Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК СТРАН - ЛИДЕРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК СТРАН - ЛИДЕРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НАВЫКИ XXI ВЕКА / PISA / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ / ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюкова С.Е., Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Яковлева С.Г.

В статье анализируется, как использование результатов международных исследований, педагогических практик стран-лидеров позволяет сделать педагогический процесс более эффективным. Рассматриваются вопросы формирования и оценки функциональной грамотности с использованием опыта международных методических семинаров, проведенных совместно ОЭСР и ИСРО РАО по следующим темам: развитие навыков решения проблем, развитие креативного мышления, обучение в сотрудничестве, формирующее оценивание. Показаны возможности эффективного включения материалов семинаров в программы повышения квалификации с целью развития компетенций педагогов по формированию функциональной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюкова С.Е., Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Яковлева С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF PEDAGOGICAL PRACTICES OF INTERNATIONAL COMPARATIVE STUDIES COUNTRIES-LEADERS IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY

The article analyzes how knowledge of the results of international research, pedagogical practices of the leading countries makes it possible to increase efficiency of pedagogical process. The information on the formation and evaluation of functional literacy is presented on the basis of international methodological seminars held jointly by the OECD and ISRO RAO within the framework of several topics: the development of problem-solving skills, the development of creative thinking, learning in cooperation, formative assessment. The possibilities of effective use of seminar materials at advanced training courses in order to develop the competencies of teachers in the formation of functional literacy are shown.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК СТРАН - ЛИДЕРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ПРАКТИК СТРАН - ЛИДЕРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ

КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье анализируется, как использование результатов международных исследований, педагогических практик стран-лидеров позволяет сделать педагогический процесс более эффективным. Рассматриваются вопросы формирования и оценки функциональной грамотности с использованием опыта международных методических семинаров, проведенных совместно ОЭСР и ИСРО РАО по следующим темам: развитие навыков решения проблем, развитие креативного мышления, обучение в сотрудничестве, формирующее оценивание. Показаны возможности эффективного включения материалов семинаров в программы повышения квалификации с целью развития компетенций педагогов по формированию функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, навыки XXI века, PISA, образовательный процесс, педагогические практики, решение проблем, формирующее оценивание, коммуникация, сотрудничество, креативное мышление, повышение квалификации педагогов.

Как цитировать статью: Дюкова С. Е., Ковалева Г. С., Рутковская Е. Л., Яковлева С. Г. Использование педагогических практик стран — лидеров международных сравнительных исследований в повышении квалификации педагогов в контексте формирования функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 5 (79). С. 193-214.

С. Е. Дюкова

Научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва

E-mail: guver04@yandex.ru

Svetlana E. Dyukova

Researcher, Laboratory of Social and Humanitarian Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Г. С. Ковалева

Кандидат педагогических наук, заведующая Центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: galina_kovaleva_rao@ mail.ru

Galina S. Kovaleva PhD (Education), Head of the Education Quality Assessment Centre, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Е. Л. Рутковская

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: elena.rut@mail.ru

Elena L. Rutkovskaya

PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of Social and Humanitarian Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

С. Г. Яковлева

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», директор НП «Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л. В. Занкова», г. Москва E-mail:

svetlana.g.yakovleva@ gmail.com Svetlana G. Yakovleva

PhD (Education), Senior Researcher of the Education Quality Assessment Centre, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Head of the Association of Professionals Promoting the System of Developmental Education by L. V. Zankov, Moscow, Russia

Введение

Внедрение новых технологий и искусственного интеллекта, изменение запроса на формирование компетенций и навыков — эти процессы диктуют необходимость поиска педагогических подходов к формированию функциональной грамотности в контексте решения современных образовательных задач [3; 25]. По мнению А. Шляйхера, организатора международного исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), «.. .следующее поколение молодых граждан будет создавать рабочие места, а не искать их, и объединяться на пути всеобщего прогресса в усложняющемся мире. Это потребует от них любознательности, воображения, сочувствия, предприимчивости и стойкости, способности конструктивно подходить к неудачам и учиться на ошибках. Очевидно, что в мире, который требует постоянной адаптации и когнитивного роста со стороны учащихся, появляется необходимость создания потенциала и мотивации к непрерывному образованию» [12].

Международные сравнительные исследования качества образования в значительной степени ориентированы на оценку новых образовательных результатов. Исследование PISA с момента своего основания было направлено на оценку способности выпускников основной школы применять полученные знания по математике, чтению и естественным наукам для решения проблем реальной жизни, т.е. на оценку функциональной грамотности. В 2012 г. в это исследование была включена оценка финансовой грамотности, в 2015 г. появилось новое направление «Совместное решение проблем» [5; 18], а в 2018 г.— «Глобальная компетентность» [7; 22]. В следующем цикле PISA впервые будет оцениваться креативное мышление [15; 24; 26]. Критическое

отношение к информации, умение ее извлекать и адекватно использовать для различных целей является одним из фокусов исследования PIRLS (Международного исследования качества чтения и понимания текста). В исследовании TIMSS (Оценка качества математического и естественно-научного образования) в 2019 г. впервые введено направление «Решение проблем и проведение исследований» [16].

Как организовать учебный процесс, чем вооружить педагога, чтобы каждый ребенок овладел знаниями и умениями, необходимыми ему в жизни, был способен оценивать и планировать свою траекторию обучения, осознавал необходимость учиться на протяжении всей жизни? Решение этих вопросов приобретает все большую значимость в нашей стране.

Особую актуальность запросам учителей на поиск наиболее эффективных методических путей формирования функциональной грамотности придает обновленный ФГОС начального и основного общего образования.

Цель статьи — рассмотреть подходы к совершенствованию системы повышения квалификации педагогических кадров на основе опыта международных исследований и моделей проведения международных семинаров для педагогических работников, описать отдельные практики стран — лидеров международных исследований и возможности их использования в нашей стране.

