Научная статья на тему 'Предметная олимпиада как средство формирования профессиональных компетенций у бакалавров педагогического образования (профиль "Технология") в области конструирования и моделирования швейных изделий'

Предметная олимпиада как средство формирования профессиональных компетенций у бакалавров педагогического образования (профиль "Технология") в области конструирования и моделирования швейных изделий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВР / ПРОФИЛЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» / ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION / BACHELOR STUDENT / «TECHNOLOGY» EDUCATIONAL PROGRAM SPECIALIZATION / SUBJECT OLYMPIAD / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Лариса Николаевна

Статья посвящена вопросам формирования профессиональных компетенций у бакалавров педагогического образования (профиль «Технология») в процессе изучения дисциплины «Конструирование и моделирование швейных изделий». Особое внимание уделено вопросам подготовки и проведения предметной олимпиады. Приведены конкретные примеры ее теоретического и практического туров, результаты, а также рассмотрен этап награждения. Раскрыты значение и возможности предметной олимпиады для формирования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT OLYMPIAD AS MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AT BACHELOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION ("TECHNOLOGY" EDUCATIONAL PROGRAM SPECIALIZATION) IN THE FIELD OF DESIGN AND MODELING

The article is devoted to the formation of professional competences of bachelor students of pedagogical education («Technology» educational program specialization) in the process of studying «Design and Modeling». It pays particular attention to preparing and holding the subject Olympiad. The author provides the examples of theoretical and practical rounds of the Olympiad, the results, and considers the award stage, reveals the significance and possibilities of the subject Olympiad for the formation of professional competences.

Текст научной работы на тему «Предметная олимпиада как средство формирования профессиональных компетенций у бакалавров педагогического образования (профиль "Технология") в области конструирования и моделирования швейных изделий»

УДК 378.147:687.016 DOI 10.26293/chgpu.2019.101.1.016

Л. Н. Калинина

ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «ТЕХНОЛОГИЯ») В ОБЛАСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования профессиональных компетенций у бакалавров педагогического образования (профиль «Технология») в процессе изучения дисциплины «Конструирование и моделирование швейных изделий». Особое внимание уделено вопросам подготовки и проведения предметной олимпиады. Приведены конкретные примеры ее теоретического и практического туров, результаты, а также рассмотрен этап награждения. Раскрыты значение и возможности предметной олимпиады для формирования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, педагогическое образование, бакалавр, профиль «Технология», предметная олимпиада, профессиональные компетенции.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время в российских вузах реализуются федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, разработанные в рамках компетентностного подхода. Данный подход предполагает создание новой образовательной среды (новые методики обучения, проверка его эффективности и т. д.) для освоения необходимых компетенций.

Цель данной статьи - показать возможности использования предметных олимпиад для формирования профессиональных компетенций у бакалавров педагогического образования.

Материал и методика исследований. Изучен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), проанализированы психолого-педагогическая, методическая и научная литература, а также педагогический опыт по проблеме исследования.

Результаты исследований и их обсуждение. В вузах России образовательный процесс ориентирован на выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. В основе данных стандартов лежит компе-тентностный подход.

Понятие и сущность компетентностного подхода изучаются как российскими, так и зарубежными учеными (И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. В. Хуторской, Дж. Равен, Н. Хомский, Р. Уайт и др.). Основная отличительная особенность данного подхода - это формирование компетенций.

© Калинина Л. Н., 2019

Калинина Лариса Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерно-педагогических технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.03.2019

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденном 4 декабря 2015 года (№ 1426), отмечено, что «в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции» [10].

Многие ученые-педагоги, такие как И. А. Зимняя, Т. Е. Исаева, А. К. Маркова и т. д., рассматривали проблему и сущность профессиональной компетенции.

Л. В. Силакова отмечает, что для «формирования необходимых компетенций требуются активные действия от всех участников процесса обучения: от вузовской среды -адаптации к новым запросам и требованиям рынка; от преподавателей - разработки и применения новых методик преподавания; от студентов - активизации их научного, интеллектуального потенциала» [7].

