Научная статья на тему 'Профилактика девиантогенного воздействия медиапродукции на школьников'

Профилактика девиантогенного воздействия медиапродукции на школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
495
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОДУКЦИЯ / MEDIA PRODUCTION / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / ДЕВИАЦИИ / DEVIATIONS / HARMFUL EFFECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гребенкина Юлия Васильевна

Раскрываются вопросы профилактики девиантогенного воздействия медиапродукции на социализацию школьников. В работе описана программа, направленная на обеспечение безопасного пребывания подростков в медиасреде. Программа состоит из трех этапов: диагностического, формирующего, этапа оценивания результатов и рефлексии. Приведены данные о содержании и результатах констатирующего и формирующего экспериментов. На основе анализа и интерпретации экспериментальных данных описаны итоги проведенного исследования, а также обобщены возникшие в ходе эксперимента трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DEVIANCY TRAINING EFFECT OF MEDIA PRODUCTION ON SHOOL STUDENTS

The paper sheds light on prevention of deviancy training effect of media production on socialization of school students. The work describes the program aimed at providing safe stay of teenaders in a media environment. The program consists of three stages: diagnostic, forming and a stage of estimation of results and reflection. The author presents data on the content and outcomes of the stating and forming experiments. Basing on the analysis and interpretation of experimental data, the author describes outcomes of the conducted research and generalizes the difficulties, which have arisen during the experiment.

Текст научной работы на тему «Профилактика девиантогенного воздействия медиапродукции на школьников»

УДК 371.8.061:316.77

ББК 74.200.556

Г 78

Ю.В. Гребенкина

Преподаватель Института среднего профессионального образования

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»; E-mail: snkhazo-

va@gmail.com

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕДИАПРОДУКЦИИ НА ШКОЛЬНИКОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Раскрываются вопросы профилактики девиантогенного воздействия медиапродукции на социализацию школьников. В работе описана программа, направленная на обеспечение безопасного пребывания подростков в ме-диасреде. Программа состоит из трех этапов: диагностического, формирующего, этапа оценивания результатов и рефлексии. Приведены данные о содержании и результатах констатирующего и формирующего экспериментов. На основе анализа и интерпретации экспериментальных данных описаны итоги проведенного исследования, а также обобщены возникшие в ходе эксперимента трудности.

Ключевые слова: медиапродукция, подростки, деструктивное влияние, девиации.

Yu.V. Grebenkina

Teacher of Institute of Secondary Professional Education, Kuban State

University; E-mail: snkhazova@gmail.com

PREVENTION OF DEVIANCY TRAINING EFFECT OF MEDIA PRODUCTION ON SCHOOL STUDENTS

Abstract. The paper sheds light on prevention of deviancy training effect of media production on socialization of school students. The work describes the program aimed at providing safe stay of teenagers in a media environment. The program consists of three stages: diagnostic, forming and a stage of estimation of results and reflection. The author presents data on the content and outcomes of the stating and forming experiments. Basing on the analysis and interpretation of experimental data, the author describes outcomes of the conducted research and generalizes the difficulties, which have arisen during the experiment.

Keywords: media production, teenagers, harmful effect, deviations.

В современном российском обществе, как и во всём мире, распространены подростковые и молодежные девиации, проявляющиеся в различных формах. Девиация приобрела черты массового явления, имеющего стабильные тенденции количественного роста и расширения видового состава отклонений. В настоящее время насчитывается

множество факторов девиантного поведения, среди которых в качестве наиболее распространенных выделяют семейное неблагополучие, тягу к новым ощущениям, потребность в самоутверждении и т.д.

