Научная статья на тему 'Диагностика и коррекция девиантного поведения детей'

Диагностика и коррекция девиантного поведения детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2093
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / DEVIANT BEHAVIOR / SOCIAL AND EDUCATIONAL INTEGRATION / DIAGNOSTIC COMPLEX / CORRECTING AND DEVELOPING PROGRAMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галич Галина Олеговна, Корчагина Луника Николаевна, Тупарева Наталья Владимировна

Представлен диагностический комплекс углубленного и целостного изучения состояния здоровья, уровня развития и степени дезадаптации детей, дано описание результатов апробации диагностического комплекса и коррекционно-развивающих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics and Correction of Children's Deviant Behaviour

A diagnostic complex of profound and integral study of state of health, development level and the degree of dysadaptation of children is presented, the description of results of approbation of the diagnostic complex and correcting and developing programs is given.

Текст научной работы на тему «Диагностика и коррекция девиантного поведения детей»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 37.013.42

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

© Г. О. ГАЛИЧ, л. Н. КОРЧАГИНА, Н. В. ТУПАРЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования

e-mail: studentpro@inbox.ru

Галич Г. О., Корчагина Л. Н., Тупарева Н. В. - Диагностика и коррекция девиантного поведения детей // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 607-611. - Представлен диагностический комплекс углубленного и целостного изучения состояния здоровья, уровня развития и степени дезадаптации детей, дано описание результатов апробации диагностического комплекса и коррекционно-развивающих программ.

Ключевые слова: девиантное поведение, диагностический комплекс, коррекционно-развивающие программы.

Galich G. O., Korchagina L. N., Tupareva N. V. - Diagnostics and Correction of Children’s Deviant Behaviour // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 607-611. - A diagnostic complex of profound and integral study of state of health, development level and the degree of dysadaptation of children is presented, the description of results of approbation of the diagnostic complex and correcting and developing programs is given.

Keywords:deviantbehavior, socialandeducationalintegration,diagnosticcomplex, correctinganddevelopingprograms.

В любом обществе, независимо от того на какой стадии развития оно находится, всегда были люди с поведением отклоняющимся от общепринятой нормы.

Особенностью девиантного поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности илиокружающимлюдям.Рассматриваемоеповедение преимущественноможноохарактеризоватькакстойко повторяющееся (многократное или длительное). Особенностью девиантного поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации [2].

Анализлитературыпоказывает, что существуют различные подходы к классификации видов девиантного поведения. Различия в этих подходах связаны с признаками, положенными в основу классификации (медицинские, психологические, педагогические, социальные). Социально-педагогическая классификация видов девиантного поведения включает такие его виды, как асоциальное, делинквентное, зависимое и суицидальное.

Девиантное поведение может формироваться как у детей с проблемами в развитии (интеллектуальном, речевом, эмоционально-волевом и физическом), так и у детей с нормальным развитием [2].

Как показывает практический опыт, дети с проблемами в развитии составляют группу «риска» и девиации в их поведении являются следствием ( «вторичный социальный вывих», по словам Л.С. Выготского). Современная педагогика осознала необходимость интеграции этой категории детей в массовую

общеобразовательную школу. Однако приоритетным направлением в работе с ними является диагностика и коррекция первичных недостатков. Вместе с тем, недостаточно внимания, на наш взгляд, уделяется коррекции и профилактике девиантного поведения у детей, которое является вторичным. Это связано с отсутствием системы экспресс-диагностики, которая позволяла бы определить доминирующий тип девиантного поведения и оценить степень его выраженности; адекватных и апробированных программ профилактики, коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения. [1].

Успешной социализации и интеграции детей с девиантным поведением может способствовать реализация современной модели помощи этой категории обучающихся,основанная наздоровьесберегаю-щих принципах и инновационных педагогических технологиях.

В рамках данной модели предусмотрены процедуры разноуровневой диагностики степени выраженности девиантного поведения у детей, определение на этой основе вида социально-образовательной интеграции, а также объем и содержание помощи со стороны службы сопровождения. Эффективное решение медицинских, психологических, социально-педагогических, логопедических и других задач службой со-провожденияпозволитснизитьстепеньвыраженности девиантного поведения у конкретного ребенка и определить емудругой вид социально-образовательнойин-теграции. [1].

