https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2019.3.15
Игнатьев Владимир Петрович, Чахов Дмитрий Константинович, Макарова Матрена Федосьевна ПРОФИЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА КАК СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ
Внимание в статье акцентируется на значимости профильных олимпиад в процессе качественной подготовки будущих специалистов, т.к. они позволяют выявить лучших студентов, обучающихся по профилю подготовки, посредством оценки уровня их теоретических знаний по нескольким дисциплинам; обоснованы необходимость и эффективность проведения профильных олимпиад в целях формирования профессиональных компетенций будущих инженеров-технологов. На примере Северо-Восточного федерального университета показано, что, помимо проверки теоретических знаний по ряду профильных и специальных дисциплин, в ходе профильных олимпиад оцениваются также практические умения, полученные студентами в процессе их обучения в университете.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/472019/3/15.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 3. C. 78-82. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/З/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
PRINCIPLES TO IMPROVE LAW ENFORCEMENT OFFICERS' COMMUNICATIVE MOBILITY
IN THE ADVANCED TRAINING COURSE
Ashkhotova Liana Arkad'evna
North Caucasus Institute for Advanced Training (Branch) ofKrasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Nalchik
st4nsvet@yandex. ru
Yarychev Nasrudi Uvaisovich, Doctor in Pedagogy, Professor Chechen State University, Grozniy nasrudiny@mail. ru
The article examines communicative mobility as a professionally valuable quality of law enforcement officers, justifies the necessity of its formation in advanced training courses. The authors introduce a system of principles, which integrates the provisions of andragogy, additional professional education and methodology of law enforcement officers' professional training. The principles of systematicity, continuity, openness and variability, learners' collective activity allow improving law enforcement officers' communicative mobility in advanced training courses.
Key words and phrases: communicative mobility; professionally valuable qualities; advanced training; teaching principles; law enforcement officers.
УДК 378.14 Дата поступления рукописи: 20.08.2019
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.15
Внимание в статье акцентируется на значимости профильных олимпиад в процессе качественной подготовки будущих специалистов, т.к. они позволяют выявить лучших студентов, обучающихся по профилю подготовки, посредством оценки уровня их теоретических знаний по нескольким дисциплинам; обоснованы необходимость и эффективность проведения профильных олимпиад в целях формирования профессиональных компетенций будущих инженеров-технологов. На примере Северо-Восточного федерального университета показано, что, помимо проверки теоретических знаний по ряду профильных и специальных дисциплин, в ходе профильных олимпиад оцениваются также практические умения, полученные студентами в процессе их обучения в университете.
Ключевые слова и фразы: высшее образование; качество подготовки обучающихся; профильная олимпиада; предметная олимпиада; студенческие олимпиады.
Игнатьев Владимир Петрович, д. пед. н., доцент Чахов Дмитрий Константинович, к.т.н. Макарова Матрена Федосьевна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск [email protected]; [email protected]; [email protected]
ПРОФИЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА КАК СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ
В современных условиях возрастающей конкуренции между отечественными вузами на первый план выходит качество подготовки обучающихся. Каждый вуз по-своему решает вопросы обеспечения высокого качества обученности студентов. Многие высшие учебные заведения сегодня делают акцент на внедрение электронного обучения, использование в учебном процессе современных образовательных технологий, разработку и применение новых методов и методик обучения студентов. Все эти меры, несомненно, при грамотном применении могут повлиять на повышение качества подготовки будущих специалистов. Поэтому представленная работа актуальна с позиций поиска новых форм организации обучения студентов в вузе, способствующих реализации идеи единства теории и практики в образовательном процессе.
Многие отечественные вузы продолжают проводить внутренние студенческие олимпиады, как в очной, так и в заочной формах. Студенческие олимпиады подразделяются на предметные, профильные и по направлению подготовки. Предметные олимпиады проводятся по отдельным дисциплинам и в них могут принять участие студенты любых направлений подготовки и специальностей, учебными планами которых предусмотрено изучение данных дисциплин. В профильных олимпиадах принимают участие, как правило, студенты, обучающиеся по конкретному профилю подготовки, т.к. задания данных олимпиад являются узкоспециализированными и включают разделы специальных и профильных дисциплин. В отличие от профильных, олимпиады по направлению подготовки, специальности являются более универсальными, т.к. профили по отдельным направлениям могут существенно отличаться друг от друга. Поэтому при составлении олимпиадных заданий необходимо учесть специфику подготовки студентов по всем профилям конкретного направления подготовки, чтобы создать равные условия для всех участников данных олимпиад, чем и обосновывается научная
новизна данного исследования. Несмотря на разнообразие студенческих олимпиад, все они направлены на выявление и поддержку талантливой молодежи. Поэтому цель данного исследования заключается в подтверждении эффективности и необходимости широкого внедрения профильных олимпиад в вузах. В связи с этим были определены следующие задачи: представить методику подготовки и проведения профильной олимпиады, алгоритм-структуру такого мероприятия, систему оценки олимпиадных работ.
