Научная статья на тему 'Анализ организации и проведения предметных олимпиад для школьников (на примере олимпиад по журналистике)'

Анализ организации и проведения предметных олимпиад для школьников (на примере олимпиад по журналистике) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ / ОЛИМПИАДЫ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ / ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ТИПЫ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ / ОМСКАЯ МЕДИАОЛИМПИАДА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ / SCHOOLCHILDREN OLYMPIAD MOVEMENT / SUBJECT OLYMPIADS FOR SCHOOLCHILDREN / OLYMPIADS IN JOURNALISM / CHILDREN’S GIFTEDNESS / TYPES OF OLYMPIAD TASKS / OMSK MEDIA OLYMPIAD FOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Юлия Дмитриевна

Статья посвящена актуальному вопросу организации олимпиадных состязаний по журналистике для учащихся средних и старших классов общеобразовательных учебных учреждений. Автор комплексно анализирует различные типы заданий, используемых в олимпиадах регионального и всероссийского масштаба по профилю «Журналистика», а также разнообразные формы проведения данных мероприятий, описывает региональный опыт организации медиаолимпиады, проводимой в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского, и анализирует задания и формы испытаний, которые могут быть использованы педагогами в олимпиадах по журналистике для школьников в учебных заведениях гуманитарных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Subject Olympiads for Schoolchildren (by the Example of Olympiads in Journalism)

The article is devoted to a relevant problem of organizing Olympiads in journalism for middleand senior-grade students of general education institutions. The author comprehensively examines types of tasks in regional and all-Russian Olympiads in journalism, considers organizational forms of these events, describes regional experience of organizing a media Olympiad in Dostoevsky Omsk State University, analyses tasks and assignments, which can be used in schoolchildren’s Olympiads in journalism in educational institutions of the humanities profile.

Текст научной работы на тему «Анализ организации и проведения предметных олимпиад для школьников (на примере олимпиад по журналистике)»

фгратота Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

ISSN 2686-8725 (online) 2020. Том 5. Выпуск 2. С. 180-184 / 2020. Volume 5. Issue 2. P. 180-184

ISSN 2500-0039 (print) Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

Анализ организации и проведения предметных олимпиад для школьников (на примере олимпиад по журналистике)

Кравченко Ю. Д.1, к. филол. н., доц.

1 Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу организации олимпиадных состязаний по журналистике для учащихся средних и старших классов общеобразовательных учебных учреждений. Автор комплексно анализирует различные типы заданий, используемых в олимпиадах регионального и всероссийского масштаба по профилю «Журналистика», а также разнообразные формы проведения данных мероприятий, описывает региональный опыт организации медиаолимпиады, проводимой в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского, и анализирует задания и формы испытаний, которые могут быть использованы педагогами в олимпиадах по журналистике для школьников в учебных заведениях гуманитарных направлений.

Ключевые слова и фразы: олимпиадное движение школьников; предметные олимпиады для школьников; олимпиады по журналистике; детская одаренность; типы олимпиадных заданий; Омская медиаолимпиада для школьников.

EN

Organization of Subject Olympiads for Schoolchildren (by the Example of Olympiads in Journalism)

Kravchenko Y. D.\ PhD

1 Dostoevsky Omsk State University

Abstract. The article is devoted to a relevant problem of organizing Olympiads in journalism for middle- and senior-grade students of general education institutions. The author comprehensively examines types of tasks in regional and all-Russian Olympiads in journalism, considers organizational forms of these events, describes regional experience of organizing a media Olympiad in Dostoevsky Omsk State University, analyses tasks and assignments, which can be used in schoolchildren's Olympiads in journalism in educational institutions of the humanities profile.

Key words and phrases: schoolchildren Olympiad movement; subject Olympiads for schoolchildren; Olympiads in journalism; children's giftedness; types of Olympiad tasks; Omsk media Olympiad for schoolchildren.