Постановка проблемы статьи

Результаты международных исследований качества общего образования подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в переносе этих знаний в ситуации, приближенные к жизненным реалиям. Это свидетельствует о том, что функциональная грамотность целенаправленно не формируется в российских школах, и педагоги могут испытывать трудности в реализации данной задачи.

По мнению Андреаса Шляйхера и ведущих экспертов исследования PISA, «.вряд ли школьники захотят и будут учиться на протяжении всей жизни, если они не будут наблюдать, что их учителя активны в освоении нового и постоянно обучаются, готовы расширять горизонты и подвергать сомнению устоявшуюся мудрость своего времени» [12; 17].

В связи с этим встает вопрос подготовки и переподготовки педагогов, которые будут готовы к реализации новых задач, созданию активной

и поддерживающей образовательной среды, постоянному самосовершенствованию, отвечая на вызовы современности.

Опыт стран — лидеров международных исследований свидетельствует о том, что высоких результатов могут добиться учителя, обладающие не только всеми компетенциями, которые они хотят развить у учащихся, но и постоянно поднимающиеся над достигнутым уровнем и постоянно повышающие свою квалификацию [19; 20]. Неслучайно на семинарах для учителей, которые проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), представляют опыт стран-лидеров (например, Сингапура), стран с развитой системой повышения квалификации и высоким уровнем подготовки учителей.

Предметом рассмотрения данной статьи является использование и в содержании, и в формах обучения педагогов опыта стран — лидеров международных исследований с целью ориентации на организацию педагогического процесса, позволяющего обеспечить значимые для сегодняшнего дня образовательные достижения, связанные с развитием таких навыков, как сотрудничество, креативность, решение проблем, работа с информацией, формирующее оценивание.

Предлагаемые ниже подходы к совершенствованию системы повышения квалификации педагогических кадров учитывают опыт участия специалистов ИСРО РАО в международных сравнительных исследованиях, а также в организации курсов повышения квалификации, в том числе совместно с представителями ОЭСР.

Подходы к совершенствованию системы повышения квалификации педагогических кадров

Какие существуют педагогические практики, технологии, позволяющие педагогу увидеть, как создавать условия для формирования функциональной грамотности учащихся? Как дать возможность учителям прочувствовать и осознать результативность возможных изменений, чтобы принять и применять их? Эти вопросы способствовали разработке модели курсов, на которых активное участие педагога в повышении собственной квалификации является основным условием, где слушатель вовлечен в процесс «добывания знаний», где предполагается групповая и парная работа, тренинги, практикумы, решение проектных задач. Для проведения курсов в соответствии с данной моделью важным условием является атмосфера доверия, взаимодействия и сотрудничества.

Каким должен быть педагог, который может работать на будущее? В ходе семинаров, обсуждения с учителями на курсах повышения квалификации был создан «собирательный образ» учителя будущего. Педагоги считают, что учитель будущего — это человек, показывающий пример непрерывного образования, который постоянно узнает, ищет, преодолевает границы своего знания, импровизирует, созидает. Человек, который эмпатичен, толерантен, умеет вовлекать учащихся в совместную деятельность, учит их сотрудничать, принимать уникальность и ценность каждого, уважительно дает обратную связь и показывает учащимся, как можно оценивать уровень своего знания и незнания, умеет включать каждого в работу и мотивировать его на взятие ответственности за свои выборы.

Актуализированные на занятиях наблюдения и выводы учителей о значимых сторонах профессионального образа педагога и качествах педагогического коллектива школы трансформировались в определенный запрос на содержание учебных занятий на курсах повышения квалификации, проводимых ИСРО РАО.

При обновлении содержания и форм организации занятий по формированию функциональной грамотности были реализованы следующие подходы.

I. Педагогические условия проведения курсов:

1. Создание общей атмосферы творчества, доверия, взаимопонимания и развития.

2. Осознанность и личностная включенность каждого из участников.

3. Активное взаимодействие всех участников курсов; особая роль партнера и членов группы при групповой работе.

4. Изменение роли преподавателя (чуткий и внимательным организатор работы, помогающий каждому осознавать достижения, использующий разные приемы обратной связи и обучающий им участников курсов).

II. Условия организации образовательного процесса на курсах:

1. Включение в учебный план занятий на развитие навыков сотрудничества, решения проблем, креативности и формирующего оценивания.

2. Сочетание теории, методики и практики при реализации программы: анализ результатов международных и российских исследований; анализ ФГОС с целью соотнесения навыков XXI века и требований к подготовке обучающихся; анализ и разработка

учебных ситуаций и заданий, возможности их применения в образовательном процессе.

3. Использование в работе с педагогами эффективных приемов и технологий, применяемых в странах-лидерах.

4. Построение занятий на основе актуализации опыта учителей для анализа возможностей применения изученных технологий в образовательном процессе.

5. Активная деятельность каждого участника в рамках организованной преподавателем коллективной работы.

6. Рефлексия участников на каждом занятии и по итогам курсов.

7. Взаимосвязь всех занятий через формы организации взаимодействия педагогов.

8. Одновременное участие в работе курсов преподавателей разных предметов или обучение педагогического состава одного образовательного учреждения; объединение преподавателей через единую цель (формирование функциональной грамотности, навыков XXI века) и осваиваемые образовательные технологии.

III. Ожидаемые результаты:

1. Освоение приемов и технологий, направленных на формирование функциональной грамотности и навыков XXI века.

2. Умение применять освоенные приемы и технологии в образовательном процессе на разных этапах и с разными целями, в том числе для дальнейшего самообразования.

В связи с тем, что основой совершенствования курсов повышения квалификации ИСРО РАО был опыт участия специалистов института в семинарах ОЭСР, приведем краткую информацию об этих семинарах.

