Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ МЕДИАСРЕДЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ'

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ МЕДИАСРЕДЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

311
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСРЕДА / ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / MEDIA ENVIRONMENT / DESTRUCTIVE INFLUENCE / YOUNGER GENERATION / YOUTH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гребенкина Юлия Васильевна

Статья посвящена анализу влияния медиасреды на подрастающее поколение и молодежь. В настоящее время данная тема является актуальной, так как именно медиасреда становится первичным агентом социализации подрастающего поколения. В статье охарактеризованы позитивные и негативные воздействия медиасреды на личность. К позитивным воздействиям можно отнести трансляцию социального опыта и культуры. К негативным же относится искажение морально-нравственных представлений подрастающего поколения. Рассмотрено явление медианасилия и результат его воздействия на человека. Обобщены способы минимизации влияния медианасилия на личность. Также в статье описаны методики девиантологического анализа медиасреды. Анализ источников по теме исследования позволил обозначить условия, благодаря которым педагогическая профилактика деструктивного воздействия медиасреды на подрастающее поколение будет эффективна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PEDAGOGICAL PREVENTION OF DESTRUCTIVE INFLUENCE OF MEDIA MEDIUM ON THE SOCIAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND YOUTH

The article is devoted to the analysis of the influence of the media environment on the younger generation and young people. Currently, this topic is relevant, since it is the media environment that becomes the primary agent of socialization of the younger generation. The article describes the positive and negative effects of the media environment on the individual. The positive effects include the transmission of social experience and culture. The negative is the distortion of the moral views of the younger generation. Considered the phenomenon of medianusily and the result of its impact on humans The ways of minimizing the influence of median-violence on personality are summarized. The article also describes the methods of deviantological analysis of the media environment. Analysis of the sources on the research topic allowed identifying the conditions by which the pedagogical prevention of the destructive impact of the media environment on the younger generation will be effective.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ МЕДИАСРЕДЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Theory, methodology and organization of social and cultural activities

УДК 373

Гребенкина Юлия Васильевна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия y_grebenkina@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ

ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ МЕДИАСРЕДЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена анализу влияния медиасреды на подрастающее поколение и молодежь. В настоящее время данная тема является актуальной, так как именно медиасреда становится первичным агентом социализации подрастающего поколения. В статье охарактеризованы позитивные и негативные воздействия медиасреды на личность. К позитивным воздействиям можно отнести трансляцию социального опыта и культуры. К негативным же относится искажение морально-нравственных представлений подрастающего поколения. Рассмотрено явление медианасилия и результат его воздействия на человека. Обобщены способы минимизации влияния медианасилия на личность. Также в статье описаны методики девиантологического анализа медиасреды. Анализ источников по теме исследования позволил обозначить условия, благодаря которым педагогическая профилактика деструктивного воздействия медиасреды на подрастающее поколение будет эффективна

Ключевые слова: медиасреда, деструктивное влияние, подрастающее поколение, молодежь

Для цитирования: К вопросу о педагогической профилактике деструктивного влияния медиасреды на социальное развитие детей и молодежи. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том. 2. № 1. С. 36-42.

Julia V. Grebenkina

Kuban State University

Krasnodar, Russia y_greb enkina@mail.ru

TO THE QUESTION OF PEDAGOGICAL PREVENTION OF DESTRUCTIVE INFLUENCE OF MEDIA MEDIUM ON THE SOCIAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND YOUTH

Annotation. The article is devoted to the analysis of the influence of the media environment on the younger generation and young people. Currently, this topic is relevant, since it is the media environment that becomes the primary agent of socialization of the younger generation. The article describes the positive and negative effects of the media environment on the individual. The positive effects include the transmission of social experience and culture. The negative is the distortion of the moral views of the younger generation. Considered the phenomenon of medianusily and the result of its impact on humans The ways of minimizing the influence of median-violence on personality are summarized. The article also describes the methods of deviantological analysis of the media environment. Analysis of the sources on the research topic allowed identifying the conditions by which the pedagogical prevention of the destructive impact of the media environment on the younger generation will be effective.

Keywords: media environment, destructive influence, younger generation, youth

For citation: Grebenkina Ju.V. To the question of pedagogical prevention of destructive influence of media medium on the social development of children and youth. Pedagogy: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 2. no. 1. PP. 36-42. (In Russ., abstract in Eng.)

В современном обществе происходит кризис традиционных институтов социализации (семья, школа, референтные группы) и медиасреда становится одним из ее важнейших институтов. Тем самым она вытесняет сложившиеся формы социальной адаптации адаптацией информационной, которая играет немаловажную роль в развитии личности, заменяет традиционные способы воспитания, и диктует свои образцы и «идеалы» для жизни подрастающего поколения.

Исследователи влияния медиапродукции на социализацию молодежи отмечают как позитивные, так и негативные воздействия медиасреды на формирование ценностей, убеждений, мировоззрения детей, подростков, молодежи. Так,

например, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Т.Ю. Садовникова считают, что медиасреда способствует зоне ближайшего развития ребенка, и выделяют следующие позитивные воздействия [4]:

1) введение ребенка в мир культуры;

2) трансляция социальных ценностей, задач, смыслов, норм и правил;

3) ориентация ребенка в системе социальных и межличностных ролей и отношений;

4) формирование коммуникативной культуры, обеспечение ребенку переживания чувства принятия и безопасности.

