Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЕ «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА «МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»'

НАПРАВЛЕНИЕ «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА «МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PISA / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КОГНИТИВНЫЕ УМЕНИЯ / УМЕНИЕ ПРИВОДИТЬ АРГУМЕНТЫ / FUNCTIONAL LITERACY / GLOBAL COMPETENCE / EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / COGNITIVE SKILLS / ABILITY TO ARGUE / GIVE ARGUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Т. В., Дюкова С. Е., Садовщикова О. И.

Авторы анализируют результаты оценивания сформированности глобальной компетентности учащихся 5-х - 9-х классов (2019-2020 гг.). В фокусе проведенного исследования находится динамика формирования группы когнитивных умений, включенных в концептуальную рамку глобальной компетентности. В статье показана методология и обоснованы возможности сравнения результатов, полученных на основе разработанного инструментария (ситуаций и заданий, учитывающих требования ФГОС основного общего образования и подходы международного исследования качества образования PISA). Интерпретация полученных результатов затрагивает а) проблему содержания - знаниевой составляющей такого направления функциональной грамотности, как «глобальные компетенции», а именно знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий; б) проблему формирования и предъявления когнитивных умений при возрастании сложности содержательного компонента (на примере умения оценивать информацию); в) проблему определения уровня сложности заданий по формированию и оценке глобальной компетентности школьников. Авторы рассматривают дефициты формирования когнитивных умений как потенциальные возможности для повышения качества образования учащихся в основной школе; акцентируют значение метапредметного подхода при формировании глобальной компетентности учащихся 5-х - 9-х классов. Статья содержит примеры заданий, направленных на формирование и оценку умения приводить аргументы, примеры ответов учащихся и рекомендации по формированию указанного умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«GLOBAL COMPETENCE»: ANALYSIS OF THE RESULT OF FUNCTIONAL LITERACY MONITORING

The authors analyze the results of assessing the formation of the global competence of students, obtained during the monitoring of the functional literacy of students in grades 5-9 (2019-2020). The study focused on the dynamics of cognitive skills’ group formation that were included in the conceptual framework of global competence. The paper showed the methodology and substantiated the possibility of comparing the results obtained based on tools developed in 201-2020 (situations and tasks which followed the requirements of the Federal State Educational Standard of basic general education and the approaches in international study of the quality of education PISA). The interpretation of the results discussed touched upon a) the problem of content - the knowledge component of such a direction of functional literacy as «global competence», namely, knowledge in the area of global problems and intercultural interactions; b) the problem of the formation and presentation of cognitive skills in conditions of increasing complexity of the content component (on the basis of the ability to evaluate information); c) the problem of determining the level of complexity of tasks for the formation and assessment of the global competence of students. The authors considered deficits in forming the cognitive skills as potential opportunities for improving the quality of education of students in secondary school; emphasized the importance of the interdisciplinary (metasubject) approach in the formation of the global competence of students in grades 5-9. The article contains examples of tasks aimed at the formation and assessment of the ability to give arguments, examples of students' answers and recommendations for the formation of this skill.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЕ «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА «МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

УДК 373

НАПРАВЛЕНИЕ «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА «МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Авторы анализируют результаты оценивания сформированности глобальной компетентности учащихся 5-х — 9-х классов (2019-2020 гг.). В фокусе проведенного исследования находится динамика формирования группы когнитивных умений, включенных в концептуальную рамку глобальной компетентности. В статье показана методология и обоснованы возможности сравнения результатов, полученных на основе разработанного инструментария (ситуаций и заданий, учитывающих требования ФГОС основного общего образования и подходы международного исследования качества образования PISA). Интерпретация полученных результатов затрагивает а) проблему содержания — знаниевой составляющей такого направления функциональной грамотности, как «глобальные компетенции», а именно знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий; б) проблему формирования и предъявления когнитивных умений при возрастании сложности содержательного компонента (на примере умения оценивать информацию); в) проблему определения уровня сложности заданий по формированию и оценке глобальной компетентности школьников. Авторы рассматривают дефициты формирования когнитивных умений как потенциальные возможности для повышения качества образования учащихся в основной школе; акцентируют значение метапредметного подхода при формировании глобальной компетентности уча-

Как цитировать статью: Коваль Т. В., Дюкова С. Е., Садовщикова О. И. Направление «глобальные компетенции»: анализ результатов проекта «Мониторинг функциональной грамотности» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 117-131.