Семинары ОЭСР

В ноябре 2019 г. в четырех городах России (Москва, Казань, Санкт-Петербург, Новосибирск) состоялись международные методические семинары «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» для представителей региональных органов управления образованием, организаций повышения квалификации, директоров образовательных организаций, учителей. В семинарах приняли участие 888 человек из 75 регионов страны. Обучение проводили специалисты ОЭСР, ведущие международные эксперты в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся (Сингапур) и учителя

из России. (Подробно с содержанием семинаров можно познакомиться на сайте Сетевого комплекса взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» / Конференции, семинары, форумы [10].)

Программа двухдневного семинара включала работу в четырех тематических секциях: «Решение проблем», «Креативность», «Сотрудничество» и «Формирующее оценивание». Все участники семинара делились на четыре группы, в среднем по 50 человек. Каждая группа в течение двух дней последовательно работала в каждой из четырех тематических секций. Работа каждой тематической секции включала установочные лекции, групповую работу, тренинги, текущую и итоговую рефлексию. Первый день семинара открывала установочная общая часть. Далее следовала практическая работа в двух тематических секциях и рефлексивная часть по итогам первого дня, содержащая уточняющие комментарии к общим приемам. Второй день включал практическую работу в двух других тематических секциях для каждого участника и рефлексивную часть по итогам всего семинара.

Особый интерес для разработки новых подходов организации повышения квалификации педагогов представляла методическая составляющая семинаров.

Важной особенностью процесса обучения на семинаре являлась осознанность и личностная включенность каждого участника, что достигалось за счет использования активных форм работы. Создавались проблемные ситуации, задавались проблемные вопросы, осуществлялась работа в зоне ближайшего развития. Были даны практические рекомендации по перестройке образовательного процесса в логике формирования функциональной грамотности.

В ходе каждого этапа семинара участников подводили к пониманию того, для чего обсуждаемые вопросы нужны ему как человеку и как педагогу, как он может использовать полученные знания и умения в своей деятельности. Участники были погружены в атмосферу доверия, взаимопонимания и развития, одновременно осваивая акцентируемые ведущими приемы ее создания.

Формат тренинга и групповой работы, успешно реализованный на семинарах, не только демонстрировал роль деятельностного подхода в обучении, но и реально включал всех участников в активную работу. Хотя группы были многочисленны, каждый был активно задействован.

Все семинары проводились в логике единого педагогического процесса: приемы, освоенные на одной секции, включались на новом уровне и ином содержании в работу другой секции.

Работа в каждой секции велась в подгруппах по 4 человека. Ведущие в начале занятия знакомили с приемами коммуникации, используемыми на семинаре. Все участники начинали работу со знакомства (также были представлены приемы, которые можно использовать в работе с детьми или с педагогами на курсах повышения квалификации), были показаны приемы организации групповой деятельности, которые использовались на всех секциях. Все погружались в среду формирования функциональной грамотности, обеспечивающую понимание того, что работает на научение детей «учись учиться».

Работу каждой секции вели теоретик-разработчик концептуальных подходов, методист и учитель-практик. Начиналась работа каждой секции с интерактивной лекции, основанной на материалах международных сравнительных исследований по проблеме секции (теоретическая часть). Затем два часа тренинга, включающего работу в группах; обмен мнениями групп в контексте прорабатываемых вопросов; мини-рефлексия после использования каждого приема.

Приведем примеры приемов рефлексии, реализованных в ходе семинаров.

1. Напишите продолжение высказывания и обсудите его в группе.

Раньше я думал(а), что Теперь я думаю, что_

2. Закончите фразы и обсудите их в группе.

Как я буду использовать_______(название приема)

на своих занятиях?

Тема (предмет, класс)_

3. Завершите занятие на «три, два, один — финиш!»

Три момента: полезная информация, которую я узнал(а), за эти два дня.

Два приема, которые я сразу начну применять.

Один вопрос, который у меня остался.

Последний прием применим и для рефлексии по уроку, и для обобщения по теме, и для мозгового штурма в группе, и как выход на новый

этап деятельности.

Важными были все этапы рефлексии, в том числе итоговая, обеспечивающая ответ на вопрос, как применить полученные знания и информацию для обучения детей и самого себя.

Практики и технологии, которые предлагались, приводили к синер-гетическому эффекту [10]: участники получали понимание, что нужно преобразовать в школьной практике, чтобы выйти на достижение новых образовательных результатов.

Занятия всех секций строились как единое целое. По итогам семинара у участника «собирался» арсенал приемов и технологий, появлялось осознание того, как их применять в учебной деятельности, складывалась уверенность в том, что освоенное может быть использовано в учебной и внеучебной деятельности, а не привязано к конкретному предмету. Это набор практик, который позволяет включать учащихся в учебную деятельность и формировать функциональную грамотность.

При подведении итогов семинаров его участники подчеркнули важность особого формата обучения, направленного на взаимодействие, открытие нового и осознание собственного опыта. Они отметили единство представленных образовательных практик стран — лидеров международных исследований и отечественных образовательных подходов. Приведем несколько высказываний участников семинаров: «<Нам ярко показали известные аспекты педагогической деятельности, они заиграли новыми красками»; «Конечно же, есть новое, технологичное, и есть то, что взято из российской педагогики и психологии»; «Следуя идеям Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, делались акценты на работу в зоне ближайшего развития, на деятельностный подход»; «Мы делаем так, а это интересный ракурс, замечательный прием, я это точно буду использовать».

Особое мнение высказали члены коллектива одной образовательной организации, которые совместно обучались на курсах. Они отметили важность совместного обучения для более эффективной дальнейшей совместной работы по формированию функциональной грамотности. Они познакомились с возможностями разных предметов по формированию функциональной грамотности, увидели потенциал друг друга.

Эффективность организации курсов с использованием новых подходов, основанных на активном взаимодействии участников, на коллективном обсуждении российских педагогических практик и практик стран,

добившихся высоких результатов в международных исследованиях, была отмечена многими педагогами. Такой формат организации занятий отвечает вызовам времени и способствует развитию имеющихся у учителя возможностей для подготовки школьников к жизни.

