ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20) 2010
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010
удк 37.013.42
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
© г. о. галич, е. а. карпушкина, л. н. корчагина, н. л. Морозова, н. в. тупарева
Пензенский государственный педагогический университет им. В.г.Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: [email protected]
Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. - Экспресс-диагностика деви-антного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 100-104. -
Представлена программа комплексной экспресс-диагностики девиантного поведения детей и подростков в системе интегрированного образования, дано описание и обоснование содержания основных этапов и направлений диагностики. ключевые слова: девиантное поведение, экспресс-диагностика, медицинская диагностика, педагогическая диагностика, психологическая диагностика, социально-педагогическая диагностика.
Galich G. O. , Karpushkina E. A., Morozova N. L., Korchagina L. N., Tupareva N. V. - Deviations and their Overcoming in Integrated Education System // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 100-104.- Represents a program of complex express diagnostics of children and teenagers in the system of integrated education, the contents of the main stages and areas of diagnostics are described and grounded.
Key words: deviant behaviour, express diagnostics, medical diagnostics, pedagogical diagnostics, psychological diagnostics, social and pedagogical diagnostics.
комплексная медико-психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с девиантным поведением и сопровождение этой категории обучающихся в системе интегрированного образования должны исходить из комплексной диагностики личности с целью выявления прежде всего наличия отклонений (девиаций) поведения, их степени, характера, особенностей, а так же состояния здоровья и индивидуально-психологических особенностей [1].
В настоящее время отсутствует единая комплексная программа или модель диагностического процесса, позволяющая диагностировать наличие конкретного вида отклоняющегося поведения, определить степень дезадаптации, а так же определить характер и особенности проявления отклоняющегося поведения у личности в различных ситуациях социального взаимодействия.
Разработанная авторами диагностическая программа изучения лиц с девиантным поведением предполагает комплексный характер оценки состояния здоровья, поведения, состояния значимой деятельности и значимых сфер отношений, состояния эмоциональной сферы, индивидуально-личностных особенностей, особенностей мотивационной, познавательной сфер, что необходимо для определения причин отклоняющегося поведения и планирования коррекционной, профилактической работы. Такая оценка носит уров-невый характер, что позволяет определить степень дезадаптации и риска возникновения девиаций.
данный диагностический комплекс предназначен для экспресс-диагностики девиантного поведения обучающихся и представляет собой набор различных методик, представленных в электронном виде.
диагностическая работа с данным комплексом включает в себя два этапа. на первом этапе обследуются все обучаемые с целью выявления детей, склонных к девиантному поведению. С этой целью была разработана программа экспресс-диагностики степени отклонений в поведении школьников. Она позволяет оценить поведение ребенка, значимые сферы отношений, учебную, общественную и трудовую деятельность ребенка и дает возможность оценить степень проявления девиаций в образовательной среде. кроме того, для выявления конкретного вида девиантного поведения были разработаны экспресс-опросники. Они позволяют определить детей, склонных к конкретным видам девиантного поведения (агрессивному, делинквент-ному, зависимому, суицидальному), а также выявить степень его проявления.
В результате диагностики на этом этапе выявляется группа детей, имеющих различную степень отклонений в поведении и проявления той или иной девиации (группа риска).
для эффективной организации профилактической и реабилитационной работы с детьми девиантного поведения в системе интегрированного образования и воспитания требуется более тщательный анализ здо-
ровья и психофизиологических особенностей каждого обучающегося, отнесенного к группе риска. Такой анализ возможен только на основе комплексной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики. Поэтому второй этап диагностической программы предусматривает выделение четырех блоков: медицинского, психологического, педагогического и социально-педагогического.
Охарактеризуем содержание каждого этапа диагностики.
I этап. Экспресс-диагностика девиантного поведения
1. диагностика степени отклонений в поведении школьников
Анализ существующих на данный момент методик выявления девиантного поведения в системе интегрированного образования и воспитания детей свидетельствует о недостаточной разработке вопросов диагностики отклоняющегося поведения в различных значимых сферах жизни. Ограниченность, недостаточность существующих подходов выявления девиантно-го поведения, когда не выделены значимые показатели девиации, тормозят как диагностику, так и профилактику, и коррекцию поведения, отклонений в значимых сферах отношений, в учебной, общественной и трудовой деятельности.
