Научная статья на тему 'Исследование виктимной деформации личности и девиантного поведения среди подростков общеобразовательной школы'

Исследование виктимной деформации личности и девиантного поведения среди подростков общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
597
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / РЕАЛИЗОВАННАЯ ВИКТИМНОСТЬ / ДЕВИАНТНАЯ ВИКТИМНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕКРИТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / САМООЦЕНКА / ЦЕННОСТИ / VICTIMIZATION / REALIZED VICTIMIZATION / DEVIANT VICTIMIZATION / DEVIANT BEHAVIOR / NONCRITICAL BEHAVIOR / TEENAGERS / SELF-ASSESSMENT / VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Людмила Борисовна, Поварова Василиса Николаевна

В данной статье поднимаются проблемы виктимности и девиантного поведения подростков и их взаимосвязи с деформацией личностного профиля ребенка. Приведены результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие 54 респондента в возрасте от 15 до 16 лет. Были получены данные об их склонности к различным формам виктимного и девиантного поведения, а также негативное отношение к семейным ценностям и неадекватный уровень самооценки. Использовались следующие психодиагностические методики: Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна; Методика исследования склонности к виктимному поведению (О.О. Андронникова); Методика исследования склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); Цветовой тест отношений (ЦТО) (А.М. Эткинда и Е.Ф. Бажина). При помощи сравнительного и корреляционного анализа было установлено, что у подростков, демонстрирующие негативное отношение к ценности семьи, прослеживается предрасположенность к девиантному и виктимному поведению. Также установлен факт наличия у подростков уже реализованной виктимности, повышающий риск повторной травматизации и как следствие усилению виктимизации. Психологический портрет виктимизированной личности отличается от обычной повышенным уровнем агрессии и аутоагресии, неадекватным отношением к окружающей ситуации, повышенной внушаемостью, неадекватным уровнем самооценки. Респонденты демонстрируют неудовлетворенную потребность в любви и заботе, принижают значимость своего здоровья и не ограничивают рамки собственной свободы мыслей и действий в большей степени нуждаются в помощи специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозова Людмила Борисовна, Поварова Василиса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research viktim of deformation of the personality and deviant behaviour among teenagers of high school

This article raises the problems of victimization and deviant behavior of adolescents and their relationship with the deformation of the child's personal profile. The results of the empirical study are presented, in which 54 respondents aged 15 to 16 took part. Data were received on their propensity to various forms of victim and deviant behavior, as well as negative attitudes toward family values and an inadequate level of self-esteem. The following psychodiagnostic methods were used: The method of investigating the self-esteem of Dembo-Rubinstein; Methods for studying the propensity to victim behavior (O.O. Andronnikova); Methods for investigating the propensity to deviate behavior (A.N. Orel); Color test of relations (CTR) (A.M. Etkind and E.F. Bazhin). With the help of a comparative and correlation analysis it was found that in adolescents demonstrating a negative attitude towards the value of the family, a predisposition to deviant and victim behavior is traced. It is also established that teenagers have already realized victimization, which increases the risk of re-traumatization and, as a result, increased victimization. The psychological portrait of the victimized personality differs from the usual by the increased level of aggression and autoagression, inadequate attitude to the surrounding situation, increased suggestibility, inadequate level of selfesteem. Respondents demonstrate an unmet need for love and care, belittle the importance of their health and do not limit the scope of their own freedom of thought and action.

Текст научной работы на тему «Исследование виктимной деформации личности и девиантного поведения среди подростков общеобразовательной школы»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN418.pdf

Статья поступила в редакцию 23.06.2018; опубликована 11.08.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Морозова Л.Б., Поварова В.Н. Исследование виктимной деформации личности и девиантного поведения среди подростков общеобразовательной школы // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Morozova L.B., Povarova V.N. (2018). The research viktim of deformation of the personality and deviant behaviour among teenagers of high school. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN418.pdf (in Russian)

УДК 159.9.072.43

Морозова Людмила Борисовна

ФГОБУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Доцент кафедры «Практической психологии» Кандидат психологических наук E-mail: lbmoroz@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=736202 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/J-8046-2017

