Научная статья на тему 'Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних'

Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
3827
299
Поделиться
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Леус Э. В., Соловьев А. Г., Сидоров П. И.

Систематизированы сведения о существующих методах диагностики и выявления видов отклоняющегося поведения у детей и подростков, обоснован эффективный метод раннего выявления склонности к девиантному поведению.

Juvenile Deviant Behavior Diagnostics

Data on current methods of diagnostics and detection of deviant behavior types in children and adolescents have been systematized; an effective method of early detection of a tendency to deviant behavior has been put forward.

Текст научной работы на тему «Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ФИЗИКА

УДК 616.89-008.48-072.8-053.5/.6 ББК 691.9

Леус Эльвира Викторовна

кандидат биологических наук, доцент кафедра психологии Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

г.Архангельск Соловьев Андрей Горгоньевич доктор медицинских наук, профессор Институт ментальной медицины Северный государственный медицинский университет

г.Архангельск Сидоров Павел Иванович доктор медицинских наук, профессор,

Академик РАМН заслуженный деятель науки РФ Институт ментальной медицины Северный государственный медицинский университет

г.Архангельск Leus Elvira Viktorovna Candidate of Biology,

Assistant Professor Chair of Psychology Northern (Arctic) Federal University named after М^. Lomonosov

Arkhangelsk Soloviev Andrey Gorgonievich Doctor of Medicine,

Professor Institute of Mental Medicine Northern State Medical University Arkhangelsk

Sidorov Pavel Ivanovitch Doctor of Medicine,

Professor,

Academician of the Russian Academy of Medicine

Honored Scientific Worker of the Russian Federation Institute of Mental Medicine Northern State Medical University Arkhangelsk

Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних Juvenile Deviant Behavior Diagnostics

Систематизированы сведения о существующих методах диагностики и выявления видов отклоняющегося поведения у детей и подростков, обоснован эффективный метод раннего выявления склонности к девиантному поведению.

Data on current methods of diagnostics and detection of deviant behavior types in children and adolescents have been systematized; an effective method of early detection of a tendency to deviant behavior has been put forward.

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, ад-диктивное поведение, агрессивное поведение, аутоагрессивное поведение, несовершеннолетние, диагностика

Key words: deviant behavior, delinquent behavior, addictive behavior, aggressive behavior, self-injurious behavior, juveniles, diagnostics.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Администрации Архангельской области по проекту № 11-16-29001 а/С

Проблема отклоняющегося поведения несовершеннолетних - одна из наиболее актуальных в психолого-педагогической науке. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост наркомании и преступности не только среди взрослого населения, но и молодежи. 5,4% раскрытых преступлений в России совершаются несовершеннолетними, среди них до 1/3 - тяжких и особо тяжких, несмотря на то, что последние годы отмечена тенденция к снижению числа данной категории преступлений, имеет место одновременное увеличение тяжести их состава [6]. Тем более актуальным является раннее выявление детей и подростков группы риска, в силу своих психолого-физиологических особенностей и семейной ситуации склонных к девиантному поведению [3, 175].

В современной науке известны различные отраслевые подходы к классификации отклоняющегося поведения: социально-правовой (девиации поведения и отклоняющееся поведение), педагогический (школьная и социальная дезадаптация), клинический (медицинская классификация поведенческих расстройств), психологический [5, 15]. Проанализировав имеющиеся психологические клас-

сификации, нами были выделены ведущие типы аномального поведения личности, которым более всего подвержены несовершеннолетние:

социально желаемое - просоциальное, относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы;

делинквентное - антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством;

аддиктивное - зависимое, проявляющееся, как стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций;

агрессивное - вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность;

суицидальное - аутоагрессия, сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками.

Очевидно, что раннее выявление, как психологических и физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения, прежде всего, созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности, в связи с чем возрастает роль психолого-медико-педагогической диагностики и социального скрининга семейной ситуации. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности, определить наклонности и тенденции в поведении и вовремя составить личностноориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

Целью работы явились систематизация сведений о существующих методах диагностики отклоняющегося поведения у детей и подростков с обоснованием метода раннего выявления склонности к девиантному поведению.

Существуют различные анкеты, карты наблюдений, планы, схемы для сбора первичного материала, которые предполагают беседу с родителями и ребенком, анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт. Например, Карта наблюдения педагогов за проявлением девиантного поведения подростков [4, 63] выделяет в их поведении теоретически допустимые проявления и формы девиантного поведения с помощью явных, внешне представленных «отрезков» их поведения. Она заполняется педагогом, куратором, классным руководителем, школьным психологом. Вопросы предусматривают анализ по следующим направлениям: отклонения в нравственной сфере личности; делинквентное поведение (противоправное, не несущее за собой уголовного наказания); аддиктивное поведение; поведение с отклонениями в сексуальной сфере; аффективное и агрессивное поведение. Каждый блок содержит по 10 вопросов. Анализ карты качественный, шкалы сравниваются относительно друг друга. При этом не предусмотрено изучение отношения самого испытуемого к проблеме и выявлению ее симптомов у себя; нет четких критериев для диагностики полученных числовых результатов. Предполагается сравнение подростков друг с другом или изучение динамики изменений одного человека, но в данном случае возможно искажение результатов, так как испытуемый может изменять свое поведение в зависимости от ситуации (в школе, в присутствии взрослых показывать более «правильное» поведение).

Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения [2, 125] позволяет дать развернутую картину о семейной ситуации, социальном развитии подростка, в то же время она дает недостаточный объем информации для того, чтобы предположить наличие конкретных видов девиаций. Предполагается качественный и количественный анализ без рекомендаций по обработке и интерпретации.

Тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» [7, 183] содержит 98 вопросов по «служебным» и содержательным шкалам склонности к преодолению норм и правил, аддиктивному поведению, самоповреждающему и саморазрушающему поведению, агрессии и насилию, деликвентному поведе-

нию. Однако, он рассчитан на старших подростков, кроме того, имеет достаточно сложную процедуру обработки результатов, при которой производится перевод первичных баллов в стандартные Т-баллы по формуле с использованием коэффициента коррекции, что существенно затрудняет процедуру первичного обследования.

Карта социально-педагогического наблюдения для выявления уровня социального развития дезадаптивных подростков [1, 3] предполагает заполнение анкеты педагогами и социальными работниками на основе наблюдения, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности подростка, характера его взаимоотношений с одноклассниками, учителями, родителями, друзьями, а также в результате бесед, сбора независимых характеристик, которые с учетом условий его семейного и школьного воспитания и внешкольной среды дают специалисты. Методика позволяет собрать сведения о ребенке по следующим направлениям: генеалогический, биологический, бытовой, социальный анамнез, личностные характеристики, особенности поведения, отношение к алкоголю и курению. Несомненное преимущество анкеты в том, что она дает возможность получения данных, непосредственно контактируя с ребенком и его окружением. Вместе с тем, имеет место весьма сложная процедура количественного анализа анкет по принципу ранжирования, создания таблиц и матриц первичных результатов. Отмечается значительная трудоемкость и существенные затраты времени, так как для выявления группы риска по девиантному и отклоняющемуся поведению необходимо обследовать большое количество детей и подростков оперативно и с привлечением небольшого количества исполнителей. По субъективным причинам также возможно искажение предоставляемой информации в процессе бесед. Кроме того, отсутствуют вопросы, позволяющие дифференцировать у ребенка признаки отклоняющегося поведения и собрать семейный анамнез по этому направлению. Социально-педагогическое наблюдение дает лишь общее представление об уровне социального развития подростка, а для более глубокой характеристики требуются специальные методы.

Для проведения массовых обследований и мониторинга, по нашему мнению, в первую очередь необходимо значительно упростить процедуру сбора первичной информации, заменив беседы с окружением подростка доступным тестом, который он заполняет самостоятельно, отмечая предпочтительные варианты ответа. Для этого нами предложена «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» для подростков, которая содержит прямые и проективные вопросы, сгруппированные по следующим шкалам: шкала лжи, делинквентное (противоправное), аддиктивное (зависимое), агрессивное, суицидальное (аутоагрессивное) поведение. Методика позволяет не только выявить склонность к девиантному поведению, но и дифференцировать его по основным видам проявления; заполняется за короткое время, что важно при работе с неусидчивыми, легковозбудимыми, трудными подростками. Простота обработки полученных результатов является достоинством метода при проведении массовых скрининговых обследований.

Преимуществами предлагаемого способа диагностики является ускорение процедуры сбора информации, упрощение процедуры диагностики - тест заполняется самим подростком в течение непродолжительного времени; доступен охват большого числа обследуемых для выявления детей и подростков группы риска за счет понятной формулировки вопросов, удобной конфигурации бланка и простой формы ответов («да», «иногда», «нет»). Результаты методики позволяют констатировать сформированные или формирующиеся у несовершеннолетних виды поведенческих девиаций, что поможет специалистам осуществлять коррекционную и профилактическую работу, разрабатывать программы психолого-педагогического сопровождения подростков, планировать работу с семьей.

Нами была проведена апробация «Метода диагностики склонности к девиантному поведению» на выборке подростков разного возраста и пола, с разным жизненным опытом, разной степенью выраженности девиаций в поведении. В исследовании участвовали 500 учащихся 4-5 классов и 209 учащихся 8-9

классов из 13 общеобразовательных учреждений г. Архангельска и Архангельской области, в том числе 53% мальчиков и 47% девочек.

