Научная статья на тему 'Телевизионные предпочтения как предикторы девиантного поведения в подростковом возрасте'

Телевизионные предпочтения как предикторы девиантного поведения в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1596
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / TELEVISION PREFERENCES / MEDIA CONSUMPTION / DEVIANT BEHAVIOR / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криворучко Марина Владимировна

Представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей девиантного поведения в подростковом возрасте в зависимости от предпочитаемого телевизионного контента. Определено, что все предпочитаемые подростками телепередачи носят развлекательный характер и 77 % из них превышают возраст, разрешенный к просмотру. Выделено шесть факторов телевизионных предпочтений: юмористические передачи и сериалы канала ТНТ, юмористические передачи и сериалы канала СТС, реалити-шоу канала ТНТ, криминально-развлекательные передачи, развивающие и развлекательные передачи, мистические передачи. Выявлена слабая, но значимая роль в увеличении рисков девиантного поведения подростков, предпочитающих юмористические передачи, сериалы и реалити-шоу канала ТНТ. Напротив, увлечение развлекательно-развивающими передачами может выступать барьером к проявлению девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Television Preferences as Predictors of Deviant Behavior in Adolescial Age

The article presents the results of a study aimed at identifying features of deviant behavior in adolescence, depending on the preferred television content. It was determined that all television programs preferred by adolescents are entertaining in nature and 77 % of them exceed the age allowed for viewing. Six factors of television viewing are highlighted: comic programs and TNT series, comic programs and CTC series, TNT channel reality shows, criminal and entertainment programs, educational and entertainment programs, mystical programs. Revealed a weak but significant role in increasing the risk of deviant behavior of adolescents who prefer humorous programs, TV shows and reality shows on the TNT channel. On the contrary, the fascination with entertaining-developing programs can act as a barrier to the manifestation of deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Телевизионные предпочтения как предикторы девиантного поведения в подростковом возрасте»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 1. С. 57-67. УДК 316.37

DOI: 10.25513/2410-6364.2019.1.57-67

М. В. Криворучко

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАК ПРЕДИКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей девиант-ного поведения в подростковом возрасте в зависимости от предпочитаемого телевизионного контента. Определено, что все предпочитаемые подростками телепередачи носят развлекательный характер и 77 % из них превышают возраст, разрешенный к просмотру. Выделено шесть факторов телевизионных предпочтений: юмористические передачи и сериалы канала ТНТ, юмористические передачи и сериалы канала СТС, реалити-шоу канала ТНТ, криминально-развлекательные передачи, развивающие и развлекательные передачи, мистические передачи. Выявлена слабая, но значимая роль в увеличении рисков девиантного поведения подростков, предпочитающих юмористические передачи, сериалы и реалити-шоу канала ТНТ. Напротив, увлечение развлекательно-развивающими передачами может выступать барьером к проявлению девиантного поведения.

Ключевые слова: телевизионные предпочтения; медиапотребление; девиантное поведение; подростковый возраст.

M. V. Krivoruchko

TELEVISION PREFERENCES AS PREDICTORS OF DEVIANT BEHAVIOR IN ADOLESCIAL AGE

The article presents the results of a study aimed at identifying features of deviant behavior in adolescence, depending on the preferred television content. It was determined that all television programs preferred by adolescents are entertaining in nature and 77 % of them exceed the age allowed for viewing. Six factors of television viewing are highlighted: comic programs and TNT series, comic programs and CTC series, TNT channel reality shows, criminal and entertainment programs, educational and entertainment programs, mystical programs. Revealed a weak but significant role in increasing the risk of deviant behavior of adolescents who prefer humorous programs, TV shows and reality shows on the TNT channel. On the contrary, the fascination with entertaining-developing programs can act as a barrier to the manifestation of deviant behavior.

Keywords: television preferences; media consumption; deviant behavior; adolescence; media consumption.

Развитие современного общества неразрывно связано с развитием и распространением современных коммуникационных и информационных технологий. Большинство исследователей отмечают усиливающееся влияние масс-медиа на все сферы жизнедеятельности общества. При этом обращается внимание, что одними из наиболее активных потребителей медиапродукции выступают лица подросткового и юношеского возраста [1; 2]. В частности, отмечается, что в среднестатистической российской семье, где есть несовершеннолетние дети, телевизор включен до

© Криворучко М. В., 2019

7-8 часов в день [3]. Анализ характера телепотребления российской подростковой аудиторией показал, что просмотр телепрограмм занимает более 3 часов в день у 22,7 % лиц в возрасте 12-16 лет, от 2 до 3 часов - у 26,4 %, от 1 до 2 часов - у 34,8 %. При этом наибольшая доля времени телесмотрения приходится на телесериалы (28,5 %), на второе место выходят развлекательные программы (22,3 %), на третье - кинофильмы (18,5 %) [4]. Объем и влияние информации, доступной ребенку, возросли настолько, что можно говорить об информационной социализации личности, а

информация превращается в один из ведущих факторов социализации, такой же мощный как семья, школа или референтная группа.