По мнению исследователей, участие в студенческих олимпиадах способствует повышению мотивации студентов, являющейся одним из способов улучшения процесса и результатов усвоения материала [5, с. 54; 6, с. 69], развитию их учебно-познавательной активности [7], реализации научно-исследовательского потенциала студентов [8], развитию творческих способностей и формированию профессиональных компетенций [4, с. 67; 9], профессиональной адаптации обучающихся и выпускников в динамично развивающихся условиях современного рынка труда [3, с. 20].
Ряд авторов считают, что в качестве одного из приоритетных направлений развития российского образования в последние годы рассматривается создание условий для выявления и поддержки талантливых и одаренных людей, чему способствуют студенческие олимпиады [1, с. 120; 10]. Однако, с нашей точки зрения, проведение предметных олимпиад в вузах способствует не только активизации целенаправленной работы с одаренными студентами, но и предполагает широкий охват всех студентов, желающих проверить уровень своих теоретических знаний и реальных возможностей. При правильной организации и неформальном подходе главным звеном, влияющим в конечном итоге на качество обученности студентов, является не столько само участие в олимпиаде, сколько процесс подготовки к олимпиаде.
При подготовке обучающихся к предметным олимпиадам применяются различные методы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный. Также различаются и формы работы со студентами, которые проводятся в виде деловых игр, соревнований, конкурсов, практических работ и пр. Подготовка студентов может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в форме групповых занятий по углубленной программе подготовки.
Олимпиадные задания отличаются от обычных аудиторных или индивидуальных домашних заданий, которые студенты получают в процессе обучения в вузе. Зачастую эти задания являются однотипными, скучными для студентов. Для того чтобы возбудить интерес студентов, олимпиадные задания должны быть неординарными, требующими, кроме обычных теоретических знаний, ещё и творческого подхода, интуиции, аналитического мышления. По мнению Н. И. Бобылевой, со временем должны появиться новые формы проведения и принципиально новые задания, также следует уделять неослабевающее внимание сохранению в олимпиадах баланса знаниевого и коммуникативного компонентов: олимпиадные задания не должны состоять только из тестовых или только из творческих заданий [2, с. 6].
В развитии олимпиадного движения сегодня заинтересованы все участники образовательного процесса. В первую очередь, конечно, студенты, которые могут проявить свои способности, знания, умения и навыки в соревновании с сильнейшими, т.к. итоги промежуточной аттестации оценивает один преподаватель, а результаты олимпиады - независимая экспертная комиссия. В силу этого победа в любой олимпиаде является более весомой, чем отличная оценка, полученная на экзамене. Во-вторых, олимпиада выгодна и вузам, т.к. она позволяет выявить действительно способных, творческих, одаренных студентов, на которых должны равняться другие. Сегодня существует много стимулирующих мер, направленных на поддержку особо отличившихся студентов. При довольно большом количестве отличников, выявление среди них наиболее одаренных посредством проведения предметных олимпиад является наиболее эффективным и апробированным средством. В условиях ограниченности бюджетных мест в магистратуру после окончания бакалавриата приоритетное зачисление победителей предметных олимпиад способствует стимулированию студентов к участию в них. При этом сам процесс подготовки к олимпиадам способствует закреплению и лучшему усвоению ранее пройденного материала. На победителей олимпиад вузы могут ориентироваться также при конкурсном наборе в аспирантуру, с целью будущего качественного обновления преподавательского состава вуза. В настоящее время каждый студент университета заполняет свой личный кабинет на официальном сайте вуза. Данные из портфолио достижений выпускников университета доступны работодателю, который имеет возможность досконально изучить досье каждого выпускника и выбрать себе лучшего. При этом, несомненно, работодатель обратит внимание не только на оценки в дипломе, но и на победы в предметных олимпиадах. Любой работодатель прекрасно понимает, что победитель олимпиады - это не просто отличник, а человек, имеющий творческий склад ума, характеризующийся нестандартным, неординарным мышлением. Такой работник, конечно же, будет инициативен, ответственен и нацелен на результат. По этой причине проведение олимпиад выгодно также и работодателю, который получает более развернутую характеристику о претенденте на рабочее место в своем предприятии.