Т. В. Коваль

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: nastiakovalt@mail.ru

Tatiana V. Koval

PhD (Education), Senior Researcher, the Laboratory of Social and Humanitarian Education, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

С. Е. Дюкова

Аналитик лаборатории социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: s.dyukova@gmail.com

Svetlana E. Dyukova

Analyst, the Laboratory of Social and Humanitarian Education, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

О. И. Садовщикова

Младший научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: olg.sadov@gmail.com

Olga I. Sadovshchikova

Junior Researcher, the Centre for Assessment of Educational Quality, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

щихся 5-х — 9-х классов. Статья содержит примеры заданий, направленных на формирование и оценку умения приводить аргументы, примеры ответов учащихся и рекомендации по формированию указанного умения.

Ключевые слова: PISA, функциональная грамотность, глобальная компетентность, оценка качества образования, когнитивные умения, умение приводить аргументы.

Введение. В 2019-2020 гг. в ряде субъектов Российской Федерации под эгидой Министерства просвещения РФ, органов управления образованием субъектов РФ были проведены диагностические работы по всем направлениям функциональной грамотности, включая «глобальные компетенции». В 2019 г. в них участвовали ученики 5-х и 7-х классов, в 2020 г.— ученики 8-х и 9-х классов. Для оценки уровня сформированности функциональной грамотности использовались учебные материалы, разработанные в 2019-2020 гг. в Центре оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО» в соответствии с государственным заданием на 2018-2019 гг. «Создание методологии исследования, анализа и прогноза результатов международных и национальных исследований качества образования. Научное обоснование и проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся».

Напомним, что «глобальные компетенции» стали рассматривать как один из видов (одно из направлений) функциональной грамотности во втором десятилетии XXI в. [4; 22] В исследованиях 2019 г. мы с педагогической точки зрения определили глобальную компетентность как «специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий соб-

ственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills)» [5, с. 120]. Уточним, что под предметным содержанием понимается знаниевая составляющая глобальной компетентности. В международном исследовании качества образования PISA ее составляют knowledge of global issues (знание глобальных проблем) и intercultural knowledge («межкультурные знания») [23, p. 26]. В соответствии с международным подходом знаниевый компонент глобальной компетентности как вида функциональной грамотности в отечественном образовании включает знания глобальных проблем и знания в области межкультурных взаимодействий. Глобальная компетентность характеризуется также определенными когнитивными умениями, отражающими сформированность различных видов мышления — критического, аналитического, креативного, среди которых ведущая роль принадлежит критическому мышлению [21, p. 185].

Эти умения рассматриваются в системе метапредметных результатов образования, и в их формирование вносят свой вклад все школьные дисциплины. Разработанные для учащихся 5-х — 9-х классов основной школы задания по «глобальным компетенциям» предполагают оценивание следующих умений: в предложенной ситуации / источнике информации выявлять и анализировать различные мнения, подходы и перспективы; объяснять сложные ситуации и проблемы; оценивать информацию (с точки зрения ее соответствия источнику информации, ситуации или иному критерию, включенному в требование задания); оценивать действия и их последствия (результаты); приводить (формулировать) аргументы.

Проект «Мониторинг функциональной грамотности» 2019 и 2020 гг. стал масштабной апробацией отечественных материалов по формированию и оценке сформированности функциональной грамотности учащихся [11].

Постановка проблемы. Цель и методы исследования. Описание инструментария. В ходе исследования были проанализированы 5 493 работы учеников 5 класса, 5 189 работ учеников 7 класса, 38 009 работ учеников 8 класса и 28 020 работ учеников 9 класса, выполняющих задания по «глобальным компетенциям». Масштаб и состав выборки позволил поставить проблему исследования: выявление динамики и дефицитов формирования глобальной компетентности у учащихся основной школы. Целью данной статьи является анализ процесса

формирования когнитивных умений, включенных в концептуальную рамку глобальной компетентности. Использовались такие методы исследования, как изучение подходов к оцениванию сформированности глобальных компетенций в исследовании PISA-2018; тестологический анализ результатов выполнения заданий в рамках современной теории тестирования, направленных на оценку уровня сформированности группы когнитивных умений критического мышления; сравнительный анализ результатов учащихся 5-х, 7-х, 8-х и 9-х классов; анализ ответов учащихся.