Выявленная распространенность различных видов отклоняющегося поведения обнаружила общие тенденции в зависимости от возраста: для младших и старших подростков характерна направленность на социально желаемое поведение, как возрастная особенность, свидетельствующая о стремлении принадлежать к референтной группе. Тревожным фактом являются достаточно высокие показатели склонности к аутоагрессивному поведению, проявляющиеся зачастую в мыслях о несправедливости окружающих людей и стремлении прекратить воздействие беспокоящей ситуации избеганием. Предрасположенности подростков к противоправному и агрессивному поведению находятся примерно на одном уровне в каждой возрастной группе и зачастую сопровождают друг друга, когда вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих, может трансформироваться в хулиганские действия, правонарушения в отношении других лиц или чужого имущества. Менее всего выражена тяга к зависимому поведению, что может отражать, как сформированное общественное мнение, так и степень профилактической работы педагогов и других специалистов (рис. 1). Несмотря на аналогичные тенденции, показатели по распространенности девиаций у старших подростков несколько ниже, что является проявлением процесса формирования личности, морально-нравственного созревания, выработки системы ценностно-ориентационного единства (рис. 2).

■ младшие подростки

старшие подростки

Рис. 1. Распространенность видов отклоняющегося поведения подростков

в зависимости от возраста (%).

100 %

80

60

40

20

47

53

■I

37

63

I

36

64

О

I

I

31

69

43

57

а?

&

£-

□ мальчики

□ девочки

младшие подростки

100 %

80

60

40

20

48

52

<0

*

I

43

57

“I—

#

£

£

43

57

39

61

<0

£

&

0

й

&

го

£

а

го

а?

£0

43

57

а?

£

о

а

го

I

□ мальчики

□ девочки старшие подростки

Рис. 2. Распространенность видов отклоняющегося поведения подростков

в зависимости от пола (%

0

0

На основании результатов исследования выявлены идентичные тенденции распространенности разных форм поведенческих отклонений не зависимо от пола и возраста. Более всего представлена направленность на социально предпочитаемое поведение среди сверстников или значимых взрослых, родителей, что является проявлением возрастных особенностей. На втором месте находится аутоагрессивное поведение с причинением вреда самому себе, которое чаще проявляется в виде демонстративного суицида и угроз в адрес родителей. На третьем месте - делинквентное поведение - правонарушительные или противоправные действия, не несущие за собой уголовной ответственности. Далее следует проявление агрессивного поведения, либо скрываемая потребность в вербальнных или физических действиях по отношению к окружающим для снятия физического и психического напряжения, как ответная реакция на жесткие действия сверстников или взрослых. Менее всего проявляется склонность к аддиктивному, зависимому поведению, использованию каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Таким образом, предлагаемая нами методика позволяет быстро и эффективно диагностировать различные формы отклоняющегося поведения разной степени выраженности, что способствует раннему выявлению детей и подростков группы риска для применения адекватных методов первичной профилактики и коррекционного воздействия.

Библиографический список

1. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков [Текст] / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционо-реабилитационной работы. - 1995 г. - №

1. - С. 3-17.

2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клей-берг. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.

3. Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Особенности распространенности девиантного поведения у подростков городской и сельской среды [Текст] /

Э.В. Леус, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев. // Известия Южного федерального университета. - 2009. - № 3. - С. 175-179.

4. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным

поведением: дисс. ... к.пс.н. [Текст] / Н.В. Майсак. - М., 2001. - 213 с.

5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с.

6. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.mvd.ru/ru /ргеввсе^егЫаЙБЙсв/, свободный

7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Изд. Института Психотерапии, 2002. -490 с.

Bibliography

1. Belicheva С.А. Socio-Pedagogical Assessment Methods of Deconditioned Adolescents’ Social Development [Text] / С.А. Belicheva // Herald of Psycho-Social and Correctional and Rehabilitation Work. - 1995. - № 1. - P. 3-17.

2. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V., Manuilov, G.M. Socio-Psychological Diagnostics of Personality Development and Small Groups [Text] / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuilov. - М.: Publishing House of Institute of Psychotherapy, 2002. - 490 p.

3. Kleiberg, Yu.A. Deviant Behavior Psychology [Text] / Yu.A. Kleiberg. - М.: Sfera, 2003. - 160 p.

4. Leus, E.V., Sidorov, P.I., Soloviev, A.G. Peculiarities of Adolescents’ Deviant Behavior Prevalence in Urban and Rural Milieu [Text] / E.V. Leus, P.I. Sidorov, A.G. Soloviev // News of the South Federal University. - 2009. - № 3. - P. 175179.

5. Maisak, N.V. Personal Features of Younger Adolescent with Deviant Behavior: Diss. ... Cand. of Psych. [Text] / N.V. Maisak. - М., 2001. - 213 p.

6. Mendelevich, V.D. Deviant Behavior Psychology [Text] / V.D. Mendelevich. -М.: MEDpress, 2001. - 432 p.

7. Official Site of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Electronic Resource] - Access Mode: http://www.mvd.ru/ru/presscenter/statistics/, free