Science for Education Today
2022. Том 12. № 1
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
УДК 371.487
DOI: 10.15293/2658-6762.2201
Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian
Развитие soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов
А. С. Рылеева1, Е. А. Хомутникова1, С. В. Еманова но1
1 Курганский государственный университет, Курган, Россия
Проблема и цель. В статье представлены обзор исследования по проблеме развития soft skills у старшеклассников, результаты исследования развития уровня универсальных компетенций у старшеклассников и поиск подходов по развитию универсальных компетенций у старшеклассников через использование цифровых инструментов. Цель исследования - выявить уровень развития soft skills у старшеклассников и обосновать реализацию практико-ориентированных процедур в условиях цифровой образовательной среды.
Методология. В исследовании для определения уровня развития таких универсальных компетенций у девятиклассников, как эмоциональный интеллект и навыки самоконтроля, были применены общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение теоретических источников по проблеме; диагностические методы: тест «Оценка самоконтроля в общении» (М. Снайдер) и Методика Томаса-Килманна, в ходе которой были выявлены типы поведения старшеклассников в ситуации конфликта в классе. Авторами были разработаны практико-ориентированные процедуры, направленные на развитие самоконтроля, навыков конструктивного межличностного взаимодействия, эмоционального интеллекта, что осуществлялось через использование образовательных платформ «Лифт в будущее» и Learnis.ru.
Результаты. Основные результаты заключаются в выявлении проблем в развитии soft skills у опрошенных 400 9-классников. Авторы определили инвариантные (низкий уровень рефлексии, отсутствие мотивации на саморазвитие, неготовность меняться) и вариативные трудности, которые усложняют процесс успешного развития soft skills у девятиклассников и связаны с индивидуально-типологическими чертами личности: неуверенность в себе, завышенный уровень притязаний, эмоциональная незрелость, повышенная утомляемость. В ходе исследования были выявлены низкий уровень развития эмоционального интеллекта у 50 % опрошенных, низкий уровень навыков сотрудничества у 75 % опрошенных. Авторы представили содержание практико-ориентированных процедур с применением цифровых инструментов, в ходе реализации которых показатели универсальных компетенций у старшеклассников повысились. Авторы отмечают необходимость использовать как групповые формы работы, так и индивидуальные, учитывать инвариантные и вариативные трудности, препятствующие успешному развитию soft skills. Авторы обобщают термин «цифровая грамотность», раскрывая его основное содержание.
Библиографическая ссылка: Рылеева А. С., Хомутникова Е. А., Еманова С. В. Развитие soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов // Science for Education Today. - 2022. -Т. 12, № 1. - С. 77-98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.04
Н Автор для корреспонденции: Еманова Светлана Владимировна, [email protected] © А. С. Рылеева, Е. А. Хомутникова, С. В. Еманова, 2022
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today 2022. Том 12. № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
Заключение. Авторы указывают, что применение цифровых инструментов в ходе работы способствовало поддержанию мотивации и стимулировало развитие цифровой грамотности у всех участников эксперимента.
Ключевые слова: универсальные компетенции; эмоциональный интеллект; навыки самоконтроля; цифровая грамотность; цифровые инструменты.
Постановка проблемы
В настоящее время ориентиром в сфере образования является создание условий для внедрения к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры [1, с. 97].
В проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016-2021)1 была определена цель - создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан. Ее возможно достичь благодаря становлению российского цифрового образовательного пространства и повышению количества учеников образовательных учреждений, освоивших онлайн-курсы (до 11 миллиона человек к концу 2025 г.).
Термин «цифровая грамотность» в мировом сообществе впервые появился на рубеже 1980-1990-х гг. Первое официальное упоминание данного понятия связывают с именем П. Гилстера и его книгой «Цифровая грамотность», где дается следующее определение понятию «цифровая грамотность» - «умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных
форматов и широкого круга источников с помощью компьютеров» [цит. по: 2]. Постепенно данный термин стал использоваться в работах и других зарубежных авторов, таких как M. Alcock, M. L. Fisher, S. Hargadon, H. H. Jacobs, B. Sheskey, S. R. Tolisano [3], J. P. Davies, J. Ohler [4], T. Druckrey2 Одновременно с такими понятиями, как «интернет-грамотность», «интернет-культура», появляется термин «электронная культура» (e-culture) или «цифровая культура». Так, M. Ák9ayir, H. Dündar, G. Ák9ayir исследуют особенности формирования и развития эпохи «цифровых технологий» [5].
В отечественных исследованиях понятие «цифровая грамотность» появилось относительно недавно и не получило единого определения. Наиболее теоретически обоснованным является исследование А. В. Шарикова [6], в котором он выделяет четыре подхода в изучении проблемы цифровой грамотности отечественными авторами, условно подразделяя их на ин-фокоммуникационно-технологический, психолого-педагогический, медийно-информацион-ный и индустриальный подходы. Содержание цифровой грамотности Н. Д. Берман [7] видит трехчастной: цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровая безопасность.
В современных исследованиях все чаще рассматриваются вопросы влияния цифровых
1 Паспорт приоритетного проекта «Современная циф-
ровая образовательная среда в Российской Федерации» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25
октября 2016. № 9). URL: http://static.govern-ment.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUt-muF5lZYfTvOAG.pdf 2 Druckrey T. Electronic culture: technology and visual representation. - New York: Aperture, 1996.
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
78
2022. Том 12. № 1
инструментов на рост депрессивных состояний [8-12], изменение структуры мозга [1315], на изменение поведения человека [16-18].
Одновременно исследуются проблемы устойчивости личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества [19-25].
В настоящем исследовании будем понимать под цифровой грамотностью участников образовательного процесса способность личности использовать возможности цифровых инструментов с учетом информационной безопасности для самообразования, конструктивного взаимодействия с другими участниками по развитию soft skills.
О проблеме развития soft skills и необходимости их развития говорится в работах О. Абашкиной, Н. В. Жадько, О. Сосницкой, Ю. Портланд, О. Л. Чулановой и др. Исследователи Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова [26] обобщают представления преподавателей и студентов российских университетов о Soft skills в контексте мирового опыта.
О. Абашкина в своей статье «Soft skills: ключ к карьере»3 приводит классификацию soft skills по типу деятельности, задается вопросом, что важнее для современного работодателя: «личные качества или диплом». Также в статье автор ссылается на исследование Института Макса Планка (Мюнхен, Германия), в котором перечисляются наиболее значимые гибкие навыки для современного общества (личностная динамика, область межличностных отношений, стремление к успеху, выносливость). Другими словами, под soft skills
ISSN 2658-6762
О. Абашкина рассматривает личностные качества, которые являются определяющими для профессионала. Именно благодаря им он достигнет успеха4.
Н. В. Жадько и М. А. Чуркина дают обоснование soft skills под углом межличностных отношений, которые складываются в профессиональной сфере, представляют корпоративный интерес, предполагают постановку задач и их решение в профессиональной области5.
