РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УДК 372
Е. Л. Рутковская
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: [email protected]
Elena L. Rutkovskaya
PhD (Education), Senior Researcher of the Laboratory of Social and Humanitarian General Education, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
А. В. Половникова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва
E-mail: аvp.71@ mail.ru
Anastasia V. Polovnikova
PhD (Education), Associate Professor of the Chair of History, Social Science and Law Teaching Methods, the Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia
ОЦЕНКА И ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: МОДЕЛИ ЗАДАНИЙ И ИХ РАЗВИТИЕ
В статье фокусируется внимание на эволюции заданий исследования PISA в области финансовой грамотности, предъявлявшихся 15-летним учащимся в ходе трех состоявшихся этапов исследования. Проводится наглядное сопоставление состава заданий 2012, 2015 и 2018 годов. На основе количественного анализа состава измерительных материалов делается вывод о существенном сокращении числа аспектных заданий и увеличении удельного веса заданий комплексных.
На конкретных примерах показана эволюция в подходах к разработке заданий, оценивающих и развивающих финансовую грамотность, в отечественной практике, аналогичной практике разработчиков измерительных материалов исследования PISA, проводимой с участием авторов. Подчеркивается значимость аспектных заданий на начальном этапе работ по созданию учебно-методических, в том числе оценочных, материалов по финансовой грамотности.
Акцентируются особенности комплексных заданий и их более широкие возможности в оценке и развитии финансовой грамотности учащихся, учитывающиеся при создании банка заданий для проведения мониторингов формирования функциональной грамотности в Институте стратегии развития образования РАО.
Отдельное внимание уделяется вопросу уров-невой представленности заданий по финансовой грамотности в разрабатываемых комплексах.
Подробно рассматриваются составляющие,
Как цитировать статью: Рутковская Е.Л., Половникова А. В. Оценка и формирование финансовой грамотности: модели заданий и их развитие // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 24-41.
входящие в комплекс заданий по финансовой грамотности, использованный в апробационном исследовании 2020 года. Предъявляются эмпирические данные выполнения заданий разного уровня сложности девятиклассниками (возраст участников исследования PISA), относящимися к пяти группам с различным уровнем финансовой грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, комплексные задания, уровень финансовой грамотности, международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA.
Введение. Одно из основных направлений развития современной педагогический теории и практики связано с активным поиском дальнейших путей совершенствования образовательного процесса в логике «от логоцентричной парадигмы образования — к персоноцентричной, от репродуктивной, конвейерной педагогики — к конструктивной, от знаний — к смыслам...» [7]. Именно в этой логике видится решение задач формирования функциональной грамотности учащихся, в том числе финансовой грамотности.
Под функциональной грамотностью международное сообщество понимает «способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности» [3]. Обозначенный вектор развития образования в сторону формирования функциональной, в том числе финансовой, грамотности, требует особых моделей заданий как инструмента оценки и формирования образовательных результатов.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA в 2012 году впервые предъявила комплекс заданий, нацеленный на оценку финансовой грамотности учащихся разных стран, задав тем самым общую рамку характеристик данной группы заданий и показав возможности измерения знания и понимания финансовых терминов и финансовых рисков, а также навыков, мотивации и уверенности в применении такого знания и понимания в целях принятия эффективных решений в целом ряде финансовых контекстов с целью улучшения финансового благополучия личности и общества, для обеспечения возможности участия в экономической жизни [15]. Подробное описание характеристик заданий по финансовой грамотности и общих
подходов к их разработке на основе методологии исследования PISA представлено в отечественных публикациях [2; 4; 5; 6].
Цель статьи. К настоящему времени открыты для анализа результаты трех этапов исследования PISA в области финансовой грамотности (2012, 2015 и 2018 гг.) и ряд заданий этого исследования [10; 11; 12; 13; 14; 15]. Особо привлекательны для исследователей различных вопросов, связанных с образовательными результатами, материалы последнего из состоявшихся этапов программы PISA — исследования 2018 года. При этом внимание исследователей вопросов содержания и оценки финансовой грамотности сосредоточено в основном непосредственно на результатах, зафиксированных на последнем этапе международного исследования. В то же время материалы, наработанные за время проведения программы PISA в течение всех состоявшихся ее этапов, дают возможность проследить развитие самого инструментария, с помощью которого собирались зафиксированные результаты, и выявить определенные тенденции в складывании современного его видения.
Целью данной статьи является представление обнаруженных проявлений эволюции моделей заданий как инструмента оценки и формирования финансовой грамотности.
Методология и методы исследования. С 2000-го до 2012 года международной программой оценки образовательных достижений учащихся PISA изучались читательская, естественно-научная и математическая грамотность. Базируясь на подходах к разработке заданий для этих направлений исследования PISA, а также на складывающемся в международной практике представлении о финансовой грамотности, к исследованию 2012 года был разработан и апробирован первый вариант заданий по финансовой грамотности. Измерительные материалы включили в область оценки финансовые знания, когнитивные и практические умения в работе с финансовыми материалами и способы действий в ситуациях повседневной жизни в современном обществе, связанных с финансами.