Реализация данной модели должна осуществляться на основе данных комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, которые позволят определить в дальнейшем содержание коррекционно-педагогической помощи в системе интегрированного обучения. Это потребовало разработки комплексной электронной программы психологопедагогической и медико-социальной диагностики, направленной на углубленное и целостное изучение состояния здоровья, уровня развития и степени дезадаптации детей.

Диагностический комплекс состоит из двух частей (этапов):

1) программа экспресс-диагностики девиантного поведения;

2) диагностика состояния здоровья и психофи-зиологическихособенностейобучающихся,склонных к девиантному поведению.

Разработанная диагностическая программа предполагает на первом этапе выявление детей группы риска. С этой целью была разработана программа экспресс-диагностики степени отклонений в поведении школьников. Она позволяет оценить поведение

ребенка, значимые сферыотношений, учебную, общественную и трудовую деятельность ребенка и дает возможность оценить степень проявления девиаций в образовательной среде. Кроме того, для выявления вида девиантного поведения были разработаны экспресс-опросники. Они позволяют определить детей, склонных к конкретным видам девиантного по-ведения(агрессивному,делинквентному,зависимому, суицидальному). Оценка имеет уровневый характер, что позволяет выявить степень выраженности отклоняющегося поведения.

На втором этапе осуществляется более подробное и комплексное изучение состояния здоровья, физического развития, эмоциональной сферы, индиви-дуально-личностныххарактеристик,особенностеймо-тивационной и познавательной сфер, потенциальных возможностей семьи и значимых сфер жизнедеятельности ребенка с отклоняющимся поведением. Диагностика включает 4 блока:

1) карта учета состояния здоровья школьника;

2) психологическая диагностика;

3) педагогическая диагностика;

4) социально-педагогическая диагностика.

Структура диагностического комплекса

I этап: Экспресс - диагностика девиантного поведения

Экспресс -диагностика вида девиантного поведения

Карта выявления химической зависимости

Карта диагностики риска суицида

Карта определения компьютерной (игровой и интернет) зависимости

Карта определения уровня агрессивности

Карта оценки риска делинквентного поведения

II этап: Диагностика состояния здоровья и психофизиологических особенностей обучающихся,

склонных к девиантному поведению

Диагностический комплекс был представлен в виде электронной программы, что позволило упро-ститьиускоритьпроцедуруобследованиядетей,сохра-нять полученные данные в течение всего периода обучения с целью получения катамнестических сведений.

Данный диагностический комплекс был успешно апробирован в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы № 26, 28, 30, 63, 64, 74.

В исследовании приняли участие школьники 3-х-11-х классов в количестве 200 человек.

Экспериментальную группу составили 100 учеников, из них 97 мальчиков и 3 девочки (распределение по полу репрезентативно). Учеников 3 класса -4 человека, 5 класса - 4 человека, 6 класса - 4 человека, 7 класса - 24 человека, 8 класса - 20 человек, 9 класса -16 человек, 10 класса - 16 человек, 11 класса - 12 человек. Все они состоят на внутришкольном учете в связи с теми или иными нарушениями поведения. На каждого ученика имеется характеристика, составленная классным руководителем и социальным педагогом.

В контрольную группу вошли учащиеся тех же ступенейобучения втомжеколичественном распределении, из них 92 мальчика и 8 девочек. Все эти школьники успевают в учебе и соблюдают нормы поведения в школе. На каждого ученика имеется характеристика классного руководителя.

Все испытуемые прошли полное обследование по разработанной программе. Диагностика проводилась в два этапа.

На первом этапе определялась степень отклонений в поведении и выраженность конкретных видов девиаций.

Прежде всегоэкспериментальнаяи контрольная группа сравнивались по степени отклонений в поведении, определенных на основе данных соответствующей карты. Результаты указывают на существенные различиямеждугруппами:подавляющеебольшинство учеников (от 88% до 76%) контрольной группы нормально адаптированы. В сфере поведения и значимых отношений ни один ученик не является дезадаптированным. В сфере учебной активности 18% учеников умеренно дезадаптированы: у них отмечаются трудности в усвоении учебного материала, невысокая познавательная активность. Все эти дети обучаются в классе компенсирующего обучения. Однако они вполне адаптированы в основных сферах школьной жизни.