Учащиеся выполняли различные варианты тестов. Их обработка на единую шкалу для 5-х и 7-х классов проводилось при использовании Latent Linear Test Model (LLTM) современной теории тестирования [20]. Модель LLTM основана на логит-преобразовании и линейной комбинации свойств задания [17]. Основная идея модели LLTM заключается в том, что вклад каждого задания объясняется свойствами задания (X) и их фиксированными эффектами (в).

При обработке данных по 8-м и 9-м классам для размещения на одной шкале результатов, полученных при выполнении различных вариантов работы, выравнивание проводилось за счет использования общих заданий в различных вариантах [16]. Около 20% заданий в каждом варианте были общими с другими вариантами, а 80% — индивидуальными для этого варианта. В этом случае, с помощью применения математико-статисти-ческого аппарата современной теории тестирования, параметры общих заданий послужили «якорными» параметрами, которые обеспечили сопоставимость данных между шкалами каждого отдельного варианта.

Стандартизация измерительных материалов включала: анализ статистик согласия InFit и OutFit; анализ карты переменных; анализ степени близости теоретической и эмпирической кривых дихотомических заданий; анализ качества функционирования категорий заданий, оцениваемых политомически; исследование размерности теста; исследование надежности теста [19; 15; 18].

Вышеперечисленные процедуры подготовки и анализа диагностических материалов позволили получить достаточно надежные данные о знаниях и компетенциях учащихся в области «глобальных компетенций».

Результаты исследования. Обсуждение. Анализ полученных данных позволил показать особенности формирования компетенций (когнитивных умений) учащихся в основной школе (Таблицы 1а и 1б).

Таблица 1а

Результаты выполнения заданий в 5-х и 7-х классах основной школы

Проверяемые умения (компетентностная область оценки) Средний процент выполнения

5 класс 7 класс

Анализ различных мнений, подходов, перспектив 33% 47%

Объяснение сложных ситуаций и проблем 37% 42%

Оценка действий и их последствий (результатов) 37% 58%

Оценка информации 48% 31%

Формулировка аргументов 27% 53%

Таблица 1б

Результаты выполнения заданий в 8-х и 9-х классах основной школы

Проверяемые умения (компетентностная область оценки) Средний процент выполнения

8 класс 9 класс

Анализ различных мнений, подходов, перспектив 30% 26%

Объяснение сложных ситуаций и проблем 30% 32%

Оценка действий и их последствий (результатов) 44% 33%

Оценка информации 27% 29%

Формулировка аргументов 37% 38%

Полученные данные показывают, какая доля школьников, выполнявших задания по «глобальным компетенциям», сумела эффективно применить указанные когнитивные умения в каждой отдельно взятой параллели. Характерно, что в 7 классе внутри параллели наблюдается наращение в эффективности применения всех умений, за исключением умения оценивать информацию: среди пятиклассников почти половина справилась с соответствующим заданием, среди семиклассников — только треть. В 9 классе такое наращение наблюдается по трем из пяти проверяемых умений, и доли учащихся-девятиклассников, показавших эффективное владение проверяемыми когнитивными умениями, лишь незначительно отличаются от соответствующих долей учащихся-восьмиклассников. О чем может свидетельствовать данный факт? Для его интерпретации существенно обращение к конкретным заданиям, выполненным участниками тестирования.

Сравнение содержания и характеристик заданий показывает три

существенных различия, важных для нашего исследования. Покажем их на примере заданий 5-х и 7-х классов.

Во-первых, это форма задания. Пятиклассники выполняли комплексное задание «Доступ к чистой воде», в котором умение оценивать информацию нужно было продемонстрировать, отвечая на вопросы с единственным правильным выбором ответа и с множественным выбором (2 правильных ответа из 5 предложенных). Семиклассники выполняли комплексное задание «Образование в мире: право и бизнес», отвечая на вопрос с множественным выбором ответа (3 правильных ответа из 8 предложенных) и вопрос, требующий открытого ответа.

