Научная статья на тему 'Актуальные вопросы организации образовательного процесса несовершеннолетних осужденных в общеобразовательных организациях ФСИН России'

Актуальные вопросы организации образовательного процесса несовершеннолетних осужденных в общеобразовательных организациях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы организации образовательного процесса несовершеннолетних осужденных в общеобразовательных организациях ФСИН России»

Актуальные вопросы организации образовательного процесса несовершеннолетних осужденных в общеобразовательных организациях ФСИН России

Общеобразовательное обучение занимает доминирующее место в системе мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных и является фундаментом формирования интеллектуального развития личности, позволяет определить социальные перспективы освободившегося из мест лишения свободы.

В структуре уголовно-исполнительной системы при воспитательных колониях функционируют 23 общеобразовательные организации (далее - школы ВК, общеобразовательные организации), которые обеспечивают реализацию конституционного права граждан на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования, создают основу для последующего образования и самообразования, осознанного выбора ими профессии, формирования общей культуры личности обучающегося.

Организация общеобразовательного процесса в школах ВК осуществляется согласно требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Основные общеобразовательные программы реализуются в соответствии с уровнями общего образования: начальное общее образование (1-4 классы), основное общее образование (5-9 классы), среднее общее образование (10-11 классы). Обучение строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Для организации обучения обучающихся, испытывающих

трудности в освоении основных общеобразовательных программ, проведения с ними коррекционно-развивающих занятий создаются классы компенсирующего обучения.

Общеобразовательные организации обеспечивают прием всех подлежащих обучению и имеющих право на получение образования соответствующего уровня и направленности осужденных, поступивших для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. Зачисление на обучение осуществляется приказом директора на основании личного заявления обучающегося и документов, подтверждающих уровень образования. При отсутствии в личном деле обучающегося документов, подтверждающих уровень его образования, администрация школы ВК оформляет запрос в образовательную организацию по последнему месту учебы обучающегося. Если документы об образовании обучающегося полностью утрачены, то уровень его общеобразовательной подготовки определяется с помощью промежуточной (диагностической) аттестации, проведенной учителями школы ВК.

Лица, имеющие ограниченные возможности здоровья, обучаются по адаптированной общеобразовательной программе с учетом рекомендаций педагогов школы ВК, психологов и медицинских работников воспитательной колонии.

Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.

49

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2017

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня, заверенный печатью общеобразовательной организации с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации без указания принадлежности к уголовно-исполнительной системе.

Следует отметить, что для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена проводится по их желанию.

По итогам 2016/17 учебного года государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена прошли 53 обучающихся школ ВК (в том числе в Новосибирской области - 13, в Брянской области - 10, в Московской области - 7, в Томской области - 4).

Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, творческого и физического развития каждого обучающегося, обучение их навыкам самоконтроля и самообразования, обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий на основе внедрения новых технологий, повышение профессиональной компетентности учителей являются приоритетными задачами общеобразовательных организаций ФСИН России.

Учителя школ ВК, число которых в настоящее время составляет 256 человек, выполняют не только учебную, но и значительную воспитательную работу с осужденными: принимают активное участие в деятельности учебно-воспитательных советов, проводят индивидуальную воспитательную работу, внеклассные и внешкольные мероприятия. В своей деятельности учителя активно используют современные образовательные технологии. Наряду с традиционными уроками учителями применяются методы активного обучения: урок-монолог, урок-концерт, литератур-

ный вернисаж, пресс-коференция, диспут, круглый стол, презентация, виртуальная экскурсия и т. д.

Выявление и развитие творческих способностей несовершеннолетних осужденных также является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы. В целях развития личностных качеств, повышения уровня знаний учащихся, организации их досуга во всех школах функционируют различные кружки, проводятся факультативные и дополнительные занятия по предметам, реализуются дополнительные общеобразовательные программы, направленные на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

В общеобразовательных организациях работают школьные пресс-центры. Обучающиеся готовят фото- и видеорепортажи обо всех мероприятиях, проводимых в школе, а также издают тематические стенгазеты к памятным и праздничным датам.

Одним из важнейших направлений педагогики, в том числе и пенитенциарной, является воспитание. В центре внимания педагогических коллективов общеобразовательных организаций находится духовно-нравственное, патриотическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание обучающихся. С учетом специфики работы воспитательной колонии, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся в школах ВК организуется и проводится внеклассная работа с несовершеннолетними осужденными, реализуются проекты, направленные на формирование у обучающихся морально-эстетических установок, нравственности и патриотических чувств, коммуникативной и интеллектуальной компетентностей, на искоренение вредных привычек у подростков.

Материально-техническая оснащенность общеобразовательных организаций является одним из объективных условий возможности применения новшеств в

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

50

технологии обучения. Организация учебно-воспитательного процесса предполагает активное использование различных продуктов информационных технологий, с помощью которых транслируется учебная информация и контролируется ее усвоение. Использование широкого спектра инновационных технологий в свою очередь дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов в образовательной деятельности и обучении осужденных, отбывающих наказания в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы.

Большое количество учащихся школ УИС принимают активное участие и становятся победителями и призерами международных, всероссийских и региональных конкурсов и предметных олимпиад.

ФСИН России организовано взаимодействие с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова по реализации проекта «Путевка в жизнь» в рамках олимпиады школьников «Ломоносов» среди несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказания в воспитательных колониях. Ежегодно в оргкомитет олимпиады поступает более 250 работ несовершеннолетних осужденных. Обучающийся школы Стерлитамакской воспитательной колонии УФСИН России по Республике Башкортостан стал победителем в отдельной номинации Всероссийского конкурса на создание эмблемы и логотипа интерактивного научно-образовательного проекта «Космический университет». Обучающийся школы Кировоградской воспитательной колонии ГУФСИН России по Свердловской области принял участие во Всероссийском конкурсе юных журналистов и редакций школьных, молодежных газет «Первая высота» и удостоен I места в номинации «Лучший интернет-ресурс» за создание сайта исправительного учреждения.

Повышение качества образования в школе невозможно и без непрерывного совершенствования педагогического мастерства учителя, его профессиональной компетентности в области теории и практики педагогической науки и преподавания

предмета, освоения инновационных технологий обучения, изучения, обобщения и распространения как внутришкольного передового опыта, так и внедрения достижений педагогической науки.

Педагогами общеобразовательных организаций накоплен большой опыт собственных методик и педагогических наработок. С расширением образовательного пространства учителя обмениваются опытом со своими коллегами и представляют на обсуждение и экспертизу широкому педагогическому сообществу профессиональные достижения в интернет-пространстве, активно участвуют в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, семинарах и других мероприятиях.

В декабре 2016 года школа Ангарской воспитательной колонии ГУФСИН России по Иркутской области вошла в пятерку победителей Всероссийского конкурса «Успешная школа», организованного «Учительской газетой» при участии Комитета Государственной Думы по образованию и науке, а также Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Школа Канской воспитательной колонии ГУФСИН России по Красноярскому краю стала лауреатом IV Всероссийского фестиваля молодежных проектов «Славим Отечество - 2016», организаторами которого являются синодальный отдел по делам молодежи Русской православной церкви и Фонд социально-культурных инициатив.

Реализуя образовательную, воспитывающую и развивающую функции, школа оказывает значительное влияние на формирование ценностных ориентаций и нравственных убеждений обучающихся, создает благоприятные возможности для удовлетворения несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказания в воспитательных колониях, своих творческих и духовных интересов и потребностей, развития физических и интеллектуальных способностей, освоения опыта социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества после освобождения. ^

УВСПР ФСИН России

51

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.