Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОССИЙСКИХ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ PISA-2018)'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОССИЙСКИХ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ PISA-2018) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / PISA / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваль Т. В., Дюкова С. Е., Колачев Н. И.

Статья представляет продолжение анализа гендерных аспектов результатов, полученных международным исследованием качества образования PISA-2018 в области функциональной грамотности «глобальные компетенции», характеризует установки международного исследования качества образования при анализе его результатов с гендерных позиций. Акцентируя внимание на результатах российских юношей и девушек, авторы анализируют, сравнивают и интерпретируют данные когнитивного теста и анкетирования 15-летних обучающихся. Они рассматривают корреляцию результатов по «глобальным компетенциям» и основным направлениям функциональной грамотности как одно из объяснений расхождения в результатах когнитивного теста у юношей и девушек. Анализ результатов анкетирования выявил особенности и подтвердил отличия, которые находят отражение в социализации подростков обоего пола; показал соотношение их взглядов и отношений с поло-ролевыми стандартами нашего общества. При интерпретации результатов международного исследования авторы показывают возможности их использования в практике образовательной организации для формирования глобальной компетентности и определяют направления дальнейшего исследования теоретической проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коваль Т. В., Дюкова С. Е., Колачев Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE COMPETENCE OF RUSSIAN GIRLS AND BOYS (BASED ON THE RESULTS OF PISA 2018)

The article presents a continuation of the gender aspects’ analysis of the results obtained by the international study of the quality of education PISA 2018 in the field of functional literacy “global competences”, characterizes the attitudes of the international study in analyzing the results from a gender perspective. Focusing on the results of Russian boys and girls, the authors analyze, compare and interpret the data of the cognitive test and questionnaires of 15-year-old students. They consider the correlation between the results for “global competences” and the main areas of functional literacy as one of the explanations for the discrepancy in the results of the boys’ and girls’ cognitive test. The analysis of the survey results reveals the features and confirms the differences that are reflected in the socialization of boys and girls/ The research shows the correlation of their views and relations with the gender-role standards of our society. When interpreting the results of the international study, the authors show the possibilities of their use in the practice of an educational organization for the formation of global competence and determine the directions for further theoretical research.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОССИЙСКИХ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ PISA-2018)»

УГЛУБЛЕННЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ _СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОССИЙСКИХ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ PISA-2018)

Статья представляет продолжение анализа гендерных аспектов результатов, полученных международным исследованием качества образования PISA-2018 в области функциональной грамотности «глобальные компетенции», характеризует установки международного исследования качества образования при анализе его результатов с гендерных позиций. Акцентируя внимание на результатах российских юношей и девушек, авторы анализируют, сравнивают и интерпретируют данные когнитивного теста и анкетирования 15-летних обучающихся. Они рассматривают корреляцию результатов по «глобальным компетенциям» и основным направлениям функциональной грамотности как одно из объяснений расхождения в результатах когнитивного теста у юношей и девушек. Анализ результатов анкетирования выявил особенности и подтвердил отличия, которые находят отражение в социализации подростков обоего пола; показал соотношение их взглядов и отношений с поло-ролевыми стандартами нашего общества. При интерпретации результатов международного исследования авторы показывают возможности их использования в практике образовательной организации для формирования глобальной компетентности и определяют направления дальнейшего исследования теоретической проблемы.

Ключевые слова: гендерный подход, PISA, функциональная грамотность, глобальная компетентность, оценка качества образования. С. Е. Дюкова

--Аналитик лаборатории

социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: [email protected]

Т. В. Коваль

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: [email protected]

Tatiana V Koval

PhD (Education), Senior Researcher, the Laboratory of Social and Humanitarian Education, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Коваль Т. В., Дюкова С. Е., Колачев Н. И. Сравнительный анализ глобальной компетентности российских девушек и юношей (по результатам Р18А-2018) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 5 (79). С. 31-40.

