УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ МЕДИАПРОДУКЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙ СЦЕНЫ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ, НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Курочкина В.Е.
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования влияния медиапродукции, содержащей сцены агрессии и насилия, на формирование де-виантного поведения подростков. В теоретической части статьи проведен анализ западных и отечественных исследований негативного влияния медиапродукции на поведение человека. В эмпирической части выявлено, что медиапродукция, содержащая сцены агрессии и насилия, способствует проявлению у подростков склонности к следующим видам девиантного поведения: к агрессии и насилию, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, делинквентному поведению, а также к сниженному волевому контролю эмоциональных реакций.
Ключевые слова: медиавоздействие, медиапродукция, агрессия, насилие, девиантное поведение, подростки.
THE INFLUENCE OF MEDIA PRODUCTION, CONTAINING SCENES OF AGGRESSION AND VIOLENCE, ON THE FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS
Kurochkina V.E.
Kuban state university, Krasnodar, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the impact of media production, containing scenes of aggression and violence, on the formation of deviant behavior of adolescents. The theoretical part of the article analyzes western and domestic studies of the negative impact of media products on human behavior. In the empirical part, it is revealed that media products containing scenes of aggression contribute to the manifestation in adolescents of the following types of deviant behavior: aggression and violence, self-damaging and self-destructive behavior, delinquent behavior, and reduced emotional control of emotional reactions.
Keywords: media action, media production, aggression, violence, deviant behavior, adolescents.
В современном обществе под воздействием информационной среды (СМИ, Интернет-среды и др.) происходит формирование ценностно-смысловых ориентаций, мировоззрения, социального поведения подростков. Как подчеркивает Г.У. Солдатова [5], без цифровой социализации сегодня затруднен процесс становления личности, ее адаптации и интеграции в социальную систему информационного общества.
Необходимо отметить, что информационная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на подрастающее поколение. Так информационная среда удовлетворяет познавательный интерес подростков, выполняет образовательную, развлекательную функции, помогает ориентироваться в общественных событиях. С другой стороны, как отмечает А.Е. Войскунский, информационная среда может использоваться в качестве «психологического орудия» социального воздействия на человека. Большое количество предлагаемой сегодня медиапродукции содержит сцены агрессии, насилия, демонстрацию девиантных форм поведения, часто интерпретируемых как повседневная общественная норма. Постоянное потребление подобной медиапродукции может способствовать развитию психологической отчужденности от социальных норм, формированию девиантного поведения подростков.
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
Воздействию информационной среды, медиапродукции на человека посвящены работы западных (А. Бандура, Л. Берковиц, У. Бронфенбреннер, Дж. Гербнер, Дж. Голдстэйн, Д. Гроссман, Б. Дженнингз, Дж. Кэнтор, С. Томпсон и др.) и отечественных (А.Е. Войскунский, Дж. Жмуров, С.В. Книжникова, Г.У. Солдатова, К.А. Тарасов, А.В. Фёдоров и др.) исследователей.
Рассмотрим причины привлекательности и последствия для человека медианасилия, представленные в западных исследованиях. Так Дж. Кэнтор [8] выделяет следующие причины привлекательности просмотра сюжета, содержащего насилие: эффект эмпатии, то есть, стремление виртуально испытать агрессию; желание испытать волнение; эффект «запретного плода», то есть, игнорирование ограничений; попытка увидеть насилие или агрессию, которые отражают свой опыт; изучение окружающего, а именно, криминального мира; самоуспокоение, отвлечение от собственных страхов и жизненных проблем; гендерная составляющая социализации. В качестве возможных последствий просмотра сюжетов агрессивно-насильственного характера Дж. Кэнтор рассматривает: применение, насильственных путей решения конфликтов, страх стать жертвой насилия, равнодушие к человеческим страданиям.