Во-вторых, в соответствии с подходом международного исследования PISA, оценка информации о проблеме (явлении, действии, взаимодействии и пр.) может проводиться с различных позиций. Оба вопроса в 5 классе и вопрос, предполагающий множественный выбор ответа, в 7 классе требовали оценки соответствия информации тексту задания (более простому для пятиклассников). Вопрос, предполагавший открытый ответ (7 класс), нацеливал на оценку соответствия информации личному социальному опыту семиклассника. В целом подобные задания предполагают оценку информации с точки зрения:

- соответствия, непротиворечивости или несоответствия данным, приведенным в тексте задания;

- соответствия, непротиворечивости или несоответствия объективным данным, не приведенным в тексте;

- выбора источников информации (определяется их достоверность или недостоверность);

- полноты описания явления, действия, взаимодействия и пр.;

- соответствия личному опыту.

При выполнении каждого конкретного задания проявляется умение ученика правильно (т.е. в соответствии с требованием задания) выбрать основание для оценки информации. Ошибки при выборе основания оценки информации можно отнести к типичным: их допускают как пятиклассники [8], так и девятиклассники.

В-третьих, различие в содержании (а точнее, в сложности предъявленного содержания). Информация о доступности чистой воды не содержала внутренних противоречий, и у пятиклассников вряд ли возникали возражения по поводу того, что у каждого человека должен быть доступ к чистой воде, что нужно бороться с загрязнением Мирового

океана и искать возможность помогать странам и людям в решении данной проблемы. Задание для семиклассников даже в названии содержало некое противопоставление. Чтобы успешно справиться с ним, требовалось понимание сложных социальных процессов и явлений. Учащимся пришлось рассматривать различные мнения и позиции людей, правота (или неправота) которых не являлась очевидной. При выполнении подобных заданий проявляется специфика «правильных открытых ответов», свойственная направлению «глобальные компетенции»: соответствие требованию и контексту задания при представлении (обосновании) своего мнения. Однако субъективное мнение школьника при оценивании его глобальной компетентности не существует в отрыве от конкретного знания, и в данном случае содержательное усложнение заданий связано с расширением и углублением знаний, которыми, как предполагается, должен овладеть учащийся.

На всех уровнях обучения в основной школе существует проблема освоения предметного содержания глобальной компетентности. Как было указано выше, содержательно задания по «глобальным компетенциям» основаны на понимании глобальных проблем и межкультурных взаимодействий, возникающих в эпоху глобализации. Компонент «глобальные проблемы» представлен во ФГОС основного общего образования, примерных учебных программах по географии, обществознанию, биологии, истории. На международном уровне перечень глобальных проблем содержится в так называемых «глобальных вопросах повестки дня ООН» и полностью представлен на официальном сайте ООН [3]. Специфика его предъявления заключается в многоаспектности представления проблем в различных учебных курсах, следствием чего, как правило, становится фрагментарное знание, «привязанное к конкретному предмету», с точки зрения ученика. Эту фрагментарность демонстрирует записанный в процессе апробации заданий ответ учащегося: вспоминая, что такое глобализация и какие проблемы называются глобальными, он (цитируется дословно) сказал: «Я не помню, что такое глобализация по обществознанию. Можно я по географии скажу?» Возможность переноса накопленных конкретных знаний в сферу решения познавательных заданий по «глобальным компетенциям» без дополнительной подготовки и помощи учителей представляет существенную трудность для значительной доли учеников.

Так, комплексное задание «Гендерное равенство и стереотипы» в 8-х

и 9-х классах включало вопрос на оценку информации с позиций «ген-дерного равенства» и «гендерного неравенства» и предусматривало множественный выбор ответа [24]. Содержание задания и проблема, затронутая в нем, доступна учащимся 8-х — 9-х классов основной общеобразовательной школы, очевидна также его ценностная направленность. Действующий ФГОС основного общего образования в рамках требований к личностным результатам называет «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» [12]. Примерная программа основного общего образования предусматривает при изучении курса истории «формирование гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур», а при изучения курса обществознания — формирование у обучающихся личностных представлений об основах «социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации» и создание условий для «понимания основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития»; «приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп» [13]. Вопросы равенства граждан и противодействия дискриминации по половому признаку рассматриваются учениками основной школы на уроках обществознания при обращении к Конституции РФ и при рассмотрении прав и свобод человека, на уроках истории — при изучении социального положения различных социальных групп в разные исторические эпохи, на уроках иностранного языка — при освоении социокультурных реалий современной жизни, общественных отношений. Понятия «гендер» и «гендерное равенство» нашли отражение в действующих учебниках [9; 10]. Термины, которые использовались в вопросе, были объяснены и в аннотации к комплексному заданию. Таким образом, содержательно вопрос комплексного задания был связан