Предложенное новое направление было поддержано рядом стран, и в 18 странах в 2012 году было проведено первое исследование финансовой грамотности [8; 10; 11; 12; 15].
Анализ комплекса заданий по финансовой грамотности 2012 года позволил выявить их особенности, представленные ниже.
Исследование 2012 года (первое исследование финансовой грамотности) включало 40 заданий, сформулированных на основе 29 жизненных
ситуаций. Сама ситуация и задание (задания) к ней имели собственное название (заголовок). Из таких первичных «именных» элементов был сформирован международный тест по финансовой грамотности. Он включил 18 ситуаций с одним заданием и 11 ситуаций с двумя заданиями.
Через три года (в 2015 году) на очередном этапе программы PISA было проведено второе исследование финансовой грамотности [13], в котором участвовало 15 стран. Исследование 2015 года включило 43 задания, сформулированных на основе 32 жизненных ситуаций. При этом в международный тест 2015 года вошли все ситуации с заданиями предыдущего этапа, кроме одной, и четыре новых ситуации.
Ситуации и задания, использованные в 2015 году, были аналогичны или подобны представленным на первом этапе исследования и с точки зрения содержания, и по структуре предъявляемых на тестировании элементов. Примечательно, что все новые ситуации, включенные в исследование 2015 года, как и большинство заданий теста 2012 года, сопровождались одним единственным заданием.
В результате во всей совокупности элементов теста 2015 года две трети представляли собой описание ситуации и одно единственное задание к этому описанию (21 ситуация из 32). Одна треть включала не одно, а два задания к описанию ситуации (11 ситуаций).
Можно констатировать, что каждый из первичных элементов, использованных в ходе первых двух этапов исследования финансовой грамотности, содержательно отражает какой-то определенный отдельный аспект жизненной практики в области финансовых отношений, поскольку представляет собой в подавляющем большинстве случаев отдельные задания. И каждое такое единичное задание позволяет сосредоточить внимание лишь на одной определенной познавательной операции в заявленном той или иной ситуацией контексте, активизировать у учащегося только один из когнитивных процессов. В этой связи задания, которые использовались в исследованиях 2012 и 2015 годов, можно назвать аспектными заданиями, и применительно к ним можно говорить об оценке отдельных аспектов сформированности финансовой грамотности учащегося.
Такой аспектный подход к разработке заданий по финансовой грамотности дал возможность экстенсивного развития инструментария, развития вширь, обеспечив количественное разнообразие ситуаций и значительный охват жизненных практик, что доминировало над ка-
чеством выявления и глубиной проработки поднимаемых ситуациями проблем и над возможностью активизировать различные познавательные процессы обучающегося при их решении.
Тем не менее на начальном этапе разворачивания работ по формированию финансовой грамотности аспектный подход был, безусловно, продуктивным. Он позволил педагогам, разрабатывавшим учебно-методические, в том числе оценочные, материалы по финансовой грамотности, адаптировать сюжеты международного исследования к отечественным реалиям, создать значительный банк ситуаций из отечественных практик финансовых отношений, осваиваемых учащимися.
Так, разработка учебно-методических материалов по финансовой грамотности в Институте стратегии развития образования РАО началась с создания обучающей программы, представляющей собой тесты для оценки уровня финансовой грамотности выпускников начальной и основной школы (учащихся 4-го и 9-го классов) [1]. Все тестовые материалы этой программы выстроены в логике аспектных заданий. В своей совокупности они характеризуются разнообразием затронутых контекстов, содержательных линий, форматов заданий, но каждый отдельный сюжет, каждая конкретная ситуация стала основой одного задания (в исключительных случаях — двух), позволяющего оценить определенный аспект в образовательных результатах, относящихся к финансовой грамотности (см. Рис. 1).
Первое задание обращено к планированию личных финансов и выходит на применение знаний и понимания в области финансовой грамотности. Предложена конкретная проблемная ситуация и несколько вариантов решения проблемы, сопровождающиеся требованием выбрать из них финансово грамотные. Предложенный сюжет мог иметь и предысторию, и последующее развитие, как это и бывает в жизни. И такой развернутый сюжет мог стать основой не одного, а серии заданий, различных по требуемым познавательным действиям. К примеру, можно было сопоставить возможные грамотные решения, определить преимущества каждого из них, найти аргументы к определенному выбору героини ситуации, рассмотреть финансовые последствия осуществленного ею выбора и др. Но логика разработки аспектного задания связана с акцентированием одного из элементов, которые становятся предметом рассмотрения с помощью заданий.
Второе задание связано с личными накоплениями и предлагает оце-
О ЗАДАНИЕ 8
Маруся давно мечтает о велосипеде, и на день рождения родители подарили ей деньги на долгожданную мечту. Но в магазине она увидела велосипед, который стоил дороже, и подаренных денег не хватило.
Как же Марусе поступить в этой ситуации?
О Какие из указанных действий ты считаешь финансово грамотными?
Отметь ответ в каждой строке.