Ученики экспериментальной группы показали иные результаты. Нормально адаптирована из них небольшая часть: от 20% до 4%. В сфере поведения и значимых отношений около трети дезадаптированы: соблюдают нормы поведения только при наличии внешнего контроля, не имеют устойчивых дружеских отношений, легко вовлекаются в конфликты. 4% учащихся имеют выраженную степень дезадаптации в сфере поведения. Самые выраженные отклонения наблюдаются в сере обучения: нормально адаптированы только 2 ученика (4%), а дезадаптированы - 80%, у пятой части трудности в обучении носят выраженный характер, отношение к учению негативное. относительно более благополучная картина наблюдается в сфере значимых отношений: нормально адаптированы в этой сфере 20% учеников, у половины испытуемых выявлена возможная дезадаптация. Учеников с выраженной дезадаптацией в этой сфере не отмечается.

У 16% учащихся из экспериментальной группы не отмечается отклонений в поведении и значимых отношениях. Все эти подростки были поставлены на учет в связи с единичным административным правонарушением (распитием слабоалкогольных напитков в компании сверстников). У стойчивые проблемы в поведении у этих учеников отсутствуют.

Далее определялась степень выраженности (риска) конкретных видов девиаций.

У большинства учеников контрольной группы не выявлены поведенческие девиации. По таким видам девиаций, как химическая зависимость и делинквентное поведение, риск отсутствует полностью (100% учеников соответствую уровню нормы). Риск суицидальногоповеденияотмеченуодногоучащегося, агрессивное поведение - у 12% испытуемых (степень

выраженности умеренная). Больше других отклонений в контрольной группе выражена компьютерная зависимость средней степени - у 28% учеников.

В экспериментальной группе количество учащихся, у которых отсутствует риск возникновения какого-либо вида девиации, значительно меньше (различия по всем видам девиаций значимы по критерию X2 при р<0,01). Только риск суицидального поведения отсутствует больше чем у половины учеников. По остальным видам девиаций около половины испытуемых (от 40% до 50%) имеют среднюю степень, а около трети (24%-30%) - выраженную степень отклонений.

Чаще других встречается выраженная степень химической зависимости (табакокурение, употребление спиртных напитков, возможно - наркотических веществ) - 30% учеников, и компьютерная зависимость - 34% испытуемых.

Количество девиаций, выявленных у одного человека, различно. Испытуемые контрольной группы либо не имеют отклонений в поведении (59%), либо у них отмечена девиация только одного вида (41%). В экспериментальной группе практически у всех учеников (92%) выявлены девиации от двух до пяти видов. Степень их выраженности различна: как правило, один из видов отклонений имеет выраженную степень, а остальные - среднюю. Чаще всего сочетаются агрессивное поведение, склонность к компьютерной зависимости и риск химической зависимости, а также склонность к делинквентному поведению.

Эти данные согласуются с результатами, полученными по опроснику склонности к отклоняющемуся поведению (методика СОП), с которым работали сами учащиеся: у 98% испытуемых диагностирована склонность к нескольким девиациям средней или выраженной степени. Однако такой результат не исклю-чаетгипердиагностики и подчеркивает необходимость участия нескольких педагогов в экспертной работе.

На втором этапе проводилась диагностика состояния здоровья, физического развития, эмоциональной сферы,индивидуально-личностныххарактеристик,осо-бенностей мотивационной и познавательной сфер, по-тенциальныхвозможностейсемьиизначимыхсфержиз-недеятельности ребенка с отклоняющимся поведением.

По состоянию здоровья экспериментальная и контрольная группа не различаются: две трети учеников не имеют существенных отклонений, 16% в той и другой группе имеют умеренно выраженные отклонения, около пятой части - имеют серьезные проблемы в состоянии здоровья.

Достаточно заметные различия обнаруживаются в социальной ситуации учащихся экспериментальной и контрольной групп. В контрольной группе у 88% учеников социальная ситуация развития благоприятна для полноценной социализации ребенка. Семья обладает высоким потенциалом и успешно справляется со своими функциями. Свободное время ребенка организовано и контролируется взрослыми. У небольшой части испытуемых (12%) социальная ситуация развития характеризуется наличием проблем,

чтосвидетельствуетовозможнойдезадаптацииребен-ка. В экспериментальной группе таких учеников уже большинство (60%), а еще 6% воспитываются в неблагоприятных условиях, семья в данном случае плохо справляется с воспитательными функциями. Благоприятная социальная ситуация в экспериментальной группе отмечается только у трети учащихся.