Svetlana E. Dyukova

Analyst, the Laboratory of Social and Humanitarian Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Н. И. Колачев

Стажер-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва

E-mail: [email protected]

Nikita I. Kolachev

Research Assistant at the International Laboratory of Positive Psychology of Personality and Motivation, HSE University, Moscow, Russia

Введение. В современных национальных и международных исследованиях качества образования при анализе факторов, оказывающих влияние на успешность обучающихся, на результаты образования в целом, выделяют гендер. В исследовании PISA это понятие употребляется как синоним понятия «пол». В данной работе используется обозначение «гендер», принятое в исследованиях по социальным наукам [9]. В рамках метапредметных (cross-curricular, not subject-specific) направлений функциональной грамотности, таких как «решение проблем» (PISA-2015) или заявленное в исследовании PISA-2022 «креативное мышление», гендерный аспект позволяет не только проанализировать и сопоставить результаты мальчиков/юношей и девочек/девушек, но и поставить вопросы, связанные с социализацией современного молодого поколения и особенностями педагогической поддержки этого процесса. Это характерно и для направления функциональной грамотности «глобальные компетенции» (исследование PISA-2018, результаты представлены в 2020 г.)

Среди названных выше метапредметных направлений функциональной грамотности «глобальные компетенции» представляют значительную сложность для исследования и описания. Это связано с такими особенностями конструкта «глобальная компетентность», как ценностная направленность, нацеленность его на гипотетически определяемые характеристики образа будущего [13, p. 198; 15], включение в него аспекта «отношения» [13, p. 5; 14; 16]. К факторам, которые следует принимать во внимание при оценке глобальной компетентности обучающихся с учетом гендера, относятся социально-экономическая и культурная специфика гендерного вопроса в разных странах и наличие социокультурных стереотипов, кото-

рые могут как совпадать, так и отличаться у представителей разных культур и народов [1; 5]. При этом гендерный подход к результатам исследования PISA предполагает две принципиальные позиции. Первая позиция связана с тем, что в подавляющем большинстве стран мира признано юридическое равенство всех детей в доступе к общему образованию, но под влиянием особенностей и потребностей развития национальной экономики и культуры в странах могут существовать социальные барьеры, как правило для женщин, в завершении общего образования, получении профессионального образования и, в конечном счете, рабочего места [11; 6, c. 112]. Вторую позицию, связанную с опровержением и неприятием идеи неравенства когнитивных способностей людей в зависимости от гендера, можно образно выразить словами А. Шляйхера: «Victory in having closed gender gaps in girls' and boys' cognitive abilities» [17, p. 31]. Многолетние исследования PISA показали, что не существует «типичной девочки» или «типичного мальчика» и усредненные показатели подразумевают значительное число вариаций и отклонений от них среди представителей одного пола. Учащиеся могут продемонстрировать результаты значительно ниже или выше среднего показателя своих сверстников того же пола («The average performance of boys and girls masks wide variations amongst students of the same gender, as there is no such thing as a „typical" girl or a „typical" boy. Some students may score far below, or far above, the average performance of their peers of the same gender») [12, p. 147].

Постановка проблемы. Цель и методы исследования. Описание инструментария. От России в исследовании глобальной компетентности участвовали 995 человек — представительная выборка, которая позволяет перенести результаты исследования на генеральную совокупность учащихся 15-летнего возраста. Оценка глобальной компетентности проводилась на основе когнитивного теста и анкетирования, которое в направлении «глобальные компетенции» является равнозначным, а не дополнительным компонентом инструментария. Данные PISA-2018 позволяют с гендерных позиций проследить и интерпретировать

а) сходство и отличие результатов российских участников исследования (юношей и девушек) и результатов их сверстников в других странах;

б) особенности гендерной социализации 15-летних российских обучающихся. В этих целях был проведен сравнительный анализ данных анкетирования и результатов когнитивного теста участников из разных

стран, сопоставительный анализ успешности юношей и девушек — представителей РФ с учетом результатов, полученных ими по другим направлениям функциональной грамотности.

Результаты исследования. Обсуждение. Специфика доступности образования в области «глобальных компетенций» рассматривалась в международном исследовании через виды деятельности (learning activities), формирующие глобальную компетентность в образовательном процессе. Участникам исследования были предложены следующие утверждения (здесь и далее перевод утверждений дается по национальной версии инструментария исследования PISA-2018 «Функциональная грамотность: глобальные компетенции. Отчет по результатам международного исследования PISA-2018» [7]):

Я изучаю разные культуры.