У О. Сосницкой представлено иное понимание soft skills. Под этим понятием автор подразумевает общечеловеческие качества и навыки, к которым можно отнести, по ее мнению, «коммуникативные и управленческие таланты». Интересное наблюдение приводит О. Сосницкая в своей статье «Soft skills: „мягкие навыки" твердого характера»: «Чем выше должность, тем большую роль играют социальные навыки»6.
Ю. Портланд в статье «Что такое soft skills и почему они так важны для карьеры?»7 рассуждает о том, что soft skills больше необходимы для тех, кто собирается занять руководящую должность или работать в сфере обслуживания, при этом ссылается она на исследования Гарвардского университета, где указывается, что 85 % успеха зависит от мягких навыков и только 15 % от жестких. К soft skills автор относит, например, гибкость, умение брать ответственность, умение работать в команде и договариваться, умение мотивировать, обучать других, быть генератором идей.
http://sciforedu.ru
3 Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере. URL: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere
4 Там же.
5 Жадько Н. В., Чуркина М. А. Обучение hard skills и
soft skills - в чем разница? URL: http://hr-portal.ru/ar-
ticle/obuchenie-hardskills-i-soft-skills-v-chyom-raznic
6 Сосницкая О. Soft skills: мягкие навыки твердого характера. URL: https://www.dw.com/ru/soft-skills-мягкие -навыки-твердого -характера/a-4837922
7 Портланд Ю. Что такое soft skills и почему они так важны для карьеры? URL: http ://dnevnykuspeha. com/rabota-ikarera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
79
Science for Education Today 2022. Том 12. № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
О. Л. Чулановой и соавторами «мягкие навыки» определяются как «социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения убеждать, ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта, обладающих эмерджентностью, необходимых для успешного выполнения работы и соответствующих требованиям должности и стратегическим целям организации, это характеристика потенциального качества, позволяющего описать практически все элементы готовности персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе» [27-28].
Многие зарубежные авторы уделяют внимание в своих исследованиях понятиям «социальные навыки» [29-31], «компетентность» [32-35], «мягкие навыки» [36-37] и отмечают значимость soft skills и, следовательно, необходимость их развития на современном этапе [38-41].
В течение последнего десятилетия индивидуальные компетенции и мягкие навыки приобрели первостепенное значение среди ученых в различных областях. Тем не менее, по-видимому, отсутствует консенсус относительно значения обоих понятий в той степени, в какой они иногда взаимозаменяемо используются [42]. В исследовании A. F. Henderman, U. Cantner «Soft skills, hard skills, and individual innovativeness» изучалась взаимосвязь между мягкими навыками, жесткими навыками и индивидуальной инновационностью и был сделан
вывод об отсутствии взаимодополняемости (положительного эффекта взаимодействия) между мягкими и жесткими навыками [43].
Интересные данные были получены и проанализированы службой World Economic Forum. В отчете были представлены Топ-10 гибких навыков, которые будут востребованы в ближайшем будущем. Опираясь на эти данные, возможным стало определение ключевых soft skills, которые необходимо развивать в настоящее время. Главной универсальной компетенцией в современном мире было отмечено умение решать сложные задачи. По рейтингу далее упоминалось умение критически мыслить, на третьем месте стояла креативность. Кроме указанных навыков были перечислены умение работать в команде, умение принимать ответственность за решение, умение убеждать, навыки тайм-менеджмента,
8 9
навыки самомотивации8' 9.
В соответствии с разработкой проекта универсальных компетентностей и новой грамотности, в модели выделяются следующие универсальные компетентности, которые формируют основные soft skills:
- компетентность мышления включает такие умения, как умение критически мыслить, решать проблемы, исследовать, проектировать на основе анализа и обобщения10;
- компетентность взаимодействия с другими - это такие умения, как инициативность, проявляющаяся в настойчивости, умении самостоятельно работать и внимательно слушать других, планировать; способность к
8 Формирование системы гибких навыков soft skils в образовательном процессе. URL: https://urok.1sept.ru/articles/675727
9 Что такое hard и soft skills. URL: https://enjoy-
job. ru/edu/business-edu/chto-takoe-hard-soft-skills/
10 Катаева Л. Н., Терехова Н. Н. Формирование soft skills у обучающихся учреждений дополнительного образования посредством игровой деятельности // Образование и воспитание. - 2020. - № 3 (29). -С. 52-54. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42956797
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
80
2022. Том 12. № 1
адаптации; коммуникационные навыки и умение сотрудничать, работать в команде и являться лидером;
- компетентность взаимодействия с собой - это навыки самоорганизации, самоконтроля, умение рационально организовывать и поэтапно выполнять свою учебную деятельность, корректировать свои действия, сознательно применять накопленные знания, компетенции и опыт.
Исследователи W. Scierski, M. Landrat, K. Pikon, M. Bogacka считают, что поведенческие навыки можно разделить на две группы: личные навыки (способность эффективно управлять собой) и навыки межличностного общения (способность, используемая в отношениях с другими людьми) [44].
Цель статьи - выявить уровень развития soft skills у старшеклассников, обосновать реализацию практико-ориентированных процедур в условиях цифровой образовательной среды и осуществить поиск эффективных подходов в реализации современных задач образования в условиях цифровой образовательной среды по развитию soft skills у старшеклассников.
Методология исследования
Основным методологическим подходом к рассмотрению проблемы soft skills является компетентностный подход (А. М. Аронов, А. В. Баранников, А. Г. Бурмус, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской).
Поиск новых современных методов обучения и воспитания позволил применить подходы, связанные с проблемой информатизации образования (Я. А. Ваграменко, А. П. Ершов, И. В. Роберт, С. А. Танганян).
ISSN 2658-6762
В качестве испытуемых выступили 400 обучающихся девятых классов школ Кургана и Курганской области.
Цель констатирующего этапа исследования - выявить исходный уровень сформирован-ности soft skills (навыки самоконтроля, эмоциональный интеллект, умение договариваться, работая в команде) и предложить эффективные инструменты по их развитию soft skills.
В процессе анализа психолого-педагогических источников мы пришли к выводу, что необходимо применить методики М. Снай-дера 11 и Томаса-Килманна 12 . Методика М. Снайдера была использована для определения уровня эмоционального интеллекта старшеклассников. Респондентам предъявлялись утверждения, задача старшеклассников была оценить их, отметив, что «верно», что «неверно».