Но одним из новых, появившихся в XXI веке факторов деви-антного поведения выступает ме-диапродукция. Это подтверждают

многочисленные научные данные (Л. Берковиц, Л.В. Брушлинская, Д.В. Жмуров, С.В. Книжникова, К.А. Тарасов, А.В. Федоров, И.В. Че-лышева), свидетельствующие о множественных фактах деструктивного влияния СМИ на личность, искажения ценностно-ориентировочных установок, деформации собственного «Я» у зрителя, слушателя, игрока [1-6]. Данная тенденция наблюдается на фоне нехватки положительных, научно-познавательных ме-диасюжетов для подрастающего поколения, слабым интересом родителей к подростковой медиапродук-ции, а также неумением взрослых и подростков критически осмысливать медиатексты.

Ввиду актуальности и нерешенности проблемы преодоления деструктивного влияния медиа-продукции на подростков целью нашего исследования стала разработка соответствующей социально-педагогической программы. Целью программы является: подготовка школьников к осознанному выявлению в медиапродукции девианто-генных установок и эффектов, деви-антопровоцирующих манипуляций, формирование навыков безопасного пребывания в медиапространстве, развитие критического мышления. Ее достижение осуществляется через последовательность трех этапов: диагностического, формирующего и этапа оценивания результатов и рефлексии.

Диагностический этап направлен на знакомство с руководством школы, обсуждение содержания программы по профилактике де-виантогенного воздействия меди-апродукции. После ознакомления с программой психолого-педагогическим коллективом школы проводится первичная диагностика обучающихся.

Следующий этап - формирующий: направлен на анализ современной медиапродукции, развитие критического мышления, формирование навыков безопасного

пребывания в медиасреде. Деятельность включает как организованную работу в рамках мероприятий, так и выполнение домашних заданий. На данном этапе реализуются следующие комплексные мероприятия:

- классный час, посвященный выработке представлений школьников о девиантном поведении, медиа-продукции, ее видам и ее влиянии на социализацию;

- повторение предыдущего материала и разбор манипулятивных приемов медиапродукции;

- выполнение домашних заданий, помогающих школьникам укрепить полученные знания, развить критическое мышление;

- анализ образа семьи в современных медиатекстах, что направлено на обсуждение со школьниками их представлений о семье, просмотр эпизодов некоторых современных медиатекстов («Шрек», «Семейка Крудс», «Суперсемейка» и т.д.);

- разбор негативных воздействий современного Интернет-пространства, обсуждение примеров современных Интернет-угроз и преступлений;

- тренинги развития критического мышления; в качестве основного выбран метод «6 шляп мышления»;

- практический анализ современных медиасюжетов, с помощью которого можно выявить уровень полученных знаний и развитость критического мышления;

- разъяснение домашних заданий, которые направлены на самостоятельную подготовку презентации, составление плана мероприятия и выбор мультфильма для обеспечения медиабезопасности младших школьников;

- оценка проделанной школьниками работы, подготовка рекомендаций классными руководителями, психологами;

- представление презентации учащимся начальных классов старшими школьниками.

Этап оценивания результатов и рефлексии включает проведение повторной диагностики уровня медиакомпетентности и критического мышления школьников, обсуждение результатов реализации программы с руководством школы, психолого-педагогическим коллективом и родителями. Также на данном этапе организуется работа со школьниками по созданию уголка медиабезопасности (например, правила пребывания в Интернет-среде, как распознать положительные и отрицательные ценности медиапро-дукции и т.д.).

Экспериментальная апробация разработанной программы осуществлялась на базе МБОУ Гимназии № 69 г. Краснодара, участниками стали 49 человек (8 «А» и 8 «В» классы - контрольная и экспериментальная группа). Перед началом формирующего эксперимента было проведено констатирующее исследование, предполагающее диагностику личностных качеств - психологических факторов подверженности деструктивному влиянию медиапро-дукции. Использовались методики

О. Микс «Конформность, внушаемость, скептицизм», К. Роджерс, Р. Даймонд «Социально-психологическая адаптация личности», С.В. Книжникова «Девиантологиче-ский анализ медиапродукции».