Одним из основных направлений модернизации современного российского высшего образования является его опережающее развитие, нацеленность на перспективу. При этом во главу угла ставится обеспечение фундаментальности высшего образования в сочетании с компетентностным подходом. Уход в практическую плоскость на уровне прикладного бакалавриата уже не является приоритетной задачей. Сегодня многие вузы понимают, что разделение бакалавриата на академический и прикладной не способствует повышению качества и эффективности образования, т.к. изначально данный подход делит студентов на теоретиков и практиков. Такое деление не может привести к ожидаемым позитивным результатам, а напротив, усугубит и без того сложную ситуацию в высшей школе России. Сегодня работодатель ждет от вузов не только узкоспециализированных кадров, заточенных под решение конкретных производственных задач, а людей творческих,
думающих, обладающих необходимым багажом теоретических знаний, способных к быстрой перестройке и гибкому реагированию на изменения потребностей рынка труда. Именно на подготовку таких специалистов направлены профильные предметные олимпиады, которые способствуют не только углублению теоретических знаний, но и развитию креативного мышления, творческих способностей, прививают навыки как индивидуальной работы, так и работы в команде.
В качестве примера одной из профильных олимпиад, которые способствуют закреплению не только теоретических знаний, но и практических навыков, можно привести студенческую олимпиаду по профилю «Технология деревообработки» направления подготовки 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперераба-тывающих производств», проводимую в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (далее - СВФУ). В данной олимпиаде принимают участие студенты СВФУ, обучающиеся на всех курсах по указанному профилю. Олимпиада проводится в целях повышения качества профессионального образования, развития творческого потенциала обучающихся и формирования ключевых профессиональных компетенций.
Олимпиада способствует решению следующих задач:
- повышение качества подготовки специалистов посредством углубленной подготовки по профильным дисциплинам;
- выработка способностей находить нестандартные решения инженерных задач;
- совершенствование профессиональных умений и практических навыков работы на деревообрабатывающем оборудовании;
- повышение мотивации и интереса обучающихся к выбранному направлению подготовки и к изучению специальных технологических дисциплин;
- выявление одаренных обучающихся, имеющих творческие способности.
Углубление теоретической подготовки происходит благодаря тому, что студенты при подготовке к олимпиаде выходят за рамки рабочей программы дисциплины, знакомясь с дополнительными материалами из различных доступных источников, в первую очередь, конечно, включая Интернет. Поскольку олимпиада является профильной, студентам приходится углубленно изучать не одну дисциплину, а также несколько графических компьютерных программ.
Согласно утвержденному положению, проведение профильной олимпиады предусматривалось в очной форме в три этапа:
1. Этап А - выполнение теоретических заданий в виде теста.
2. Этап В - разработка чертежа изделия.
3. Этап С - изготовление изделия по чертежу.
Каждый участник должен был пройти последовательно все три этапа олимпиады, включающих проверку теоретических знаний, приобретенных умений и практических владений, в строго отведенное на каждое задание и этап время.
На первом этапе (А) участники олимпиады должны были продемонстрировать уровень своей теоретической подготовки. Данный этап проводился в традиционной форме с использованием тестов, разработанных сотрудниками кафедры технологии деревообработки и деревянных конструкций. Тесты студентов 1-2 курсов содержали вопросы по общепрофильным дисциплинам, а для студентов 3-4 курсов - по специальным дисциплинам и имели более углубленный характер по сравнению с учебными программами изучаемых дисциплин. Тематика тестов охватывала все основные разделы дисциплин, что требовало от участников олимпиады обобщения и систематизации знаний, полученных в аудитории и самостоятельно. В общей сложности студенты на теоретическом этапе должны были ответить на 20 тестовых вопросов.
На втором этапе (В) участники должны были разработать чертеж и технологическое задание на изготовление изделия. Графическую часть студенты 1-2 курсов выполняли вручную, а студенты 3-4 курсов - с использованием любой из графических программ: "AutoCAD", «Компас 3D», "ArchiCAD", "CorelDraw" и др. Основные требования: чертежи должны разрабатываться с соблюдением требований Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и государственных стандартов (ГОСТ), а также с обязательной демонстрацией 3D-проекции разработанной модели. На разработку чертежа изделия было отведено 3 академических часа. Студенты 1 -2 курсов сконструировали карандашницу по заданным размерам с указанием соответствующих размеров и разрезов. Студентам 3-4 курсов было дано задание сконструировать из цельного материала сувенирную шкатулку для ювелирных изделий размером 90 х 160 х 60 мм. В основном все студенты справились с заданием этапа В.