Нами была разработана программа «Психология личностного роста» с использование материалов электронной платформы «Лифт в будущее» и Learnis.ru. Она направлена на организацию практико-ориентирован-ных процедур для реализации их в условиях цифровой среды образовательного учреждения общего образования. В основе содержания - аксиологический и компетентностный подходы. Содержание практико-ориентирован-ных процедур возможно использовать как в формате офлайн, так и онлайн, как очно, так и дистанционно. Использование цифровых инструментов позволило расширить возможности образовательной среды учреждений общего образования и возможности участников образовательного процесса по развитию soft skills. Содержание работы предполагало мо-
http://sciforedu.ru
11 Оценка самоконтроля в общении (по Мариону Снай- 12 Методика Томаса - Килманна на выявление веду-
деру). URL: https://psylist.net/praktikum/00048.htm щего поведения в конфликтной ситуации (в адапта-
ции Н. В. Гришиной). URL:
https://nekrasovspb.ru/doc/18tomas-kilmen.pdf © 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
2022. Том 12. № 1
дульную структуру, что дало возможность варьировать его в зависимости от условий, средств, потребностей участников. Обучающиеся включались в практико-ориентирован-ные процедуры в рамках двух модулей: «Я открываю себя» и «Я открываю других». В содержание первого модуля было включено изучение индивидуально-типологических черт личности: темперамента, характера, репрезентативных систем. Обучающиеся через мини-лекции, консультативные беседы, практикумы осваивали навыки тайм-менеджмента, познавали тайну настроения и открывали секреты эмпатии и знакомились со soft skills. В рамках второго модуля девятиклассники развивали умение определять собственный жизненный сценарий и корректировать его, определять типы конфликтных личностей и особенности поведения с ними, преодолевать барьеры общения, выстраивать стратегии конструктивного взаимодействия. Изучение каждого модуля сопровождалось применением образовательных платформ «Лифт в будущее» и Learnis.ru, с помощью которых ученики проходили викторины, веб-квесты, разные курсы, связанные с «прокачкой» собственных soft skills.
Результаты исследования
ISSN 2658-6762
Основной задачей образования в настоящее время является подготовка личности к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире13. Современная парадигма образования требует появления нового типа специалиста, обладающего набором профессионально важных качеств, позволяющих ему быть востребованным и конкурентоспособным 14 , способствует формированию профессиональной ориентации подрастающего поколения (на чем акцентируется внимание и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации15).
Переход к информационному обществу повлек за собой ряд изменений и привел к появлению инициатив для обеспечения экономического роста нашей страны, например появились «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы» (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) 16 и программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р)17.
Одной из основных целей в сфере образования была обозначена необходимость формирования универсальных компетентностей
http://sciforedu.ru
13 Рылеева А. С. Особенности развития soft skills у начинающего специалиста // Развитие современных инновационных технологий и методик в образовательных учреждениях: сборник научных статей (Курган, 23 апреля 2021 г.). - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2021. - С. 220-223.
14 Рылеева А. С. Организация работы по формирова-
нию жизненной перспективы с подростками, оказав-
шимися в нестабильной ситуации // Духовно-нрав-
ственные основы ориентации молодежи на военные профессии: Х Сазоновские педагогические чтения. -Курган, 2018. - С. 36-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37039800
15 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета. - 2015. - 8 июня. - URL: https ://rg. ru/2015/06/08/vospitanie-dok. html
16 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919
17 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р). URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB 79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
82
2022. Том 12. № 1
через развитие soft skills у учащихся18. Результаты показывают, что для улучшения качества человеческого капитала и стимулирования экономического роста странам следует уделять больше внимания разработке национальной политики в области образования, направленной на повышение познавательных навыков учащихся.
Концептуальные основы происходящих изменений образования отражены в международном проекте «Ключевые компетентности и новая грамотность». Трансформация предполагает повышение конкурентоспособности российского образования и развитие человеческого капитала. В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда (от 07.12.2018 г. № 3)19 прописаны необходимые меры по созданию в школах цифровой образовательной среды и обеспечению нужными цифровыми устройствами для организации учебной и внеучебной деятельностью детей, управления жизнью школы.
С помощью проекта предполагается решить задачи, ориентированные на использование новых методов обучения и воспитания,
ISSN 2658-6762
образовательных технологий, закладывающих основы для базовых навыков и умений, повышение мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс детей, а также создание современной безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Выявление будущих потребностей в компетенциях позволяет системе образования адаптировать процесс профессиональной подготовки инновационных кадров и повысить конкурентноспособность образовательных процессов [1].
Согласно результатам, полученным на исходном уровне диагностики по тесту М. Снайдера, из числа опрошенных старшеклассников с низким уровнем контроля было выявлено 50 %, со средним уровнем - 37,5 %, высокий уровень контроля был определен у 12,5 %. Результаты первоначального диагностического исследования представлены на рисунке 1.
http://sciforedu.ru
18 Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предва-
рительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников,
И. М. Реморенко. - М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2018. -28 с.
19 Паспорт Федерального проекта «Цифровая образовательная среда». URL: https://edu54.ru/up-load/files/2016/03/Федеральный%20проект%20Цифр овая%20образовательная%20среда.pdf
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
83
Science for Education Today 2022. Том 12. № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
50%
37,5%
12,5%
высокии
средним
низкий
Рис. 1. Результаты проведения первоначальной диагностики по М. Снайдеру Fig. 1. Results of the initial diagnosis according to M. Snyder
Результаты проведения первоначальной диагностики по М. Снайдеру говорят о необходимости проведения психолого-педагогической деятельности по формированию soft skills у старшеклассников. Это необходимо как для данного возраста детей, так и для их дальнейшей жизни, поступления в вузы и для взаимодействия друг с другом.
Методика Т. Килмана была использована для определения стратегий поведения старшеклассников в конфликте. Респондентам предлагалось из 30 утверждений выбрать варианты ответов, которые наиболее подходят под их стереотипы поведения. Для анализа результатов необходимо было воспользоваться таблицей с описанием пяти типов поведения личности в ситуации конфликта: конфронтация, сотрудничество, компромисс, уклонение и приспособление. Доминирующий тип поведения личности в конфликтных ситуациях определялся по тому, в каком столбике ученик получил наибольшее количество баллов.
По результатам, полученным в ходе опроса, можно отметить, что только 7,5 % респондентов выбрали тип взаимодействия с другими - «сотрудничество», у 15 % - «приспособление» и «компромисс», 35 % выбрали «уклонение», «конфронтация» - у 27,5 % (см. рис. 2). Наблюдается преобладание «конфронтации» и «уклонения», т. е. старшеклассники предпочитают осуществление собственных интересов, нежели одноклассников, и в то же время школьники не готовы уступать ни в чем своими одноклассникам. Средние показатели были по «приспособлению» и «компромиссу», следовательно, необходима групповая работа, которая будет способствовать формированию и развитию умения вести беседы, навыка ориентированности на других, а также и последующего управления людьми.
Таким образом, по результатам первоначального исследования можно сделать вывод, что учащиеся не стремятся предпринимать больше совместных действий, а также удовлетворять интересы одноклассников.
2022. Том 12. № 1
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
35%
27,5%
15% 15%
7,5%
4
Рис. 2. Особенности выборов старшеклассниками стереотипов поведения в конфликте
по методике Т. Килманна
Fig. 2. Features of high school students' choice of stereotypes of behavior in conflict according to T. Kilmann's method
По результатам повторно проведенной диагностики по методике М. Снайдера нами был выявлен более высокий уровень контроля обучающихся девятых классов при общении
60,0% 50,0%
40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
друг с другом. Например, из числа респондентов-старшеклассников с низким уровнем контроля осталось только 10 %, со средним уровнем было выявлено 52,5 %, с высоким уровнем контроля было выявлено - 37,5 % (см. рис. 3).
