Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1195
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / КРЕАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ / НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Французова Ольга Александровна

В статье рассматриваются изменения в современном образовании под влиянием цифровизации. Анализируется проблема снижения востребованности высшего образования у молодежи в условиях популяризации краткосрочного дополнительного образования и среднего профессионального образования, которые предоставляют возможность ускоренного получения востребованных в цифровой сфере «быстрых» навыков. Автор рассматривает «долгие» навыки и компетенции широкого уровня, позволяющие претендовать на более высокие позиции при трудоустройстве и влияющие на карьерный рост по востребованным творческим специальностям. Рассматриваются компетенции и навыки, формирующиеся на протяжении многих лет, начиная со школьного и вузовского обучения, совершенствующиеся на протяжении всей жизни: критическое мышление, креативность, социальные и эмоциональные навыки. Актуальная проблематика осмысления информации связана с увеличившимся в последние годы интересом к работе с мультимодальными текстами (цифровыми, графическими, игровыми), что связано с усложнением картины цифровых средств коммуникаций, что еще больше расширяет горизонты критической грамотности, требующей критического анализа цифрового содержания. Особое внимание уделяется когнитивной гибкости как способности переключаться с одной мысли на другую или удерживать сразу несколько мыслей при решении интерактивных заданий и выполнении учебных проектов, предполагающих множественность выбора и отсутствие единственно правильного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Французова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE EDUCATION

The following article discusses some recent changes in modern education under the influence of digitalization. The problem of reducing the demand for higher education among the young people is analyzed here. One of the main reasons for this reducing is raising popularity of short-term additional education and secondary vocational education that offer fast acquisition of “quick” skills in demand in the digital sphere. In his article, the author writes about “long-term” skills and competencies of a broad level, which make it possible to qualify for a higher level in career growth and involve employment in sought-after creative profiles. Competences and skills are considered that are formed over many years, starting from school and university education, improving throughout life. First of all, it is a critical thinking, that is, a critical attitude to incoming information. Then, it is creativity as a creative, non-standard way of problem solving. One more thing is social and emotional skills. The topical issue of comprehending the information is associated with the increased interest in working with multimodal texts (digital, graphic, game) in recent years, which, in its turn, is associated with the complication of the specter of digital means of communication, which further expands the horizons of use of critical literacy, which requires a critical analysis of digital content. A special attention is paid to cognitive flexibility as the ability to switch from one thought to another or to hold several thoughts at once when solving interactive tasks and completing educational projects that involve multiple choices and when there is no single correct solution.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

О. А. Французова

Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С. 60-75. Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No.3 (79). P. 60-75. (In Rus)

Научная статья УДК 37.02

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3 -60-75

Влияние цифровизации на образование

Ольга Александровна Французова

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», Москва, Россия E-mail: frantsuzovao@mail.ru http://orcid.org/ 0000-0003-0807-0911

Аннотация. В статье рассматриваются изменения в современном образовании под влиянием цифровизации. Анализируется проблема снижения востребованности высшего образования у молодежи в условиях популяризации краткосрочного дополнительного образования и среднего профессионального образования, которые предоставляют возможность ускоренного получения востребованных в цифровой сфере «быстрых» навыков. Автор рассматривает «долгие» навыки и компетенции широкого уровня, позволяющие претендовать на более высокие позиции при трудоустройстве и влияющие на карьерный рост по востребованным творческим специальностям. Рассматриваются компетенции и навыки, формирующиеся на протяжении многих лет, начиная со школьного и вузовского обучения, совершенствующиеся на протяжении всей жизни: критическое мышление, креативность, социальные и эмоциональные навыки. Актуальная проблематика осмысления информации связана с увеличившимся в последние годы интересом к работе с мультимодальными текстами (цифровыми, графическими, игровыми), что связано с усложнени-

© Французова О.А., 2022 60

ем картины цифровых средств коммуникаций, что еще больше расширяет горизонты критической грамотности, требующей критического анализа цифрового содержания. Особое внимание уделяется когнитивной гибкости как способности переключаться с одной мысли на другую или удерживать сразу несколько мыслей при решении интерактивных заданий и выполнении учебных проектов, предполагающих множественность выбора и отсутствие единственно правильного решения.

Ключевые слова: социальные и эмоциональные навыки, эмоциональный интеллект, критическое осмысление информации, креативность и творческие навыки, навыки и компетенции.