для разработки программы диагностики прежде всего необходимо определить те параметры, которые необходимо изучить в процессе исследования, общий поведенческий тезаурус школьников, чье поведение можно считать отклоняющимся. Такие поведенческие параметры, сгруппированные по наиболее важным сферам поведения и отношений, легли в основу карты диагностики девиантного поведения.
далее, исследования ряда авторов показывают, что диагностика с помощью опросников или проективных методик, например, агрессивности не всегда коррелирует с реальным поведением. Поэтому на первом этапе диагностики предпочтение отдается методу экспертных оценок. В роли экспертов выступают педагоги, имеющие возможность наблюдать поведение обследуемых в течение длительного времени, хотя и в ограниченном круге социальных ситуаций. Однако это ситуации, связанные с наиболее значимыми сферами деятельности школьников. Предпочтение в выборе в качестве экспертов отдается педагогам, а не родителям, так как последние нередко бывают менее информированы о поведении детей. В случае применения метода экспертных оценок главная трудность заключается в однозначной формулировке вопросов для экспертов, характеризующих личность и поведение испытуемого, а также учета влияния пристрастности и субъективного опыта эксперта. С целью компенсации влияния последнего фактора рекомендуется использовать оценки, данные несколькими экспертами.
Предлагаемая экспресс-диагностика позволяет не просто факт отклоняющегося поведения, но и оценить степень отклонения, т.е. дифференцировать норму поведения дезадаптацию различной степени в
значимых сферах деятельности и отношений. Заполнение диагностической карты позволит педагогам, выбирая варианты, описывающие конкретное поведение по различным показателям, объективно взглянуть на поведенческие проявления конкретного учащегося.
комплекс включает следующие методики:
• карта экспресс-диагностики степени отклонений в поведении учащихся 1-6 классов для педагога;
• карта экспресс-диагностики степени отклонений в поведении учащихся 1-6 классов для родителей;
• карта экспресс-диагностики степени отклонений в поведении учащихся 7-11 классов для педагога;
• карта экспресс-диагностики степени отклонений в поведении учащихся 7-11 классов для родителей.
каждая карта представляет собой перечень конкретных поведенческих проявлений и характеристик той или иной сферы деятельности или отношений учащегося, различающихся по степени выраженности, что позволяет дать количественную оценку степени отклонений в поведении.
диагностическая карта для педагогов включает следующие разделы: соблюдение норм поведения, отношения с педагогом, отношения со сверстниками, общественная и трудовая деятельность, успеваемость, учебная активность, проявления нарушений поведения. карта заполняется классным руководителем.
диагностические карты заполняются, в том числе, и родителями, но с их согласия. Анкеты для родителей следует рассматривать как дополнительные, особенно в отношении тех параметров, в которых педагог оказывается неинформирован, например: соблюдение норм поведения в семье, отношение к взрослым членам семьи и организация свободного времени школьников. данная информация позволяет выстроить целостную картину в диагностике отклоняющегося поведения, способствует в каждом конкретном случае более грамотно составить программу профилактики и коррекции дезадаптации поведенческих нарушений. В картах для родителей были выделены следующие разделы: соблюдение норм поведения, отношение с взрослыми членами семьи, со сверстниками, отношение к школе, а также организацию свободного времени.
итоговая оценка по каждой карте носит уровне-вый характер: диагностируется норма, возможная дезадаптация, умеренная либо выраженная дезадаптация поведения в значимых сферах отношениях, в учебной, общественной и трудовой деятельности.