Этап С предусматривал изготовление изделия согласно чертежу, который был разработан во втором этапе. При выполнении небольших по объему заданий каждый студент должен был уложиться в норму отведенного времени, проявив свои способности решать технологические задачи, что создает необходимые для объективности оценки и равные для всех условия соревнования. Студентам 1-2 курсов были выданы заготовки для изготовления карандашницы размером 90 х 160 х 50 мм. Некоторые студенты первого курса впервые работали с электрифицированными инструментами, такими как электролобзик, сверлильный и торцовочный станки.
Согласно учебному плану, начиная со второго курса, предусмотрена практическая работа студентов в мастерских учебно-научно-исследовательского комплекса (УНИК) «Деревообработка». Во время практических занятий студенты знакомились с конструкциями деревообрабатывающих станков и практиковались работать на них. Практические навыки, полученные во время учебных занятий, позволили студентам успешно выполнить задания этапа С олимпиады. Студенты 3-4 курсов по разработанным чертежам изготовили сувенирные шкатулки из цельной древесины (Рис. 1).
Рисунок 1. Студенческие олимпиадные работы
Студентам были предоставлены все необходимые древесные материалы, заготовки, инструменты и деревообрабатывающие станки. Выполнение практической части олимпиады проводилось на базе УНИК «Деревообработка» под руководством ведущего инженера, который следил за соблюдением охраны труда при работе на станках.
Оценка выполненных олимпиадных работ проводилась по 80-балльной шкале, согласно которой выполнение теоретических заданий в виде теста оценивалось в 20 баллов, разработка чертежа изделия - в 25 баллов, изготовление изделия по чертежу - в 35 баллов. Результаты олимпиады подводились, исходя из общего количества набранных студентами баллов, как среднеарифметическое количество баллов, набранное участниками по итогам всех трех этапов олимпиады. Победители олимпиады определялись по лучшим показателям (баллам) выполнения конкурсных заданий. Кроме этого, наиболее интересные работы были отмечены в следующих номинациях: «За оригинальность идеи», «За лучший дизайн», «За инженерное мышление». Победителям олимпиады были вручены дипломы и призы. Вручение дипломов проведено на подведении итогов Недели студенческой науки инженерно-технического института.
В результате проведенного анализа итогов профильной олимпиады были сделаны выводы и рекомендации о том, что задания должны быть направлены на проверку уровня сформированности конкретных профессиональных компетенций по профилю подготовки; содержать задачи о конструировании изделий из древесины, требующие творческого мышления и нетривиальных решений; включать как индивидуальную, так и командную части исполнения. Рекомендуется также практиковать подготовку студентов к олимпиаде с начала учебного года, с ориентацией на высокие результаты выполнения олимпиадных заданий. Выполнение данной рекомендации мотивирует студентов к серьезному изучению профильных дисциплин на протяжении всего семестра, создает атмосферу соревновательности.
Подготовка и проведение профильных олимпиад предоставляет преподавателям университета хорошую возможность апробации новых учебных материалов, методик обучения, позволяет выявить уровень обучен-ности студентов по профильным дисциплинам, повысить интерес студентов к изучаемым дисциплинам, а также проверить, насколько успешно студенты умеют использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.
Таким образом, основная цель проведения профильной олимпиады, направленной на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов-технологов, заключается в формировании ключевых профессиональных компетенций студентов посредством развития их творческого потенциала. Профильная олимпиада, в которой сочетаются проверка имеющихся теоретических знаний и достигнутых практических владений, является демонстрацией готовности студентов самостоятельно мыслить и решать нестандартные производственные задачи. Введение элементов практических действий, направленных на воплощение эскизов в готовые изделия из древесины, способствует повышению учебной мотивации студентов к изучению профильных и специальных дисциплин.
В целом можно сделать вывод о том, что профильная олимпиада способствует более глубокой теоретической подготовке будущих инженеров-технологов по деревообработке, обеспечивая её фундаментальность; обучает умению находить нестандартные, оригинальные решения инженерных задач; компенсирует нехватку аудиторных часов, предусмотренных учебным планом; способствует более детальной проработке изучаемого учебного материала по профилю подготовки; усиливает не только самостоятельную работу, но и учит работе в команде. Участие в профильной олимпиаде в конечном итоге способствует активизации учебно-познавательной деятельности студентов и их в целом успешной учебе.