Введение

В последние годы происходит увеличение количества олимпиад для школьников, проводимых в учреждениях разного уровня - в школах, вузах, образовательных центрах. При этом важнейшим научно-исследовательским, интеллектуальным и творческим ресурсом общества становится детская одаренность, выявлению которой и способствуют различные конкурсы, викторины, олимпиады. По словам К. С. Коломоец, «участие школьников в олимпиадах и конкурсах полезно не только с точки зрения предметной подготовки ребенка, углубления и расширения его знаний. В наше время подобные испытания готовят школьника к реальной жизни в условиях конкуренции» [7, с. 125], когда уровень образованности начинает коррелировать с уровнем профессиональной и социальной мобильности [6, с. 486]. Таким образом, олимпиады становятся актуальной формой обучения и профориентации. В необходимости освещения в педагогической науке разнообразных форм проведения олимпиад разной направленности и, в частности, связанных с журналистским мастерством, видится актуальность данной публикации.

Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе разнообразных заданий при организации олимпиад по журналистике для школьников общеобразовательных учебных учреждений.

Е-mail: 1 [email protected]

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 14.12.2019; опубликовано онлайн (published online): 21.04.2020 УДК 371.1 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.2.9

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Цель настоящей работы - проанализировать различные методические разработки, создаваемые педагогами для олимпиад учащихся по профилю «Журналистика» разного уровня.

Задачи:

- проанализировать комплекс типичных заданий и описать уникальность творческих заданий, включаемых в предметные олимпиады исследуемого направления;

- описать региональный опыт организации предметной олимпиады, рассмотренный на примере медиа-олимпиады, проводимой в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского.

Основная часть

Олимпиадное движение школьников в России имеет большую историю. Первые «Олимпиады для учащейся молодежи» проводились еще в конце XIX века Астрономическим обществом Российской империи. После перерыва в их организации, связанного с Октябрьской революцией, олимпиады для школьников возродили в 30-е годы XX века, и проводились они в Москве и в Ленинграде. Второй перерыв в работе олимпиадного движения связан с Великой Отечественной войной. Лишь в 1964 году Министерство просвещения РСФСР подписало приказ об утверждении государственной системы школьных предметных олимпиад. Таким образом, система Всероссийских олимпиад школьников, существующая и сегодня, является прямым наследием системы, созданной в СССР, и предполагает четыре этапа - школьный, муниципальный, региональный и заключительный [3].

Заключительный этап Всероссийской олимпиады проводится под эгидой Минобрнауки России и является наиболее представительным форумом творческой молодежи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях страны. Согласно Приказу Минобрнауки от 14.10.2015 № 1147, победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников могут быть зачислены в профильные вузы без вступительных испытаний. Победители и призеры регионального (третьего) этапа при поступлении в вузы имеют право воспользоваться льготами, предусмотренными правилами приема в соответствующий вуз [10].

Все олимпиады для школьников делят на три уровня по нескольким ключевым критериям: учитываются стаж и популярность олимпиады, территориальный охват, уровень творческих заданий, доступность для участников информации о регламенте проведения олимпиады и олимпиадных заданиях. Так, к первому уровню могут быть отнесены олимпиады, если в них принимает участие на протяжении двух и более лет не менее 3000 школьников из 20 и более субъектов РФ ежегодно; ко второму уровню - не менее 1500 школьников из 10 и более субъектов РФ ежегодно; к третьему - не менее 300 школьников из 3 и более субъектов РФ ежегодно. При этом уровень олимпиады имеет особое значение в предоставлении льгот ее победителям и призерам, в частности, не все вузы принимают в расчет дипломы олимпиад третьего уровня [4].

Олимпиады могут носить как междисциплинарный, так и строго направленный, предметный характер. Предметная олимпиада - это вид интеллектуальных соревнований, основанный на демонстрации знаний в области одной конкретной дисциплины [15, с. 51].

Приведенные положения действуют и в отношении олимпиад для школьников по журналистике.