Поварова Василиса Николаевна1

ФГОБУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Магистрант E-mail: kanahamoru@mail.ru

Исследование виктимной деформации личности и девиантного поведения среди подростков общеобразовательной школы

Аннотация. В данной статье поднимаются проблемы виктимности и девиантного поведения подростков и их взаимосвязи с деформацией личностного профиля ребенка. Приведены результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие 54 респондента в возрасте от 15 до 16 лет. Были получены данные об их склонности к различным формам виктимного и девиантного поведения, а также негативное отношение к семейным ценностям и неадекватный уровень самооценки. Использовались следующие психодиагностические методики: Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна; Методика исследования склонности к виктимному поведению (О.О. Андронникова); Методика исследования склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); Цветовой тест отношений (ЦТО) (А.М. Эткинда и Е.Ф. Бажина). При помощи сравнительного и корреляционного анализа было установлено, что у подростков, демонстрирующие негативное отношение к ценности семьи, прослеживается предрасположенность к девиантному и виктимному поведению. Также установлен факт наличия у подростков уже реализованной виктимности, повышающий риск повторной травматизации и как следствие усилению

1 Социальные сети: https://vk.com/vasilisa_povarova Страница 1 из 12

https://mir-nauki.com

виктимизации. Психологический портрет виктимизированной личности отличается от обычной повышенным уровнем агрессии и аутоагресии, неадекватным отношением к окружающей ситуации, повышенной внушаемостью, неадекватным уровнем самооценки. Респонденты демонстрируют неудовлетворенную потребность в любви и заботе, принижают значимость своего здоровья и не ограничивают рамки собственной свободы мыслей и действий в большей степени нуждаются в помощи специалистов.

Ключевые слова: виктимность; реализованная виктимность; девиантная виктимность; девиантное поведение; некритичное поведение; подростки; самооценка; ценности

Детско-подростковая виктимность и снижение степени риска деформации психического развития у детей являются одной из приоритетных задач современного общества [13, с. 223]. Всеобщая виктимизация является красным сигналом для психологов и показывает незащищенность и пограничное состояние этих детей. Неудовлетворенность потребности в самоопределении, несовершенство процессов регуляции, управления личностными ресурсами и недостаточное развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими может привести к развитию различных видов замещающего поведения [9, с. 89]. В то же время подростки окружены большим потоком негативной информации, транслируемой в СМИ, сети Интернет и отрицательного воздействия в реальной жизни со стороны, прежде всего, семьи и школы, как основных институтов социализации ребенка [11, с. 281]. Исходя из этого можно предположить, что давление информационного пласта в сочетании с кризисом подросткового возраста, связанного с биологическим перестроением организма и неблагоприятными условиями социализации, стремлением самоутвердиться и отстоять себя в роли взрослой сформировавшейся личности может стать провоцирующим фактором, приводящим к появлению у ребенка различных склонностей или аддикций, а затем сделать из подростка жертву, которая снова и снова будет попадать в неблагоприятные ситуации.

Исследование проблемы виктимности (способности стать жертвой неблагоприятных условий) и девиантного поведения (отклоняющегося от нормы) строится на основе глубокого междисциплинарного подхода и прежде всего для нашего исследования интересна именно внутренняя составляющая этих явлений - определение психологической структуры личности с виктимным и девиантным поведением. В настоящее время остается разрозненным и неоднозначиным теоретико-методологический аппарат изучения данных явлений, а также отсутствует единая система диагностики виктимности и девиантного поведения у подростков, поэтому одним из главных направлений пресечения распространения данных явлений в обществе должна стать профилактика подростковой виктимности и девиантного поведения.