Список источников
1. Гоник И. Л., Юрова О. В., Фетисов А. В., Чесноков О. К. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 119-124.
2. Есеева О. В., Рыбак Е. В., Цихончик Н. В. Потенциалы олимпиады в современном социальном образовании: учеб.-метод. пособие по организации и проведению школьных и студенческих олимпиад в современном вузе / под ред. Е. В. Рыбак. Архангельск: Издательство САФУ, 2012. 61 с.
3. Зайцева И. Н., Токарева С. С., Ярлыкова Н. А. Участие в олимпиадах как эффективное средство профессиональной адаптации выпускников // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 24 (65). С. 19-20.
4. Касаткина Н. С. Студенческая олимпиада как фактор развития профессиональных компетенций будущего педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Международной научной конференции (г. Самара, сентябрь 2016 г.). Самара: АСГАРД, 2016. С. 67-69.
5. Кудряшова С. К. Студенческая олимпиада по педагогике как средство практико-ориентированной подготовки будущего педагога // Практико-ориентированная подготовка будущего учителя: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (г. Саранск, 28-29 марта 2018 г.). Саранск: Изд-во МГПУ, 2018. С. 53-56.
6. Куценко С. М., Бикеева Н. К. Участие в олимпиадах как мотивация студентов к изучению информатики // Вестник современных исследований. 2018. № 1.1 (16). С. 68-69.
7. Мальцева Г. А. Участие в олимпиадах по графическим дисциплинам как повышение учебно-познавательной активности студентов [Электронный ресурс] // Мир науки. 2018. Т. 6. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN618.pdf (дата обращения: 16.09.2019).
8. Миронова Т. П., Голубчикова М. Г. Теоретическое обоснование опыта участия в олимпиадах и конференциях как способа реализации научно-исследовательского потенциала студентов // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 3 (8). С. 140-143.
9. Назарова Л. П., Фалькова Е. В., Климовский Д. А. Развитие творческих способностей и формирование профессиональных компетенций студентов при олимпиадах по теоретической механике // Механика. Исследования и инновации. 2017. № 10 (10). С. 265-268.
10. Тюренкова Л. М., Комаристая Л. А. Предметная олимпиада как форма повышения качества подготовки обучающихся в вузе // Теория, история и практика образования в сфере культуры: материалы XVIII Международной научно-практической конференции (г. Барнаул, 15 марта 2018 г.). Барнаул: Изд-во АГИК, 2018. С. 24-27.
SPECIALIZED OLYMPIAD AS A MEANS TO SOLIDIFY STUDENTS' THEORETICAL KNOWLEDGE
Ignat'ev Vladimir Petrovich, Doctor in Pedagogy, Associate Professor Chakhov Dmitrii Konstantinovich, Ph. D. in Technical Sciences Makarova Matrena Fedos'evna
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk [email protected]; [email protected]; [email protected]
The article discusses the importance of specialized Olympiads in the process of future specialists' qualitative training. Specialized Olympiads make it possible to identify highly qualified students by assessing the level of their theoretical knowledge of several disciplines. The paper justifies the relevance and efficiency of specialized Olympiads when forming future engineering technologists' professional competences. By the example of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, the authors show that specialized Olympiads provide an opportunity to check students' theoretical knowledge of special disciplines and to assess their practical skills and competences acquired during the course of study.
Key words and phrases: higher education; quality of training; specialized Olympiad; subject Olympiad; student Olympiads.
УДК 37 Дата поступления рукописи: 11.09.2019
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.16
Статья раскрывает значимость формирования проектной компетентности будущего педагога в условиях введения новых образовательных стандартов, рассматривает содержание и структуру указанной компетентности. В статье автор уточняет определение проектной компетентности учителя иностранных языков, определяет ее структуру, представляет модель её формирования, выделяет критерии оценивания уровня сформированности данной компетентности. Особое внимание автор уделяет практическим заданиям, готовящим будущих учителей к организации проектной деятельности по иностранному языку.
Ключевые слова и фразы: профессиональная компетентность педагога; проектная деятельность; проектная компетентность; иностранный язык; метод проектов.
Кизрина Наталья Геннадьевна, к. пед. н.
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. М. Е. ЕВСЕВЬЕВА)
Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «ЧГПУ» и «МГПИ») по теме «Разработка практико-ориентированных заданий для формирования готовности студентов к осуществлению проектной деятельности на уроке иностранного языка».
Преобразования, происходящие в последние десятилетия в сфере российского образования, затрагивают все уровни - от дошкольного до послевузовского. На сегодняшний день пересмотрены цели, задачи, содержание