Для цитирования: Французова О.А Влияние цифровизации на образование // Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С. 60-75. https://doi. org/0.24412/2071-6427-2022-3 -60-75

Original article

THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE EDUCATION Olga A. Frantsuzova

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Abstract. The following article discusses some recent changes in modern education under the influence of digitalization. The problem of reducing the demand for higher education among the young people is analyzed here. One of the main reasons for this reducing is raising popularity of short-term additional education and secondary vocational education that offer fast acquisition of "quick" skills in demand in the digital sphere. In his article, the author writes about "long-term" skills and competencies of a broad level, which make it possible to qualify for a higher level in career growth and involve employment in sought-after creative profiles. Competences and skills are considered that are formed over many years, starting from school and university education, improving throughout life. First of all, it is a critical thinking, that is, a critical attitude to incoming information. Then, it is creativity as a creative, non-standard way of problem solving. One more thing is social and emotional skills. The topical issue of comprehending the information is associated with the increased interest in working with multimodal texts (digital, graphic, game) in recent years, which, in its turn, is associated with the complication of the specter of digital means of communication, which further expands the horizons of use of critical literacy, which requires a critical analysis of digital content. A special attention is paid to cognitive flexibility as the ability to switch from one thought to another or to hold several thoughts at once when solving interactive tasks and completing educational projects that involve multiple choices and when there is no single correct solution.

Keywords: social and emotional skills, emotional intelligence, critical comprehension of information, creativity and creative skills, skills and competencies

For citation: Frantsuzova О. A. The impact of digitalization on the education // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No.3 (79). P. 60-75 (In Rus). https://doi.org/0.24412/2071-6427-2022-3 -60-75

Современное образование претерпевает значительные изменения под влиянием цифровизации. Меняется школьное образование, которое стремится не только дать базовые знания, но и формировать навыки, которые были бы полезны в жизни и при дальнейшем обучении, меняется и высшее образование.

В настоящее время иногда можно слышать о том, что высшее образование как институт отмирает, технологии меняются так быстро, что тратить время на учебу в университете становится бессмысленно. Распространяется мнение и о том, что высшее образование утрачивает свою ценность, а на первый план выходят короткие программы для быстрого усвоения новых компетенций. Зачастую работодатели ищут сотрудника, который владеет узкой специализацией, цифровыми знаниями и цифровыми навыками, представляющими ценность для экономики, и нередко принимают на работу сотрудников без диплома о высшем образовании.

В таких условиях университетское образование становится менее популярным, поскольку большинство выпускников вузов не всегда отвечает современным требованиям рынка труда, и все большее число школьников стремится поступить в колледжи или техникумы. Это подтверждается количественными результатами приема в средние специальные учреждения за 2021 год. РИА «Новости» со ссылкой на Минпросвещения РФ приводит следующие цифры: в 2017-2018 годах в колледжи страны поступило почти 900 тысяч молодых людей, в 2021 году число первокурсников колледжей достигло 1 миллиона 200 тысяч человек. Шестьдесят процентов девятиклассников сделали выбор в пользу СПО. Вместе с тем существуют целые направления профессиональной деятельности, предполагающие наличие управленческих навыков и компетенций высокого уровня которые невозможно получить за несколько месяцев. По-прежнему востребованы «долгие» навыки, которые формируются в течение школьного и университетского обучения и совершенствуются на протяжении всей жизни. Прежде всего это критическое мышление (критическое отношение к информации), креативность (творческое решение задач), социальные и эмоциональные навыки.

В данных условиях возникают закономерные вопросы:

— что может предложить школа современному ребенку в условиях цифровизации образования;

— как меняется в этой связи образовательная среда;

— какие навыки и компетенции помогут учащимся реализовать стратегию «непрерывного обучения» (обучения в течение всей жизни) и связанную с ней стратегию «самостоятельного обучения»?

Предлагая новые направления развития образования, педагогическая наука стремится ответить на эти вопросы. В настоящее время в большинстве стран произошел отход от классической парадигмы, в которой информация рассматривается как самодостаточная ценность, а учитель выступает как транслятор знаний. Постепенно изменяются методология науки, образовательная практика, нормы, регулирующие процесс образования, требования к результатам образовательной деятельности.

В современной педагогике востребованы различные педагогические подходы — когнитивный, личностно-ориентированный, компетент-ностный, которые сосуществуют и перекликаются. В центре внимания находятся не только знания, сохраняющие свою ценность, но и деятельность, культурный опыт, формирование личности.