Результаты констатирующего исследования свидетельствовали об однородности выборочной совокупности респондентов, отсутствии достоверных различий между двумя классами по изученным показателям. Это позволило сформировать контрольную и экспериментальную группу. В контрольной группе социально-педагогическая работа осуществлялась по существующему в МБОУ Гимназии № 69 плану, в экспериментальной группе - по разработанной программе. По окончании эксперимента было проведено повторное исследование и осуществлено сравнение исходных и итоговых данных.

В таблице 1 представлены данные опроса с помощью теста О. Микс «Конформность, внушаемость, скептицизм» (методика была приведена к стандартизации данных) у экспериментальной группы.

Таблица 1

Данные экспериментальной и контрольной группы по методике О. Микс «Конформность, внушаемость, скептицизм» (исходные и итоговые)

Шкала Уровни Экспериментальная группа Достоверность различий Контрольная группа Достоверность различий

До экс-пери-мента После эксперимента До экс-пери-мента После экспе-римен-та

Конформизм низкий 21% 42% р<0,05 36% 48% р>0,05

средний 62% 54% р>0,05 60% 52% р>0,05

высокий 17% 4% р>0,05 4% 0% р>0,05

Внушаемость низкий 21% 38% р<0,05 40% 24% р>0,05

средний 71% 62% р>0,05 40% 60% р>0,05

высокий 8% 0% р>0,05 20% 16% р>0,05

Скептицизм низкий 21% 33% р>0,05 28% 28% р>0,05

средний 62% 46% р<0,05 64% 60% р>0,05

высокий 17% 21% р>0,05 8% 12% р>0,05

Можно видеть, что в экспериментальной группе повысился уровень скептицизма по отношению к некоторой современной медиапродук-ции, степень внушаемости информации стала ниже на 17%. Значимыми оказались следующие шкалы: низкий уровень конформизма, низкий уровень внушаемости, средний уровень скептицизма.

Существенных изменений в контрольной группе не произошло, за исключением того, что уровень подверженности информационным

внушениям повысился на 16%. В таблице 2 представлены данные опроса с помощью методики К. Роджерса, Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации личности».

Из таблицы 2 видно, что в экспериментальной группе стал выше уровень адаптации личности, повысился уровень принятия окружающих и самопринятия, понизился уровень избегания решения проблем, повысился уровень социали-зированности школьников. Следует

Таблица2

Данные экспериментальной и контрольной группы, полученные по методике К. Роджерса, Р. Даймонда «Социально-психологическая адаптация личности» (исходные и итоговые)

Экспериментальная группа Досто- Контрольная группа Досто-

Шкала Уровни верность

До экспери- После экспери- верность результатов До эксперимента После эксперимента результатов

мента мента

Адаптация низкий - - - 4% 12% -

средний 96% 84% р>0,05 96% 88% р>0,05

высокий 4% 16% р>0,05 - - р>0,05

Принятие низкий 20% 4% р<0,05 15% 35% р>0,05

средний 76% 72% р>0,05 50% 50% р>0,05

других высокий 4% 24% р<0,05 35% 15% р>0,05

Интер-нальность низкий 20% 20% р>0,05 20% 25% р>0,05

средний 56% 64% р>0,05 61% 50% р>0,05

высокий 24% 16% р>0,05 19% 25% р>0,05

Самопринятие низкий 16% 4% р>0,05 10% 18% р>0,05

средний 74% 72% р>0,05 66% 70% р>0,05

высокий 10% 24% р<0,05 24% 12%

Эмоциональный низкий 16% 4% р>0,05 18% 22% р>0,05

средний 68% 72% р>0,05 72% 68% р>0,05

комфорт высокий 16% 24% р>0,05 10% 10% р>0,05

Стрем- низкий 16% 16% р>0,05 18% 22% р>0,05

ление к средний 64% 80% р<0,05 56% 50% р>0,05

доминированию высокий 20% 4% р<0,05 26% 28% р>0,05

низкий 20% 36% р>0,05 34% 32% р>0,05

Эскапизм средний 64% 54% р>0,05 44% 30% р>0,05

высокий 16% 8% р>0,05 22% 38% р>0,05

отметить, что значимыми оказались низкий уровень принятия других, высокий уровень принятия других, высокий уровень самопринятия, средний уровень стремления к доминированию, высокий уровень стремления к доминированию.