Б. Дженнингз и С. Томпсон [1] считают, что воздействие медиапродукции на человека происходит на трех уровнях. Первый уровень - поведенческий, характеризуется воздействием медиасюжета на зрителя, следствием которого является реализация агрессивного продолжения медиасюжета в поведении. Второй уровень - аффективный, характеризуется тем, что просмотр медиасюжета, агрессивного характера вызывает немедленную (испуг, беспокойство) или долгосрочную агрессивную эмоциональную реакцию. Третий уровень - когнитивный, характеризующийся влиянием просмотра сцен насилия на собственное восприятие реального мираиндивидом, он может воспринимать мир как враждебный, и действовать в нем соответствующим образом.
Западные исследователи также отмечают связь между девиантным поведением и воздействием медиапродукции, делинквентным поведением подростков и их предпочтением сцен жестокости. Так Д. Майерс [4] описывает исследование американских ученых под руководством Дж. Джеффри, которые с 1975 по 2000 годы обследовал более 700 семей, проживающих в Нью-Йорке. После истечения 25 лет, они провели анкетирование этих же людей, в котором предлагалось ответить на вопросы об их склонности к агрессии. Данные анкет были сопоставлены с криминальной статистикой. Исследователи пришли к выводу, что те, кто в возрасте 14 лет смотрел телевизор больше трёх часов в сутки, склонны к насилию (45%), опасны для общества и готовы совершить преступление (20%).
Отечественные исследования воздействия медиапродукции на подрастающее поколение посвящены выявлению отношения к насилию и агрессии в медиасюжетах, а также последствиям их просмотров для детей и молодежи.
К.А. Тарасов [6] показывает, что в современном информационном пространстве демонстрируется медиапродукция, содержащая сцены насилия и агрессии, и отношение молодежи к насилию на экране в целом носит положительный характер. По результатам исследований автора, подростки считают, что жестокие и агрессивные фильмы учат, как нужно овладевать искусством насилия и жестокости, 39-43 % подростков, у которых насилие вызывает положительные эмоции, склонны к хулиганским поступкам и участию в драках. Неадекватное восприятие медиапродукции, содержащей сцены агрессии и насилия, приводит к неадекватным поведенческим реакциям, агрессивному поведению, противоправным поступкам. В целом же автор по результатам анализа западных и собственных исследований делает вывод о причинно-следственной связи между восприятием подростками экранного насилия и реализацией ими агрессивного поведения.
А.В. Федоров [7], при изучении негативного влияния сцен экранного насилия и агрессии на несовершеннолетнюю аудиторию, в качестве последствий просмотра подобных ме-диасюжетов выделяет: обучение аудитории насильственно-агрессивным действиям с последующей реализацией в реальной жизни, формирование равнодушия и безразличия к проявлениям насилия, в частности к жертвам насилия; возбуждение подражательных агрессивных
инстинктов аудитории; возникновение чувства страха перед агрессивно-насильственными действия и др.
А.В. Клочкова рассматривает основные способы негативного воздействия сцен насилия в медиапродукции на сознание [2]: призыв к применению насилия, к беспричинной агрессивности по отношению к другим и себе; демонстрации насильственных актов; стирание грани между безнравственным и нравственным в межличностных отношениях; акцентирование внимания на жестоких действиях как норме повседневной жизни.
Проведенное С.В. Книжниковой [3] исследование отношения подростков к сюжетам девиантного поведения в медиапродукции выявило, что 51% респондентов подросткового и юношеского возраста приемлемо относятся к демонстрации реалистичных сцен агрессии и насилия, 22 % опрошенных относятся равнодушно, 22% - немного неприятно, у 5% демонстрация подобных вызывает отторжение. Также большинство опрошенных респондентов (69%) продемонстрировало равнодушие по отношению по отношению к сценам с реалистичными ранениями, смертью. Для 10% респондентов данные сцены являются приемлемыми, 18% -немного неприятно, у 3% - вызывает отторжение.
Обобщая работы отечественных и западных исследователей в качестве основных негативных последствий просмотра медиапродукции, содержащей сцены агрессии и насилия можно выделить следующие: внушает насильственный путь решения конфликтов; стимулирует возбуждение агрессивных инстинктов; способствует увеличению агрессивного и насильственного поведения; снижает чувствительность к агрессии, вызывает равнодушие к страданиям человека.