Методы исследования

Теоретическое осмысление цифровизации образования и его последствий для субъектов образования основано на компаративном анализе философских и научных текстов, посвященных проблематике трансформации образовательного процесса с учетом вектора деятельности и потребностей акторов образования в контексте современной культуры. Автор опирается на ряд общенаучных методов, прежде всего системный анализ, сопоставление, обобщение и интерпретацию при рассмотрении современной цифровой образовательной практики.

Критическое мышление и креативность

В условиях постепенного наращивания объема онлайн обучения становится очевидна связь будущего образования с навыками и ценностями, которые помогают учиться самостоятельно. В таких условиях особое внимание уделяется критическому мышлению, креативности как творческому подходу в решении задач.

Стоявший у истоков критической грамотности философ образова-

ния Паулу Фрейре, 100-летний юбилей которого отмечался в 2021 году, рассматривал «критическую педагогику» с позиции социальной справедливости, а обучение трактовал как побуждение к критическому размышлению о социально-политической проблематике, как побуждение к рефлексии, к критическому осознанию своего положения и импульс к освобождению и социальной трансформации. «Критическое сознание» определялось им как процесс осведомленности о социокультурной реальности, формирующей жизнь людей, и о том, как изменить эту реальность [13, с. 359]. По мнению Фрейре, обучая детей читать и писать, педагог должен подбирать вокабуляр, подводящий к оценке собственной жизненной ситуации [11]. Чтение и письмо рассматривалось им как инструмент исследования причин и событий повседневной жизни.

В современном мире эта тематика не менее актуальна, так как захватывает проблематику кризисных явлений, вызывающих умение анализировать информацию и рационально действовать в самых разных сферах жизнедеятельности человека: в области принятия экономических решений (например, рациональном поведении потребителя, его финансовой грамотности), в области принятия гражданами политических решений (вовлечение в политические действия), в социальной сфере и поведении внутри больших и малых социальных групп, а также в сфере экологии, здравоохранения, масс-медиа. Эффективность человека, самостоятельность в принятии решений в этих сферах предполагает овладение грамотностью.

ЮНЕСКО определяет «грамотность» в научно-педагогическом смысле как: 1) самостоятельный набор навыков; 2) прикладное, практически используемое и ситуационно обусловленное понятие; 3) процесс обучения; 4) грамотность, связанная с работой с текстами [14].

При стремлении преодолеть академический энциклопедизм в образовании внимание смещается на потенциал «дидактического утилитаризма», который исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика. Так и навыки чтения и письма не рассматриваются как автономные, нейтральные и универсальные. Грамотность в чтении и письме изучается в социальном измерении как становление и осознание личностью собственного опыта. Это перекликается с идеями Дж. Дьюи [3; 4, с. 77], считавшего прогрессом в педагогической деятельности не столько усвоение школьником каких-либо предметных знаний и значимых фактов общечеловеческой культуры, сколько степень сформиро-

ванности навыка самостоятельной деятельности в новых отношениях и типах поведения, связанных с его постоянно расширяющимся опытом.

С усилением цифровизации образования особое внимание уделяется формированию критических и аналитических навыков у учащихся преимущественно посредством критического оценивания информации. В современной научно-педагогической и методической литературе критическое осмысление текста разрабатывается в русле идей постмодернизма, согласно которым тексты не имеют фиксированного значения, заложенного авторами, а характеризуются множественностью, изменчивостью, противоречивостью смыслов, которые проявляются под влиянием других авторских текстов. Критический анализ текста предполагает поиск, выделение и изучение семиотических элементов, показывающих аффилированность автора, не всегда сразу очевидные авторские культурные или идеологические установки, социально-политические ориентиры. В результате анализа текста можно понять политическую, социальную и экономическую среду, в которой он был сформирован, а также уметь идентифицировать скрытые идеологии внутри.

Овладение навыком критической грамотности происходит постепенно, начиная с раннего школьного возраста. Учитель, предлагая ученикам для освоения нехудожественные тексты с разнообразными, зачастую противоположными взглядами на мир отдельных людей или групп, вымышленных персонажей или реально существовавших исторических личностей, учит не только рассуждать, но и размышлять над разными точками зрения.

В современной педагогической науке идеи Фрейре, критический подход и идеи «образования для жизни» [10, с. 213], нашли отражение в том числе в концепции функциональной грамотности.