Изучением девиантного поведения на протяжении длительного времени занималось огромное количество исследователей. В рамках биологического подхода исследованием девиантного поведения занимались Г.А. Аванесов, Р. Бэней, Е. Барнс, П.Б. Ганнушкин, С. Гроф, Е.К. Краснушкин, Э. Кречмер, Ч. Ломброзо, В. Шелдон и др. Социологическое изучение девиаций представлено в работах Р. Берджеса, Г. Беккера, Р. Дубина, А. Коэна, Б. Лендера, Р. Маккайвера, Р. Мертона, Р.Э. Парка, Т. Селлина, Э. Сатерленда, Н. Смелзера, Э. Сагарина, Л. Сроула, Д. Римсена. В рамках психологического подхода предпосылками девиантного поведения занимались А. Адлер, К. Хорни, Д. Боулби, А.Р. Ратинов, Ф. Райс, Х. Ремшмидт, Г. Салливан и др. Среди исследований современных российских ученых, обращавшихся к изучению причин девиантного поведения, можно выделить работы Я.И. Гилинского, Ю.Ю. Комлева, С.А. Завражина, В.В. Лунеева, Л.С. Алексеевой, К.В. Хартановича, Л.Г. Смолинского

Введение и обоснование

и других [4, с. 5]. Значительный вклад в психологию девиантного поведения внесли Личко А.Е., Клейберг Ю. А., Азарова Л. А., Змановская Е.В., Леонова И.В., Назарова Н.Б и другие.

Таким образом, на основании исследований девиантного поведения, выполненных в рамках биологического, социального и психологического подходов можно утверждать, что различные социальные и биологические факторы становятся детерминантами девиантного поведения подростков не сами по себе; они влияют на поведение подростка, опосредуясь через личностные особенности, среди которых существенное место занимают особенности отношения подростка к себе, к значимой ситуации жизни, к другим людям [10, с. 8].

Изучение виктимности началось с теоретического обоснования концепции возникновения преступности Гансом фон Гентигом в 1941 году [3]. Именно он стал основоположенником науки виктимологии (от лат. «victima» - жертва и греч. «logos» - учение)

- комплексного учения о лицах, находящихся в кризисном состоянии (в позиции жертвы) и мерах помощи таким жертвам [7, с. 1; 8, с. 139], и объяснил ее основную идею: в ряде обстоятельств, приведших к преступному посягательству, важную роль играет личность и поведение жертвы преступления. А сам термин «виктимность» был сформулирован чуть позже Л.В. Франком и обозначал предрасположенность индивида стать жертвой преступления [15]. Феномен виктимности более полно описан в криминалогических трудах Д.В. Ривмана, Л.И. Романовой, Ю.М. Антонян, Н.Н. Невского, А.А. Кулаковой, А.М Яковлевой и других. В ключе социологических и педагогических исследований разработкой темы виктимной личности занимались Г.В. Антонов-Романовский, А.А. Лютов, К.А. Адигюзелов, К.В. Вишневецкий, В.А. Туляков, Р.А. Сабитов, К. Миядзава и другие. Актуальными проблемами современной социальной виктимологии выступают проблемы демографических, социокультурных, социально-ролевых, статусных факторов, которые воздействуют на состояние жертвы [14, с. 6]. С психологической точки зрения поведение жертвы и его личностные особенности описаны в работах С.В. Ильиной, Е.В. Руденского, Н.Б. Назаровой, О.О. Андронниковой, А.Л. Репецкой, Е.Т. Соколовой и других.

Виктимность и девиантное поведение в подростковой среде рассматриваются как самостоятельные явления, но в последние годы все больше исследователей (Клейберг Ю.А., Терещенко Ю.А., Холостова Е.И., Хагуров Т.А., Спесивцева О.И. и другие) делают попытки объединить или связать эти феномены между собой под термином «девиантная виктимность» [6, с. 148]. Девиантная виктимность - это устойчивое психологическое свойство личности стать жертвой неблагоприятных воздействий, выражающее ее дезадаптивность и ведущих к деформации развития личности и возникновению ситуация девиантного паттерна. Личность компенсирует свою «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности [16, с. 233]. Появление данного термина обусловлено схожестью признаков проявления этих феноменов у подростков (наличие низкой самооценки, тревожность, агрессивность, неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции и т. д.), а также последовательностью появления (очень часто виктимные подростки проявляют различные формы девиантного поведения и наоборот) [12, с. 51].

Исходя из вышесказанного, нами была сформулирована следующая цель исследования

- выявить и изучить виктимное поведения и особенности его проявления при наличии девиантного паттерна в подростковом возрасте.