Говоря о влиянии средств массовой информации (СМИ) на подростков, важно отметить, что они действуют на неокрепшую психику детей, которые еще не могут самостоятельно выбрать нужное и отбросить вредную информацию. Чаще всего предлагаемая информация просто навязывается, и критически ее осмыслить, рассмотреть с разных точек зрения ребенку бывает трудно [5]. Подобное отсутствие критичности в подростковом возрасте, по мнению А. М. Прихожан, определяет особый статус, ответственность и роль СМИ в процессе социализации подростка. Происходит, как отмечает исследователь, «скрытая программа социализации» подростка через неконтролируемое взрослым, стихийное влияние СМИ [6]. При этом влияние может быть как положительным, гармонирующим с развитием личности и общества, так и неблагоприятным, деструктивным [7].

В настоящее время всё чаще обращается внимание исследователей на то, что СМИ распространяют информацию, пропагандирующую социальные девиации. Большая часть исследований направлена на изучение роли, прежде всего, телевидения в распространении агрессии и насилия в первую очередь у детей и молодежи [7-17].

Изучение зарубежных и отечественных медиа показывает обилие сцен, содержащих агрессию и насилие. Приблизительно в 90 % телефильмов встречаются сцены драк и насилия. В телевизионных программах США показывают 5 актов насилия в час в вечернее время и 18 актов насилия в дневное время по выходным. Очень много сцен насилия в мультфильмах, в них в среднем происходит 26 актов насилия в час. Детские мультфильмы содержали больше насилия, чем все остальные разновидности развлекательных программ, включая боевики и детективы [17]. Журнал «Journal Children and Media» постоянно обновляет статистику, которая показывает, что объем насилия на телеэкране не снижается [10]. Исследование А. В. Федорова, направленное на изучение сетки вещания федеральных каналов, за одну неделю выявляет, что практически все телеканалы (кроме СТС) включали в свои новостные выпуски (от 3 до 8 раз в сутки) материалы, содержащие сцены насилия (документальные

съемки жертв убийств, катастроф, военных действий, терроризма и т. д.). Наряду с этим специализированные передачи о насилии и преступлениях, например, «Дежурная часть», «Криминал», составляют около 9 часов эфирного времени в неделю и легко доступны для просмотра несовершеннолетней аудиторией [15]. Мониторинг шести ведущих телеканалов России, проведенный под руководством К. А. Тарасова, выявил, что «суммарная продолжительность сцен насилия в одном фильме колеблется в диапазоне от менее одной минуты до 31 минуты. Продолжительность среднестатистической сцены насилия - почти 7 минут. На чистый показ насилия ТВ отводит 9,5 % экранного времени» [14]. Статистика свидетельствует, что и на российском телеэкране можно увидеть сцену насилия каждые 15 минут, а вечером - каждые 10 минут По другим подсчетам Центра социологии образования Российской академии образования в среднем на 1 час телетрансляции в нашем эфире приходится 4,2 сцены насилия и эротики [10].

Многочисленные зарубежные исследования показывают наличие убедительной связи между наблюдаемым экранным насилием и агрессивным поведением детей и подростков [8; 11; 13; 17]. Наряду с этим отмечается, что значительное время просмотра ТВ, как правило более 3 часов в день, а также предпочтение в возрасте 8-12 лет программ, демонстрирующих насилие, выступают значимыми предикторами агрессивного поведения, в том числе и преступного в зрелом возрасте [8; 11]. При этом влияние СМИ не является безусловным и единственным и опосредуется множеством факторов, среди которых значимая роль отводится факторам среды (конфликтные отношения с родителями, наблюдение или повторение агрессивного поведения в реальном социальном контексте), индивидуальным особенностям (агрессивность как черта характера, низкий уровень познавательных способностей, мужской пол, наличие эмоциональных и поведенческих расстройств), особенностям наблюдаемого материала (привлекательность агрессора, натуралистичность и высокая детализация агрессивного поведения, демонстрация его позитивных последствий и отсутствия наказания, оправдание благой целью) [8; 11; 17].

Отечественные исследования также показывают положительную связь между про-

смотром медианасилия и агрессивным поведением, при этом обращается внимание на то, что телевидение является основным источником информации о противоправных действиях несовершеннолетних и регулярный просмотр экранных сцен насилия и жестокости приводит к снижению порога чувствительности к жестокости, обесцениванию человеческой жизни и искажению нравственных ценностей, стимулирует агрессивно-насильственное поведение самого телезрителя [7; 9; 12; 15; 16; 18].

Воздействия масс-медиа на девиантное поведение подростковой аудитории рассматриваются в контексте их роли в формировании зависимого поведения. Абсолютное большинство исследований обращается к изучению нехимических зависимостей, прежде всего игровой и интернет-зависимости [19]. Наряду с этим зарубежные исследования свидетельствуют о влиянии просмотра телевизионных программ на формирование химических зависимостей, в частности, на потребление алкоголя и табачных изделий. Несмотря на то, что в соответствии с российским законодательством демонстрация табачных изделий, процесса их потребления, а также реклама алкогольной продукции полностью запрещена в передачах, предназначенных для детей [20-22], тем не менее контент-анализ показывает, что развлекательные программы содержат наибольшее количество рекламы алкоголя, они показывают особый стиль жизни, связанный с потреблением алкоголя, используются технологии «продакт плэйсмент» (вплетение алкогольных напитков в сюжет демонстрируемых программ). Показ алкогольных напитков происходит, как правило, в «прайм тайм», музыкальных программах, спортивных программах. Например, на музыкальном канале MTV подростки могут видеть потребление алкогольных напитков в среднем каждые 14 минут. По другим данным алкоголь представлен в 35 % музыкальных видео [23]. Исследование А. Ю. Матосовой показало, что «развлекательный паттерн телесмотрения», объединяющий в себе игровые, музыкально-развлекательные, спортивные, эротические передачи, оказывает положительный эффект на потребление алкоголя как прямо, так и опосредовано: через отношение к пьянству и алкоголизму. Чем больше развлекательных программ в структуре телесмотрения, тем более толерантное отношение к пьянству и алкоголизму имеет подросток и, следовательно,