с предметным обучением, а предложенная ситуация не выходила за рамки социального опыта школьника. Тем не менее правильный ответ предусматривал необходимость изменить ракурс проблемы: восьмиклассникам и девятиклассникам нужно было выбрать факты, свидетельствующие о существовании гендерного неравенства в современном мире. Возможно, именно это вызвало затруднения школьников, и доля правильно ответивших на вопрос составила 19% в 8 классе и 21% в 9 классе.

Проведенный выше анализ факторов, оказывающих влияние на успешное выполнение заданий по «глобальным компетенциям», помогает интерпретировать результаты «якорных» заданий на оценку информации в 8-х и 9-х классах (Таблица 2). В целом мы видим, что уровень предъявления всех умений оказывается менее высоким в 9 классе по сравнению с 8-м. Однако в данном случае необходимо рассмотреть и учесть дополнительные факторы, оказавшие влияние на результаты учащихся, а также привлечь анализ выполнения заданий, требующих открытого ответа, восьмиклассниками и девятиклассниками.

Таблица 2

Результаты выполнения «якорных» заданий в 8 и 9 классах основной школы

Проверяемые умения (компетентностная область оценки) Средний процент выполнения

8 класс 9 класс

Анализ различных мнений, подходов, перспектив 36% 20%

Объяснение сложных ситуаций и проблем 34% 37%

Оценка действий и их последствий (результатов) 23% 26%

Оценка информации 40% 17%

Формулировка аргументов Отсутствовали среди «якорных» заданий

На мотивацию учащихся, особенно девятиклассников, могла повлиять ситуация, связанная с эпидемией СОУГО-19. Если рассматривать выборки «хороших» (то есть полных, правильных и оцененных 2 баллами) и «плохих» (то есть получивших «0») ответов, то прослеживается следующая тенденция. «Хорошие» ответы восьмиклассников по охвату содержания и глубине уступают ответам девятиклассников. Результаты в 8-9 классе в целом свидетельствуют, что у обучающихся в определенной степени сформированы умения, входящие в компетентностную область проверки заданий по направлению «глобальные компетенции».

Но выйти на уровень «хорошего» ответа по отдельным умениям смогли от 27% до 44% восьмиклассников и от 26% до 38% девятиклассников. С учетом того, что заданиям с открытым ответом приписывается средняя и высокая степень сложности, это означает, что в целом доля школьников, которые справляются с ними, находится в пределах 40%, а при рассмотрении выполнения сложных заданий эта доля значительно снижается. В целом по всем классам уровень сформированности умений изменяется от 20 до 60%.

Выявленные дефициты в целом имеют системный характер: они проявляются на всех уровнях формирования глобальной компетентности школьников, свидетельствуют о затруднениях в достижении предметных и метапредметных результатов образования в основной школе и требуют поддержки учащихся, способных выполнять познавательные задачи невысокого уровня сложности [1; 2].

Дефициты формирования когнитивных умений отражают пока неиспользованные потенциальные возможности для повышения качества образования учащихся в основной школе. Для формирования функциональной грамотности по направлению «глобальные компетенции» необходима целенаправленная систематическая работа команды учителей-предметников, которую в основной школе следует начинать как можно раньше [6; 7; 14].

Это поможет скорректировать традиционный подход, при котором глобальные проблемы изучают в рамках различных школьных предметов, и логика их изучения исходит из логики учебного предмета, вследствие чего у обучающихся формируется представление о разных аспектах глобальных проблем, подчас в ущерб целостной картине. Одновременно страдает формирование представлений о взаимосвязи глобальных проблем, региональных особенностях их проявления и возможных путей решения. В освоении учебного материала важно использовать интегративный потенциал метапредметного подхода, который позволит целостно представить сущность, особенности проявления, современные возможности решения глобальных проблем и при этом избежать дублирования информации. Когнитивные умения, связанные с критическим и аналитическим мышлением, как правило, развивают учителя всех предметов в рамках урочной и внеурочной деятельности. Однако представляется, что объединение усилий сотрудников образовательного учреждения в рамках общей программы достижения метапредметных

результатов образовательного процесса может внести вклад в эффективность их формирования.