Действие Финансово грамотное действие
ДА НЕТ
Попросить родителей взять кредит в банке на недостающую сумму О ®
Накопить самой за счёт экономии карманных денег ш О
Попросить родителей купить велосипед в рассрочку О <§>
Взять деньги в долг у одноклассников под обещание вернуть по первому требованию О ш
Подумать, все ли функции в дорогом велосипеде нужны, и купить тот, что дешевле <8> О
О ЗАДАНИЕ 11
Олегу выплатили деньги, заработанные летом. Он решил положить их в банк. Ему предложили на выбор три варианта вклада.
О Какие достоинства (преимущества) Олег связал бы с каждым из вариантов вклада?
Установите соответствие между условиями вкладов и достоинствами каждого из них.
Вклады и их условия Достоинства вкладов
1) Вклад «Молодежный» под 3 % годовых с возможностью снятия всей суммы в день совершеннолетия 2) Вклад «Максимальный доход» на год под 5 %, без окончания срока. ® А - Выгоден, так как условия вклада не будут меняться в течение нескольких лет 0 Б - Выгоден, если вкладчик предполагает, что часть средств может понадобтъся до истечения срока вклада О В - Выше процент, что позволяет накопить к определённому сроку большую сумму 0 Г - Выше доход, если снимать начисленные за месяц проценты ежемесячно О А - Выгоден, так как условия вклада не будут меняться в течение нескольких лет О Б - Выгоден, если вкладчик предполагает, что часть средств может понадобиться до истечения срока вклада ® В - Выше процент, что позволяет накопить к определённому сроку большую сумму О Г - Выше доход, если снимать начисленные за месяц проценты ежемесячно
3) Вклад «Накопи» на 18 месяцев под 4 % с пополнения вклада. О А - Выгоден, так как условия вклада не будут меняться в течение нескольких лет ® Б - Выгоден, если вкладчик предполагает, что часть средств может понадобиться до истечения срока вклада О в - Выше процент, что позволяет накопить к определённому сроку большую сумму О г - Выше доход, если снимать начисленные за месяц проценты ежемесячно
Рис.1.Примерызаданийизобучающейпрограммы дляоценкиуровня финансовой грамотности выпускников начальной и основной школы
нить преимущества (достоинства) предложенных вариантов вкладов. Однако его содержание сфокусировано лишь на одном небольшом аспекте планирования финансов, осуществляемого героем ситуации. В данном случае это определение достоинств каждого из вкладов. При этом достоинства вкладов рассматриваются абстрактно, безотносительно к личным интересам конкретного человека, анализирующего их. Комплексного, разностороннего охвата рассматриваемой проблемы, возможностей и последствий ее решения нет. Собственно финансовое решение — решение о том, какой вклад из предложенных выбрать Олегу, — остается за пределами внимания. Но для того, чтобы оно было принято и обосновано, в описание ситуации следовало бы внести несколько слов о личных финансовых целях Олега, его дальнейших планах. Сюжет мог бы получить развитие — герой мог бы оформить один из вкладов, посчитать полученную выгоду и т.д., но ситуация аспектного задания статична, выхвачена из развития некой истории с финансовым контекстом.
В то же время тот самый элемент, ставший предметом внимания каждого задания, был определен, сформулирован и заложен в программу [1], и программа на уровне обратной связи стала оперативно выдавать учащемуся, завершившему выполнение той или иной части работы, информацию, акцентирующую освоенные и неосвоенные лично им элементы (аспекты) финансовой грамотности (см. Рис. 2).
К 2018 году инструментарий исследования международного исследования PISA в области финансовой грамотности изменился. И эти изменения носили качественный характер. Из исследования PISA 2018 года были исключены 14 заданий по 12 ситуациям из тех, которые предъявлялись ранее, в том числе по 10 ситуациям с единственным заданием к ним. Место исключенных заняли всего 4 новых жизненных ситуации. При этом общее число новых заданий было равно числу заданий исключенных. В 2018 году к каждой новой ситуации разработчики инструментария исследования PISA предложили не одно, а 3-4 задания, связанных единой сюжетной линией и общей рамкой оценки.
Такая модель заданий может быть обозначена как задание комплексное. Задания, представленные в такой модели, позволяют закладывать в объект диагностики спектр когнитивных процессов, предъявлять задания разного уровня сложности, использовать разные форматы представления информации.