больше уровень потребления алкоголя. Общий вывод из исследования состоит в том, что наиболее информативными предикторами употребления алкоголя стали особенности семейных отношений, способ проведения свободного времени и паттерн телесмотрения [23].

Заключительный этап обзора исследований воздействия массмедиа на девиантное поведение подростков посвящен изучению влияния сексуально-ориентированной медиапро-дукции на половое поведение подрастающего поколения. В ходе ранее проведенных эмпирических исследований было выявлено, что наиболее популярными источниками информации о сексе у подростков являются телевидение (38,8 %), второе место по значимости занимают ближайшее социальное окружение, друзья (26,1 %) и родители (25,2 %) [24]. Сексуально откровенные материалы в СМИ имеют большое значение вследствие их предполагаемой связи с рисками ранней половой жизни, беременностями несовершеннолетних, половых девиаций, распространением заболеваний, передающихся половым путем [8; 17].

В США при анализе исключительно телевизионных передач исследователи обнаружили, что дневные сериалы содержат гораздо больше упоминаний о сексе, чем программы лучшего эфирного времени. Однако телевизионные персонажи вечерних передач значительно чаще говорят о половых актах и чаще упоминают о сексуально девиантном поведении. Затрагивая тему половых отношений, большинство персонажей телесериалов ссылаются не на секс между супругами, а на добрачные или внебрачные сексуальные связи [8]. На основе просмотра передач музыкального телеканала MTV (171 час) эксперты обнаружили 3056 эпизодов, связанных с демонстрацией сексуальных сцен, а также 2881 упоминание о сексе, причем «сексуальные мотивы» появляются с интервалом в 2 минуты. Согласно данным родительского совета, «зрителями этих передач являются 73 % мальчиков и 78 % девочек в возрасте от 12 до и 19 лет... » [25, с. 222]. Наряду с этим отмечается, что значительная часть медиапродукции носит развлекательный, зрелищный, юмористический характер и при этом большая часть намеков, комментариев и презентаций моделей сексуального поведения относится именно к подобным телепередачам.

Многочисленные зарубежные исследования позволили выделить ряд последствий восприятия сексуально откровенной медиа-

продукции. Прежде всего, регулярное потребление сексуально откровенных медиама-териалов обычно приводит к постепенному изменению ценностей или установок, при которых предварительно табуированное поведение становится приемлемым [8]. Изменения в ценностях и установках проявляются в том, что переоценивается частота встречаемости нетрадиционных форм секса в реальности, отдаются предпочтения сексуальным отношениям без эмоциональной привязанности, наблюдается снижение стремления к браку, моногамии и желанию иметь детей, складывается более терпимое отношение к добрачным и внебрачным половым связям [17].

Исследования данной проблематики в отечественной науке немногочисленны. Одной из таких работ является исследование И. Г. Лаверычевой, которое продемонстрировало связь высокого уровня девиантности исследованных юношей с актуализацией их полового интереса на фоне откровенной публичной пропаганды секса и чрезмерной сек-суализации современной социальной среды. Наряду с этим обнаружены высоко значимые связи между показателем сексуальной вольности и общим показателем социальной деформации личности, определяемым по сумме вредных привычек, включая сквернословие, табакокурение, интенсивное потребление алкоголя и снисходительное или одобрительное отношение к наркопотреблению. Выяснилось, что в качестве первичных форм нравственной деформации, запускающих потребление табака, алкоголя и наркотиков, выступают сквернословие и реже — половая вольность [26].

Наше исследование, направленное на изучение социальных представлений о нормах сексуального поведения и телевизионных предпочтений в подростковом возрасте, показало, что наибольший интерес в подростковой среде вызывают передачи развлекательного, юмористического характера: молодежные комедийные телесериалы (например, «Интерны», «Универ», «Реальные пацаны»), юмористические передачи («Comedy club», «Наша Russia»), реалити-шоу («Дом-2», «Каникулы в Мексике»). Подростки, отдающие предпочтение данным передачам, в целом обнаруживают более либеральное отношение к половому поведению своих сверстников и существенное снижение возрастных ограничительных норм: они значимо чаще отмечают, что оптимальный возраст начала половой жизни де-

вушки - 16 лет, юноши - 15 лет, склонны сокращать период между знакомством и началом половых отношений до 1-3 месяцев, увеличивать приемлемое количество сексуальных партнеров для юношей до пяти и более [27].