Обновление содержания и методики проведения курсов повышения квалификации ИСРО РАО

Проведенные совместно с ОЭСР семинары послужили основой для обновления модели занятий на курсах повышения квалификации педагогов по функциональной грамотности, проводимых сотрудниками ИСРО РАО с использованием банка заданий, разрабатываемого в институте [2; 10]. Основная особенность проведения курсов — деятельностный подход и познавательная активность участников. Содержание и форма проведения занятий приобретают неразрывную связь. Обсуждение опыта каждого участника, совместный анализ возможностей и эффективности применения изучаемых педагогических технологий становятся интерактивными элементы содержания.

Показательно, что в методическом обновлении участвовали и сами слушатели, отметившие, что важным элементом в достижении качественных образовательных результатов является взаимодействие педагогов (в условиях образовательной организации — в педагогическом коллективе), ставящих задачу формирования функциональной грамотности при совместно разработанном общем подходе. Он подразумевает единство системы требований и предъявлений, приемов и технологий для развития функциональной грамотности. Для педагогов нужна работа в команде, совместное обучение и продвижение вперед для достижения единого результата.

На курсах повышения квалификации была создана ситуация, в ходе которой слушатели анализировали, в чем может проявляться та или иная проблема российских школьников, выявленная международными исследованиями. Затем участникам курсов задавали вопрос, знакомы ли они с приемами решения данных проблем, т.е. в основу методики проведения занятий были положены актуализация и привлечение опыта самих учителей — участников курсов.

На одном из занятий слушатели сделали открытие, которое, казалось бы, лежит на поверхности. Без читательской грамотности невозможно говорить о функциональной грамотности в целом, поскольку читательская

грамотность — залог результативной работы с информацией. Предметом обсуждения стали дефициты читательской грамотности учащихся и их причины. Опираясь на анализ материалов исследований РШЬБ, отраженный в лекции М. И. Кузнецовой, ведущего научного сотрудника лаборатории начального образования ИСРО РАО, слушатели отметили, что данная область является ключевой, интегрирующей, метапредметной [8]. Знать трудности, возникающие у учащихся, и способы их преодоления важно не только филологу, а каждому педагогу-предметнику.

Умеют ли дети читать учебное задание? Вчитываются ли в инструкцию? Принимают ли учебную задачу? При каких условиях обнаруживаются трудности, связанные с этим? Каковы возможные приемы и методы преодоления возникающих трудностей?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуализированный слушателями собственный опыт становился мотивирующим основанием привлечения материалов [2; 10], в том числе свидетельствующих о таких дефицитах в контексте читательской грамотности, как:

1. Трудности в разграничении того, что было известно до прочтения соответствующего текста, и того, что стало известно после его прочтения.

2. Отсутствие умения концентрироваться на информации и уделять внимание деталям (цифрам, фактам).

3. Затруднения при формулировании объяснений, опирающихся на текст.

4. Сложности с выполнением заданий, содержащих несколько «под-вопросов», т.е. требующих многокомпонентного ответа.

5. Трудности в удерживании информации, важной для ответа на несколько «подвопросов».

В ходе организованного обсуждения педагоги приходили к выводу о том, что названные трудности мешают учащимся не только овладеть предметным содержанием, но и выстраивать межпредметные связи, выходить на уровень обобщения и интеграции, овладевать разными видами функциональной грамотности. Участники курсов подходили к осознанию того, что первый шаг в работе с любым учебным заданием — адекватное представление задачи, понимание и принятие информации, вычленение проблемы, выявление составляющих ее частей, реагирование на то, что требует ситуация. И только на следующем шаге происходит использование имеющихся знаний для решения задачи.

Одной из важных содержательных составляющих курсовых заня-

тий стала разработка учебных ситуаций и заданий, которые помогают научить детей действовать в жизненных ситуациях, т.е. способствуют формированию функциональной грамотности; научение педагогов понимать отличие таких заданий от заданий, направленных на освоение содержания предмета; отбор и предъявление педагогам технологий, позволяющих замотивировать ученика на удержание внимания и выполнение задания, включить в учебное сотрудничество и помочь ему прийти к качественному, а не формальному результату; технологий, помогающих учащемуся осознать задачу, способ ее решения, а педагогу — организовывать формирующее оценивание, проводимое для развития учащихся.

В курсовую подготовку решено было включить освоение педагогических практик стран-лидеров. В рамках статьи коснемся лишь некоторых составляющих материала семинаров, который мы трансформировали для своих курсов.

Обучение в сотрудничестве

На курсах участники знакомятся с результатами международных исследований о связи позитивного отношения учащихся к работе в команде с высокой успешностью в решении проблем в сотрудничестве [5; 10; 11; 23], о связи между сотрудничеством учителей образовательной организации и эффективностью их работы. Сотрудничество учителей — важный ресурс повышения качества образования, перспективное и важное направление совершенствования системы повышения квалификации педагогов [10]. Осознание необходимости сотрудничества друг с другом — один из важных выводов педагогов, сделанных по результатам обучения на курсах.

Педагогу важно организовать сотрудничество так, чтобы все школьники были вовлечены в работу, но формы организации такой работы иногда сложно подобрать. На курсах рассматриваются различные технологии, включая и технологии сингапурских учителей. Для них характерна четкая организация взаимодействия всех участников образовательного процесса за счет использовании алгоритмов обучения работе в команде и создания условий для этого. Важнейшую роль играет учащийся-партнер, он становится ключевой фигурой при таком процессе обучения, а учитель направляет и координирует школьников. Многие сингапурские приемы были продемонстрированы и использованы для

организации работы учителей на курсах повышения квалификации (подробнее см. [10]).