¡ф У вас сформированы следующие знания, умения и стратегии поведения:
■ разучен*« раоодон и дскодов в семейном бюджете
■ определение юукн ьи расходов в о&цем слюе рааодов
■ уяеме соотносить вщ, раазда с его характеристик
■ пон№*эн1№ оиыспа термин «лодулкасринэнсивой безопасности*
■ прнтание тоги, почер^ некоторые зиды л.н-сг, делтельностисглзообсгаутат пополнение сюпнетн
■ умежеЕыбрратьизперечнд личных расходов те, на которых мжно сакононмть
■ умение посчитать глр-у пгм осуществлен™ мелких пок/пок
■ прдцгт^з.тен-^ с возможна■фннзнсовьхпосле^стгняхчэанимзтагьностн псисс&эрае^.-ч1 покупок
• установление пранилыой последовательности действий при получении денег а баштиаге с тапои^и банкпЕскэв карты
■ поецставление о что нужна делать в сг^чае олцельных видев телефонного нешеннкчества (опуаь^ с жабы за&гакиэаеанной Банковской картой)
■ представление отт*<, что нуэкно делать в случав ллдельньи видов теле4»нн{нт1 мошенничества (победа в гетутцесгаукк^м конкурсе)
О Работа выявила единичные знания, умения и стратегии поведения,
которые у вас сформированы несколько хуже, чем остальные. Вам следует обрати ! ь внимание на следующее:
■ енакпе вариантов финансовых решений в ситуации нежатки денег для дотгохданнай покупки
§ Вам следует продолжить работу над формированием следующих знаний, умений и стратегий поведения:
* умен-5Ё распределять семейные расоды на обязательные и ¡ктательгые
■ определение стоимости устуги вв определённый период
■ представление о™, где безопасно снимать деньг*, с банковской карты
Рис.2. Форма обратнойсвязи:рекомендациипо совершенствованию финансовой грамотности
Назовем пять сущностных характеристик комплексных заданий:
- контекстность:восновузаданийположеныжизненныеситуации;
- личностная включенность: предъявленные задания актуальны для учащихся и направлены на выстраивание стратегий поведения в раз-ныхситуациях;
- проблемность: наличиеуникальнойдлякаждого комплексного за-данияпроблемы,котораяможетиметьразныевариантырешения;
- уровневость: в комплексе представлены задания разного уровня сложности(при этомочевиден тренд на усложнениезаданий в со-ответствиис возрастными характеристикамиучащихся,ихопытом решенияфинансовых вопросов);
- компетентностность:комплекс заданийохватываетспектр когнитивных процессов и развивает способность учащихся разносторонне применятьсвоизнанияи умения в условияхрешенияжизненных задач с учетом возможных альтернатив.
Среди характеристик комплексных заданий есть те, которые роднят их с заданиями аспектными (первые три характеристики в приведенном выше списке), и качественно новые характеристики (четвертая и пятая).
Заметим еще одну важную сторону обновления заданий в международном исследовании финансовой грамотности. Это включение в тест интерактивных заданий. В настоящее время все исследования PISA
стали проводиться в формате компьютерной диагностики, и это дало возможность включить в задания операции с калькуляторами на расчет банковского процента, получения кредита и т.п., а также работу с таблицами с несколькими переменными величинами.
Сегодня многие финансовые операции, которые осуществляет потребитель финансовых услуг, действительно связаны с целым набором инструментов, предлагаемых разными финансовыми организациями. Как определить, какой из вариантов кредитования выгоднее? Как понять, что отличает вклад с капитализацией от вклада без капитализации? Новые задания международного исследования по финансовой грамотности включают эти вопросы. Ответы на них ученик может найти, используя симуляторы финансовых инструментов. Обращаясь к таким симулято-рам, ученик имеет возможность сравнивать получившиеся величины, изменять одну из переменных — и оценивать, что поменялось в ответе, изменять несколько переменных и анализировать результат. Ниже в статье будет приведен аналог такого задания («Как взять кредит и не разориться?», задание 4) и анализ его выполнения.
Тенденция обновления подходов к разработке заданий по финансовой грамотности четко прослеживается и в отечественной практике. Очевидны изменения в содержании разработок материалов по финансовой грамотности, проводимых группой исследователей Института стратегии развития образования РАО (Е. Л. Рутковской, А. В. Половниковой, Е. С. Корольковой, А. А. Козловой, Н. В. Штильман, А. А. Бочихиной). Это изменения, осуществляемые в направлении от аспектных заданий к комплексным, ориентированным на все когнитивные процессы, лежащие в основе финансовой грамотности (выявление финансовой информации, анализ информации в финансовом контексте, оценка финансовых проблем, применение финансовых знаний) [4; 5; 9], и включающим задания интерактивные.
Рассмотрим в качестве примера комплексное задание «Как взять кредит и не разориться» (входит в банк заданий для учащихся 9 класса). Оно состоит из шести связанных между собой заданий, основанных на типичной жизненной ситуации (решении семьи взять деньги в кредит) и выстроенных в определенной логике, с которой связана разворачивающаяся интеллектуальная деятельность учащихся по решению поднятых ситуацией проблем. Это задание использовалось в составе инструментария компьютерного тестирования в ходе апробации 2020 года, и резуль-
таты позволили разделить участников тестирования на пять групп по уровню их финансовой грамотности: недостаточный, низкий, средний, повышенный и высокий. В результате, рассматривая данный пример, мы можем указать не только средний процент выполнения заданий, составляющих данный комплекс, всеми тестируемыми, но и степень успешности выполнения каждого задания учащимися, отличающимися уровнем финансовой грамотности.
Остановимся на каждом из заданий, представив их для наглядности так, как они предъявлялись учащимся.