На уроках я изучаю то, как преодолевать конфликты с другими людьми.

Я изучаю, как люди из разных культур могут иметь разные взгляды на некоторые вопросы.

Я изучаю, как общаться с людьми из других культур.

Я участвую в обсуждении событий, происходящих в мире (во время дискуссий на уроках).

Я изучаю взаимосвязь экономики разных стран.

На уроках я анализирую мировые проблемы вместе с моими одноклассниками в небольших группах.

Мои преподаватели часто просят меня высказать свое мнение о международных новостях.

На уроках мы читаем газеты, следим за новостями в интернете или все вместе смотрим новости.

В течение учебного года я участвую в мероприятиях, посвященных многообразию культур.

Количество видов деятельности, которое указали тестируемые из России в сравнении со средними показателями по странам ОЭСР, представлено на Рис. 1 [13, p. 181]. В среднем по странам ОЭСР респонденты сообщили, что участвовали примерно в пяти из указанных видов деятельности. Российский показатель не отличается от данных по ОЭСР. При этом российские девушки свидетельствовали о своей вовлеченности в меньшее число видов деятельности, чем юноши (данный показатель также не отличается от среднего по странам ОЭСР), однако расхожде-

ние в количестве указанных видовдеятелькости находится в пределах статистическойпогрешности.

Филиппины Доминиканская р-ка Сингапур Индонезия Таиланд Албания Баку (Азербайджан) Колумбия Иордания Перу Косово Гонконг(Китай) Панама Мексика Ливан Черногория Казахстан Вьетнам Аргентина Тайвань Коста-Рика Саудовская Аравия Бразилия Малайзия Сербия Болгария Морокко Португалия Австралия Уругвай Литва Исландия Северная Македония

Турция Греция Молдова Республика Корея Польша Макао (Китай) Босния и Герцеговина Чили

Бруней-Даруссалам Испания Мальта Италия Австрия

Среднее по странам ОЭСР Бруней-Даруссалам Хорватия Германия Ирландия Новая Зеландия Румыния Сербия Швейцария Украина Эстония

_Словакия

Российская Федерация

Израиль Латвия Шотландия Франция Словения Венгрия

Рис. 1. Количество видов деятельности, влияющих на формирование глобальнойкомпетентности,вкоторыебыливовлеченыреспонденты

Несмотря на то,что российскиеучастникиисследования отрефлекси-ровали несколькоменьшуювовлеченностьдевушек в виды деятельности, которые важныдляжизнив поликультурном,постоянно изменяющемся мире, можно констатировать равную доступность освоения такого направления функциональной грамотности, как «глобальные компетенции». Значительно больше расхождений по гендерному признаку у тестиру-емыхпроявляетсяприобращении кконкретнымвидам деятельности.

Юноши проявляют активность в обсуждении и отстаивании своих взглядов, то естьв условиях существования конкурентной среды («Я участвую в обсуждении событий, происходящих в мире (во время дискуссий на уроках)», «На уроках я анализирую мировые проблемы вместе с моими одноклассникамив небольшихгруппах»,«Моипреподаватели часто просят менявысказать своемнение о международныхновостях»).

Девушки чаще, чем юноши, выбирают виды деятельности, отражающие связь с межкультурным взаимопониманием и общением («На уроках я изучаю то, как преодолевать конфликты с другими людьми», «Я изучаю, как общаться с людьми из других культур»).

Анализ и интерпретация результатов выполнения когнитивного теста российскими девушками и юношами (результаты девушек были в среднем выше на 16 баллов) и его отдельных заданий были представлены в работе «Гендерный подход к анализу результатов выполнения заданий по „глобальным компетенциям"» [4, с. 333-334]. Дальнейший анализ позволил обратить внимание на один из факторов, не рассмотренных ранее: корреляцию результатов выполнения когнитивного теста по «глобальным компетенциям» и по основным направлениям функциональной грамотности (Табл. 1), которую отражают и гендерные результаты [7, с. 20].