Под функциональной грамотностью российские и зарубежные ученые понимают способность приобретать и использовать знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [1, с. 160].

Фактически предполагается, что учащиеся, получая общее образование, приобретают необходимые навыки для полноценного функционирования в современном обществе, в личной, общественной и профессиональной жизни.

Согласно определению ОЭСР (Организации экономического со-

трудничества и развития), функциональная грамотность направлена на формирование у учащихся способности эффективно функционировать, решать учебные и практические задачи как в школе, так и за ее пределами [7].

Результаты международных сравнительных исследований последних лет показывают положительную динамику в области предметных знаний, но выявлены существенные трудности в решении заданий на их применение в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям и практикам.

В международных исследованиях PISA, которые проводятся раз в три года под эгидой ОЭСР, выделяют следующие виды грамотности: математическую, читательскую, естественнонаучную и другие. Критическое мышление не ограничивается только математикой, оно формируется и проверяется в заданиях на финансовую, естественнонаучную, читательскую грамотность и в заданиях на глобальные компетенции.

В 2021 году в концепцию функциональной грамотности вошли восемь навыков XXI века: критическое мышление; креативность; исследование и изучение; саморегуляция, инициативность и настойчивость; использование информации; системное мышление; коммуникация; рефлексия.

В российском образовании уделяется большое внимание формированию критического и аналитического мышления. Создаются цифровые пособия и отдельные учебные курсы для школ с низкими показателями учебных результатов, предлагаются тренажерные учебные задания, направленные на развитие таких функций мышления, как понимание, анализ и сравнение информации, построение категорий и обобщений, описание ситуации и цепочки действий, обладающих свойством прогнозирования, в какой-то степени контроля за происходящим и собственным поведением.

Актуальная проблематика осмысления информации связана с увеличившимся в последние годы интересом к работе с мультимодальными текстами (цифровыми, графическими, игровыми), что связано с усложнением картины цифровых средств коммуникаций. Это еще больше расширяет горизонты критической грамотности, требующей критического анализа цифрового контента, анимированной компьютерной графики и видеоряда. Особое внимание уделяется когнитивной гибкости как способности переключаться с одной мысли на другую или удерживать сразу несколько мыслей при решении интерактивных заданий и выполнении учебных проектов, предполагающих множественность выбора

и отсутствие единственно правильного решения, выполнение заданий по созданию ментальных карт, интеллект-карт (maindmapping), структурирующих информацию в графическом и текстовом виде, выполнение кейс-заданий (case study), приближенных к реальным практическим ситуациям.

С интенсификацией научно-технических преобразований особое внимание в образовании уделяется навыкам работы с цифровой информацией, умению критически относиться к мультимедийной информации. Стоит отметить, что современные школьники довольно быстро овладевают технологическими новинками. Вместе с тем миф о собственной исключительности может привести к потере критичности мышления, недооценке рисков в учебе и реальной жизни, к сверхпривязанности к цифровым технологиям. Особенно эти риски усиливаются в условиях широкого применения искусственного интеллекта.

В этой связи нельзя не вспомнить идеи Фрейре об управлении корпорациями поведением человека, перекликающиеся с тезисом Фуко о человеке как индивиде, изолированном от своего контекста [12]. Посредством современных методов изучения поведения человека с помощью анализа больших данных (big data), коллаборативной фильтрации, технологий анализа повторяющихся поведенческих моделей, предпочтений субъекта осуществляется управление потребительским или политическим поведением. Просчитываются методы прогнозирования и управления большими группами, фактически игнорируется идея «действующего» человека. В таких условиях критическая грамотность и навыки критического мышления выступают не только инструментом для анализа информации, но и средством индивидуализации субъекта.

Креативность (творческий подход в решении задач) приобретает актуальность в условиях новой тенденции «расшколивания» образования (Deschooling). Современные дети показывают большую заинтересованность в обучении за пределами традиционной школы, они с большим интересом обучаются на разнообразных курсах и в кружках, на каникулах и в выходные дни. Школьники отказываются от привычных установок, оказываясь в условиях гибридного (смешанного) обучения, поэтому массовая школа вынуждена перестраиваться, изменяя учебную программу и ее содержание, адаптируя или меняя методы обучения, внедряя методики эдьютейнмента (шоу-образования, развлекательного образования) и геймификации.