Введение в рассматриваемую ситуацию на экране выглядит следующим образом:
Как взять кредит и не разориться? Введение
Прочитайте введение. Затем нажмите на стрелку ДАЛЕЕ.
Семья Поливиных на семейном совете решила приобрести дачный участок с домом для того, чтобы у нее была возможность отдыхать на природе.
— Участок с домом стоит очень дорого, — заметила Настя.
— Именно поэтому мы возьмем кредит в банке, — ответила мама. — Мы как раз изучаем предложения от разных банков.
— Но выплата процентов по кредиту — это новая статья расходов в нашем семейном бюджете, — напомнил папа. — Нам придется всем вместе подумать, как это повлияет на нашу семью в финансовом плане.
Первое задание предлагает учащимся сравнить два предложения по кредиту. Компетентностная область, представляемая заданием,— анализ информации в финансовом контексте. Ответ дается в формате установления соответствия.
Как взять кредит и не разориться? Задание 1 / 6
Прочитайте текст, расположенный справа.
Для ответа на вопрос выберите в выпадающих меню (Банк «Городской» или Банк «Промышленный») нужные варианты ответа.
Ниже представлен ряд утверждений. Предложению какого банка соответствует каждое из них?
Семья Насти заинтересовалась предложениями двух банков. Оба предлагали взять в кредит одну и ту же сумму под 10% годовых. Но Поливины обратили внимание на то, что в этих предложениях различаются способы начисления процентов.
Утверждение Название банка Банк «Городской» Банк «Промышленный»
Финансовая нагрузка в первые месяцы будет интенсивнее, чем в последующие Кредит под 10% годовых. Проценты начисляются на ту сумму долга, который Вам осталось выплатить. Поскольку сумма долга постепенно сокращается, то вместе с ним сокращаются и выплаты по процентам. Кредит под 10% годовых. Размер ежемесячного платежа не меняется. Наши сотрудники рассчитают Вам сумму, которую Вы будете вносить каждый месяц в течение всего времени
Для этого предложения характерны одинаковые ежемесячные платежи.
Выплата кредита банку может затянуться на более длительный срок.
Предложение позволяет сэкономить, так как величина выплачиваемых процентов становится меньше.
В ходе тестирования задание выполнили успешно 65% учащихся. Из всех девятиклассников с недостаточным уровнем с заданием справились 39%, из общего количества девятиклассников с низким уровнем — 60%, со средним — 73%, с повышенным — 82% и 94% учащихся из всех девятиклассников с высоким уровнем финансовой грамотности. Задание оказалось доступным для учащихся с низким уровнем финансовой грамотности и с более высокими ее уровнями.
Второе задание предлагает учащимся определить особенность платежа по кредиту в указанном банке. Формат задания — выбор одного верного ответа. Компетентностная область, представляемая заданием,— выявление финансовой информации.
Как взять кредит и не разориться? Задание 2 / 6
Прочитайте текст, расположенный справа.
Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.
Какое условие характеризует особенность платежа в банке «Промышленный»?
Отметьте один верный вариант ответа.
□ Банк «Промышленный» предлагает процент по кредиту ниже, чем банк «Городской»
□ В банке «Промышленный» последний платеж будет больше, чем первый.
□ В банке «Промышленный» первый платеж будет больше, чем последний.
□ В банке «Промышленный» каждый месяц нужно будет платить одну и ту же сумму.
- Давайте внимательно посмотрим на условия в банке «Промышленный»,— предложила мама.— Надо понять, каковы условия в этом банке.
Банк «Городской»
Кредит под 10% годовых. Проценты начисляются на ту сумму долга, который Вам осталось выплатить. Поскольку сумма долга постепенно сокращается, то вместе с ним сокращаются и выплаты по процентам.
Банк «Промышленный»
Кредит под 10% годовых. Размер ежемесячного платежа не меняется. Наши сотрудники рассчитают Вам сумму, которую Вы будете вносить каждый месяц в течение всего времени.
В ходе тестирования задание выполнили успешно 85% учащихся. Среди них 55% девятиклассников из группы учащихся с недостаточным уровнем (это свидетельствует о доступности подобных заданий для данной группы учащихся), 85% учащихся из группы с низким уровнем финансовой грамотности, 94% из группы учащихся со средним уровнем, 97% из группы учащихся с повышенным и 100% учащихся с высоким уровнем. Это самое легкое задание рассматриваемого комплекса.
Третье задание предлагает учащимся оценить ситуации и определить те, в которых опасно брать кредит в банке. Компетентностная область, представляемая заданием,— оценка финансовых проблем. Ответ дается путем выбора нескольких верных ответов.
Задание выполнили успешно менее половины (47%) участников тестирования, в том числе 22% девятиклассников из группы с недостаточным уровнем финансовой грамотности, 35% из группы с низким уровнем, 53% из группы со средним уровнем, 80% из группы с повышенным и 100% учащихся с высоким уровнем. Задание оказалось доступным для учащихся со средним уровнем финансовой грамотности и с более высокими ее уровнями.