Итак, многочисленные исследования воздействия медиа на девиантное поведение в подростковом возрасте показывают достаточно высокую патогенность медиавоздействия и актуализируют необходимость разработки комплекса мер по нивелированию потенциально негативных эффектов и обеспечению безопасной информационной среды как одного из важнейших современных институтов социализации подрастающего поколения. Следует отметить, что работа по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетней аудитории активно ведется на государственном уровне: принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вносятся поправки в закон «О рекламе», Роском-надзором разработана Концепция информационной безопасности детей [4; 20-22]. Наряду с этим, несмотря на предпринятые меры, отмечается целый ряд проблем, характеризующих информационное потребление несовершеннолетней аудиторей:

• недостаточное количество отечественной медиапродукции высокого качества для детей и подростков во всех возрастных группах, дефицит которой заполняется зарубежной, преимущественно американского производства;

• недостаточное количество телепрограмм для детей и подростков на крупных телеканалах, притом что специализированные детские телеканалы пока не стали доступными всему населению страны;

• значительные трудности в оценке и предотвращении возможных негативных последствий воздействия СМИ из-за отсутствия широкомасштабных исследований медиапо-требления детской, подростковой и юношеской аудитории;

• низкий контроль со стороны родителей за телепотреблением подростков;

• рассогласование между нормой Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которой программы, разрешенные к просмотру лицам, достигшим возраста 16 лет, должны транслироваться в эфире после 21 часа и до 7 часов по местному

времени, и реальной доступностью данного контента для детской и подростковой аудитории, а также реальной практикой телесмотрения - наибольшая подростковая аудитория (22 %) собирается у телевизора в интервале времени от 21 до 22 часов;

• игнорирование подростками возрастной маркировки медиапродукции и отсутствие самоконтроля и самоограничения со стороны подростков в отношении телепередач, не разрешенных к просмотру [4; 28].

Таким образом, сохраняется актуальная необходимость регулярной оценки рисков обращения подростковой аудитории к различной медиапродукции, в том числе превышающей разрешенный к просмотру возраст.

Итак, наше исследование направлено на подтверждение предположения, что предпочтение подростками телепередач, маркированных «16+», может выступать предиктором риска девиантного поведения.

В нашем исследовании под девиантным поведением мы, вслед за Е. В. Змановской, будем понимать устойчивое поведение личности, отклоняющееся от социальных норм, причиняющее ущерб окружающим или самой личности, которое сопровождается социальной дезадаптацией [29].

На основании классификации И. А. Фурманова и Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» нами выделены следующие виды девиантного поведения:

• аддиктивное поведение, прежде всего курение, увлечение азартными играми, употребление алкоголя и веществ наркотического характера;

• делинквентное поведение, прежде всего вымогательство, ложь, порча общественной и личной собственности, воровство и несоблюдение дисциплины;

• отклонение в сексуальном поведении, прежде всего ведение половой жизни;

• суицидальное поведение;

• вербальная и физическая агрессия [16;

20].

В нашем исследовании приняли участие 119 человек - учащиеся 7-8 классов школ г. Омска в возрасте 13-15 лет (57 девочек и 62 мальчика), 8 экспертов (классные руководители и школьный психолог).

Нами были использованы следующие методики сбора данных: авторская анкета, направленная на изучение особенностей обращения к ТВ, наиболее предпочитаемых

подростками передач и частоты обращения к ним; опросник ДАП-П [30], направленный на выявление лиц, склонных к различным формам девиантного поведения; анкета для экспертной оценки школьным психологом и классным руководителем склонности к де-виантному поведению подростков.

В качестве методов обработки данных мы использовали корреляционный анализ (г-Спир-мена), факторный анализ методом главных компонент, множественный регрессионный анализ прямым пошаговым методом.

На первоначальном этапе исследования для определения наиболее предпочитаемых подростками телепередач был составлен список, состоящий из 146 телевизионных передач, транслируемых по телевидению не менее одного месяца по основным федеральным каналам (Первый канал, «Россия 1», MTV, СТС, ТВ3, НТВ, РЕН-ТВ, «Перец», «Культура», ТНТ, 12 канал, МУЗ-ТВ). В рамках пилотажного исследования на выборке 50 человек данный список был сокращен до 35 передач, к которым подростки обращаются чаще всего. Сразу же следует отметить, что только 8 передач, предпочитаемых подростками, маркированы «12+», все остальные передачи разрешены к просмотру лицам, достигшим 16-летнего возраста. В десятку самых популярных среди подростков передач вошли сериалы «Воронины» (16+), «Кухня» (16+), «Универ» (16+), «Интерны» (16+), юмористические передачи «Уральские пельмени» (16+), «Comedy club» (16+), «Даешь молодежь!» (16+), «6 кадров» (16+), мультфильм «Губка Боб квадратные штаны» (12+) и «Битва экстрасенсов» (16+). При этом 46,2 % подростков отмечают, что проводят перед телевизором в среднем 1-2 часа в день, 33,6 % подростков тратят на просмотр ТВ-передач более 3 часов в день, и 15,1 % - менее 1 часа в день.

Следующим этапом нашего исследования стало выделение факторов телесмотрения подростковой аудитории. Полученные данные частот предпочтения выделенных на предыдущем этапе 35 передач по выборке в целом показало хорошую применимость факторного анализа на данной выборке и к данным переменным (КМО = 0,734, Bartlett's Test of Sphericity = 1123,068 при р < 0,001). Полученная в результате применения метода главных компонент факторная структура представлена в табл., включает в себя 6 факторов, которые описывают 58,78 % общей диспер-

сии. В факторы вошли те передачи, факторная нагрузка которых превышает 0,3.