Таблица 1

Корреляция результатов Р!вА-2018 по читательской, математической, естественно-научной грамотности и когнитивного теста по «глобальным компетенциям»

Результаты Математическая грамотность Естественно-науч -ная грамотность Читательская грамотность

Средний по странам-участницам 0,73 0,79 0,84

Российская Федерация 0,71 0,78 0,82

Данные свидетельствуют о том, что наиболее высока связь полученных результатов по «глобальным компетенциям» с показателями по читательской грамотности. Именно в этой области исследование РКА-2018 зафиксировало самый значительный разрыв в результатах юношей и девушек: в среднем по странам ОЭСР девушки превзошли юношей на 30 баллов, минимальные гендерные различия составили около 20 баллов, максимальные — более 50 баллов. Разрыв в результатах российских участников был около 25 баллов [12, р. 143].

На Рис. 2 представлены гендерные различия по индексам, составленным на основе анкетирования. Положительные значения индекса свидетельствуют о более позитивном отношении к явлениям, связанным

с глобальной компетентностью, отрицательные — о менее позитивном. По всем показателям, кроме двух, а именно: осведомленности о глобальных проблемах и когнитивной адаптивности, под которой подразумевается способность приспосабливать свое мышление и поведение к преобладающей культурной среде, справляться с «культурным шоком», развивать долгосрочные межличностные отношения в изменяющихся обстоятельствах новой культурной среды [13, p. 100]),— различия статистически значимы на уровне а = 0,05. В сравнении с юношами девушки сообщили о субъективно большей способности понимать точки зрения других людей, о субъективно большей осознанности при межкультурном взаимодействии, о большем интересе к изучению других культур, уважении к людям, представляющим другие культуры, а также продемонстрировали более позитивное отношение к иммигрантам. Наибольший разрыв получился по индексу «уважение к людям, представляющим иные культуры» — почти одно стандартное отклонение.

Уважение к людям, представляющим иные культуры

■ Девушки ■ Юноши 0,53

Интерес к изучению других культур -0,23

-0,4

Отношение к иммигрантам Осознанность межкультурного взаимодействия

Способность понимать взгляды других людей -0,01

Осведомленность о глобальных проблемах Когнитивная адаптивность

0,06 0,03

-0,4

-0,2 0 0,2 Значение индекса

Рис.2. Различиямеждуответамироссийских девушекиюношей по индексам, относящимся к «глобальным компетенциям»

0,39

0,21

0,17

0,34

0,11

0,09

-0,6

0,4

0,6

Полученные в результате анкетирования результаты соотносятся с поло-ролевыми стандартами нашего общества.В рамкахгендерных стереотиповсчитается,что мужчиныдолжны быть болеекатегорич-ными,агрессивными, амбициозными,в то времякакженщинам свойственны скромность,стремление соглашаться,неконфликтность [8].

Анкетирование подтвердило, что 15-летние девушки более ориентированы на взаимодействие с другими людьми и толерантное отношение к ним, склонны проявлять большее уважение к представителям других культур. Юноши отметили меньшую толерантность к иммигрантам, представителям иных культур и меньшее стремление понять другого, т.е. проявить осознанность при межкультурном взаимодействии. Данные исследования показывают возможные направления практической деятельности образовательных организаций. Все обучающиеся — и девушки, и юноши — должны получить возможность участия в большом количестве разнообразных видов деятельности. Однако при организации познавательной деятельности и во внеурочных мероприятиях желателен поиск сбалансированного подхода к отбору конкретных видов деятельности: с этим связана мотивация подростков обоего пола и успешность процесса гендерной социализации [2]. Вместе с тем желательно вовлекать юношей и девушек в педагогические ситуации, ставить перед ними проблемы, требующие социокультурного выбора и формирующие «нестереотипный» опыт, например связанный с развитием эмпатии у юношей. При этом исследователи гендерного подхода в образовании подчеркивают сложность решения данного комплекса образовательно-воспитательных задач [3; 10].