Позитивные воздействия медиапродукции на социализацию подрастающего поколения должны заключаться в развитии ценностных ориентаций личности, ведь изначально медиасреда зарождалась как воспитательное средство и как идеальный пример подрастающей личности.

Другие ученые (Д. Брайант, Л.С. Зазнобина, С. Томпсон, Е.И. Фирстова), не отрицая положительного влияния, указывают и на негативные аспекты:

1) вредное воздействие на формирующуюся личность ребенка;

2) изображение искаженных моральных и нравственных ценностей;

3) подавление свободы мировоззренческого выбора;

4) психологические проблемы;

5) антисоциальная направленность личности.

Многочисленные научные данные (Л. Берковиц, Л.В. Брушлинская, Д.В. Жмуров, С.В. Книжникова, К.А. Тарасов, А.В. Федоров, И.В. Челышева) подтверждают, что сегодня наблюдаются многочисленные факты деструктивного влияния медиасреды на личность, на ее ценностно-ориентировочные установки, искажения у зрителя, слушателя, игрока собственного «я». Данная тенденция наблюдается на фоне нехватки положительных, научно-познавательных ме-диасюжетов для подрастающего поколения, незаинтересованности родителей тем, что смотрят их дети, и неумения анализировать медиапродукты.

Очень спорным сегодня стал вопрос о необходимости государственного контроля над содержанием медиапродукции. Общественность разделилась на два противоположных лагеря: защитники полной свободы слова опасаются возврата к тоталитаризму, их оппоненты видят в бесконтрольных СМИ источник распущенности и вседозволенности. Заметим, что в результате утраты государственного контроля над содержанием детско-юношеской медиапродукции в конце прошлого - начале нынешнего века наша страна в полной мере ощутила на себе последствия так называемого медианасилия.

Медианасилие - это аудиальное, визуальное или иное интерактивное изображение сцен жестокости и агрессии. Интерактивность предполагает психологическую взаимосвязь индивида с виртуальными объектами и сущностями. Эта связь может проявлять себя в форме эмоций, переживаний, усиливающих доступность сознания деструктивным идеям и прочее [2].

Наиболее опасным последствием медианасилия является эмоциональное притупление у зрителя, игрока, в результате которого у подростков формируется равнодушие к реальному насилию. Вторым деструктивным эффектом является формирование у юного человека убеждения, что насилие является приемлемым способом решения всех затруднений. Третий эффект напрямую связан с возможностью подражательных насильственных поступков.

Л. Берковиц в своей работе «Агрессия: причины, последствия и контроль» предложил следующие способы минимизации вредного воздействия медианаси-лия на социализацию подрастающего поколения:

1. Ограничивать времяпрепровождение детей и подростков от просмотра нежелательных фильмов (насыщенных сценами насилия, крови, испражнений и т.д.);

2. Контролировать коммерческое телевидение;

3. Обеспечить интерес со стороны родителей: они должны обсуждать и анализировать с детьми просмотренную медиапродукцию;

4. Обеспечить интерес со стороны властей и телеиндустрии;

5. Выпуск медиапродукции, учитывающей детские и подростковые особенности психики, исключая тем самым провоцирование случаев насилия, убийств, суицидов;

6. Аналитики, устанавливающие возрастные ограничения, должны наблюдать не только за эстетикой медиасюжетов, но и за количеством проявленной в них агрессии;

7. Перед показом жестокого, страшного фильма, который сможет нанести вред психике ребенка или подростка, обязательно должно быть предупреждение, «что фильм - это вымысел, а не реальная жизнь»;

8. Преподаватели и школьные психологи должны быть заинтересованы в просматриваемой подростками медиапродукции, чтобы не произошло реактивации влияний ассоциируемых с агрессией сигналов и эмоционального притупления.

Также действенные средства предлагает Д. Маккуэйл (профессор университета Амстердама): в рамках разработанного им социально -ориентированного подхода осуществляется трансформация медиапродукции сквозь призму элитарной культуры. Можно считать, что способы минимизации влияния медианасилия, разработанные Л. Берковицем, оптимально вписываются в концепцию Маккуэйла.

Л. Берковиц считает, что обилие жестокости, иллюстрируемой в медиасю-жетах, нуждается в принятии определенных шагов, подходов, программ со стороны ответственных органов, правительства и граждан; ученый указывает на ответственность государственных структур и взрослой общественности за бесконтрольность вредоносной информации.

Родители, педагоги и психологи часто замечают, что агрессивная медиа-продукция негативно влияет на поведение детей и подростков: они одобрительно относятся к агрессии, подражают поведению агрессивных героев фильмов, отвергают просоциальные ценности и установки, не интересуются учебой и общественной жизнью. Взрослые, в свою очередь, указывают на недостаточность своей медиакомпетентности, неумение предупредить деструктивное влияние агрессивной медиапродукции.