Меняется методологический аппарат школьного учебника, увеличивается доля заданий, направленных на формирование креативности, поиск альтернатив и разнообразных вариантов, появляется все больше заданий, развивающих у ребенка любознательность и саморегуляцию деятельности в процессе обучения. Это связано со стремлением подготовить учащихся к эффективной деятельности даже в условиях большой неопределенности, предоставить возможность реализовать свой творческий потенциал. В условиях, когда сотни учащихся вынуждены оставаться дома и продолжать занятия онлайн во время эпидемиологических пиков заболеваемости и карантина, прилагаются максимальные усилия, чтобы не только сделать образование менее уязвимым и более доступным, но и найти пути для использования возможностей, связанных с цифровой средой и цифровыми инструментами.

Социальные навыки и эмоциональные навыки

Современный ребенок существует в информационно-технологическом поле, его контакт с электронными девайсами происходит ежедневно, что не может не оказывать влияния на развитие социальных и эмоциональных навыков. Зачастую социальные навыки, в том числе навыки сотрудничества и коммуникации, формируются в цифровой среде.

Российские исследователи указывают на то, что цифровизация оказывает воздействие на современного ребенка, на формирование социальных навыков, содействуя общению в цифровом пространстве во время учебного процесса, однако и несет определенные риски [5; 9]. Вместе с тем происходит поиск путей и средств формирования нового поколения, что связано со значительной сменой мировоззренческих взглядов в обществе и новыми научными открытиями, новейшими исследованиями в психологии и нейробиологии, которые поднимают проблемы значимости иррационального мышления и интуиции.

Глобальные изменения оказывают серьезное влияние на процесс социализации, получение детьми необходимых для успешного функционирования в обществе социальных навыков. На сознание ребенка оказывает давление хаотичный поток информации, который исходит от компьютера, телефона, других гаджетов, которые достаточно сильно мешают трансляции знаний от родителей и учителей. Среди рисков можно назвать снижение когнитивного развития, линейного и структурного визуального мышления детей, понижение уровня дивергентного

мышления и воображения. С появлением проблемы усвоения социальных норм и правил, обнаружился дефицит умственной и физической произвольности.

В период пандемии возрос эмоциональный дискомфорт в связи со снижением активного очного взаимодействия со сверстниками. У большой части детей наблюдалась не достаточно развитая социальная компетентность: затруднения в построении дружеских отношений и решении простейших конфликтов.

Приобщение детей к компьютерным технологиям и постоянной экранной стимуляции не может не повлечь целый ряд рисков в их когнитивном развитии [6]. Прежде всего, это касается внимания, памяти, интеллекта, а также затрагивает эмоциональную сферу, влияющую на коммуникации и поведенческие установки, в том числе в игровой деятельности. Дети часто выбирают игры с неограниченными возможностями в сюжетах и поведении, что препятствует снижению креативности и способности принимать творческие решения, в какой-то мере способствует развитию умения находить оригинальные идеи, решать задачи нестандартным способом. Если речь идет об учебных играх с элементами мультимедиа, то можно отметить, что учащиеся часто анализируют свои игровые успехи и провалы, обсуждают с одноклассниками стратегии и результаты. Ограниченное время, проведенное в сетевых играх, дает новые возможности общения. Более того, выявляется корреляция между уровнем креативности и степенью вовлеченности детей в компьютерные игры: чем выше уровень креативности, тем выше степень вовлеченности ребенка в компьютерные игры.

Компьютерная игра становится видом деятельности, который ребенок может освоить самостоятельно. Конечно, экранное время требует регуляции и саморегуляции, поскольку неограниченное пребывание в цифровых играх усиливает интернет-зависимость, влияет на повышение уровня агрессии, гиперактивности, депрессии или тревоги у детей. Условием для психологического благополучия в этом плане является корректное нормирование использования компьютерной техники.

Геймификация образования может быть направлена на развитие социальных навыков у детей (взаимопомощи, работы в команде), эмоционального интеллекта. Такие игровые технологии учат детей совершенствовать самопознание, контролировать эмоции в зависимости от ситуации, с пониманием относиться друг к другу. Процесс быстрой

цифровизации напрямую связан с проблемой формирования социальных навыков. В связи с появлением понятия «экранного времени», затраченного на электронные устройства, встаёт вопрос: хватит ли времени для правильного и достаточного формирования социальных навыков?