Заключение. Несмотря на то, что в рамках анкетирования мы имеем дело с декларативными результатами, полученные данные не только свидетельствуют о гендерных различиях в области «глобальных компетенций», но и выявляют определенную специфику гендерной социализации, особенности социальной и психологической адаптации 15-летних подростков. Они позволяют утверждать, что нацеленность на формирование глобальной компетентности ставит перед образовательной организацией задачи, в определенной степени сориентированные и на гендерную социализацию, для решения которых требуется дальнейшее исследование проблемы и разработка методических рекомендаций.

Литература

1. Денисова Г. В. Социокультурные стереотипы в межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. Т. 26 (3). С. 127-148. Б01: https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-127-148.

2. Каган В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. Т. 109, № 2. С. 53-62.

3. КаменскаяЕ. Н. Гендерный подход в педагогике. Ростов-н/Д: Ростовский государственный педагогический университет, 2006. 385 с.

4. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Гендерный подход к анализу результатов выполнения заданий по «глобальным компетенциям» // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Международная академия наук педагогического образования; 5 за знания, 2021. С. 333-336.

5. Петухова Т. В. Социокультурный имидж как маркер общественных представлений // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=16355 (дата обращения: 08.04.2021).

6. Скопек Я., Тривенти М., Косякова Ю. и др. Гендер и начало трудового пути: результаты международного сравнительного исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX, № 5 (88). С. 98-126.

7. Функциональная грамотность: глобальные компетенции. Отчет по результатам международного исследования PISA-2018. [Электронный ресурс] URL: https://fioco.ru/Media/Default/Do cuments/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018_.pdfhttps://fioco.ru/Media/ Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018_.pdf

8. Ellemers N. Gender stereotypes // Annual review of psychology. 2018. Vol. 69. P. 275-298.

9. Geary D. C. Male, female: The evolution of human sex differences. 2nd ed. American Psychological Association, 2010. DOI: https://doi.org/10.1037/12072-000.

10. Hadjar A., Krolak-Schwerdt S., Priem K., et al. Gender and educational achievement // Educational Research. 2014. Vol. 56 (2). P. 117-125. DOI: https://doi.org/10.1080/00131881.2014.898908.

11. The ABC of Gender Equality in Education: Aptitude, Behaviour, Confidence // OECDiLibrary, 2015. DOI: https://dx.doi.org/10.1787/9789264229945-en.

12. PISA 2018 Results (Volume II). Where All Students Can Succeed // OECDiLibrary, 2019. DOI: https://doi.org/10.1787/b5fd1b8f-en.

13. PISA 2018 Results (Volume VI). Are Students Ready to Thrive in an Interconnected World? // OECDiLibrary, 2019. DOI: https://doi.org/10.1787/d5f68679-en.

14. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework // OECDiLibrary [Электронный ресурс]. DOI: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en.

15. Preparing our youth for an inclusive and sustainable world. The OECD PISA global competence framework. 2018 // OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/pisa/Handbook-PISA-2018-Global-Competence.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

16. Salzer C., Roczen N. Assessing global competence in PISA 2018: Challenges and approaches to capturing a complex construct // International Journal of Development Education and Global Learning. 2018. Vol. 10, No. 1. P. 5-20. DOI: https://doi.org/10.18546/IJDEGL.10.1.02.

17. Schleicher А. PISA 2018: Insights and Interpretations. Paris: OECD Publishing, 2019. 64 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/PISA%202018%20Insights%20and%20 Interpretations%20FINAL%20PDF.pdf (дата обращения: 29.03.2021).

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE COMPETENCE OF RUSSIAN GIRLS AND BOYS (BASED ON THE RESULTS OF PISA 2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article presents a continuation of the gender aspects' analysis of the results obtained by the international study of the quality of education PISA 2018 in the field of functional literacy "global competences", characterizes the attitudes of the international study in analyzing the results from a gender perspective. Focusing on the results of Russian boys and girls, the authors analyze, compare and interpret the data of the cognitive test and questionnaires of 15-year-old students. They consider the correlation between the results for "global competences" and the main areas of functional literacy as one of the explanations for the discrepancy in the results of the boys' and girls' cognitive test. The analysis of the survey results reveals the features and confirms the differences that are reflected in the socialization of boys and girls/ The research shows the correlation of their views and relations with the gender-role standards of our society.

