УДК 37.06:[070:004] ББК 74.00:76.0 Г 79
Ю.В. Гребенкина
Преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
С.А. Хазова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСРЕДЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
(Рецензирована)
Аннотация Статья посвящена постановке и обоснованию проблемы негативного воздействия медиасреды как фактора роста агрессивности среди подростков. В данном аспекте в работе приведены ключевые характеристики медиаконтента, детерминирующие агрессивность подростков. К ним отнесены медианасилие и сюжеты, вызывающие тревогу и страх. Отмечены основные причины активного распространения вредоносной медиапродукции. Представлены современные подходы к созданию безопасной информационной среды. Определены возможности медиаобразования в современной России.
Ключевые слова: социализация подростков, агрессивное поведение, медиа-продукция, воздействие СМИ, медиаобразование.
Yu.V. Grebenkina
Lecturer of Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University; E-mail: [email protected]
S.A. Khazova
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University; E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR
PREVENTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF STUDENTS IN CONDITIONS OF MODERN MEDIA:
PROBLEM STATEMENT
Abstract. The paper is devoted to the setting and justification of the problem of negative impact of the media system as a factor of growth of aggressiveness among teenagers. In this aspect, the work describes key characteristics of media content that determine the aggressiveness of adolescents. These include media violence and stories giving rise to anxiety and fear. The main reasons for active distribution of malicious media products are noted. The publication presents modern approaches to creating a safe information environment and shows possibilities of media education in modern Russia.
Keywords: socialization of teenagers, aggressive behavior, media products, media impact, media education.
В современных условиях приходится констатировать, что семья, школа и государство утрачивают свою социальную функцию, заключающуюся в воздействии на «идеальные» смыслы и ценности детей и подростков. На смену им приходит медиасреда, оказывающая неоднозначное влияние на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Воздействие медиасреды на процесс развития детей и подростков обусловливается их стремлением активно подражать киногероям, богатством воображения и свойственным их возрасту сенсорным восприятием происходящих событий. Склонность подростка к фантазии, замене реальной жизни виртуальными событиями и образами, в которые подросток начинает верить, является причиной возникновения сложностей в процессе социализации. К наиболее ярким негативным последствиям влияния медиасреды на личность обучающихся относится рост агрессивности среди подростков.
Основным содержанием медиа-среды, вызывающим тревогу у общественности в контексте тенденций повышения агрессивности детей и молодежи, являются [1]:
1. Медианасилие. Наиболее незащищенной группой населения, подверженной влиянию медианасилия, являются дети и подростки, особенно если в медиасюжете присутствует следующее: преступник привлекателен, насилие оправданно, насилие не наказывается, насилие воспринимается реалистичным. Воздействие медианасилия рассматривается в трех уровнях: 1) эмоциональном, который может быть немедленным (моментальное, короткое по времени переживание по поводу насилия) и долгосрочным (испуг, боязнь, что события из фильма могут произойти в реальной жизни, вследствие этого возникает переживание и опасение за свою жизнь); 2) поведенческом, осуществляемом следующими механизмами: имитацией - подражание
героям фильма, их качествам, катарсисом - «очищением» человека (агрессивные мысли подростка находят выход в медиасюжете, содержащем сцены насилия), возбуждением (подросток более агрессивно реагирует на происходящие события), растормаживанием (привыкание к агрессивным медиасюжетам, отрицание наказания за насилие) и десенсибилизацией (равнодушным отношением к насилию на экране, а впоследствии в реальной жизни) и 3) когнитивном уровне - под воздействием медиапродукции изменяются ценности, восприятие реального мира.
2. Страх и тревога, вызванные просмотром медиасюжетов. Они могут быть вызваны как фильмами ужасов или фильмами, содержащими много насилия, так и различными передачами или ток-шоу. Дети от 3 до 8 лет боятся персонажей из фильмов ужасов, их пугают кадры, демонстрирующие агрессивное поведение, и, как следствие, возникает тревога за себя и своих близких. Дети от 9 до 12 лет воспринимают происходящее на экране как реальность, считая, что агрессивные персонажи могут нанести серьезные увечья их жизни и здоровью, а дети от 12 лет боятся персонажей и того, что может случиться с ними и с их семьей, боятся глобальных проблем, угрожающих человечеству. Также, вследствие регулярного просмотра «тревожной» медиапродук-ции, подростки могут начать бояться сверстников, что подкрепляется распространением моббинга в образовательной среде. В истории известен случай возникновения массовой паники и тревоги, когда по радио транслировался роман «Война миров» Г.Уэллса. Люди, уверенные в том, что это новости, решили, что на Землю действительно напали марсиане, начали собирать вещи и покидать дома.