Факторная структура телевизионных предпочтений у подростков

Фактор (%) Переменные, вошедшие в фактор Факторные нагрузки переменных

Юмористические передачи и сериалы канала ТНТ (22,028) «ХБ» 0,813

«Comedy club» 0,720

«Standup» 0,612

«Зайцев +1» 0,533

«Универ» 0,521

«Интерны» 0,491

«Дружба народов» 0,374

Юмористические передачи и сериалы канала СТС (10,842) «Даешь молодежь!» 0,701

«Воронины» 0,653

«6 кадров» 0,603

«Кухня» 0,553

«Уральские пельмени» 0,502

Реалити-шоу канала ТНТ (8,763) «Холостяк» 0,774

«Дом 2» 0,742

«Перезагрузка» 0,719

«Каникулы в Мексике» 0,527

Криминально-развлекательные передачи (6,859) Вести. Дежурная часть 0,630

«ЧП обзор за неделю» 0,487

«Поле чудес» 0,445

«След» 0,352

Развивающие и развлекательные передачи (5,275) Познавательные программы 0,707

Спортивные программы 0,618

«КВН» 0,461

«Один в один» 0,315

Мистические передачи (5,009) «Битва экстрасенсов» 0,870

Полученная факторная структура отражает тематические и канальные предпочтения современных подростков. Наибольший интерес у подростков вызывают юмористические сериалы и передачи каналов ТНТ и СТС, при этом все передачи, вошедшие в факторную структуру, кроме спортивных, познавательных программ, «КВН» и передачи «Один в один», маркированы «16+». Наибольший вклад в факторную структуру вносит первый фактор, объединяющий в себе юмористические передачи и сериалы канала ТНТ. Вся данная продукция, особенно передачи «ХБ», «Comedy club», «Standup», в сетке вещания смещается на более позднее время, чтобы быть менее доступной для несовершеннолетней аудитории, отличается доминированием тем сексуального характера, часто содержит

нецензурную брань, презентует модели де-виантного поведения и делает это в агрессивной, часто циничной и неуважительной юмористической форме.

Второй фактор характеризует предпочтения подростками юмористических передач и сериалов канала СТС. Несмотря на то, что все, входящие в данный фактор, передачи маркированы «16+», их чаще можно увидеть в дневное время. Данные передачи отличает более мягкий юмор, практически отсутствует нецензурная брань, достаточно редко можно встретить темы, сопряженные с насилием и жестокостью, которые, чаще всего, осуждаются, темы интимных отношений и девиаций поднимаются, но без излишней детализации.

Интерес представляет третий фактор, объединивший в себе реалити-шоу канала ТНТ, фокусирующие свое внимание на интимных межличностных отношениях, которые в свою очередь изображаются достаточно натуралистично. Данные передачи изобилуют откровенными обсуждениями секса, часто содержат демонстрацию вербальной и физической агрессии со стороны участников шоу, нередки случаи незензурной брани, демонстрации без излишней детализации случайных половых связей и интимных отношений между лицами, не состоящими в браке.

Четвертый фактор отражает интерес подростков к передачам преимущественно криминальной тематики. Следует отметить, что данные передачи содержат достаточно натуралистичные изображения катастроф, несчастных случаев, аварий, их жертв, презентует последствия девиантного поведения. Важным является тот факт, что в большинстве случаев лицо, совершающее противоправное деяние, разоблачается и наказывается. Вхождение в данный фактор программы «Поле чудес» вызывает некоторое удивление, наряду с этим возможным объяснением может быть тот факт, что представленные передачи по сюжету представляют изначально некую интригу, загадку, которую необходимо разгадать. А важными факторами успешности разгадки выступают, с одной стороны, удача, счастливый случай, с другой - умственные способности участников.

Пятый фактор является единственным, который объединяет в себе передачи, соответствующие возрасту участников исследования. Следует пояснить, что на первоначальном этапе исследования подросткам был

предложен перечень из 146 передач и предоставлена возможность указать еще любые передачи, которые подростки чаще всего просматривают. В результате пилотажного опроса подростками достаточно часто дополнительно упоминались единичные передачи, не указанные в основном списке. Единичный характер упоминаний вынудил нас объединить их в две группы, названные нами «Спортивные программы», включающие в себя трансляции матчей, спортивные новости и обсуждение спортсменов и спортивных событий, а также «Познавательные программы», представленные преимущественно различными каналами кабельного телевидения «Discovery Channel», «National Geographic», «Da Vinci Learning». В данный фактор также вошли развлекательные передачи «КВН» и «Один в один», в которых практически отсутствует презентация моделей отклоняющегося поведения. В данных передачах могут встречаться отдельные бранные выражения, но не нецензурная лексика, сцены, содержащие элементы агрессивного или сексуально ориентированного поведения, носят эпизодический характер без излишней детализации.

Шестой фактор образуется только одной передачей «Битва экстрасенсов», которая относится к жанру мистических передач. В данной передаче достаточно часто освещаются несчастные случаи, убийства и самоубийства, различные формы насилия и жестокости, в том числе в отношении половой неприкосновенности личности, показываются последствия различных форм девиантного поведения. Следует отметить, что, несмотря на относительно высокую детализацию обсуждения девиантного поведения, его натуралистичное изображение практически не встречается. Наряду с этим можно обнаружить очевидное осуждение различных девиаций через акцентирование внимания на их негативных последствиях как для отдельной личности, так и ее ближайшего окружения.