52,5%
37,5%
37,5%
12,5%
50%
10,0%
высокий
средний
низкий
□ в начале исследования
□ в конце исследования
Рис. 3. Повторные результаты проведения диагностики по М. Снайдеру Fig. 3. Repeated results of M. Snyder diagnostics
После проведения психолого-педагогической работы со старшеклассниками по формированию soft skills среди испытуемых стало на много меньше учеников, испытывающих эмоциональную неприязнь друг к другу, учащиеся стали эффективнее взаимодействовать друг с другом, чаще общаться как в школе, так и за ее пределами. Изначально старшеклассники были не очень доброжелательными по отношению друг к другу, но после работы по формированию soft skills ситуация изменилась.
По результату проведенной методики мы видим, что изначально старшеклассники преимущественно были со средним и низким уровнем контроля, а по итогам повторно проведенной методики все показатели изменились в лучшую сторону.
По окончанию проведенного исследования дети объединились, сплотились, стали дружнее, внимательнее друг к другу, произошла адаптация в коллективе. Дети, у которых были трудности, наблюдалась эмоциональная неприязнь, стали проще и легче взаимодействовать, общаться, появилась доброжелательность в отношениях друг к другу. По результату, полученному повторно, мы видим, что преобладают старшеклассники с высоким и средним уровнями контроля. Значит, проведенная работа и психолого-педагогическая деятельность по формированию soft skills у старшеклассников способствовала повышению уровня эмоционального интеллекта у обучающихся девятых классов.
Результаты исходной диагностики по М. Снайдеру демонстрируют продуктивность проведения психолого-педагогической деятельности по формированию soft skills у старшеклассников, так как результаты стали выше, а дети дружнее.
По результатам, полученным в ходе повторного исследования по методике Т. Кил-манна, нами замечено, что у респондентов показатель «сотрудничество» был определен только у 7,5 %, а при повторном исследовании - уже у 20 %, «приспособление» первоначально было выявлено у 15 %, а при повторном исследовании - у 25 %, показатель «компромисс» первоначально был выявлен у 15 %, при повторно проведенной методике - у 22,5 %, показатель «уклонение» первоначально был выявлен у 35 %, а при повторном исследовании - 17,5 %, и «конфронтация» первоначально была выявлена у 27,5 %, по завершению исследования показатель опустился до 15 % (см. рис. 4).
Мы видим, что первоначально было преобладание «конфронтации» и «уклонения», т. е. старшеклассники предпочитали собственные интересы и не были готовы уступать ни в чем своими одноклассникам. Средние показатели были по «приспособлению» и «компромиссу». Старшеклассники не стремились предпринимать никаких совместных действий, а также помогать и учитывать интересы одноклассников.
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
86
Science for Education Today 2022. Том 12. № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
40% -35% -30% -25% -20% -15% -10% -5% 0%
□ в начале □ в конце
Рис. 4. Результаты повторного диагностического исследования по выявлению типа поведения старшеклассников в конфликтной ситуации Т. Килманна Fig. 4. The results of a repeated diagnostic study to identify the type of behavior of high school students in
a conflict situation by T. Kilmann
35%
27,5%
22,5% 25%
20% 17,5%
15% 15% 15%
7,5%
Полученные данные в начале и в конце исследования показали, что у старшеклассников повысились показатели по таким типам поведения в конфликтной ситуации, как «сотрудничество», «компромисс», «приспособление», т. е. девятиклассники пытаются выполнить как можно больше вместе, а также им стали близки интересы одноклассников, и они начали проявлять к ним интерес и пытаться помочь решить их проблемы.
Интересно, что в классах показатели по таким параметрам, как «конфронтация» и «избегание» стали значительно ниже. Старшеклассники перестали предпочитать осуществление личных интересов, нежели интересов одноклассников. Выбор таких стилей поведения в конфликте, как «конфронтация», «избегание», снизились. Так, реализуемая нами про-
грамма способствовала формированию и развитию умения вести переговоры, навыка ориентированности на людей и управления своими эмоциями.
По завершению проведения диагностики у большинства старшеклассников появились умение активно проявлять себя и уже беспрепятственно и эмоционально взаимодействовать друг с другом. Конечно же, остались ещё и замкнутые учащиеся, которые не научились проявлять инициативу, высказывать свое личное мнение, но несмотря на это они все же перестали бояться и во время опроса уже могли высказать свое мнение и знали, что они найдут поддержку среди одноклассников. Ну и, конечно, появилось много школьников, которые стали активнее, научились брать ответственность за других и за себя, некоторые стали
Science for Education Today
2022. Том 12. № 1
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
проявлять себя как лидеры, и все это способствовало развитию такого умения, как координировать других. Старшеклассники научились выполнять работу при условии, что взаимодействовали не совместно, у них сформировался навык управления людьми, они научились общаться, помогать друг другу и быть увереннее.
Совместная работа также оказала содействие в умении коллектива одноклассников сотрудничать в классах, были установлены дружеские контакты, дети ближе познакомились друг с другом. И все это показало положительную позитивную динамику. В процессе взаимоотношений учащиеся не просто научились общаться друг с другом, но это помогло им добиваться положительных результатов. Они научились выступать, дискутировать, формулировать именно свои выводы и доказывать свою точку зрения, и это все поспособствовало формированию большого дружного коллектива.
Среди испытуемых были выявлены старшеклассники с разными уровнями контроля, в основном со средним и высоким, а также наблюдалась положительная динамика в развитии уровня эмоционального интеллекта у обучающихся в той и другой группе.
Обсуждение, заключение
На современном этапе содержание работы по подготовке успешной личности необходимо ориентировать на развитие таких личностных качеств, как эмоциональный интеллект, умение ладить с людьми в ситуации конфликта, навыки конструктивного взаимодействия и умение использовать цифровые инструменты.
Анализ и интерпретация результатов исследовательской работы показали эффективность использования содержания психолого-педагогической работы по развитию soft skills у обучающихся девятого класса, включающей инвариантный компонент (представление об индивидуально-типологических качествах личности, готовность к личностному самоопределению, способность к саморазвитию, развитие навыков самоконтроля и эмпатии) и вариативный (индивидуальная образовательная траектория).
Использование дифференцированного подхода по развитию soft skills у обучающихся девятого класса помогло преодолеть инвариантные (низкий уровень рефлексии, низкая мобильность) и вариативные трудности, связанные с индивидуально-типологическими особенностями личности, что позволило осуществлять адресную помощь.
Практико-ориентированные процедуры для развития soft skills были разработаны с учетом внедрения дистанционного обучения с применением цифровых инструментов (образовательных платформ «Лифт в будущее» и Learnis.ru), что позволило получить высокие результаты по показателям эмоционального интеллекта и умения сотрудничать.