2. диагностика вида девиантного поведения
Программа диагностики девиантного поведения должна выявлять помимо общих показателей и те, которые позволят дифференцировать детей в зависимости от вида девиации. Поскольку каждый вид деви-антного поведения имеет свой набор характеристик и признаков, для его выявления разработан комплекс диагностических методик (часть из них составлена на основе имеющихся в литературе [3]). В него входят:
• карта для выявления химической зависимости
• карта диагностики риска суицида
• Карта диагностики компьютерной, игровой и интернет-зависимости
• Карта диагностики уровня агрессивности
• Карта оценки риска делинквентного поведения школьника
Предложенные методики построены по вышеописанному принципу и позволяют выявить вид отклоняющегося поведения и степень его выраженности, что и определяет в дальнейшем направление коррек-ционной работы с ребенком.
II этап. диагностика состояния здоровья и психофизиологических особенностей обучающихся, склонных к девиантному поведению
На этом этапе диагностика проводится по четырем блокам: медицинская, психологическая, педагогическая, социально-педагогическая.
1. медицинская диагностика
Медицинская диагностика проводится специалистами лечебно-профилактических учреждений. Результаты заносятся в карту учёта состояния здоровья, которая заполняется врачами или школьным медицинским работником по данным медицинской карты.
Учёт показателей здоровья детей необходим для определения группы здоровья учащихся, дозирования учебной нагрузки, подбора медикаментозного лечения и проведения профилактических мероприятий. Учёт психосоматического состояния здоровья является очень значимым аспектом при определении коррекци-онно-образовательной программы. Кроме того, осведомлённость о состоянии здоровья учащихся позволяет планово подходить к определению сроков госпитализации для тех детей, которые в ней нуждаются. на занятиях физкультурой и ЛФК специалисты службы сопровождения, медицинские работники и инструкторы по физической культуре совместными усилиями разрабатывают комплексы спортивных упражнений, которые можно выполнять с детьми как в процессе занятий, так и рекомендовать их для закрепления в домашних условиях.
Карта предназначена для регистрации показателей здоровья учащихся и включает следующие параметры отслеживания: медицинские группы здоровья, заболевания, синдромальные состояния.
В структуру карты входят: общие сведения о состоянии здоровья: медицинская группа, заболевания (простудные, инфекционные, вирусные); заключения специалистов о состоянии опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, эндокринной системы, дыхательных путей, органов слуха, зрения, сердечнососудистой, мочеполовой систем.
Степень проявления тех или иных отклонений в состоянии здоровья оценивается в рамках уровневого подхода баллами в соответствии с уровнями: 0, 1, 2, 3. Уровень 0 характеризует отсутствие заболевания; уровень 1 - либо лёгкую степень проявления заболевания, либо его периодичность; уровень 2 - либо среднюю степень, либо часто возникающие заболевания; уровень 3 - либо значительную степень, либо хроничес-
кую форму болезни. наличие синдромальных состояний - гипердинамического синдрома, астенического синдрома, церебрастенического синдрома, неврозо-подобных состояний, синдрома дефицита внимания, гидроцефального синдрома, синдрома ММД и др. оценивается в 10 баллов, поскольку каждый из синдромов связан с теми или иными поведенческими отклонениями в определённых сочетаниях. Это повышает риск возникновения отклоняющегося поведения и определяет соответствие состояния уровню 3.
2. психологическая диагностика
Обоснованная психологическая диагностика позволяет обозначить круг основных проблем, предназначенных для решения в процессе психолого-педагогической коррекции, составить (выбрать) программу коррекции, а так же отследить уровень эффективности коррекционный программы через осуществление мониторинга посредством проведения повторных диагностических срезов.
на основе проводимого изучения личности с отклоняющимся поведением может быть получена комплексная психологическая характеристика, отражающая состояние интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой и нравственной сфер, а также сферы межличностных отношений. Каждая сфера характеризуется рядом показателей, соответствующих относящимся к данной сфере процессам и свойствам. Количественная оценка каждого показателя позволяет оценить степень дезадаптации.
Поскольку перед нами стояла задача разработки электронной программы экспресс-диагностики, необходимо было соблюсти два основных условия.
Во-первых, программа экспресс-диагностики предполагает отбор ограниченного числа методик, позволяющих, тем не менее, дать характеристику причин и факторов возникновения девиантного поведения, а также состояния вышеуказанных сфер психики и личности обследуемых, достаточную, чтобы можно было обоснованно планировать коррекционно-разви-вающую работу.