Н. А. Самсикова предлагает «для формирования профессиональных компетенций в образовании использовать такие технологии обучения, которые требуют самостоятельности студентов и изменения характера взаимодействия преподавателя и студентов, где студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - его организатором» [6].

Одним из способов формирования профессиональных компетенций у бакалавров педагогического образования являются предметные олимпиады по профилю подготовки.

Российская история предметных олимпиад насчитывает более 80 лет. Согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, олимпиада - это «состязание, соревнование (спортивные, художественные или в области каких-нибудь знаний». Основная цель предметной олимпиады - это выявление наиболее интеллектуально способных и одаренных студентов. Участие в ней должно пробудить у них интерес к изучаемым дисциплинам и модулям, научной деятельности, популяризацией которой обязан заниматься преподаватель-предметник.

По мнению Ю. А. Тарасенко, «предметные олимпиады - это классическая форма работы с одаренными студентами, помогающая решать целый ряд важных задач по их развитию и воспитанию. Предметная олимпиада дает участникам возможность проверить уровень своих знаний и умений, сравнить свои профессиональные возможности и возможности конкурентов, выявить недостатки и сильные стороны, проверить качество освоения профессиональных компетенций» [8].

О. Б. Исакова отмечает, что «проведение предметной олимпиады является необходимым условием повышения научно-образовательного потенциала университета, поскольку способствует выявлению и отбору инновационной, творчески мыслящей молодежи, формированию у студентов готовности к научно-исследовательской и организационно-педагогической деятельности, магистерской и аспирантской подготовке» [3].

Г. Х. Вахитова полагает, что «...предметные олимпиады целесообразны в реализации личностно ориентированного педагогического процесса, обращенного к сознанию обучающегося, его личностным структурам; в формировании профессиональной компетенции» [2].

Олимпиады по каждой учебной дисциплине различаются по способу проведения, ходу работы и оценивания.

А. Н. Копылов считает, что оценивание работ необходимо проводить «. либо по количеству решенных задач, либо приписывая весовые коэффициенты в соответствии со сложностью их решения. В качестве дополнительных баллов следует добавить баллы за призовые места. Особое внимание следует уделить специфике оценивания студенческих работ на проводимых олимпиадах» [4].

В качестве примера рассмотрим предметную олимпиаду по дисциплине «Конструирование и моделирование швейных изделий». Данная олимпиада проводится ежегодно на технолого-экономическом факультете Чувашского государственного педагогического

университета им. И. Я. Яковлева среди бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Технология».

«Конструирование и моделирование швейных изделий» является дисциплиной по выбору вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» и изучается на 3 курсе в течение двух семестров: в 5 семестре (4 зачетные единицы) и 6 семестре (3 зачетные единицы).

Процесс изучения дисциплины «Конструирование и моделирование швейных изделий» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (далее ПК):

- готовности реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

- способности организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) [10].

Формами контроля сформированности профессиональных компетенций по данной дисциплине являются предметная олимпиада и экзамен, предусмотренный учебным планом.

Отметим, что освоение этой дисциплины необходимо студенту для плодотворной работы в школе учителем технологии, так как в 5-7 классах учебный предмет «Технология» включает изучение модуля «Конструирование и моделирование швейных изделий». Будущий учитель технологии должен знать и уметь анализировать модели одежды, грамотно определить, какими конструктивными способами и приемами решены силуэт, форма, покрой изделия и его декоративно-конструктивные элементы; производить измерения фигуры человека и расчеты; выполнять чертежи базовых основ конструкций поясной и плечевой одежды; разрабатывать новые модели одежды по заданному эскизу с использованием базовых основ и методов конструктивного моделирования; выполнять раскладку лекал деталей швейных изделий и производить раскрой; устранять конструктивные дефекты в одежде; самостоятельно работать с нормативными документами и технической документацией, со справочной и учебно-методической литературой и другими информационными источниками; оформлять чертежи и схемы в соответствии с ГОСТ 2.103-2013 ЕСКД (Единой системой конструкторской документации).