Для использования таких приемов нужно обрести иной взгляд на планирование учебного процесса. Это не противоречит российским традициям, а тесно связано с ними (развивающее обучение, педагогика сотрудничества). Участники курсов отметили современность предложенных приемов, большие потенциальные возможности их использования при формировании функциональной грамотности.

Решение проблем

На курсах педагоги знакомились с понятием проблемы, с навыками, которые необходимо иметь для ее решения. Проблемы — это ситуации, не имеющие очевидного решения. Участники определяли различия между упражнением на закрепление изученного материала и комплексным заданием на решение проблем. Под «упражнением» понимался большой класс заданий, наиболее часто используемых в образовательном процессе. Педагоги обсуждали вопросы в группах, а затем группы обменивались мнениями для поиска ответа.

Упражнение Решение проблем

Обычно имеет решение (заранее определенное решение) Обычно (являются сложно структурированными заданиями, предсказуемого ответа нет)

Обычно имеет выполнения (хорошо известный способ решения — алгоритм, формулу) Обычно имеет выполнения (несколько вариантов решений, каждый раз нужно искать новый вариант)

Обычно является заданием (единичным) Обычно имеет процесс решения (сложный, поэтапный)

Умение использовать знания для решения проблем — проявление функциональной грамотности. Участники курсов знакомились с приемами, которые можно использовать при решении проблем (креативность, лестница абстракций и т.п. [6; 10]); применяли их; делали вывод о важности развития креативного и критического мышления для формирования умения решать проблемы. Педагоги обменивались мнениями о возможности использования приемов на уроках по разным

предметам или во внеурочной деятельности. Учителя воспринимали эти приемы как инструмент, который может помочь ученикам выдвигать креативные идеи, систематизировать знания для определенной цели, научиться учиться.

Развитие креативности

По данным международных исследований, 59% креативности подавляется системой образования. Этим фактом предваряется серия вопросов, открывающих занятия по развитию креативности.

Может ли школа научить креативности? От кого зависит, развивается ли креативное мышление у учащихся? Что может сделать учитель? [15; 23; 26; 27].

Главная задача — развить понимание того, что креативное мышление — основа появления нового знания и новых идей, что привычку мыслить креативно необходимо прививать, что способность учащегося к креативному мышлению нужно формировать [1; 6; 9]. В ходе занятий отмечается, что эту способность невозможно сформировать на специальном уроке, проводимом раз в неделю. Делается акцент на важности целенаправленного создания условий креативного решения учебных и возникающих в жизни практических задач. Важно обеспечивать возможности применения метапредметных умений и межпредметных связей. Важно, чтобы педагог осознал, что формировать креативное мышление можно и нужно у каждого ребенка, что развитие такого мышления значимо для развития функциональной грамотности в целом.

Рассмотрим некоторые аспекты выявления особенностей креативного мышления и его формирования на примере задания, основанного на методике Дж. Гилфорда «Измерение креативности» [4].

Слушатели получают по листу, на котором начерчено 25 кругов.

Задание. Нарисуйте что-то, используя каждый круг. Постарайтесь превратить каждый круг во что-то новое. У вас есть 2 минуты.

Уточнение задания. НЕЛЬЗЯ круги объединять, например из трех нарисовать снеговика или из 9 кругов клавиатуру телефона с цифрами.

Выполнение и анализ

По истечении 2 минут выполнение задания анализируется по четырем основным характеристикам (качествам) дивергентного мышления.

1. Беглость (способность быстро формулировать несколько идей и решений) — количество рисунков. Сколько у вас рисунков? У кого в группе наибольшее количество рисунков на листе?

2. Гибкость (способность одновременно обдумывать различные способы решения проблемы) — количество типов рисунков, например лица, животные, еда. У кого большее количество категорий в группе? Какие категории есть в вашей группе?

3. Проработанность (способность обдумывать детали идеи, находить их воплощение — количество деталей в рисунке, тщательность проработанности рисунков. Выберите 5 самых проработанных рисунков в команде. Проверьте, у кого наибольшее количество рисунков, выполненных таким образом.

4. Оригинальность (способность формулировать идеи, которые не приходят в голову другим) — количество нестандартных изображений.

Эти характеристики прорабатываются последовательно с помощью ряда вопросов и заданий.

Первая характеристика — беглость. Сколько удалось нарисовать за это время? Кто в группе быстро придумал много идей? Можно ли сказать, что этот человек самый креативный? Почему? А какая у него наиболее сильная сторона? Посмотрите, как представлены в группе разные идеи. Сравните их с собственными.

Вторая характеристика — гибкость. Лица, часы, смайлики с разным выражением, приготовленная пища, цветы и т.п.— сколько категорий получилось у каждого? У кого больше всего? Сколько категорий у группы? Совпадает ли у кого-то лидирующее положение по параметру беглости и гибкости? (Чаще всего — да, потому что из большего количества идей можно получить большее количество категорий.) Беглость свидетельствует об умении генерировать идеи, но если мы их быстро набрасываем, могут ли они быть хорошо проработанными? Почему?

Третья характеристика — проработанность. Рассмотрите, кто лучше, тщательнее, детальнее прорисовал свои рисунки. Сколько у этого человека идей по сравнению с остальными? Почему? Сколько нужно времени на тщательное исполнение?

Четвертая характеристика — оригинальность (нестандартность). Определите самое нестандартное, оригинальное воплощение идеи. Можно ли за короткий промежуток времени представить тщательно выполненную работу? А предложить много вариантов идей? Для чего нужны эти знания о себе? Для чего нужны эти знания об учащихся? (Можно работать над дефицитами и учиться тому, что пока не получается. А задавая ученикам то или иное задание, можно представлять,

сколько нужно времени для его выполнения).