Выборку исследования составили обучающиеся девятых классов МАОУ «Школа № 190» Автозаводского р-на города Нижнего Новгорода, мальчики и девочки в возрасте от 15 до 16 лет. Общее число респондентов, принявших участие в исследовании, составило 54 человека (в равном соотношении 27 мальчиков и 27 девочек). Выборка формировалась исключительно из обычных подростков, не состоящих на учете в специализированных учреждениях.

В исследование применялись следующие диагностические методики:

• Методика исследования склонности к виктимному поведению (Андронникова О.О.), охватывающая комплекс взаимосвязанных проявлений виктимного поведения подростков [1].

• Методика исследования склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел.), стандартизированный тест-опросник, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения [5, с. 14].

• Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна (в модификации А.М. Прихожан), определяющая уровень самооценки и уровень притязаний у подростка.

• Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда и Е.Ф. Бажина, предназначенный для изучения эмоциональных компонентов отношений личности [2].

Результаты исследования

Основным этапом нашего эмпирического исследования стали анализ и интерпретация полученных результатов.

Рисунок 1. Склонность подростков к различным формам виктимного поведения (составлено авторами)

Рисунок 2. Сравнительный анализ уровня виктимности мальчиков и девочек (составлено авторами)

Страница 4 из 12

07Р8МШ18

Как видно на рисунке 1, наиболее значимые показатели респонденты продемонстрировали по шкале самоповреждающего и саморазрушающего поведения (ССиСП) - отклонение от нормы отмечено у 42,6 % респондентов общей выборки, причем ниже нормы (рисунок 2) показатели исключительно у девочек-подростков, что свидетельствует о повышенной тревожности и неудовлетворенной потребности в безопасности. Выше нормы показатели в большинстве случаев у мальчиков-подростков, что можно расценить как наличие провоцирующего поведения и высокий риск неосознанного причинения себе вреда. Следующими по значимости показателями отметим результаты респондентов по шкале склонности к зависимому и беспомощному поведению (СЗБП), которая отмечена у 31,5 % испытуемых (рисунок 1). Заниженные показатели могут свидетельствовать о склонности к независимости, обособленности, важности отстаивания своего авторитета чем часто провоцируют конфликты, в то время как завышенные показатели, которые в большинстве случаев продемонстрированы девочками, говорят о наличии установки на беспомощность, низкой самооценке, внушаемости, склонности к зависимому поведению. Далее отметим, что 22,2 % респондентов, преимущественно женского пола (рисунок 2), показали отклонение от нормы по шкале склонности к агрессивному виктимному поведению (САВП), что свидетельствует о спонтанности, высокой обидчивости, открытому провоцированию конфликтов и повышенной агрессивности. И наиболее интересной для нашего исследования является шкала реализованной виктимности (РВ), которые были продемонстрированы 25,9 % респондентов, преимущественно мужского пола (рисунок 2), что может свидетельствовать о наличии неких защитных механизмов, выработанных в реализованных кризисных ситуациях, тем самым данные подростки внутренне уже подвержены сильному внутреннему напряжению, и предрасположены к роли жертвы. Таким образом, по данным рисунка 1 около 30 % подростков склонны к различным формам виктимности.

Также по результатам математического анализа взаимосвязи различных форм виктимного поведения внутри методики с использованием коэффициента корреляции г-Пирсона было установлено, что склонность к агрессивному виктимному поведению положительно коррелирует со склонностью к гиперсоциальному поведению (г = 0,291 при р < 0,05) и склонностью к некритичному поведению (г = 0,314 при р < 0,05), тем самым подросток, неправильно оценивающий окружающую ситуацию способен провоцировать агрессию на себя или проявлять агрессию на других людей, даже если мотивы этой агрессии являются положительными.

Далее мы проанализировали данные по методике исследования склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).