Таким образом, выделенная структура телевизионных предпочтений подростков демонстрирует ярко выраженный гедонистический и рекреативный характер обращения подростков к ТВ. При этом передачи, формирующие 5 факторов из 6, содержат программы, демонстрирующие различные модели отклоняющегося поведения, и не разрешены к просмотру данной возрастной группы. Выявленные особенности телепотребления могут

выступать факторами риска девиантного поведения подростков.

Изучение выраженности различных девиаций у подростков происходило с применением самоотчетной стандартизированной методики ДАП-П, а также с привлечением экспертов (классных руководителей и школьного психолога).

Согласно результатам применения опросника ДАП-П у 47 % учащихся выше нормы выражено аддиктивное поведение, у 33,6 % -делинквентное, у 16,8 % - суицидальное. Наряду с этим по совокупности проявления различных форм девиантного поведения не выявлено ни одного подростка с высокой склонностью с девиантному поведению. Представленные самоотчетные данные вызывают опасения, так как почти в половине случаев подростки демонстриуют склонность к употреблению психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и табачных изделий.

Данные по ДАП-П в целом согласуются с экспертными оценками, которые выводились из оценок классного руководителя и школьного психолога. Каждому из экспертов был предложен перечень из 20 вариантов девиа-нтного поведения, сгруппированных в такие виды, как агрессивное поведение (вербальная и физическая агрессия), делинквентное (самовольные уходы из дома, воровство, бродяжничество, порча имущества), аддиктивное (курение, употребление алкоголя, наркотиков), отклонения в сексуальном поведении (ведение половой жизни). Экспертам предлагалось оценить, наблюдали ли они каждый из 20 вариантов девиантного поведения у каждого из учащихся. Выраженность наиболее распространенных форм девиантного поведения подростков по данным экспертных оценок:

1) вербальная агрессия (47,9 %);

2) курение (26,8 %);

3) употребление алкогольных напитков (24,3 %);

4) физическая агрессия (14,2 %);

5) употребление веществ наркотического характера (11 %);

6) ведение половой жизни (10 %);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) азартные игры (10 %).

Так, в подростковой среде в половине случаев (47,9 %) преобладает вербальная агрессия, поскольку в современной культуре использование нецензурной лексики становится нормой. Практически четверть всех респондентов курят и употребляют алкогольные

напитки. По 10 % опрошенных употребляют вещества наркотического характера, ведут половую жизнь и играют в азартные игры. Скорее всего, приобретение такого рода поведенческих характеристик связано с желанием подростков скорее стать взрослыми. В строгом смысле по всей выборке по данным экспертных оценок может быть выделено 3 подростка с высокой выраженностью девиа-нтного поведения, все они мужского пола.

Итак, оценка выраженности различных форм девиантного поведения показала, что в структуре подростковых девиаций доминирует вербальная и физическая агрессии, а также табакокурение и употребление алкогольных напитков.

Следующий этап исследования направлен на выявление связей между особенностями телепотребления и формами девиантного поведения по выборке в целом. Так, выявлено незначительное количество интересных и противоречивых корреляций. В частности, чем больше подростки предпочитают потреблять контент, соответствующий их возрасту, тем реже они склонны демонстрировать такие частные формы девиантного поведения, как ложь (га = -0,214 при р < 0,05), употребление алкогольных и энергетических напитков (га = -0,188 при р < 0,05), драка (га = -0,256 при р < 0,01), курение (га = -0,166 при р = 0,07). Выявлена связь между превышением возраста просматриваемых передач и отклонениями в половом поведении (га = 0,173

при р = 0,06), риском аддиктивного поведения (га = 0,2 прир < 0,05).

Наряду с этим интерес представляют неоднозначные связи между временем обращения к ТВ и спецификой девиантного поведения. Так, с одной стороны, выявлены значимые прямые связи между риском девиантного поведения и временем обращения к ТВ (га = 0,206 при р < 0,05). С другой - выявлены значимые отрицательные связи между временем обращения к ТВ и делинквентным поведением (га = -0,230 при р < 0,05). Выявленные взаимосвязи, по-видимому, с одной стороны, показывают, что чем больше времени проводят дети, обращаясь к медиа, тем меньше у них остается времени на реализацию девиант-ного поведения, однако, с другой стороны, увеличение времени медиапотребления статистически достоверно увеличивает риски столкнуться с негативным контентом, влияние которого обусловлено множеством факторов, изучение которых становится перспективой для дальнейших исследований.

Заключительный этап исследования направлен на выявление роли телепредпочтений в предсказании рисков девиантного поведения. Для реализации данной задачи был применен регрессионный анализ прямым пошаговым методом и построены регрессионные уравнения.

Влияние телепредпочтений на аддиктив-ное поведение по методике ДАП-П определяется по следующей формуле:

(1)

Аддиктивное поведение = 5,639 + 1,771 Ф3 - 1,344 Ф5, где Ф3 - реалити-шоу канала ТНТ; Ф5 - развивающие и развлекательные передачи.