Социальные и эмоциональные навыки относятся к способностям регулировать свои эмоции и поведение, они зависят от множества факторов. В цифровой среде делается акцент на развитие чувства доверия и сострадания, а возрастающие темпы технологических изменений требуют способности действовать самостоятельно или быстро взаимодействовать для принятия решения.

К значимым социальным навыкам можно отнести умение адаптироваться, проявлять изобретательность, уважать других и эффективно работать с ними, а также брать на себя личную и коллективную ответственность. Растущая социальная напряженность усиливает потребность в терпимости и уважении, сочувствии и великодушии, а также в способности сотрудничать с другими участниками образовательного процесса для достижения общего блага. Эти направления учитываются при разработке российскими учеными и педагогами методик развития эмоциональных и социальных навыков.

Современные отечественные исследователи выделяют 6 категорий социальных и эмоциональных навыков [2, с. 50], которыми должен овладеть ребенок в школе.

1. Навыки выражения эмоций. Эта группа нормирует уместность эмоциональных ответов на определенные социальные ситуации.

2. Навыки общения. Они подразумевают первичный этикет в коммуникации (приветствие, умение слушать собеседника, овладение понятиями вины, благодарности, субординации).

3. Навыки слушать. Предполагают взаимодействие с собеседником, восприятие среднего объема информации и возможность его повторения.

4. Навыки групповой работы. Объединение детей в группы учит корректному межличностному взаимодействию, а понимание групповых заданий способствует достижению общего результата.

5. Навыки управления конфликтами. Подготовка к межличностным отношениям в более старшем возрасте: умение правильно трактовать проблемные ситуации и корректно и конструктивно отвечать на них.

6. Невербальные навыки. Сумма навыков, направленных на распознавание эмоций, намерений, мотивации и желаний других людей.

В старших классах эти навыки усложняются. Так, в 2021 году нормативные государственный документы (ФГОС ООО) [8] были включены такие элементы, как «самоорганизация», «самоконтроль» и «эмоциональный интеллект», под которыми подразумеваются умения:

«— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

— выявлять и анализировать причины эмоций;

— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

— регулировать способ выражения эмоций;

— принимать себя и других;

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

— признавать свое право и право другого человека на ошибку;

— без осуждения принимать себя и других;

— быть открытым к себе и другим;

— осознавать невозможность контролировать все вокруг.»

Эти навыки во многом соотносятся с «большой пятеркой» социальных и эмоциональных навыков, которыми занимаются исследователи ОЭСР [15, с. 155]:

«— навыки, направленные на решение задач (самоконтроль, ответственность, упорство);

— навыки эмоциональной регуляции (стрессоустойчивость, оптимизм, эмоциональный контроль);

— сотрудничество (эмпатия, доверие, кооперация);

— открытость к новому опыту (толерантность, креативность, заинтересованность);

— взаимодействие с другими людьми (социальность, уверенность в себе, энергия в общении).»

Это особенно важно при формировании одного из наиболее востребованных современных навыков — умения учиться и его дополнительными индикаторами: мотивации достижениями и самоэффективностью. Исследование развития этих навыков и креативности у детей возраста 10-ти лет входит в задачи второго цикла исследований 88Б8 (2021-2023) по данной тематике [14; 16].

Социальные и эмоциональные навыки совершенствуются на протя-

жении всей жизни человека, находятся под влиянием социокультурных факторов. По мере взросления человек получает массу информации из самых разнообразных источников, которая помогает сознательно выполнять типичные социальные роли: гражданина, потребителя, члена семьи, работника или работодателя. Развитие социальных и эмоциональных навыков содействует совершенствованию способности участвовать в совместном принятии решений, регулировании конфликтов в повседневной жизни, а также более эффективной учебе, в том числе в цифровой образовательной среде.

Разработка методов работы с детьми, которые обладают низким уровнем коммуникации и имеют недостаточно развитую эмоциональную регуляцию, направлена на позитивную и корректную работу с оценкой школьниками собственных результатов, результатов других участников группы и общей деятельности. Так, например, В 2020-2022 годах студентами МГУ имени М. В. Ломоносова был организован арт-проект, посвященный изучению истории и искусства в форме игр, квестов, мастер-классов по живописи разных стран мира.