Заключение. Анализ результатов проекта «Мониторинг функциональной грамотности» (направление «глобальные компетенции») подтверждает гипотетически представимый педагогический факт: усложнение познавательной задачи, естественное с точки зрения возраста и психологических особенностей учеников, уровня и содержания образования, влечет за собой возрастание затруднений у учащихся. Даже сформированное у значительной части школьников умение не может быть продемонстрировано при отсутствии предметных знаний. Этот факт имеет важное значение при формировании глобальной компетентности школьников, так как позволяет разрешать проблемы

а) общедидактического уровня: соотношение знаний и умений в определении подходов к содержанию образования, направленного на формирование глобальной компетентности;

б) методического уровня: формирование и предъявление когнитивных умений при возрастании сложности содержательного компонента; необходимость целенаправленной работы над знаниевой составляющей; использование потенциала метапредметного подхода в организации познавательной деятельности учащихся;

в) возникающие при разработке педагогического инструментария для формирования и оценки степени сформированности глобальной компетентности школьников: определение и создание заданий различного уровня сложности, с помощью которых можно формировать и оценивать глобальную компетентность школьников и которые можно применять в процессе преподавания различных учебных дисциплин.

Статья выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00007-20-01 на 2020 год «Создание методологии исследования, анализа и прогноза результатов международных и национальных исследований качества образования. Научное обоснование и проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся».

Литература

1. Амбарцумова Э. М., Гевуркова Е. А., Дюкова С. Е. и др. Сборник метапредметных заданий: история, обществознание, география: 5-9 кл. ФГОС. М.: Экзамен; ФГБНУ «Институт стратегии образования РАО», 2018. 191 с.

2. Асмолов А. Г., БурменскаяГ. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 152 с.

3. Глобальные вопросы повестки дня // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/global-issues-overview (дата обращения: 20.07.2020).

4. Ковалева Г. С. Новое направление международного исследования PISA-2018 — оценка сформированности глобальных компетенций. Вебинар // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»/ Центр оценки качества образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_web7.html (дата обращения: 20.07.2020).

5. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 112-123.

6. Копотева Г. Л. Анализ профессиональных затруднений педагогов по формированию и развитию у школьников метапредметных результатов освоения основных образовательных программ общего образования // Теория и практика актуальных исследований: сб. науч. тр. XII Междунар. науч.-практ. конф. 27.04.2016 г. Краснодар, 2016. С. 34-47.

7. Коростелева А. А. Межпредметный уровень взаимодействия учебных дисциплин в интеграционном пространстве современного образования // Преподавание истории и обществозна-ния в школе. 2018. № 8. С. 36-40.

8. Крючкова Е. А. Формирование оценочных умений в V-IX классах основной школы // Преподавание истории в школе. 2015. № 3. С. 60-65.

9. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобраз. орг-ций / под ред. Л. Н. Боголюбова и др. М.: Просвещение, 2018. 255 с.

10. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Пушкарева Г. В., Судас Л. Г. и др. под ред. В. А. Никонова. М. ООО «Русское слово — учебник», 2019. 200 с.

11. Подведение итогов апробации инструментария и технологии мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся. Вебинар // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»/ Центр оценки качества образования [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/NxH_Olrm3ug (дата обращения: 20.07.2020).

12. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N19644). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193504&fld=134&dst=100008,0 &rnd=0.22459585914124647#010473684515221415 (дата обращения: 20.07.2020).

13. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N1/15) (ред. от 04.02.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=A208721A6A716842858ED4FFD6484 F1A&mode=backrefs&div=LAW&opt=1&S0RTTYPE=0&BASEN0DE=1-1&ts=23332159627246969 88&base=LAW&n=350751&rnd=1378B032ED63CBDB4409AB2FC802BC88#1ruf4icaveg (дата обращения: 20.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. РутковскаяЕ. Л. Функциональная грамотность: возможности школьного обществозна-ния // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 8. С. 28-36.