Представленное регрессионное уравнение указывает на слабую, но значимую роль ^ = 0,336; ^ = 7,386 при р < 0,001) реалити-шоу канала ТНТ и развивающих передач в детерминации зависимого поведения. При этом передачи жанра реалити-шоу вносят позитив-

Делинквентное пове,

где Ф3 - реалити-шоу канала ТНТ.

ный вклад в риски зависимого поведения, а развивающие передачи - отрицательный.

Регрессионное уравнение показывает тоже слабую, но значимую связь между делин-квентным поведением по методике ДАП-П и предпочтение реалити-шоу канала ТНТ ^ = 0,287; ^ = 6,006 при р < 0,001):

ие = 7,353 + 1,617 Ф3, (2)

Полученные зависимости (1, 2) свидетельствуют о том, что натуралистичное изображение межличностных отношений, сопровождающихся различными девиациями, при которых персонажи передач становятся популярными именно за счет более яркой выраженности различных форм отклоняющегося

поведения, может выступать фактором де-линквентного и зависимого поведения в подростковом возрасте.

Зависимости между отклонением в половом поведении, суицидальным риском и телепредпочтениями выявлено не было. Возможно, отсутствие подобных зависимостей

обусловлено тем, что тема аутоагрессивного Интересной оказалась обусловленность

поведения в предпочитаемых подростками выраженности агрессивного поведения по телепередачах практически не представлена. данным экспертных оценок:

Агрессивное поведение = 0,794 + 0,221 Ф1 - 0,243 Ф2 - 0,247 Ф5, (3)

где Ф1 - юмористические передачи и сериалы канала ТНТ; Ф2 - юмористические передачи и сериалы канала СТС; Ф5 - развивающие и развлекательные передачи.

Полученные зависимости показывают, как модели для подражания. Вместе с тем бо-

что увлечение юмористическими телепереда- лее мягкий, несколько более интеллектуаль-

чами канала ТНТ слабо, но значимо (Я = 319; ный юмор, а также обращение к познаватель-F = 4,331 при р < 0,01) увеличивает риски ным программам в большей мере способ-

проявления вербальной и физической агрес- ствуют развитию критического мышления, сии, а обращение к передачам и сериалам ка- что в свою очередь может выступать барье-

нала СТС и развивающим передачам препят- ром к демонстрации агрессивного поведения. ствует их проявлению. Подобные взаимосвя- Делинквентное поведение по данным зи в целом хорошо объяснимы: участники экспертных оценок также слабо, но значимо

данных передач за счет циничного агрессив- связано положительно с предпочтением юмо-

ного юмора добиваются известности и в том ристических передач и сериалов канала ТНТ

числе финансового успеха, становятся чрез- и отрицательно с развивающими программа-

вычайно популярными среди подростковой ми (Я = 0,321; F = 6,676 при р < 0,01): аудитории, которая может их использовать

Делинквентное поведение = 0,488 + 0,167 Ф1 - 0,204 Ф5, (4)

где Ф1 - юмористические передачи и сериалы канала ТНТ; Ф5 - развивающие и развлекательные передачи.

Наибольшей предсказательной силой основании связи телепредпочтений и аддик-(Я = 0,421; F = 6,127 при р < 0,001) обладает тивного поведения по данным экспертных регрессионное уравнение, построенное на оценок:

Аддиктивное поведение = 0,405 + 0,140 Ф1 - 0,193 Ф2 + 0,143 Ф3 - 0,187 Ф5, (5) где Ф1 - юмористические передачи и сериалы канала ТНТ; Ф2 - юмористические передачи и сериалы канала СТС; Ф3 - реалити-шоу канала ТНТ; Ф5 - развивающие и развлекательные передачи.

Выявленные зависимости (4, 5) воспроизводят результаты, обнаруженные в отношении данных самоотчета (1, 2), указывая на значимую негативную роль увлеченности ре-алити-шоу канала ТНТ в детерминации различных форм девиантного поведения, добавляя при этом юмористические сериалы и передачи этого же канала. Наряду с этим увлеченность передачами канала СТС и развивающими программами, напротив, может выступать в качестве фактора, профилактирую-щего девиантное поведение.

Таким образом, наше исследование показало, что несмотря на то, что выявленные взаимосвязи демонстрируют слабую роль телевизионных предпочтений с выраженностью форм девиантного поведения, тем не менее, полученные результаты подтверждают ранее проведенные исследования о том, что обращение к медиаконтенту, не соответствующе-

му возрасту, выступает фактором риска де-виантного поведения в подростковом возрасте. При этом значимым является не столько возрастное ограничение, сколько форма, в которой презентуются модели поведения персонажей телевизионных передач. Безусловно, остаются вопросы о гендерной специфичности телепредпочтений, специфике детско-родительских отношений, личностных особенностей подростков, которые в значительной мере могут опосредовать эффекты телесмотрения, которые станут объектом нашего дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коломиец В. П. Медиасреда и медиапотреб-ление в современном российском обществе // Социологические исследования. - № 1. -2010. - С. 58-66.

2. Назаров М. М. Телевидение и интернет: типология российского медиапотребления // Социологические исследования. - 2014. -№ 6. - С. 116-126.