В 2019-2020 учебном году сформировался список вузов, входящих в официальный Перечень олимпиад школьников и их уровней, который ежегодно формирует Российский совет олимпиад школьников (РСОШ) и утверждается Приказом Министерства науки и высшего образования РФ [9]. Так, Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников по журналистике «Высшая проба», получившая в 2019 г. статус Всероссийской (проводимая такими вузами-партнерами, как Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российский университет дружбы народов и государственные университеты Белгорода, Пензы, Томска, Омска, Екатеринбурга, Курска, Ростова-на Дону, Архангельска, Владивостока), а также многопрофильные олимпиады школьников: «Ломоносов» (МГУ им. М. В. Ломоносова), «Покори Воробьёвы горы!» (МГУ им. М. В. Ломоносова и ЗАО «Редакция газеты "Московский Комсомолец"») и олимпиада школьников СПбГУ - вошли в официальный Перечень олимпиад школьников и получили наивысший уровень по профилю «Журналистика»; олимпиада школьников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по журналистике получила второй уровень [Там же].

Несомненно, олимпиады «расширяют кругозор и стимулируют интеллектуальный рост обучающихся, помогают профессионально самоопределиться старшеклассникам, позволяют участнику оценить свои силы в применении собственных знаний, эрудиции и логического мышления в нестандартной ситуации» [7, с. 124] и в целом проверить «психологическую готовность к участию в мероприятиях более высокого уровня» [6, с. 487].

Для формирования у обучающихся мотивации к участию в интеллектуальных мероприятиях необходима хорошо продуманная их организация. В связи с этим А. И. Савенков [14] анализирует мотивы, возникающие у школьников, и предлагает выделять мотивацию содержанием, когда ученики получают новые знания и овладевают способами их применения, постигают суть вещей (поэтому задания олимпиады должны выстраиваться по дидактическому принципу «от простого к сложному», чтобы не препятствовать развитию интеллектуальных, академических и креативных способностей детей); мотивацию процессом, когда сам процесс участия в олимпиаде становится не только увлекательным, но и важным элементом для развития организаторских способностей школьников (поэтому педагогам, проводящим олимпиаду, необходимо организовывать тренинги, семинары, командную работу, способствующие сплочению коллектива); общественно ценные мотивы долга, ответственности, чести и узколичные мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования, которые предполагают самостоятельное волеизъявление школьников на участие в подобных мероприятиях и способствуют формированию учащихся как личностей.

Если анализировать типы заданий, составляемых на школьном этапе предметных олимпиад, то их можно разбить на три основные группы: 1) задания на умение работать с информационными ресурсами, предполагающие проверку знаний различных источников информации по предмету - книг из дополнительной литературы и авторитетных интернет-источников; 2) задания, нацеленные на обработку и интерпретацию информации, реализующие, в свою очередь, две разновидности: задания на знание предметных терминов и их интерпретации, предполагающие соотнесение термина и понятия, выявление этимологии термина, и задания на составление письменных развернутых ответов, в которых учащийся должен проявить умение использовать предметные термины в связке, понимать логические связи между ними и систематизировать имеющиеся знания; 3) тестовые задания, которые могут быть с выбором одного или нескольких правильных ответов, с установлением правильной последовательности и, в целом, предполагать творческий и исследовательский характер [2, с. 197-198].

Задания всех приведенных групп используются и в олимпиадах регионального и всероссийского масштаба наивысшего, первого, уровня по профилю «Журналистика» - в олимпиадах школьников «Высшая проба», «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы!», в олимпиаде СПбГУ по журналистике. Однако существенным отличием олимпиад такого масштаба является наличие творческих заданий, предполагающих демонстрацию школьниками навыков в создании медиатекстов различной тематической и жанровой специфики.

Так, во всех приведенных олимпиадах в отборочном (заочном) туре используются тестовые задания разного типа. При этом в олимпиаде «Ломоносов» школьникам 5-11 классов предлагается и творческое задание -написать эссе по предложенным темам. Эссе оценивается по критериям, включающим оценку темы (ее понимание, оригинальность подхода, достаточность фактов для ее раскрытия), композиции текста (продуманность, логичность, убедительность), а также оценку общего уровня эрудиции, самостоятельности суждений, образности языка и разнообразия словарного состава, владения нормами письменной речи [11]. В олимпиаде «Покори Воробьевы горы!», помимо тестовых заданий, необходимо написать рассказ по одной из предложенных фотографий (для 5-9 классов) или рецензию на заданную тему (для 10-11 классов) [13]. В олимпиаде СПбГУ, кроме тестовых вопросов, школьникам 9-11 классов предлагается выполнить творческое задание - написать эссе на предложенную тему [12]. В олимпиаде «Высшая проба» особенным является само условие отбора в очный тур: он проходит в режиме онлайн-тестирования [1].