90%

СПНиП САП ССиСП САиН ВКЭР СДП

Рисунок 3. Склонность к отклоняющемуся поведению среди подростков (составлено авторами)

25%

20%

15% 10% 5% 0% ■

■ ■ мальчики

Ш ■ ■ девочки

■ ■ ■

1 1 СПНиП САП 1 1 ССиСП САиН 1 ВКЭР 1 СДП

Рисунок 4. Сравнительный анализ предрасположенности к девиантному поведению у мальчиков и девочек (составлено авторами)

Наиболее значимыми у подростков предрасположенностями в нашем исследовании (рисунок 3) являются склонность к зависимому (27,7 %) и агрессивному (33,3 %) поведению, причем к проявлению аддикций более склонны мальчики-подростки (рисунок 4), что может быть связано со стремлением влиться в компанию, показать себя, компенсировать неудовлетворенность чувственных потребностей. В отношении склонности к агрессии и насилию мы получили данные, что чаще этому отклонению подвержены девочки-подростки (рисунок 4), а, значит, существует большой риск воспроизводства насилия в более позднем возрасте, особенно внутри семьи. Таким образом, около 30 % подростков (рисунок 3) предрасположены к какому-либо виду отклоняющегося поведения.

По результатам математического анализа с использованием Коэффициента корреляции r-Пирсона были выявлены взаимосвязи между показателями внутри методики:

1. Склонность к преодолению норм и правил положительно коррелирует со склонность к аддиктивному поведению (r = 0,416 при р < 0,01) и склонностью к делинквентному поведению (r = 0,444 при р < 0,01), таким образом чем выше у подростка желание нарушать правила и нормы поведения, тем выше риск проявления криминального поведения или склонности к разным зависимостям.

2. Склонность к аддиктивному поведению положительно коррелирует со склонностью к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (r = 0,316 при р < 0,05) и волевым контролем эмоциональных реакций (r = 0,426 при р < 0,01). Эти данные означают, что подростки, склонные к каким-либо зависимостям могут проявлять излишнюю жертвенность как по отношению к себе (сама зависимость наносит вред человеку), так и по отношению к другим (зависимость сказывается на ближайшем окружении. Под воздействием аддикции человек может не задумываться, что способен причинить вред, хотя при этом в достаточной мере способен контролировать свои чувства и эмоции, что, на наш взгляд, является расхождением со многими теоретическими данными и представляет большой практический интерес для дальнейшего исследования.

3. Склонность к агрессии и насилию положительно коррелирует со склонностью к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (r = 0,447 при р < 0,01) и волевым контролем эмоциональных реакций (r = 0,520 при р < 0,01). Подросток, постоянно контролирующий свои эмоции и чувства, рано или поздно начинает проявлять агрессию по отношению к себе и окружающим и даже способен нанести вред, чем выше самоконтроль, тем больше вероятность срыва.

4. Склонность к делинквентному поведению положительно коррелирует с волевым контролем эмоциональных реакций (г = 0,279 при р < 0,05). Данные показывают, что подросток склонный к правонарушениям хорошо контролирует свои эмоции и чувства и чем сильнее желание нарушить закон, тем больше сил он прикладывает для самоконтроля.

Далее мы провели корреляционный анализ между показателями методики по исследованию склонности к виктимному поведению (О.О. Андронниковой) и методики следования склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).

Таблица 1

Анализ взаимосвязи уровня виктимности и уровня девиантного поведения у подростков

Коэффициент корреляции r-Пирсона

Методика по исследованию склонности к виктимному поведению О.О. Андронниковой Методика следования склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)

САиН САП СПНиП сдп

САВП 0,337 (р < 0,05) - - -

СНП 0,268 (р < 0,05) 0,270 (р < 0,05) - -

РВ - 0,281 (р < 0,05) 0,399 (р < 0,01) 0,281 (р < 0,05)

Составлено авторами

Исходя из данных таблицы 1 отметим, что:

1. Склонность к агрессивному виктимному поведению положительно коррелирует со склонностью к агрессии и насилию, что является логичным итогом, так как оба они направлены на выявления агрессии и конфликтности, соответственно, чем выше одно, тем выше другое.

2. Склонность к некритичному поведению положительно коррелирует со склонностью к аддиктивному поведению и склонностью к агрессии и насилию, из чего следует, что неосторожность и неправильная оценка ситуации и людей повышается при наличии каких-либо зависимостей или способствует их возникновению, а также может спровоцировать или усилить агрессию или аутоагрессию.