H. С. Бушмакина, О. Ф. Шихова отмечают, что «олимпиадные задания, имитирующие профессиональную деятельность, требуют от студентов мобилизации всех творческих компетенций и служат мощным стимулом к их дальнейшему интеллектуальному развитию» [1].

Предметная олимпиада по дисциплине «Конструирование и моделирование швейных изделий» состоит из двух этапов:

I. Теоретический тур. Тестирование.

II. Практический тур. Моделирование женской одежды.

Комплект для первого этапа - теоретического тура - олимпиады включает 20 заданий разных видов (табл. 1). Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. В первом туре участник олимпиады может набрать максимальное количество баллов - 20. Продолжительность этого тура составляет 1 час (60 мин.).

Задание второго этапа олимпиады представляет собой моделирование женской одежды (плечевой или поясной), за которое участник может набрать максимальное количество баллов - 20.

Пример практического задания представлен в таблице 2. На этот тур олимпиады выделяется 1 час (60 мин.). Для оценки выполнения задания разрабатывается лист контроля:

- нанесения фасонных линий на базовую конструкцию;

- получения готовых выкроек швейного изделия;

- основных критериев оценивания практической части работы.

Таблица 1

Виды тестовых заданий

Уровень А

(вопрос с 1 ответом) К этому уровню относятся вопросы с одним ответом

Лекала изделия на ворсовой ткани (бархат) раскладывают:

а) в одном направлении;

б) по косой;

в) в любом направлении_

Уровень Б

(вопрос с точным ответом)

_Данный уровень содержит вопросы, ответом на которые будет слово, словосочетание или число

Для создания выпуклых форм в одежде применяют конструктивный элемент в виде клина

Уровень В

(вопрос с множественным выбором) Вопросы, разработанные для этого уровня, содержат варианты ответов, из которых _верными могут быть несколько_

Застежка на одежде может быть:

а) центральная (однобортная);

б) накладная;

в) прорезная;

г) смещенная (двубортная);

д) потайная (супатная);

е) встык

Уровень Г

(вопрос на соответствие) Ответ на вопрос состоит из 2 столбцов, между которыми нужно установить соответствие

Установите соответствия между названием покроя юбки и ее эскизом

Название покроя юбки

Эскиз юбки

Прямой

А

Конический

3.

Клиньевой

В

Уровень Д

(вопрос на упорядочивание) Ответы необходимо расположить в том или ином порядке

Составьте правильную последовательность разработки новой модельной конструкции:

а) выбор базовой основы конструкции;

б) получение окончательного варианта модельной конструкции;

в) нанесение на базовую основу конструкции модельных особенностей;

г) проверка разработанных чертежей конструкции новой модели;

д) изучение и анализ модели;

е) уточнение или изменение чертежей базовой основы конструкции_

1

2

Б

Таблица 2

Практическое задание по моделированию

Моделирование платья

Порядок выполнения

1. Изучить и проанализировать эскиз модели платья.

2. Прочитать внимательно описание внешнего вида модели платья.

3. Нанести на базовую конструкцию платья все новые фасонные линии.

4. Изготовить детали выкройки платья из цветной бумаги.

5. Нанести на все детали выкройки платья надписи для раскроя: названия деталей, их количество, направление нити основы, линии середины и сгиба ткани, припуски на обработку, надсечки.

Работа выполняется в масштабе 1:4

Эскиз платья

Описание модели

Летнее платье прилегающего силуэта, длиной ниже колена на 10 см.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Платье отрезное, чуть ниже линии талии на 5 см, состоит из верхней части (лифа) и юбки конической формы («полусолнце»).

Лиф переда и спинки с рельефами, идущими от проймы до линии соединения верха с юбкой. В среднем шве спинки платья обработана застежка на потайную молнию. Застежка длиной 40 см. Линия горловины оформлена глубоким овальным вырезом. Горловина и пройма платья обработаны подкройной обтачкой-кокеткой

По завершении каждого тура олимпиады производится анализ работ участников и подсчет баллов. Победителями признаются студенты, которые набрали наибольшее количество баллов по итогам двух туров - 40 баллов.