Во-вторых, эти методики должны быть представлены в электронном варианте, т.е. должны допускать компьютерную количественную обработку и представление результатов, поэтому в комплексе могут быть использованы только стандартизированные методики.
При выборе методик психологической диагностики мы исходили из следующих соображений.
Методики, входящие в диагностический комплекс, должны быть теоретически обоснованы и адекватны возрасту обследуемых, иметь достаточно длительный срок апробации, отвечать требованиям валид-ности и надежности. Стандартизированные методики должны иметь нормативные показатели, характеризующие современную популяцию детей и подростков.
Обеспечение достоверности получаемых данных предполагает контроль тенденции давать социально желательные ответы. Как считает А. Н. Орел, чем более социально неодобряемые виды отклоняющегося пове-
дения мы изучаем, тем большие искажения возможны. Давление социокультурных норм, опасение наказания со стороны взрослых побуждают многих давать социально желательные для данной культуры ответы. Поэтому предпочтение отдается методикам, имеющим шкалу социальной желательности (лжи). При отсутствии такой шкалы специалист, проводящий диагностику, должен учитывать мотивацию школьника в процессе обследования и по возможности создавать адекватную мотивацию в ходе предварительной беседы.
достоверность результатов диагностики с помощью личностных опросников зависит также от способности осознавать и адекватно оценивать собственный личный опыт (способности к личностной рефлексии). Это затрудняет использование опросников в работе с младшими школьниками. Психолог или педагог, проводящий обследование, должен убедиться, что ребенок понимает смысл утверждения и при необходимости его разъяснить.
Комплекс диагностических методик разделяется на основной и дополнительный блоки.
Методики основного комплекса направлены на диагностику ведущих характеристик личности: интеллекта, индивидуально-типологических особенностей, эмоционального состояния, а также типа акцентуации и склонности к отклоняющемуся поведению (для подростков и старшеклассников). Начинать обследование целесообразно с диагностики интеллекта. Интерпретация эмоционально-личностных характеристик осуществляется с учетом уровня интеллектуального развития. Основу диагностического комплекса составляют методики, модифицированные или разработанные Л. А. Ясюковой [4, 5]. Эти методики обладают рядом несомненных преимуществ: они валидизированы на репрезентативной выборке; интерпретация полученных данных развернута, содержательна, адекватна не только возрасту, но и школьной ситуации, содержит не только характеристику диагностируемого параметра, но и условно-вариативный прогноз развития и рекомендации.
Методики дополнительного комплекса направлены на получение информации, конкретизирующей данные, полученные с помощью методик основного комплекса. Они позволяют оценить учебную мотивацию, школьную тревожность, уровень агрессивности, особенности социальной перцепции и самооценки (для подростков и старшеклассников).
Помимо отбора методик, работа над составлением диагностической программы включала приведение оценки и интерпретации результатов к единой схеме, позволяющей оценить степень выраженности отклонений от нормы и/или степень дезадаптации. Для этого были выделены зоны выраженности каждого диагностируемого показателя в следующей логике:
зона 1 - адаптация: уровень, соответствующий норме развития (оптимальная выраженность свойства), обеспечивающий нормальную адаптацию ребенка к социальной среде;
зона 2 - возможная дезадаптация: уровень развития (выраженности свойства), порождающий оп-
ределенные трудности и проблемы; при отсутствии позитивных изменений и, особенно, в сочетании с другими показателями неблагополучия может привести к нарушениям адаптации;
зона 3 - умеренная дезадаптация: уровень развития (выраженности свойства), препятствующий нормальному осуществлению деятельности и/или построению отношений с окружающими;
зона 4 - выраженная дезадаптация: уровень развития (выраженности свойства), приводящий к серьезным нарушениям в деятельности и/или отношениях.
Поскольку разные методики предполагают выделение разного количества уровней диагностируемых показателей, в некоторых случаях выделялось 3 зоны выраженности показателя (адаптация, возможная дезадаптация, дезадаптация) или даже 2 зоны (адаптация, возможная дезадаптация).