Практико-ориентированные процедуры развития soft skills предполагают использование возможностей цифровых инструментов с учетом информационной безопасности для самообразования, конструктивного взаимодействия с другими участниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Рылеева А. С., Стефаник Ю. В. Модель формирования цифровой компетентности педагогов образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2. - Р. 97-
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
88
Science for Education Today
2022. Том 12. № 1
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
2
3
4
5
6
7
8
9
10 11 12
13
14
15
16
99. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-97-99 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=45677559
Соболева Ж. С. Теоретические предпосылки формирования понятий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция» // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. - 2019. - № 13. - С. 110-114. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=40629885
Alcock M., Fisher M. L., Hargadon S., Jacobs H. H., Sheskey B., Tolisano S. R. Mastering digital literacy. - Bloomington, IN: Solution Tree Press, 2014. ISBN: 978-1936764549 Davies J. P., Ohler J. DOA: education in the electronic culture. - Lanham, Md.: Scarecrow Press, 2003. ISBN 9780810846944
Ak?ayir M., Dundar H., Ak?ayir G. What makes you a digital native? Is it enough to be born after 1980? // Computers in Human Behavior. - 2016. - Vol. 60. - P. 435-440. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.089
Шариков А. В. Концепции цифровой грамотности: российский опыт // Коммуникации. Медиа. Дизайн. - 2018. - Т. 3, № 3. - С. 96-112. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=47491089
Бердман Н. Д. К вопросу формирования информационной грамотности студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. - С. 3. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29923 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43925018 Donati M. A., Sottili E., Morsanyi K., Primi C. Time perspectives and gambling in adolescent boys: Differential effects of present-and future-orientation // Journal of gambling studies. - 2019. -Vol. 35 (1). - P. 107-124. DOI: https://doi.org/10.1007/s10899-018-9780-0 Alonso-Stuyck P., Zacares J. J., Ferreres A. Emotional separation, autonomy in decision-making, and psychosocial adjustment in adolescence: A proposed typology // Journal of Child and Family Studies. - 2018. - Vol. 27 (5). - P. 1373-1383. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-017-0980-5 Andre L., van Vianen A. E. M., Peetsma T. T. D., Oort F. J. Motivational power of future time perspective: Meta-analyses in education, work, and health // PLoS ONE. - 2018. - Vol. 13 (1). -P. e0190492. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0190492
Barr N., Pennycook G., Stolz J. A., Fugelsang J. A. The brain in your pocket: evidence that smartphones are used to supplant thinking // Computers in Human Behavior. - 2015. - Vol. 48. -P. 473-480. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.chb.2015.02.029
Twenge J. M., Joiner T. E., Martin G., Rogers M. L. Digital media may explain a substantial portion of the rise in depressive symptoms among adolescent girls: response to Daly // Clinical Psychological Science. - 2018. - Vol. 6. - P. 296-297. DOI: https://doi.org/10.1177/2167702618759321 Barak M. Are digital natives open to change? Examining flexible thinking and resistance to change // Computers and Education. - 2018. - Vol. 121. - P. 115-123. DOI: https://doi.org/10.1016/j .compedu.2018.01.016
O'Connor D. B., Thayer J. F., Vedhara K. М. Stress and health: A review of psychobiological processes // Annual Review of Psychology. - 2021. - Vol. 72 (1). - P. 663-688. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-062520-122331
Weber B., Fischer T., Riedl R. Brain and autonomic nervous system activity measurement in software engineering: A systematic literature review // The Journal of Systems and Software. - 2021. -Vol. 178. - P. 110946. DOI: https://doi.org/10.1016/jjss.2021.110946
Boddy J., Dominelli L. Social Media and Social Work: The Challenges of a New Ethical Space // Australian Social Work. - 2017. - Vol. 70 (2). - P. 172-184. DOI: https://doi.org/10.1080/0312407X.2016.1224907
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
Science for Education Today 2022. Том 12. № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
17 Нархов Д. Ю., Нархова Е. Н., Шкурин Д. В. Динамика образовательной активности студенчества под воздействием цифровизации // Образование и наука. - 2021. - № 8. - C. 147-188. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-147-188 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=46667599
18 Rawat K. S., Sood S. K. Knowledge mapping of computer applications in education using CiteSpace // Computer Applications in Engineering Education, 2021. - Vol. 29 (5). - pp. 13241339. DOI: https://doi.org/10.1002/cae.2238837
19 Takeuchi H., Taki Y., Asano K., Sassa Y., Yokota S., Kotozaki Y., Nouchi R. Kawashima R. Impact of frequency of internet use on development of brain structures and verbal intelligence: longitudinal analyses // Human Brain Mapping. - 2018. - Vol. 39 (11). - P. 4471-4479. DOI: https://doi.org/10.1002/hbm.24286
20 Кисляков П. А., Меерсон А. Л. С., Шмелева Е. А., Александрович М.О. Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества // The Образование и наука. - 2021. - № 9. - C. 142-168. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-142-168 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47161951
21 Englund C., Olofsson A. D., Price L. Teaching with technology in higher education: Understanding conceptual change and development in practice // Higher Education Research and Development. -2017. - Vol. 36 (1). - P. 73-87. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2016.1171300
22 Kurmanov N., Tolysbayev B., Amirova G., Satkanova R., Shamuratova N. Foresight of the innovation manager competencies // Polish Journal of Management Studies. - 2021. - Vol. 23 (2). -P. 267-287. DOI: https://doi.org/10.17512/pjms.2021.232.16
23 Viner R. M., Russell S. J., Croker H., Packer J., Ward J., Stansfield C., Mytton O., Bonell C., Booy R. School closure and management practices during coronavirus outbreaks including COVID-19: A rapid systematic review // The Lancet. Child & Adolescent Health. - 2020. -Vol. 4 (5). - P. 397-404. DOI: https://doi.org/10.1016/S2352-4642(20)30095-X
24 Leahy S. M., Holland C., Ward F. The digital frontier: Envisioning future technologies impact on the classroom // Futures. - 2019. -Vol. 113. - P. 102422. DOI: https://doi.org/10.1016/jiu-tures.2019.04.009
25 Luo H., Li G., Feng Q., Yang Y., Zuo M. Virtual reality in K-12 and higher education: A systematic review of the literature from 2000 to 2019 // Journal of Computer Assisted Learning. - 2021. -Vol. 37 (3). - P. 887-901. DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12538
26 Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2018. - Т. 15, № 3. - С. 350-363. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35721716
27 Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет -журнал «Науковедение». -2017. - Т. 9, № 1. - С. 90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29105150
28 Чуланова О. Л., Ивонина А. И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2017. - № 1 (28). - С. 53-58. DOI: https://doi.org/10.12737/24692 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28801167
29 Ackerman P. L. Individual differences in skill learning: An integration of psychometric and information processing perspectives // Psychological Bulletin. - 1987. - Vol. 102 (1). - P. 3-27. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.102.L3