Представляем анализ результатов предметной олимпиады по дисциплине «Конструирование и моделирование швейных изделий» за 2017/2018 учебный год в таблице 3.

Таблица 3

Результаты предметной олимпиады по дисциплине «Конструирование и моделирование швейных изделий»

Сумма баллов Уровень

№ Теоретический Практический Общая сформированности

участника тур тур сумма баллов компетенции

(из 20 возможных) (из 20 возмоных) (из 40 возможных) по 100-балльной

шкале

1 20 18 38 95 (повышенный)

2 16 12 28 70 (пороговый)

3 18 18 36 90 (повышенный)

4 17 19 36 90 (повышенный)

5 18 16 34 85 (базовый)

6 19 15 34 85 (базовый)

7 19 17 36 90 (повышенный)

8 16 14 30 75 (пороговый)

9 17 17 34 85 (базовый)

10 16 17 32 80 (базовый)

По итогам предметной олимпиады выявлено, что из 10 участников 40 % имеют повышенный уровень сформированности профессиональных компетенций, 40 % - базовый, 20 % - пороговый. Как видно, никто не набрал максимальное количество баллов, но 4 студента, заработав от 36 до 38 баллов, стали ее призерами.

Отметим, что большое значение имеет и подведение итогов олимпиады, и организация награждения. Преподаватель-предметник объявлял призеров и вручал им факультетские дипломы (рис. 1).

Рис. 1. Макет диплома для предметной олимпиады «Конструирование и моделирование швейных изделий»

Таким образом, участие в предметной олимпиаде по дисциплине «Конструирование и моделирование швейных изделий» дает обучающемуся возможность формировать профессиональные компетенции в области конструирования и моделирования одежды, подготовиться к экзаменационной сессии, приобрести опыт самостоятельной работы и самореализации, развить коммуникативные умения, получить дополнительные баллы по дисциплине в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания знаний, повысить не только свой индивидуальный рейтинг, но и авторитет в глазах сверстников и преподавателей.

Как отмечает А. А. Моякунова, «профессиональные компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности» [5].

По мнению Н. Г. Терещенко, практическая значимость предметных олимпиад заключается в том, что, «попробовав эту форму работы в учебном процессе, студенты в дальнейшем смогут ее использовать и в своей практической работе» [9].

Для преподавателя положительными сторонами проведения предметной олимпиады можно отметить следующие: выявление талантливых студентов и дальнейшее их творческое развитие в области конструирования и моделирования одежды, определение стремления самостоятельного получения знаний по дисциплине, повышение личного и профессионального роста.

А. А. Моякунова подчеркивает, что «преподаватель имеет право самостоятельно выбирать методику и технологию формирования профессиональных компетенций» [5].

Резюме. Таким образом, предметные олимпиады являются интеллектуальным и творческим соревнованием, началом профессионального роста и самореализации обучающихся. Использование их в учебно-воспитательном процессе при подготовке будущих учителей является эффективным средством формирования основ профессионализма и профессиональных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушмакина Н. С., Шихова О. Ф. Олимпиада по инженерной графике как средство формирования творческих профессиональных компетенций студентов технического вуза // Образование и наука. - 2013. -№ 2(101). - С. 60-73.

2. Вахитова Г. Х. Предметная олимпиада как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое образование. - 2013. - № 1(1). - С. 36-39.

3. Исакова О. Б., Михайлов А. А., Кисляков П. А. Предметная олимпиада как средство повышения научно-образовательного потенциала университета [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. -2013. - № 10, ч. 4. - С. 855-859. - Режим доступа : Шр://£тёатепЫ-ге8еагскгигиаг11с1еМе%<?111=32416.

4. Копылов А. Н. Методика подготовки студенческих команд высших учебных заведений к предметным олимпиадам // Проблемы педагогики. - 2015. - № 9(10). - С. 30-31.