Как взять кредит и не разориться? Задание 3 / 6
Прочитайте текст, расположенный справа.
Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. Определите, в каких случаях будет опасно брать крупный кредит.
Отметьте все верные варианты ответа.
□ Василий заключил с работодателем срочный трудовой договор на 6 месяцев.
□ После окончания университета Матвей нашел работу в банке и подписал бессрочный трудовой договор.
□ Мария — дизайнер-фрилансер, она выполняет заказы, которые поступают ей по Интернету.
□ В семье Валентины мама и папа имеют постоянную работу.
□ Кузьма учится на дневном отделении университета и подрабатывает в юридической фирме.
Четвертое задание предлагает учащимся воспользоваться онлайн-калькулятором и рассчитать переплату по кредиту. Ответ дается в форме краткого ответа. Компетентностная область, представляемая заданием,— применение финансовых знаний и понимания. Для выполнения задания учащемуся необходимо ввести заданные характеристики в он-лайн-калькулятор, и из полученных в калькуляторе данных выбрать необходимую информацию о размере ежемесячного платежа и размере переплаты банку. Это пример одного из интерактивных заданий, появившихся среди заданий по финансовой грамотности.
Как взять кредит и не разориться? Задание 4 / 6 Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос воспользуйтесь онлайн-каль-кулятором по ссылке: https://calculator.ru.com/ Запишите свой ответ на вопрос в виде числа. Рассчитайте, какую сумму ежемесячно придется отдавать семье в счет погашения кредита. Поливины остановились на предложении банка «Городской». Они выбрали участок в 12 соток с одноэтажным домом стоимостью в 1 250 000 рублей. Кредит был взят на 15 лет.
Банк «Городской» Кредит под 10% годовых. Проценты начисляются на ту сумму долга, который Вам осталось выплатить. Поскольку сумма долга постепенно сокращается, Банк «Промышленный» Кредит под 10% годовых. Размер ежемесячного платежа не меняется. Наши сотрудники рассчитают Вам сумму, которую Вы будете вносить каждый месяц в течение
- Мы так долго решаем, брать ли кредит или нет,— сказала Настя. — Неужели это такой трудный вопрос? Нужны деньги — идешь и берешь кредит, все же просто!
— Я думаю, что перед тем, как брать кредит, важно тщательно взвесить, сможешь ли ты его отдать.
Укажите, на сколько ру- то вместе с ним со- всего времени.
блей больше сверх взятой кращаются и выплаты
суммы придется отдать по процентам.
банку.
Размер ежемесячного
платежа рублей.
Переплата банку
рублей.
Задание вызвало существенные затруднения в ходе его выполнения. Его выполнили успешно только 19% девятиклассников, в том числе только 6% учащихся из группы с недостаточным уровнем финансовой грамотности, 15% из группы с низким уровнем, 18% из группы со средним уровнем, 42% из группы с повышенным и 100% учащихся с высоким уровнем финансовой грамотности. Очевидно, что это задание высокого уровня сложности. (Результаты ярко демонстрируют серьезный дефицит умения учащихся использовать онлайн-инструменты при расчетах, связанных с финансовыми продуктами.)
Пятое задание предлагает учащимся определить последствия решения о взятии кредита, связанные с планированием семейного бюджета. Ответ дается в формате развернутых суждений. Компетентностная область, представляемая заданием,— обоснование выбора (решения).
Как взять кредит и не разориться? Задание 5 / 6 Прочитайте текст, расположенный справа. Запишите свой ответ на вопрос. Сформулируйте негативное последствие для планирования семейного бюджета при системе начисления процентов в банке «Городской». Кредит, взятый в банке «Городской», внес серьезные изменения в планирование семейного бюджета Поливиных.
Банк «Городской» Кредит под 10% годовых. Проценты начисляются на ту сумму долга, который Вам осталось выплатить. Поскольку сумма долга постепенно сокращается, то вместе с ним сокращаются и выплаты по процентам. Банк «Промышленный» Кредит под 10% годовых. Размер ежемесячного платежа не меняется. Наши сотрудники рассчитают Вам сумму, которую Вы будете вносить каждый месяц в течение всего времени.
Это задание выполнили успешно 43%, в том числе 18% девятиклассников из группы с недостаточным уровнем финансовой грамотности, 34% из группы с низким, 47% из группы со средним уровнем, 75% из
группы с повышенным и 94% из группы с высоким уровнем финансовой грамотности. Данное задание повышенного уровня, поскольку оно оказалось доступным для учащихся с этим уровнем финансовой грамотности.
Как взять кредит и не разориться? Задание 6/6
Прочитайте текст, расположенный справа.
Запишите свой ответ на вопрос. Назовите ОДНО любое финансовое преимущество данного решения.
Папа Насти получил солидную премию на работе. Поливины решили ничего не покупать, а внести эту сумму в счет погашения кредита.
Заключительное задание, как и предыдущее, предлагает учащимся определить последствия решения о взятии кредита, но в данном случае требуется показать понимание положительного последствия досрочного погашения кредита. Ответ тоже дается в формате развернутых суждений. Компетентностная область, представляемая заданием,— обоснование выбора (решения).