Если объединить все неповторяющиеся идеи в группе, очевиден будет синергетический эффект мозгового штурма, а дальше — в зависимости от учебной задачи — возможно брать нужное и тщательно дорабатывать. В дальнейшем можно, используя пространство класса, вывесить таблички со словами беглость, гибкость, проработанность, оригинальность и, приступая к выполнению отдельных заданий, делать акцент на то, что важно в работе в данный момент. К примеру, обращая внимание на важность беглости и гибкости, уместно попросить найти как можно больше способов решения задачи, как можно больше средств художественной выразительности в конкретном тексте, привести примеры, придумать темы для сочинения и т.п. Эти умения важны для мозгового штурма. Если акцент делается на оригинальность и разработанность идеи, следует обратить внимание учащихся на необходимость поиска оригинального и качественного способа выполнения. Например, как можно вторично использовать пластиковые бутылки, как можно по-разному оформить эмблему класса, как можно закончить историю по ее началу и т.п.

Участники курсов выполняют задания, адресованные детям: они проходят путь, которым идут учащиеся. Что нужно сделать? Как оформить ответ? Сколько суждений достаточно записать? Какие бы вы задали вопросы учащимся, чтобы они прочувствовали структуру задания? Педагоги в ходе обучения отвечают на подобные вопросы и обсуждают их в группе.

В ходе занятий педагоги приходят к осознанию важности умения определять, какие задания и учебные ситуации предлагать детям в учебной деятельности для развития креативного мышления. Они убеждаются, что сначала необходимо организовать работу по формированию креативного мышления и только затем его оценивать; что важно различать задания, которые используются для формирования и для оценки. Участники курсов приходят к пониманию важности научить ученика вчитываться в каждое слово в легенде задания, осознавать, как устроено задание, что является ключевым в формулировке, что необходимо выполнить, как оформить свой ответ. На конкретных примерах прослеживают связь креативности с читательской грамотностью и универсальными учебными действиями (познавательными и регулятивными).

Формирующее оценивание

На курсах ИСРО РАО так же, как и на семинарах ОЭСР, отдельной темой было выделено формирующее оценивание [13; 14; 21]. Один только этот факт способствовал новому взгляду участников на возможности оценивания образовательных результатов и на те стороны оценки, которые зачастую остаются на периферии учительского сознания. Речь идет об обучающих функциях оценивания и о таких заданиях, которые ориентированы на формирование функциональной грамотности в ее различных направлениях: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, креативного мышления и глобальных компетенций. Все эти направления представлены отдельными модулями в программе курсов, а создаваемые в их рамках задания положены в основу практических занятий. В методику этих занятий включены погружение в концептуальные подходы к разработке формирующих заданий, их контекстного содержания, акцентирующего проблему, требующую решения, схем их оценивания с системно выстроенными критериями, уровневой представленности заданий, рассчитанной на учащихся с разным уровнем функциональной грамотности и дающих возможность их продвижения от уровня к уровню.

Основным материалом для занятий становятся комплексные задания, разработанные сотрудниками института с целью создания национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности учащихся. Учебно-методические материалы, рекомендуемые слушателям для изучения, включают в себя открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-х — 9-х классов и методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров [2].

Заключение

Результаты международных сравнительных исследований качества образования, модели семинаров повышения квалификации педагогов, используемые специалистами ОЭСР, позволили выявить и предложить для реализации на курсах по формированию функциональной грамотности ИСРО РАО новые подходы к содержанию и методике работы со слушателями. Анализ первых результатов применения новых подходов позволил сделать следующие выводы о возможных путях повышения

эффективности курсов для подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности и развитию навыков XXI века.

1. В систему педагогического образования необходимо включить занятия на обучение в сотрудничестве, развитие навыков решения проблем, развитие креативности, формирующее оценивание и работу с информацией. Это создает основу для качественных изменений работы учителей, прошедших курсовую подготовку.

2. В содержании работы курсов необходимо гармоничное сочетание теории, методики и практики, базирующихся на концепциях и результатах международных исследований качества образования.

3. На занятиях с педагогами целесообразно использовать приемы и технологии, применяемые в образовательных организациях стран-лидеров, эффективные для школьной практики.

4. При организации занятий важно обеспечивать каждому слушателю позицию активного участника, влияющего на ход и результат занятий; организовывать работу в парах или группах, обеспечивая возможность представлять результаты своей деятельности.

5. Преподавателям курсов желательно обладать умением моде-рировать работу групп, задавать вопросы, работать в режиме лекции, тренинга, практикума, разбирать возникшие по ходу занятий ситуации, использовать разные приемы обратной связи и рефлексии; обладать компетенциями эмпатичного слушания.

6. При представлении опыта педагогических практик, приемов и технологий в комментариях преподавателей необходимы методические акценты — прояснение того, для чего тот или иной прием может быть использован, приведение примеров из школьной практики. (Если у ведущего задача показать за короткий срок максимум приемов (экспресс-семинар), важно подчеркнуть, что все эти приемы не для одного урока и не для каждого урока, и представлены сжато именно по причине дефицита времени.)

7. В контексте развития функциональной грамотности важно обучение педагогических работников из одной образовательной организации. Подготовка, переподготовка, консультирование, организация работы педагогических объединений внутри школы и межшкольное (сетевое) взаимодействие обеспечивают понимание педагогами, что такое функциональная грамотность и навыки XXI века, как организовывать урок, какие задания этому

способствуют, что из зарекомендовавших себя международных практик может включаться в учебный процесс.

8. Выстраивание работы курсов повышения квалификации с учетом изменений запросов российского образования, несомненно, будет отвечать потребностям всех участников образовательного процесса и окажет помощь педагогам по реализации требований ФГОС.

Статья выполнена по результатам государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-05 на 2020 год «Научно-методическое сопровождение подготовки, проведения и анализа результатов сравнительных международных исследований, в том числе PISA, TIMSS, PIRLS», а также в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-21-01 на 2021 год «Методическое сопровождение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе».

Литература

1. Авдеенко Н. А., Демидова М. Ю., Ковалева Г. С. и др. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 124-145.