Проведенный анализ литературы показал, что на сегодняшний день в основном изучают влияние медиапродукции на агрессивное и насильственное поведение человека, практически не представлены результаты теоретико-эмпирических исследований о воздействии медиапродукции на формирование различных видов девиантного поведения подростков.
Эмпирическое исследование было посвящено изучению влияния медиапродукции, содержащей сцены агрессии и насилия, на девиантное поведение подростков.
На первом этапе исследования в средних общеобразовательных учреждениях города Краснодара с помощью методики «Девиантологический анализ медиапродукции» С.В. Книжниковой были подобраны две группы (по 85 человек в каждой) подростков в возрасте 13-15 лет, «потребляющих» и «не потребляющих» медиапродукцию (информационное или информационно-развлекательное сообщение, изложенное в любом жанре медиа: фильм, телепередача, компьютерная игра, видеоклип, контент социальной сети и др.), содержащую сцены агрессивного, насильственного характера (например, изображение или описание физической агрессии, насилия по отношению к другому человеку, людям в детективном сюжете и др. продукции; в юмористической форме; как средство самоутверждения, достижения власти, месть; изображение процесса лишения жизни; изображение, описание унижения человеческого достоинства и др.).
На втором этапе в группах подростков изучались показатели склонности к девиант-ному поведению с помощью опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла. Третий этап был посвящён выявлению различий (по t-критерию Стьюдента) в склонности к девиантному поведению групп подростков, «потребляющих» и «не потребляющих» медиапродукцию, содержащую сцены агрессии и насилия.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие тенденции в показателях склонности к девиантному поведению подростков, «потребляющих» и «не потребляющих» медиапродукцию, содержащую сцены агрессиии и насилия.
Группа подростков «потребляющая» медиапродукцию агрессивно-насильственного характера имеет повышенный уровень по шкале «склонность к агрессии и насилию» - 57,5 Т-баллов, что свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у респондентов. Группа «не потребляющая» данную медиапродукцию имеет нормативный показатель (40,3 Т-баллов) по данной шкале, что свидетельствует о не выраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем.
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
По шкале «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» в группе подростков, «потребляющей» медиапродукцию, содержащую сцены агрессии и насилия, выявлен повышенный показатель (54 Т-балла) склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Что свидетельствует о повышенной склонности к риску, который выражен в потребности в острых ощущениях, а также о низком уровне ценности собственной жизни. У группы подростков, «не потребляющей» данную медиапродукцию, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению находится в пределах нормативных значений (40,9 Т-баллов).
По шкале «волевой контроль эмоциональных реакций» (шкала имеет обратный характер) у подростков, «потребляющих» медиапродукцию агрессивно-насильственного характера, выявлен в среднем по группе сниженный контроль эмоциональных реакций (56,3 Т-баллов). У подростков «не потребляющих» подобную медиапрдукцию данный показатель находится в пределах нормативных значений (48,1 Т-баллов).
Подростки «потребляющие» медиапродукцию, содержащую сцены агрессии и насилия, имеют более высокий показатель по шкале «склонность к делинквентному поведению» (47,4 Т-баллов), чем группа «не потребляющая» данную медиапродукцию (39,6 Т-баллов). При этом результаты обеих групп подростков находятся в пределах нормативных значений.
При статистическом сравнении показателей опросника группа подростков, «потребляющая» медиапродукцию агрессивно-насильственного характера, имеет статистически значимо более высокую склонность к агрессии и насилию, самоповреждающему и саморазрушающему поведению, делинквентному поведению, более сниженный контроль эмоциональных реакций, чем группа подростков «не потребляющая» данную медиапродукцию.