Данное задание выполнили успешно 70% девятиклассников, в том числе 35% учащихся из группы с недостаточным уровнем финансовой грамотности, 69% из группы с низким уровнем; 79% из группы со средним, 93% из группы с высоким и 100% учащихся с высоким уровнем финансовой грамотности. Задание оказалось доступным для учащихся с низким уровнем финансовой грамотности и с более высокими ее уровнями.
Рассмотренный пример комплексного задания является типичным для создаваемого в Институте стратегии развития образования банка заданий по финансовой грамотности. Он иллюстрирует все приведенные выше характеристики комплексных заданий (контекстность, личностную включенность, проблемность, компетентностность и уровневость). Кроме того, он демонстрирует возможность эмпирическим путем (на основе апробационных исследований) дифференцировать задания по их доступности для учащихся разного уровня финансовой грамотности, что создает возможность учитывать эту дифференциацию при определении способов организации познавательной деятельности, развивающей финансовую грамотность учащихся, для которых характерен разный стартовый уровень.
Кроме того, комплексные задания при их применении в диагностических работах дают широкий объем информации о степени сформи-
рованности финансовой грамотности у обучающихся. Одна ситуация охватывает широкий спектр когнитивных процессов, позволяет предъявлять учащимся задания разного уровня сложности и, соответственно, диагностировать эти уровни.
Заключение
Развитие инструментария для формирования и оценки финансовой грамотности, создаваемого в Институте стратегии развития образования РАО, демонстрирует смещение акцента с отдельных аспектных заданий в сторону разработки заданий комплексных, способных акцентировать несколько важных (в том числе дефицитных по освоенным учащимися умениям) действий.
Комплексные задания сохранили часть характеристик заданий аспектных (контекстность, личностная включенность, проблемность) и приобрели новые характеристики (компетентностность и уровневость). В силу такого набора характеристик комплексные задания обладают более выраженным педагогическим потенциалом, задают более широкие возможности их применения в педагогической практике.
Комплексные задания позволяют осуществлять качественную проработку проблем, поднимаемых определенной жизненной ситуацией, становящейся основой выработки знаний и умений в области финансовой грамотности, предъявляющей запрос к ним. В рамках определенного комплексного задания это проявляется в постепенно усложняющемся материале, предъявляемом учащимся, и требуемых от них интеллектуальных операциях, подводящих к определенному финансовому решению, осуществляемому с учетом позитивных и негативных его последствий. Погружение в проблему, ее качественная проработка выполняется на разных уровнях сложности, что позволяет осуществлять продвижение от низких уровней образовательных результатов к более высоким.
Литература
1. Дружи с финансами: национальная программа повышения финансовой грамотности граждан. Тесты для оценки уровня финансовой грамотности [Электронный ресурс]. URL: http://finance.instrao.ru/fin/ (дата обращения: 10.06.2020).
2. Ковалева Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 31-43.
3. Ковалева Г. С. Что такое функциональная грамотность? // Функциональная грамотность как результат образования. Официальный канал Яндекс.Учебника, 10.06.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=dcv8jUk_IKo&fbclid=IwAR2dir5iBbcQ7Sif73rTNm
Lr-HMHWeWnaRrVAaLPudTDo8dguiknqzEq7n4 (дата обращения: 10.06.2020).
4. Половникова А. В., Козлова А. А. Задания по финансовой грамотности в контексте реализации системно-деятельностного подхода: особенности моделирования и опыт апробации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 159-176.
5. РутковскаяЕ. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 98-111.
6. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 4. С. 36-45.
7. ФГОС 4.0: перезагрузка данных // Вести образования, 12.02.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.rU/articles/2020/2/12/fgos/11554-fgos_40_perezagruzka_dannyh_ (дата обращения: 10.06.2020).
8. Финансовая грамотность российских учащихся (по материалам международной программы PISA-2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_pub.html (дата обращения: 10.06.2020).
9. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для об-щеобразоват. организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, Е. Л. Рутковской. М.; СПб.: Просвещение, 2020. 94 с.
10. PISA 2012 Assessment and Analytical Frameworks. Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy // OECD [Электронный ресурс]. DOI: http//dx.doi. org/10.1787/9789264190511-en.
11. PISA 2012 Assessment and Analytical Framework. Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. Financial Literacy Framework // OECDiLibrary [Электронный ресурс]. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264190511-7-en.
12. PISA 2012 Results: Students and Money (Volume VI). Financial Literacy Skills for the 21st Century // OECDiLibrary [Электронный ресурс]. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264208094-en.
13. PISA 2015 Results (Volume IV): Students' Financial Literacy // OECDiLibrary [Электронный ресурс]. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264270282-en.
14. PISA 2018 released financial literacy items // OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www. oecd.org/pisa/test/PISA2018-financial-literacy-items.pdf (дата обращения: 10.06.2020).