30 Canning R. Education: Skills Training // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (Second Edition). Elsevier. - 2015. - P. 215-217. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.92054-3
31 Tastan H., Erdogan S. Cognitive skills and economic performance evidence from the recent international student assessment tests // Eurasian Economic Review. - 2018. - Vol. 8. - P. 417-449. DOI: https://doi.org/10.1007/s40822-018-0099-z
32 Anton-Sancho A., Vergara D., Fernandez-Arias P. Self-Assessment of Soft Skills of University Teachers from Countries with a Low Level of Digital Competence // Electronics. - 2021. -Vol. 10 (20). - P. 2532. DOI: https://doi.org/10.3390/electronics10202532
33 Chen W., Zhu W., Mason S., Hammond-Bennett A., Colombo-Dougovito A. Effectiveness of quality physical education in improving students' manipulative skill competency // Journal of Sport and Health Science. - 2016. - Vol. 5 (2). - P. 231-238. DOI: https://doi.org/10.1016/jjshs.2015.04.005
34 Weis S., Conzelmann K. Social Intelligence and Competencies // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (Second Edition). Elsevier, 2015. - P. 371-379. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.25094-0
35 Vorwerg C. Communicative Competence: Linguistic Aspects // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (Second Edition). Elsevier, 2015. - P. 294-301. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.53042-6
36 Fernandez-Arias P., Anton-Sancho A., Vergara D., Barrientos A. Soft Skills of American University Teachers: Self-Concept // Sustainability. - 2021. - Vol. 13 (22). - P. 12397. DOI: https://doi.org/ 10.3390/su132212397
37 Marsenaro-Gutierrez O. D., Lopez-Aguado L. A. Henriques K. O Are soft skills conditioned by conflicting factors? // Economic analysis and Policy. - 2021. - Vol. 72. - P. 18-40. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.eap.2021.07.008
38 Brown C. P., Weber N. B. Struggling to Overcome the State's Prescription for Practice: A Study of a Sample of Early Educators' Professional Development and Action Research Projects in a High-Stakes Teaching Context // Journal of Teacher Education. - 2016. - Vol. 67 (3). - P. 183-202. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487116636452
39 Gonzalez-Lorente C., Martinez-Clares P. Which Factors Influence a University Student's Entry into the Workforce? // Revista Española de Investigaciones Sociológicas. - 2021. - Vol. 176. - P. 5978. DOI: https://doi.org/10.5477/cis/reis.176.59
40 Icenogle G., Steinberg L., Duell N., Chein J., Chang L., Chaudhary N., Di Giunta L., Dodge K. A., Fanti K. A., Lansford J. E., Oburu P., Pastorelli C., Skinner A. T., Sorbring E., Tapanya S., Uribe Tirado L. M., Alampay L. P., Al-Hassan S. M., Takash H. M. S., Bacchini D. Adolescents' cognitive capacity reaches adult levels prior to their psychosocial maturity: Evidence for a "maturity gap" in a multinational, cross-sectional sample // Law and Human Behavior. - 2019. -Vol. 43 (1). - P. 69-85. DOI: https://doi.org/10.1037/lhb0000315
41 Lopez-Garcia I. M., Brenes L. S. Educational Innovation for the Preparation of Social Workers in a Spanish University // Trabajo Social. - 2018. - Vol. 20 (2). - P. 95-116. DOI: https://doi.org/ 10.15446/ts.v20n2.74307
42 Marin-Zapata S., Roman-Calderon J., Robledo-Ardila C., Jaramillo-Serna M. Soft skills, do we know what we are talking about? // Review of Managerial Science. - 2021. DOI: https://doi.org/10.1007/s11846-021-00474-9
43 Henderman А. F., Cantner U. Soft skills, hard skills, and individual innovativeness // Eurasian Business Review. - 2018. - Vol. 8. - P. 139-169. DOI: https://doi.org/10.1007/s40821-017-0076-6
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
91
Science for Education Today
2022. Том 12. № 1
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
44 Scierski W., Landrat M., Pikon K., Bogacka M. Developing behavioral skills within selected laboratory tests // ICERI2019 Proceedings (ICERI 2019, 12th International Conference of Education, Research and Innovation Seville, Spain, 11th—13th November, 2019). - P. 6846-6850. DOI: https://doi.org/10.21125/iceri.2019.1630
Поступила: 30 Ноября 2021 Принята: 10 января 2022 Опубликована: 28 февраля 2022
Рылеева Анастасия Сергеевна: сбор материалов и инициация исследования; определение методологии исследования; анализ данных исследования. Хомутникова Елена Анатольевна: сбор материалов, проведение исследования. Еманова Светлана Владимировна: сбор материалов; постановка научной проблемы исследования и определение основных направлений ее решения; структурирование и анализ данных, автор-корреспондент и руководитель проекта.
Рылеева Анастасия Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам ул. Советская, 63, стр.4, 640020, Курган, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4699-5096 E-mail: [email protected] Хомутникова Елена Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент, кафедра педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам, Курганский государственный университет, ул. Советская, 63, стр.4, 640020, Курган, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7139-3230 E-mail: [email protected] Еманова Светлана Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и методики
обучения гуманитарным дисциплинам
Курганский государственный университет,
ул. Советская, 63, стр.4, 640020, Курган, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1387-6987
E-mail: [email protected]
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
Заявленный вклад авторов:
Информация о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация об авторах
2022, vol. 12, issue 1 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
DOI: 10.15293/2658-6762.2201.04 Research Full Article / Article language: Russian
Developing soft skills in high school students using digital tools
Anastasia S. Ryleeva1, Elena A. Khomutnikova1, Svetlana V. Emanova h 1 1 Kurgan State University, Kurgan, Russian Federation
Abstract
Introduction. The article presents an overview of the research on developing soft skills in high school students, research findings on the assessment of universal competencies in high school students and the search for approaches to the development of universal competencies in high school students by means of using digital tools.
The purpose of the study is to evaluate the level of soft skills among high school students and to justify the implementation of practical procedures within the framework of a digital learning environment.
Materials and Methods. In order to assess the level of soft skills (e.g. emotional intelligence and self-monitoring) in Russian ninth graders (n=400) the authors applied the following general research methods: analysis, synthesis, and reviewing research literature. Empirical methods including M.Snyder's Self-monitoring scale and Thomas-Kilmann's inventory were used to reveal the types of behaviors for handling conflicts. The authors developed practical procedures aimed at enhancing self-control, communication and cooperation skills, and emotional intelligence, using Lift to Future and Learnis.ru educational platforms.
The research methodology was based on the competence approach (A. M. Aronov, A. V. Barannikov, A. G. Burmus, I. A. Zimnaya, A. V. Khutorskoy) and modern approaches related to the problem of digitalization of education (Ya. A. Vahramenko, A. P. Ershov, I. V. Robert, S. A. Tanganyan).
Results. The study revealed the main deficiencies in soft skills among the surveyed 9th graders. The authors identified invariant (lack of self-reflection, lack of motivation for self-development, unwillingness to change) and variable difficulties that impede the development of soft skills in ninth graders and are associated with individual personality traits: lack of self-confidence, excessive ambitions and desires, emotional immaturity, and increased fatigue.