3. Реализованная виктимность положительно коррелирует со склонность к преодолению норм и правил, склонностью к аддиктивному поведению и склонностью к делинквентному поведению. Данные показатели являются крайне значимыми для нашего исследования, так как подросток, уже однажды находившийся в роли жертвы, формирует свою позицию, противопоставляя свои нормы и ценности общественным и чем больше риск снова оказаться в негативной ситуации, тем выше желание протестовать. Помимо этого, уже виктимизированный подросток склонен совершать противоправные действия, у него снижается уровень эмоционально волевого контроля.

Обобщив и проанализировав данные по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейна, мы получили следующие результаты:

Рисунок 5. Сравнительны анализ уровня самооценки среди подростков (составлено авторами)

Исходя из рисунка 5, можно установить, что неадекватная самооценка встречается почти у 35 % подростков из нашей выборки, причем мальчики-подростки в большей степени показали завышенную самооценку, то есть неадекватно расценивают или не принимают критику на свой счет, склонны преувеличивать свои достижения и также показали неадекватный (заниженный) уровень притязаний, подтверждающий наши предположения. Заниженную самооценку в равных долях продемонстрировали подростки обоих полов, что подтверждает теоретические положения о том, что низкая самооценка является наиболее часто встречающимся маркером виктимно деформированной личности и личности проявляющей девиантное поведение. Математический анализ в рамках нашего исследования подтвердился лишь в отношении низкого уровня самооценки на уровне значимости р < 0,05. Корреляционный анализ показал, что низкая самооценка влияет на делинквентное поведение (r = -0,308) и является предпосылкой склонности к нарушению правил поведения, установленных норм и законов, тем самым доказывая сделанные нами выводы. Таким образом, мальчики-подростки более склонны к преувеличению собственных возможностей и успехов и не способны адекватно оценивать собственное «Я», в то время как девочки-подростки более склонны к агрессии и насилию в силу неудовлетворенности собственной самооценкой и принижении своих успехов.

Следующим шагом в нашей работе стали интерпретация и анализ результатов по методике ЦТО А.М. Эткинда и Е.Ф. Бажина, мы определили, что по отношению к каждой ценности все респонденты распределились на 3 группы: негативно оценивающие, позитивно оценивающие и не оценивающие (нейтральные).

Таблица 2

Сводная таблица отношений подростков к различным ценностям

Ценность Группы

негативно оценивающие позитивно оценивающие не оценивающие (нейтральные)

АДЖ 11,1 % 48,2 % 40,7 %

З 14,8 % 64,8 % 20,4 %

ИР 24,1 % 48,2 % 27,7 %

КПиП 24,1 % 48,2 % 27,7 %

Л 7,4 % 46,3 % 46,3 %

МОЖ 24,1 % 44,4 % 31,5 %

НХиВД 11,1 % 61,1 % 27,7 %

У 18,5 % 38,8 % 42,6 %

П 18,5 % 48,2 % 33,3 %

С 16,6 % 44,4 % 38,8 %

ССЖ 18,5 % 50,0 % 31,5 %

Т 22,2 % 42,6 % 35,1 %

Ценность Группы

негативно оценивающие позитивно оценивающие не оценивающие (нейтральные)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДВУПМ 22,2 % 38,8 % 38,8 %

ИПУ 12,9 % 44,4 % 42,6 %

ПО 31,5 % 33,3 % 35,1 %

ПР 29,6 % 38,8 % 31,5 %

ТСК 33,3 % 50,0 % 16,6 %

Составлено авторами

Из таблицы 2 следует, что подростки с большим негативом относятся к сфере будущей профессиональной деятельности, что можно расценить как страх не найти свое место в жизни или несогласие с современными условиями труда и отсутствием видимых позитивных перспектив профессионального роста и развития. Данные также показывают, что подростки в общей массе более позитивно относятся к сфере ближайшего окружения, однако именно семейная сфера представляет для нашего исследования больший интерес, поэтому рассмотрим ее подробнее.