В сфере обучения различия между экспериментальной и контрольной группой выражены еще ярче. В контрольной группе большинство учеников (70%) хорошо усваивают учебный материал, не имеют пробелов в знаниях, имеют достаточную мотивацию и учебную активность. 18% школьников имеют пробелы в знаниях, их учебная активности неустойчива. 12% учеников имеют существенные трудности в учебе и негативно относятся к учению. Как отмечалось выше, это ученики классов компенсирующего обучения. Неуспешность в обучении является фактором риска, однако в данном случае компенсируется благополучием в социальной ситуации.

В экспериментальной группе хорошо успевает всего лишь 6% испытуемых. Большинство их (60%) испытывает трудности в учебе, а еще треть - стойко неуспевающие, с негативным отношением к школе.

По большинству психологических показателей выявлены различия между экспериментальной и контрольной группами, однако не все они являются статистически значимыми.

Значимые различия выявлены по уровню интеллекта, учебной мотивации, наличию акцентуации характера,склонностикотклоняющемусяповедению.

По уровню интеллекта (особенно вербального) почти все ученики экспериментальной группы не соответствуют норме, что обуславливает трудности в осмыслении и усвоении учебного материала. Соот-ветственно,уровеньучебноймотивациинедостаточен: положительное отношение к учению, познавательный интерес отсутствуют, 42% учащихся имеют сниженный уровень мотивации учения, а у 58% испытуемых выявлено негативное отношение к учению. Эти результаты однозначно говорят о необходимости педагогической коррекции и поддержки учеников с девиантным поведением. Такая работа может проводиться параллельно с основной коррекционно-развивающей работой в индивидуальной форме либо включаться непосредственно в учебный процесс.

В контрольной группе преобладают школьники с нормальным уровнем интеллекта и учебной мотивации. Ученики с явно недостаточным для полноценного усвоения школьных знаний уровнем интеллекта составили 12%. Негативное отношение к учению в данной группе отсутствует.

Достоверно чаще, чем в контрольной группе, у школьников экспериментальной группы встречаются акцентуации характера (55% и 11% соответственно). В основном диагностированы акцентуации гипер-тимного, параноидного, демонстративного, неустойчивого типов.

Склонность к отклоняющемуся поведению почти не встречается у испытуемых контрольной группы,

но наблюдается у подавляющего большинства учеников экспериментальной группы (98%), причем у четверти из них достигает степени дезадаптации. Как ужеотмечалосьвыше, результат, выходящийзапреде-лы нормы, диагностирован по двум и более шкалам. У многих испытуемых наблюдается снижение волевого контроля, что делает более вероятным проявление девиантного поведения.

В целом хотелось бы отметить, что данные психологической диагностики не столько указывают на факт наличия причин и факторов дезадаптации, сколько дают ценную дополнительную информацию, необходимую при выборе конкретных форм и содержа-нияпрофилактическойи коррекционно-развивающей работы. Различия между экспериментальной и контрольной группами в этом случае мало информатив-ны,посколькуотклонениепокакому-либопоказателю от уровня нормы может компенсироваться другими психологическими свойствами и характеристиками.

Таким образом, проведенное исследование по-казало,чторазработаннаядиагностическаяпрограмма достоверно дифференцирует группы адаптированных детей и детей с девиантным поведением и позволяет выявить факторы риска, области неблагополучия -основу для выбора направлений, форм и конкретного содержания коррекционно-развивающей работы.

В группе детей с нормативным поведением результаты диагностики указывают на возможные факторы дезадаптации и позволяютопределить необходимость и направление профилактической работы.

Таким образом, учащиеся с девиантным поведением характеризуются следующими особенностями.