Наукой предложено несколько методик девиантологического анализа ме-диапродукции (С.В. Книжникова, Н.Е. Маркова, А.В. Фёдоров). Например, методика девиантологического анализа медиатекстов, разработанная С.В. Книжниковой [3], предлагает респонденту самостоятельно провести критический анализ медиасообщения с целью определения характера его возможного влияния на детскую, подростковую, молодежную аудиторию. Данная методика разработана в нескольких вариантах: для родителей, преподавателей и для школьников. Она позволяет находить в медиасюжетах манипулятивные приемы и «рекламу» девиантогенных ценностей.

Анализ научной литературы позволяет заключить, что профилактика деструктивного влияния медиасреды будет эффективной при соблюдении следующих условий:

1) интерес преподавателей и родителей к тому, что смотрит подрастающее поколение;

2) проведение информационных классных часов о влиянии медиа -продукции;

3) обсуждение просмотренных медиасюжетов в классе;

4) закрепление обсуждений по информационной безопасности;

5) стимулирование заинтересованности ребенка к данной проблематике и его собственной работы над собой (анализ медиапродукции дома);

6) организация на государственном уровне измерения результатов влияния медиасреды на подрастающее поколение, а также повторного измерения результатов (лонгитюдный метод);

7) психолого-педагогическая поддержка формирования у школьников критического мышления и антиманипулятивных качеств.

Таким образом, если организовать комплексную работу с родителями, педагогами, подрастающим поколением и молодежью, можно будет сформировать определенные качества личности, благодаря которым подрастающее поколение сможет анализировать деструктивное влияние медиасреды, критически относиться к преподносимой информации, а также уметь противостоять манипуляциям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: Учебное пособие. -Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001 - 512 с.

2. Жмуров, Д. В. Сценарная агрессия. Влияние СМИ на криминализацию молодежи [Электронный ресурс] / Д. В. Жмуров // М. : Феникс, - 2007. - 317 с. -Режим доступа : http ://npocmo.info/scen/scen_index.html

3. Книжникова С.В. Нравственные зёрна и плевелы подростковой медиапродукции: как научить школьников отделять одно от другого? // Народное образование. - 2013. - № 7. - С. 221-224

4. Садовникова, Т. Ю. Методологические основы, положения и принципы возраст-но-психологического подхода к анализу вредного воздействия средств массовой информации и других средств массовой коммуникации, включая информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, и иной информационной продукции на психическое развитие и здоровье детей и подростков [Электронный ресурс] / Т. Ю. Садовникова, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов / / М.: АСТ, 2014. - 437 с. Режим доступа : www.rkn.gov.ru/docs/Razdel_8.pdf

REFERENCES

1. Berkovits L. Agressiya: prichinie, posledstviya i control [Aggression: causes, consequences and control]: Textbook. - St. Petersburg: Prime-Euroznak, 2001 - 512 p. (in Russian)

2. Zhmurov, D.V. Stsenarnaya agressiya. Vliyaniye SMI na kriminalizatsiyu molodezhi [Scenario aggression. The influence of the media on the criminalization of youth]. D. V. Zhmurov. M.: Fenix, 2007. 317 p. Available at: http: //npocmo.info/scen/scen_index.html (in Russian).

3. Knizhnikova S.V. Nravstvennyye zorna i plevely podrostkovoy mediaproduktsii: kak nauchit' shkol'nikov otdelyat' odno ot drugogo? [Moral grains and tares of adolescent media products: how to teach students to separate one from the other?]. Public education. 2013. No. 7. Pp. 221-224 (in Russian)

4. Sadovnikova, T. Yu. Metodologicheskiye osnovy, polozheniya i printsipy vozrastno-psikhologicheskogo podkhoda k analizu vrednogo vozdeystviya sredstv massovoy informatsii i drugikh sredstv massovoy kommunikatsii, vklyuchaya informatsion-no-telekommunikatsionnuyu set' Internet, i inoy informatsionnoy produktsii na psikhicheskoye razvitiye i zdorov'ye detey i podrostkov [Methodological foundations, provisions and principles of the age-psychological approach to the analysis of the harmful effects of the media and other media, including the Internet information and telecommunications network, and other information products on the

mental development and health of children and adolescents]. T. Yu. Sadovnikova, O. A. Karabanova, S. V. Molchanov. M .: AST, 2014. 437 p. Available at: www.rkn.gov.ru/docs/Razdel_8.pdf (in Russian).

Информация об авторе: Гребенкина Юлия Васильевна, преподаватель института

среднего профессионального образования Кубанского государственного

университета,

г. Краснодар, Россия

y_grebenkina@mail.ru

Поступила: 19.01.2019 После доработки: 01.02.2019 Принята к публикации: 20.02.2019

Information about the author: Julia V. Grebenkina, Lecturer at the Institute of Secondary vocational education, Kuban State University, Krasnodar, Russia y_grebenkina@mail.ru

Received: 19.01.2019

Received after reworking: 01.02.2019

Accepted for publication : 20.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.