиады по экологии с момента ее включения в проект стал факультет почвоведения МГУ, который готовит специалистов по двум направлениям: «Почвоведение» и «Экология и природопользование». На факультете ведется серьезная работа по экологическому образованию и просвещению населения. В первую очередь эта деятельность нацелена на подрастающее поколение. Более 30 лет сотрудники факультета ведут занятия «Кружка юного почвоведа-эколога», в рамках которого читают лекции, организуют круглые столы, образовательные семинары, работу в лабораториях и полевые экологические практики для школьников 5-10 классов.

Каждую осень факультет участвует в проведении Фестиваля Науки, во время которого для широкого круга посетителей МГУ организуются лекции, конкурсы, конференции по проблемам экологии и охраны окружающей среды.

В течение ряда лет при поддержке Департамента образования города Москвы на факультете почвоведения проводятся

«Университетские субботы», где специалисты знакомят слушателей с современными научными

проблемами почвоведения и экологии. Основной целевой аудиторией таких семинаров являются школьники и их педагоги [2].

С 1997 года Лабораторией экологического почвоведения при кафедре географии почв успешно реализуется Российский

телекоммуникационный образовательный проект «Экологическое Содружество» - первый в России широкомасштабный экологический Интернет-проект, основанный на достижениях отечественной школы. Проект объединил в единую сеть более 250 образовательных учреждений со всей территории России и нескольких стран СНГ. В течение 20 лет, ежегодно с 1999 года, в рамках Проекта проводилась Всероссийская конференция экологических научно-исследовательских работ школьников «Природу России сохранят дети». За время реализации «Экологического Содружества» обучение в нем прошли десятки тысяч школьников, повысили квалификацию сотни педагогов основного и дополнительного образования [3].

С 2011 года факультет почвоведения совместно с Музеем землеведения и Экоцентром МГУ проводит Международную олимпиаду «Ломоносов» по профилю «Экология», в которой

ежегодно принимают участие от 1000 до 1700 школьников со всей территории Российской Федерации, а также ближнего и дальнего зарубежья [4].

В проекте «Путевка в жизнь» олимпиада по экологии вошла в число самых востребованных дисциплин, наряду с математикой, русским языком, литературой, физикой и географией. В разные годы в ней участвовали от 26 до 52 воспитанников колоний из 21 региона России. Полагаем, это можно объяснить как актуальностью самой тематики, так и заданиями олимпиады по экологии, сориентированными на школьников двух возрастных групп: 7-9 классы и 10-11 классы.

При формировании вариантов заданий целями методической комиссии олимпиады были не только разработка интересных и содержательных вопросов, требующих от учащихся умения применить полученные в школе знания и расширить свой кругозор с помощью книг и экологических научных сайтов, но и развитие у подростков практико-ориентированного

мышления, воспитание природоохранной позиции, что особенно актуально при решении экологических проблем на всех уровнях.

Так, например, задание «В глубинах океанов, в рифтовых зонах рядом с «чёрными курильщиками», формируются специфические биоценозы, часто называемые «второй биосферой». Чем обусловлено такое название? Как формируется органическое вещество на глубинах более двух километров, куда не проникает солнечный свет? Какие организмы включают данные сообщества?» для учащихся 1011 классов опиралось на школьные знания о существовании на Земле, помимо процессов фотосинтеза, также процессов хемосинтеза, благодаря которым возможна жизнь на больших глубинах при полном отсутствии солнечного света.

А вот при ответе на вопрос «В некоторых странах, таких как Дания, Германия, Швеция, Япония, принята к реализации концепция «Ноль отходов», при которой захоронение отходов на полигонах запрещено. Как вы считаете, каковы причины того, что в России до сих пор захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на полигонах является основным способом их утилизации?» от школьников 7-9 классов требовалось не только осветить сущность концепции «Ноль отходов», но и разобраться с текущей ситуацией утилизации отходов в России. Ученикам предстояло удивиться тому парадоксальному факту, что быстрому решению проблемы во многом «мешают» обилие у нас территории и ресурсов, которых во многих развитых странах уже не осталось.

Оказалось, что в сравнении со школьниками из обычных средних школ, воспитанники колоний подчас мыслят даже более конкретно, и проблемы экологии и охраны природы им близки и понятны. Так, при ответе на задание «В феврале 2019 года на архипелаге Новая Земля в Архангельской области был введен режим чрезвычайной ситуации в связи с нашествием в населенные пункты большого числа

белых медведей: в районе поселка Белушья Губа отмечены 52 особи. В чем, по вашему мнению, кроются причины такого поведения этих крупных хищников? Какие меры вы могли бы предложить, чтобы разрешить создавшуюся ситуацию?» учащиеся 7-9 классов не только указали причины «нашествия медведей», вызванные изменением климата, но и отметили антропогенные факторы, связанные с наличием свалок на северных островах. Кроме того, несколько подростков написали о том, что в создавшейся ситуации, поскольку белый медведь внесен в Красную книгу России и охота на него запрещена, следует незамедлительно огородить жилые помещения, и прежде всего, детские сады, больницы и школы, чтобы избежать встреч людей с опасными хищниками.