3. Богатырева Ю. И. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании инфобезопасной среды образовательного учреждения // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 2-3. -С. 14-26.

4. Концепция информационной безопасности детей. - URL: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_ 1.pdf (дата обращения: 28.08.2018).

5. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М. : МГУ, 1991. - 128 с.

6. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М. : МПСИ, 2000. -304 с.

7. Полищук Ю. И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье // Независимый психиатрический журнал. - 2003. - № 1. - С. 62-65. -URL: http://npar.ru/journal/2003/1/mfluence. htm (дата обращения: 18.08.2018).

8. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: пер. с англ. - М. : Издательский дом Вильяме, 2004. - 432 с.

9. Брушлинская Н. Насилие на телеэкране и в жизни // Российская Федерация сегодня. -2002. - № 6. - С. 54.

10. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психологические последствия демонстрации сцен насилия на телевидении // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. -№ 4. - С. 194-204.

11. Ениколопов С. Н. Насилие и массовая коммуникация // Человек как субъект и объект медиапсихологии. - М. : МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. - С. 555-575.

12. Жмуров Д. В. Проблема сценарной агрессии у несовершеннолетних // Вестник ВосточноСибирского института Министерства Внутренних дел России. - 2009. - № 4 (51). -С. 12-18.

13. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. - СПб. : Питер, 2003. — 336 с.

14. Тарасов К. А. Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры - М. : НИИ киноискусства, 2005. - 380 с.

15. Федоров А. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. - Таганрог : Кучма, 2004. - 418 с.

16. Фурманов И. А. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях : мо-ногр. / И. А. Фурманов и др. - Брест : БрГУ, 2014. - 261 с.

17. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 448 с.

18. Челышева И. В. Подростки и медийное насилие: причины и последствия // Ме-диаобразование. - 2011. - № 4. - С. 21-30.

19. См. напр.: Войскунский А. Е. Психология и Интернет. - М. : Акрополь, 2010. - 439 с.; Егоров А. Ю., Кузнецова Н. А., Петрова Е. А. Особенности личности у лиц, зависимых от интернета // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - Т. 5. -№ 2. - С. 20-27; Жмуров Д. В. Компьютерные игры и подростковая агрессия. - URL: https://studopedia.ru/5_18430_vvedenie.html (дата обращения: 18.03.2018); Котляров А. В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый. - М. : Психотерапия, 2006. -480 с.; Чудова И. В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. - 2002. - Т. 22. - № 1. -С. 113-117; Шайдулина А. Ф. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков // Материалы конгресса по детской психиатрии. - М., 2001. -С. 21-35; Янг К. С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2002. -№ 2. - C. 34-45.

20. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». - URL: http://www.co nsultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 09.06.2018).

21. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_142515/f8c54e95e b72faf923b32bbf85e540d607b3eb1f/ (дата обращения: 25.01.2019).

22. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_58968/e4311f6720a4a4457f53bce4382af7 5b7858054e/ (дата обращения: 25.01.2019).

23. Матосова А. Ю. Факторы, детерминирующие приобщение подростков и молодежи к употреблению алкогольных напитков // Современные исследования социальных проблем. -2011. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/ar ticle/n/faktory-determiniruyuschie-priobschenie-podrostkov-i-molodezhi-k-upotrebleniyu-alkogo lnyh-napitkov (дата обращения: 08.06.2018).

24. Сексуальное поведение в подростковом возрасте / В. С. Собакин и др. // Социология образования. Труды по социологии образования. - 2004. - Т. IX. - Вып. XV. -С.163-186.

25. Гринин Л. Е. Звезды без грима: О кумирах шоу-бизнеса, кино и спорта. - М. : АСТ: Астрель; Минск : Харвест, 2007. - 268 с.

26. Лаверычева И. Г. Негативное влияние на психику подростков публичных демонстраций секса в масс-медиа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2013. -№ 156. - С. 49-59.

27. Криворучко М. В., Липских Е. А. Телевизионные предпочтения и детско-родительские отношения как факторы социальных представлений о нормах сексуального поведения в подростковом возрасте // Вестник Ом-

Информация о статье Дата поступления 10 декабря 2018 Дата принятия в печать 17 февраля 2019

Сведения об авторе

Криворучко Марина Владимировна -

старший преподаватель кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: [email protected].

Для цитирования

Криворучко М. В. Телевизионные предпочтения как предикторы девиантного поведения в подростковом возрасте // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 1. С. 5767. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.1.57-67.

ского университета. Серия «Психология». -2013. - № 1. - С. 34-45.

28. Андреева А. Д., Данилова Е. Е. Родительский контроль в современном обществе: приоритеты и формы реализации // Научный диалог. - 2017. - № 4. - С. 220-230.

29. Змановская Е. В. Психология отклоняющегося поведения. - М. : Академия, 2006. -288 с.

30. Федосенко Е. В. Психологическое сопровождение подростков: система работы,диагностика. Тренинги : моногр. - СПб. : Речь, 2006. - 192 с.

Article info

Received

December 10, 2018 Accepted February 17, 2019

About author

Krivoruchko Marina Vladimirovna - Senior Lecturer of the Department of Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].

For citations

Krivoruchko M. V. Television Preferences as Predictors of Deviant Behavior in Adolescial Age. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2019, no. 1, pp. 57-67. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.1.57-67. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.