На этапе рефлексии при оценке самостоятельных художественных работ школьников просили выделять только положительные или нейтральные характеристики собственных и чужих произведений. Организаторы отмечали такие результаты, как увеличение сплоченности группы и отсутствие деструктивной конкуренции, возрастание открытости к новому опыту, а также толерантность к различным видам культур. Полученные выводы подтверждают потенциал таких методов в совершенствовании социальных и эмоциональных навыков у младших школьников, которые, в силу своего возраста и контроля родителей, меньше подвержены влиянию электронных девайсов.

Вместе с тем, конечно, пандемия резко и значительно увеличила количество времени, проводимого у экрана. Это не только учёба, которая превратилась в онлайн-уроки, но и свободное время для общения со сверстниками и совместные компьютерные игры с одноклассниками. Если рассматривать данную ситуацию с точки зрения возможности развития социальных и эмоциональных навыков в ситуации самоизоляции, то скорее эта возможность контакта реализуется через интернет-пространство, где дети общаются со своими знакомыми и друзьями.

Таким образом, явным остаётся факт того, что современное детство находится в постоянном взаимодействии с электронными технологиями.

Перед исследователями встаёт вопрос об оценке влияния информационных технологий на жизнь современного школьника, использовании цифровой среды для образовательных целей, развитии ряда навыков, содействующих самостоятельности в образовательном пространстве. Исследование критического мышления, социальных и эмоциональных навыков направлено на совершенствование политики по улучшению благополучия человека. Выделяемые исследователями навыки оказывают наибольшее влияние на успех человека в широком спектре важных жизненных результатов.

Литература

1. Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся / И. Ю. Алексашина. М.: КАРО. 2019. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Будивский О. Д. Освоение социально-коммуникативных навыков младшими школьниками в условиях общеобразовательной организации// Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 50-52.

3. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо. Школьный журнал. 1897. № 3. С. 77-80.

4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / перев. Н. М. Никольской. Москва: Изд-во Юрайт. 2021. 166 с.

5. Иванова С. В., Иванов О. Б. Основные тенденции развития образования в условиях современных вызовов // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 5. С. 38-51.

6. Мухаметзянов И. Ш. Цифровая трансформация образования (большие данные, кибербезопасность, цифровой след учащегося) // Педагогическая информатика. 2020. № 4. С. 180-191.

7. Открытые задания PISA-2018 по читательской грамотности, онлайн задания по глобальной компетенции. [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa (дата обращения: 09.05.2022).

8. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации № 287 от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

9. Роберт И. В. Формирование информационной безопасности личности обучающегося в условиях интеллектуализации его деятельности // Педагогическая информатика. 2017. № 2. С. 42-59

10. Савостьянов В. О. Критический подход к образованию в работах бразильского философа и педагога Паулу Фрейре // Педагогический журнал. 2017. Том 7. № 2А. С. 213-221 [Электронный ресурс]. URL: (http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2017-2/21-savostyanov.pdf). (дата обращения: 09.05.2022).

11. Фрейре П. Педагогика угнетенных. М.: Издательство: Литагент Аттикус. 2018. 300 с.

12. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году. М.: Наука, 677 с. [Электронный ресурс]. URL: https://filosoff.org/foucault/wp-content/uploads/sites/106/2015/ 11/fuko-mishel-

germenevtika-subekta-filosoff.org_.pdf (дата обращения: 09.05.2022).

13. Чигишева О. П. У истоков «критической грамотности»: теоретические воззрения Паулу Фрейре в контексте подготовки современных исследователей // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 6, с. 359-368.

14. About the OECD's Study on Social and Emotional Skills. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/education/ceri/social-emotional-skills-study/about/ (дата обращения: 09.05.2022).

15. Ross Collin, William Muth. Plurality (2020) Narratives, and Politics: What Hannah Arendt can Offer Critical Literacy Theory // The International Journal of Critical Pedagogy, 2020. Vol 11, № 1 P. 155-173 [Электронный ресурс]. URL: http://libjournal. uncg.edu/ijcp/article/view/1892 (дата обращения: 09.05.2022).

16. Why social and emotional skills matter in 21st century education (OECD TopClass Podcast) [Электронный ресурс]. URL: https://soundcloud.com/oecdtop-classpodcast/episode-10-why-social-and-emotional-skills-matter-in-21st-century-edu-cation (дата обращения: 09.05.2022).

References

• Aleksashina I. Yu. Formirovanie i ocenka funkcional'noj gramotnosti uchashchihsya / I. Yu. Aleksashina. M.: KARO. 2019. 160 s. [In Rus].