На заключительном этапе школьникам предлагаются творческие задания повышенной сложности. В олимпиаде «Покори Воробьевы горы!» необходимо написать сочинение на заданную тему.

В олимпиаде «Ломоносов» очный тур предполагает написание сочинения на междисциплинарную тему на стыке журналистики и литературы. Уникальным в олимпиаде является то, что выбор победителей и призеров, получивших на заключительном этапе максимальное количество баллов, проходит в эфире радиостанции «Радио России» в беседе с журналистами-практиками и преподавателями факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова [11].

В олимпиаде «Высшая проба» в первом задании участники 9-11 классов должны написать эссе на одну из предложенных тем, в котором необходимо «показать понимание темы, знание ее контекста, владение стилем, умение ориентироваться в законах композиции, общую грамотность» [1]. Во втором задании предлагается написать новостную заметку, частью которой должна стать предложенная фотография. Как отмечают разработчики, круг вопросов, затронутых темами олимпиады, «широк и рассчитан не просто на человека эрудированного, но и ориентированного на получение журналистской профессии, представляющего себе ее сущность» [Там же].

В олимпиаде СПбГУ в заключительном этапе участникам предлагают выполнить тестовые задания и творческие работы, которые, по словам экспертов олимпиады, «требуют оригинального подхода, нестандартного мышления и вместе с тем - фактической точности, аргументированности, способности к всестороннему анализу значимых общественно-политических проблем, основанному на знании актуальной повестки, широкой эрудиции и разностороннем кругозоре» [12]. Тестовые задания условно подразделяются на тематические блоки по различным дисциплинам (русский язык, литература, история, обществознание, СМИ), при этом «они носят междисциплинарный характер, требуют комплексного подхода, умения выстраивать логические связи и проводить аналогии между событиями и явлениями, принадлежащими различным сферам общественной жизни» [Там же]. Уникальность заключительного этапа состоит в том, что он проводится только в Санкт-Петербурге, в СПбГУ, где участникам предлагается выполнить два олимпиадных задания. Первая творческая работа предполагает написание рецензии о просмотренном художественном фильме. Второе задание - написание новости, для этого организаторы олимпиады проводят пресс-конференцию с различными героями и заранее высылают участникам брифы, содержащие необходимую информацию о спикерах.

Сравнительный анализ заданий олимпиад первого уровня позволяет сделать вывод об их разнообразии и степени сложности, представляющих объективную трудность для их выполнения школьниками, тем более что в государственном образовательном стандарте основного (общего) образования, в школьных программах базовых и элективных курсов, формирующих различные компетенции учащихся, отсутствует информация об основах журналистики.

Тем не менее сегодня существуют разные формы, позволяющие восполнить отсутствующие знания в данном направлении у обучающихся в общеобразовательных учреждениях [5]: школьные кружки по журналистике, школы юного журналиста в вузах и мастер-классы от журналистов-практиков как формы профориен-тационной работы, открытые лекции вузовских преподавателей как форма работы с одаренными детьми, вебинары ведущих экспертов профильных олимпиад и учебно-методические пособия по журналистике с обобщением опыта проведения таких олимпиад и формулированием рекомендаций для эффективной подготовки к выполнению письменных заданий.

В Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского на факультете филологии и медиакомму-никаций также проводят активную работу и используют различные формы привлечения одаренной молодежи, а с 2015 года накапливается и опыт проведения предметной олимпиады для школьников по журналистике.

Традиционным становится проведение двух этапов мероприятия - очного и заочного - для учащихся 7-11 классов: заочный этап проходит в дистанционной форме, очный требует личного присутствия участников и выполнения ими заданий в отведенное время. Структуру заданий обоих этапов олимпиады определяет именно временной фактор.