В контрольной группе уровень социализированности немного понизился: на 16% стал ниже уровень адаптации личности, на 20% уровень принятия других людей, на 12% самопринятия, на 16% стал выше уровень избегания решения проблем. Рассмотрим данные диагностики по анкете С.В. Книжни-ковой, направленной на выявление отношения школьников к современной популярной медиапродукции [7]. Ответы на вопросы анализировались с целью выяснения изменения отношения школьников к ме-дианасилию, сценам с девиантным поведением, а также степени осознанности влияния медиапродукции на личностное развитие.

В экспериментальной группе за период эксперимента повысилось количество школьников, которые не снялись бы в агрессивных фильмах, так как не одобряют их, также стал выше процент тех, кто снимется, если это одобрят близкие (р<0,05). В контрольной группе значимых изменений не произошло, за исключением того, что повысился процент тех, кто снимется, если за съемку хорошо заплатят и если фильм обещает стать популярным.

Кроме того, в экспериментальной группе у школьников появилось сознательное отношение к просмотру современной медиапродукции: повысилось количество тех, кто считает, что просмотр жестоких и агрессивных фильмов небезопасен и опасен, также стал ниже процент тех, кто считает такие фильмы полезными. В контрольной группе произошли негативные изменения: существенно понизился процент тех, кто считает, что агрессивные и жестокие фильмы опасны для детей и подростков (на 40%).

Отметим также, что значительно вырос процент тех, кто не хотел бы, чтобы его ребенок восхищался негативным главным героем, что также говорит о сознательном восприятии современной медиапро-дукции и умении критически ее оценивать. В контрольной группе на 52% повысилось количество тех, кто хотел бы, чтобы ребенок восхищался агрессивным и жестоким главным героем.

Отметим, что стал ниже процент тех, кто считает, что его ценности никак не меняются под воздействием медиапродукции. Процент тех, кто стал замечать, что медиапродук-ция может негативно повлиять на развитие личности, стал выше. Это говорит о том, что школьники экспериментальной группы стали внимательнее анализировать ценности, преподносимые медиасредой.

В контрольной группе существенных изменений в ответах на данный вопрос не произошло. После результатов реализации программы были установлены следующие трудности организации профилактики деструктивного влияния медиапро-дукции на школьников:

- трудности личностного характера:

1) слабая заинтересованность педагогов в реализации программы и в целом в решении проблемы девиантогенного воздействия ме-диапродукции на социализацию школьников;

2) неграмотная и некомпетентная оценка медиапродукции педагогами;

3) нежелание и отсутствие времени у педагогов на создание авторской программы по профилактике девиантного поведения, в том числе по профилактике девиантогенного воздействия медиапродукции;

4) недостаточное внимание классных руководителей к личным проблемам школьников своего класса, неумение верно выстраивать отношения с родителями школьников;

5) слабая заинтересованность, несерьезное отношение школьников к профилактическим мероприятиям;

6) недисциплинированность, безответственность некоторых школьников в связи с отсутствием форм контроля на мероприятиях;

7) отсутствие возможности каждого школьника из класса посетить все мероприятия программы по личным причинам (болезнь, семейные обстоятельства, соревнования и т.д.);

- трудности целевого характера:

1) неверная постановка целей программы, в результате чего -ошибки в создании и реализации программы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) несоответствие целей школьного, регионального планирования работе по профилактике девиантно-го поведения;

- трудности информационно-содержательного характера:

1) отсутствие учебного предмета в школе по данной теме и, вследствие этого, готовых учебных и методических (тетради для школьников, пособия) материалов для педагогов и школьников;

2) сложность в составлении программы для всей школы, адаптированной под определенный возраст;

- трудности в области педагогической коммуникации:

1) сложность во взаимодействии и построении работы с родителями в направлении профилактики девиантогенного воздействия медиапродукции;

2) проведение педагогами классных часов по теме исследования в привычном стиле лекции, а не в различных формах подачи информации (дискуссии, деловые игры и т.д.);

3) недостаточные способности в области эффективного взаимодействия у педагогов, школьников и родителей.