• Budivskij O. D. Osvoenie social'no-kommunikativnyh navykov mladshimi shkol'nikami v usloviyah obshcheobrazovatel'noj organizacii// Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya. 2021. № 70-4. S. 50-52. [In Rus].

• D'yuiDzh. Moe pedagogicheskoe kredo. Shkol'nyj zhurnal. 1897. № 3. S. 77-80. [In Rus].

• D'yui Dzh. Psihologiya i pedagogika myshleniya / perev. N. M. Nikol'skoj. Moskva: Izd-vo Yurajt. 2021. 166 s. [In Rus].

• Ivanova S.V., Ivanov O. B. Osnovnye tendencii razvitiya obrazovaniya v usloviyah sovre-mennyh vyzovov // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2021. № 5. S. 3851. [In Rus].

• Muhametzyanov I. Sh. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya (bol'shie dannye, kiber-bezopasnost', cifrovoj sled uchashchegosya) // Pedagogicheskaya informatika. 2020. № 4. S. 180-191. [In Rus].

• Otkrytye zadaniya PISA-2018 po chitatel'skoj gramotnosti, onlajn zadaniya po global'noj kompetencii. [Elektronnyj resurs]. URL: https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8% D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa (data obrashcheniya: 09.05.2022). [In Rus].

• Prikaz Ministerstva Prosveshcheniya Rossijskoj Federacii № 287 ot 31.05.2021 «Ob ut-verzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obsh-chego obrazovaniya». [In Rus].

• Robert I. V. Formirovanie informacionnoj bezopasnosti lichnosti obuchayushchegosya v usloviyah intellektualizacii ego deyatel'nosti. // Pedagogicheskaya informatika. 2017. № 2. S. 42-59. [In Rus].

• Savost'yanov V. O. Kriticheskij podhod k obrazovaniyu v rabotah brazil'skogo filosofa i pedagoga Paulu Frejre // Pedagogicheskij zhurnal. 2017. Tom 7. № 2A. S. 213-221 [Elektronnyj resurs]. URL: (http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2017-2/21-savostyanov.pdf). (data obrashcheniya: 09.05.2022). [In Rus].

• Frejre P. Pedagogika ugnetennyh. M.: Izdatel'stvo: Litagent Attikus. 2018. 300 s.

• Fuko M. Germenevtika sub"ekta. Kurs lekcij, prochitannyh v Kollezh de Frans v 1981-

1982 uchebnom godu. M.: iz-vo Nauka, 677 s. [Elektronnyj resursj. URL: https://filosoff. org/foucault/wp-content/uploads/sites/106/2015/ 11/fuko-mishel-germenevtika-subek-ta-filosoff.org_.pdf (data obrashcheniya: 09.05.2022). [In Rusj.

• Chigisheva O.P. U istokov «kriticheskoi gramotnosti»: teoreticheskie vozzreniya Paulu Freire v kontekste podgotovki sovremennyh issledovatelei // Gumanitarnye i social'nye nauki. 2018. № 6, s. 359-368. [In Rusj.

• About the OECD\'s Study on Social and Emotional Skills. [Elektronnyj resursj. URL: https://www.oecd.org/education/ceri/social-emotional-skills-study/about/ (data obrash-cheniya: 09.05.2022).

• Ross Collin, William Muth. Plurality (2020) Narratives, and Politics: What Hannah Arendt can Offer Critical Literacy Theory // The International Journal of Critical Pedagogy, 2020. Vol 11, № 1 P. 155-173 [Elektronnyj resursj. URL: http://libjournal.uncg.edu/ijcp/article/ view/1892 (data obrashcheniya: 09.05.2022).

• Why social and emotional skills matter in 21st century education (OECD TopClass Podcast) [Elektronnyj resursj. URL: https://soundcloud.com/oecdtopclasspodcast/ep-isode-10-why-social-and-emotional-skills-matter-in-21st-century-education (data ob-rashcheniya: 09.05.2022).

Информация об авторе

О. А. Французова — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии образования философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Information about the author

Olga А. Frantsuzova — PhD (History), Senior Lecturer of the Chair of Philosophy of Education, Lomonosov Moscow State University

Статья поступила в редакцию 25.01.2022; одобрена после рецензирования 02.03.2022; принята к публикации 05.03.2022.

The article was submitted 25.01.2022; approved after reviewing 02.03.2022; accepted for publication 05.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.