Задания медиаолимпиады проверяют знания учащихся об истории журналистики, о современных средствах массовой информации и нормах русского языка. При этом испытания заочного этапа включают тестовые формы и творческие задания на разные темы. Участники, набравшие максимальное количество баллов при выполнении заданий заочного этапа, приглашаются к участию в очном, по результатам которого выявляются победитель и призеры.

При составлении заданий медиаолимпиады члены методической комиссии из числа преподавателей кафедры журналистики опираются на требования к уровню подготовки выпускников 9-11 классов средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а также на требования образовательного стандарта бакалавриата в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского по направлению подготовки «Журналистика».

Олимпиадные задания по истории журналистики проверяют знания общей хронологии в истории развития и становления отечественной и зарубежной журналистики, ключевых изданий и документов, оказавших влияние на ее развитие, важнейших исторических процессов; школьникам необходимо соотносить факты, имена и события из сферы журналистики с историко-культурным контекстом, определять роль СМИ в истории России.

Задания о СМИ в медиаолимпиаде проверяют знания системы современных российских СМИ, новейшей истории отечественных СМИ с 1990-х годов, общих представлений об аудитории масс-медиа, а также понимание базовых характеристик журналистской профессии, особенностей творческой деятельности журналиста, специфики основных направлений журналисткой работы.

Творческие задания медиаолимпиады предоставляют учащимся возможность продемонстрировать свои навыки создания медиатекстов различной тематической и жанровой специфики: к примеру, придумать заголовки к публицистическим текстам, подписи к карикатурам, созданным в общественно-политическом контексте; написать мини-рецензию на кинофильм; составить вопросы для интервью, которое участник мог бы взять у яркого представителя современного общества, обладателя каких-либо профессиональных достижений (например, в 2015 году в заданиях очного этапа предлагалось сформулировать вопросы на основе открытой информации из личной и профессиональной биографии лауреатов премии «Медиа-менеджер России»); посмотреть видеоролик и написать в 7-10 предложениях свое аргументированное мнение о том, какой социально значимой проблеме он посвящен.

Творческие задания могут быть посвящены конкретной тематике. Так, 2017 год объявили Годом экологии. По этой причине задания заочного тура этого года были посвящены экологическим проблемам, а участникам предлагалось в жанре эссе раскрыть одну из предложенных тем; подготовить фоторепортаж, посвященный Году экологии; сделать серию фотоснимков, отражающих экологическую проблему в пункте проживания участника, о которой нет информации в официальных СМИ.

Форма проведения медиаолимпиады 2018 года отличалась от форм прежних лет. Участникам предложили выполнить практическое задание - написать новостную заметку на тему волонтерства и благотворительности. Тема была связана с объявлением Президентом РФ 2018 года в России Годом волонтера. Условия выполнения задания максимально приблизили к журналистским реалиям. Для выполнения задания организовали пресс-конференцию с представителями волонтёрского отряда «Улыбка», созданного на факультете филологии Омского государственного университета. Предварительно всем участникам олимпиады был выдан для ознакомления пресс-релиз, содержащий информацию об основных мероприятиях, проводимых отрядом в 2018 г. Затем перед школьниками выступили волонтеры отряда с рассказом о своей деятельности. В заключение пресс-конференции учащиеся задавали спикерам вопросы, а после их выступления писали новостную заметку.

На время проверки письменных работ участников мероприятия пригласили на мастер-класс заведующего лабораторией теле-, радиожурналистики факультета, где им было предложено снять новостной выпуск, состоящий из нескольких сюжетов, придумать эксклюзивную заставку, оригинальное приветствие и прощание с телезрителями. По отзывам школьников, их очень заинтересовал такой формат проведения олимпиады, в котором сочетались разные виды деятельности и различные формы взаимодействия участников и организаторов мероприятия.