И, наконец, часть заданий олимпиады требовала от участников творческого осмысления проблемы и высказывания собственного мнения с подкреплением рассуждений конкретными примерами, как например, следующий вопрос для старшеклассников: «Великий русский ученый В.И. Вернадский сказал: «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами». Как вы понимаете смысл его высказывания?»

По мнению большинства педагогов и психологов, проблема социальной адаптации обостряется у детей в подростковом возрасте (как правило, это 12-15 лет), когда подросток через конфликты обретает самостоятельность и взрослеет [5]. Именно в этот период ребенку особенно необходима поддержка со стороны семьи и школы. Погружение в мир профессии, образовательную и трудовую деятельность, которое в полной мере нашло отражение в проекте «Путевка в жизнь», способствует успешной социализации воспитанников колоний,

воспитывает у них верную систему ценностей и помогает найти свое место в современном обществе.

Список литературы:

1. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. Управление по работе с талантливой молодежью. Проект «Путевка в жизнь» в рамках совместного проекта МГУ имени М.В. Ломоносова и ФСИН России - режим доступа к изд.: http://talantmsu.m/проекты/проект-путевка-в-жизнь-в-рамках-совм/

2. Ковалева Н. О., Рыхликова М. Е., Столпникова Е. М. и др. Практическая экология для школьников в цикле «Университетские субботы» // Роль почв в биосфере: Труды Института экологического почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова / Под ред. Н.О. Ковалевой. - Вып. 15. - М.: МАКС Пресс, 2015. - С. 86-94.

3. Рыхликова М. Е. Совершенствование системы экологического образования и просвещения населения как необходимое условие устойчивого развития и экологической безопасности // Человек и природа. Материалы

XXVII Международной междисциплинарной конференции «Проблемы социоестественных исследований» и Международной

междисциплинарной молодежной школы «Стратегии экологической безопасности» / под ред. Н.О. Ковалевой, С.К. Костовска, А.С. Некрич, О.А. Салимгареевой. - М.: МАКС Пресс, 2017. С. 126131.

4. Рыхликова М. Е., Андреева О. В., Орешникова Н. В., Рахлеева А. А. Образовательная и природоохранная направленность олимпиады «Ломоносов» по профилю «Экология» // Экология речных бассейнов: Труды 8-й Междунар. науч.-

практ. конф. / Под общ. ред. проф. Т.А. Трифоновой. - Владимир: «Аркаим», 2016 - С. 427431.

5. Крупкина К. А. Социализация трудных подростков как психолого-педагогическая проблема // Молодежь и наука: Материалы IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. - Изд-во: Сибирский федеральный университет

(Красноярск). - 2013. - С. 3-4 - код доступа к изд.: http://conf.sfu-kras.ru/

БРЕНД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Шумакова Александра Викторовна

доктор педагогических наук, доцент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

г. Ставрополь. Яшуткин Вячеслав Анатольевич кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

г. Ставрополь.

THE BRAND OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY: ESSENCE, STRUCTURE AND AXIOLOGICAL CHARACTERISTICS

Shumakova Alexandra

Ph. D., associate Professor, State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Stavropol State Pedagogical Institute",

Stavropol Yashutkin Vyacheslav Ph. D., associate Professor, State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Stavropol State Pedagogical Institute",

Stavropol

АННОТАЦИЯ

Целью представленной статьи является анализ и определение сущностных, структурных и аксиологических характеристик достаточно нового понятия бренда педагогического вуза. Авторы доказывают, что понятие бренда, изначально было распространенно исключительно в сфере маркетинга, в современных социально-экономических реалиях, может и должно использоваться в отечественной педагогической науке и практике профессионального педагогического образования.

ABSTRACT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The purpose of this article is to analyze and determine the essential, structural and axiological characteristics of a fairly new concept of the brand of a pedagogical University. The authors prove that the concept of a brand, initially widespread exclusively in the field of marketing, in modern socio-economic realities, can and should be used in domestic pedagogical science and practice of professional pedagogical education.

Ключевые слова: бренд, товарный продукт, образовательные услуги, образовательный бренд, бренд педагогического вуза.

Keywords: brand, product, educational services, educational brand, brand of pedagogical University.

Необходимо отметить, что исследование вопросов, связанных с выявлением сущностных характеристик явления бренда педагогического вуза в значительной степени является проблематичным по причине неоднозначности научного понимания категориального значения базового понятия «бренд», которое обладает выраженным междисциплинарным статусом. Кроме этого педагогическая трактовка понятия

«бренда» затруднена также и тем, что этот термин изначально использовался в маркетинге и имел соответствующий маркетинговый смысл. Тем не менее, современные социально-экономические реалии обусловливают необходимость

использования в отечественной педагогической науке и соответствующей образовательной практике новых категорий и понятий, обеспечивающих прогрессивное развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.