К группе негативно оценивающих семейный фактор в среднем относятся 18,5 % респондентов обоих полов, то есть практически каждый пятый ребенок. Причем процентное соотношение среди мальчиков и девочек, по большинству критериев примерно одинаковое. У половины подростков выявлена склонность к агрессии и насилию, наблюдается неадекватная самооценка, в основном заниженная; у 40 % подростков выявлена склонность к некритичному поведению. 30 % подростков демонстрируют повышенный волевой контроль эмоциональных реакций; склонность к гиперсоциальному, аддиктивному и делинквентному поведению. 20 % испытуемых демонстрируют склонность к нарушению норм и правил.

Однако по результатам исследования были выявлены различия среди мальчиков и девочкам по следующим показателям. В 20 % случаях девочки демонстрируют склонность к зависимому и беспомощному поведению, а мальчики - наличие реализованной виктимности.

Тревожным остается тот факт, что 40 % девочек склонны к агрессивному и виктимному поведению, а у 70 % подростков, в основном среди мальчиков, выявлена склонность к самоповреждающему и саморазрущающему поведению. Причем и по методике исследования склонности к виктимному поведению О.О. Андронниковой и по методике исследования склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел.

По результатам математического анализа было установлено, что ценности семейной сферы в большей степени коррелируют с показателями по другим методикам на уровне значимости р < 0,05 и р < 0,01. Наиболее значимые результаты получены по отношению к ценностям «здоровье», «любовь» и «свобода». По оценке их корреляции можно сделать вывод о том, что подростки, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, испытывают недостаток проявления любви и заботы со стороны близких. Не ограничивают рамки собственной свободы мыслей и действий и в большей степени нуждаются в помощи специалистов, так как находятся в зоне риска стать жертвой негативных обстоятельств. Результатом деформации их личности может стать не только отклонение в поведении, но и опасные для жизни навязчивые идеи о несостоятельности в жизни и невозможности справиться с проблемами.

Обсуждение и выводы

Виктимизация подростковой среды и рост отклоняющегося поведения в данной возрастной группе объясняется рядом причин, прежде всего это негативное влияние внешней среды и ближайшего окружения, неблагоприятные условия социализации, порождающее

личностную деформацию, смещение ценностных ориентаций, неадекватное восприятие себя, агрессию, нарушение в эмоциональной и когнитивной сферах и много другое. Изучение данных причин обращает наше внимание к самой личности подростка как к первоисточнику исследуемых нами феноменов. Именно эта идея стала отправной точкой для нашего исследования.

С помощью используемых в работе психодиагностических методик мы получили следующие значимые для практического применения выводы:

1. Подросткам, обладающим реализованной виктимностью, свойственно противопоставлять собственные нормы и правила общественным, и чем выше риск снова попасть в ситуацию жертвы, тем большее сопротивление они проявляют, что может привести к отклоняющемуся поведению.

2. Подростки с некритичным поведением, не способные правильно оценить ситуацию, могут спровоцировать на себя агрессию или аутоагрессию и затем транслировать ее на окружающих.

3. Заниженная самооценка у подростков может привести к различным формам отклоняющегося поведения, прежде всего зависимого (аддиктивного) и криминального (делинквентного), при которых человек склонен к излишней жертвенности, агрессии, саморазрушению и зависимостям (прежде всего химическим).

4. Подростки с высоким контролем эмоциональных реакций склонны к различным эмоциональным и поведенческим срывам, которые сопровождаются истериками, агрессией или могут привести к депрессивному состоянию.

5. Негативно оценивающие семейный фактор подростки чаще всего склонны к различным формам виктимного или девиантного поведения, так как с большой вероятностью подросток стремиться компенсировать неудовлетворенность в своей социализации за счет негативных изменений в своей личностной структуре.

Полученные в ходе нашего исследования данные позволили выявить среди группы обычных подростков риск формирования предрасположенности или уже имеющийся факт наличия виктимности или девиантного поведения. Осознание этого факта ведет к созданию полноценной профилактической программы, направленной на снижение агрессивности подростков, улучшение условий социализации, налаживанию механизмов позитивной саморегуляции и становлению положительного отношения к ценности собственной личности.