15. Bond Tr. G., Fox C. M. Applying the Rasch Model: Fundamental Measurement in the Human Sciences. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2008. 383 p.

16. Cook L. L., EignorD. R. IRT equating methods // Educational measurement. Issues and practice. 1991. Vol. 10, No. 3. P. 37-45.

17. Embretson S. A general latent trait model for response processes // Psychometrika. 1984. Vol. 49, No. 2. P. 175-186.

18. Embretson S. E., Reise S. P. Item Response Theory for Psychologists. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2000. 371 p.

19. Hambleton R. K. Fundamentals of Item Response Theory (Measurement Methods for the Social Science). Sage Publictions, Inc., 1991. 172 p.

20. Petersen N. S., Cook L. L., StockingM. L. IRT versus conventional equating methods: A comparative study of scale stability // Journal of Educational Statistics. 1983. Vol. 8, No. 2. P. 137-156.

21. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework // OECDiLibrary [Электронный ресурс]. DOI: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en.

22. PISA 2018 Global Competence // OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ pisa/pisa-2018-global-competence.htm_^aTa обращения: 20.07.2020).

23. Preparing our youth for an inclusive and sustainable world. The OECD PISA global competence framework. 2018 // OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/pisa/Handbook-PISA-2018-Global-Competence.pdf (дата обращения: 19.07.2020).

24. The ABC of Gender Equality in Education: Aptitude, Behaviour, Confidence // OECDiLibrary [Электронный ресурс]. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264229945-en.

«GLOBAL COMPETENCE»: ANALYSIS OF THE RESULT OF FUNCTIONAL LITERACY MONITORING

The authors analyze the results of assessing the formation of the global competence of students, obtained during the monitoring of the functional literacy of students in grades 5-9 (2019-2020). The study focused on the dynamics of cognitive skills' group formation that were included in the conceptual framework of global competence. The paper showed the methodology and substantiated the possibility of comparing the results obtained based on tools developed in 201-2020 (situations and tasks which followed the requirements of the Federal State Educational Standard of basic general education and the approaches in international study of the quality of education PISA). The interpretation of the results discussed touched upon a) the problem of content — the knowledge component of such a direction of functional literacy as «global competence», namely, knowledge in the area of global problems and intercultural interactions; b) the problem of the formation and presentation of cognitive skills in conditions of increasing complexity of the content component (on the basis of the ability to evaluate information); c) the problem of determining the level of complexity of tasks for the formation and assessment of the global competence of students. The authors considered deficits in forming the cognitive skills as potential opportunities for improving the quality of education of students in secondary school; emphasized the importance of the interdisciplinary (metasubject) approach in the formation of the global competence of students in grades 5-9. The article contains examples of tasks aimed at the formation and assessment of the ability to give arguments, examples of students' answers and recommendations for the formation of this skill.

Keywords: PISA, functional literacy, global competence, education quality assessment, cognitive skills, ability to argue / give arguments.

References

• Ambarcumova E. M., Gevurkova E. A., Dyukova S. E. i dr. Sbornik metapredmetnyh zadanij: istoriya, obshchestvoznanie, geografiya: 5-9 kl. FGOS. M.: Ekzamen; FGBNU «Institut strategii obrazovaniya RAO», 2018. 191 s. [In Rus].

• Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A. i dr. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejst-

vij v osnovnoj shkole v osnovnoj shkole: ot dejstviya k mysli. Sistema zadanij: posobie dlya uchitelya / pod red. A. G. Asmolova. M.: Prosveshchenie, 2010. 152 s. [In Rus].

• Bond Tr. G., Fox C. M. Applying the Rasch Model: Fundamental Measurement in the Human Sciences. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2008. 383 p.

• Cook L. L., Eignor D. R. IRT equating methods // Educational measurement. Issues and practice. 1991. Vol. 10, No. 3. P. 37-45.

• Embretson S. A general latent trait model for response processes // Psychometrika. 1984. Vol. 49, No. 2. P. 175-186.

• Embretson S. E., Reise S. P. Item Response Theory for Psychologists. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2000. 371 p.

• Global'nye voprosy povestki dnya // Organizaciya Ob"edinennyh Nacij [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/global-issues-overview (data obrashcheniya: 20.07.2020). [In Rus].