В процессе реализации программы из выделенных трудностей были нивелированы следующие: слабая заинтересованность педагогов в реализации программы и в решении проблемы девиантогенного воздействия медиапродукции на социализацию школьников; неграмотная и некомпетентная оценка медиапро-дукции педагогами; неверная постановка целей программы; сложность во взаимодействии и построении работы с родителями в направлении профилактики девиантогенно-го воздействия медиапродукции; выполнение педагогами классных часов в привычном стиле лекции; слабая заинтересованность, несерьезное отношение школьников к подобным мероприятиям.

Примечания:

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 322 с.

2. Брушлинская Л.В. Криминальное насилие в семье и его трансляция средствами массовой информации // Проблемы медиапсихологии / сост. Е.Е. Пронина. М.: РИП Холдинг, 2002. С. 72-86.

3. Жмуров Д.В. Сценарная агрессия. Влияние СМИ на криминализацию молодежи. М.: Феникс, 2007. 317 с. URL: http ://npocmo.info/scen/scen_index.html

4. Книжникова С.В. Медиабезопасность подрастающего поколения: минимизация угроз девиантного поведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 37. С. 236-240. URL: https://e-koncept. ru/2015/95670.htm

5. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Информация для всех, 2007. 192 с.

6. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 206 с.

7. Книжникова С.В. Методика девиантологического анализа современных ме-диатекстов // Вестник Орловского государственного университета. 2012. № 9(29). С. 234-238.

8. Бондаренко Е.А. Медиабезопасность личности в информационном пространстве современной школы // Вестник ЧелГУ. 2013. № 21. С. 25-32. URL: http://cyberleninka.ru article/n/mediabezopasnost-lichnosti-v-informatsionnom-prostranstve-sovremennoy- shkoly

9. Кочерга С.А., Ефимова Л.Л. Информационная безопасность детей // Российский и зарубежный опыт. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 239 с.

References:

1. Berkowitz L. Aggression: causes, consequences and control. SPb.: Prime-Euroznak, 2001. 322 pp.

2. Brushlinskaya L.V. Criminal violence in the family and its translation by the mass media // Problems of Media Psychology / comp. by E.E. Pronina. M.: RIP Holding, 2002. P. 72-86.

3. Zhmurov D.V. Scenario aggression. The influence of the mass media on the criminalization of youth. M.: Phoenix, 2007. 317 pp. URL: http: //npocmo.info/scen/ scen_index.html

4. Knizhnikova S.V. Media security of the younger generation: minimization of threats of deviant behavior // Scientific and methodical electronic journal «Concept». 2015. P. 37. P. 236-240. URL: https://e-koncept.ru/2015/95670.htm

5. Fyodorov A.V. Development of media competence and critical thinking of students of a pedagogical university. M.: Information for All, 2007. 192 pp.

6. Chelysheva I.V. Theory and history of Russian media education. Taganrog: Kuchma Publishing house, 2006. 206 pp.

7. Knizhnikova S.V. Methods of deviantological analysis of modern media texts // Bulletin of Oryol State University. 2012. No. 9 (29). P. 234-238.

8.BondarenkoE.A.Mediasecurityofthepersonintheinformationspaceofthemodern school // Bulletin of ChelSU. 2013. No. 21. P. 25-32. URL: http://cyberleninka.ru article / n / mediabezopasnost-lichnosti-v-informatsionnom-prostranstve-sovremennoy-shkoly

9. Kocherga S.A., Efimova L.L. Information security of children // Russian and foreign experience. M.: UNITY-DANA, 2013. 239 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.