2. Банк заданий. Сетевой комплексинформационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» [Электронный ресурс]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ (дата обращения: 20.07.2021).

3. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13-33.

4. Дружинин В. Н. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса [Электронный ресурс]. URL: https://psy.wikireading.ru/2437 (дата обращения: 15.07.2021).

5. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. Открытие результатов международного исследования PISA-2015 по направлению «Совместное решение проблем»: вебинар [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/veb/pisa_vebinar.html (дата обращения: 26.08.2021).

6. Ковалева Г. С., Логинова О. Б., Авдеенко Н. А. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Вып. 1: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под. ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.; Спб.: Просвещение, 2020. 126 с.

7. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. «Глобальные компетенции» и образовательный процесс: что изменяется в деятельности школы и учителя? // Преподавание истории и обществознания в школе. 2021. № 5. С. 39-42.

8. Кузнецова М. И. Международное сравнительное исследование PIRLS: возможности использования результатов для совершенствования читательской грамотности российских младших школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 2 (66). С. 18-28.

9. Логинова О. Б., Авдеенко Н. А., Яковлева С. Г. и др. Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Креативное мышление: первые результаты // Отечественная

и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 132-154.

10. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». ОЭСР // Институт стратегии развития образования Российской академии образования [Электронный ресурс]. URL: http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/oesr/ (дата обращения: 29.07.2021).

11. Фитцпатрик М. Стратегии обучения в сотрудничестве. Как учителя могут создавать условия, благоприятствующие совместному обучению? [Электронный ресурс]. URL: http://skiv. instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/oesr/obuchenie-v-sotrudnichestve.php (дата обращения 25.08.2021).

12. Шляйхер А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? М.: Национальное образование, 2018. 336 с.

13. Formative Assessment Resources. Implementing Formative Assessment Practice [Электронный ресурс]. URL: http://www.formativeassessmentpractice.org/resources/ (дата обращения: 29.07.2021).

14. Getting Started with Assessment for Learning // Cambridge Assessment International Education [Электронный ресурс]. URL: https://cambridge-community.org.uk/professional-development/gswafl/ index.html (дата обращения: 29.06.2021).

15. Lucas B., Spencer E. Teaching Creative Thinking: Developing Learners Who Generate Ideas and Can Think Critically. Crown House Publishing Ltd., 2017. 216 p.

16. TIMSS 2019 Assessment Frameworks / Mullis I. V. S., Martin M. O. (Eds.) // IEA. TIMSS & PIRLS International Study Center. Boston College [Электронный ресурс]. URL: http://timssandpirls. bc.edu/timss2019/frameworks/ (дата обращения: 29.10.2021).

17. TALIS 2018 Results (Volume I): Teachers and School Leaders as Lifelong Learners // OECDiLibrary. DOI: https://doi.org/10.1787/1d0bc92a-en.

18. PISA 2015 Results (Volume V): Collaborative Problem Solving // OECDiLibrary. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264285521-7-en.

19. PISA 2015 Results (Volume II): Policies and Practices for Successful Schools // OECDiLibrary. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264267510-en.

20. Synergies for Better Learning: An International Perspective on Evaluation and Assessment. OECD Reviews of Evaluation and Assessment in Education // OECDiLibrary. DOI: https://doi. org/10.1787/9789264190658-en.

21. Formative Assessment: Improving Learning in Secondary Classrooms // OECDiLibrary. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264007413-en.

22. PISA 2018 Results (Volume VI): Are Students Ready to Thrive in an Interconnected World? // OECDiLibrary. DOI: https://doi.org/10.1787/d5f68679-en.

23. PISA 2012 Results: Creative Problem Solving: Students' Skills in Tackling Real-Life Problems (Volume V) // OECDiLibrary. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264208070-en.

24. PISA 2022 Creative Thinking Framework (draft) [Электронный ресурс]. URL: https://www. oecd.org/pisa/publications/PISA-2021-creative-thinking-framework.pdf (дата обращения: 31.08.2021).

25. Riad N. Education for Life // Finance & Development. 2017. Vol. 54, No. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2017/06/riad.htm (дата обращения: 29.07.2021).

26. Vincent-Lancrini S., Gonzalez-Sanchoi C., Bouckaerti M., et al. Fostering Students' Creativity and Critical Thinking: What it Means in School. Educational Research and Innovation // OECDiLibrary. DOI: https://doi.org/10.1787/62212c37-en.

27. Vincent-Lancrin S., Urgel J., Kar S., et al. Measuring Innovation in Education 2019: What Has Changed in the Classroom? Educational Research and Innovation // OECDiLibrary. DOI: https://doi. org/10.1787/9789264311671-en.

THE USAGE OF PEDAGOGICAL PRACTICES OF INTERNATIONAL COMPARATIVE STUDIES COUNTRIES-LEADERS IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY

Abstract: The article analyzes how knowledge of the results of international research, pedagogical practices of the leading countries makes it possible to increase efficiency of pedagogical process. The information on the formation and evaluation of functional literacy is presented on the basis of international methodological seminars held jointly by the OECD and ISRO RAO within the framework of several topics: the development of problem-solving skills, the development of creative thinking, learning in cooperation, formative assessment. The possibilities of effective use of seminar materials at advanced training courses in order to develop the competencies of teachers in the formation of functional literacy are shown.

Keywords: functional literacy, skills of the XXI century, PISA, educational process, pedagogical practices, problem solving, formative assessment, communication and cooperation, creative thinking, professional development of teachers.

References

• Avdeenko N. A., Demidova M. Yu., Kovaleva G. S. i dr. Osnovnye podhody k ocenke kreativno-go myshleniya v ramkah proekta «Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti» // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 124-145. [In Rus].

• Bank zadanij. Setevoj kompleks informacionnogo vzaimodejstviya sub"ektov Rossijskoj Federacii v proekte «Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti uchashchihsya» [Elektronnyj resurs]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ (data obrashcheniya: 20.07.2021). [In Rus].