• Hambleton R. K. Fundamentals of Item Response Theory (Measurement Methods for the Social Science). Sage Publications, Inc., 1991. 172 p.

• Kopoteva G. L. Analiz professional'nyh zatrudnenij pedagogov po formirovaniyu i razvitiyu u shkol'nikov metapredmetnyh rezul'tatov osvoeniya osnovnyh obrazovatel'nyh programm obshchego obrazovaniya // Teoriya i praktika aktual'nyh issledovanij: sb. nauch. tr. XII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 27.04.2016 g. Krasnodar, 2016. S. 34-47. [In Rus].

• Korosteleva A. A. Mezhpredmetnyj uroven' vzaimodejstviya uchebnyh disciplin v integracionnom prostranstve sovremennogo obrazovaniya // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2018. № 8. S. 36-40. [In Rus].

• Koval T. V., Dyukova S. E. Global'nye kompetencii — novyj komponent funkcional'noj gramotnosti // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 112-123. [In Rus].

• Kovaleva G. S. Novoe napravlenie mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2018 — ocenka sformirovan-nosti global'nyh kompetencij. Vebinar // FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya»/ Centr ocenki kachestva obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_web7.html (data obrashcheniya: 20.07.2020). [In Rus].

• Kryuchkova E. A. Formirovanie ocenochnyh umenij v V-IX klassah osnovnoj shkoly // Prepodavanie istorii v shkole. 2015. № 3. S. 60-65. [In Rus].

• Obshchestvoznanie. 8 klass: uchebnik dlya obshcheobraz. org-cij / pod red. L. N. Bogolyubova i dr. M.: Prosveshchenie, 2018. 255 s. [In Rus].

• Obshchestvoznanie: uchebnik dlya 7 klassa obshcheobrazovatel'nyh organizacij / Pushkareva G. V., Sudas L. G. i dr. pod red. V. A. Nikonova. M. OOO «Russkoe slovo — uchebnik», 2019. 200 s.

• Petersen N. S., Cook L. L., StockingM. L. IRT versus conventional equating methods: A comparative study of scale stability // Journal of Educational Statistics. 1983. Vol. 8, No. 2. P. 137-156.

• PISA 2018 Assessment and Analytical Framework // OECDiLibrary [Elektronnyj resurs]. DOI: https:// doi.org/10.1787/b25efab8-en.

• PISA 2018 Global Competence // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oecd.org/pisa/pi-sa-2018-global-competence.htm (data obrashcheniya: 20.07.2020).

• Podvedenie itogov aprobacii instrumentariya i tekhnologii monitoringa formirovaniya funkcional'noj gramotnosti uchashchihsya. Vebinar // // FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya»/ Centr ocenki kachestva obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https:// youtu.be/NxH_Olrm3ug (data obrashcheniya: 20.07.2020). [In Rus].

• Preparing our youth for an inclusive and sustainable world. The OECD PISA global competence framework. 2018 // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oecd.org/pisa/Handbook-PISA-2018-Global-Competence.pdf (data obrashcheniya: 19.07.2020).

• Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 N1897 (red. ot 31.12.2015) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 01.02.2011 N19644). Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Prilozhenie. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193504&fld=134&dst=100008,0&r nd=0.22459585914124647#010473684515221415 (data obrashcheniya: 20.07.2020). [In Rus].

• Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya (odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"edineniya po obshchemu obrazovaniyu, pro-

tokol ot 08.04.2015 N1/15) (red. ot 04.02.2020) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=A208721A6A716842858ED4FFD6484F1A&mode=back refs&div=LAW&opt=1&S0RTTYPE=0&BASEN0DE=1-1&ts=2333215962724696988&base=LA W&n=350751&rnd=1378B032ED63CBDB4409AB2FC802BC88#1ruf4icaveg (data obrashcheniya: 20.07.2020). [In Rus].

• Rutkovskaya E. L. Funkcional'naya gramotnost': vozmozhnosti shkol'nogo obshchestvoznaniya // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2019. № 8. S. 28-36. [In Rus].

• The ABC of Gender Equality in Education: Aptitude, Behaviour, Confidence // OECDiLibrary [Elektronnyj resurs]. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264229945-en.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.