Таким образом, гармоничное развитие личности подростка является важным личностным ресурсом, обеспечивающим отсутствие поведенческих отклонений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков. Автореферат дисс. ... канд. псих. наук - Новосибирск, 2005. - 22 с.

2. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. - 18 с.

3. Гаджиева А.А. Учебное пособие (курс лекций) по дисциплине «Виктимология» для направления подготовки «Юриспруденция», профиль «Уголовное право». Махачкала: ДГУНХ, 2016. - 152 с.

4. Гришина А.В., Волкова Е.Н. Увлеченность компьютерными играми как предиктор подросткового буллинга // Психология развития, акмеология. Вестник Мининского университета. 2017. №4. 16 с. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/706/635 (дата обращения: 12.05.2018).

5. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков СПб.: ЗАО Пони. 2010. - 316 с.

6. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю.А. Клейберг. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017.

- 290 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

7. Курмаева В.Ш. Дисфункциональная семья как фактор виктимного поведения подростков с умственной отсталостью // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 26. -С. 1-8.

8. Левченко П.В., Асеева И.Н. Взаимосвязь виктимного поведения и атрибутивного стиля воспитанников школы-интерната и осужденных // Вестник Самарской гуманитарной акадении. Серия «Психология», 2012. - №1(11). - С. 138-152.

9. Лосинец Е.В. Содержательный анализ проблемы потребностей подростков в контексте замещающего поведения // Педагогическое образование в России 2015 №8. - С. 88-93.

10. Морозова Л.Б. Развитие субъектности подростков в условиях социальной изоляции методом дистантной психологической помощи (на примере воспитательной колонии для несовершеннолетних) автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Нижний Новгород, 2005. - 18 с.

11. Морозова Л.Б., Поварова В.Н. Влияние пережитого в детстве насилия на формирование виктимной личности // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-11. - С. 279-286.

12. Спесивцева О.И. Социальные патологии. Учеб. пособие. В 2-х частях. Ч.1. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. - 161 с.

13. Стреленко А.А. Детско-подростковая виктимность как социально-психологическое явление // Мир науки, культуры, образования. 2013. - № 5 (42).

- С. 222-224.

14. Тесля, А.И. Социальная работа: введение в социальную виктимологию: учеб.-метод. пособие / А.И. Тесля. - Минск: БГПУ, 2009. - 134 с.

15. Франк Л.В., Остроумова С.С. О виктимологии и виктимности. - «Советское государство и право». - 1975. - № 9. - С. 75.

16. Шульга М.Л. Девиантная виктимность несовершеннолетних // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2015. - №15-2. - С. 232-237.

Morozova Ludmila Borisovna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: lbmoroz@yandex.ru

Povarova Vasilisa Nikolayevna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: kanahamoru@mail.ru

The research viktim of deformation of the personality and deviant behaviour among teenagers of high school

Abstract. This article raises the problems of victimization and deviant behavior of adolescents and their relationship with the deformation of the child's personal profile. The results of the empirical study are presented, in which 54 respondents aged 15 to 16 took part. Data were received on their propensity to various forms of victim and deviant behavior, as well as negative attitudes toward family values and an inadequate level of self-esteem. The following psychodiagnostic methods were used: The method of investigating the self-esteem of Dembo-Rubinstein; Methods for studying the propensity to victim behavior (O.O. Andronnikova); Methods for investigating the propensity to deviate behavior (A.N. Orel); Color test of relations (CTR) (A.M. Etkind and E.F. Bazhin). With the help of a comparative and correlation analysis it was found that in adolescents demonstrating a negative attitude towards the value of the family, a predisposition to deviant and victim behavior is traced. It is also established that teenagers have already realized victimization, which increases the risk of re-traumatization and, as a result, increased victimization. The psychological portrait of the victimized personality differs from the usual by the increased level of aggression and autoagression, inadequate attitude to the surrounding situation, increased suggestibility, inadequate level of self-esteem. Respondents demonstrate an unmet need for love and care, belittle the importance of their health and do not limit the scope of their own freedom of thought and action.

Keywords: victimization; realized victimization; deviant victimization; deviant behavior; noncritical behavior; teenagers; self-assessment; values

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.