Омская медиаолимпиада 2019 года была связана с театральной темой в связи с объявлением Года театра. По этой причине ключевым заданием очного этапа стало написание участниками рецензии на спектакль городского самодеятельного молодежного театра, который был им представлен в начале встречи. Бесспорна сложность задания, предполагающего знание специфики жанра, его стилистических, композиционных особенностей. Вместе с тем и эта форма проведения олимпиады вызвала большой интерес у участников олимпиады.

Заключение

Таким образом, на основе обобщения богатого опыта в организации и проведении предметной олимпиады можно отметить важность использования разнообразного инструментария современных образовательных технологий, предполагающих личностно-ориентированный подход и имитационные формы обучения.

Анализ различных методических разработок, создаваемых педагогами для олимпиад учащихся по профилю «Журналистика» разного уровня, показал, что комплекс типичных заданий (тестовые вопросы по различным тематическим блокам) сохраняется во всех описанных олимпиадах как базовый и часто представляет собой первый (заочный) этап проведения мероприятия. Уникальные же творческие задания, ориентированные на школьников, обладающих более глубокими знаниями по основам журналистики, составляют ключевой этап интеллектуальных соревнований и становятся особенно сложными для выполнения. Кроме того, именно творческие задания демонстрируют специфику методики преподавательских коллективов и своеобразие каждой олимпиады по исследованному направлению.

Анализ проведения олимпиады для школьников по профилю «Журналистика» в региональном вузе подтверждает вышеописанный результат исследования и дополняет опыт крупных вузов, демонстрируя творческий потенциал педагогов и их поиск эффективных форм для выявления одаренных детей, развития способностей школьников и их профессиональной ориентации.

Список источников

1. Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба». История и описание (журналистика) [Электронный ресурс]. URL: https://olymp.hse.ru/mmo/info-journ (дата обращения: 12.11.2019).

2. Галкина Е. А. Предметные олимпиады: как подготовить учащихся? // Народное образование. 2011. № 5. С. 196-200.

3. Есипова А. А., Хохлов А. А. Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников // Молодой ученый. 2017. № 11.2. С. 58-60.

4. Как олимпиады помогают поступить в вуз вне конкурса [Электронный ресурс]. URL: https://postupi.online/journal/ novosti-olimpiad/lgota-dlya-olimpiadnikov-kak-poluchit-i-chto-ona-daet (дата обращения: 14.11.2019).

5. Клепикова К. В. Риторические основы современной школьной журналистики как предмет анализа на уроках развития речи: методический аспект характеристики // Филология в современном мировом образовании: сборник научных статей XIII Международной научно-практической конференции (17 апреля 2019 г.) / под науч. ред. Г. Б. Вершининой, Л. В. Гордеевой и др. Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2019. С. 72-80.

6. Кобзева Н. И., Кобзева М. А. Олимпиада школьников - показатель эффективности учебного процесса // Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 486-489.

7. Коломоец К. С. Организация и проведение олимпиады в средней общеобразовательной школе // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). СПб.: Свое издательство, 2017. С. 124-126.

8. Комарова Т. В. Организация и проведение школьных предметных олимпиад как средство выявления и развития способностей личности школьника (на примере олимпиады по предмету «Основы православной культуры) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3 (22). С. 13-19.

9. Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2019/20 учебный год [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2019 г. № 658. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102609614 (дата обращения: 10.11.2019).

10. Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 1147 (с изменениями на 31 августа 2018 года) (редакция, действующая с 1 января 2019 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420310208 (дата обращения: 10.11.2019).

11. Олимпиада «Ломоносов» [Электронный ресурс]. URL: https://olymp.msu.ru/rus/event/5825/ (дата обращения: 12.11.2019).

12. Олимпиада школьников СПбГУ по журналистике [Электронный ресурс]. URL: https://olympiada.spbu.ru/zhumalistika/ (дата обращения: 12.11.2019).

13. Покори Воробьевы горы! [Электронный ресурс]. URL: https://pvg.mk.ru (дата обращения: 12.11.2019).

14. Савенков А. И. У колыбели гения. М.: Педагогическое общество России, 2000. 300 с.

15. Тарасенко Ю. А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. 2017. № 1 (11). С. 50-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.