Показательны результаты исследования влияния медиасреды на ценности и поведение подрастающего
поколения, проведенного С.В. Книж-никовой в школах Краснодарского края. При ответе на вопрос о том, изменяются ли их жизненные ценности под воздействием медиапро-дукции, 13% респондентов заметили, что медиапродукция вызывает у них тревогу и чувство опасности. Это, вероятно, связано с регулярным просмотром подростками фильмов, содержащих сцены насилия, фильмы ужасов, криминальные хроник. 19% ответили, что медиапродукция провоцирует у них чувство злости, что может быть связано с таким механизмом медианасилия, как возбуждение (наиболее агрессивное реагирование на происходящие события). 42% респондентов отметили, что их родители замечают у них изменения в ценностных установках и поведении под воздействием «любимой» подростками медиапродук-ции (что является, с одной стороны, косвенным подтверждением негативного воздействия определенной медиапродукции, с другой стороны, положительным фактом, свидетельствующим о заинтересованности родителей в обсуждении и просмотре с детьми медиапродукции). Лишь 5% подростков утверждали, что их ценности не меняются под воздействием медиапродукции. Это может быть связано как с тем, что подростки не задумываются о влиянии медиапро-дуктов, так и с тем, что они смотрят познавательную медиапродукцию, а родители уделяют внимание обсуждению медиатекстов [2]. Среди выявленных С.В. Книжниковой результатов воздействия медиапродукции на личность подростков присутствует повышение агрессивности, восприятие агрессии, насилия как нормы.
Несмотря на то, что проблема воздействия медиасреды на личность подростков в XXI веке является актуальной и очевидной, полностью заменить современную медиапродукцию только познавательной, отражающей истинные ценности и идеалы, невозможно. Можно выделить следующие
причины появления и распространения вредоносной медиапродукции [2, 3]:
1) девиантное, в том числе агрессивное поведение - источник обогащения лиц и организаций, получающих прибыль от вовлечения подростков в различные социальные болезни;
2) массовое распространение социальных болезней ведет к распаду микросоциальных групп, деградации общества, ослаблению государства;
3) лица и организации, заинтересованные в деградации социума и ослаблении конкретного государства, стремятся к распространению социальных болезней через культивирование девиантного образа жизни;
4) манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на социальные группы стало обычным явлением;
5) медиасреда - самый эффективный канал пропаганды девиаций;
6) уязвимой группой населения для распространения девиантных ценностей являются дети, подростки и молодежь.
Л. Берковиц [4] в своей работе «Агрессия: причины, последствия и контроль» предложил следующие способы минимизации вредного воздействия медианасилия на социализацию подрастающего поколения:
1. Ограничить времяпрепровождение детей и подростков у экранов, демонстрирующих нежелательные фильмы (насыщенные сценами насилия, крови, испражнений и т.д.).
2. Сделать подконтрольным коммерческое телевидение.
3. Обеспечить интерес со стороны родителей: они должны обсуждать и анализировать с детьми просмотренную медиапродукцию.
4. Обеспечить интерес со стороны властей и телеиндустрии.
5. Исключить провоцирование случаев насилия, убийств, суицидов
путем подачи медиапродукции, учитывающей детские и подростковые особенности психики.
6. Установить аналитиками возрастные ограничения с учетом не только эстетики медиасюжетов, но и количества проявленной в них агрессии.
7. Обязательно предупредить о том, что «фильм - это вымысел, а не реальная жизнь» перед показом жестокого, страшного фильма, который сможет нанести вред психике ребенка или подростка.
8. Сформировать устойчивый интерес преподавателей и школьных психологов к просматриваемой подростками медиапродукции, чтобы не произошло реактивации влияний, ассоциируемых с агрессией сигналов и эмоционального притупления.