По шкалам «склонность к преодолению норм и правил» (среднее значение показателя «потребляющей» группы - 43,1 Т-баллов а «не потребляющей» - 40,2 Т-баллов) и «склонность к аддиктивному поведению» («потребляющая» группа - 42,2 Т-баллов, «не потребляющая» группа - 38,3 Т-баллов) показатели обеих групп находятся в пределах нормативных значений. Статистически значимых различий по данным показателям между группами не выявлено.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Подростки, «потребляющие» медиапродукцию, содержащую сцены агрессии и насилия, имеют повышенную склонность «к агрессии и насилию», «к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», а также сниженный уровень «волевого контроля эмоциональных реакций», и статистически значимо превосходят по данным показателям подростков, «не потребляющих» данную медиапродукцию. В обеих группах подростков показатели «склонности к преодолению норм и правил», «склонности к деликвентному поведению», «склонности к аддиктивному поведению» находится в пределах нормативных значений. Но подростки «потребляющие» медиапродукцию, содержащую сцены агрессии и насилия, имеют значимо более высокие показатели склонности к делинквентному поведению, чем группа «не потребляющих». По остальным шкалам опросника А.Н. Орла значимых различий между группами выявлено не было.
Таким образом, медиапродукция, содержащая сцены агрессии и насилия, способствует проявлению склонности к следующим видам девиантного поведения: к агрессии и насилию, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, делинквентному поведению, а также к сниженному волевому контролю эмоциональных реакций. Полученные результаты расширяют теоретико-эмпирические представления о влиянии медиапродукции, содержащей сцены агрессии и насилия, на формирование девиантного поведения подростков.
Список литературы
1. Дженнингз Б., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432 с.
2. Клочкова А.В. Роль СМИ в детерминации девиантности // Россия и социальные изменения в современном мире (Ломоносовские чтения - 2004). М.: МГУ, 2005. - С. 294.
3. Книжникова С.В. Медиапродукция и риск девиантного поведения у детей и молодежи // Медиаобразование. 2017. №3. С. 91-103.
4. Майерс Д. Социальная психология: интенсивный курс. СПб: Прайм-Еврознак, 2007. - 512 с.
5. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. №3. С. 71-80.
6. Тарасов К.А. Насилие в фильме и предрасположенность юных зрителей к его моделированию в жизни // Кино: реалии и вызовы глобализации / Под общ. ред. М.И. Жабского. -М.: НИИ киноискусства Министерства культуры РФ, 2002. - С.122-164.
7. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 418 с.
8. Cantor J. (1998). Children's Attraction to Violent Television Programming. In: Goldstein, J. (Ed.). Why We Watch: The Attractions of Violent Entertainment. N.Y.: Oxford University Press. - P. 88-115.
УДК 159.9
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
Ларионова Л.И.
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия
Email: [email protected] Горбунова А.Ю.
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
Москва, Россия Email: [email protected]
Аннотация. В статье обсуждаются результаты сравнительного исследования интеллектуального развития детей дошкольного возраста в разные исторические периоды (в 1993 году, когда не было цифровой среды и в 2018 году в условиях цифровой среды). Ключевые слова: интеллектуальное развитие, цифровая среда.
COMPARATIVE STUDY OF THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL
CHILDREN IN THE DIGITAL ENVIRONMENT Larionova L.I.
Moscow City University, Moscow, Russia Email: [email protected] Gorbunova A.Yu.
National Research University «Higher School of Economics», Moscow, Russia
Email: [email protected]
Abstract. The article summarizes the results of the comparative study of the intellectual development of preschool children in different historical periods (in 1993 in a pre-digital era, and in 2018 in the digital environment).
Keywords: intellectual development, digital environment.
Многие исследователи отмечают, что новые технологии овладели миром и человечество живет в условиях цифровой революции. Существует мнение (Г. Ньюфелд, Г. Матэ), что цифровая революция вышла из берегов и ее последствия могут быть катастрофическими как для детей многих последующих поколений, так и для цивилизации в целом.
Знакомство с цифровыми устройствами происходит уже в раннем детстве. Существует понятие цифрового поколения, в которое входят поколение Y (родившиеся в 1985-2000