итоговая психологическая оценка дается на основании выделения сфер благополучия/неблагополучия и уровня адаптации/дезадаптации по отдельным показателям внутри каждой сферы.
3. Педагогическая диагностика
В третий блок входит «Педагогическая карта диагностики обучающегося». Необходимость этого аспекта диагностики обусловлена тем фактом, что де-виантное поведение гораздо чаще наблюдается у тех детей и подростков, которые переживают стойкий неуспех в учебе.
карта позволяет получить достаточно достоверную информацию относительно успешности или неуспешности учебной деятельности школьника и включает следующие показатели:
- особенности мотивационно-личностной сферы (мотивация учения, устойчивое эмоциональное состояние в школе);
- уровень предшествующей образовательной подготовленности (наличие или отсутствие пробелов в знаниях, развитие учебно-познавательных умений);
- работоспособность;
- познавательная активность;
- сознательность учебной дисциплины школьника.
Педагогическую карту диагностики обучающегося заполняют учителя - предметники и классный руководитель. итоговая (общая) оценка результатов предполагает комплексную (суммарную) оценку по всем показателям и носит, как и вышеописанные оценки, уровневый характер.
4. Социально-педагогическая диагностика
Объектом социально-педагогической диагностики является развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой микросреды, оказывающие значимое влияние на формирование данной личности. В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики микросоциума, особенности семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности,
связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика).
Диагностика включает карту оценки потенциала семьи и карту оценки сферы свободного общения ребенка.
Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социализации и адаптации ребенка требует анализа ее функциональных характеристик. Такой комплексной характеристикой может считаться социальный статус семьи. Учеными выделяются 4 статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой.
На основе анализа данных функциональных характеристик семьи можно сделать вывод о воспитательном потенциале семьи и оценить условия социализации ребенка в условиях семьи.
Карта социально-педагогической оценки потенциала семьи заполняется социальным педагогом и/или классным руководителем. Некоторые данные о семье могут быть получены из беседы с родителями и ребенком и внесены в карту. Итоговая оценка результатов предполагает оценку как каждого статуса семьи, так и общую интегрированную оценку ситуации семейного воспитания. Риск развития дезадаптивных форм нарушения поведения у ребенка тем выше, чем ниже социальный статус и потенциал семьи.
кроме социально-педагогической оценки потенциала семьи целесообразно выявить социальную ситуацию развития и оценить качество свободного общения ребенка. Социальный мир ребенка, а особенно подростка, юноши, выходят далеко за пределы семьи и школы. Вследствие этого социальная ситуация развития индивидуализируется, определяя дальнейшие пути развития детей. По мнению исследователей, на основе адекватной диагностики индивидуальной ситуации развития можно более эффективно решать проблему профилактики труднообучаемости, трудновос-питуемости и различных социальных девиаций, индивидуализировать воспитание, контролировать процесс детского развития (Г. В. Бурменская, Л. Ф. Обухова, А. Н. Поддъяков, М. Ю. Кондратов) [2].
В качестве основных показателей нами были выделены: наличие и характер дружеских связей в сфере свободного общения (вне класса), организация свободного времени ребенка, наличие и характер и устойчивость интересов, культурный кругозор, а также оценка направленности неформальных групп, в которые включен ребенок.
Карта заполняется социальным педагогом или классным руководителем. В некоторых случаях она может быть заполнена родителями или заполнена с их слов.
Использование данного диагностического комплекса, на наш взгляд, даст возможность определить содержание работы службы сопровождения и разработать индивидуальные и групповые профилактические и коррекционные обучающие программы с целью коррекции нарушений поведения у школьников с де-виантным поведением в условиях интегрированного образования.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг)». Проект № 3.1.2/5198.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галич Г.О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. Девиации и их преодоление в системе интегрированного образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2009. № 12 (1б). С. 159-161.
2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. М.: Владос, 2001.
3. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2007.
4. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. (Часть II): Методическое руководство. СПб., 2007.
5. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. (Часть III): Методическое руководство. Книга 1. СПб., 2007