5. Моякунова А. А. Технологии формирования компетенций в свете гуманитаризации технического профессионального образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 25. - С. 47-48. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2017/770495.htm.

6. Самсикова Н. А. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». -2012. - № 1(8). - С. 257-259.

7. Силакова Л. В. Профессиональные компетенции и способы их формирования в вузе // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2014. - № 2. - С. 21-22.

8. Тарасенко Ю. А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. - 2017. - № 1. - С. 50-54. - Режим доступа : https://mo1uch.rU/th/4/archive/52/1789/.

9. Терещенко Н. Г. Особенности предметной олимпиады при изучении психологических дисциплин [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1646-1650. -Режим доступа : http://e-koncept.ru/2016/96248.htm.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.

UDC 378.147:687.016 DOI 10.26293/chgpu.2019.101.1.016

L. N. Kalinina

SUBJECT OLYMPIAD AS MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AT BACHELOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION («TECHNOLOGY» EDUCATIONAL PROGRAM SPECIALIZATION) IN THE FIELD OF DESIGN AND MODELING

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article is devoted to the formation of professional competences of bachelor students of pedagogical education («Technology» educational program specialization) in the process of studying «Design and Modeling». It pays particular attention to preparing and holding the subject Olympiad. The author provides the examples of theoretical and practical rounds of the Olympiad, the results, and considers the award stage, reveals the significance and possibilities of the subject Olympiad for the formation of professional competences.

Keywords: federal state educational standard of higher education, pedagogical education, bachelor student, «Technology» educational program specialization, subject Olympiad, professional competences.

REFERENCES

1. Bushmakina N. S., Shihova O. F. Olimpiada po inzhenernoj grafike kak sredstvo formirovaniya tvorcheskih professional'nyh kompetencij studentov tekhnicheskogo vuza // Obrazovanie i nauka. - 2013. -№ 2(101). - S. 60-73.

2. Vahitova G. H. Predmetnaya olimpiada kak sposob povysheniya kachestva obrazovaniya studentov peda-gogicheskih vuzov // Nauchno-pedagogicheskoe obrazovanie. - 2013. - № 1(1). - S. 36-39.

3. Isakova O. B., Mihajlov A. A., Kislyakov P. A. Predmetnaya olimpiada kak sredstvo povysheniya nauchno-obrazovatel'nogo potenciala universiteta [Elektronnyj resurs] // Fundamental'nye issledovaniya. - 2013. - № 10, ch. 4. - S. 855-859. - Rezhim dostupa : http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32416.

4. Kopylov A. N. Metodika podgotovki studencheskih komand vysshih uchebnyh zavedenij k predmetnym olimpiadam // Problemy pedagogiki. - 2015. - № 9(10). - S. 30-31.

5. Moyakunova A. A. Tekhnologii formirovaniya kompetencij v svete gumanitarizacii tekhnicheskogo profes-sional'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». - 2017. -T. 25. - S. 47-48. - Rezhim dostupa : http://e-koncept.ru/2017/770495.htm.

6. Samsikova N. A. Interaktivnye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pedagogika, psihologiya». - 2012. - № 1(8). -S. 257-259.

7. Silakova L. V. Professional'nye kompetencii i sposoby ih formirovaniya v vuze // Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskij menedzhment». - 2014. - № 2. - S. 21-22.

8. Tarasenko Yu. A. Rol' predmetnoj olimpiady v formirovanii professional'nyh kompetencij [Elektronnyj resurs] // Obrazovanie i vospitanie. - 2017. - № 1. - S. 50-54. - Rezhim dostupa : https://moluch.ru/th74/archi-ve/52/1789/.

9. Tereshchenko N. G. Osobennosti predmetnoj olimpiady pri izuchenii psihologicheskih disciplin [Elektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». - 2016. - T. 15. - S. 1646-1650. - Rezhim dostupa : http://e-koncept.ru/2016/96248.htm.

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.

© Kalinina L. N., 2019

Kalinina, Larisa Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Engineering and Pedagogical Technologies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on March 02, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.