Так как в современном обществе вышеперечисленные причины распространения деструктивной медиапродукции являются весомыми и находят поддержку в разных слоях общества, а также затрагивают интересы многих лиц, ученые предлагают задуматься о введении в учебных заведениях предмета «Медиаобразование». В целом сегодня в России разработаны различные модели медиа-образования [3]:
1) модель медиаобразования Ю.Н. Усова (первым реализовал предмет «Медиаобразование» в практике), основывающаяся на принципах эстетической и культурологической теорий медиаобразо-вания. Автор предлагает развивать различные виды мышления, восприятие, умения интерпретации медиа-сюжетов, аргументированно оценивать различные виды информации, поступающей по медиаканалам;
2) модель медиаобразования А.В. Шарикова предлагает развивать медиакоммуникативные способности учащихся с помощью критического мышления, семиотической (знаковой) и культурологической теории медиаобразования;
3) модель медиаобразования А.В. Спичкина основывается на таких теориях медиаобразования, как семиотическая, культурологическая теории и развитие критического мышления: с помощью предложенных теорий автор планирует развить у подростков умение анализировать роль медиапродукции, формировать ее понимание путем сравнительного анализа;
4) модель медиаобразования Л.С. Зазнобиной основывается на семиотической теории медиаобразо-вания и на развитии критического мышления. Автор полагает, что это поможет развить в детях умение восприятия и интерпретации информации, сформировать у подростков собственный взгляд на получаемую информацию, противостояние манипулированию со стороны СМИ.
Суть медиаобразования заключается в ознакомлении с продуктами медиа, создании детьми своих продуктов медиа, введение предмета «Медиобразование» в учебных заведениях, критическом осмыслении выпускаемой медиапродукции, развитии медиакомпетентности у родителей, педагогов, детей. Основными трудностями его широкого внедрения в учебный процесс современных российских вузов и школ являются [5]:
- недостаточное количество педагогов, специализирующихся в области медиапедагогики;
- определенная инертность руководства ряда вузов (вузам предоставлены широкие возможности введения новых дисциплин разнообразной тематики, но ученые советы российских вузов пока крайне робко выделяют часы под медиао-бразовательные дисциплины, столь необходимые, например, будущим учителям);
- традиционный подход структур Министерства образования и науки России, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям в
области образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаграмотности / медиакомпетентности.
Несмотря на то, что организация медиаобразования является сложной, в некоторых школах успешно реализованы проекты по медиао-бразованию (средней школе № 1161 Москвы, гимназии № 3 Иркутска, лицея № 3 Рубцовска и др), а также внедряется дисциплина «Медиао-бразование» в некоторых университетах (Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова, Московский институт открытого образования, Тамбовский государственный университет и др). В некоторых школах и вузах Краснодарского края организована подготовка учащихся и студентов к девиантологическому анализу меди-апродукции и безопасному пребыванию в виртуальной реальности (программа С.В. Книжниковой).
Таким образом, наиболее популярная среди подрастающего
поколения медиапродукция оказывает деструктивное влияние на формирование личности, что проявляется, в числе прочего, в росте проявлений агрессивности в подростковой среде. Обеспечение безопасной медиасреды зависит не только от компетентности педагогов, порядочности продюсеров, активности властей государства. Каждый человек должен быть вовлечен в создание компетентной медиасферы: и родители, и преподаватели, и сами дети. Достичь положительных результатов можно через развитие у детей и подростков критического мышления, формирование антиманипу-ляционных установок, обеспечение информационной грамотности подрастающего поколения. В данном аспекте представляется целесообразным введение предмета «Медиа-образование», соответствующих факультативов по медиабезопасности, а также разработка методик, осуществляющих медиаобразователь-ную функцию.
Примечания:
1. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.; СПб.; Киев: Издат. дом «Вильяме», 2004. 432 с.
2. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. 363 с.
3. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Кучма, 2004. 418 с.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: учеб. пособие. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 512 с.
5. Федоров А.В., Челышева И.В. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 267 с.
References:
1. Bryant J., Thompson S. Fundamentals of media effects. M.; SPb.; Kiev: Williams Publishing house, 2004. 432 pp.
2. Knizhnikova S.V. Deviantology for teachers and psychologists. M.; Berlin: Direct Media, 2014. 363 pp.
3. Fyodorov A.V. Children's rights and the problem of violence on the Russian screen. Taganrog: Kuchma, 2004. 418 pp.
4. Berkovits L. Aggression: causes, consequences and control: a manual. SPb.: Prime-EVROZNAK, 2001. 512 pp.
5. Fedorov A.V., Chelysheva I.V. Mass media education in the USSR and Russia: main stages. M.: MOO Information for All, 2014. 267 pp.