15. PISA Financial Literacy Questions & Answers // OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/PISA-2012-FINANCIAL-LITERACY-QUESTIONS-AND-ANSWERS.pdf (дата обращения: 10.06.2020).
ASSESSMENT AND FORMING FINANCIAL LITERACY: TASK MODELS AND THEIR DEVELOPMENT
The article focuses on the evolution of PISA financial literacy assignments presented to 15-year-old students during the three stages of the study. A visual comparison of the scope of tasks for 2012, 2015 and 2018 is carried out. On the basis of a quantitative analysis of measuring materials, a conclusion is made about a significant reduction in the number of aspect tasks and an increase in the proportion of complex tasks.
Specific examples show the evolution in approaches to the development of tasks that assess and develop financial literacy in domestic practice, similar to the practice of developers of measuring materials of the PISA study, conducted with the participation of the author. The importance of aspect assignments at the initial stage of work on the creation of educational and methodological, including evaluation materials on financial literacy is emphasized.
The peculiarities of complex tasks and their broader possibilities in assessing and developing financial literacy of students are emphasized, which are taken into account when creating a bank of tasks for monitoring the formation of functional literacy at the Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education.
Special attention is paid to the issue of level representation of financial literacy assign-
ments in the developed complexes.
The components included in the set of tasks on financial literacy used in the 2020 monitoring study are considered in detail. It presents empirical data on the performance of assignments of different difficulty levels by ninth-graders (age of PISA study participants) belonging to five groups with different levels of financial literacy.
Keywords: functional literacy, financial literacy, complex assignments, financial literacy level, PISA (Programme for International Student Assessment).
References
• Druzhi s finansami: nacional'naya programma povysheniya finansovoj gramotnosti grazhdan. Testy dlya ocenki urovnya finansovoj gramotnosti [Elektronnyj resurs]. URL: http://finance.instrao.ru/fin/ (data obrashcheniya: 10.06.2020). [In Rus].
• FGOS 4.0: perezagruzka dannyh // Vesti obrazovaniya, 12.02.2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https:// vogazeta.ru/articles/2020/2/12/fgos/11554-fgos_40_perezagruzka_dannyh_ (data obrashcheniya: 10.06.2020). [In Rus].
• Finansovaya gramotnost' rossijskih uchashchihsya (po materialam mezhdunarodnoj programmy PISA-2012 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_pub.html (data obrashcheniya: 10.06.2020). [In Rus].
• Finansovaya gramotnost'. Sbornik etalonnyh zadanij. Vypusk 1: ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizacij / pod red. G. S. Kovalevoj, E. L. Rutkovskoj. M.; SPb.: Prosveshchenie, 2020. 94 s. [In Rus].
• Kovaleva G. S. Chto takoe funkcional'naya gramotnost'? // Funkcional'naya gramotnost' kak rezul'tat obrazovaniya. Oficial'nyj kanal Yandeks.Uchebnika, 10.06.2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=dcv8jUk_IKo&fbclid=IwAR2dir5iBbcQ7Sif73rTNmLr-HMHWeWnaRr VAaLPudTDo8dgu1knqzEq7n4 (data obrashcheniya: 10.06.2020). [In Rus].
• Kovaleva G. S. Finansovaya gramotnost' kak sostavlyayushchaya funkcional'noj gramotnosti: mezh-dunarodnyj kontekst // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1, № 2 (37). S. 31-43. [In Rus].
• PISA 2012 Assessment and Analytical Frameworks. Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy // OECD [Elektronnyj resurs]. DOI: http//dx.doi. org/10.1787/9789264190511-en.
• PISA 2012 Assessment and Analytical Framework. Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. Financial Literacy Framework // OECDiLibrary [Elektronnyj resurs]. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264190511-7-en.
• PISA 2012 Results: Students and Money (Volume VI). Financial Literacy Skills for the 21st Century // OECDiLibrary [Elektronnyj resurs]. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264208094-en.
• PISA 2015 Results (Volume IV): Students' Financial Literacy // OECDiLibrary [Elektronnyj resurs]. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264270282-en.
• PISA 2018 released financial literacy items // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oecd.org/ pisa/test/PISA2018-financial-literacy-items.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2020).
• PISA Financial Literacy Questions & Answers // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oecd. org/pisa/pisaproducts/PISA-2012-FINANCIAL-LITERACY-QUESTIONS-AND-ANSWERS.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2020).
• Polovnikova A. V., Kozlova A. A. Zadaniya po finansovoj gramotnosti v kontekste realizacii sistemno-deyatel'nostnogo podhoda: osobennosti modelirovaniya i opyt aprobacii // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 159-176. [In Rus].
• Rutkovskaya E. L. Finansovaya gramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti: podhody k razrabotke uchebnyh zadanij // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 98-111. [In Rus].
• Rutkovskaya E. L. Finansovaya gramotnost' kak neobhodimyj navyk zhizni v sovremennom sociume: celi, soderzhanie i pervye rezul'taty mezhdunarodnogo issledovaniya // Prepodavanie istorii i ob-shchestvoznaniya v shkole. 2014. № 4. S. 36-45. [In Rus].