The study revealed a low level of emotional intelligence in 50 % of the respondents and a low level of cooperation skills in 75 % of the respondents. The authors presented a range of practical procedures based on using digital tools, which contributed to the development of soft skills indicators
For citation
Ryleeva A. S., Khomutnikova E. A., Emanova S. V. Developing soft skills in high school students using digital tools. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (1), pp.77-98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.04
E3 Corresponding Author: Svetlana V. Emanova, [email protected]
© Anastasia S. Ryleeva, Elena A. Khomutnikova, Svetlana V. Emanova, 2022
© 2011-2022 Science for Education Today
All rights reserved
93
in high school students. The study suggests that measures aimed at enhancing soft skills should include both group and individual activities and take into account invariant and variable negative factors. The authors enrich the term 'digital literacy ' with new content.
Conclusions. Finally, the authors emphasize that digital tools contributed to maintaining motivation and increasing digital literacy in all the participants of the experiment.
Keywords
Soft skills; Universal competencies; Emotional intelligence; Self-monitoring skills; Digital literacy; Digital tools.
REFERENCES
1 Ryleeva A. S., Stefanik J. V. The model of formation of digital competence of teachers of the educational organization. The World of Science, Culture, Education, 2021, no. 2, pp. 97-99. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-97-99 URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=4567755 9
2 Soboleva Zh. S. Theoretical prerequisites for the formation of the concepts of "digital literacy" and "digital competence". Actual Problems of Philology and Methods of Teaching Foreign Languages, 2019, no. 13, pp. 110-114. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40629885
3 Alcock M., Fisher M. L., Hargadon S., Jacobs H. H., Sheskey B., Tolisano S. R. Mastering Digital Literacy. Bloomington, IN: Solution Tree Press, 2014. ISBN: 978-1936764549
4 Davies J. P., Ohler J. DOA: Education in the Electronic Culture. Lanham, Md.: Scarecrow Press, 2003. ISBN 9780810846944
5 Ak^ayir M., Dundar H., Ak^ayir G. What makes you a digital native? Is it enough to be born after 1980? Computers in Human Behavior, 2016, vol. 60, pp. 435-440. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.089
6 Sharikov A. V. Digital literacy concepts: Russian experience. Communications. Media. Design, 2018, vol. 3 (3), pp. 96-112. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47491089
7 Berman N. D. To the question of forming information literacy of students. Modern Problems of Science and Education, 2020, no. 4, pp. 3. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29923 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43925018
8 Donati M. A., Sottili E., Morsanyi K., Primi C. Time perspectives and gambling in adolescent boys: Differential effects of present-and future-orientation. Journal of Gambling Studies, 2019, vol. 35 (1), pp. 107-124. DOI: https://doi.org/10.1007/s10899-018-9780-0
9 Alonso-Stuyck P., Zacares J. J., Ferreres A. Emotional separation, autonomy in decision-making, and psychosocial adjustment in adolescence: A proposed typology. Journal of Child and Family Studies, 2018. vol. 27 (5), pp. 1373-1383. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-017-0980-5
10 Andre L., van Vianen A. E. M., Peetsma T. T. D., Oort F. J. Motivational power of future time perspective: Meta-analyses in education, work, and health. PLoS ONE, 2018, vol. 13 (1), pp. e0190492. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0190492
11 Barr N., Pennycook G., Stolz J. A., Fugelsang J. A. The brain in your pocket: Evidence that smartphones are used to supplant thinking. Computers in Human Behavior, 2015, vol. 48, pp. 473480. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.chb.2015.02.029
12 Twenge J. M., Joiner T. E., Martin G., Rogers M. L. Digital media may explain a substantial portion of the rise in depressive symptoms among adolescent girls: Response to Daly. Clinical Psychological Science, 2018, vol. 6, pp. 296-297. DOI: https://doi.org/10.1177/2167702618759321
© 2011-2022 Science for Education Today
All rights reserved
94
13 Barak M. Are digital natives open to change? Examining flexible thinking and resistance to change. Computers and Education, 2018, vol. 121, pp. 115-123. DOI: https://doi.Org/10.1016/j.compedu.2018.01.016
14 O'Connor D. B., Thayer J. F., Vedhara K. M. Stress and health: A review of psychobiological processes. Annual Review of Psychology, 2021, vol. 72 (1), pp. 663-688. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-062520-122331
15 Weber B., Fischer T., Riedl R. Brain and autonomic nervous system activity measurement in software engineering: A systematic literature review. The Journal of Systems and Software, 2021, vol. 178, pp. 110946. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jss.2021.110946
16 Boddy J., Dominelli L. Social media and social work: the challenges of a new ethical space. Australian Social Work, 2017, vol. 70 (2), pp. 172-184. DOI: https://doi.org/10.1080/0312407X.2016.1224907
17 Narkhov D. Y., Narkhova E. N., Shkurin D. V. Dynamics of educational activity of students under the influence of digitalisation. The Education and Science Journal, 2021, vol. 23 (8), pp. 147-188. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-147-188 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46667599
18 Rawat K. S., Sood S. K. Knowledge mapping of computer applications in education using CiteSpace. Computer Applications in Engineering Education, 2021, vol. 29 (5), pp. 1324-1339. DOI: https://doi.org/10.1002/cae.22388 37
19 Takeuchi H., Taki Y., Asano K., Sassa Y., Yokota S., Kotozaki Y., Nouchi R., Kawashima R. Impact of frequency of internet use on development of brain structures and verbal intelligence: Longitudinal analyses. Human Brain Mapping, 2018, vol. 39 (11), pp. 4471-4479. DOI: https://doi.org/10.1002/hbm.24286
20 Kislyakov P. A., Meyerson I. S., Shmeleva E. A., Aleksandrovich M. O. Personal resilience to socio-cultural threats in the context of digital transformation of society. The Education and Science Journal, 2021, vol. 23 (9), pp. 142-168. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-142-168 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47161951
21 Englund C., Olofsson A. D., Price L. Teaching with technology in higher education: Understanding conceptual change and development in practice. Higher Education Research and Development, 2017, vol. 36 (1), pp. 73-87. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360.2016.1171300
22 Kurmanov N., Tolysbayev B., Amirova G., Satkanova R., Shamuratova N. Foresight of the innovation manager competencies. Polish Journal of Management Studies, 2021, vol. 23 (2), pp. 267-287. DOI: https://doi.org/10.17512/pjms.2021.232.16
23 Viner R. M., Russell S. J., Croker H., Packer J., Ward J., Stansfield C., Mytton O., Bonell C., Booy R. School closure and management practices during coronavirus outbreaks including COVID-19: A rapid systematic review. The Lancet. Child & Adolescent Health, 2020, vol. 4 (5), pp. 397-404. DOI: https://doi.org/10.1016/S2352-4642(20)30095-X
24 Leahy S. M., Holland C., Ward F. The digital frontier: Envisioning future technologies impact on the classroom. Futures, 2019, vol. 113, pp. 102422. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j .futures.2019.04.009