When interpreting the results of the international study, the authors show the possibilities of their use in the practice of an educational organization for the formation of global competence and determine the directions for further theoretical research.

Keywords: gender approach, PISA, functional literacy, global competence, education quality assessment.

References

• Denisova G. V. Sociokul'turnye stereotipy v mezhkul'turnoj kommunikacii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya. 2020. T. 26 (3). S. 127-148. DOI: https://doi. org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-127-148. [In Rus].

• Ellemers N. Gender stereotypes // Annual review of psychology. 2018. Vol. 69. P. 275-298.

• Funkcional'naya gramotnost': global'nye kompetencii. Otchet po rezul'tatam mezhdunarodnogo issle-dovaniya PISA-2018 [Elektronnyj resurs]. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C %D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018_.pdfhttps://fioco.ru/Media/Default/Document s/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018_.pdf

• Geary D. C. Male, female: The evolution of human sex differences. 2nd ed. American Psychological Association, 2010. DOI: https://doi.org/10.1037/12072-000.

• Hadjar A., Krolak-Schwerdt S., Priem K., et al. Gender and educational achievement // Educational Research. 2014. Vol. 56 (2). P. 117-125. DOI: https://doi.org/10.1080/00131881.2014.898908.

• Kagan V. E. Stereotipy muzhestvennosti-zhenstvennosti i obraz «Ya» u podrostkov // Voprosy psiholo-gii. 1989. T. 109, № 2. S. 53-62. [In Rus].

• Kamenskaya E. N. Gendernyj podhod v pedagogike. Rostov-n/D: Rostovskij gosudarstvennyj peda-gogicheskij universitet, 2006. 385 s. [In Rus].

• Koval T. V., Dyukova S. E. Gendernyj podhod k analizu rezul'tatov vypolneniya zadanij po «global'nym kompetenciyam» // Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoj shkoly Upravleniya obrazovatel'nymi sistemami: sb. st. XIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. V 2-h ch. Ch. 1. M.: Mezhdunarodnaya akademiya nauk pedagogicheskogo obrazovaniya; 5 za znaniya, 2021. S. 333-336. [In Rus].

• Petuhova T. V. Cociokul'turnyj imidzh kak marker obshchestvennyh predstavlenij // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=16355 (data obrashcheniya: 08.04.2021). [In Rus].

• PISA 2018 Assessment and Analytical Framework // OECDiLibrary [Elektronnyj resurs]. DOI: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en.

• PISA 2018 Results (Volume II). Where All Students Can Succeed // OECDiLibrary, 2019. DOI: https://doi.org/10.1787/b5fd1b8f-en.

• PISA 2018 Results (Volume VI). Are Students Ready to Thrive in an Interconnected World? // OECDiLibrary, 2019. DOI: https://doi.org/10.1787/d5f68679-en.

• Preparing our youth for an inclusive and sustainable world. The OECD PISA global competence framework. 2018 // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oecd.org/pisa/Handbook-PISA-2018-Global-Competence.pdf (data obrashcheniya: 29.03.2021).

• Salzer C., Roczen N. Assessing global competence in PISA 2018: Challenges and approaches to capturing a complex construct // International Journal of Development Education and Global Learning. 2018. Vol. 10, No. 1. P. 5-20. DOI: https://doi.org/10.18546/IJDEGL.10.L02.

• Schleicher A. PISA 2018: Insights and Interpretations. Paris: OECD Publishing, 2019. 64 p. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.oecd.org/pisa/PISA%202018%20Insights%20and%20Interpretations%20 FINAL%20PDF.pdf (data obrashcheniya: 29.03.2021).

• Skopek Ya., Triventi M., Kosyakova Yu. i dr. Gender i nachalo trudovogo puti: rezul'taty mezhdunarodnogo sravnitel'nogo issledovaniya // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. 2016. T. XIX, № 5 (88). C. 98-126. [In Rus].

• The ABC of Gender Equality in Education: Aptitude, Behaviour, Confidence // OECDiLibrary, 2015. DOI: https://dx.doi.org/10.1787/9789264229945-en.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.