• Basyuk V. S., Kovaleva G. S. Innovacionnyj proekt Ministerstva prosveshcheniya Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti»: osnovnye napravleniya i pervye rezul'taty // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 13-33. [In Rus].

• Druzhinin V. N. Koncepciya kreativnosti Dzh. Gilforda i E. P. Torrensa [Elektronnyj resurs]. URL: https://psy.wikireading.ru/2437 (data obrashcheniya: 15.07.2021). [In Rus].

• Fitcpatrik M. Strategii obucheniya v sotrudnichestve. Kak uchitelya mogut sozdavat' usloviya, blago-priyatstvuyushchie sovmestnomu obucheniyu? [Elektronnyj resurs]. URL: http://skiv.instrao.ru/ content/board1/konferentsii-seminary-forumy/oesr/obuchenie-v-sotrudnichestve.php (data obrash-cheniya 25.08.2021). [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Formative Assessment: Improving Learning in Secondary Classrooms // OECDiLibrary. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264007413-en.

• Formative Assessment Resources. Implementing Formative Assessment Practice [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.formativeassessmentpractice.org/resources/ (data obrashcheniya: 29.07.2021).

• Getting started with Assessment for Learning // Cambridge Assessment International Education [Elektronnyj resurs]. URL: https://cambridge-community.org.uk/professional-development/gswafl/ index.html (data obrashcheniya: 29.06.2021).

• Kovaleva G. S., Loginova O. B. Otkrytie rezul'tatov mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2015 po napravleniyu «Sovmestnoe reshenie problem»: vebinar [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.cen-teroko.ru/veb/pisa_vebinar.html (data obrashcheniya: 26.08.2021). [In Rus].

• Kovaleva G. S., Loginova O. B., Avdeenko N. A. i dr. Kreativnoe myshlenie. Sbornik etalonnyh zadanij. Vyp. 1: ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizacij / pod. red. G. S. Kovalevoj, O. B. Loginovoj. M.; Spb.: Prosveshchenie, 2020. 126 s. [In Rus].

• Koval' T. V., Dyukova S. E. «Global'nye kompetencii» i obrazovatel'nyj process: chto izmenyaetsya v deyatel'nosti shkoly i uchitelya? // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2021. № 5. S. 39-42. [In Rus].

• Kuznecova M. I. Mezhdunarodnoe sravnitel'noe issledovanie PIRLS: vozmozhnosti ispol'zovaniya rezul'tatov dlya sovershenstvovaniya chitatel'skoj gramotnosti rossijskih mladshih shkol'nikov // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. T. 1, № 2 (66). S. 18-28. [In Rus].

• Loginova O. B., Avdeenko N. A., Yakovleva S. G. i dr. Proekt «Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti». Kreativnoe myshlenie: pervye rezul'taty // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. T. 2, № 2 (70). S. 132-154. [In Rus].

• Lucas B., Spencer E. Teaching Creative Thinking: Developing Learners Who Generate Ideas and Can Think Critically. Crown House Publishing Ltd., 2017. 216 p.

• PISA 2012 Results: Creative Problem Solving: Students' Skills in Tackling Real-Life Problems (Volume V) // OECDiLibrary. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264208070-en.

• PISA 2015 Results (Volume II): Policies and Practices for Successful Schools // OECDiLibrary. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264267510-en.

• PISA 2015 Results (Volume V): Collaborative Problem Solving // OECDiLibrary. DOI: https://doi. org/10.1787/9789264285521-7-en.

• PISA 2018 Results (Volume VI): Are Students Ready to Thrive in an Interconnected World? // OECDiLibrary. DOI: https://doi.org/10.1787/d5f68679-en.

• PISA 2022 Creative Thinking Framework (draft) [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.oecd.org/ pisa/publications/PISA-2021-creative-thinking-framework.pdf (data obrashcheniya: 31.08.2021).

• Riad N. Education for Life // Finance & Development. 2017. Vol. 54, No. 2 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2017/06/riad.htm (data obrashcheniya: 29.07.2021).

• Setevoj kompleks informacionnogo vzaimodejstviya sub"ektov Rossijskoj Federacii v proekte «Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti uchashchihsya». OESR // Institut strategii raz-vitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://skiv.instrao. ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/oesr/ (data obrashcheniya: 29.07.2021). [In Rus].

• Shlyajher A. Obrazovanie mirovogo urovnya. Kak vystroit' shkol'nuyu sistemu XXI veka? M.: Nacional'noe obrazovanie, 2018. 336 s. [In Rus].

• Synergies for Better Learning: An International Perspective on Evaluation and Assessment. OECD Reviews of Evaluation and Assessment in Education // OECDiLibrary. DOI: https://doi. org/10.1787/9789264190658-en.

• TALIS 2018 Results (Volume I): Teachers and School Leaders as Lifelong Learners // OECDiLibrary. DOI: https://doi.org/10.1787/1d0bc92a-en.

• TIMSS 2019 Assessment Frameworks / Mullis I. V. S., Martin M. O. (Eds.) // IEA. TIMSS & PIRLS International Study Center. Boston College [Elektronnyj resurs]. URL: http://timssandpirls.bc.edu/ timss2019/frameworks/ (data obrashcheniya: 29.10.2021).

• Vincent-Lancrin S., Urgel J., Kar S., et al. Measuring Innovation in Education 2019: What Has Changed in the Classroom? Educational Research and Innovation // OECDiLibrary. DOI: https://doi. org/10.1787/9789264311671-en.

• Vincent-Lancrini S., Gonzalez-Sanchoi C., Bouckaerti M., et al. Fostering Students\' Creativity and Critical Thinking: What it Means in School. Educational Research and Innovation // OECDiLibrary. DOI: https://doi.org/10.1787/62212c37-en.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.