25 Luo H., Li G., Feng Q., Yang Y., Zuo M. Virtual reality in K-12 and higher education: A systematic review of the literature from 2000 to 2019. Journal of Computer Assisted Learning, 2021, vol. 37 (3), pp. 887-901. DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12538
26 Raitskaya L. K., Tikhonova E. V. Perceptions of soft skills by Russia's university lecturers and students in the context of the world experience. RUDN Journal. Psychology and Pedagogy, 2018,
© 2011-2022 Science for Education Today
All rights reserved
95
Science for Education Today
2022, vol. 12, issue 1 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
vol. 15 (3), pp. 350-363. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35721716
27 Ivonina A. I., Chulanova O. L., Davletshina Yu. M. Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: The role of soft-skills and hard skills in professional and career development of employees. Naukovedenie, 2017, vol. 9 (1), pp. 90. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29105150
28 Chulanova O. L., Ivonina A. I. Formation of soft skils: Approaches to integrating Russian and foreign experience, classification, operationalization. Personnel and Intellectual Resources Management in Russia, 2017, no. 1, pp. 53-58. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.12737/24692 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28801167
29 Ackerman P. L. Individual differences in skill learning: An integration of psychometric and information processing perspectives. Psychological Bulletin, 1987, vol. 102 (1), pp. 3-27. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.102.L3
30 Canning R. Education: Skills training. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (Second Edition). Elsevier, 2015, pp. 215-217. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.92054-3
31 Tastan H., Erdogan S. Cognitive skills and economic performance evidence from the recent international student assessment tests. Eurasian Economic Review, 2018, vol. 8. pp. 417-449. DOI: https://doi.org/10.1007/s40822-018-0099-z
32 Anton-Sancho A., Vergara D., Fernandez-Arias P. Self-Assessment of soft skills of university teachers from countries with a low level of digital competence. Electronics, 2021, vol. 10 (20), pp. 2532. DOI: https://doi.org/10.3390/electronics10202532
33 Chen W., Zhu W., Mason S., Hammond-Bennett A., Colombo-Dougovito A. Effectiveness of quality physical education in improving students' manipulative skill competency. Journal of Sport and Health Science, 2016, vol. 5 (2), pp. 231-238. DOI: https://doi.org/10.1016/jjshs.2015.04.005
34 Weis S., Conzelmann K. Social intelligence and competencies. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (Second Edition). Elsevier, 2015, pp. 371-379. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.25094-0
35 Vorwerg C. Communicative competence: Linguistic aspects. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (Second Edition). Elsevier, 2015. pp. 294-301. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.53042-6
36 Fernandez-Arias P., Anton-Sancho A., Vergara D., Barrientos A. Soft skills of American university teachers: Self-concept. Sustainability, 2021, vol. 13 (22), pp. 12397. DOI: https://doi.org/10.3390/su 132212397
37 Marsenaro-Gutierrez O. D., Lopez-Aguado L. A. Henriques K. O Are soft skills conditioned by conflicting factors? Economic analysis and Policy, 2021. vol. 72, Pp. 18-40. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.eap.2021.07.008
38 Brown C. P., Weber N. B. Struggling to overcome the state's prescription for practice: A study of a sample of early educators' professional development and action research projects in a high-stakes teaching context. Journal of Teacher Education, 2016, vol. 67 (3), pp. 183-202. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487116636452
39 Gonzalez-Lorente C., Martinez-Clares P. Which factors influence a university student's entry into the workforce? Revista Española de Investigaciones Sociológicas, 2021, vol. 176, pp. 59-78. DOI: https://doi.org/10.5477/cis/reis.176.59
40 Icenogle G., Steinberg L., Duell N., Chein J., Chang L., Chaudhary N., Di Giunta L., Dodge K. A., Fanti K. A., Lansford J. E., Oburu P., Pastorelli C., Skinner A. T., Sorbring E., Tapanya S.,
© 2011-2022 Science for Education Today
All rights reserved
96
2022, vol. 12, issue 1 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
Uribe Tirado L. M., Alampay L. P., Al-Hassan S. M., Takash H. M. S., Bacchini D. Adolescents' cognitive capacity reaches adult levels prior to their psychosocial maturity: Evidence for a "maturity gap" in a multinational, cross-sectional sample. Law and Human Behavior, 2019, vol. 43 (1), pp. 69-85. DOI: https://doi.org/10.1037/lhb0000315
41 Lopez-Garcia I. M., Brenes L. S. Educational innovation for the preparation of social workers in a Spanish University. Trabajo Social, 2018, vol. 20 (2), pp. 95-116. DOI: https://doi.org/10. 15446/ts .v20n2.74307
42 Marin-Zapata S., Roman-Calderon J., Robledo-Ardila C., Jaramillo-Serna M. Soft skills, do we know what we are talking about? Review of Managerial Science, 2021. DOI: https://doi.org/10.1007/s11846-021-00474-9
43 Henderman A. F., Cantner U. Soft skills, hard skills, and individual innovativeness. Eurasian Business Review, 2018, vol. 8, pp.139-169. DOI: https://doi.org/10.1007/s40821-017-0076-6
44 Scierski W., Landrat M., Pikon K., Bogacka M. Developing behavioral skills within selected laboratory tests. ICERI2019Proceedings (ICERI 2019, 12th International Conference of Education, Research and Innovation Seville, Spain), 2019, pp. 6846-6850. DOI: https://doi.org/10.21125/iceri.2019.1630
Submitted: 30 November 2021 Accepted: 10 January 2022 Published: 28 February 2022
Anastasia Sergeevna Ryleeva
Contribution of the co-author: collection of materials and initiation of research; definition of research methodology; analysis of research data of the research.
Elena Anatolyevna Khomutnikova
Contribution of the co-author: collection of materials, preparation of the initial version of the text of the research.
Svetlana Vladimirovna Emanova
Contribution of the co-author: the collection of materials; formulation of a scientific problem research and definition of the main directions of its decision; structuring and analysis of data, corresponding author, project manager.
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
The authors' stated contribution:
Information about competitive interests:
The authors claim that they do not have competitive interests.
© 2011-2022 Science for Education Today
© ®
All rights reserved
Information about the Authors
Anastasia Sergeevna Ryleeva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanities, Kurgan State University,
Sovetskaya str., 63, p. 4, 640020, Kurgan, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4699-5096 E-mail: [email protected]
Elena Anatolyevna Khomutnikova
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanities, Kurgan State University,
Sovetskaya str., 63, p. 4, 640020, Kurgan, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7139-3230 E-mail: [email protected]
Svetlana Vladimirovna Emanova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanities, Kurgan State University,
Sovetskaya str., 63, p. 4, 640020, Kurgan, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1387-6987 E-mail: [email protected] (Corresponding Author)
© 2011-2022 Science for Education Today
All rights reserved
98