Дезадаптация максимально выражена в сфере учебной активности: низкая успеваемость, учебная активность, неумение самостоятельно работать, негативное отношение к школе. Можно предположить, что у части детей исследуемой группы трудности в учебе были изначально и могли стать (через негативное отношение к учению, а затем и к педагогам и всем нормам и правилам, которые они олицетворяют) одной из причин отклонений в поведении. У другой же части отклонения в поведении могли привести к пренебрежению учебными занятиями, снижению учебной мотивации и, как следствие, накоплению пробелов в знаниях.

Среди конкретных видов девиантного поведе-ниячащедругихвстречаютсяхимическаязависимость и делинквентное поведение. У большинства учащихся отмечено более двух видов девиаций одновременно, обычно разной степени выраженности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что разработанная диагностическая программа достоверно дифференцирует группы адаптированных детей и детей с девиантным поведением и позволяет выявить факторы риска, области неблагополучия - основу для выбора направлений и форм коррекционно-развивающей работы.

В группе детей с нормативным поведением результаты диагностики указывают на возможные факторы дезадаптации и позволяют определить направление профилактической работы.

С целью оценки эффективности предложенных нами программ в трех образовательных учреждениях из тех, где апробировалась диагностическая программа, педагоги-психологи провели групповую коррекционно-развивающую работу. Численность групп составила от 8 до 12 человек, таким образом, в работу было включено 32 ученика из экспериментальной группы, учащиеся 7 - 11-х классов. Работа проводилась на протяжении полутора-двух месяцев.

Были использованы следующие программы:

• профилактика асоциального поведения

• модификация поведения

• копинг-профилактика использования психоактивных веществ.

По окончании коррекционной работы была по-вторнопроведена диагностикасиспользованиеммето-дик на определение степени отклонений в поведении, вида и степени выраженности девиации, педагогической и психологической диагностики.

Вовсехдиагностируемыхсферахотмечаетсяне-большая положительная динамика: у пяти учеников (16%) уменьшились поведенческие отклонения, у троих (9%) улучшились взаимоотношения со взрослыми и/или сверстниками, у двоих (6%) повысилась учебная активность. У всех этих испытуемых отклонения в поведении снизились на одну ступень: с выраженной дезадаптации - на умеренную, с умеренной - на возможную дезадаптацию, с ВДА - на уровень нормы.

Как и поведение в целом, выраженность отдельных видов девиантного поведения несколько уменьшилась. Наиболее заметная динамика отмечается по такому виду девиации, как агрессивное поведение. Степень его выраженности снизилась у пяти учеников (16%).Этиданные подтверждаются результатами психологической диагностики по опроснику Басса-Дарки и методики СОП. Изменения в поведении произошли у тех учащихся, чья агрессивность была обусловлена несформированностью навыков общения и отсутствием референтной группы сверстников. Меньше всего изменилось поведение, связанное с компьютерной зависимостью (1 человек, или 3%).

Результатыпедагогическойдиагностикипоказа-ли позитивные изменения у четырех учащихся (13%). Улучшение этих показателей за такой короткий срок обусловлено, конечно, не улучшением учебных результатов, а изменением отношения к учебе и повышением учебной активности за счет улучшения отношений с педагогами и /или сверстниками. Динамика всоциально-педагогическихпоказателяхотмечаетсяу двух учеников (6%) в сфере свободного общения ребенка по тем же причинам.

Данные психологической диагностики также от-ражаютвышеописанныетенденции:утехшкольников, которые обнаружили положительную динамику в поведении, снизились показатели агрессивности, повысился уровень волевого самоконтроля, возросла объективность самооценки и оценки окружающих, улучшилось эмоциональное состояние на уроках.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа показала, что применение предложенных коррекционно-развивающих программ дает положи-тельныйэффект.Ограниченностьдиагностированных измененийобусловлена, во-первых, непродолжительным сроком коррекционной работы, во-вторых, тем, что в каждой экспериментальной группе применялась только одна программа. Мы имеем основания предположить, что при условии последовательной и систематичной профилактической и коррекционной работы, а также при осуществлении соответствующей подготовки педагогов и родителей, результативность предложенных программ будет достаточно высокой.

Благодарности. Работа выполнена при поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект № 3.2.1/13323).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Екжанова, Е. А., Резникова, Е. В. Основы интегриро-ванногообучения:пособиедлявузов.М.:Дрофа,2008. 286 с.

2. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2007. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.